Рефетека.ру / Экономика

Реферат: Общественные блага и их рост

Министерство Высшего и Среднеспециального Образования

Республика Узбекистан

Ташкентский Финансовый Институт


РЕФЕРАТ

по предмету «Микроэкономика»,

на тему:

«Предмет и значение микроэкономики. Общественные блага и их экономический рост»


Выполнила: ст-ка 3-курса,

Ибодова Дилором

Приняла:


Ташкент 2007

Содержание:


Введение

Предмет, метод и этапы разработки микроэкономики:

Предмет микроэкономики

Метод микроэкономики

2. Экономические блага:

2.1. Экономические блага и их классификация

2.2. Сущность общественных благ

3. Альтернативная стоимость:

3.1. Альтернативная стоимость. Из истории

3.2. Альтернативная стоимость. Проблема выбора

Заключение

Тесты

Список использованной литературы

Введение


Каждый день мы слышим слово "экономика". Экономика – это часть жизни общества, которая связана с производством и потреблением (использованием) различных товаров и услуг, а также распределением этих товаров и услуг между отдельными членами общества. Каждый человек не только испытывает на себе влияние экономики, но и сам воздействует на неё.

Экономика - сложная, многоугольная система. Очевидно, все её уровни взаимосвязаны и взаимозависимы. Но тем не менее, принципы функционирования фирмы, отрасли, семейных хозяйств не могут не отличаться от законов развития экономики как целостной системы. Поэтому теоретическая экономика изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на микроуровне и макроуровне. Два больших раздела экономической теории - микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика исследует поведение отдельных элементов и структур, таких, как отрасли производства и предприятия, товарные и финансовые рынки, банки, различные фирмы, домашние хозяйства и др. Она изучает, как устанавливаются объёмы производства отдельных товаров и цены на них, как влияют налоги на сбережения населения и т.п.

Отдельный самостоятельный раздел изучения рыночной экономики, с точки зрения микроэкономики, - вопросы экономики и организации предпринимательской деятельности. Это организационные формы и правовые основы бизнеса, вопросы финансового и хозяйственного планирования фирмы, способы мобилизации капитала для развития бизнеса, методы оценки уровня монополизации рынка, вопросы ценообразования, расчёта издержек производства и реализации продукции, процедуры заключения предпринимательских сделок и др.

1. Предмет, метод и этапы разработки микроэкономики.


1.1. Предмет микроэкономики


Экономическая наука возникла в результате поиска ответов на вопрос, от чего зависит благосостояние наций. Более двух столетий (XV—XVII вв.) в период становления экономической теории прошли в основном в дискуссиях меркантилистов о том, что в большей степени способствует обогащению страны: дешевая национальная валюта и запрет на ввоз иностранной валюты или превышение экспорта над импортом. Наукой в истинном смысле этого слова экономика была признана лишь в конце XVIII в., благодаря исследованиям физиократов и основоположников классической школы, которые считали, что основной источник богатства народов — это общественное разделении труда, координируемое невидимой рукой рынка.

Экономические исследования в рамках основного, неоклассического направления в ХХ в. существенно продвинулись вперед во многом благодаря Дж.М. Кейнсу. Его оригинальный подход к анализу национального хозяйства значительно расширил современные представления о характере функционирования рыночной экономики и привел к возникновению нового раздела экономической теории — макроэкономики, предметом изучения которой стали факторы, определяющие объем и динамику национального дохода, занятость, уровень цен, темпы инфляции, конъюнктурные циклы, темпы экономического роста.

Традиционные проблемы теории ценности: согласование хозяйственных целей множества индивидуальных потребителей и производителей посредством рыночного ценообразования и механизм распределения национального дохода — выделились в другой раздел современной экономической теории — микроэкономику.

Специфика микроэкономического анализа состоит в том, что изучение общественного хозяйства начинается с исследования его первичных звеньев — отдельных производителей и потребителей (фирм и домашних хозяйств). Микроэкономический подход основан на методологии индивидуализма, в соответствии с которой характер функционирования экономической системы выводится из поведения отдельных экономических субъектов.

Микроэкономика исследует цели и средства отдельных экономических субъектов, к ним относятся потребители, рабочие, вкладчики капитала, землевладельцы, фирмы фактически любой индивидуум или хозяйственный субъект, который играет существенную роль в функционировании экономики, а так же она изучает условия совместимости их хозяйственных планов, механизм взаимодействия и координации индивидуальных хозяйств. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Например, она объясняет, как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов, каким образом фирмы планируют численность рабочих и как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

В современной экономике эта координация в значительной степени осуществляется через механизм рыночного ценообразования, который и является основным предметом исследования микроэкономики.

