РГПУ им. Герцена, 1 курс
Реферат
The Battle of Britain (Битва за Британию)
2008г.
Вступление
Битва за Британию — крупнейшее авиационное сражение Второй мировой войны, продолжавшееся с июля по октябрь 1940 года. В ходе ожесточённых воздушных боёв Королевские ВВС Великобритании отразили попытки немецких ВВС (Люфтваффе) завоевать господство в воздухе, уничтожить силы британских ВВС, разрушить основные авиационные базы и промышленные районы страны, деморализовать население. В том случае если бы это не удалось, верховное командование Германии планировало провести крупномасштабное вторжение в Великобританию – операцию, условно названную «Морской лев».
Цель данной работы: подробно рассмотреть обстоятельства сражения, стратегию ведения боя обеих сторон, расстановку сил перед битвой, и, наконец, проанализировать те факторы, которые привели английские ВВС к победе, несмотря на огромное численное и тактическое превосходство Люфтваффе.
Великобритания во II мировой войне. Предыстория битвы
Начало войны
Великобритания, а также все территории под властью британской короны, объявили войну нацистской Германии в 1939 году, сразу после того как последняя вторглась на территорию Польши. Согласно Уинстону Черчиллю, «1 сентября в 9 часов 60 минут вечера Англия предъявила Германии ноту, а 3 сентября в 9 часов утра за ней последовал ультиматум» [1]. Компартия Великобритании заявляла, что начавшаяся война есть «война за прибыли, рынки и мировое господство» [2].
Пока армия Германии вела военные действия против Польши на востоке, союзные войска Великобритании и Франции никаких активных боевых действий на суше не предпринимали. Быстрое поражение Польши сделало временно́й период, во время которого можно было заставить Германию воевать на два фронта, очень коротким. В итоге переброшенные во Францию с сентября 1939 по февраль 1940 года Британские экспедиционные силы в составе 10 дивизий бездействовали. С лёгкой руки американских журналистов, этот период Второй мировой войны стали называть «Странной войной» (Phony War, русск. фальшивая, ненастоящая война) [3].
Период «Странной войны» был использован немецким командованием в качестве стратегической паузы, которая позволила Германии успешно реализовать Польскую кампанию, операцию «Везерюбунг» (по захвату Дании), а также подготовить план «Гельб» (против стран современного Бенилюкса и Франции).
Немецкий военачальник А. Йодль позже утверждал: «Если мы ещё в 1939 году не потерпели поражение, то только потому, что около 110 французских и английских дивизий, стоявших во время нашей войны с Польшей на Западе против 23 немецких дивизий, абсолютно бездействовали».
Однако ситуация на море развивалась по иному сценарию. Уже 3 сентября, всего через несколько часов после объявления войны Германии, английский пассажирский пароход «Атения» был торпедирован и затоплен немецкой подводной лодкой U-30. Немецкое командование утверждало, что пароход ошибочно был принят за вспомогательный крейсер [5]. 5 и 6 сентября у берегов Испании были потоплены корабли «Босния», «Ройал Сетр» и «Рио Кларо». Эти обстоятельства вынудили Великобританию ввести конвоирование судов.
В октябре 1939 года немецкой подводной лодкой был затоплен английский линкор «Ройал Оук».
ВВС Великобритании, также как и ВМФ, начали вести боевые действия вскоре после объявления войны: 4 сентября бомбардировщики «Бленхейм» и «Веллингтон» атаковали немецкие военные корабли, находившиеся в Северном море.
Перед вступлением Англии в войну Бомбардировочное командование, крупнейшее объединение боевой авиации английских ВВС, насчитывало 55 эскадрилий, из которых 33, насчитывавшие 480 самолетов, были выделены в первый эшелон для непосредственного проведения боевых действий [6].
