Рефетека.ру / Социология

Реферат: Молодежь на рынке труда

План:

Введение………………………………………………………………3


1. Рынок труда……………………………………………………….4
1. Характеристика рынка труда……………………………………..4
2. Безработица………………………………………………………..5
3. Дискриминация на рынке труда………………………………….8

2. Рынок труда и молодежь…………………………………………..12
2.1 Молодежь на рынке труда………………………………………..12
2.2 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда……………….16

3.Решение проблемы занятости молодежи………………………….19
3.1 Программы поддержки молодежи……………………………….19
3.2Правовое регулирование молодежной политики………………..19
3.3 Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости……………………………………………..21

Заключение…………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………24

Введение


Ситуация, складывающаяся на казахстанском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

На протяжении семидесяти с лишним лет государство являлось единственным монопольным работодателем. До начала 1991 г. действовало законодательство закрепляющее принцип всеобщей занятости. На большинстве предприятий имелись излишки рабочей силы, которые по различным оценкам, к началу 90-х годов составляли от 10 млн. до 20 млн. человек, и несмотря на это администрации все равно предписывалось нанимать рабочую силу.[1]

Условия выхода молодежи на рынок труда были также жестко регламентированы.
Приток молодых кадров происходил двумя путями:

- для выпускников школ и лиц, закончивших профессионально- технические училища и решивших идти на производство;

- выпускники других учебных заведений распределялись с учетом вакансий, с обязательным условием работы на данном месте в течение нескольких лет.

Формирование комплекса рыночных отношений в сфере занятости началось с изменения приоритетов государственной политики: отказа от конституционных гарантий права на труд, сохранения за государством лишь функции содействия трудоустройству граждан. Кроме того, расширились права руководителей в вопросах найма и увольнения работников, что предполагало более эффективное использование рабочей силы.

Глава 1. Рынок труда

1.1 Основные характеристики рынка труда.


Рынок труда - это совокупность социально-трудовых отношений по поводу найма, использования работника в общественном производстве. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена функционирующих способностей к труду на заработную плату.

Рынки труда классифицируются по следующим критериям: пространственная сфера, временные параметры, степень эластичности, степень интегрированности, степень устойчивости и регулируемости, сегментация по профессиональным, квалификационным и социальным группам, по социально- демографическим показателям.

По критерию пространственной сферы рынка труда можно различать
(применительно к федеральному типу построения государства и административному делению России) федеральный, республиканский, краевой, областной, городской, районный, сельский рынки труда, рынки труда мегаполисов (типа Москва, Санкт-Петербург и т. д.).

На уровне межгосударственных социально-трудовых отношений можно выделить международный рынок труда, рынки труда межгосударственных регионов
(Европейский, Латиноамериканский).

По критерию временных параметров выделяются перспективный, прогнозный и текущий рынки труда.

По степени эластичности - гибкий и жесткий рынки труда.

По критерию соотношения спроса и предложения труда - равновесный
(сбалансированный), дефицитный (спрос превышает предложение) и избыточный
(предложение превышает спрос) рынки труда. Эти виды рынка труда могут иметь отношение к региональному, профессиональному интегрированному рынку труда.

По критерию этапности выделяют формирующейся рынок, рынок переходного периода, зрелый (или развитой) рынок труда.

По критерию социальной группы различают рынки преимущественно физического труда (рабочие), преимущественно умственного труда (служащие), преимущественно творческого труда (интеллигенция), крестьянского труда и т. д. В границах указанных социальных групп выделяют рынки труда квалификации.
Так, среди рабочих можно выделить высококвалифицированные, квалифицированные, мало квалифицированные и неквалифицированные группы.
Сегментация рынков труда носит динамичный и противоречивый характер.
Специализация и интеграция различных видов и сфер трудовой деятельности приводит к образованию новых профессий и специальностей, к отмиранию других, изменению содержания традиционных профессий. Труд по определенной специальности, профессии проходит различные стадии жизненного цикла: от зарождения до угасания, отмирания. На стадии зарождения и расширения сферы применения данной профессии спрос на нее растет, затем уменьшается.
Длительность каждой стадии определяется жизненным циклом технологического процесса и техники, вызвавших появление данной профессии.

