Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»
Минский филиал МЭСИ
Курсовая работа
по дисциплине
«Микроэкономика»
Тема: Рынок труда
Витебск 2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.РЫНОК ТРУДА
1.1 Определение рынка труда
1.2 Особенности функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
2.ЗАРОБОТНАЯ ПЛАТА НА РЫНКЕ ТРУДА
2.1 Сущность заработной платы
2.2 Функции заработной платы
2.3 Формы и системы заработной платы
3.ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТРУДА
4.СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не есть». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.
Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате произошло неизбежное высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Но рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.
В толковании сущности категорий оплаты труда и оплачиваемого минимума, как в никакой другой области экономической деятельности, накопилось много мифов и догм. Здесь причудливым образом переплетаются догмы и социализма, и монетарного подхода. Порой сложно определить, чья вина больше в катастрофическом состоянии нашего трудового потенциала.
Этот рынок является одним из значимых в государстве и мире в целом и может состоять на ровне с рынком ресурсов (земли, природных ресурсов) и будет оставаться всегда актуальной темой экономики в силу изменения экономического положения в мире и государстве так как было в Беларуси и странах СНГ после распада СССР и постепенный переход который длится по сей день к рыночной экологии.
РЫНОК ТРУДА
1.1 Определение рынка труда
Рынок труда - это совокупность экономических отношений, которые возникают по поводу спроса и предложения услуг труда. Рынок труда предполагает: свободу предложения труда, свободу спроса на труд; свободное колебание заработной платы.
Труд является не только насущной потребностью человека, но и осознанной экономической необходимостью.
Без него человек не мог бы обеспечивать свои биологические и социальные потребности, а следовательно, и общество в целом не смогло бы развиваться. При этом далеко не всякий труд приносит человеку удовлетворение и радость. Он вызывает физическое и умственное утомление, часто связан с отрицательными эмоциями, требует определенных жертв (например, отказа от отдыха) и т.п.
Труд всегда представлял тягостное усилие человека, направленное на удовлетворение его постоянно растущих потребностей. Поэтому в обществе существует принуждение к труду, которое в каждую эпоху носит свой специфический социальный характер.
Экономическое принуждение к труду связано с категорией наемного труда. Для его возникновения должны были появиться два решающих исторических условия: во-первых, человек должен обладать личной свободой; во-вторых, он должен быть лишен возможности самостоятельно заниматься производством, т.е. должен быть лишен средств производства, а следовательно, и средств существования.
Экономическое принуждение к труду есть форма экономической зависимости наемных рабочих, основанная на монополии частной собственности, на средства производства, с одной стороны, и отсутствии материальных условий существования у работников - с другой. Последние в силу этого вынуждены продавать свою рабочую силу собственникам средств производства. Так возникает рынок рабочей силы или рынок труда (по западной терминологии).
С точки зрения экономиста все люди являются собственниками: даже те, у которых нет ни земли, ни фабрики, ни машин, ни дома. Дело в том, что каждый человек есть собственник своей рабочей силы, своего труда - одного из важнейших факторов производства. Поэтому он может продать его, заключив договор о найме, если, конечно, найдет покупателя и договорится с ним об условиях сделки.
По мере становления рыночной экономики вместе с другими ее атрибутами складывается рынок труда.
Судьба продавцов труда, как и всех остальных товаровладельцев, зависит от соотношения спроса и предложения на этот товар. Это значит, что продающие свой труд могут попасть в весьма неприятные для них ситуации: не найдя работы (а в рыночной экономике никто не может никому ее гарантировать), собственник труда лишается тем самым и средств существования.
Рынок труда обладает рядом особенностей, отличающих его от рынков других ресурсов.
Во - первых, спрос на рынке труда, как отмечалось ранее, является производным спросом, т.е. производным от тех готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данного труда. Труд как ресурс удовлетворяет потребности покупателя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг. В связи с этим спрос на труд определяется производительностью конкретного вида труда и уровнем цен на продукты, в производстве которых он используется.
Во - вторых, рынков труда, строго говоря, существует много, ибо предлагается труд работников разных специальностей и в разных местностях. Например, на рынке труда учителей английского языка в Минске и рынке шахтеров в Солигорске действуют совершенно разные продавцы и покупатели, поэтому складываются совершенно разные условия сделок.
В - третьих, специфичность самого товара, реализуемого на рынке труда. Носитель труда (работник) представляет собой уникальную человеческую личность, которая обладает не только определенной способностью к труду (ученый, инженер, врачи т.д.), но и целым рядом других качеств: мотивами трудового поведения, жизненным опытом, психофизиологическими особенностями и т.д. Это обстоятельство значительно социализирует экономические процессы, происходящие на рынке труда.
С другой стороны, и работодатели (т.е. те, кто предлагает рабочие места) подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида, но и оценивают коммуникабельность (способность к совместной работе, общительность работника), его способность к переобучению, трудовой мобильности и т.п.
В - четвертых, острота противоречий между продавцами и покупателями, т.е. между наемными работниками и предпринимателями (фирмами). Такие противоречия в рыночной экономике существуют всегда и везде: продавцы, чем бы они ни торговали, хотят продать подороже, а покупатели - купить подешевле. Однако при купле-продаже обычных товаров покупатели при слишком высокой цене на товар могут поискать других продавцов, где цены ниже, или вовсе отказаться от покупки данного товара, заменив его другим товаром - субститутом (заменителем). Продавцы также могут при резком падении цен на товар отказаться от продажи своих товаров на данном рынке или придержать их для более поздней реализации (если это не скоропортящиеся продукты), или сократить их производство и за счет этого расширить производство других (более выгодных в настоящее время) товаров.
В совершенно ином положении находятся продавцы товара «труд». Как правило, это товар - единственный, которым они располагают для продажи. Если наниматели предложат рабочим слишком низкую заработную плату, то последние будут не в состоянии прокормить свои семьи. Ситуация окажется еще худшей, если работник вовсе не найдет работы. Не продав свой товар (труд), работник не сможет купить жизненно необходимые ему потребительские товары и услуги.
Для понимания реального значения всех этих обстоятельств необходимо постоянно учитывать важнейший факт: продавцы труда в рыночной экономике составляют большинство населения страны, и их проблемы - это проблемы всей страны.
В-пятых, последствия сделки о найме труда. При покупке труда (найме работника) покупатель взамен на заработную плату не просто требует от продавца (работника) исполнения определенных обязанностей, но и становится его начальником на все время найма, а продавец труда становится его подчиненным. При этом наниматель имеет реальную власть над нанятым им работником, чего не происходит при продаже любой другой услуги. Отношения власти порождают соответствующие противоречия.
Труд имеет не только экономическую ценность, выступая важнейшим фактором, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества. Труд имеет также и социальную ценность, так как является источником дохода для своего носителя (работника) и определяет социальный статус человека в обществе.
Сущность рынка труда проявляется в следующих его основных функциях:
- согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений;
- обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со сложившимся общественным разделением труда;
- поддержание динамического равновесия между спросом и предложением рабочей силы;
- формирование кадрового резерва для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства;
- стимулирование эффективной и рациональной занятости;
- регуляция индивидуальных доходов работников;
- содействие формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры кадров.
Основными субъектами рынка труда являются:
-контрагенты трудовых отношений - работники и работодатели;
-посредники между работодателями и наемными работниками (центры занятости, опекунские советы и т.д.);
-представители органов власти, вырабатывающие принципы правовой регламентации отношений на рынке труда, осуществляющие его государственное регулирование и контроль за соблюдением законодательства (Министерство труда и социальной защиты и др. контролирующие органы);
-представители интересов работников и работодателей - такие общественные организации, как профсоюзы, ассоциации, союзы предпринимателей, потребителей и т.д., осуществляющие защиту интересов субъектов трудовых отношений.
