Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Система качества авиаремонтного производства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Национальный авиационный университет

Кафедра машиноведения


Курсовая работа


Тема: Система качества авиаремонтного производства


Выполнил: Воровченко А.Д.

Группа 506 – АКФ

Принял Овсянкин А.М


Киев 2008

содержание


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СИСТЕМА КАЧЕСТВА АВИАРЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА

1.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СК

1.3 ДОКУМЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

2. ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.2 ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУР

2.3 ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СК

2.4 ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ АНАЛИЗЕ НАДЕЖНОСТИ АТ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В


ВВЕДЕНИЕ


В современных условиях мировой рынок выдвигает жесткие требования к поступающей на него продукции. Поэтому при принятии окончательного решения об использовании изделия учитывается комплекс показателей: научно-технические достижения, использованные при его создании, эксплуатационные показатели, результаты маркетинга, уровень производства и сбыта, качество сервиса и другие. В ряде отраслей, например в авиации, главное требование, предъявляемое к изделию - обеспечение безопасности эксплуатации.

Покупатель и потребитель отдают предпочтение новым образцам продукции, если:

- рост эффекта от ее применения опережает рост ее цены;

- продукция имеет новизну и высокое качество;

- продукция соответствует международным и национальным стандартам, условиям её применения ее в стране-покупателе;

- изготовитель гарантирует ее обслуживание, ремонт, снабжение запчастями до конца эксплуатации, организует специальные центры по техническому обслуживанию.

Обеспечение необходимого уровня качества продукции - единственно надежный путь удовлетворения потребностей в современной технике, прогрессивных материалах, увеличении спроса населения на товары.

Переход к рыночным отношениям требует кардинальных изменений в таких сферах, как стандартизация, квалиметрия, сертификация, маркетинг, защита прав потребителей и т.д.

Продукция обладает высоким качеством, если она соответствует требованиям стандартов и нормативной документации. При этом необходимо располагать механизмом подтверждения соответствия изделия предъявляемым к нему требованиям. Таким механизмом является сертификация.

Под сертификацией понимают комплекс действий, в результате которых специальным документом (сертификатом) или знаком соответствия подтверждается соответствие продукции или услуг требованиям стандартов или других документов, взаимосогласованных между потребителями и производителями.

Сертификация - один из важнейших механизмов управления качеством дает возможность объективно оценить продукцию, подтвердить потребителю ее безопасность, организовать контроль соответствия экологической чистоты, а также способствует увеличению конкурентоспособности

Сертификация является средством информации потребителей и может стать одним из наиболее эффективных средств правового регулирования торговых отношений, поскольку опирается на четко сформулированные и доступные для контроля нормативные документы.

Наличие сертификата, который свидетельствует о качестве продукции и результатах испытания ее в признанных международных центрах, сегодня является обязательным условием выхода на внешний рынок и показателем конкурентоспособности.

Сертификат Укравиатранса обязано иметь любое юридическое или физическое лицо, занимающееся деятельностью, связанной с разработкой, производством, ремонтом и эксплуатацией гражданской АТ, которое зарегистрировано на территории Украины. Для выхода на внешние рынки необходима дополнительная сертификация международным (межгосударственным) органом.

Проведение сертификации и надзор за деятельностью авиационной системы Укравиатранс осуществляет введением систем:

1. сертификации организаций и выдачи соотвествующего Сертификата;

2. постоянного надзора за деятельностью сертифицированных организаций с принятием соответствующих мер при несоблюдении ими установленных требований;

3. регулярных и внеплановых проверок соответствия сертификационным требованиям и предоставленных сведений, которые находятся в заявке на получение или продление срока действия Сертификата, фактическому положению с учетом всех изменений и дополнений, которые произошли.

Внедряя систему сертификации организаций, выдачи Сертификата и дальнейшего их инспектирования, обеспечивается защита общественных интересов (пассажиров, потребителей), влияние на деятельность организации по обеспечению летной годности и контроль ее, не посягая на ее самостоятельность и прямую ответственность за обеспечение безопасности авиации.

В данной курсовой работе рассматривается система качества авиаремонтного предприятия на примере системы качества АРЗ 410 ГА и более подробно одна из функций СК - статистические методы.


1. СИСТЕМА КАЧЕСТВА АВИАРЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА


1.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Авиаремонтные предприятия практически лишены права выбора относительно ввода системы качества, т.к. требования по организации СК содержатся в Правилах сертификации организаций по ТО и АП-145 и имеют законодательную силу. Однако в последнее время СК, разрабатываемыя авиационными Изготовителями, учитывают не только требования АП, но и международных стандартов качества ИСО серии 9000:94. Это не требует больших дополнительных затрат, но делает СК лучше и более полной, т.к.:

1. АП требуют обеспечения соотвествия продукции только типовой конструкции (установленным потребностям), при этом эффективность деятельности предприятия не контролируется. Стандарты [2 - 5] требуют учета требований всех акционеров, что позволяет внедрением системы качества достичь высоких экономических показателей.