Остальные 22 эскадрильи были выделены в резерв для покрытия первоначальных потерь бомбардировочной авиации, а также использовались для нужд боевой подготовки. Из 33 боевых эскадрилий, десять были переброшены с началом войны во Францию. На вооружении этих эскадрилий находились устаревшие одномоторные бомбардировщики «Бэттл» с небольшим радиусом действия и слабым вооружением, совершенно не пригодные для проведения бомбардировочных налетов на Германию с аэродромов Англии. 23 эскадрильи, базировавшиеся в Англии, были вооружены более современными самолетами. Шесть эскадрилий 2-й авиагруппы имели на вооружении двухмоторные самолеты «Бленхейм-IV», являвшиеся в то время самыми скоростными английскими бомбардировщиками, которые, однако, имели небольшой радиус действия и небольшую бомбовую нагрузку. Остальные эскадрильи 2-й авиагруппы были вооружены двухмоторными бомбардировщиками «Веллингтон», «Уитли» и «Хэмпден», обладавшими меньшей скоростью, чем самолеты «Бленхейм», но имевшими значительно больший радиус действия и большую бомбовую нагрузку. Шесть эскадрилий 3-й авиагруппы, базировавшиеся в Восточной Англии, были вооружены бомбардировщиками «Веллингтон-1 и IA», имевшими по шесть пулеметов, установленных в трех турелях. Пять эскадрилий 4-й авиагруппы, базировавшейся в графстве Йоркшир, имели на вооружении бомбардировщики «Уитли-III» или «Уитли-IV» — самолеты с большим радиусом действия и небольшой скоростью полета, вследствие чего они были пригодны лишь для ночных бомбардировок. И, наконец, шесть эскадрилий 5-й авиагруппы, базировавшейся в графстве Линкольншир, были вооружены самолетами «Хэмпден». Командовал бомбардировочной авиацией английских ВВС главный маршал авиации Эдгар Райни Ладлоу-Хьюитт (9.6.1886 - 15.8.1973).
У. Черчилль писал: «Новая сила – авиация – справедливо оценивалась как революционный фактор во всех операциях. При сравнительно небольшом количестве самолетов с обеих сторон в это время роль авиации даже преувеличивалась, и она рассматривалась как главный фактор, поддерживающий принцип обороны».
Скандинавская неудача
С самого начала войны в Европе скандинавские страны провозгласили нейтралитет. Попытки дипломатического давления на них обеих сторон результатов не дали, и военно-морские командования воюющих стран стали задумываться над подготовкой операций на северо-востоке Европы. Англия и Франция были заинтересованы в том, чтобы пресечь поставки в Германию шведской железной руды (количество железной руды, завозившейся в Германию из Швеции и Норвегии в первые месяцы войны, составляло 2/3 от общего количества, необходимого Германии). Со своей стороны, немецкое командование занялось изучением возможности захвата опорных пунктов в Норвегии и Северной Дании.
8 апреля 1940 года 4 британских эсминца поставили минное заграждение у входа в залив, ведущий к норвежскому порту Нарвик. Правительство Норвегии вручило правительству Великобритании ноту протеста.
Но уже на следующий день, 9 апреля, Германия напала на Норвегию и Данию. 12 апреля Великобритания направила в поддержку норвежским войскам свои силы. Позже в Норвегию были направлены французские и польские войска. Однако вследствие несогласованности действий, союзные войска Англии, Франции, Норвегии и Польши потерпели поражение и были эвакуированы из Норвегии.
В результате удачного завершения кампании немцам удалось оккупировать Данию и Норвегию. Германия получила стратегически важный плацдарм на севере Европы, улучшила базирование германских подводных лодок и авиации, обеспечила подвоз стратегического сырья из скандинавских стран.
Поражение Франции
Неудачи внешнеполитического курса привели к смене правительства в Великобритании. 10 мая 1940 года Артура Чемберлена (18.3.1869 - 9.11.1940) на посту премьер-министра сменил Уинстон Черчилль.
В этот же день немецкие войска вторглись во Францию, Бельгию и Нидерланды.
Прорыв немецкого бронетанкового клина к Булони поставил союзные англо-французские силы в крайне тяжёлое положение. Английское командование приняло решение об эвакуации своих войск с территории Франции.
16 июня Франция направила Гитлеру просьбу о перемирии.
Ликвидация «пятой колонны»
Некоторые политические деятели и организации Великобритании поддерживали нацистский режим. Одним из самых ярых сторонников Гитлера был Освальд Мосли, политик, баронет, основатель Британского союза фашистов (БСФ).
В мае—июне 1940 года Мосли вместе с большинством руководителей БСФ был арестован, а в июле вся фашистская организация была объявлена вне закона.
В июле 1940 года немцы предприняли неудачную попытку захватить герцога Виндзорского (бывшего короля Эдуарда VIII, в 1936 году отрёкшегося от престола в пользу своего брата Георга VI), известного своими симпатиями к Гитлеру. В случае оккупации Британских островов Гитлер всерьёз обдумывал возможность восстановления лояльного герцога на английском троне. Однако эта авантюра была предотвращена британскими спецслужбами.
