Программно-целевое планирование – это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.
Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования [10, с.28].
Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели - пути – способы – средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.
Особенностью программного планирования является также способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.
Из положений, рассмотренных выше, следует, что ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий [5]. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, - не что иное, как план. Таким образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а именно объединение планирования и фактического влияния на экономические показатели.
Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом.
В каждом из этих случаев существует своя специфика применения рассматриваемого метода планирования.
При программно-целевом подходе к внутрифирменному планированию основой управления организацией является так называемая целевая программа предприятия, в которой сформулированы цели фирмы и комплекс мер по их достижению. Т.к. условия внешней среды постоянно изменяются, то программу предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с текущим состоянием рынка. При этом краткосрочные программы развития фирмы являются конкретизацией и продолжением целевой программы предприятия.
Проведение мероприятий по изменению целей фирмы и программы действий – это задача менеджера организации, руководителя высшего звена.
Процесс программно-целевого планирования в организации проходит поэтапно. При этом выделяются следующие этапы.
1. Разработка общих целей.
2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5,10 лет).
3. Определение путей и средств их достижения.
4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
На практике доказано, что применение программно-целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании. Но в Беларуси программно-целевое планирование на фирмах применяется редко. Гораздо чаще этот метод используется при государственном планировании и регулировании экономики.
Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.
Перед программно-целевым планированием стоят и более конкретные задачи, такие как непосредственное влияние на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и т.д.).
Программно-целевой метод планирования и управления предполагает определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в Беларуси с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения по воздействию на экономику страны [8, c.2].
Более конкретными плановыми документами являются комплексные целевые программы. Целевая комплексная программа – это документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления [3, с.96].
По содержанию целевые комплексные программы можно разделить на несколько видов.
1. Социально-экономические программы – предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения.
2. Научно-технические программы – направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный положительный эффект. Перечень научно-технических программ формируется исходя из приоритетов развития экономики.
3. Производственно-экономические программы – предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств.
4. Территориальные программы – направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач в регионах.
5. Экологические программы – представляют собой комплекс мероприятий природоохранного характера.
6. Организационно-хозяйственные программы - направлены на совершенствование организации управления экономикой.
Целевые комплексные программы различаются также по своей временной продолжительности. Они могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.
Разработка ЦКП с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности.
1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.
2. Выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разбивается на подцели.
3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.
4. Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.
5. Заключительный этап. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.
В Беларуси применение программно–целевых методов позволило обеспечить преимущественную поддержку таких приоритетных направлений научно–технического развития, как машиностроение, информатизация, лекарства и медицина, экология, сельское хозяйство, дальнейшее развитие перспективных научных исследований и разработок в области лазерных и плазменных технологий, оптоэлектроники, новых материалов с особыми свойствами, методов технической диагностики, химического синтеза веществ, селекции растений, биотехнологий, способов обработки информации, специальной вычислительной техники [12]. Программно-целевой метод проведения исследований и разработок в стране позволяет сегодня эффективно функционировать созданному в Беларуси научно-инновационному конвейеру, реализующему цепочку: научная идея - научная разработка - освоение в опытном производстве - серийное производство – рынок [2].
Программно-целевой метод планирования выглядит довольно привлекательным, т. к. позволяет в значительной степени влиять на исследуемую ситуацию. Однако у него есть ряд существенных недостатков, которые рассмотрены ниже.
1. Методическая незавершенность.
К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. В результате приходится адаптировать программные методы к уже существующим методам планирования и управления. Всё это существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода, который наиболее эффективен для решения хорошо изученных проблем, т. к. для них сравнительно нетрудно провести исследование по схеме «цель - система мероприятий – система управления».
2. Программно-целевое планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем.
Эта ситуация также связана с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Руководители программ при создании новых систем управления предпочитают действовать старыми проверенными методами, чтобы уменьшить риск. Однако это не всегда является оптимальным подходом, что не идет на пользу создаваемой программе.
3. «Забывчивость» систем управления.
Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались. Специалисты связывают это с тем, что такая связь первоначально не была учтена в полной мере при создании системы, определении её границ, структуры, функций и т. д. Кроме того, часто наблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости проблемы, что не способствует ее успешному решению.
4. Отсутствие адекватных методик расчёта экономической эффективности программ.
В результате невозможно объективно обосновать необходимость создания программы и соответствующей системы управления для решения какой-либо конкретной проблемы.
5. Недостаточная оперативность.
Иногда с момента появления проблемы до момента реализации программы по ее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы. Например, десятилетиями замалчивалась проблема охраны окружающей среды, пока наконец не были созданы специальные программы. Рано или поздно проблемы всё равно «всплывают на поверхность», однако очевидно, что чем раньше та или иная проблема будет обнаружена и решена, тем больший ущерб удастся предотвратить.
Таким образом, сущность программно-целевого метода планирования заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования. Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом. Все недостатки программно-целевого планирования связаны с недостаточностью научной базы по данному вопросу. Следовательно, для оптимизации процесса программно-целевого планирования необходимы дальнейшие и более глубокие научные разработки в этой области.
Под инвестиционной политикой понимается комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капитальных вложений в экономику и отдельные сферы и отрасли, а также меры по повышению инвестиционной активности экономических субъектов.
