Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1: Сущность, структура, механизмы функционирования рынка труда…..5
1. Понятие рынка труда, его структура…………………………………5
2. Виды и модели рынка труда…………………………………………10
3. Основные показатели рынка труда………………………………….16
4. Регулирование рынка труда………………………………………….23
Глава 2: Статистический анализ рынка труда Тюменской области за 1997-2001г.г……………………………………………………………26
2.1. Статистические методы анализа рынка труда………………………..26
2.2. Анализ рынка труда Тюменской области за 1997-2001г.г…………...32
2.2.1. Изучение структуры и динамики основных показателей рынка труда……………………………………………………….32
2.2.2. Индексный метод анализа рынка труда региона……………….35
2.2.3. Влияние демографической ситуации на состояние рынка труда региона……………………………………………………..37
Заключение………………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………………43
Приложения…………………………………………………………………………44
Введение
Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.
В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно - технологической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.
Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.
В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно - производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.
Целью данной работы является изучение сущности, структуры, механизмов функционирования и регулирования рынка труда. А также исследование рынка труда Тюменской области при помощи различных статистических методов.
В первой главе рассматривается научно-теоретическая часть рынка труда: сущность структура, механизм функционирования. А во второй главе производится сам анализ рынка труда Тюменской области: изучается структура и динамика основных показателей, применяется индексный метод анализа рынка труда региона и исследуется влияние демографической ситуации на состояние рынка труда региона.
Глава 1: Сущность, структура, механизмы функционирования рынка труда
1.1. Понятие рынка труда, его структура
К определению, что такое рынок труда, возможны два подхода. Первый, получающий в настоящее время все более широкое распространение, ограничивает его трудоспособными лицами, в тот или иной момент свободными от занятости, безработными, ищущими другое место работы, впервые вступающими в трудовую деятельность или ищущими занятости после перерыва в работе. Такой подход правомерен как инструмент оперативного решения проблем занятости (кто в настоящее время занят, тот занят и в настоящий момент, и проблемы с занятостью не создает).
В то же время этот подход сужает проблему занятости, выводит из рынка
труда другие, кроме поиска рабочего места, ее аспекты, такие, как
стабильность рабочего места, достижение максимального соответствия работы и
работника, вопросы вознаграждения труда, его прямого участия не только в
создании, но и в распределении национального дохода и другие. Не
учитывается, что рабочая сила, занятая в настоящий момент, не может
считаться потребленной раз и навсегда и вышедшей с рынка. В процессе
производства непрерывно меняются условия самой занятости, возникают вопросы
территориального или профессионального движения работника, оплаты труда,
профессиональной карьеры и прочие. В стабильных условиях западных экономик
рынок труда есть непрерывная борьба между предпринимателями и работником,
по поводу соглашений и компромиссов, определяющих их отношения. Ограничение
масштабов рынка труда только лицами, в данный момент свободными от работы,
резко сужает круг активных действий социальных партнеров на рынке труда, в
частности профсоюзов и т.д. Целесообразнее поэтому альтернативный подход,
рассматривать рынок труда шире, как совокупное общественное отношение
“работник- работодатель”, которое включает в себя взаимодействие между ними
на всех стадиях их совместного функционирования, во всех ситуациях,
возникающих в экономической системе (в том числе в ситуации безработицы,
спада производства, закрытия предприятия).
Суть этого общественного отношения в том, что способность к труду (то есть совокупность определенных характеристик работника) осознается, как ценность, которая может быть эквивалентно обменена на другие, материальные и духовные ценности. При этом ценность труда субъективно определяется личностными характеристиками работника (уровнем общей и профессиональной подготовки, профессией, состоянием здоровья, возрастом и др.), объективно- общественными потребностями в труде с определенными качественными характеристиками. Для того чтобы оценка общественной ценности труда была максимально объективной, необходим ряд условий, одним из которых является развитость рынка труда. Для рынка труда как устойчивого социального института - результат длительного исторического процесса, в основе которого лежат непрерывный количественный рост и усложнение производительных сил.
В современный период категория рынка труда привлекает к себе большое и все растущее внимание. Под влиянием научно - технического прогресса меняются содержание и характер труда, усиливается многообразие требований к работнику следовательно включаются самые разнообразные факторы: социальные, демографические и т.д.
Далее рассмотрим структуру и сущность рынка труда.
Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке
купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу
(способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные
предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких
работников им требуется.
На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.
На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
Существовавшая ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.
Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.
Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико - трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.