Подготовка к «Битве за Британию»
«Сражение, которое генерал Вейган назвал битвой за Францию, закончилось. Теперь должна начаться битва за Англию... Противник вскоре должен обрушить на нас всю мощь своего оружия. Гитлер знает, что ему придется либо разгромить нас на Британских островах, либо проиграть войну. Если мы сумеем выстоять в этой борьбе, вся Европа может стать свободной, и тогда во всем мире наступят радостные, солнечные дни. Но если мы не сумеем выстоять, тогда весь мир, включая Соединенные Штаты, окажется погруженным во мрак. Поэтому давайте приложим все наши усилия и постараемся так выполнить свой долг перед людьми, чтобы они через тысячу лет, если столько времени просуществует Британская империя и ее содружество наций, сказали: «Это был их самый высший подвиг» [8].
Оккупация немцами Франции и Бельгии выдвинула перед командованием английских ВВС ряд новых проблем. Из-за сильно возросшей угрозы нападения немцев на Британские острова, приходилось учитывать тот факт, что ВВС Германии (самые крупные в мире) могли долететь до Лондона всего за 1 час. Кроме того, авиация противника могла легко обойти фланги ПВО Великобритании т.к. при создании ПВО не учитывалась возможность нападения с других точек Европы, кроме как Германии и Нидерландов. Конечно, такое прикрытие было недостаточным из-за возможности налетов авиации противника с любой точки европейского побережья от Арктики до Пиренеев. Командованию ВВС Великобритании необходимо было разрешить две чрезвычайно важные задачи: охватить системой ПВО слабо защищенные северную и южную части страны и максимально увеличить численность самолетного парка Истребительного командования. Планы противовоздушной обороны северных и южных районов страны уже были утверждены и претворялись в жизнь (передислокация истребительных эскадрилий в незащищённые районы, сопровождаемая увеличением количества радиолокационных станций и наблюдательных постов служб ВНОС (войска воздушного наблюдения, оповещения и связи)). Проблема увеличения численности самолетного парка английских ВВС была в то время самой важной. Скорейшее ее разрешение требовало проведения некоторых организационных мероприятий, в частности создания министерства авиационной промышленности.
14 мая 1940 года научно-исследовательское и производственное управления министерства авиации отделились от него и образовали министерство авиационной промышленности, во главе которого стал лорд Бивербрук (25.5.1879 — 9.6.1964). Чтобы оценить работу, проделанную этим министерством, можно в качестве примера привести данные запланированного и фактического выпуска самолетов в Англии за 3 месяца до создания министерства и за 3 месяца после:
1940 год, месяц | Запланированное количество выпуска всех типов самолетов | Фактический выпуск самолетов | Запланированное количество выпуска истребителей | Фактический выпуск истребителей |
Февраль | 1001 | 719 | 171 | 141 |
Март | 1137 | 860 | 203 | 177 |
Апрель | 1256 | 1081 | 231 | 256 |
Май | 1244 | 1279 | 261 | 325 |
Июнь | 1320 | 1591 | 292 | 446 |
Июль | 1481 | 1665 | 329 | 496 |
Август | 1310 | 1601 | 282 | 476 |
Учитывая нависшую над Британией опасность, Бивербрук сумел добиться безусловной первоочередности производства самолетов по сравнению с производством всех других видов вооружения. Следует сказать, что Бивербруку помог «дюнкерский дух» — огромное самопожертвование, которое охватило рабочих авиационной промышленности, не жалевших сил для выполнения намеченной программы выпуска самолетов.
«Битва за Британию»
Начальный этап, расстановка сил
Гитлер предпочел переждать с воздушным наступлением на Англию до того времени, когда немецкие ВВС перебазируются на французские, бельгийские и датские аэродромы, с которых они смогли бы нанести наиболее эффективный удар, что дало возможность англичанам подготовится к битве (см. «Канун «Битвы за Британию»).
Кроме того, Гитлер не исключал возможности того, что Великобритания может сложить оружие и добровольно сдаться немецкому командованию.
Когда Англия отклонила официальное предложение Германии от 19 июля о заключении перемирия, то Гитлеру стало ясно, что англичане не намерены сдаваться без борьбы. За три дня до этого он отдал приказ о вторжении в Англию.
Стратегической целью операции была подготовка к наземному вторжению на Британские острова, операции под условным названием "Морской лев". За шесть недель до вторжения немецкие ВВС должны были начать крупное воздушное наступление на Англию, против английских ВВС. Первые две недели этого наступления должны были определить, можно ли практически осуществить переброску немецкой армии через Ла-Манш.