Другим важным аспектом микроэкономики является взаимодействие субъектов экономики в процессе образования более крупных структур рынков в отраслях промышленности. Микроэкономика помогает понять, например, логику исторического развития американской автомобильной промышленности, как взаимодействуют между собой производители и потребители на автомобильном рынке. Она объясняет, как устанавливаются цены на автомобили, какие средства автомобильные компании инвестируют на строительство новых заводов и сколько автомобилей производится ежегодно. Изучая, деятельность отдельных фирм и потребителей, микроэкономика вскрывает, как функционируют и развиваются отрасли промышленности и рынки, каким образом на их деятельность влияют политика правительства и экономические условия других стран.

Микроэкономика изучает:

Теорию рыночной экономики.

Определенную теоретическую систему – неоклассическое направление экономической мысли.

Микроэкономика рассматривает положение продавцов, покупателей, их взаимодействие, механизм формирования цен и т.д., т.е. начинает с анализа рынка вообще. Микроанализ имеет дело с описанием поведения экономических агентов – субъектов рыночной экономики. Микроэкономика изучает, как в условиях рыночной экономики организовано взаимодействие экономических агентов, посредством которых осуществляется распределение ресурсов для производственной деятельности и последующего потребления.

Макроэкономика базируется на принципах:

Ограниченности ресурсов.

Многоцелевого использования ресурсов, т.е. возникает необходимость выбора из альтернативных ресурсов. Эта концепция затрагивает вопросы: «Что производить? Какие технологии использовать? и т.д.»

Оптимизирующего поведения участников экономического процесса. Предполагается, что каждый участник рационален, информирован и решает задачу улучшения своего положения. Например, при существующих ограничениях на ресурсы, фирма стремится выбрать такой план производства, чтобы максимизировать свою прибыль. Если известно количество продуктов, то задача – минимизировать издержки.

Участники рыночной экономики:

Потребители

Фирмы – производственные (одушевленные) единицы.

Государство – арбитр (за рамками модели), организующий денежную систему.


Рыночный механизм дает сбои – это «общественные блага», которые никто не хочет производить. Именно государство, собирая налоги, формирует ресурсы для «общественных благ».
На начальном этапе микроэкономики роли государства не рассматриваются.

Экономические ресурсы в микроэкономике.

Труд.

Капитал.

Земля.

Предпринимательство или управление.


Часто факторы производства рассматриваются обобщенно, в агрегированном виде. Т.е. труд рассматривается как один фактор производства без разделения на виды труда, квалификацию и т.д. – некий универсальный ресурс. То же самое в отношении капитала. Часто рассматриваются двухфакторные модели, т.е. рассматривается два фактора производства: труд и капитал. Для рассмотрения сущности рыночного обмена этого достаточно.

Экономический взгляд на рынок заключается в следующем: рассматривается экономическая система, в которой действуют три вида участников. Потребители стремятся с максимальной выгодой продать все имеющиеся ресурсы, сформировать потребительский бюджет и истратить его таким образом, чтобы с максимальной эффективностью удовлетворить свои потребности. Фирмы располагают технологиями. Они стремятся выбрать род деятельности, который мог бы принести максимальную прибыль. Так как фирмы принадлежат потребителям, то прибыль распределяется между владельцами фирм и также пополняет их бюджет.

Потребители и фирмы «встречаются» на двух типах рынков: рынке факторов производства и рынке готовых продуктов. Экономическая система в целом функционирует тем эффективнее, чем более полно используются ресурсы и чем выше уровень потребления, взятый в целом. И фирмы, и потребители принимают решения о производстве и потреблении абсолютно независимо друг от друга, следуя модели А.Смита. Все они находятся в состоянии свободной конкуренции

Описанная модель экономической системы является базовой микроэкономической моделью, носящая название – «Чистый капитализм».

Предполагается, что она в наибольшей степени описывает самые существенные характеристики рыночной экономики. Таким образом, микроэкономика имеет дело не с реальной действительностью, а с этой моделью. Поэтому степень достоверности полученных выводов зависит от модели.


1.2. Метод микроэкономики


Метод моделирования – основной метод. Цели моделирования: рассмотреть самые важные, сущностные характеристики рыночной экономики, методом последовательного приближения к действительности (метод научной абстракции). Сначала рассматриваем базовую модель.