На динамику рынка труда влияют следующие факторы:

1)демографические (количество населения, удельный вес экономически активного населения, демографическая структура, объемы и направления миграционных потоков);

2)природно-климатические (характер климата, степень обжитости с территории, отдаленность от индустриальных районов);

3)экономические (объем и структура производства, динамика макро- и микроэкономических показателей, структурные сдвиги, уровень инвестиционной активности, степень конкуренции и монополизма, уровень инфляции и др. );

4)социальные (уровень и качество жизни, мотивация к труду, степень развития профессионального движения и социального партнерства, степень вмешательства государства и социальные процессы);

5)организационные (уровень организации труда, производства и управления, организация работы биржи труда, службы занятости);

6)правовые (законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, банкротство предприятий, миграцию населения, условия найма и увольнения, режим труда и отдыха).

Существуют различные модели рынков труда. Первая модель ориентируется на географическое и профессиональное движение рабочей силы. Фирмы организуют внутрифирменную подготовку кадров в соответствии с необходимой структурой рабочих мест, перспективами развития предприятия. Данный тип характерен для
Японии.

Третью модель можно назвать смешанной, с различной степенью преобладания первой и второй модели. В силу особенностей сохранения кадрового потенциала от административной экономики России формируется третий тип с тяготением к первой модели.

Основными элементами рынка труда, как и других рынков, является спрос, предложение и цена товара. Рынок труда - это рынок ресурсов труда как товара, равноценная цена и количество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Агенты рынка в лице предпринимателя и трудоспособного, экономически активного населения выступает в отношения купли - продажи. В результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда, рынок труда характеризуется как конкурентный.

Классическая модель конкурентного рынка труда строится на следующих принципах: большое число работодателей, выражающих спрос на труд; большое число работников, выражающих предложение труда; поведение основных субъектов рынка рационально, обусловлено достижением собственных интересов; отсутствуют жесткие ограничения по свободному передвижению на рынке труда; однородность предлагаемых рабочих мест и рабочей силы; количество и объем занятости измеряются численностью работников.

1.2 Безработица

Реально ситуация на рынке труда отличается от идеальных условий полностью конкурентного рынка. С одной стороны это происходит из-за политики работодателей в области найма работников и установления им заработной платы, а с другой - из-за монопольных тенденций в области предложения труда и его оплаты, порождаемых действием.

В результате рыночное равновесие может быть нарушено либо повышением заработной платы и увеличением безработицы, либо увеличением занятости и инфляцией номинально растущей и реально снижающейся заработной платы
Современная западная экономическая наука выделяет три формы безработицы.

Фрикционная безработица связана с профессиональными региональными и возрастными перемещениями работников (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учеба, уход за детьми). По своему содержанию фрикционная безработица может быть отнесена к добровольной. В принципе она неуместна в демократическом государстве, где нет принудительного труда и режима прописки.

Структурная безработица тесно связана с особенностями развития отдельных регионов и отраслей, при этом избыток труда в одних секторах экономики или регионах могут сопровождаться ее нехваткой в других, структурные кризисы и структурная перестройка экономики увеличивает масштабы этой формы безработицы.

Циклическая безработица определяется изменениями экономической коньюнктуры.
Она снижается во время циклических подъемов и увеличивается в периоды кризисов.

Структурная и фрикционная безработица определяют ее естественный уровень.
Поэтому полная занятость-это отсутствие циклической безработицы, но наличие естественной безработицы.

Региональная безработица возникает в результате диспропорций между спросом и предложением рабочей силы на данном предприятии. Она формируется под влиянием неравномерного экономического развития территорий, и испытывает воздействие демографических, исторических, культурных и других специфических факторов.