2. При необходимости предприятие может быть сертифицировано на соотвествие требованиям ИСО, что позволит выйти на рынки, где гарантия соотвествия АП не является достаточной или убедительной.

Хорошо сформированная и структурированная система качества является надежным способом в деле оптимизации и управления качеством с точки зрения выгоды, затрат и рисков.

АРП должно строить свою деятельность на принципах TQM (Total Quality Management) - Общее управление качеством. Организационной и нормативной основой внедрения принципов TQM на предприятии является система качества, построенная в соответствии.

Система качества (СК) предполагает построение такой структуры управления производством, которая гарантирует:

- соответствие самолета заявленным требованиям потребителей и условиям на ремонт при минимальных затратах;

- ремонт каждого экземпляра самолета в соответствии с типовой конструкцией и требованиями безопасности его эксплуатации;

- предупреждение несоответствия уровня качества продукции установленным требованиям, обеспечение проведения Политики предприятия в области качества для достижения поставленных целей.

Достижение основных целей обеспечивается комплексным решением следующих задач СК:

- четким распределением полномочий и ответственности руководителей, подразделений, работников предприятия в области качества;

- документированием СК. Общая структура документации на систему качества оговорена обычно представляются в виде т. называемой «пирамиды качества» (рис. 1.1).

- обучением работников предприятия использованию ее методов и средств;

- выполнением документированных в виде стандартов предприятия (СТП), ГОСТ, ДСТУ, ОСТ, РТМ всех необходимых процедур, правил и методов обеспечения качества;

- активным взаимодействием по вопросам качества с партнерами, изготавливающими элементы конструкции самолета по кооперации, с поставщиками материалов, полуфабрикатов и покупных комплектующих изделий (ПКИ);

- повышением технического уровня ремонта на предприятии, совершенствованием его инфраструктуры, непрерывным совершенствованием СК;

- организацией эффективного технического контроля операций и процессов ремонта и обеспечением его стабильности при ремонте особо ответственных составных частей самолета, проведением комплекса их испытаний;

- совершенствованием системы мотивации персонала предприятия на качественную работу;

- постоянным управлением факторами технологического процесса на всех этапах жизненного цикла продукции.

Основными факторами технологического процесса, влияющими на качество являются:

- качество работ по организации и управлению производством;

- состояние конструкторской, технологической, нормативной документации;

- качество оборудования, оснастки, инструмента, средств измерения и контроля;

- качество сырья, материалов, полуфабрикатов, ПКИ;

- качество хранения и обращения продукции;

- система технического контроля;

- система подготовки и мотивации персонала;

- система гарантийного обслуживания и поддержки эксплуатации;

- состояние организации работ по управлению качеством;

- система информационного обеспечения работ.

Решение задач и достижение целей СК позволит:

- обеспечить конкурентноспособность продукции предприятия, максимально уменьшить свои потери и потери своих потребителей;

- обеспечить стабильное финансово-экономическое положение предприятия;

- сохранить и укрепить человеческие и материальные ресурсы;

- повысить жизненный уровень своих работников.


1.2 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СК


Система качества строится на основе принципов общей теории управления и теории активных систем с учетом специальных требований к авиаремонтному производству и иерархической организационной структуры управления предприятием. Основное направление повышения эффективности в активных системах - создание у всех элементов системы на всех стадиях и этапах производства заинтересованности в принятии и осуществлении самостоятельных решений, исходя из достижения определенных потребителем (в том числе и другим элементом СК) показателей качества. Главная задача организации и управления в СК - создание условий, побуждающих все элементы системы к совершенствованию своей деятельности буквально во всех областях деятельности как в интересах достижения целей предприятия, так и в личных интересах.

Реализация такой СК обеспечивается выполнением следующих общесистемных требований:

- СК является элементом или подсистемой более общей системы управления всем производственным процессом, совместима с ней и учитывает все основные показатели качества: функционального назначения, надежности, технологичности и т.д;

- СК состоит из активных элементов и является самонастраивающейся и самоорганизующейся. Активность элементов обеспечена распределением ответственности и полномочий по функционально-замкнутому принципу и системой взаимных обязательств и претензий подразделений. Самоорганизация обеспечивается системой внутренних проверок и делегированием подразделениям обязанностей по документированию собственных функций;

- СК является постоянно совершенствующейся системой за счет проведения постоянных корректирующих мероприятий по результатам проведения внутренних проверок, анализа и оценки функционирования СК;