Модель - это упрощенное представление действительности, которое достигается за счет абстрагирования от несущественных для целей исследования свойств наблюдаемого объекта. Например, вместо реального человека, поведение которого примерно в равной степени определяется и разумом и чувством, в экономической теории рассматривается человек, всегда принимающий решения на основе скрупулезного сопоставления ожидаемых выгод и потерь от совершаемых поступков. Такое упрощение объекта исследования позволяет выявить присущие ему глубинные процессы и устойчивые зависимости, называемые закономерностями. Затем вносим в модель дополнения, которые приближают нас к действительности (например, рассматриваем совершенную конкуренцию, затем вносим в нее «усовершенствования»).


Общественные блага и их рост

Мы не знаем в этой системе количество фирм, потребителей, ресурсов, не знаем цены факторов и продуктов. Если бы мы знали 4 последних составляющих, мы бы смогли узнать M.

Метод микроэкономики заключается во всестороннем изучении данной модели. Данная модель – изучается поэтапно:

Изучаются закономерности поведения потребителей.

Изучается поведение фирмы – теория конкурентной фирмы.

Первый взгляд на теорию в целом – теория конкурентного равновесия.

Теория несовершенной конкуренции.

Рынки факторов производства.

Распространенным методом упрощения при изучении сложных экономических процессов является «частичный анализ». Его суть состоит в том, что многие влияющие на объект исследования факторы принимаются заданными и неизменными; меняются лишь те, воздействие которых на изучаемый объект желательно установить. Так, закон спроса выводится в предположении, что бюджет потребителя и цены всех благ, кроме одного, остаются неизменными.

Методы математического или экономико-математического моделирования. Микроэкономическая теория поддается формализации, т.е. основные переменные и взаимосвязи можно изобразить в функциональном виде и, следовательно, применить математический аппарат. Применяются следующие разделы математики: дифференциальное и интегральное исчисление, линейное и нелинейное программирование. Некоторые разделы математики были специально разработаны для микроэкономики, так в математике выделяют – математическую экономику.

К настоящему времени экономические методы анализа достигли такого уровня совершенства, что их применение признается плодотворным не только в теоретических и прикладных экономических дисциплинах, но и в других социальных науках.

Современное преподавание экономики, как и большинства других научных дисциплин, основано на применении одновременно трех взаимодополняемых способов изложения изучаемого материала: вербального, алгебраического и графического. Словесное описание сути проблемы и умозаключение относительно ее решения - исходный пункт научного познания. Однако, как правило, широта и сложность системы взаимосвязей изучаемых явлений таковы, что люди не могут мысленно охватить их полностью. И здесь на помощь приходит математика как мощное средство «экономии мышления». Графические методы анализа изучаемых феноменов позволяют наглядно представить, что происходит в «черном ящике» математических моделей.

Статистические методы. Результаты взаимодействия экономических субъектов зависят от промежутка времени, в котором они рассматриваются. Экономическая статистика постоянно ведет наблюдение за экономическими переменными. И это создает возможности для количественных методов и для проверки теоретических положений статистическими данными. В связи с этим различают методы статического анализа, сравнительной статики и динамического анализа.

При статическом анализе рассматривают ситуацию на определенный момент времени, например, как при существующих спросе и предложении формируется цена.

Метод сравнительной статики сводится к сопоставлению результатов статического анализа в различные моменты времени, например, на сколько и почему цена данного блага различается в периоды t и (t - 1). Для выявления характера динамики экономического показателя между двумя моментами времени и обнаружения факторов, ее определяющих, служит динамический анализ. Если посредством метода сравнительной статики можно установить, что цена зерна через месяц будет в 1,5 раза больше нынешней, то выяснить, как она будет повышаться - монотонно или колебательно, позволяет лишь динамический анализ, при котором все факторы, формирующие цену зерна, представляются функциями времени.

В динамических моделях иной смысл приобретает понятие экономического равновесия. Вместо статического равновесия, выражающего совпадение планов экономических субъектов на определенный момент, используется понятие стационарное состояние (steady state), представляющее сохраняющееся во времени равновесие при неизменных факторах формирования спроса и предложения.


Однако при этом существуют следующие трудности: сплошная перепись – явление редкое, основной метод – выборочный (берут выборку, изучают и распространяют ее результаты на всю совокупность с неизбежными ошибками), теоретические построения очень часто используют переменные, которые нельзя практически подсчитать. Кроме того, теория, изучающая экономическое поведение, имеет дело с альтернативами поведения. В действительности же существует всего один вариант, который фиксирует статистика.