Текучая форма безработицы характеризуется увольнением работников с предприятий по собственному желанию и инициативе администрации.

Среди факторов влияющих на динамику безработицы, основополагающими являются следующие:

1)Демографические факторы - изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровне рождаемости, смертности, половозрастной структуре населения, средней продолжительности жизни, в направлениях и объемах миграционных потоков.

2)Технико-экономические факторы: темпы и направления НТП, обуславливающие экономию рабочей силы, проведение конверсии без учета экономических и социальных последствий на всех уровнях создали угрозу массового банкротства предприятий и лавинообразного освобождения.

3)Экономические факторы: состояние национального производства, инвестиционной активности, финансово - кредитной системы, уровень цен и инфляции.

4) организационно-экономические факторы: изменение организационно-правовых форм предприятий, происходящие в ходе приватизации госсобствености, акционирования предприятий, структурной перестройки, существенно влияют на безработицу, так как усиливают процессы выталкивания работников из данного производства и притяжения в другие производства, в другие местности, то есть колебания рынка труда.

К социально- экономическим последствиям безработицы относят: обесценивание, недоиспользование человеческого потенциала общества, ухудшение качества жизни безработных и членов их семей, усиление давления за размер заработной платы занятых со стороны конкурирующих на рынке труда, увеличение затрат общества и индивида на восстановление или изменение профессионального статуса и уровня производительного труда.

Также к социальным последствиям безработицы можно отнести неравенство на рынке труда и даже дискриминацию по отношению к определенным слоям населения со стороны работодателей. Конкуренция на рынке труда не всегда может быть благом для общества, есть определенные слои населения, которые не могут быть равноценными конкурентами – это такие группы как выпускники без опыта и стажа работы. Социальными последствиями безработицы для таких групп может стать дискриминация.

1.3 Дискриминация на рынке труда.

Дискриминация молодых людей на рынке труда – это актуальная проблема для любой рыночной экономики, тем более для Российской, когда в период перехода
России к рынку безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ,
ВУЗов и техникумов – молодые люди имеющие образование, но не имеющие опыта работы по специальности.

Но если у людей равные способности и квалификация, они выполняют одинаковую работу, а получают не одинаковое вознаграждение или по-разному продвигаются по служебной лестнице, то можно говорить о дискриминации. Особенно она заметна, когда функционирование рынка труда регулярно воспроизводит различия в положении определенных групп населения. Так как очевидно, что худшее положение на рынке труда, например женщин или национальных меньшинств не может быть объяснено предположением о худших в среднем индивидуальных склонностях женщин по сравнению с мужчинами или худших в среднем способностях работников из национальных меньшинств по сравнению с работниками основной национальности. В таком случае у людей из этих групп неравные возможности на рынке труда по сравнению с другими работниками, что и означает дискриминацию.

Дискриминации на рынке труда могут подвергаться различные категории работников. Выделяют дискриминацию по полу, национальности, расе, возрасту и т. д. Для нашей страны, несомненно актуальность имеют вопросы равенства возможностей на рынке труда между молодежью и более старшим поколением.

Дискриминация - это неравные возможности, например, в найме на работу или оплате при прочих равных условиях. Но в реальности равных условий практически не бывает, и очень трудно отделить различия в положении того или иного работника, вызванные дискриминацией, от различий, вызванных его индивидуальными особенностями. Помимо этого, дискриминационные воздействия накапливаются, и индивидуальные особенности работника уже могут быть результатом предшествующей дискриминации. Например, дискриминация в продвижении по службе может быть вызвана профессиональной различной подготовкой, что в свою очередь вызвано неравенством возможностей при получении образования. С другой стороны, неравные возможности, например, у женщин и мужчин в сфере труда могут отражать особенности их специализации и положения, обусловленные неэкономическими причинами (культурными, политическими, этическими, социальными). Таким образом, - дискриминация - очень сложное явление, на него воздействует много причин, что затрудняет разработку политики, направленной на ее преодоление, и вызывает необходимость тщательных исследований.