- СК обеспечивает универсальность процессов управления качеством по отношению к типу изделия за счет создания единой базы нормативной документации, увязанной с действующей в странах СНГ НД;

- СК ориентирована не столько на косвенное управление параметрами качества (процент бездефектного труда, процент сдачи продукции с первого предъявленияи т.п.), сколько на управление параметрами, прямо связанными с уровнем качества и надежности изделия через систему анализа информации потребителей и проведения постоянных корректирующих мероприятий;

- СК имеет два информационных контура управления: внешний (Разработчик, поставщики и потребители) и внутренний;

- СК нацелена на внедрение достижений науки и техники, постоянное совершенствование и развитие за счет:

а) уточнения состава и содержания функций СК при изменении задач в области повышения качества продукции;

б) анализа опыта эксплуатации и ремонта продукции;

в) периодического пересмотра СТП;

г) развития системы учета и анализа информации о качестве и применения оперативных корректирующих действий;

д) внедрения автоматизированных средств в решении задач управления качеством;

е) совершенствования форм стимулирования за качественную работу.

СК представляет собой совокупность объектов управления, управляющих органов и средств управления, образующих типовой управленческий замкнутый цикл, действующий на всех уровнях управления предприятием (см. рисунки 1.2, 1.3) .

Объектами управления в СК являются факторы технологического процесса, непосредственно влияющие на качество ремонта самолета.

Управляющими органами в СК являются: Руководство предприятия, служба качества, руководители функциональных и производственных подразделений, совещания "День качества".

К средствам управления относятся любые мероприятия (управляющие воздействия), направленные на то, чтобы предупредить любое отклонение по качеству на любом этапе ремонта.

Функционирование СК осуществляется под общим руководством директора завода, который определяет и документально оформляет «Политику завода в области качества» и обеспечивает необходимые условия для ее реализации путем определения ответственности, полномочий и взаимодействия персонала руководящего, выполняющего и контролирующего работы в области качества и обеспечения летной годности. Знание "Политики в области качества" (в дальнейшем "Политики") обязательно для всех работников завода.

В каждом подразделении завода разработаны и внедрены "Положения о подразделениях", в которых определены функции подразделения в СК завода. Разработка и учет Положений о структурных подразделениях завода осуществляется в соответствии с «Руководством по разработке и вводу в действие положений об отделах, бюро, цехах участках и должностных инструкций».

Ответственность и полномочия должностных лиц подразделений завода изложены в соответствующих должностных инструкциях, разрабатываемых согласно "Руководству по разработке и вводу в действие положений об отделах, бюро, цехах /участках/ и должностных инструкций".

Для обеспечения выполнения требований "Политики" персоналу предоставлены соответствующие полномочия и ответственность для проведения мероприятий и выработки рекомендаций, направленных на:

а) предупреждение появления несоответствующей продукции;

б) проверку выполнения решений;

в) контроль за доработкой несоответствующей продукции, ее поставки или монтажа до тех пор, пока выявленные дефекты или неудовлетворительные условия не будут устранены.

Структурная схема управления системой качества завода 410 ГА приведена в [1,Приложение В]. Деятельность назначенных представителей авиационного регистра МАК регламентируется Авиационными правилами АП-183 1А "Руководство. Представители авиационного регистра".

Ответственным за функционирование СК завода является заместитель директора завода по качеству и сертификации.

Функции по управлению СК завода заместитель директора завода по качеству и сертификации реализует посредством организации:

а) разработки, внедрения и поддержания выполнения процедур СК в соответствии с требованиями Международного Стандарта ISO 9002-94, ДСТУ ISO 9002-95, а также государственных и межгосударственных авиационных правил;

б) контроля качества продукции и процессов;

в) метрологического обеспечения производства;

г) входного контроля материалов и комплектующих изделий (КИ);

д) неразрушающего контроля КИ;

е) выявления несоответствий СК, контроля разработки и выполнения корректирующих действий, а также оценки функционирования СК и по ее результатам подготовки соответствующей информации директору завода.

Действия, методы и функции по выполнению требований СК, ее организационная структура и организация работ подразделений по СК изложены в [1].

Управление процессом обеспечения качества на предприятии осуществляется на основе взаимосвязанного выполнения общих и специальных функций в рамках СК.

Общими функциями в системе являются функции, которые реализуются на всех этапах ремонта самолета и на всех уровнях управления:

- планирование;

- учет (контроль);

- оценка;

- анализ;

- регулирование.

Совокупность общих функций в системе реализуется в строгой последовательности, также образуя замкнутый типовой управленческий цикл.