К основным компонентам рынка труда относятся: цена рабочей силы, конкуренция, спрос и предложение.
Цена рабочей силы выступает в виде заработной платы; конкуренция - в форме соперничества работников за рабочие места, работодателей - за рабочие руки, а также работников-работодателей - за условия найма; спрос - в форме потребности в рабочей силе в разрезе отраслей, районов, предприятий и организаций, а предложение - в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов, предъявленных на рынке и способных быть туда доставленными. Спрос на рабочую силу зависит от уровня развития и структуры экономики, наличия других факторов производства и способов их технологического применения, величины спроса на товары и услуги производственного и личного потребления, фазы экономического цикла. Предложение труда зависит от численности населения и темпов его прироста, доли трудоспособных в общем количестве населения, продолжительности рабочего дня, интенсивности и производительности труда, квалификации работников, их миграционной подвижности, уровня жизни и др.
Оптимальное функционирование рынка труда предполагает поддержание равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение спроса и предложения характеризует конъюнктуру рынка труда. При их совпадении она будет равновесной, при превышении спроса над предложением - трудодефицитной, при превышении предложения над спросом трудоизбыточной.
Национальный рынок труда является сложноструктурированным образованием рыночной экономики. Он состоит из множества рынков, которые можно определить и как сегменты единого рынка. Важнейшими его составляющими являются региональные, отраслевые и профессионально-квалификационные сегменты единого рынка труда. Например, такие как городской, районный, областной рынки труда (сегменты), рынок труда (сегмент) текстильщиков, строителей, рынок труда (сегмент) ИТР, служащих, рабочих, высоко и низкоквалифицированных работников и т.д. В половозрастном разрезе выделяются, например, такие сегменты рынка, как молодежный, женский и т.д. Открытость рыночной экономики предполагает и интеграцию в международный рынок труда. Все составляющие части или сегменты рынка труда находятся в тесном взаимодействии и их выделение в определенной мере является условным, хотя и абсолютно необходимым не только для изучения условий функционирования рынка труда, но и для принятия адекватных решений его субъектами.
Непосредственно сопряженной с рынком труда, хотя напрямую в него и не входящей, является его инфраструктура. Она призвана выполнять функции по его институциональному, материально - техническому, социальному и информационному обеспечению.
Инфраструктуру рынка труда можно определить как совокупность материально-технических, организационных и правовых условий, без которых невозможно нормальное функционирование сферы товарного обращения рабочей силы. В инфраструктуру рынка труда входят, например, служба занятости, бюро по трудоустройству, центры по переподготовке, институты общественных работ и фонды занятости, акты правового регулирования взаимоотношений продавцов и покупателей рабочей силы и др. Она обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.
Следует отметить, что, несмотря на специфику рынка труда, в экономической теории часто абстрагируются от этих характеристик и исходят из того, что цена труда и предлагаемое его количество определяются (как и на прочих рынках) взаимодействием спроса (со стороны фирм) и предложения (со стороны временно не имеющих работы людей). Начнем рассмотрение данного вопроса с предложения на рынке труда.
Предложение труда определяется, по крайней мере, четырьмя показателями:
1) общей численностью населения;
2) той долей, которую составляет самодеятельное население, применяющее свою рабочую силу и получающее определенное вознаграждение за труд, в общей численности жителей;
3) средним количеством часов, отработанных рабочими на протяжении недели и года;
4) качеством, количеством и квалификацией того труда, который будет затрачивать рабочий.
Заметим, что третий показатель в большей степени подвержен влиянию чисто экономических факторов.
Сначала проанализируем предложение труда отдельным работником, а затем рассмотрим кривые предложения на рынках труда.
Решение индивида о том, какое количество труда предложить, можно анализировать как своего рода компромисс между двумя необходимыми ему «товарами» - досугом и купленными потребительскими благами. Выбирая между этими возможностями, потребители (они же продавцы рабочей силы) сталкиваются с двумя основными ограничениями: 1) ограниченностью времени в сутках и 2) часовой ставкой заработной платы, определяющей покупательную способность индивида.
Если представить, что рабочему предложили более высокую почасовую ставку оплаты и в то же время он может сам определить продолжительность своей работы, то он оказывается на распутье: с одной стороны, он испытывает искушение поработать больше, чем раньше, поскольку каждый час работы лучше оплачивается. Каждый час свободного времени теперь означает убытки, поэтому рабочий стремится заместить свободные часы сверхурочной работой. Этот процесс экономисты называют эффектом замещения. Ведь рабочий замещает отдых дополнительными товарами, покупаемыми на свою заработную плату. Повышение заработной платы делает более высокой стоимость отдыха ввиду того, что каждый его час означает отказ от более высокой почасовой заработной платы.
С другой стороны, повышение ставки заработной платы дает рабочему возможность купить себе большее количество и лучшего качества товаров и услуг при неизменном количестве отработанных часов. Работник может позволить себе взять, например, неоплачиваемый дополнительный выходной, может пойти на неделю в отпуск зимой и получить дополнительную неделю отдыха летом. В этом случае начинает действовать эффект дохода: с увеличением дохода индивид чувствует себя богаче и может получить больше наслаждения от отдыха.
Таким образом, повышение ставки зарплаты влияет на выбор между трудом и досугом двояко. В одном случае повышение ставки заработной платы создает эффект замещения, увеличивая количество отработанных часов, альтернативную стоимость труда, стимулируя, таким образом, замену отдыха на труд. В другом - повышение ставки заработной платы создает эффект дохода, сокращая количество отработанных часов.
Повышение реальных доходов работников стимулирует потребление ими «нормальных товаров», каковыми является и отдых. Следовательно, сам по себе эффект дохода от повышения заработной платы выразится в сокращении количества труда, предлагаемого работниками.
Необходимо отметить еще одну особенность индивидуального предложения на рынке труда.
При падении реальной зарплаты, для того чтобы обеспечить прежний уровень потребления жизненных благ, домохозяйствам приходится увеличивать предложение труда.
На работу идут женщины, дети, многие работники стараются работать в нескольких местах, на 1,5 ставки и т.д. Это явление можно назвать эффектом низкого дохода.
Если ставка заработной платы низка, то сильнее эффект замещения досуга на труд, т.е. с ростом заработной платы увеличивается предложение рабочей силы.
Однако по мере увеличения заработной платы начинает действовать эффект дохода и работники все более предпочитают досуг труду.
В случае, когда эффект изменения дохода точно компенсирует эффект замещения, предложение труда становится совершенно неэластичным, т.е. изменение ставки заработной платы не влияет на объем предложения труда. При понижении дохода домохозяйств ниже ранее достигнутого уровня потребления происходит замещение свободного времени на труд.
Кривая предложения труда отдельным индивидом изображена на рис. 1.1.
От точки А до точки В преобладает эффект замещения, от точки В до точки С - эффект дохода и эффект замещения взаимоуравновешиваются, от точки С до точки D преобладает эффект дохода, а от точки А до точки Е преобладает эффект низкого дохода, выражающийся в увеличении предложения труда при падающей ставке заработной платы.
Несмотря на то что кривая предложения индивидом своего труда может изгибаться, в целом кривая предложения любого вида труда, по крайней мере, с определенного уровня заработной платы, имеет тенденцию к возрастанию на всем промежутке выполнения задания. Отдельный работник может реагировать на повышение заработной платы сокращением количества отрабатываемых часов. Однако на рынке это сокращение может быть более чем компенсировано появлением новых работников из других отраслей. В результате можно сделать вывод: для каждого рынка конкретного вида труда с учетом времени и места кривая предложения труда постоянно возрастает, несмотря на изгиб кривой индивидуального предложения труда.
