Рефетека.ру / Экономика

Контрольная работа: Прогнозирование и планирование экономики

Учреждение образования

"БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Заочный факультет


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

"Прогнозирование и планирование экономики"


Выполнила:

студентка 4 курса 1 гр.

спец. МД, ЗФ

С.В. Пенязь, шифр 06-21174


Минск 2010

Содержание


Теоретический вопрос

Практические задания

Задача блока А

Задача блока Б

Задача блока В

Список литературы

Теоретический вопрос


Прогнозирование и планирование развития отдельных регионов.

Ответ:

Цель регионального прогнозирования и планирования - обеспечение комплексного и наиболее эффективного социально-экономического развития региона. Его назначение заключается в обосновании направлений и перспектив развития региона, предоставление информационного материала для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений. Усиливается его вероятностный характер в связи с большой степенью неопределенности в рыночной экономике. Региональное планирование включает территориальный разрез плана-прогноза экономического и социального развития страны и комплексные планы-прогнозы социально-экономического развития областей, районов, городов и др. Центральный раздел территориальных планов-прогнозов включает показатели, характеризующие основные параметры развития регионов, в частности объем производства продукции по отраслям, объем реализации платных услуг и др.

Однако для оценки результатов деятельности регионов должны использоваться не только отраслевые, но и обобщающие показатели, в частности валовой региональных продуктов (ВРП). Он характеризует конечные результаты экономической деятельности как отраслей материального производства, так и сферы обслуживания. Созданы на территории региона ВРП включает доходы всех предприятий, организации и населения, получаемые в обеих сферах, а также амортизационное отчисление.

Валовой региональный продукт может быть рассчитан как сумма добавленной стоимости во всех сферах, отраслях и видах деятельности:


Прогнозирование и планирование экономики,


где j - индекс отрасли деятельности (индекс предприятия); n - число отраслей деятельности (число предприятий); ДСj - объем добавленной стоимости в j-й отрасли деятельности (на j-м предприятии).

По конечному использованию расчет ВРП производиться суммирование совокупных расходов населения в регионе, частных инвестиций, расходов всех видов бюджетов на территории с корректировкой на сальдо вывоза-ввоза (экспорта, импорта).

Как правило, региональный план-прогноз состоит из двух частей: а) прогнозной части; б) части, аккумулирующей показатели, имеющие обязательный характер. Это прежде всего госзаказ на поставку продукции, на ввод в действие объектов инфраструктур (социальной сферы) и важнейших производственных мощностей. В условиях развития рыночных отношений усиливается информационный характер планирования, что выдвигает на первое место прогнозную часть плана, предназначенную для определения изменений в структуре народного хозяйства, основных пропорций и связей, сдвигов в эффективности производства.

Прогнозный характер носят показатели рыночного сектора, в которых отражаются предположительные оценки о движении ценных бумаг, разгосударствлений, приватизации и формах собственности, объемах кредитных ресурсов и их использовании, динамике индексов цен, занятости населения.

Увеличение круга проблем, решаемых на территориальном уровне, необходимость функционирования регионов на принципах самоуправления и самофинансирования предъявляют особые требования к организации их финансовой деятельности, формированию местных бюджетов и их взаимоотношениям с государственным бюджетам.

Для поддержки слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления применяется система финансового выравнивания. Различают понятия вертикального и горизонтального выравнивания (сбалансированности). Вертикальное выравнивание предполагает устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и поступлениями закрепленными за данным бюджетным уровнем. Если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования выполнения возложенных на него функций, вышестоящий уровень или центральное правительство обязано предоставить недостающие бюджетные ресурсы.

Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение налогов между бюджетными уровнями для устранения или снижения неравенства в налоговых возможностях различных территорий. Такие проявления неравенства регионов рассматриваются в теории бюджетного федерализма как формы социального неравенства, вызываемая территориальным фактором. Выравнивание направлено на решение задачи обеспечения каждому гарантированных государством благ и услуг.