Функция планирования заключается в установлении планирумых показателей качества продукции и работы (ПКПиР) и включает:

- перспективное планирование ПКПиР в рамках целевых организационно-технических программ;

- годовое планирование ПКПиР по цехам и отделам;

- оперативное месячное планирование ПКПиР подразделений;

- планирование работ по совершенствованию СК;

- оперативное планирование мероприятий в рамках совещаний по качеству;

- планирование работ по повышению квалификации и аттестации работников предприятия.

Функция учета (контроля) заключается в сборе и первичной обработке информации о качестве продукции и работы и о затратах на обеспечение заданного уровня качества. Включает в себя:

- сбор информации о несоответствиях и браке в производстве;

- сбор информации об отказах и неисправностях в процессе испытаний и эксплуатации;

- сбор информации о неисправностях и отказах ПКИ;

- сбор информации об основных составляющих технологического процесса;

- сбор информации о материальных (финансовых) потерях предприятия при ремонте и эксплуатации из-за низкого качества ремонта самолетов;

- сбор информации о затратах на мероприятия по качеству и эффективность от их реализации.

Функция оценки заключается в сравнении фактических и планируемых ПКПиР и включает:

- оценка качества ремонта продукции;

- оценка качества основных факторов производственного процесса (конструкторской и технологической документации, метрологического и материально-технического обеспечения, средств технологического оснащения);

- оценка исполнительской дисциплины;

- оценка метрологической дисциплины;

- оценка технологической дисциплины;

- оценка эффективности функционирования СК.

Функция анализа заключается в выявлении причин, вызвавших отклонение ПКПиР от заданных значений и включает:

- анализ качества работы подразделений и исполнителей;

- анализ технического уровня и качества продукции;

- анализ эффективности мероприятий по качеству;

- анализ замечаний от потребителей продукции;

- анализ эффективности функционирования СК.

Функция регулирования заключается в выработке и реализации управляющих воздействий на факторы производственного процесса с целью устранения выявленных отклонений от заданного уровня качества и включает специализированные функции экономического, организационного, технического характера, в том числе:

- разработка и реализация мероприятий по повышению технического уровня производства и качества продукции и работы;

- разработка и внедрение форм материального и морального стимулирования за обеспечение заданного уровня качества;

- организация труда, подготовка и расстановка кадров, решение социальных и бытовых вопросов.

В функции регулирования активно используются статистические методы, которые будут рассмотрены подробно далее. Примером управления процессом может служить статистическое регулирование технологического процесса с помощью контрольных карт. Этот метод позволяет предупреждать появление дефектов или отклонений и поэтому является предпочтительным перед методами, связанными с управлением качества по уже случившимся отклонениям.

СК тесно взаимодействует со всеми видами деятельности предприятия. Для воздействия на факторы производственного процесса в рамках системы реализуются специальные функции СК, охватывающие все cтадии жизненного цикла продукции, начиная с определения потребностей рынка и заканчивая удовлетворением требований. Типичными стадиями являются:

а) маркетинг и изучение рынка;

б) проектирование и разработка продукции;

в) планирование и разработка процессов;

г) закупки;

д) производство или предоставление услуг;

е) проверка;

ж) упаковка и складирование;

и) сбыт и продажа;

к) монтаж и сдача в эксплуатацию;

л) техническая помощь и обслуживание;

м) эксплуатация.

н) утилизация или вторичная переработка после завершения срока службы.

При реализации специальных функций также предусматривается осуществление типового управленческого цикла.


1.3 ДОКУМЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА


Документация СК объединена в единую систему и действует при выполнении ремонта, технического обслуживания, модификаций АТ и контроле выполненных работ. Данная документация учитывается и контролируется путем разработки в ведения следующих документов:

а) указатель стандартов предприятия - СТП завода 410 ГА, утвержденный директором завода;

б) сводный перечень технологий завода (СПТ), утвержденный главным инженером;

в) сводный перечень технологических инструкций (СПИ), утвержденный главным инженером;

г) картотека межгосударственных, государственных, отраслевых стандартов;

д) программы летных испытаний воздушных судов и испытаний авиадвигателей на МИС;

е) журнал регистрации положений по организации СК;

ж) журнал регистрации положений о структурных подразделениях и должностных инструкций.

С целью обеспечения выполнения требований, установленных на продукцию и услуги, на предприятии осуществляется:

а) разработка программ качества;

б) разработка, освоение и внедрение новой техники (технологии);

в) совместимость процессов производства и контроля, а также установление соответствующей проверки продукции;

г) метрологическое обеспечение производства;

д) подготовка персонала.

К документации, связанной с вопросами обеспечения качества продукции и деятельности, относятся все документы, по которым действуют, руководствуются, выполняют требования, а также документы, которые оформляются в процессе деятельности, производства, контроля и испытаний продукции.