Как говорилось в директиве Гитлера о подготовке вторжения от 16 июля 1940: «Английская авиация должна быть настолько морально и фактически подавлена, чтобы она больше не противодействовала переправе германских войск в качестве заслуживающей упоминания наступательной силы»[10].
Немцы были полностью уверены в успешном исходе операции. 11 июля генерал Штапф докладывал начальнику генерального штаба сухопутных войск генерал-полковнику Гальдеру: «Военно-воздушные силы противника будут наголову разбиты за две или четыре недели» [11].
К началу битвы в распоряжении британского командования находилось 704 исправных самолёта, немецкое же командование имело в распоряжении примерно 3,500 бомбардировщиков и истребителей.
Расчет немецкого командования в этой операции строился именно на громадном численном перевесе Люфтваффе (ВВС Германии).
Но и у британской авиации было два преимущества: система радарного обнаружения (у Германии надежных средств радарного обнаружения не было, бомбардировочная авиация возлагала большие надежды на радиомаяки, которые, однако, не оправдались, так как англичанам удалось создать не только систему глушения сигнала, но и лже-маяки, которые уводили самолеты от цели) и отдаленность баз Люфтваффе. Первое позволяло поднимать истребители в воздух и направлять их против конкретных целей, максимально используя запас горючего. Второе обстоятельство означало, что немецкие истребители могли сопровождать и защищать бомбардировщики в воздушном пространстве Британии не более 20 минут.
Основной костяк истребительной авиации Британии составляли "Харрикейны", сравнимые с главными немецкими «машинами» «Мессершмитт-109» по маневренности, но уступавшие им в скорости.
Около трети истребителей составляли недавно принятые на вооружение "Спитфайеры", достойные противники немецких истребителей, уступавшие в скорости набора высоты и "потолке" полета, но превосходившие "Мессершмитты" в скорости и маневренности. К тому же, "Мессершмитт" требовал гораздо большего умения от пилота, нежели «Харрикейн» или «Спитфайер». Последнее было особенно важно, ведь одна из главных проблем Королевских ВВС во время Битвы – нехватка летчиков.
Что же касается схемы ведения боя, то тактика истребителей Королевских ВВС уступала тактике истребителей Люфтваффе. Типичный боевой порядок эскадрильи (12 самолетов) - четыре тройки, летавших плотным клином, острием вперед. Немцы отказались от такого построения в ходе войны в Испании, они стали использовать не тройки, а пары.
В ходе Битвы за Британию некоторые британские эскадрильи стали использовать другой боевой порядок - 3 потока по 4 самолета. Это было сдвигом в правильном направлении, поскольку четверки уже могли делиться на пары. Однако немцы презрительно называли такой порядок «идиотскими шеренгами» [13].
Операция воздушного вторжения немецких войск в Великобританию получила условное название «Адлерангриф» («Штурмующий орёл»).
Первая фаза Битвы (подготовительная)
Первые налеты немецкой авиации на Англию были произведены в ночь на 6 июня, когда около 30 самолетов атаковали аэродромы и другие объекты, расположенные на восточном побережье Англии, затем до 17 июня наступило затишье. В это время Франция начала переговоры о перемирии. Но с момента капитуляции Франции (22 июня 1940 года) и до начала дневного воздушного наступления немецкая авиация производила налеты на Англию почти каждую ночь.
В первую фазу Битвы за Британию (начало июля - ~10 августа) самолеты Люфтваффе еще перебрасывались на аэродромы во Франции, Бельгии и Нидерландах. Налеты совершались в основном на морские суда в Ла-Манше и устье Темзы.
Тоннаж кораблей, потопленных немецкой авиацией в дневных налетах за 1 месяц до начала основных военных действий, составил около 40000 тонн. В эти дни самолеты Истребительного командования производили до 600 самолето-вылетов в день.
Об искусстве и доблести английских летчиков-истребителей, сражавшихся в таких трудных условиях, красноречиво свидетельствует тот факт, что с 10 июля по 10 августа они сбили 227 самолетов противника, в то время как свои потери составили 96 самолетов.
Вторая фаза Битвы
Во второй фазе Битвы, до 7 сентября, рейды против морских конвоев продолжались, но главной задачей Люфтваффе теперь было уничтожение Королевских ВВС. Целью бомбардировок были авиабазы в Южной и Юго-Восточной Англии и радарные станции на побережье.