Поступление финансовых средств из бюджетов одного уровня в бюджет другого, или трансферты, помогают решать разнообразные задачи. Выравнивание финансовых возможностей регионов по предоставлению государственных услуг населению определенного стандарта выполняет система общих (универсальных) трансфертов. Для реализации приоритетов в соответствии с принятыми различными социально экономическими программами (образования, здравоохранение, инфраструктуры, охраны окружающей среды и др.) используются целевые или специальные трансферты.

Для развития "проблемных" территорий во многих странах применяются обе трансфертные системы.

В некоторых странах при решении вопросов регионального развития практикуется формирование отдельных фондов общего (выравнивающего) трансферта "проблемных" территорий. Это характерно прежде всего для Германии, где такие трансферты получили название "федеральные дополнительные отчисления".

В странах с децентрализованной системой управления и широкими бюджетными полномочиями регионов особенно важная роль в решении проблемы развития депрессивных и отсталых территорий принадлежит целевым (специальным) трансфертам. Они используются в основном на развитие социальной и хозяйственной инфраструктуры. Типичным примером страны, где региональные проблемы решаются преимущественно за счет целевых трансфертов, являются США.

При прогнозировании и планировании развития регионов в основном применяются те же методы, что и на государственном уровне. Для реализации намеченных приоритетов, структурных сдвигов, комплексного решения социальных и экономических проблем используются прежде всего программно-целевой метод, разрабатываются целевые программы. Важную роль в обеспечении пропорциональности, сбалансированности региональной экономики играет балансовый метод, основанный на системе территориальных балансов. Это балансы трудовых ресурсов, финансовых ресурсов, денежных доходов и расходов населения, основных видов материальных ресурсов. Однако наиболее широкое применение находит нормативный метод, основанный на системе экономических и социальных норм и нормативов. Дифференцированные социальные нормы и нормативы, характеризующие обеспечение населения основными видами материальных благ и услуг, выполняют целеориентирующую роль в прогнозировании и планировании развития регионов.

В современных условиях наиболее приемлемыми являются поисковые прогнозы, определяющее значение параметров на конкретный срок при меняющихся условиях. Широко применяются методы экспертных оценок, логического моделирования, которые качественно характеризуют развитие прогнозируемого явления и исходят из общих закономерностей экономического развития. Использование этих методов связано с необходимостью учета сценария экономического развития и его последствий.

Могут выполняться прогнозные расчеты на основе коэффициентов эластичности.

В территориальных планах-прогнозах выделяются:

Свод показателей субъектов хозяйствования общегосударственной и частной форм собственности;

Планы-прогнозы предприятий и организаций муниципальной собственности.

Ранее субъектам хозяйствования государственной формы собственности устанавливались жесткие плановые задания министерств, а затем исходные данные в виде экономических нормативов, контрольных цифр и т.д. В последнее время в их основе лежат намерения, зависящие от складывающейся ситуации на рынке сырья, кредитных ресурсов, производимой продукции. В связи с этим с целью повышения качества прогнозирования и планирования весьма важным является организация информационных потоков о намерениях предприятий, объединений, концернов и других производителей по выпуску продукции с учетом вероятного состояния рынка в условиях действия установленных экономических регуляторов.

Для предприятий и организаций общегосударственной формы собственности вышестоящий орган управления разрабатывает и направляет в регионы ориентиры по основным направлениям развития для использования их в расчетах, а также рекомендации по принципиальным вопросам и формы, по которым должен быть разработан проект плана - прогноза.

Предприятия и организации в свою очередь представляют местным органам предложения по участию в развитии социальной и производственной инфраструктуры. При этом весьма важное значение имеет аналитическая работа территориальных органов управления с предприятиями с целью более полного использования производственного потенциала региона. Этому должны предшествовать паспортизация территорий, глубокий социально-экономический анализ развития региона и выделении основных проблем. Паспортизация позволит определить объемы незавершенного строительства, свободные производственные мощности, состояние сооруженных объектов, неиспользуемые машины и оборудование, пустующие жилые и нежилые помещения и др.