Документация системы качества состоит из документов пяти уровней иерархии (рис. 1.4):

- к первому уровню относится Политика высшего руководства предприятия в области качества.

- ко второму уровню относится [1], описывающее цели и задачи в области качества и систему качества. [1] является основополагающим документом системы качества ремонта авиационной техники на заводе.

- к третьему уровню относятся документированные организационные процедуры СК, устанавливающие способы осуществления деятельности и используемые при общем планировании и управлении деятельностью, влияющей на качество. Указанные процедуры (оформленные в виде СТП, а также документы внешнего происхождения - ДСТУ, ГОСТ, ОСТ, инструкции и др.) охватывают все элементы системы качества и описывают ответственность, полномочия и взаимодействие персонала, который руководит, выполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на качество. Они описывают, как осуществляются различные виды деятельности, что должно быть сделано и кем; когда, где и как это должно быть сделано; как и какую использовать документацию и каким образом это должно быть проконтролировано и зарегистрировано.

- к четвертому уровню относятся: - оперативные рабочие процедуры, описывающие детальные действия по выполнению конкретной работы, с указанием технических подробностей, используемых материалов, оборудования и необходимой документации, методов контроля и регистрации (инструкции, положения); - планы и программы качества.

- к пятому уровню относятся документы регистрации результатов функционирования системы качества - протоколы качества ( результаты испытаний, протоколы контроля, акты приемки, отчеты по внутренним аудитам, записи по подготовке кадров и их аттестации и другие регистрирующие документы, подлежащие сохранению), предусмотренные документацией системы качества третьего и четвертого уровней.


ИСО 9000

──────────

ИСО 9002

Система качества авиаремонтного производства


Система качества авиаремонтного производстваСистема качества авиаремонтного производстваСистема качества авиаремонтного производстваСистема качества авиаремонтного производстваСистема качества авиаремонтного производства

Система качества авиаремонтного производства Руководство 

по качеству РК


Система качества авиаремонтного производства Процеду

Отрасле ры Госуда

Система качества авиаремонтного производства вые нор рствен

мативны Методы, инстру ные ор

е доку кции и т. д. ганиза

Система качества авиаремонтного производства менты ционны

(ОСТ, Техническая документа е стан

СТП) ция дарты

Система качества авиаремонтного производства (ГОСТ)

Отчеты по качеству с регис

Система качества авиаремонтного производства трацией данных по качеству


Рис. 1.1 Структура документации по качеству (согласно ИСО)


I уровень


II уровень


III уровень


IV уровень


V уровень


Рис. 1.4 Структура документации системы качества завода 410 ГА

2. ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ


2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статистические методы управления качеством продукции - это действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества на основе методов математической статистики.

В авиационной промышленности статистические методы проверки и контроля являются частью ежедневной работы. Такие статистические методы включают использование образцов планов и внедрение статистических методов контроля процессов, а также программное обеспечение. Во многих случаях внедрение подобных методов статистики и образцов могут обеспечить улучшение как результатов процессов, так и эффективности проверки. Улучшение процессов может также положительно отразиться на финансовой деятельности компании. Тем не менее, существуют примеры, когда внедрение указанных методов ведет наоборот к ухудшению результатов.

Использование методов статистики упоминается во всех международных стандартах качества. Правильное применение современных статистических методов является одним из важнейших элементов на всех стадиях петли качества и не ограничивается только этапами, следующими после производства изделия (или контроля). Статистические методы могут также успешно применяться при:

- анализе рынка;

- проектировании продукции;

- определении технических требований к надежности, долговчности и/или срокам службы;

- управлении технологическим процессом и/или изучении возможностей технологического процесса;

- определении уровней качества и/или планов технического контроля;

- анализе данных и/или оценке эксплуатационных характеристик и/или анализе дефектов.

Однако использование данных методов является вспомогательным и может внедряться только в случае целесообразности.

Стандарт указывает: «Поставщик должен определить потребности в статистических методах, применяемых при разработке, управлении и проверке возможности технологического процесса и характеристик продукции».

В основном предприятие само определяет степень применения стаитсических методов в своем технологическом процессе, и в случае использования методов статистики, стандарт [4] требует: "Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры использования и управления применением статистических методов".

Независимо от метода, выбранного предприятием, используемые методы должны быть документально оформлены. Обычно Руководство по качеству должно указывать используемые статистические методики без подробного описания их применения и методологии. Руководство должно содержать только краткий обзор используемых систем. Если предприятие не использует системы статистического управления, то в Руководстве не должно быть соответствующих указаний.