Можно выделить несколько видов дискриминации на рынке труда.

1)Дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы) происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях, последними берут на работу и первыми увольняют. Отражением такой ситуации будет более высокий уровень безработицы у таких групп населения.

2)Дискриминация при выборе профессии или продвижении по службе происходит, когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что они способны выполнять эти работы. Обратная сторона этого вида дискриминации- концентрация дискриминируемых групп на работах, для которых у них слишком высокая квалификация.

3)Дискриминация по оплате труда возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. То есть в том случае, когда различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности труда.

4)Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки может выражаться или в ограничение доступа к получению образования или профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества.

Одни виды дискриминации, как правило, порождают другие, таким образом, еще более усугубляя ее последствия. Тем не менее, воздействие отдельных видов дискриминации могут быть и самостоятельными, имея большую или меньшую актуальность для различных групп работников в зависимости от социально- экономической ситуации.

Первый теоретический анализ проблем дискриминации связан с именем Г.
Беккера. Им была предложена модель склонности дискриминации, в которой дискриминация рассматривается как сознательный шаг работодателя, за который он готов платить. В основу анализа был положен тезис, в соответствии, с которым дискриминация возникает тогда, когда экономические субъекты выражают готовность оплачивать нежелание вступать в контрактные отношения с другими экономическими субъектами, имеющими другие характеристики (пол, цвет кожи и т. д.).
Модель статистической дискриминации имеет место, когда о работнике судят исходя из характеристик группы, к которой он принадлежит, а не из его личных качеств и способностей. Суждения эти верны в том смысле, что группа имеет те характеристики, которые ей приписывают, но эти суждения неверны по отношению ко многим работникам из этой группы.

Работодатели хотят заполнить вакансии наиболее производительными работниками, поэтому кадровые службы собирают всю информацию результатами различных предварительных тестов. Но сбор информации и проведения отбора связаны со значительными издержками, из-за которых полную информацию собрать не удастся. Поэтому работодатель использует такие характеристики, как пол, возраст как основания для суждения о производственных качествах работника, которые не видны явно. Пол и возраст может использоваться для определения физической силы или выносливости.

В модели статистической дискриминации работодатель оказывается в выигрыше, т. к. он экономит на сокращении издержек на отбор работников, поэтому функционирование рынка не приводит к устранению дискриминации.

Во всех моделях экономическая теория практически не анализирует причины дискриминации, а рассматривает как она проявляется и воспроизводится на рынке труда. Причины, определяющие дискриминацию, являются экзогенными параметрами модели, это не экономические, а социальные причины в самом широком смысле (вызвано неравенством на рынке труда).[2]

Глава 2. Рынок труда и молодежь.

2.1 Молодежь на рынке труда.

Необходимость анализа положения молодежи на казахстанском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения Казахстана, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.

В данной работе анализируются тенденции спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общественной и социальной сфере. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения развивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных.

Согласно утверждённой программе содействия занятости молодёжи в 1998г. было заключено 62 договора на организацию временной занятости несовершеннолетних. Создано 4177 временных дополнительных рабочих места, трудоустроены на эти места 5058 подростков, в том числе:

Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу.
Чаше всего – это самозанятость вроде мойки автомашин и торговли газетами или работа в "теневом" секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. "Макдональдс" и "Русское бистро", естественно, не могут предоставить возможности заработка всем желающим. Поэтому если не решить проблему государственного контроля за занятостью этой молодежной группы, то возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе. Очевидно поэтому именно в данной группе наибольшая доля зарегистрированных в Казахстане молодых безработных . Скорее всего, это можно объяснить более быстрой адаптацией казахстанской молодежи к рыночным условиям за счет больших возможностей выбора работы.

Важнейшими показателями ситуации на рынке труда являются динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса и предложения и его структура.
Наша статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке груда, и особенно в его молодежном сегменте. Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Статистика позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица. Если принять во внимание спад производства, то ее можно считать равной 40%, около четверти которой составляет работающая молодёжь.