На рынке труда реализуется возможность:
- свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);
- найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;
- независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;
- свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.
В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.
Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.
Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.
Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.
Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.
1.2. Виды и модели рынка труда
Рынок труда не может быть однородным. Существуют его различные виды и
модели, это зависит от того установлена ли монополия на рынке труда или
конкуренция, рынок труда рассматривается внутри отдельной организации или
по городу, региону, стране, миру. Рассмотрим несколько различных видов и
моделей.
Конкурентный рынок труда.
Конкурентный рынок труда определяется следующими характеристиками:
1. Большое количество фирм, конкурирующих друг с другом за наем определенного вида труда на одинаковые рабочие места.
2. Большое количество работников, имеющих одинаковую квалификацию и независимо друг от друга предлагающих свои услуги труда.
3. Ни работники, ни фирмы не могут контролировать рыночную заработную плату.
4. Совершенная информация, получение которой не связано с издержками, и совершенная мобильность.
На конкурентном рынке труда в краткосрочном периоде отдельная фирма сталкивается с совершенно эластичной кривой предложения труда. Рыночный уровень заработной платы определен, и фирма из-за незначительности своей доли на рынке не оказывает на него никакого влияния.
Для рынка в целом кривая предложения труда имеет положительный наклон.
При изменении в спросе на труд или в предложении труда происходит подстройка рынка – процесс достижения новой точки равновесия, нахождение нового уровня занятости и заработной платы.
Для достижения точки равновесия важна гибкость рынка труда – при расхождении спроса и предложения труда способность быстро осуществлять подстройку рынка за счет изменения заработной платы или количества используемого труда.
Гибкость рынка труда рассматривается обычно в четырех основных аспектах:
1. Гибкость общего уровня реальных издержек на труд.
2. Относительная гибкость реальных издержек на труд по отраслям.
3. Трудовая мобильность.
4. Степень гибкости рабочего времени и режимов труда.
Соответственно затруднять подстройку могут факторы, ограничивающие гибкость рынка труда: жесткость заработной платы, ограничения в мобильности рабочей силы, жесткость режимов рабочего времени.
Локальные рынки труда.
Предпосылки конкурентного рынка труда содержат требования об однородности рабочих мест и работников. В целом для рынка труда эта предпосылка не выполняется. Рынок труда распадается на локальные рынки однородного труда по видам деятельности, отраслям, профессиям, квалификации работников, территориальному местоположению. Между такими локальными рынками труда существует определенная мобильность рабочей силы.
В условиях мобильности рабочей силы между локальными рынками труда заработная плата на данном локальном рынке будет зависеть не только от спроса и предложения труда на этом локальном рынке, но и от заработной платы (и соответственно от спроса и предложения труда) на других локальных рынках труда, с которыми данный локальный рынок связывают потоки мобильной рабочей силы.
Подстройка на рынке труда возникает в ответ на избыток или нехватку труда. Нехватку на рынке труда можно рассматривать как ситуацию, когда спрос превышает предложение при доминирующей текущей заработной плате, которая имеет тенденцию к повышению (избыток определяется как обратная ситуация, когда предложение превосходит спрос). При нехватке доминирующая заработная плата ниже равновесной, показателем нехватки служит разность между объемом спроса на труд и предложения труда при доминирующей заработной плате. Объем нехватки может быть оценен с помощью показателей занятости, безработицы, вакансий. Однако следует учесть, что на локальных рынках труда сложность подстройки рынка будет определяться не только размерами нехватки, но и тем, насколько велик разрыв между доминирующей и равновесной заработной платой. Чем больше этот разрыв, тем сложнее подстройка рынка. При прочих равных условиях величина этого разрыва будет прямо зависеть от эластичности спроса и предложения труда.
Монопсония на рынке труда.
Монопсония на рынке труда – это ситуация, когда существует только один покупатель данного вида труда, один работодатель. В этом случае работодатель (при предположении о совершенной конкуренции со стороны продавца труда) сталкивается с рыночной кривой предложения труда, имеющей положительный наклон, и вынужден нанимать каждую последующую единицу труда по цене ее предложения. При не дискриминирующей монопсонии работодатель всем работникам платит одинаковую заработную плату, равную средним издержкам на труд, но для найма дополнительной единицы труда он должен предложить более высокую заработную плату, чем уже платит, и новому работнику, и прежним.
При монопсонии ставка заработной платы и предельные издержки на труд являются возрастающими функциями от количества используемого труда. Кривая предельных издержек на труд отклоняется от кривой предложения труда и расположена круче.