Более упрощенное определение инвестиционной политики можно найти у Г.А. Кандауровой, согласно которому «она представляет собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики» [10, с.111].
В условиях рынка инвестиционная политика должна быть ориентирована на определение целесообразных объемов и структуры инвестиций, выбор приоритетов и повышение эффективности инвестиций.
Инвестиционная политика является составной частью экономической политики. Основная цель инвестиционной политики – перевооружение производства, обновление основных фондов за счет внедрения научно-технических достижений. Инвесторы стремятся вкладывать средства в регионы с благоприятным инвестиционным климатом [4, с. 117].
Среди основных направлений инвестиционной политики Республики Беларусь следует выделить:
создание правовой базы по страхованию инвестиций;
сокращение доли централизованно выделяемых финансовых средств, использование их в основном для инвестирования объектов общегосударственного значения;
инвестирование в первую очередь приоритетных отраслей экономики;
использование нетрадиционных источников инвестиций (ипотечное кредитование, лизинг, вексельное обращение);
предпочтительное инвестирование конкурентоспособных производств, рентабельных и быстроокупаемых проектов;
создание рынка инвестиционных ресурсов;
совместное государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов.
Прогнозирование инвестиций – сложный, многоступенчатый процесс изучения вероятностных сторон вложения капитала в ту или иную сферу экономики в будущем.
Процесс прогнозирования инвестиций подразделяется на этапы:
прогнозирование возможных инвестиционных потоков;
прогнозирование потребности в инвестициях;
оценка экономической эффективности использования инвестиций с учетом факторов инвестиционного риска.
Возможные инвестиционные потоки (ресурсы) можно определить по доле инвестиций в ВНП. Нормативная величина инвестиций определяется путем умножения нормативной доли инвестиций в ВНП на прогнозируемый объем ВНП. Для обеспечения простого воспроизводства доля инвестиций должна быть не ниже 20%, расширенного – 30-40%. Важным компонентом возможных инвестиционных потоков являются иностранные инвестиции.
Таким образом, возможный объем реальных инвестиций по народному хозяйству (Iо) можно представить в виде [10, с.112]:
Iо = Ки * ВНП + Iин , (2.1)
где Ки – коэффициент, характеризующий долю инвестиций в ВНП; Iин – возможный объем иностранных инвестиций.
Определение возможного объема инвестиций на предприятиях, в компаниях и по отдельным инвестиционным проектам производится путем планирования вероятного привлечения средств из различных источников финансирования (собственных, заемных, привлеченных).
При прогнозировании инвестиционных потоков используются методы экстраполяции, экспертных оценок, многофакторных моделей, а также динамическая модель межотраслевого баланса.
Факторами, способствующими росту объема инвестиций в экономику страны, являются: развитие новых производств, износ основных фондов действующих предприятий, повышение уровня конкурентоспособности отечественной продукции (объема экспорта) и др.
В заключение данного вопроса следует повторить, что инвестиционная политика представляет собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики. Одним из этапов процесса прогнозирования инвестиций является прогнозирование возможных инвестиционных потоков, которые возможно определить по доле инвестиций в ВНП.
3. Задача
Определите объем закупок (поставок) зерна в хозяйствах страны для госнужд в прогнозном периоде.
Исходные данные: потребность в зерне в прогнозном периоде составит: на семена -960 тыс. т.; продовольствие – 1540; фураж – 3800; промышленную переработку – 460; прочие нужды – 10 тыс. т.
Импорт зерна прогнозируется в размере 1000 тыс. т. Справочно: валовой сбор зерна в прогнозном периоде предусматривается 5900 тыс. т.
Решение.
1. Рассчитаем потребность продукции по всем направлениям ее использования:
960 + 1540 + 3800 + 460 + 10 = 6770 тыс. т.
2. Определим потребность продукции с учетом импорта в прогнозном периоде:
6770 – 1000 = 5770 тыс. т.
3. Сравним производственные возможности хозяйств страны с потребностью продукции в прогнозном периоде:
5900 > 5770
Т.е. производственные возможности хозяйств позволяют произвести необходимые закупки.
Таким образом, объем закупок (поставок) зерна в хозяйствах страны для госнужд в прогнозном периоде составляет 5770 тыс. т.
Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие / Л.Е. Басовский. -М. : ИНФРА-М, 2003. - 260с.
Доклад о состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2003 года. (http://www.ac.by/publications/rprt2003r.html).
Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики. Учеб. пособие. – М., 2001.
Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика. /Под. Ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: Финансы и статистика, 2001 – 400 с.
Закон Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» // Ведамасцi Нац. сходу Рэспублiкi Беларусь. – 1998. - № 20.
Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. В 2 ч.Ч.2. Тактическое планирование / Под общей редакцией А.И. Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 416 с.
Колпина Л.Г., Марочкина В.М. Финансовые планы предприятий. – Мн.: Выш.шк., 1997. – 114 с.
О социально-экономическом развитии. // Белорусский час. – 2003. – №23. – С. 2-3.
Проблемы, опыт, перспективы реформирования экономики и общества. Сб. статей. Мн., 1999.
Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. Г.А. Кандауровой. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 184 с.
Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Уч. пос. – Ростов-на-Дону: «МарТ», 2000. – 544 с.
Экономическое положение: научно-исследовательский потенциал. (http://www.president.gov.by).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/