Нанося удары по коммуникациям в Ла-Манше и по портам, расположенным на юге Англии, противник стремился ослабить военно-морской флот и измотать силы истребительной авиации. 8 августа немецкие самолеты совершили серию налетов на британские конвои в районе Дувра и острова Уайт, в результате чего Британия потеряла 20, а противник 28 самолетов.
11 августа немецкая авиация произвела налеты на Дувр, Портленд и на два конвоя. 12 августа немецкие ВВС начали главное воздушное наступление, впоследствии названное «Битвой за Британию».
По немецким данным, Битва за Британию началась 13 августа. Но согласно английским историкам: «Налеты 13 августа существенно не отличались от атак предыдущего дня, поэтому днем начала битвы над Англией следует считать 12 августа, так как именно с этого дня авиация противника, не прекращая ударов по нашим коммуникациям и портам в районе Ла-Манша, начала систематически действовать по нашим аэродромам и радиолокационным станциям».
Первые дни Битвы складывались для англичан удачно: несмотря на потери, было сбито большое число немецких самолётов, радиолокационные станции на побережье получили лишь небольшие повреждения и были восстановлены, а серьезный ущерб был причинен лишь двум аэродромам Берегового командования в Истчёрче и Детлинге.
После 15 августа была издана директива Геринга (рейхсминистр авиации Германии), в которой он призывал отказаться от бомбардировок судов в Ла-Манше и радиолокационных станций: «Военно-воздушные силы должны действовать исключительно против военно-воздушных сил противника, включая объекты его авиационной промышленности…»[15].
С 13 августа немецкие ВВС стали проводить ночные налеты на авиационные заводы. В период с 14 по 23 августа немецкие бомбардировщики произвели восемь ночных налетов на авиационные заводы «Бристоль» в Филтоне, но лишь во время двух налетов бомбы попали в цель. За этот же период немецкие самолеты девять раз пытались бомбардировать авиационные заводы фирм Вестланд, Роллс-Ройс и Глостер, однако только два раза им удалось сбросить бомбы в радиусе до 8 километров от цели.
За период с 8 по 18 августа немцы потеряли 367 самолетов, а Истребительное командование за этот же период потеряло 213 истребителей.
С 19 по 23 августа стояла облачная погода и немцы не решались наносить удары крупными силами. Но и в эти дни они провели ряд налетов небольшими группами самолетов, хотя результаты, достигнутые немцами в этот период, были незначительными.
24 августа немецкая авиация возобновила дневные массированные налеты. Начиная с этого дня и до 6 сентября включительно немецкая авиация производила на Англию в среднем около 1000 самолето-вылетов в день, а 30 и 31 августа было совершено по 1600 самолето-вылетов.
Главной задачей авиации противника по-прежнему оставалось уничтожение английских военно-воздушных сил, в первую очередь истребительной авиации.
Если основные стратегические задачи немцев оставались прежними, то они стремились изменить тактику действий своих военно-воздушных сил. В поисках новых путей для решения основной задачи немцы решили сконцентрировать все усилия своей авиации для проведения дневных налетов на аэродромы, расположенные в Юго-Восточной Англии. Таким образом, всю мощь своей авиации они обрушили на 11-ю истребительную авиагруппу и особенно на ее наиболее удаленные от побережья аэродромы, ибо только проникнув в глубь страны, противник мог добраться до жизненно важных секторных аэродромов.
И именно в этот момент, когда под натиском немецкой авиации противовоздушная оборона Англии была напряжена до предела, Гитлер совершил серьезнейшую ошибку, перенеся основные цели бомбардировок с объектов ВВС на британские города, в первую очередь Лондон. Гитлер полагал, что Люфтваффе сможет нанести таким образом громадный ущерб Британии, которая уже несколько дней бомбила немецкие города, в том числе и Берлин: «Английская авиация сбрасывает бомбы на жилые кварталы городов, хутора и на деревни. Три месяца я не отвечал, так как думал, что англичане одумаются, но Черчилль усмотрел в этом проявление нашей слабости. Теперь англичане будут испытывать наши ответные удары каждую ночь»[16]. Однако перенос ударов с объектов Королевских ВВС лишь позволил значительно восстановить мощь последних.
В течение двух недель, с 7 по 21 сентября, немецкие самолеты, по мнению командования немецких ВВС, наносили по Англии мощные сокрушительные удары. Фактически же немецкие ВВС потерпели полную неудачу. Дневные налеты немецкой авиации не причинили значительного ущерба наиболее важным объектам Лондона и не нанесли решающих потерь Истребительному командованию.