W
A
SL
W0
WM B MRP
LM L0 L
Рис. 1.2.1. Монопсонистический рынок труда
Двусторонняя монополия на рынке труда.
Двусторонней монополией на рынке труда называется случай, когда работодатель является единственным покупателем труда (монопсонистом), а продавец труда обладает монопольной силой (например, работники, объединенные в профсоюз).
Профсоюз может нейтрализовать монопольную силу работодателя
-монопсониста, предлагая труд своих членов по единой определенной
заработной плате и создавая участок совершенно эластичного предложения
труда. В этом случае будет возникать эффект, аналогичный эффекту
минимальной заработной платы на монопсонистическом рынке труда.
Модель профсоюза - монополиста предполагает, что помимо нейтрализации монопольной силы работодателя он будет также стремиться вести себя на рынке аналогично фирме - монополисту на рынке продукта и будет увеличивать заработную плату до такого уровня, чтобы максимизировать экономическую ренту работающих членов профсоюза.
Таким образом, работодатель и профсоюз стремятся ограничить конкурентный уровень занятости: первый, чтобы максимизировать прибыль, второй, чтобы максимизировать коллективную экономическую ренту.
Неравновесный рынок труда.
Модель неравновесного рынка труда основывается на том, что в точке равновесия DL(W*)=SL(W*)=L*, и равновесная заработная плата W* «очищает рынок» т.е. нет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения.
Модель равновесного рынка труда исходит из того, что уровень занятости определяется «короткой стороной рынка», или спросом на труд, или предложением труда, в зависимости от того, что из них меньше при данной заработной плате, L=min (DL,SL). Кривые спроса и предложения труда в этой модели могут быть интерпретированы как отражающие максимальное количество труда, которое может быть обменено при данной ставке заработной платы.
На рис. 1.2.2. видно, что при ставке заработной платы W1 (больше равновесной заработной платы, W1>W0) работодатели не захотят в соответствии с кривой спроса на труд DL нанять больше работников, чем L1, т.е. количество труда определено спросом на труд, несмотря на то, что предложение труда больше. При ставке заработной платы W2 (меньше равновесной заработной платы, W2 0,70 – сильная, или тесная. Когда |r| = 1 – связь функциональная. Если же r ? 0, то это дает основание говорить об отсутствии линейной связи между У и Х.
Для характеристики влияния изменений Х на вариацию У служат методы регрессионного анализа. В случае парной линейной зависимости строится регрессионная модель:
Yi = ao + a1·Xi + ?i,i = 1,...,n, где n – число наблюдений; ao , a1 - неизвестные параметры уравнения;
?i - ошибка случайной переменной У.
Уравнение регрессии записывается как
Уi теор = ao + a1·Xi, где Уi теор – рассчитанное выравненное значение результативного признака после подстановки в уравнение Х.
Параметры ao и a1 оцениваются с помощью процедур, наибольшее распространение из которых получил метод наименьших квадратов. Его суть заключается в том, что наилучшие оценки ao и a1 получают, когда
S( Yi - Уi теор)І = min, т.е. сумма квадратов отклонений эмпирических значений зависимой переменной от вычисленных по уравнению регрессии должна быть минимальной. Сумма квадратов отклонений является функцией параметров ao и a1. Ее минимизация осуществляется решением системы уравнений: n ao + a1SX = SУ; ao SX + a1SXІ = SХУ.
Важен смысл параметров: a1 – это коэффициент регрессии, характеризующий влияние, которое оказывает Х на У. Он показывает, на сколько единиц в среднем изменится У при изменении Х на одну единицу. Если a1 больше 0, то наблюдается положительная связь. Если a1 имеет отрицательное значение, то увеличение Х на единицу влечет за собой уменьшение У в среднем на a1. Параметр a1 обладает размерностью отношения У к Х.
Параметр ao – это постоянная величина в уравнении регрессии. На мой взгляд, экономического смысла она не имеет, но в ряде случаев его интерпретируют как начальное значение У.
2.2. Анализ рынка труда Тюменской области за 1997 – 2001г.г.