Для молодых людей скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное безделье действует разлагающе на несформировавшееся сознание. Понятно, что в подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабилизации своего трудового статуса, пытается различными способами избежать возможности потери заработка.

Как показывают исследования, более 50% молодёжи занятой на предприятиях государственного сектора, работает по совместительству, около
25% - подрабатывает в различных альтернативных формах занятости. Молодые люди активно занимаются предпринимательством: около 70-80% регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики организуется людьми 25-30- летнего возраста. Собственное дело имеют 2.5-3.5% общей численности молодёжи.

Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время, в
1998г. она достигла самой высокой отметки по сравнению с предыдущими годами. По моим прогнозам, в перспективе тенденция роста предложений молодежи, в том числе учащейся, на рынке труда сохранится, максимальная их величина будет, очевидно, в 1999-2000 гг.

Возрастает количество предложений рабочей силы за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений и, в частности профессиональных, приводит к возникновению серьезных проблем. За 1998г. было устроено на работу 60% от обратившихся в бюро. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. "Деньги - любым путем'' - такова формула времени для многих молодых людей. Проявляется четкая тенденция люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре российского общества со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем.
Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики, как нашего города, так и всей страны.

Уменьшение объемов производства, рост числа убыточных предприятий, усиление платежного кризиса оказывают самое негативное влияние на спрос рабочей силы. Повсеместно увеличивается высвобождение работников.

Среди безработных, претендующих на вакантное место, каждый пятый – молодой человек в возрасте 16-29 лет. Отношение числа всех обратившихся в поисках работы в службу занятости к количеству вакансий (конкуренция) составляет почти 17 человек, каждый третий из них - молодой человек в возрасте до 29 лет. Это свидетельствуют о значительном резерве рабочей силы, т.е. потенциале безработицы, в том числе молодежной, который коррелируется с показателем напряженности на рынке безработной молодежи и его официальном уровнем.
В последнее время безработица среди молодежи все больше приобретает застойный характер. В 1998г. средняя ее продолжительность составляла 5,6 месяца. Повсеместно наблюдается сокращение емкости официального рынка труда и усиление разбалансированности между спросом и предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему росту общей безработицы, в том числе молодежной.

Особенности российской безработицы определяются структурно–регрессивным спадом производства при разрушении прежних рынков
(экономического пространства) и механизмов функционирования хозяйства и медленном формировании новых рынков и рыночных механизмов регулирования и саморегулирования экономики. Тенденции формирования безработицы закрепляются инвестиционным кризисом.

В результате спада производства во многих отраслях увеличился удельный вес сырьевых отраслей с низкой степенью переработки сырья. Позитивным моментом можно считать устойчивый рост доли отраслей непроизводственной сферы. Возникли новые сектора экономики: банки, страховые, консалтинговые, аудиторские и инвестиционные компании. Здесь особенно быстро увеличивалась численность занятых, причем именно молодых людей.

Положительная реакция молодежи на возможности активного участия в
"свободной" экономике налицо: это быстро растущий слой предпринимателей и лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью, более 2/3 из них составляют люди в возрасте 25-30 лет. Однако структурные сдвиги в спросе на рабочую силу являются скорее отражением кризиса в экономике, а не структурной перестройки. И тем не менее рынок трансформирует отраслевую структуру в соответствии со своими потребностями. Стремительно растет спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно в тех, которые быстрее коммерциализировались.

Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего, среди молодежи–выпускников общеобразовательных школ, не продолжающих дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация общеобразовательного и профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием национальной экономики, так и с мировыми тенденциями на рынке труда.

В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости. Вот почему при сокращении подготовки квалифицированных кадров в ПТУ и средних специальных учебных заведениях прием студентов в вузы из года в год увеличивается.

Большое значение имеет развивающаяся в службе занятости система профессионального обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации.