1.2 Особенности функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
Существует несколько моделей взаимодействия продавцов и покупателей рабочей силы в зависимости от степени конкуренции:
- конкурентный рынок;
- монопсония;
- модель, учитывающая деятельность профсоюзов;
- двусторонняя монополия.
Классическая модель конкурентного рынка труда характеризуется следующими чертами:
1) имеется большое число работодателей, представляющих интересы фирм, которые конкурируют друг с другом при предъявлении спроса на рабочую силу;
2) существует большое число имеющих одинаковую квалификацию работников, являющихся носителями рабочей силы и выражающих предложение труда;
3) ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы. Взаимодействие спроса и предложения на совершенно конкурентном рынке может быть представлено соответствующими кривыми, показанными на рис. 1.2.
На вертикальной оси отложены ставки заработной платы — W, а на горизонтальной - количество труда - Q.
Кривая DL характеризует изменение спроса на труд. Она имеет отрицательный угол наклона. При прочих равных условиях, т.е. для работников равной квалификации, наибольший спрос приходится на тех, кто претендует на низкие ставки заработной платы, а наименьший, наоборот, на тех, кто претендует на высокие ставки.
Кривая SL отражает изменение предложения труда и имеет положительный угол наклона. Наибольшее число работников одинаковой квалификации настроены на высокую заработную плату, и лишь незначительное число согласно работать при низких заработках.
В точке Е, где пересекаются кривые спроса и предложения, спрос и предложение труда совпадают и возникает ситуация равновесия на рынке труда, т.е. количество работников, которое работодатели хотят нанять (Qe) на определенных условиях оплаты труда (We), соответствует числу работников, согласных работать за эту заработную плату.
Если цена труда выше равновесной, то наблюдается безработица, если ниже, то существует дефицит работников. Но в условиях совершенной конкуренции и рыночной гибкости ставок заработной платы ее отклонение от равновесного уровня не может продолжаться долго. Установление заработной платы выше относительно равновесного уровня вызывает сокращение спроса на труд со стороны фирм и, одновременно, увеличение предложения труда со стороны работников. В результате наблюдается избыток предложения труда. Возникающая при этом безработица оказывает давление на заработную плату в сторону ее понижения до равновесного уровня. В случае если заработная плата опускается ниже этого уровня, разворачивается противоположный процесс. В конечном счете конкурентный рынок труда характеризуется общим равновесием спроса на труд и предложением труда, а также равновесным уровнем заработной платы.
Рынок труда может иметь вид монопсонии. В этом случае предложение представлено множеством работников, а спрос - единственной фирмой-работодателем. Монопсонические условия на рынке труда складываются, как правило, в небольших населенных пунктах и отдаленных районах, где функционирует одно предприятие, обеспечивающее занятость большинства населения. Такой рынок труда характеризуется следующими условиями:
1) работники, занятые определенным видом труда, сосредоточены в основном на одной фирме;
2) данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических факторов, либо ввиду того, что при имеющейся у работника специальности и квалификации он не может найти другое место работы, не пройдя переподготовку;
3) фирма «диктует заработную плату» в том смысле, что ее ставка находится в прямой зависимости от числа нанимаемых работников.
В ряде случаев рынок труда может иметь вид олигопсонии, когда нескольким работодателям противостоит множество работников.
Рассмотрим процесс формирования ставки заработной платы и уровня занятости на монопсоническом рынке труда.
На рис. 1.3. кривая SS характеризует предложение труда, или средние издержки на труд со стороны фирмы. Каждая точка на данной кривой показывает ставку заработной платы одного работника, которую необходимо платить для привлечения соответствующего количества работников. Но более высокую заработную плату, которую фирма вынуждена платить для привлечения дополнительных работников, необходимо выплачивать и тем, кто уже нанят по более низким ставкам заработной платы, так как монопсонист стремится избежать недовольства из-за разных ставок на равный труд.
Выплата единой заработной платы всем работникам означает, что издержки на дополнительного работника (предельные издержки на труд, т.е. MRC) превышают ставку заработной платы на величину, необходимую для доведения ставки заработной платы всех ранее нанятых работников до нового уровня. Таким образом, кривая предельных издержек труда MRC показывает, как будут изменяться предельные издержки фирмы на наем работников по более высоким ставкам в связи с необходимостью доведения ставок заработной платы ранее нанятых работников до ставок дополнительно принятых работников.
На рис. 1.3 видно, что кривая предельных издержек MRC расположена выше кривой средних издержек труда, или предложения труда SS, так как предельные издержки монопсониста на наем работников выше средних ставок заработной платы. Для максимизации прибыли фирма стремится уравнять предельные издержки на труд с предельным спросом на труд в точке пересечения кривой спроса DD с кривой предельных издержек MRC (точка в). Монопсонист будет нанимать Qm работников (по сравнению с Qc в условиях совершенной конкуренции) и платить ставку заработной платы Wm (в отличие от конкурентной ставки Wc). Таким образом, при прочих равных условиях монопсонист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества рабочих. При этом он выплачивает более низкую ставку заработной платы, чем в условиях совершенно конкурентного рынка труда. Наниматель - монопсонист считает выгодным сокращать занятость, чтобы снизить ставку заработной платы ниже конкурентной.
Модель рынка труда с учетом действий профсоюзов.
Профсоюзы, представляя на рынке труда интересы работников, преследуют цель увеличения спроса на труд и повышения заработной платы.
С целью увеличения спроса на труд профсоюзы стремятся:
- увеличить спрос на производимые продукты или услуги при помощи рекламы «товаров с профсоюзной этикеткой»;
- повысить производительность труда;
- изменить цены на другие вводимые факторы производства.
Профсоюзы могут воздействовать на рост ставок заработной платы через ограничение предложения труда путем борьбы за сокращение детского труда, ограничение миграции, обязательный выход на пенсию в связи с достижением пенсионного возраста, сокращение рабочей недели.
Отраслевые профсоюзы, не ограничивая число своих членов, стремятся объединить практически всех работников отрасли.
Это позволяет им оказывать на работодателей значительное давление при установлении ставок заработной платы, поскольку с помощью забастовки профсоюз может полностью лишить фирму предложения труда.
Графически это воздействие показано на рис.1.4.Объединяя практически всех работников и контролируя предложение труда, профсоюзы навязывают фирме ставку заработной платы Wv, превышающую конкурентную ставку Wс. Кривая предложения труда перемещается из SS в WvaS. При ставке заработной платы Wv наниматели будут сокращать занятость с Qс до Qv.
Модель двусторонней монополии характеризует рыночную структуру, где существует единственный продавец и единственный покупатель труда. Она характерна для условий монопсонического рынка труда, на котором сформировался сильный отраслевой профсоюз. Схематично это можно представить, объединив монопсоническую модель с моделью отраслевых профсоюзов, как показано на рис. 1.5.
Если фирма - монопсонист стремится установить ставку заработной платы на уровне Wm, а отраслевой профсоюз добивается установления ее на уровне Wv, то в конечном счете ставка будет приближаться к равновесному уровню Wс При этом у фирмы исчезает стремление к ограничению занятости до уровня Qm, и она устанавливается на уровне Qс. В итоге ставки заработной платы и уровень занятости приближаются к условиям конкурентного рынка труда.
ЗАРОБОТНАЯ ПЛАТА НА РЫНКЕ ТРУДА2.1 Сущность заработной платы
Каждый работающий по найму получает от работодателя заработную плату - определенную сумму денежных средств, компенсирующих затраты его труда и обеспечивающих определенный уровень удовлетворения личных потребностей работника, а также потребностей членов его семьи.
В экономической литературе существуют два основных подхода к определению сущности заработной платы. Согласно первому подходу, широко распространенному на западе, заработная плата - это цена труда (или цена использования услуг труда) в единицу времени (час, день, неделя и т.д.).
При этом под трудом понимается деятельность работников самых разнообразных профессий и уровней, начиная от дворников и кончая президентом государства.