2.2.1. Изучение структуры и динамики основных показателей рынка труда
Для изучения изменения показателя экономически активного населения
(см. Приложение 1) можно использовать такие показатели динамики, как
абсолютный прирост, коэффициент роста, темп роста, коэффициент прироста,
темп прироста. тыс. человек
|Показател|1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |
|ь | | | | | |
| |б |ц |б |ц |б |ц |б |ц |б |ц |
|Абсолют-н|- |- |-83,5|-83,5|93,2 |176,7|51,8 |-41,4|99,2 |47,4 |
|ый | | | | | | | | | | |
|прирост | | | | | | | | | | |
|Коэффици-|- |- |0,94 |0,94 |1,06 |1,11 |1,03 |0,98 |1,06 |1,03 |
|ент роста| | | | | | | | | | |
|Темп |- |- |94 |94 |106 |111 |103 |98 |106 |103 |
|роста | | | | | | | | | | |
|Коэффици-|- |- |-0,06|-0,06|0,06 |0,11 |0,03 |-0,02|0,06 |0,03 |
|ент | | | | | | | | | | |
|прироста | | | | | | | | | | |
|Темп |- |- |-6 |-6 |6 |11 |3 |-2 |6 |3 |
|прироста | | | | | | | | | | |
* на 1999г.:
? i баз = 1728,2 – 1635,0 = 93,2 (тыс. человек)
? і цеп = 1728,2 – 1635,0 = 176,7 (тыс. человек)
Кр = 1728,2/1635,0 = 1,06 (баз)
Кр = 1728,2/1551,5 = 1,11 (цеп)
Тр = 1,06 ? 100 = 106% (баз)
Тр = 1,11 ? 100 = 111% (цеп)
Кпр = 1,06 – 1 = 0,06 (баз)
Кпр = 1,11 – 1 = 0,11 (цеп)
Тпр = 106 – 100 = 6% (баз)
Тпр = 111 – 100 = 11% (цеп)
Если в качестве примера брать базисный период, то мы видим, что
численность экономически активного населения не только увеличивалась, но и
уменьшалась. А уменьшалась она в 1998 году. В остальные же годы наблюдается
увеличение экономически активного населения. Так в 1999 г., по сравнению с
1997 г., это увеличение составляло 93,2 тыс. человек, в 2000 г. – 51,8 тыс.
человек, а в 2001 г. оно было самым высоким и составило 99,2 тыс. человек.
Если мы будем рассматривать цепные периоды, то увидим, что в 1998 г., по сравнению с 1997 г., численность экономически активного населения уменьшилась на 83,5 тыс. человек; в 1999 г., по сравнению с 1998 г., увеличилась на 176,7 тыс. человек; в 2000 г., по сравнению с 1999 г., уменьшилась на 41,4 тыс. человек; в 2001 г., по сравнению с 2000 г., увеличилась на 47,4 тыс. человек.
Самый высокий коэффициент роста приходится на 1999 г., он составляет
1,06 (в базисный период) и 1,11 (в цепной период). Соответственно самые
высокие темп роста, коэффициент прироста и темп прироста приходятся на 1999
г.
Для изучения изменения показателя безработицы (см. Приложение 2) можно использовать такие показатели динамики, как средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний коэффициент роста, средний темп роста, средний темп прироста. Показатель безработицы мы будем рассматривать не в целом по области, а по автономным округам.
Ханты – Мансийский автономный округ: тыс. человек
|1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |
|93,4 |93,7 |89,6 |86 |86,8 |
Средний уровень ряда = 449,5 / 5 = 89,9 (тыс. человек)
Средний абсолютный прирост = -6,6 / 4 = -1,65
Средний коэффициент роста = 5?0,93 = 0,985
Средний темп роста = 0,985 ? 100 = 98,5%
Средний темп прироста = 98,5 – 100 = -1,5%
Ямало-Ненецкий автономный округ: тыс. человек
|1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |
|34,7 |33,5 |30,7 |24,1 |21,8 |
Средний уровень ряда 144,8 / 5 = 28,96 (тыс. человек)
Средний абсолютный прирост = -12,9 / 4 = -3,225
Средний коэффициент роста = 5?0,63 = 0,912
Средний темп роста = 0,912 ? 100 = 91,2%
Средний темп прироста = 91,2 – 100 = -8,8%
Тюменская область (без автономных округов): тыс. человек
|1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |
|82,1 |89,8 |71,3 |64,2 |71,3 |
Средний уровень ряда = 378,7 / 5 = 75,74 (тыс. человек)
Средний абсолютный прирост = -10,8 / 4 = -2,7
Средний коэффициент роста = 5?0,86 = 0,97
Средний темп роста = 0,97 ? 100 = 97%
Средний темп прироста = 97 – 100 = -3%.