По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность общеобразовательной и социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают устойчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно изменяются и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых работников.

2.2 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда
Рыночная трансформация казахстанской экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной карьеры.


На основе комплексного исследования Алматинским центром занятости выявлены проблемы занятости молодежи:

-диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда,

-причины незанятости безработной молодежи,

-конкурентоспособность основных потоков учащейся молодежи (учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов, учащиеся ПТУ, техникумов, вузов ) при первичном выходе на рынок труда с точки зрения профессионально-квалификационной подготовки , ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда города,

-факторы успешной профессиональной карьеры,

-проблема координации деятельности социальных институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи,

- несоответствие действующей в городе системы психолого-профориетационной работы новым экономическим реалиям и другие особенности молодежного сегмента рынка труда.
Как показало исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.


При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины ) в условиях невозможности трудоустройства.
Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.


Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных учреждений города, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке труда и в сфере трудовых отношений.


В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки).


В современных социально-экономических условиях рациональный путь решения проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации - это подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных профессий на рынке труда города, района.

| |
| |
| |
| |
|Глава 3. Решение проблемы занятости молодежи |
|3.1 Программы поддержки молодежи. |
|Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в формировании |
|системы государственной поддержки становления и развития молодежи, их |
|программы учитывают специфику молодежной проблематики. Однако, молодежь |
|отличается от всех социальных групп не только возрастом, но и тем, что |
|ей присущи особые социальные функции, связанные со вступлением в жизнь. |
|Органы, курирующие традиционные отрасли социальной сферы, не могут в |
|полной мере обеспечить условий для эффективного исполнения молодежью ее |
|ролей в связи с тем, что те еще не сформированы. |
|Это обстоятельство вызвало потребность в округе в специальном органе |
|управления, ведающем сферой жизнедеятельности молодежи. Начиная с 1992 |
|года в Казахстане стали возникать органы по делам молодежи в |
|муниципальных образованиях округа. |
|Деятельность Комитета характеризуется стремлением создавать |
|специфическую нормативно-правовую базу, формы и механизмы деятельности |
|сети учреждений, отвечающие целям комплексного обеспечения |
|жизнедеятельности и становления молодежи округа, тем самым формируя |
|единую систему работы с молодежью. Эффективность такой деятельности во |
|многом зависит от качества взаимодействия Комитета с ведомствами, |
|курирующими различные отрасли социальной сферы, органами по делам |
|молодежи местного самоуправления и молодежными общественными |
|объединениями. Без их активного участия, совместных инициатив, |
|оттачивания наиболее эффективных форм и методов работы была бы |
|невозможна цельная и последовательная государственная молодежная |
|политика в округе. |
| |
|3.2 Правовое регулирование молодежной политики |
|Необходимость формирования современной законодательной базы в области |
|государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко |
|и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно |
|отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее |
|жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по |
|повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению |
|жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей молодых людей |
|недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их |
|частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности. |
|Правовое регулирование, связанное с проблемами молодежи, до активизации |
|нормативно-правовой деятельности Комитета по делам молодежи |
|характеризовалось принятием документов, направленных на решение проблем |
|тех или иных наиболее незащищенных категорий молодежи или категорий |
|населения, в которые без особого выделения входили и молодые жители |
|округа (инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, семьи с |
|низкими доходами и т.д.). В количественном отношении документы, |
|отстаивающие и реализующие принципы прямых мер социальной защиты, как |
|правило, в виде единовременных пособий и компенсаций преобладали. |
|Несмотря на существование на тот период ряда общественных объединений |
|молодежи в стране, активное участие самой молодежи в программах ее |
|временной и постоянной занятости, достаточно развитую клубную работу, |
|молодежь до определенного момента не имела достаточного правового |
|обеспечения своего статуса в качестве субъекта государственной |
|молодежной политики, как не имели ее в достаточной степени органы по |
|делам молодежи . |
|Однако формирование сильной политики, достижение устойчивого управления |
|требуют четкого правового регулирования сферы приложения, в первую |
|очередь посредством законодательных актов, определяющих рамки |
|деятельности, регулирующих взаимодействия, связь событий и процессов, |
|распорядительных и исполнительных актов. Их принятие - залог |
|эффективного функционирования системы государственного управления |
|субъекта РК. Важнейшими документами с этой точки зрения являются |
|законодательные акты, касающиеся реализации местной государственной |
|молодежной политики. |
|Целью таких законов является установление правовых основ |