Термин «заработная плата» обычно используется для обозначения не всей (валовой) заработной платы (в национальной и мировой статистике она включает в себя и премии, гонорары и т.д.), а лишь для обозначения ставки заработной платы в единицу времени. Этим самым фиксируется внимание на том, что заработная плата по своей сути является ценой использования единицы услуг труда.
Цена труда (как и всякого другого товара) формируется на рынке труда под воздействием спроса и предложения. Поскольку на практике имеется значительное количество различных рынков труда по профессиям (рынок юристов, программистов, вузовских преподавателей и т.д.), то равновесие спроса и предложения устанавливается именно на этих рынках.
Но независимо от рыночной конъюнктуры, зарплата должна возмещать затраты на воспроизводство способности работника к труду. Во многих странах в связи с этим законодательно устанавливается минимальная заработная плата. В условиях инфляции она периодически пересматривается.
Согласно второму, марксистскому, подходу заработная плата - это не цена труда, а стоимость рабочей силы, под которой понимается способность человека к труду.
Продав свою рабочую силу как товар, рабочий обязан в течение оговоренного времени работать на капиталистическом предприятии, а капиталист в обмен на его труд должен выплачивать ему определенную сумму денег в форме заработной платы. Тем самым продажа рабочей силы приобретает видимость продажи самого труда, а заработная плата - видимость его оплаты.
В действительности труд по Марксу не является товаром, предметом купли - продажи служит рабочая сила. Если бы труд был товаром, то он, подобно всякому другому товару, должен был бы обладать стоимостью. Но он сам есть источник и мерило стоимости товаров и поэтому не может иметь стоимости (так же, как, например, тяжесть, будучи свойством физических тел, не имеет собственного веса).
Рабочая сила, подобно любому товару, в рыночной экономике имеет стоимость и потребительную стоимость. Стоимость рабочей силы определяется стоимостью средств существования рабочего и его семьи, куда входит и стоимость средств обучения.
Низшая граница стоимости рабочей силы определяется физическими потребностями рабочего, т.е. стоимостью жизненных средств, абсолютно необходимых для ежедневного поддержания его трудоспособности, т.е. удовлетворения минимальных физиологических потребностей рабочего и его семьи. Высшая граница стоимости рабочей силы обусловлена тем, что стоимость рабочей силы определяется в каждой стране традиционным уровнем жизни. Сюда входит не только удовлетворение физиологических потребностей рабочего и его семьи, но и удовлетворение других потребностей.
2.2 Функции заработной платы
Заработная плата в любом обществе выполняет следующие функции:
1. Воспроизводственная функция. Она заключается в восстановлении израсходованных в процессе труда умственных и физических способностей человека (его рабочей силы). Без этого рабочая сила может поддерживаться лишь в хиреющем виде. Обменивая свою заработную плату на материальные блага и услуги, работники в процессе их потребления воспроизводят на том или ином уровне (в зависимости от размеров зарплаты) свою способность к труду;
2. Стимулирующая функция. С помощью заработной платы усиливается материальная заинтересованность работников в результатах их трудовой деятельности. Действенность этой функции зависит прежде всего от уровня дифференциации (различия) заработной платы в зависимости от образования, профессионализма работников, вида выполняемых работ, их сложности и престижности и т.д. Она зависит также и от возможности реализации полученных трудовых доходов на потребительском рынке товаров и услуг. Дефицит последних отрицательно сказывается на стимулирующей роли зарплаты, которую невозможно в данном случае рационально (по желанию работника) потратить;
3. Компенсирующая функция. Заработная плата выступает здесь в качестве материальной основы компенсации (возмещения) за повышенную физическую тяжесть, вредность для здоровья, выполнение работ в ночное время, специальную непривлекательность труда и т.д.
2.3 Формы и системы заработной платы
Существуют две основные формы организации заработной платы: повременная и сдельная. При повременной форме зарплата рассчитывается за фактически отработанное время по установленным ставкам с учетом квалификации, качества и условий труда. Ставки могут быть часовые, дневные, недельные и месячные. Повременная оплата применяется в тех случаях, когда:
а) результаты труда не поддаются точному учету;
б) работа заключается в выполнении определенных обязанностей;
в) выход продукции обусловлен самим технологическим процессом и непосредственно не зависит от работника, функции которого сводятся лишь к наладке, наблюдению и контролю за работой оборудования.
При сдельной форме оплаты труда заработная плата начисляется за количество и качество изготовленной продукции в соответствии с установленными расценками (платой за производство единицы продукции). Сдельная зарплата является превращенной формой повременной, так как сдельные расценки за единицу продукции устанавливаются путем деления дневной ставки оплаты труда на дневную норму выработки. Применение сдельной формы оплаты труда возможно лишь тогда, когда работник выпускает продукцию, поддающуюся натуральному (физическому) счету.
В Республике Беларусь используются обе формы заработной платы.
Повременная и сдельная заработная плата имеют ряд разновидностей (систем). Повременная зарплата реализуется в двух системах: простая повременная и повременно - премиальная. При простой повременной оплате труда инженерно-технические работники, и служащие получают за фактически отработанное время установленный им оклад, а труд рабочих оплачивается на основе тарифной ставки (определенного размера оплаты труда рабочего за час или день) с учетом тарифных разрядов, присваиваемых им в соответствии с персональной квалификацией. При повременно - премиальной оплате труда выплата окладов (ИТР и служащим) и тарифных ставок (рабочим) за отработанное время сочетается с дополнительно выплачиваемой премией за определенные количественные и качественные достижения. Сдельная форма оплаты труда имеет следующие системы: прямая сдельная, сдельно - премиальная, сдельно - прогрессивная, аккордная.
Прямая сдельная система: оплата труда производится по неизменной расценке за каждую единицу произведенной продукции.
Сдельно - премиальная система предусматривает и выплату премий за достижение определенных количественных и качественных показателей в работе.
Сдельно - прогрессивная система. Здесь оплата труда осуществляется за выпуск каждого изделия (в пределах нормы выработки) по основным сдельным расценкам, а за выпуск изделий сверх нормы - по более высоким расценкам.
Аккордная система. Эта система предполагает выплату денежного вознаграждения за труд лишь после выполнения всего объема обусловленного трудовым соглашением работ.
Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата - это количество денег, получаемое работником за выполненную работу или за единицу рабочего времени (час, день, неделю и т.д.). Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную зарплату. Она находится в прямой пропорциональной зависимости от величины номинальной заработной платы и обратной пропорциональной зависимости от уровня цен на товары и услуги. Индекс реальной заработной платы (относительная величина зарплаты, характеризующая ее динамику) есть частное от деления индекса номинальной заработной платы на индекс цен на товары и услуги, выраженное в процентах.
Кроме названных систем заработной платы существуют и другие классификации системы. Например,
- по количеству показателей, учитываемых при оценке трудового вклада работников, системы оплаты подразделяются на:
однофакторные, или простые (простая сдельная, простая повременная);
многофакторные, или премиальные (сдельно-премиальная, повременно-премиальная, сдельно-прогрессивная и т.д.).
- по формам выражения и оценки результатов труда выделяют следующие системы оплаты:
коллективные (базирующиеся на оценке коллективного труда);
индивидуальные (базирующиеся на оценке результатов труда каждого отдельного работника).
- по характеру воздействия работника на результат труда системы оплаты подразделяются на:
прямые;
косвенные.
В условиях перехода к рыночным отношениям концепция заработной платы исходит из следующих основных принципов:
а) самозарабатывание средств для выплаты заработной платы работникам данного предприятия;
б) установление прямой зависимости заработной платы от фактических (реальных) результатов труда;
в) самостоятельность предприятий (коллективов) в стимулировании труда работников;
г) материальная ответственность отдельного работника и трудового коллектива в целом за результаты работы;
д) государственная регламентация минимума заработной платы с периодическим его пересмотром в условиях инфляции.
3. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЙ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТРУДА
Миграция рабочей силы во многом определяет процессы общественного воспроизводства, а также сохранения, накопления или, наоборот, утери человеческого капитала страны. Направления и объемы ее движения предопределяются конъюнктурой мирового рынка труда (МРТ). Она оказывает значительное влияние на соотношение спроса и предложения на всех его национальных сегментах, а соответственно, и на занятость и безработицу.
На сегодняшний день для миграции рабочей силы характерны некоторые особенности. В первую очередь следует отметить, что, в отличие от послевоенного периода, в потоках интеллектуальной миграции складывается ситуация, когда перемещение иностранной рабочей силы происходит не только из отсталых стран в развитые, а и наоборот. Это во многом связано с тем, что страны «третьего мира» субсидируют определенные программы по привлечению высококвалифицированных специалистов, увеличивая тем самым спрос на данные категории работников на своих сегментах мирового рынка труда.
По мнению экспертов, подтверждающемуся статистической информацией, в мире начинают преобладать тенденции вытеснения потоков низкоквалифицированных работников высококвалифицированными. Однако не стоит забывать, что в странах Европы целые отрасли держатся практически только на иностранной рабочей силе. Иностранцы, являющиеся часто всего лишь сезонными рабочими, требуют к себе меньшего внимания от работодателей и получают более низкую, чем у местных жителей, заработную плату, при всем этом занимаясь самой непрестижной работой. В области занятости на них распространяется принцип: нанят последним, уволен первым. Не заполняя вакансии низкоквалифицированного труда, коренные жители открывают данную нишу рынка труда для иностранных трудовых мигрантов. Существует дискриминация в оплате труда, хотя в подавляющем большинстве стран это юридически запрещено. Это можно характеризовать как определенную особенность сегодняшнего дня в формировании спроса на международном рынке труда.
На данный момент в Европе насчитывается около 15 млн. безработных. Они сетуют на эмигрантов за то, что на их местах могли бы работать местные жители и эмигранты вроде бы увеличивают безработицу среди местного населения. Однако на самом деле это не так, поскольку европейцы по собственной воле отказались от непрестижной работы и предпочли стать на биржу труда. Негативное отношение к иностранным работникам усиливается в связи с нарастанием нелегальной миграции. Изменения, приносимые иммиграцией в жизнь стран-реципиентов, стали для них испытанием на демократичность и политическую стабильность. Неприятие иностранцев стало весьма распространенным явлением, хотя и не всегда непосредственно проявляющимся и открыто выражаемым. Так, например, на французском сегменте мирового рынка труда, несмотря на то, что на сегодняшний день законодательство Франции довольно либерально по отношению к иммигрантам, отношение к ним среди местного населения не улучшается .
Королевство Швеция считается образцом открытости миру, толерантности и продуманной политики по отношению к иностранцам. Почти пятая часть всего населения Швеции - это «лица с иностранным прошлым» (иммигранты и их дети). Однако и в образцовом северном государстве все больше распространяется враждебное отношение к иностранцам. Эти тенденции объясняются крахом прославленной шведской иммиграционной политики, а также прецессионными экономическими процессами .
Неприязнь к чужим - это ответ на растущую безработицу среди иностранцев и страх коренных жителей перед засильем чужих. Опрос населения летом 2000 г. в Швеции показал, что более половины опрошенных считают: в стране слишком много иммигрантов. Две трети указали на то, что боятся растущей преступности среди иностранцев. Десятая часть респондентов не хотела увеличения квоты на въезд иностранцев в страну. Несмотря на это, в политике и экономике постепенно складывается понимание того, что в будущем Швеции понадобится больше иностранцев. Как предполагает правительственная комиссия, каждый год в течение длительного периода следует принимать на 30 тыс. больше иммигрантов, чтобы компенсировать низкие показатели рождаемости и сохранить статус процветающего государства. Это означает открытие границ для 900 тыс. иммигрантов до 2030 г. - более десятой части сегодняшнего населения Швеции.
Весьма динамичные процессы наблюдаются на корейском рынке труда. Быстрый выход из кризиса 1997 г. обусловил спрос на рабочую силу, включая иностранных рабочих. Сейчас правительство Кореи пытается ввести новую систему контроля иммиграции неквалифицированных рабочих, основным моментом которой является выдача разрешений на трудоустройство желающим работодателям. Введение в действие этой системы позволит положить конец запрету на въезд неквалифицированных рабочих, а именно такой политики придерживалась Корея в течение долгого времени.
Наблюдающиеся тенденции уменьшения количества рабочих в возрасте от 15 до 24 лет и падение доли этой возрастной группы на рынке труда Кореи являются основными причинами нехватки рабочей силы, особенно в сфере реального сектора экономики. Это также ведет к повышению спроса на иностранных работников со стороны, посредством каскадной миграции, в том числе и из Беларуси.
Недостаток рабочей силы на производстве вовлекает женщин в производственные процессы. В 1999 г. доля женщин на корейском рынке труда составляла примерно 50%, причем большинство из них являлись работниками умственного труда. На этом сегменте МРТ значительными темпами возрастает количество трудящихся старше 55 лет. Так, если в 1980 г. их доля составляла 10%, то в 2000 г. она уже стала превышать 17%. С одной стороны, это является отражением изменения возрастной структуры населения, означающим, что работники вынуждены в среднем работать дольше, в контексте решения проблемы долга поколений. С другой стороны, пожилые работники хотят и могут трудиться дольше просто потому, что продолжительность жизни растет, и они достаточно здоровы, чтобы продуктивно осуществлять эту деятельность. Большинство людей этой возрастной группы не выступают субъектами наемного труда, а осуществляют предпринимательскую деятельность, ведя индивидуальный или семейный бизнес, занимаясь им в основном в сферах сельского хозяйства или услуг.
В 1991 г. в Корее был принят Закон о трудоустройстве пожилых работников, призванный содействовать их занятости в сфере промышленности, а также в различных отраслях экономики страны в рамках больших, средних и малых городов. По закону, предприятиям с численностью более 300 работников предлагается, по крайней мере, 3% рабочих мест предоставить лицам старше 55 лет. Закон также призывает правительство предоставить больше возможностей для обучения пожилых работников и обеспечить им информационную поддержку. Он не предусматривает применение принудительных мер, однако степень его влияния на рынок труда огромна ввиду менталитета населения и национальных традиций. Увеличение количества работников старше 55 лет свидетельствует о тенденциях превышения спроса над предложением на южнокорейском сегменте МРТ.
Хорошо известен тот факт, что корейские работники отличаются высоким уровнем образования, - это явилось одной из причин быстрого экономического подъема в 70-х гг. ХХ в. Уровень образования корейских работников существенно вырос в 80-х гг., благодаря реформе системы образования. В 1999 г. более 60% выпускников средних школ поступили в колледжи и вузы, и это, пожалуй, самый высокий показатель во всем мире. Быстрое улучшение уровня образования явилось одной из причин так называемого «корейского чуда» .
Однако, хотя высшее образование призвано улучшить производительность труда в дальнейшем, слишком быстрый рост образования тех, кто вступает на рынок труда, создал проблему несоответствия предложения спросу: в то время как все острее ощущается нехватка работников физического труда, растет спрос на низкоквалифицированных рабочих из - за рубежа. И хотя зарплата, которая предлагается работникам этой категории, намного ниже, чем зарплата коренного населения, приток трудовых мигрантов уравновешивает конъюнктуру корейского рынка труда.