На данном этапе мы можем сравнить темпы развития безработицы в разных
автономных округах Тюменской области. Самый высокий уровень безработицы в
Ханты-Мансийском автономном округе, а самый низкий в Ямало-Ненецком.
Интенсивней рост безработицы протекает в Ханты-Мансийском автономном
округе, средний темп роста составляет 98,5%, в то время как в Ямало-
Ненецком – 91,2%, а на юге Тюменской области 97%.
Из вышесказанного соответственно следует, что и средний темп прироста в Ханты-Мансийском автономном округе выше, чем в Ямало-Ненецком и на юге области.
В Ямало-Ненецком автономном округе уровень безработицы существенно уменьшается, чего не скажешь о других частях Тюменского региона, где он колеблется.
Другие показатели рынка труда региона можно рассматривать аналогично.
2.2.2. Индексный метод анализа рынка труда региона.
Индекс изменения общего фонда оплаты труда в связи с изменением общей
численности экономически занятых (см. Приложение 1) и среднемесячной
начисленной заработной платой работников (см. Приложение 3) по Тюменской
области в целом:
1997-1998 г.г.
Iфот = 3727125050/3567414240 ? 1,045
1998-1999 г.г.
Iфот = 6231011160/3727125050 ? 1,672
1999-2000 г.г.
Iфот = 10144035000/6231011160 ? 1,628
2000-2001 г.г.
Iфот = 15511914000/10144035000 ? 1,53
Судя по данным вычислениям, мы можем сказать, что фонд оплаты труда по области с каждым последующим годом увеличивается: в 1998 г. в 1,045 раз, в 1999 г. в 1,672 раза, в 2000 г. в 1,628 раз, в 2001 г. в 1,53 раза. Это увеличение связано с постоянно возрастающей среднемесячной начисленной заработной платой.
Индекс изменения общего фонда оплаты труда в связи с изменением общей
численности экономически занятых и среднемесячной начисленной заработной
платой работников среди автономных округов Тюменской области:
1998 г.:
Ханты-Мансийский – Ямало-Ненецкий
Iфот = 1798093700/1085812400 ? 1,656
Ямало-Ненецкий – юг области
Iфот = 1085812400/679081920 ? 1,599
Ханты-Мансийский – юг области
Iфот = 1798093700/679081920 ? 2,648
1999 г.:
Ханты-Мансийский – Ямало-Ненецкий
Iфот ? 2,126
Ямало-Ненецкий – юг области
Iфот ? 1,633
Ханты-Мансийский – юг области
Iфот ? 3,471
2000 г.:
Ханты-Мансийский – Ямало-Ненецкий
Iфот ? 2,329
Ямало-Ненецкий – юг области
Iфот ? 1,86
Ханты-Мансийский – юг области
Iфот ? 4,331
2001 г.:
Ханты-Мансийский – Ямало-Ненецкий
Iфот ? 2,468
Ямало-Ненецкий – юг области
Iфот ? 1,611
Ханты-Мансийский – юг области
Iфот ? 3,977
Рассчитав индексы изменения фонда оплаты труда среди различных
автономных округов Тюменской области в разные периоды, мы видим, что за
период с 1998 г. по 2001 г. самый большой фонд оплаты труда в Ханты-
Мансийском округе. Это объясняется тем, что в нем большее число
экономически занятого населения и среднемесячная начисленная заработная
плата выше, чем в Ямало-Ненецком автономном округе и на юге Тюменской
области. Так фонд оплаты труда в Ханты-Мансийском округе выше, чем в Ямало-
Ненецком: в 1998 г. в 1,656 раза, в 1999 г. в 2,126 раза, в 2000 г. в 2,329
раза, в 2001 г. в 2,468 раза; чем на юге области: в 1998 г. в 2,648 раза, в
1999 г. в 3,471 раза, в 2000 г. в 4,331 раза, в 2001 г. в 3,977 раза. Мы
видим, что превосходство Ханты-Мансийского автономного округа в объеме
фонда оплаты труда над другими регионами Тюменской области с каждым годом
растет, но в 2001 г. это превосходство чуть сокращает юг области.
На втором месте по размеру фонда оплаты труда находится Ямало-
Ненецкий автономный округ. По сравнению с югом Тюменской области его размер
превышал: в 1998 г. в 1,599 раза, в 1999 г. в 1,633 раза, в 2000 г. в 1,86
раза, в 2001 г. в 1,611 раза. Таким образом мы видим, что юг области также
в 2001 г. сократил это превышение скорее всего, это связано с тем, что на
юге области значительно увеличилось число экономически занятого населения и
заметно возросла среднемесячная начисленная заработная плата работников.