Эмпирические методы. Кроме изучения абстрактных моделей, экономическая теория имеет дело с наблюдаемыми фактами.

Соображения следующие: для проверки действенности теории необходимо, чтобы она помогала описывать и предсказывать экономические процессы. Для версификации (проверки) теории очень важно использование практических приемов. И здесь чрезвычайно важно знание классических примеров (например, автомобильный рынок США). Классический пример становится частью теории.

Методология. Обычно в микроэкономике используется такой метод: описывается некоторая ситуация; ищется модель, которая эту ситуацию может описать; данная модель изучается; производится поиск статистического материала, который может подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Если гипотеза подтверждается, то происходит обобщение, т.е. какой круг явлений эта гипотеза охватывает.

2.Экономические блага


2.1. Экономические блага и их классификация


Благо – это средство для удовлетворения потребностей. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг. А. Маршалл определяет благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б. Сэй определяет блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А. Шторх подчеркивает что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов, делает их благами».

Свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека, еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Менгер. Так, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека, но пока людьми не была поставлена в причинно-следственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Согласно теории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно-необходимого труда, т.е. труда, совершаемого при средних общественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности труда. Согласно неоклассическим воззрениям, ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. При этом предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.

Если q1,q2...,qn - совокупность определенных количеств каждого из n благ, а p1,p2...,pn - их цены, то стоимость совокупного набора благ может быть записана, как S piqi , где i = 1,...n.

Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием. Блага можно подразделить на следующие разделы:


Общественные блага и их ростОбщественные блага и их ростОбщественные блага и их рост


Общественные блага и их ростОбщественные блага и их рост

Общественные блага и их ростОбщественные блага и их рост


Общественные блага и их ростОбщественные блага и их ростОбщественные блага и их ростОбщественные блага и их рост


Общественные блага и их ростОбщественные блага и их рост


Общественные блага и их ростОбщественные блага и их рост


Общественные блага и их ростОбщественные блага и их рост

Общественные блага и их ростОбщественные блага и их рост

Общественные блага и их ростОбщественные блага и их рост

Общественные блага и их ростОбщественные блага и их ростОбщественные блага и их рост

Общественные блага и их ростОбщественные блага и их ростОбщественные блага и их рост


Общественные блага и их ростОбщественные блага и их рост

Общественные блага и их ростОбщественные блага и их рост


Также потребляемые товары и услуги можно разделить на две большие группы: частные блага, и общественные блага.

Чистое частное благо – это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё. Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет воспользоваться данной банкой пепси-колы, чтобы получить от неё удовольствие. Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не приводит к возникновению положительного внешнего эффекта. Сразу же отметим, что система рынков и цен прекрасно обслуживает производство, обращение и потребление частных благ. Однако эта система совершенно непригодна для производства чистых общественных благ.

Чистое общественное благо – это такое благо, которое неделимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его потребление или нет.


2.2. Сущность общественных благ


В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом.

Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

Вся историческая практика развития рыночной экономики доказала факт перманентности существования некоторых воспроизводимых материальных и нематериальных благ, которые либо не поставляются рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Основная причина – рыночная неэффективность (органические «изъяны», дефекты рынка). В то же время эти блага (товары) являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляются посредством особых случаев.

Крупномасштабным их примером могут служить товары, предназначенные для удовлетворения потребностей национальной обороны, а примером «локальным» – навигационные знаки (например, маяки).

Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и потребляемое сообща, являются чистым общественным благом. Они обладают двумя важными свойствами – несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.

Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку «кока-колы», то прибавление в компанию третьего снизит их полезность.

Формально условие несоперничества в потреблении можно представить в следующем виде: если чистое частное благо в количестве Х может быть распределено среди различных индивидов (1,2,…s) следующим образом:

s

Х = ∑ Хi ,

i = 1

то для общественного блага в количестве у одновременно для каждого i-того индивида выполняется условие:

у = уi, i = 1, ….., s.

Условие равного потребления общественного блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних эффектов.

Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага. Мы неизбежно пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Ни один человек не имеет возможности выбрать, какие именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие – соседа, какие самолеты поднимутся в воздух на его защиту, а какие должны обеспечить прикрытие супруге. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество безусловно может выбрать необходимый уровень национальной обороны (численность войск, их материальное обеспечение, объем финансирования), что приводит к разному объему предоставления блага.

Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного блага (joint supply) – весь объем услуг по национальной обороне представляет государство; все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника – конкуренция между частными владельцами отдельных фонарей на одной и той же улице попросту невозможна.

Наличие положительных или отрицательных внешних эффектов – невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением товара, - одна из основных причин государственного вмешательства в экономику. Именно внешние эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ.

Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи.

Неисключаемость может возникнуть как в результате невозможности физически исключить кого-либо из пользования данным благом (как в случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице), так и вследствие чрезвычайно высоких затрат на исключение в сравнении с возможными выгодами продавца. В принципе можно снабжать радиоприемники специальными декодерами для приема отдельных программ, но потенциальные выгоды будут крайне невелики в сопоставлении со стоимостью этого проекта. Поскольку рынок радиопрограмм высококонкурентен (одновременно предлагается множество взаимозаменяемых программ), потребители просто настроят свои приемники на другие радиостанции. Отметим, что на рынке телепрограмм потенциальные выгоды, напротив, вполне сопоставимы с затратами на исключение и это стимулирует развитие коммерческих каналов телевидения (вспомним сеть «НТВ плюс» в России). После того, как потребители преодолели порог исключения, благо становится для них неисключаемым (можно смотреть коммерческий канал круглые сутки без какой-либо дополнительной оплаты).

Эту же ситуацию можно интерпретировать и иначе, как одновременную покупку двух разных благ: права приема телепрограмм (эта услуга является исключаемой, нужно заплатить за декодер на определенный срок) и собственно времени просмотра (в рамках данного срока время просмотра неограниченно). Время просмотра выступает в роли неисключаемого блага, если только не вводится повременная оплата просмотра, что вполне возможно в случае кабельного телевидения.

Общественные блага, как и большинство других общественных товаров, требуют весьма значительных затрат на производство и распределение, которые поэтому обычно не вписываются в критерии рыночной эффективности. Тот факт, что частные рынки не поставляют (или поставляют слишком мало) общественных товаров, служит основным мотивом для многих действий государства. Сколько должно тратить государство на производство и распределение общественных благ предмет жарких бюджетных баталий парламентариев. Так, расходы на оборону составляют, не секрет, существенную часть бюджетных расходов, формируемых главным образом за счет налоговых поступлений от предприятий и населения (прямых и косвенных).

Общественное благо – один из случаев несовершенства рынка, когда необходимо вмешательство государства. Многие экономисты не соглашались с тем, что государственное вмешательство требуется только в ситуации с чистыми (или близкими к чистым) общественными благами. Одной из таких попыток стала теория достойных благ, выдвинутая Р. Масгрейвом в конце 1950-х гг.

В случае общественных благ вмешательство государства необходимо из-за неспособности рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными предпочтениями, что предполагает соблюдение суверенитета потребителя. В противоположность этому достойные блага представляют собой случай, когда индивидуальные предпочтения не считаются более заданными, а сами являются объектом корректировки. Достойные блага удовлетворяют потребности, которые общество считает нужным поддерживать и которые у индивидов не сформированы должным образом, в основном из-за неполной информированности, а также из-за того, что «мы ленивы и не любопытны». Как следствие, индивиды выбирают меньший объем потребления этих благ, чем следовало бы. В качестве примеров можно привести бесплатное образование, школьные обеды и завтраки, театры и концертные залы, субсидируемое жилье для малообеспеченных семей. Противоположный случай – недостойные блага (merit bools), потребление которых общество считает нужным ограничивать. К ним относятся алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики и т.п.

Обоснование нарушения суверенитета потребителя в указанных случаях требует поиска места для концепции достойных и недостойных благ в теории благосостояния. Существует три ключевых аргумента в пользу полного или частичного отказа от нормативного идеала следования индивидуальным предпочтениям.

Достойные блага могут обладать некоторыми свойствами общественных благ (примеры – образование и здравоохранение).

Считается, что при определенных условиях информированная часть населения должна влиять на решения остальных индивидов (образование, здравоохранение, защита интересов меньшинств, контроль за продажей наркотиков и т.п.). В случае образовательных программ, например, качество выбора может быть улучшено за счет делегирования права выбора более информированному специалисту в этой области (на самом деле множеству специалистов). Индивидуальные предпочтения, здесь принимаются во внимание (при выборе учебного заведения, специальности), но полное соответствие им (или их доминирование) не является нормативной целью.