Отдельные процедуры должны быть созданы для управления различными типами статистических методов. Это облегчит в будущем пересмотр и обновление процедур и позволит создать отдельный документ для лиц, применяющих данные методы. Содержание процедуры по управлению статистическими методами, в дополнение к стандартным требованиям по составлению процедур (цели и области применения) должно указывать:

- применение методов статистики;

- идентификация необходимости методов статистики;

- выбор образцов планов или необходимых схем;

- необходимое обучение персонала;

- требования в отношении поставщиков;

- хранение планов и инспекторских записей как записей по качеству.

После создания отдельных процедур они подлежат одобрению для последующего внедрения. Кроме того, контрактом может устанавливаться условие об одобрении процедур Заказчиком перед их внедрением.


2.2 ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУР


В стандарте [1] указано:

4.20 СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

4.20.1На заводе разработаны и внедрены документированные процедуры по сбору, учету и анализу статистических данных:

а) об уровне качества выпускаемой продукции;

б) о функционировании системы качества;

в) об отказах и неисправностях, выявленных на АТ в процессе ремонта и послеремонтной эксплуатации.

4.20.2 Полученная информация анализируется руководством предприятия и используется при проведении "Дней качества", включается в ежемесячные "Анализы по качеству".

4.20.3 Информация о конструктивных и производственных дефектах АТ, выявленных в процессе ремонта, направляется Разработчику (Изготовителю) АТ для проведения работ по оценке надежности АТ и принятия технических решений по устранению выявленных дефектов.

4.20.4 Информация о неисправностях и дефектах, выявленных в процессе ремонта АТ, влияющих или могущих повлиять негативно на летную годность АТ, сообщается Закахчику, Разработчику (или Изготовителю) АТ.

4.20.5 Процедуры выполнения работ по сбору статистических данных описаны в СТП 410.06.24-98, СТП 410.06.12-99, СТП 410.06.05-93, СТП 410.06.29-99, СТП 410.06.01-98.


2.3 ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СК


Данная процедура описана в стандарте [8], который является одним из стандартов системы управления качеством и распространяется на все подразделения завода.

Данный стандарт устанавливает:

- порядок сбора, систематизации и учета информации о функционировании системы качества завода;

- анализ систематизированных статистических данных о функционировании СК завода;

- разработку и внедрение предупреждающих и корректирующих действий по организации функционирования СК завода;

Сбор, учет и анализ статистических данных о функционировании СК завода ежемесячно осуществляется Бюро управления качеством, сертификации и аудита для обобщения и систематизации информации о функционировании системы качества и, на ее основе, анализа, разработки и внедрения предупреждающих и корректирующих действий.

Сбор информации о функционировании СК завода осуществляется на основе следующей документации:

- "Отчета о программе внутреннего аудита" (приложение 1);

- "Анализа по качеству и надежности продукции, выпускаемой на заводе, метрологическому обеспечению и сертификации производства";

- отчета о проверке СК завода внешним аудитом;

- актов и отчетов по другим направлениям производственной деятельности завода (акты авторского надзора за соблюдением технологического процесса, акты проверок по культуре производства и др.), а также другой информации, поступающей из подразделений (сигналы о браке, рапорта, служебные записки и др.).

Систематизация и учет информации проводится по элементам СК в соответствии с требованиями [1] по форме:

- ежемесячно (приложение А);

- за полугодие текущего года (приложение Б);

- за текущий год (приложение В).

Анализ систематизированных статистических данных проводится 2 раза в год.

Результаты анализа оформляются в виде приложения Б или В и Выводов, которые включаются в раздел "Управление качеством и сертификация производства" полугодового (годового) "Анализа по качеству и надежности продукции, выпускаемой на заводе, метрологическому обеспечению и сертификации производства".

Выводы по результатам проведенного анализа отражают следующую информацию:

- элементы СК, по которым выявлено наибольшее количество несоответствий (значительных, малозначительных, замечаний) - рис.2.1;

- подразделения, в которых выявлено наибольшее количество несоответствий;

- примеры наиболее характерных несоответствий;

- примеры значительных несоответствий, выявленных впервые;

- анализ причин возникновения несоответствий (рис.2.2); Результаты анализа являются внутренними документами БУКСиА и хранятся в папке «Анализ статистических данных о функционировании СК завода». Срок хранения документов по анализу статистических данных о функционировании СК завода в соответствии с [1] составляет 2 года.

Разработку предупреждающих и корректирующих действий по результатам анализа систематизированных статистических данных осуществляет БУКСиА. В случае необходимости начальник БУКСиА может привлечь к разработке предупреждающих и корректирующих действий специалистов других подразделений завода.

Предупреждающие и корректирующие действия внедряются посредством включения в раздел "Мероприятия" полугодового (годового) "Анализа по качеству и надежности продукции, выпускаемой на заводе, метрологическому обеспечению и сертификации производства", который подписывает заместитель директора завода по качеству и сертификации и утверждает директор завода.