|государственной молодежной политики в автономном округе. Это означает, |
|что общие положения государственной молодежной политики в данном законе |
|преобразуются в систему правомерной деятельности окружных органов |
|государственной власти, органов местного самоуправления. |
|Закон, таким образом, решает задачи в области социального управления. |
| |
|Из ряда самых больных проблем округа - занятость молодежи и ее |
|укоренение (в том числе связанное с ее жилищным обеспечением, а также |
|поддержкой семьи). Необходима правовая регламентация и других сфер |
|(досуговая работа, работа по месту жительства, летний отдых, |
|деятельность детских и молодежных организаций, социально-психологическая|
|реабилитация детей и т.д.), не обязательно посредством законов, как то |
|необходимо для стратегических, сложных направлений: важными элементами |
|правового регулирования должны стать и постановления Губернатора и |
|ведомственные акты. |
|Отдельных регулирующих актов требуют и некоторые формы и механизмы |
|организационного обеспечения государственной молодежной политики: |
|кадрового (например, аттестация), финансового (формирование фондов, |
|конкурсная система финансирования, финансирование инновационных, в том |
|числе венчурных проектов, возможности самофинансирования и т.д.), |
|информационно-аналитического, научно-методического и других его видов. |
|На сегодняшний день Комитет продолжает интенсивную законотворческую |
|работу. |
| |
|3.3 Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой |
|занятости |
| |
|Комитетом по делам молодежи ведется активная координационная работа, |
|базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации |
|соответствующих программ для молодежи, на их методическом обеспечении, |
|на различных формах повышения квалификации кадров. |
|В числе перспективных направлений, обеспечивающих повышение устойчивости|
|положения и развитие молодежи – содействие общеобразовательной и |
|профессиональной подготовке молодежи к труду; содействие трудовой |
|занятости молодежи; |
|Содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке и |
|подготовке молодежи к труду включает в себя: |
|оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации|
|учащихся и студентов, реализации их интересов; |
|развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, |
|государственную поддержку их общественных объединений. |
|Образование молодежи - проблема сквозная, ее решение предполагает |
|взаимодействие и сотрудничество органов управления образования и органов|
|по делам молодежи разных уровней. Комитет по делам молодежи одним из |
|направлений своей деятельности избрал содействие дополнительному |
|образованию молодежи через содействие организации и функционирования |
|профильных клубов ("клубов по интересам") и центров дополнительного |
|образования. |
| |
|Содействие трудовой занятости молодежи предполагает: |
|поддержку предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для |
|молодежи; |
|формирование постоянных рабочих мест; |
|создание возможностей для организации вторичной занятости подростков и |
|молодежи; |
|создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости молодежи |
|(и в первую очередь - подростков). |
|В силу специфики ситуации в социально-экономической сфере в округе |
|существуют три основные формы занятости подростков: сезонные работы |
|(летние трудовые лагеря, либо отряды), общественные работы и труд в |
|сфере оказания услуг населению, предприятиям, организациям с |
|преобладанием вновь организованных постоянных рабочих. мест (при |
|временной занятости подростков). Работа в области молодежно-подростковой|
|занятости предполагает создание специализированных молодежных бирж труда|
|и предприятий по трудозанятости подростков. |
|Наиболее эффективными муниципальными предприятиями являются те, которые |
|что-либо производят, где подросток в процессе работы может получить |
|определенную профессиональную подготовку и навыки работы на предприятии,|
|в трудовом коллективе.[3] |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Заключение |
|Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно |
|уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой |
|являются вопросами государственной политики. |
|Намечая перспективы организации занятости подростков и молодежи, |
|необходимо уделять внимание поддержке новых форм: |
|- создания малых производств, способных более полно занять молодежный и |
|женский труд; |
|- организации квотирования рабочих мест через законодательные акты, |
|закрепляющие требования к работодателю по приему на работу молодежи, а |
|также систему льгот для него; |
|- создания более эффективных и устойчивых механизмов организации |
|временной занятости подростков. |
|Вопрос об эффективности государственной молодежной политики остается |
|актуальным. Государству пока слабо удается мобилизовать молодежную |
|инициативу в общественных интересах. В решении вопросов молодежной |
|политики необходимо добиться также более четкого разграничения |
|полномочий и ответственности окружных органов и органов местного |
|самоуправления. Программы должны предусматривать более тесную увязку |
|основных элементов государственной молодежной политики с основными |
|механизмами реформирования российской экономики и социальной сферы в |
|целом. |
|Необходимо вновь проработать практику бюджетных выплат на цели |
|государственной молодежной политики. Компенсаторные действия должны быть|
|строго ограничены четко выделенными категориями нуждающихся в помощи |
|молодых людей и точно очерченным кругом задач. Основные же усилия должны|
|быть направлены на конкретное воплощение инвестиций в молодежь. Эта |
|установка предполагает иной подход к расчетам финансовых средств на цели|
|поддержки молодежных и детских объединений. Смысл его - в |
|прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от |
|таких социальных вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной |
|перспективе (мировой опыт показывает, что вполне замысел государственной|
|молодежной политики реализуется примерно через 30-40 лет после начала |
|осуществления первых мероприятий). |
| |