В журнале боевых операций штаба верховного командования немецких вооруженных сил от 17 сентября говорится: «Военно-воздушные силы противника еще не разгромлены. Наоборот, активность их действий непрерывно возрастает. В связи с этим Гитлер принял решение отложить проведение операции «Морской лев» на неопределенное время» [17].
Во второй половине сентября немецкие самолеты продолжали наносить удары по авиационным заводам, расположенным на юге и юго-западе Англии, а также возобновили попытки пробиться крупными силами к Лондону. Но как ни старался противник изменить тактику действий путем усиления истребительного прикрытия, привлечения для налетов истребителей-бомбардировщиков, а также производства демонстративных налетов крупными силами истребителей по другим объектам, английская истребительная авиация продолжала оказывать сильное противодействие.
С начала октября, после целой серии неудачных атак в конце сентября, немецкая бомбардировочная авиация производила налеты в основном в ночное время.
К концу октября, немецкому командованию стало ясно, что английские ВВС были далеки от поражения. 12 октября Гитлер отложил проведение операции «Морской лев» до весны 1941 года. При этом предполагалось, что ночные бомбардировочные операции немецких ВВС зимой 1941 года в сочетании с действиями подводных лодок должны серьезно ослабить сопротивление англичан.
Несмотря на то, что «Битва за Британию» фактически закончилась в октябре 1940 года поражением немцев, бомбардировки Великобритании продолжались почти до самого конца войны.
Заключение: итоги «Битвы за Британию»
«Never in the field of human conflict was so much owed by so many to so few»
У. Черчилль о «Битве за Британию»
«Битва за Британию» была выиграна не только в воздухе. Она была выиграна на заводах, в авиаремонтных мастерских, в частях аэродромного обслуживания, в летных школах, на радиолокационных станциях, в пунктах управления авиацией и во многих других местах, включая министерство авиации. Сражение вели экипажи не только истребительной, но и бомбардировочной и разведывательной авиации, однако боевые действия Бомбардировочного и Берегового командований, хотя и важные сами по себе, явились второстепенными по сравнению с боевыми действиями Истребительного командования. И, несомненно, летчики-истребители английских ВВС внесли огромный вклад в дело победы в «Битве за Британию». Всё это позволило Британии сохранить свой территориальный суверенитет и разрушить планы Гитлера по подчинению её власти Третьего рейха.
Ссылки
[1] Черчилль, 2005: 3
[2] Черниловский, 1995: 2
[3] Лиддел Гарт, 1999: 56
[4] Шевченко, 2004: 9
[5] Порицкий, 2000: 1
[6] Ричардс, Сондерс, 1963: 23
[7] Черчилль, 2005: 50
[8] Ричардс, Сондерс, 1963: 109
[9] Ричардс, Сондерс, 1963: 111
[10] Гитлер, директива от 16 июля 1940 г.
[11] Ричардс, Сондерс, 1963: 113
[12] BBC Russian, 2000: 1
[13] BBC Russian, 2000: 1
[14] Ричардс, Сондерс, 1963: 122
[15] Ричардс, Сондерс, 1963: 133
[16] Ричардс, Сондерс, 1963: 140
[17] Ричардс, Сондерс, 1963: 145
[18] Черчилль, 2005, Приложения: 7
Список литературы
Тейлор А. Дж. П., «Вторая мировая война», М.: Мысль, 1995
Черчилль У., «Вторая мировая война», II том, М.: Терра - Книжный клуб, 2005
Шевченко В., статья «Железом и кровью», журнал «История и я», 2004
Ричардс Д., Сондерс Х., «Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне 1939-1945 гг.», М.: Военное изд. министерства обороны СССР, 1963
Порицкий Л., статья «Потопление «Атении»», газета «Зеркало недели», 2000
Черниловский З. М., «Всеобщая история государства и права», IV часть, М.: Юристъ, 1995
Фуллер Д. Ф. Ч., «Вторая мировая война 1939-1945 гг. Стратегический и тактический обзор», М.: Иностранная литература, 1956
Лиддел Гарт Б. Г., «Вторая мировая война», СПб.: Terra Fantastica, 1999
Статья BBC Russian: Люфтваффе против Королевских ВВС, 2000
http://www.bbc.co.uk/russian/specials/bob/bob_index.shtml
Директивы Гитлера времен II мировой войны