2.2.3. Влияние демографической ситуации на состояние рынка труда региона.
Для начала мы рассмотрим влияние естественного движения населения (Х)
(см. Приложение 6) на уровень безработицы (У) (см. Приложение 2) (за период
с 1997 по 2001 г.г.) по Тюменской области в целом.
Для количественной оценки тесноты связи мы используем линейный
коэффициент корреляции:
r = [5 · 6030930000 - 29673450000] / ?[(5 · 196950000 - 93050000) · (5 ·
190692130000 – 946534410000)] = 481200000 / 614394075 ? 0,78.
Т.к. линейный коэффициент корреляции равен 0,78, то это дает основание
говорить, что связь сильная, точнее тесная, т.е. естественное движение
населения очень сильно влияет на уровень безработицы.
Для характеристики влияния изменения естественного движения населения
на уровень безработицы мы используем метод регрессионного анализа:
Уравнение регрессии Уi теор = ao + a1·Xi.
Найдем параметры ao и a1:
5 ao + 30500 a1 = 972900
30500 ao + 196950000 a1 = 6030930000
ao = 194580 - 6100 a1
30500 (194580 - 6100 a1 ) + 196950000 a1 = 6030930000
10900000 a1 = 96240000
a1 ? 8,83
ao ? 140717
Уравнение регрессии запишется так:
Уi теор = 140717 + 8,83 Xi.
Т.к. a1 ? 8,83 и больше нуля, то в этом случае связь положительная, при
увеличении естественного движения населения на один миллион человек уровень
безработицы возрастет на 8,83 тысячи человек.
Теперь мы можем рассмотреть влияние численности экономически
активного населения (Х) (см. Приложение 1) на уровень миграции населения
(У) (см. Приложение 5) (за период с 1997 по 2001 г.г.) по Тюменской области
в целом.
Оценим тесноту связи этих показателей с помощью линейного коэффициента корреляции: r ? 0,01, т.к. он меньше 0,3, то это дает основание говорить, что связь между показателями слабая или практически отсутствует. Т.е. численность экономически активного населения оказывает очень слабое влияние на уровень миграции населения.
Для характеристики влияния ЭАН на миграцию мы используем метод регрессионного анализа.
Уравнение регрессии примет вид:
Уi теор = - 150184,4 + 0,15 Xi.
Т.к. a1 ? 0,15 и больше нуля, то можно сказать, что связь положительная.
При увеличении численности экономически активного населения на один миллион
человек уровень миграции населения возрастет на 150 человек.
Заключение
В данной работе сделана попытка, дать анализ как научно- теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными молодыми работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
В период радикальных преобразований, связанных с разгосударствлением, приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением рыночных реформ в экономике, происходит ломка традиционных структур занятости. Переход к новой экономической системе требует крупномасштабных перемещений работников, высвобождаемых из распадающихся структур. Для значительных контингентов рабочих и служащих массовых профессий, вытесняемых свертыванием или технологизацией производства, недостаточно одного только изыскания новых рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов узкого профиля, частичных работников, высвобождающихся при ликвидации устаревших хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных секторов экономики на частнопредпринимательской основе. Не все они находят себе новое место работы, но общество рассматривает многих из них как потенциальный и мобильный резерв труда. Он будет использован при дальнейшем расширении и совершенствовании производства и услуг, когда общество выработает материально подтвержденные, в том числе и в денежной форме, потребности, а экономика будет готова создать новые эффективные рабочие места. Поддерживать полную занятость всех, кого высвобождают высокие технологии и рыночные формы хозяйствования, кто не может эффективно работать на приватизированных предприятиях становится все труднее. Создание новых рабочих мест требует крупных капиталовложений, а спрос на дополнительных работников определяется эффективностью использования рабочей силы на производстве.
Человек, потерявший работу и готовый к ней приступить вновь, безусловно, имеет право на содействие в трудоустройстве и переквалификации, ему должна быть предоставлена необходимая материальная помощь. Это аксиома рынка труда.
Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои
непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что
заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие
по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что
тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и
материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого
смысла, опираясь на них человек может добиться в жизни того, на что он
действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы
рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их
требованиям, а экономика дает материальное обеспечение рабочей силе в виде
разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию.
Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в
тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном
труде позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им
необходимую поддержку. Для общества экономически выгоднее и нравственно
честнее поступать таким образом, чем прилаживать к делу без надобности
каждого ради всеобщей занятости. Не желающий или не способный работать по
объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает
из законов рынка труда.