Список литературы:

1. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. И перераб. – М.:

Прометей, Юрайт, 1999. – 512 с.
2. Косалс Л.Я., Рывкина Р.В., Симагин Ю.А. Рыночные реформы глазами разных поколений // Мировая экономика и международные отношения. 1996. N7.
3. Рывкина Р.В., Симагин Ю.А. Возрастные различия в оценках будущего России

// Социологический журнал. 1996. N3-4.
4. Социология молодежи: Учебник / Под ред. Проф. В.Т.Лисовского. – СПб: Изд- во С.-Петербургского университета, 1996. 460с.
5. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. – М.: Наука, 1993. – 192с.
6. Шекспир В. Зимняя сказка // Полн. собр. соч. В 8-ми т. Т.8. М., 1960.
7. Манн Т. Доктор Фауст // Манн Т. Собр. соч.: В 10-ти т. Т.5. М., 1960.
8. Герцен А.И. Концы и начала // Герцен А.И. Соч. В 9-ти т. Т. 7. М., 1958.
9. Лисовский А.В., Лисовский В.Т. В поисках идеала: Диалог поколений.

Мурманск, 1994.
10. Экономика. / Под ред. Булатова А.С. Москва, 1997.
11. Дашков Л.П., Данилов А.И., Тютюкина Е.Б. Предпринимательство и бизнес.

Москва, 1995.
12. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. Москва, 1995.
13. Лещинская Г. «Молодежный рынок труда». «Экономист», №8, 1996г., стр.
62-70.
Грядет ли светлое будущее? «Казахстанская правда», 1999, №24, стр.5
15.Калибеков Д. Современные проблемы молодежи. «Вопросы экономики», 2000,
№8, с.18-25.

-----------------------

[1] Грядет ли светлое будущее? «Казахстанская правда», 1999, №24, стр.5
[2] Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. И перераб. – М.:
Прометей, Юрайт, 1999. – 512 с.

[3] Калибеков Д. Современные проблемы молодежи. «Вопросы экономики», 2000,
№8, с.18-25.

Рефетека ру refoteka@gmail.com