Те, кто поддерживает узаконивание этого вида иммиграции, утверждают, что зарубежные работники скорее дополняют рынок труда, чем составляют конкуренцию местным рабочим, и что средние и малые предприятия не могут позволить себе перенести производственные площадки за рубеж, чтобы использовать там более дешевую рабочую силу. Поэтому трудоустройство низкоквалифицированных рабочих из - за рубежа необходимо как компаниям, так и национальному рынку рабочей силы. Здесь есть перспективы и для белорусских работников. Однако есть и другой взгляд на эту проблему. В условиях нехватки низкоквалифицированной рабочей силы не обязательно создавать условия для ее привлечения; можно направить усилия на реструктуризацию экономики по пути развития высоких информационных технологий, нанотехнологий, биотехнологий. Это повысит спрос на высококвалифицированные кадры, их вовлечение в производство и иммиграцию в страну. Такой взгляд небезынтересен и для Республики Беларусь, так как она может направить денежные средства на развитие таких технологий и посредством этого привлекать высококвалифицированные кадры из-за рубежа, а также трудоустраивать белорусских высококвалифицированных специалистов.
В 2000 г. Институт труда Кореи провел опрос 2192 фирм со штатом сотрудников от 10 человек и выше с целью получения информации о планах этих фирм на трудоустройство работников в ближайшие пять лет. Сделав анализ, ученые установили, что рост трудоустройства в высокотехнологичной промышленности в ближайшие пять лет будет выше, чем в любой другой сфере производства. Из этого можно сделать вывод о том, что и в Республике Беларусь должна происходить реструктуризация рынка труда в направлении увеличения на нем специалистов в области высоких информационных технологий. Необходимо ввести больше соответствующих специальностей в вузах страны, чтобы отвечать требованиям информационного будущего, предъявляющего спрос на высококвалифицированные кадры.
Это подтверждают и результаты опроса, уже сегодня выявившие острую нехватку высококвалифицированных работников и специалистов в области информационных технологий в Корее. По его данным, общая нехватка в секторе информационных технологий оценивалась как 43 тыс. работников в 2000 г. Ожидается, что к 2005 г. этот показатель может достигнуть 185 тыс. человек.
Для того чтобы решить проблему нехватки высококвалифицированной рабочей силы в сфере информационных технологий, корейское правительство увеличило количество мест на соответствующих факультетах в университетах и колледжах. В настоящее время университеты и колледжи ежегодно выпускают порядка 200 тыс. молодых специалистов в области информационных технологий. Вместе с тем наблюдается существенное несоответствие между программами обучения и запросами работодателей, что характерно не только для Кореи. Так, например, происходит и в Республике Беларусь. Многие выпускники вузов не могут трудоустроиться по специальности, становясь при этом на биржу труда или даже работая в другой сфере. Для того чтобы увеличить количество зарубежных специалистов в области информационных технологий, правительство Кореи пересмотрело условия въезда таковых в страну. Например, был отменен лимит пребывания в стране. Совсем недавно правительство Кореи объявило о дальнейшей отмене ограничений для того, чтобы привлечь работников в сферу информационных технологий. Более того, в условиях финансового кризиса правительство Кореи сняло ограничения на зарубежные инвестиции. Можно ожидать, что повышение притока профессиональных иммигрантов повлечет за собой рост прямых зарубежных инвестиций.
Что же касается социальной интеграции иностранных рабочих в Корее, то легальные иммигранты пользуются теми же социальными выгодами, что и коренное население. Иммигранты этой категории являются высокообразованными и высокооплачиваемыми специалистами, поэтому интеграция их в корейское общество не представляет особых проблем, несмотря на то, что плюрализм культур - новое понятие для Кореи, а межнациональные браки весьма непопулярны.
На работников - стажеров распространяются некоторые положения Закона по организации труда (например, об оплате сверхурочной работы), они попадают также в зону действия Закона об охране труда и о минимальной заработной плате. На них распространяются страховка от несчастных случаев на производстве и медицинская страховка. Однако, поскольку срок пребывания стажера в стране ограничивается тремя годами и их незанятость в этот период практически исключена, различного рода социальные пособия и пособия по безработице на эту категорию иммигрантов фактически не распространяются. Ввиду этого они считают нецелесообразным платить соответствующие страховые взносы.
Наряду с этим в стране осуществляется борьба с трудоустройством нелегальных иммигрантов. Ведь они являются нарушителями закона, особенно в сферах социального обеспечения, общественного транспорта и медицинского обслуживания. Профсоюзы также считают, что нелегалы отбирают рабочие места у коренного населения, так как представляют собой дешевую рабочую силу. В то время как работодатели, имеющие официальное разрешение на трудоустройство иммигрантов, платят за них налог на трудоустройство, работодатели, нанимающие нелегалов, сами являются нарушителями закона.
Социальные и экономические затраты в совокупности с вышеуказанными проблемами являются основными причинами того, что общество стремится избавиться от нелегалов.
Правительство Кореи пытается найти более четкие пути отбора иммигрантов. Для этого предполагается тесное сотрудничество между страной-донором и страной-реципиентом. С этой же целью возможно заключение двусторонних соглашений с Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Осуществление этих соглашений, по нашему мнению, через взаимосвязи каскадной миграции может снизить давление со стороны предложения и на белорусском сегменте МРТ, поскольку рабочие из России могут уехать по трудовым контрактам в Корею, а освободившиеся в России вакансии могут быть заняты белорусскими работниками.
Во многом схожие с южнокорейскими процессами на рынке труда протекают процессы и на сингапурском сегменте МРТ. Так, данные за 2000 г. свидетельствуют о том, что трудоустройство в Сингапуре растет. Общее количество трудоустроенных за первые 9 месяцев 2000 г. превысило этот показатель за весь 1999 г. Безработица упала до 2,5% в 2000 г. по сравнению с 3,5% в 1999 г. Сокращение штатов все еще превышает докризисные показатели, хотя темпы этого процесса снизились. Хуже всего обстоит дело с трудоустройством низкоквалифицированных работников средних лет, в то время как трудоустройство работников с высшим образованием, как и в Корее, изменилось в лучшую сторону .
Данные, полученные в ходе опроса населения в 2000 г., свидетельствуют, что рабочий рынок страны насчитывает 612 тыс. иностранцев (не являющихся гражданами страны) по сравнению с 248 тыс. в 1990 г. Соответственно, доля иностранцев на рынке рабочей силы выросла с 16 до 29% за указанный период. Темпы роста иностранной рабочей силы (9,4%) существенно превышают темпы роста местной рабочей силы (1,4%).
Вместе с тем остается проблема нелегального въезда в Сингапур, так как показатель количества рабочих, нарушающих иммиграционное законодательство, достаточно высок, хотя и имеет тенденцию к снижению. Так, в 1998 г. он составлял 22 973 человек, а в октябре 2000 г. упал до 14 275 .
Иностранные рабочие, приехавшие в Сингапур легально, всегда пользовались теми же правами, что и местные рабочие. Основное отличие в том, что иностранцы и их работодатели не производят отчисления в Центральный фонд сбережений, откуда выплачивается пенсия.
Иностранные рабочие в основном сконцентрированы в секторе низкоквалифицированных специальностей, однако около 12% иностранцев заняты высококвалифицированной работой.
Правительство Сингапура в целом приветствует вклад иностранных работников в экономику страны, включая и низкоквалифицированных работников. Правительственные чиновники отмечают, что наиболее стимулирующими в этом отношении являются различные мероприятия, проводимые негосударственными организациями для иностранных работников. Достаточно обоснованным является пожелание правительственных кругов проводить больше мероприятий, как в государственном, так и в частном секторе, направленных на привлечение трудовых мигрантов в страну. Предполагается делать пребывание иностранцев в стране более запоминающимся и интересным, а также привлекать к ним общественное внимание. Например, в 2000 г. одна газета организовала конкурс «Горничная года», в котором было отмечено много номинантов-иностранцев с благодарностью от работодателей. Министерство труда оценило работу организаторов и устроило для них прием в качестве благодарности. В качестве показателя степени социальной интеграции можно отметить также количество межнациональных браков, возросшее с 12 до 25% от всего их количества всего лишь за одно десятилетие.