При составлении региональных планов-прогнозов учитываются:

Госзаказ на поставку важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, ввод в действие мощностей и объектов общегосударственного значения, а также реализация государственных программ;

Лимиты на централизованные капитальные вложения для реализации общегосударственных целевых программ;

Экономические нормативы, регулирующие процесс формирования местных бюджетов и местных фондов валютных поступлений;

Нормативы страховых запасов материальных, продовольственных и финансовых ресурсов для обеспечения устойчивого функционирования экономики, оказания необходимой помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций;

Система экономических стимулов, льгот и субсидий, призванных обеспечить выравнивание социально-экономических условий отдельных регионов, их заинтересованность в размещении и наращивании соответствующих производств.

Планы-прогнозы предприятий и организаций муниципальной формы собственности включают в себя программы и мероприятия по реализации важнейших региональных проблем. При этом исходят, прежде всего, из наличия финансовых ресурсов.

Составной частью территориального планирования является проектная стадия размещения и развития производства. Система территориальных проектных разработок включает составление схем районной планировки административных районов, проектов районной планировки промышленных районов и узлов, генеральных планов городов.

Практические задания


Задача блока А


Задача № 1 (вариант исходных данных 8)

По результатам ранжирования направлений улучшения финансового состояния предприятия двумя экспертами (ранжирование осуществлено по убыванию значимости) осуществить стандартизацию рангов экспертов, получить обобщенное мнение и оценить согласованность мнений по критерию ранговой корреляции Спирмэна. Сделать выводы.

Исходные данные представлены в табл.1.


Таблица 1

Ранги, проставленные двумя экспертами десяти объектам

№ варианта Эксперт Факторы, подлежащие оценке


Повышение качества продукции Обновление ассортимента Гибкое ценообразование Автоматизация производства Расширение рынков сбыта Снижение себестоимости Улучшение условий труда
8 Эксперт 1 2 2 3 3 4 4 7

Эксперт 2 1 2 3 4 5 6 7

Решение

Как видно из табл.1, в оценках Эксперта 1 присутствуют факторы, имеющие одинаковые ранги. Это факторы 1 и 2 (ранг равен 2); факторы 3 и 4 (ранг равен 3); факторы 5 и 6 (ранг равен 4).

Проверим, выполняется ли условие:


Прогнозирование и планирование экономики,


где хj - стандартизированный ранг j-го фактора; n - число факторов.


Прогнозирование и планирование экономики


Это условие не выполняется. Поэтому необходимо провести стандартизацию рангов (табл.1.2). Для фактора 7 стандартизированный ранг будет соответствовать его порядковому номеру, а для остальных факторов стандартизированный ранг будет рассчитан следующим образом:


Прогнозирование и планирование экономики,


где n1, n2, …, ns - порядковые номера мест, которые они занимают при упорядочивании; S - число факторов.

Для факторов 1 и 2:


Прогнозирование и планирование экономики


Для факторов 3 и 4:


Прогнозирование и планирование экономики


Для факторов 5 и 6:


Прогнозирование и планирование экономики


Таблица 1.2

Результаты стандартизации рангов Эксперта 1

Номера факторов 1 2 3 4 5 6 7 Сумма рангов
Первоначальные ранги эксперта 2 2 3 3 4 4 7 25
Номера факторов по убыванию рангов 1 2 3 4 5 6 7
Стандартизированные ранги эксперта 1,5 1,5 3,5 3,5 5,5 5,5 7 28

Как следует из табл.1.2, условие равенства выполняется.

Оценки Эксперта 2 не нужно стандартизировать, т.к в них не присутствуют факторы с одинаковыми рангами, и выполняется условие:


Прогнозирование и планирование экономики


Так как в ранжировании участвовало два эксперта, то обработку рангов необходимо провести по двум направлениям:

выявление обобщенного мнения (результирующие ранги);

анализ согласованности мнений.

Для нахождения результирующих рангов по факторам предварительно вычисляется суммарная оценка:


Прогнозирование и планирование экономики,


где m - количество экспертов; xij - стандартизированный ранг, назначенный i-м экспертом для j-го фактора.