Контроль сроков и факта выполнения предупреждающих и корректирующих действий осуществляет БУКСиА. Информация о выполнении мероприятий, разработанных по результатам анализа статистических данных о функционировании СК завода, доводятся до сведения заместителя директора по качеству и сертификации непосредственно начальником БУКСиА.

Заместитель директора завода по качеству и сертификации, на основе информации, полученной по результатам внутренних проверок СК завода, результатам контроля выполнения программ качества, составленных на основе анализа СК со стороны высшего руководства, и других мероприятий по организации и совершенствованию СК, а также оценки результатов работы ОТК, ЦЗЛ и других служб (с учетом претензий Заказчиков), ежегодно готовит информацию о функционировании СК, представляет директору завода и разрабатывает предложения по совершенствованию СК.

После анализа предоставленной информации и рассмотрения предложений, внесенных заместителем директора завода по качеству и сертификации, директор завода оценивает действующую СК и намечает основные направления деятельности завода по развитию СК. Результаты указанного анализа оформляются отдельным документом, в виде "Анализа функционирования системы качества со стороны высшего руководства завода 410 ГА". Результаты анализа в дальнейшем реализуются в мероприятиях по заводу, таких как программы качества, комплексные планы развития производства и др. Контроль за исполнением этих мероприятий возлагается на заместителя директора завода по качеству и сертификации. Для оперативного влияния на совершенствование системы качества, по указанию высшего руководства аналогичные анализы могут проводиться несколько раз в течение года. Записи анализа системы качества со стороны высшего руководства сохраняются в БУКСиА в течение 5 лет.


2.4 ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ АНАЛИЗЕ НАДЕЖНОСТИ АТ


Информация о неисправностях, представляемая эксплуатантами, является основным источником сведений, обеспечивающих оценку показателей надежности АТ. Анализ проводится Бюро надежности планера и оборудования (БНПиО) и Бюро надежности двигателей (БНД) на основе:

- карточек учета неисправностей АТ (КУН АТ);

- технических отчетов;

- данных о наработке и количестве посадок.

При оценке применяются следующие показатели надежности:

наработка на отказ в полете:


Система качества авиаремонтного производства (10.)

наработка на неисправность, выявленную в полете и на земле:


Система качества авиаремонтного производства (10.)


- вероятность возникновения на 1 час полета особой ситуации, обусловленной отказом ВС:

Система качества авиаремонтного производства (10.)


Точность и достоверность оценок показателей надежности определяется посредством доверительного интервала.

Доверительные границы поазателей определяются по формулам:

1. для случая m>0:

- верхняя доверительная граница наработки на отказ Тв:


Система качества авиаремонтного производства (10.)


- нижняя доверительная граница наработки на отказ Тн:


Система качества авиаремонтного производства (10.)


верхняя доверительная граница вероятности возникновения особой ситуации qв:


Система качества авиаремонтного производства (10.)


- нижняя доверительная граница вероятности возникновения особой ситуации qн:


Система качества авиаремонтного производства (10.)


2. для случая m=0:

Система качества авиаремонтного производства (Тв = Ґ) (10.)

Система качества авиаремонтного производства (qн = 0) (10.)


где tс - суммарный налет ВС,ч;

mс, mоп - количество выявленных отказов (неисправностей);

mсит - количество зафиксированных особых ситуаций;

r1, r2, r0 - коэффициенты для определения доверительных границ в случае распределения Пуассона.

Оценки показателей надежности, характеризующая редкие виды отказов, имеют низкую точность. В результате этого при анализе таких показателей за расчетный период в один год не удается достаточно четко выявить тенденцию их изменения.

Для повышения точности оценку проводят за скользящий период в два-три года с периодичностью оценивания один раз в год.

Для оценки информация об отказах и соотвествующих налетах парка ВС сводится в таблицу:


Исходная информация Период эксплуатации, год

1 2 3 . . . n
Налет парка ВС t1 t2 t3 . . . tn
Количество отказов m1 m2 m3 . . . mn

Если за расчетный период принято два года, то скользящая оценка выбранного показателя определяется по формуле:


Система качества авиаремонтного производства (10.)


В отдельных случаях скользящая оценка проводится с целью получения оперативной информации о динамике показателей надежности. С этой целью проводится оценка за скользящий год с периодичностью оценивания один раз в полугодие.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Использование статистических методов уникально для каждого предприятия. Методы статистики могут варьироваться в зависимости от конкретных процессов и продукции. Если методы статистики являются требованиями контракта, то предприятие и Заказчик должны работать вместе для разработки приемлемых методик, учитывая их целесообразность и применение.