Список литературы
В.А. Павленко «Рынок труда», Москва, 1992.
В.М. Гусаров «Теория статистики», Москва, Издательское объединение «ЮНИТИ»,
1992.
Л.И. Кожухарь «Основы общей теории статистики», Москва, Финансы и
статистика, 1999.
Н.С. Зоткина «Экономика и социология труда», Издательство Санкт-
Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2001.
П.Я. Октябрьский «Статистика», Издательство Санкт-Петербургского
университета, 2001.
Общая теория статистики. / Под редакцией Башиной О.Э., Спирина А.А. –
Москва: Финасы и статистика, 2001.
Рынок труда и доходы населения. / Под редакцией Волгина Н.А. – Москва:
1999.
Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др., Статистика. Новосибирск,
Издательство «НГАЭ и У», 1996.
Экономика. Демография. Статистика. / Под редакцией Аперьян Е.Г. – Москва,
Издательство «Наука», 1990.
Социально-экономическое положение Тюменской области в сфере трудовых
отношений. Итоги 2001 года. // Информационно-аналитический сборник. –
Тюмень, 2002.
Статистический ежегодник 2002. Часть 1. – Издательство Тюменского
областного комитета государственной статистики, 2002.
Труд и занятость Тюменской области (1997-2001 г.г.). // Статистический
сборник. – Издательство Тюменского областного комитета государственной
статистики, 2002.
Приложение 1.
Численность экономически активного населения.
| |Экономическ|Из него |В % к итогу |
| |и активное | | |
| |население, | | |
| |тыс. | | |
| |человек | | |
| | |занятые в |безработ|занятые в |безработ-|
| | |экономике |-ные |экономике |ные |
|Тюменская область | | | | | |
|1997 |1635,0 |1424,8 |210,2 |87,1 |12,9 |
|1998 |1551,5 |1334,5 |217,0 |86,0 |14,0 |
|1999 |1728,2 |1536,7 |191,6 |88,9 |11,1 |
|2000 |1686,8 |1512,5 |174,3 |89,7 |10,3 |
|2001 |1734,2 |1554,3 |179,8 |89,6 |10,4 |
|Ханты-Мансийский | | | | | |
|автономный округ | | | | | |
|1997 |743,9 |650,6 |93,4 |87,5 |12,5 |
|1998 |649,8 |556,1 |93,7 |85,6 |14,4 |
|1999 |789,4 |699,8 |89,6 |88,6 |11,4 |
|2000 |770,6 |684,6 |86,0 |88,8 |11,2 |
|2001 |785,3 |698,6 |86,8 |89,0 |11,0 |
|Ямало-Ненецкий | | | | | |
|автономный округ | | | | | |
|1997 |323,5 |288,8 |34,7 |89,3 |10,7 |
|1998 |298,3 |264,8 |33,5 |88,8 |11,2 |
|1999 |305,1 |274,5 |30,7 |89,9 |10,1 |
|2000 |302,6 |278,5 |24,1 |92,0 |8,0 |
|2001 |305,1 |283,3 |21,8 |92,9 |7,1 |
|Тюменская область | | | | | |
|(без автономных | | | | | |
|округов) | | | | | |
|1997 |567,5 |485,4 |82,1 |85,5 |14,5 |
|1998 |603,4 |513,6 |89,8 |85,1 |14,9 |
|1999 |633,6 |562,4 |71,3 |88,7 |11,3 |
|2000 |613,6 |549,4 |64,2 |89,5 |10,5 |
|2001 |643,8 |572,5 |71,3 |88,9 |11,1 |
Приложение 2.
Численность безработных.