В Сингапуре большое внимание уделяется обучению и переобучению работников с тем, чтобы они соответствовали требованиям современной экономики, предпочитая такой подход созданию дополнительных рабочих мест. В связи с этим правительство работает над финансированием и созданием условий для переобучения с целью переквалификации 100 тыс. работников в течение 5 лет, начиная с 1999 г. Предполагается, что в этих программах смогут принять участие и иностранные, в том числе и белорусские, работники.
Ключевым элементом, влияющим на иммиграционную политику в Сингапуре, является экономика. Ее реструктуризация включает в себя либерализацию ранее закрытых секторов, таких, как банки, финансы, телекоммуникации, и даже юридическая сфера и медицина. Таким образом, возникает ажиотажный спрос на профессионалов высокого класса и других высококвалифицированных работников, которых в стране либо недостаточно, либо вовсе нет, и поэтому их приходится приглашать из-за рубежа. Между тем местным работникам средних лет, у которых нет высшего образования, все тяжелее найти работу после сокращения. Косвенным доказательством тому служит увеличивающийся отток рабочей силы за рубеж. Так, в 1999 г. 150 тыс. граждан Сингапура находились на работе за рубежом, а уже в конце 2001 г. их количество возросло до 200 тыс. Возникшие социальные проблемы принятой стратегии правительство предлагает решить с помощью программ по обучению и переквалификации, финансируемых государством.
Предполагаемые социально-экономические и институциональные изменения на сегментах МРТ, относящихся к высокоразвитым и динамично развивающимся странам, могут оказать серьезное влияние на белорусский сегмент рынка труда. Возможно, заработает так называемый "насос по выкачке умов", поскольку высокоразвитые страны обладают большими возможностями ценовой конкуренции, а также рядом неценовых факторов, привлекательных для белорусских высококвалифицированных работников. Административными методами Республика Беларусь воспрепятствовать этим процессам не в состоянии, а при высоком уровне открытости ее экономики (2-е место в Европе) это не только невозможно, но даже вредно. Исходя из того, что белорусская экономика одна из самых открытых в мире, политика занятости, представляющая собой совокупность методов и мер, посредством которых правительство регулирует уровень занятости и ее эффективность, должна учитывать это как неизбежную данность и осуществлять адекватные действия по оптимизации отношений занятости. В этом контексте при ее осуществлении следует иметь в виду тенденции развития мирового рынка труда, так как белорусский рынок труда является его неотъемлемым сегментом. На сегодняшний день ситуация на рынке труда нашей республики характеризуется такой особенностью, как избыточная занятость, связанная с избыточной численностью работников на предприятиях. Неэффективная занятость негативно сказывается на развитии экономики в целом. Она оказывает давление со стороны предложения рабочей силы на рынок труда, которое наряду с прочим можно регулировать и за счет оптимизации внешних миграционных потоков. В этом плане, по нашему мнению, представляется целесообразным осуществить следующее: во - первых, следует продумать систему мер по использованию на родине средств эмигрантов, заработанных за границей, накопленного ими опыта производственно-хозяйственной деятельности, организации труда и системы социальных отношений. Во - вторых, разработать систему налоговых и таможенных льгот для возвращающихся домой мигрантов, создать льготные условия по аренде ими помещений для организации производства, принять мораторий на всевозможные проверки, осуществить кредитную поддержку предпринимательско - производственной деятельности, ее стимулирование в направлении создания максимально возможного количества рабочих мест. В-третьих, обеспечить социальную защиту мигрантов на родине на случай непредвиденных обстоятельств, вовлечь их в социально-политические процессы, создать благоприятный социально-психологический климат для возвращающихся мигрантов, особенно открывающих на родине свое дело, создающих дополнительные рабочие места, становящихся эффективными инвесторами. В различные временные интервалы экономической динамики миграционные процессы играют не одинаковую роль в деле возможности реализации тех или иных инструментов политики занятости.
В краткосрочном периоде экономического развития, при увеличении уровня скрытой безработицы, временный отток рабочей силы с белорусского сегмента рынка труда может стабилизировать его конъюнктуру без применения мер жесткого административного регулирования отношений занятости. В контексте экономии средств на проведение пассивных мер политики занятости временный отток рабочей силы позволит экономить деньги, расходуемые на выплату пособий по безработице и различного вида материальную помощь, одновременно он может повысить и эффективность работы предприятий за счет снижения издержек производства ввиду санации кадрового потенциала. Это может повлечь за собой и высвобождение денежных средств, используемых, в том числе и на улучшение качества продукции. В результате будет расти ценовая конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке, способствующая изысканию средств на проведение активных мероприятий на рынке труда.
Характерными чертами неэффективной занятости выступают простои на производстве, работа не полный рабочий день и не полное использование накопленного человеческого капитала. Сократив же некоторое количество неэффективно занятых работников, руководство предприятия может использовать сэкономленные на их заработной плате средства, на повышение квалификации и уровня образования оставшихся работников, на их переподготовку. Это повлечет за собой двоякий результат: во - первых, более квалифицированные рабочие на отечественном предприятии работают эффективнее, во-вторых, благодаря высокому образовательному уровню рабочей силы повышается эффективность миграции, поскольку высококвалифицированные кадры более востребованы за границей. Их востребованность на различных сегментах МРТ объясняется относительно малым количеством высококвалифицированных специалистов в условиях инновационного развития мировой экономики, способных выиграть неценовую конкуренцию.
В среднесрочном периоде трудовые мигранты могут стимулировать занятость на родине посредством инвестирования отечественного производства за счет увеличения совокупного дохода со стороны оставшихся на родине членов их семей, получающих денежные переводы из-за границы. Использование этих средств на личное потребление поднимает планку эффективного совокупного спроса, способствуя тем самым оживлению экономической динамики в стране.
В долгосрочном же периоде фактором, воздействующим на миграционные процессы может выступать развитие мелкого и среднего бизнеса с непосредственным участием бывших эмигрантов, поскольку в него могут быть вложены денежные средства и опыт, накопленные репатриантами за границей. Однако это произойдет лишь при условии экономического подъема на родине и соответствующем изменении конъюнктуры рынка труда в сторону повышения спроса на высококвалифицированных, социально адаптированных, впитавших опыт передовых методов организации и стимулирования труда работников, а также при повышении спроса на инвестиционные ресурсы и обеспечении условий их эффективного и экономически безопасного вложения. Вернувшиеся в Республику Беларусь недавние эмигранты смогут продолжить начавшиеся в стране реформы, стимулировать не только стабилизацию конъюнктуры рынка труда, но и стабилизацию национальной экономики в целом.
4. СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Как известно, уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики.
Наша республика обладает значительным трудовым потенциалом, формирование которого предопределяется динамикой численности трудоспособных граждан. Рост их численности обусловил увеличение трудовых ресурсов: 6004,6 тыс. в 2000 году и 6241,4 тыс. человек в 2007 году. При этом в городах наблюдается устойчивая тенденция роста, в то время как село теряет свой трудоспособный потенциал вследствие миграционного оттока молодежи в города. Формирование трудового потенциала сейчас будет происходить в условиях сокращения трудоспособного населения в связи со вступлением, в трудоспособный возраст малочисленного поколения родившихся в 90 - е годы прошлого века. По прогнозам, с 2009 г. численность трудоспособного населения станет сокращаться, что приведет к уменьшению численности трудовых ресурсов до 6120 - 6150 тыс. человек в 2010 г.