Методы статистики имеют много общего с другими специальными процессами. Процесы должны быть определены в процедуре, существующие планы должны быть направлены персоналу, который должен пройти, в свою очередь, необходимое обучение. Записи должны храниться согласно существующим требованиям и контроль всего процесса должен осуществляться при помощи аудита.

Если методы статистики правильно применяються и эффективно разрабатываются, то это обеспечит положительные результаты производственных процессов, эффективности проверки, финансовой окупаемости.


ЛИТЕРАТУРА


1. СТП 410.06.01-98. Руководство по качеству завода №410 ГА (Пятая редакция). - Введ. 22.03.1999 г.

2. ДСТУ ISO 9000-1-95. Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества. Ч. 1. Руководящие указания по выбору и применению. Введ. 07.01.95.

3. ДСТУ ISO 9000-2-96. Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества. Часть 2. Руководящие указания по применению ДСТУ ISO 9001-95, ДСТУ ISO 9002-95 и ДСТУ ISO 9003-95. Введ. 27.11.96.

4. ДСТУ ISO 9001-95. Системы качества. Модели обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. Введ. 07.01.94.

5. ДСТУ ISO 9004-1-95. Управление качеством и элементы системы качества. Ч.1. Руководящие указания. Введ.07.01.94.

6. Дрейкорн Майкл. Системы качества в авиационной промышленности.

7. ДСТУ 3514-97 Статистичн· методи контролю та регулюваання. Терм·ни та визначення.

8. СТП 410.06.29-99. Сбор, учет и анализ статистических данных о функционировании системы качества завода. - Введ.13.05.99 г.

9. СТП 410.06.24-98. Внутренние проверки системы качества. Организация и порядок проведения.

10. Неразрушающий контроль качества при изготовлении и оценке технического состояния изделий авиационной техники: Учебное пособие/А.М. Овсянкин, Г.М. Зайвенко, В.В. Лубяный и др. - К.:КМУГА,1999. - 232 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А


Статданные функционирования СК завода за _________ месяц ______ года

№ п/п Элемент СК (раздел СТП 410.06.01-98) Подразделение Итого












1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

4.1
























4.2
























4.3
























4.4
























4.5
























4.6
























4.7
























4.8
























4.9
























4.10
























4.11
























4.12
























4.13
























4.14
























4.15
























4.16
























4.17
























4.18
























4.19
























4.20
























4.21























ИТОГО
























Начальник БУКСиА _______________/


Несоответствия обозначаются: 1 – значительные, 2 – незначительные, 3 замечания.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Статданные функционирования СК завода за І полугодие ________ года

№ п/п Элемент СК (раздел СТП 410.06.01-98) янв. февр. март апр. май июнь Итого


1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

4.1





















4.2





















4.3





















4.4





















4.5





















4.6





















4.7





















4.8





















4.9





















4.10





















4.11





















4.12





















4.13





















4.14





















4.15





















4.16





















4.17





















4.18





















4.19





















4.20





















4.21




















ИТОГО





















Начальник БУКСиА /_______________/


Несоответствия обозначаются: 1 – значительные, 2 – незначительные, 3 замечания.


ПРИЛОЖЕНИЕ В


Статданные функционирования СК завода за ______ год

№ п/п Элемент СК (раздел СТП 410.06.01-98)

Итого



1 полугодие июнь июль сент. окт. нояб. дек.


1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

4.1
























4.2
























4.3
























4.4
























4.5
























4.6
























4.7
























4.8
























4.9
























4.10
























4.11
























4.12
























4.13
























4.14
























4.15
























4.16
























4.17
























4.18
























4.19
























4.20
























4.21























ИТОГО
























Начальник БУКСиА /_______________/


Несоответствия обозначаются: 1 – значительные, 2 – незначительные, 3 замечания

Похожие работы:

  1. • Основные фонды гражданской авиации и их использование
  2. • Гражданская авиация в период с 1956 года по 1960 год. Начало ...
  3. • О лизинге на вторичном рынке авиатехники
  4. • Оборудование летательных аппаратов
  5. • Профессиографическое исследование деятельности ...
  6. • Экологические проблемы Новгородской области
  7. • Авіаційні традиції України
  8. • Перспективы развития аэрокосмической отрасли Украины
  9. • Совершенствование процесса управления муниципальной ...
  10. • Данные по ИЛ-у62М
  11. • Производственное обучение по профессии станочник ...
  12. • Данные по ИЛ-у62М
  13. • Экономические санкции Совета Безопасности ООН против Ливии и ...
  14. • Битва за Британию
  15. • Военно-транспортный самолёт Ил-76
  16. • Состояние и проблемы развития авиационной отрасли ...
  17. • Проблемы международного порядка
  18. • Форсированная индустриализация Красноярского края
  19. • Ремонт и налог на добавленную стоимость
Рефетека ру refoteka@gmail.com