Прогнозирование и планирование экономики Прогнозирование и планирование экономики Прогнозирование и планирование экономики Прогнозирование и планирование экономики Прогнозирование и планирование экономики Прогнозирование и планирование экономики Прогнозирование и планирование экономики


После этого ранг 1 присваивается фактору, получившему наименьший суммарный ранг (суммарную оценку) и т.д., а фактору, получившему наибольший суммарный ранг, присваивается результирующий ранг 7, равный числу объектов. Результаты заносятся в табл.1.3


Таблица 1.3

Результирующие ранги

Номер фактора

1

2

3

4

5

6

7

Ранг 1 2 3 4 5 6 7

Анализ согласованности мнений экспертов выполняется на основе расчета рангового коэффициента корреляции Спирмэна Прогнозирование и планирование экономики.

Он вычисляется по формуле:


Прогнозирование и планирование экономики


где dj - разность между стандартизированными рангами j-го фактора, указанными двумя экспертами; n - число факторов.


Прогнозирование и планирование экономики


Чем ближе значение рангового коэффициента корреляции Спирмэна к единице, тем согласованность мнений экспертов выше.

Так как значение рангового коэффициента корреляции Спирмена близко к единице, то согласованность мнений экспертов высока.

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

Эксперты пришли к единому мнению, что самый эффективный метод улучшения финансового состояния предприятия - это повышение качества продукции, а самый неэффективный - улучшение условий труда. Также для улучшения финансового состояния неплохо обновить ассортимент, применить гибкое ценообразование, автоматизировать производство, расширить рынок сбыта. Снижение себестоимости и улучшение условия труда, по мнению экспертов, менее эффективно повлияют на финансовое состояние предприятия.


Задача блока Б


Задача № 5 (вариант исходных данных 4)

Рассчитать прогнозный уровень инфляции по данным, представленным в табл. 2.


Таблица 2

Исходные данные для расчета прогнозного уровня инфляции

Показатели Вариант 4
Масса денег в обращении, млрд. руб.
в базисном периоде 570
в прогнозном периоде 710
Скорость обращения денег, об.
в базисном периоде 22
в прогнозном периоде 20
Изменение объема производства продукции, % + 9,0

Решение

Можно прогнозировать уровень инфляции, базируясь на данных изменения денежной массы.

Для определения уровня инфляции в прогнозируемом периоде может быть использовано классическое уравнение денежного обмена (уравнение Фишера), имеющее следующий вид:


Прогнозирование и планирование экономики


где М - денежная масса; V - скорость денежного обращения; Р - уровень цен; Q - объем производства товаров и услуг.

Уровень цен определяется как:


Прогнозирование и планирование экономики


Следовательно, индекс роста цен JP можно представить как соотношение индексов денежной массы JM, скорости денежного обращения JV и объема производства товаров и услуг JQ.


Прогнозирование и планирование экономики

Прогнозирование и планирование экономики

Прогнозирование и планирование экономики

Прогнозирование и планирование экономики

Прогнозирование и планирование экономики


Вывод:

Базируясь на данных изменения денежной массы можно сделать вывод, что уровень инфляции в прогнозируемом периоде составит 27,3%.


Задача блока В


Задача № 1 (вариант исходных данных 3)

Используя метод экстраполяции и предполагая линейную зависимость валового выпуска от времени (табл.3), оценить адекватность зависимости и получить прогноз на 2 года вперед. Отразить фактические и расчетные значения валового выпуска (включая прогноз) на графике.


Таблица 3

Динамика валового выпуска за 2003-2009 гг.

Год Значение валового выпуска 3-го варианта, млн. руб.
2003 1782
2004 1821
2005 1899
2006 2036
2007 1997
2008 2134
2009 2251

Решение

Строится график, отражающий зависимость результативного показателя у (значения валового выпуска) от времени t (годы).


Прогнозирование и планирование экономики

Рис.3.1 График зависимости валового выпуска от времени.


На основании графика я определила, что динамика результативного признака описывается линейной зависимостью вида у=а+bt, так как кривая имеет примерный вид прямой. Определяем параметры а и b кривых роста (метод экстраполяции). Для этого применяется метод наименьших квадратов.

Для определения неизвестных параметров а и b линейной функции вида у=а+bt методом экстраполяции составляется система уравнений:


Прогнозирование и планирование экономики


где а и b - параметры функции; t - порядковый номер года; n - число уровней динамического ряда; у - фактическое значение результативного признака.