| |Численность безработных, |В % к экономически активному|
| |тыс. человек |населению |
| |всего |в том числе |всего |в том числе |
| | |мужчи-н|женщи-ны| |мужчи-ны|женщи-ны|
| | |ы | | | | |
|Тюменская область | | | | | | |
|1997 |210,2 |112,6 |97,5 |12,9 |12,8 |13,0 |
|1998 |217,0 |114,1 |102,8 |14,0 |13,4 |14,7 |
|1999 |191,6 |108,0 |83,5 |11,1 |11,6 |10,5 |
|2000 |174,3 |88,1 |86,2 |10,3 |9,6 |11,2 |
|2001 |179,8 |93,7 |86,1 |10,4 |10,0 |10,8 |
|Ханты-Мансийский | | | | | | |
|автономный округ | | | | | | |
|1997 |93,4 |49,3 |44,1 |12,5 |12,2 |13,0 |
|1998 |93,7 |46,6 |47,1 |14,4 |13,0 |16,1 |
|1999 |89,6 |51,5 |38,1 |11,4 |12,0 |10,6 |
|2000 |86,0 |43,1 |42,9 |11,2 |10,2 |12,3 |
|2001 |86,8 |43,9 |42,9 |11,0 |10,3 |11,9 |
|Ямало-Ненецкий | | | | | | |
|автономный округ | | | | | | |
|1997 |34,7 |14,9 |19,8 |10,7 |8,4 |13,4 |
|1998 |33,5 |14,3 |19,2 |11,2 |8,7 |14,4 |
|1999 |30,7 |15,3 |15,3 |10,1 |9,1 |11,2 |
|2000 |24,1 |11,8 |12,2 |8,0 |7,1 |9,0 |
|2001 |21,8 |11,6 |10,2 |7,1 |7,0 |7,3 |
|Тюменская область | | | | | | |
|(без автономных | | | | | | |
|округов) | | | | | | |
|1997 |82,1 |48,5 |33,6 |14,5 |16,0 |12,7 |
|1998 |89,8 |53,2 |36,5 |14,9 |16,1 |13,4 |
|1999 |71,3 |41,2 |30,1 |11,3 |12,4 |10,0 |
|2000 |64,2 |33,2 |31,1 |10,5 |10,1 |10,9 |
|2001 |71,3 |38,2 |33,1 |11,1 |11,2 |11,0 |
Приложение 3.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников.
| |Тыс. рублей, с |В % к предыдущему году |
| |1998г. - рублей | |
| | |номинальная |реальная |
|Тюменская область | | | |
|1997 |2503,8 |121,6 |103,9 |
|1998 |2792,9 |11,5 |91,0 |
|1999 |4054,8 |145,2 |83,7 |
|2000 |6706,8 |165,4 |135,9 |
|2001 |9980,0 |148,8 |122,0 |
|Ханты-Мансийский автономный | | | |
|округ | | | |
|1997 |… |… |… |
|1998 |3233,4 |… |… |
|1999 |4854,9 |150,1 |87,0 |
|2000 |8492,2 |174,9 |142,6 |
|2001 |12589,8 |148,3 |122,8 |
|Ямало-Ненецкий автономный | | | |
|округ | | | |
|1997 |… |… |… |
|1998 |4100,5 |… |… |
|1999 |5821,1 |142,0 |85,2 |
|2000 |8964,7 |154,0 |125,4 |
|2001 |12577,1 |140,3 |115,3 |
|Тюменская область (без | | | |
|автономных округов) | | | |
|1997 |… |… |… |
|1998 |1322,2 |… |… |
|1999 |1740,3 |131,6 |73,6 |
|2000 |2443,3 |140,4 |115,2 |
|2001 |3862,9 |158,1 |128,6 |
Приложение 4.
Численность населения.
| |Все население, |В том числе |
| |тыс.человек | |
| | |городское |сельское |
| |Наличное | | |
|1997 |3180,5 |2415,7 |764,8 |
|1998 |3211,0 |2444,9 |766,1 |
|1999 |3226,4 |2460,1 |766,3 |
|2000 |3221,0 |2455,6 |765,4 |
|2001 |3236,6 |2473,3 |763,3 |
| |Постоянное | | |
|1997 |3197,6 |2433,5 |764,1 |
|1998 |3228,1 |2462,7 |765,4 |
|1999 |3243,5 |2477,9 |765,6 |
|2000 |3236,9 |2472,8 |764,1 |
|2001 |3253,7 |2491,1 |762,6 |
Приложение 5.
Миграция населения. человек
| |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |
|Прибыло всего |125893 |106548 |87456 |93524 |86012 |
|в том числе из: | | | | | |
|Российская Федерация |92213 |81216 |71760 |77764 |78210 |
|Страны СНГ и Балтии |33543 |25156 |15596 |15648 |7678 |
|Страны вне СНГ и Балтии |137 |176 |100 |112 |124 |
Приложение 6.
Естественное движение населения. всего, тыс. человек
| |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |
|Родившихся |33,3 |35,3 |33,3 |34,2 |37,1 |
|Умерших |27,5 |26,6 |27,4 |30,1 |31,1 |
|Естественный прирост,|5,8 |8,7 |5,9 |4,1 |6,0 |
|убыль (-) | | | | | |