Численность занятых в экономике до 2005 г. имела устойчивую тенденцию к сокращению. Начиная с 2005 года эта численность начала расти. В 2008 году численность населения, занятого в экономике, составила 4520,7 тыс. человек при прогнозном показателе на 2008 г. 4460 - 4535 тыс. человек.
На рынке труда отмечается ряд позитивных процессов. Так, уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,1 % в 2003 году до 0,8 % в 2008 г. от численности экономически активного населения. Из 118 районов и 12 городов республики – в 85 уровень безработицы составил 1% и ниже, в двух районах (Ганцевичском и Поставском) уровень безработицы выше 2%.
Значительно увеличился спрос на рабочую силу. В декабре 2008 г. спрос превышал предложение в 1,4 раза, в то время как в 2003 году предложение превышало спрос в 4,3 раза. Показатель напряженности на рынке труда составил 0,7 безработных в расчете на одну вакансию против 4 человек в 2003 г.
Основным инструментарием реализации государственной политики содействия занятости населения является ежегодно разрабатываемая Государственная программа содействия занятости населения. Несколько слов об итогах реализации Государственной программы содействия занятости населения на 2008 год.
Задачи, определенные в сфере занятости населения на 2008 год, выполнены всеми областями и г. Минском.
Осуществлен ряд активных мер на рынке труда:
создано 163 тыс. новых рабочих мест, в том числе с оказанием бюджетной ссуды - 3,5 тыс. рабочих мест; трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. - безработных; направлено на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных; предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела, причем, каждый второй безработный, получивший финансовую поддержку для организации предпринимательской детальности - женщина (решение проблемы женской безработицы); обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных; организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.
Реализовывался комплекс мер, направленных на обеспечение занятости населения в малых и средних городах, поселках и регионов с наиболее сложной ситуацией на рынке труда. На новое место жительства и работы (в основном в сельскую местность) при финансовой поддержке органов по труду, занятости и социальной защите переселены, с их согласия, 346 семей безработных, или 113,4% к заданию. В 2007 году созданы общереспубликанский банк вакансий и банк вакансий в агропромышленном комплексе страны с указанием размера заработной платы и предоставляемого жилья.
Программа занятости на 2009 год принималась в октябре 2008 года, т.е. в условиях усиливающегося влияния мирового финансового кризиса на экономику зарубежных стран и менее ощутимого влияния на экономику нашей республики.
В январе т.г. в службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 23,1 тыс. чел. (84,6% к январю 2008 г.), зарегистрировано безработными - 17,9 тыс. человек (78,9%). Таким образом, ситуация на рынке труда республики (по итогам февраля с.г.) не выходит за рамки штатной и не требует принятия срочных дополнительных мер. За февраль 2009 г. количество обращений составило 24,4 тыс. чел., что меньше показателя за февраль 2008 г. (25,6 тыс. чел.). Зарегистрировано в качестве безработных за февраль 2009 г. 19,3 тыс. чел. против 20,5 тыс. чел. за весь февраль 2008 г. В тоже время количество вакансий в феврале постоянно снижалось, в том числе за последнюю неделю февраля на 910 мест. Нанимателями заявлено о возможном высвобождении в первом квартале 3600 работников, или 59,2 процента по отношению к первому кварталу прошлого года (6082 чел.). И тем не менее, количество вакансий превышает количество зарегистрированных безработных (в г. Минске, например, в 4,5 раза, в республике в целом этот показатель равен 1,4).
Отмечено стремление нанимателей не увольнять своих работников, а сохранять рабочие места.
Вместе с тем, в январе 2009 года численность работников, работавших неполное рабочее время, по сравнению с январем 2008 г. увеличилась в 1,7 раза. Численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, в январе 2009 г. по официальным данным составила 59,3 тыс. чел., или в 1,3 раза больше, чем в декабре 2009 г. (по сравнению с январем 2008 г. показатель увеличился в 3,5 раза). Снижение этого показателя отмечено в машиностроении и металлообработке, в сельском хозяйстве, в торговле и общественном питании.
В целях оперативного реагирования на ситуацию, складывающуюся на рынке труда в текущем году, Министерство труда и соцзащиты организовало еженедельный мониторинг по работе службы занятости, т.е. сбор и анализ данных об обращениях граждан и регистрации безработных, их трудоустройству, наличии вакансий и т.д. В начале и середине каждого месяца формируется оперативная информация о предполагаемом высвобождении работников.
Анализ оперативной информации показывает, что в феврале 2009 г. потери рабочего времени (работа в режиме неполного рабочего времени, вынужденные отпуска по инициативе нанимателя) отмечались на 240 предприятиях и организациях с суммарной списочной численностью работников 145,5 тыс. человек. В региональном разрезе распределение предприятий, на которых отмечены потери рабочего времени, следующее: Брестская область - 44 предприятия, Витебская - 25, Гомельская - 43, Гродненская - 40, Минская - 34, Могилевская - 54. Доля работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, в общей списочной численности работников данных предприятий по областям колеблется от 14,4% в Минской области до 44,4% в Могилевской. Аналогично показатель численности работников, находящихся в вынужденных отпусках по инициативе нанимателя, варьируется от 1,9% в Гродненской области до 17,9% в Гомельской.
Мы считаем, что сегодня предоставление по инициативе нанимателей отпусков своим работникам, сокращение рабочего времени следует рассматривать как антикризисные меры, как гибкие формы занятости населения и инструмент регулирования безработицы, которые направлены на сохранение трудовых коллективов, проявление социальной ответственности к сотрудникам.
Вместе с тем, увеличение объемов неэффективного использования рабочего времени на производстве - это потенциальная база для роста безработицы и социальной напряженности в обществе. Поэтому ситуация с потерями рабочего времени в каждом регионе, на каждом предприятии, прежде всего на тех, которые оказывают значительное влияние на местный рынок труда, находится под постоянным контролем. Для решения этой задачи служит мониторинг рынка труда.
В условиях некоторого ухудшения ситуации на рынке труда, исходя из данных мониторинга, мы готовы к проведению корректировки Программы занятости на этот год. Прежде всего, я имею ввиду перераспределение финансовых ресурсов и усиление активных мер содействия занятости.
Какие это меры по усилению содействия занятости? Это организация оплачиваемых общественных работ, в основном имеющих социально-полезную значимость; оказание содействия в развитии предпринимательской деятельности безработных; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных, опережающее обучение работников; развитие системы субсидирования рабочих мест (частичная компенсация расходов нанимателей по оплате труда работников – «молодежная практика», реабилитация инвалидов), поддержка организаций, создающих и сохраняющих рабочие места (бюджетная ссуда). По нашей оценке, при превышении уровня безработицы в 2% - 3% потребуются дополнительно бюджетные ассигнования: к 151 млрд. руб. дополнительно необходимо 12 млрд. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всего, рабочая сила. Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики.
Рынок труда - важная и многоплановая сфера экономической и социально политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе и величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости...
Рынок труда отражает некоторые тенденции в динамике занятости, ее основных структур, то есть в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Рынок труда и занятость населения отражают собой ситуацию, которая сложилась в стране. И может быть показателем мониторинга экономической ситуации.
Также огромную роль и отражением ситуации в стране является миграция рабочей силы, во многом определяющая процессы общественного воспроизводства, а также сохранения, накопления или, наоборот, утери человеческого капитала страны так называемая «утечка мозгов».
Как видно из вышесказанного без рынка труда невозможны социально - экономические процессы в обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Микроэкономика: Курс лекций / Головачев А.С., Головачева И.В., Лутохина Э.А.– 2-е стер.изд. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 291 с.
2. Белорусский журнал международного права и международных отношений 2003 - № 3
3. http://www.mintrud.gov.by - официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
4. Социология труда. О.В. Ромашов. -М.: Гардерики , 2008.
5. Общая экономическая теория В.Г. Вененько, Москва, 2007 г.
48