Расчет значений параметров а и b линейной функции я выполню на ЭВМ с помощью функции "ЛИНЕЙН" в пакете Microsoft Excel (рис.3.2).


Прогнозирование и планирование экономики

Рис.3.2 Общий вид окна функции "ЛИНЕЙН"


Таблица 3.2

Общий вид результатов расчета по функции "ЛИНЕЙН"

b a
76,10714 -150682
Sb Sa
7,986324 16020,57
R2 SV
0,947816 42,25966
F df
90,81487 5
ssper ssост
162184,3 8929,393

Линейная функция имеет вид: у=-150682+76,10714t.

На основании полученной зависимости определяем расчетные значения показателя у на ретроспективный период, которые затем наносим на график рядом с фактическими значениями (рис.3.3).


t=2003; у=-150682+76,107142003=1760.

t=2004; у=-150682+76,107142004=1836.

t=2005; у=-150682+76,107142005=1912.

t=2006; у=-150682+76,107142006=1989.

t=2007; у=-150682+76,107142007=2065.

t=2008; у=-150682+76,107142008=2141.

t=2009; у=-150682+76,107142009=2217.


Прогнозирование и планирование экономики

Рис.3.3 График динамики фактического и расчетного значений валового выпуска продукции за 2003-2009 гг.


Оцениваем адекватность полученной зависимости с помощью вычисления ряда коэффициентов:

коэффициент корреляции находится по формуле:


Прогнозирование и планирование экономики


где n - число уровней динамического ряда; t - порядковый номер года; yi - фактическое значение показателя у в i-м периоде.

Либо его можно найти на ЭВМ с помощью функции "КОРРЕЛ" в пакете Microsoft Excel.


r=0,987.


Вывод: Коэффициент корреляции показывает тесноту линейной связи между результативным (у) и факторным (t) признаками. Так как значение близко к 1, то имеет место прямая тесная связь между результативным и факторным признаками. Так как коэффициент корреляции очень близок к единице, то функция по данному показателю адекватна.

коэффициент детерминации имеет вид:


Прогнозирование и планирование экономики


где ei - остаток у в i-м периоде, определяемый как разница между фактическим и расчетным значениями показателя у за данный период; у - среднее значение показателя у за весь период.

Он уже высчитан с помощью функции "ЛИНЕЙН" в пакете Microsoft Excel на ЭВМ.


R2=0,948.


Вывод: Коэффициент детерминации показывает, в какой степени динамика результативного признака находится под влиянием динамики факторного. Так как R2=0,948, то на 94,8% динамика результативного признака описывается динамикой факторного. Так как коэффициент детерминации достаточно близок к единице, то функция является достаточно адекватной по этому показателю.

средняя относительная ошибка аппроксимации:


Прогнозирование и планирование экономики


где n - число уровней динамического ряда; ei - остаток у в i-м периоде, определяемый как разница между фактическим и расчетным значениями показателя у за данный период; уi - фактическое значение показателя у в i-м периоде; урi - расчетное значение показателя у в i-м периоде.

А=1,47%.

Вывод: Так как значение А не превышает 15%, то функцию можно считать адекватной по этому показателю.

стандартная ошибка регрессии, которая характеризует уровень необъясненной дисперсии, для однофакторной линейной регрессии:


Прогнозирование и планирование экономики


где ei - остаток у в i-м периоде, определяемый как разница между фактическим и расчетным значениями показателя у за данный период; n - число уровней динамического ряда; m - количество независимых переменных в модели (для однофакторной регрессии m=1).


S=42,2597


стандартная ошибка параметра b уравнения регрессии:


Прогнозирование и планирование экономики


где Sb - стандартная ошибка параметра b; S - стандартная ошибка регрессии; ti - значение параметра t в i-м периоде; t - среднее значение t.

Она уже высчитана с помощью функции "ЛИНЕЙН" в пакете Microsoft Excel на ЭВМ.


Sb=7,986324.


стандартная ошибка параметра a уравнения регрессии:


Прогнозирование и планирование экономики


где Sa - стандартная ошибка параметра а; Sb - стандартная ошибка параметра b; (t2) ср - среднее из t2.

Она уже высчитана с помощью функции "ЛИНЕЙН" в пакете Microsoft Excel на ЭВМ.


Sa=16020,57.


на основе рассчитанных стандартных ошибок параметров регрессии проверяется значимость каждого коэффициента регрессии путем расчета t-статистик (t-критериев Стьюдента) и их сравнения с критическим, табличным значением при уровне значимости Прогнозирование и планирование экономики=0,05 и числом степеней свободы p=n-m-1 (прил. Г [4]).


Прогнозирование и планирование экономики


где tа - расчетное значение t-статистики для параметра а; tb - расчетное значение t-статистики для параметра b; а, b - параметры функции; Sa, Sb - стандартные ошибки параметров а и b соответственно.


Прогнозирование и планирование экономики


По таблице Критические значения критерия Стьюдента при V=n-m-1=

7-1-1=5 (m=1 для однофакторной регрессии) и Прогнозирование и планирование экономики=0,05 t равен 2,015.

Вывод: Так как t-статистики параметров а и b выше критической величины, то значимость их подтверждается. И эти параметры нельзя исключать из модели.

Общий вывод: На основании рассчитанных коэффициентов и сделанных выводов можно сказать, что полученная линейная зависимость является адекватной.

С помощью линейного уравнения, описывающего динамику валового выпуска за 2003-2009 гг., определяем расчетные значения показателя у (валового выпуска) на два года вперед (на 2010 и 2011 годы).


t=2010; у=-150682+76,107142010=2293.

t=2011; у=-150682+76,107142010=2369.


Так как полученная зависимость адекватна, то наносим эти значения на график рядом с исходными данными (рис.3.4).


Прогнозирование и планирование экономики

Рис.3.4 График зависимости значения валового выпуска продукции от времени с учетом прогноза на два года вперед.


ОТВЕТ:


y=-150682+76,10714t; r=0,987; R2=0,948; A=1,47%

(16020,57) (7,986)

(-9,406) (9,530)


ВЫВОДЫ:

В общем динамика роста валового выпуска продукции за 2003-2009 гг. положительная, что отчетливо видно на графике. В будущем (2 года), на основе рассчитанных данных, будет также наблюдаться положительная динамика роста валового выпуска продукции предприятия. Построенная линейная функция является адекватной, что подтвердили расчеты и выводы всех показателей.

Список литературы


Прогнозирование и планирование экономики: курс лекций для студентов экономических специальностей / С.А. Касперович. - Минск: БГТУ, 2007. - 166 с.

Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / Под общ. ред.В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. - Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. - 380 с.

Прогнозирование и планирование экономики: учебник / Под общ. ред.В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. - Мн.: Соврем. шк., 2005. - 476 с.

Прогнозирование и планирование экономики: программа, метод. указания и контр. зад. для студ. з/о эконом. спец. / С.А. Касперович, И.В. Касперович. - Мн.: БГТУ, 2009. - 55 с.

Похожие работы:

  1. • Прогнозирование и планирование в экономике
  2. • Прогнозирование и планирование экономики
  3. • Прогнозирование и планирование
  4. • Планирование работы обслуживающего хозяйства
  5. • Социально-экономические основы, сущность и теории ...
  6. • Методика бюджетного планирования
  7. •  ... Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и ...
  8. • Этапы планирования экономического развития
  9. • Методы бюджетного планирования и прогнозирования
  10. • Прогноз и планирование
  11. • Бюджетное прогнозирование и планирование: сущность ...
  12. • Методы прогнозирования объема перевозок грузов
  13. • Прогнозирование и планирование развития социальной сферы
  14. • Прогнозирование и планирование инновационной ...
  15. • Планирование и прогнозирование в условиях рынка
  16. • Прогнозирование и планирование в условиях рынка
  17. • Научно-технический прогресс. Методы его прогнозирования
  18. • Планирование и прогнозирование деятельности ...
  19. • Программно-целевое планирование
Рефетека ру refoteka@gmail.com