Идеал суверенитета потребителя также может нарушаться из-за агрессивной рекламы и других способов воздействия на покупателя. Рациональный выбор может быть нарушен в ситуации риска и неопределенности или в результате недооценки потребителем отдельных факторов. В частности, будущее потребление люди склонны недооценивать по сравнению с сегодняшним, а ценность общественных товаров и услуг может быть завышена или, например, занижена, как следствие крайне негативного отношения к уплате налогов.

Одна из интерпретаций теории достойных теории достойных благ заключается в принятии индивидами, как членами какого-либо сообщества, определенных ценностей этого сообщества, даже если эти ценности противоречат предпочтениям индивида. Эта ситуация отличается от схожего случая следования моде, когда индивид воспринимает общественные предпочтения как свои собственные. Сознательное принятие ценностей сообщества может выразиться в изменении потребления частных благ (например, алкоголь) или отношения к финансированию общественных благ. Частные и общественные блага, потребление и предоставление которых изменилось в соответствии с ценностями сообщества, можно считать благами, имеющими особые достоинства, или их противоположностями, если речь идет о сокращении потребления.

3. Альтернативная стоимость


3.1. Альтернативная стоимость. Из истории


Альтернативная стоимость - в экономике - наилучшая из упущенных в результате выбора конкретного варианта альтернатива. Иногда альтернативную стоимость называют экономической стоимостью.

Концепция альтернативных затрат, или, точнее, альтернативной стоимости (англ. opportunity cost), пришла на смену концепции реальных затрат в конце прошлого века. Интересно, что впервые эта концепция была применена к так называемой трудовой стоимости. Сошлемся на К. Родбертуса, которого считают одним из основателей "научного социализма" и теоретиком трудовой ценности (стоимости).

"Но блага, - писал К. Родбертус, - не стоят ничего другого, кроме труда, или - труд является единственным элементом в процессе возникновения благ, который может быть указан с точки зрения их стоимости. Нужно лишь уяснить себе понятие "стоить" (kosten). В нем заключено больше, чем простое утверждение, что для получения одного необходимо другое. Существенно здесь как то, что сделана затрата, которая поэтому уже не может быть обращена на другое (, так и то, что она исходит от субъекта, задеваемого невозвратимостыо затраты" (Родбертус К. К познанию нашего государственно-хозяйственного строя. Л., 1935. С. 63-64).

Концепция альтернативных затрат была разработана одним из главных представителей австрийской школы Ф. Визером. Впервые она была выдвинута им в докладе "О затратах и ценности", в котором Ф. Визер интерпретировал затраты "как приносимую в жертву полезность". Более полно она представлена в его книге "О происхождении и основных законах хозяйственной деятельности" (Wieser F. Uber den Ursprung und die Hauptgesetze des Wirtschaftlichen Wertes. Wien, 1884. См. также: Визер Ф. Теория общественного хозяйства // Австрийская школа в политической экономии. М., 1992. С. 442-450).

В англо-американской литературе термин opportunity cost был введен американским экономистом Д. Грином в статье "Pain Cost and Opportunity Cost" (Green D. Pain Cost and Opportunity Coat // Quart. Journ. Econ. 1894. N 1). Сегодня этот термин стал практически интернациональным, он используется и в немецкой экономической литературе.

Термину opportunity cost "сильно не повезло" при переводе его на русский язык. В некоторых переводных учебниках (Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992; Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1992) он передается как вмененные издержки. Однако вмененные по-английски imputed, а концепция вменения (нем. Zurechnung), хотя и была также предложена Ф. Визером, относится к совершенно иному разделу экономической теорий - теории распределения дохода (вменения его) факторам производства. По-видимому, такой перевод связан с досадной ошибкой, допущенной в одном из наиболее известных англо-русских экономических словарей (Англо-русский экономический словарь / Под ред. А. В. Аникина. М., 1977. С. 167).

В других этот термин переводился как затраты упущенных возможностей, хотя упускать по-английски miss, lose. Например: miss the opportunity - потерять, прозевать возможность, loses opportunity - потери вследствие неиспользования благоприятной возможности.

Однако хозяйствующий субъект осуществляет свой выбор сознательно. При этом, как предполагает теория, он руководствуется принципом максимизации своей целевой функции (полезности, прибыли). Он ничего не "упускает", он сознательно отклоняет или отвергает менее ценные для себя альтернативы для достижения более ценных.

Поэтому современное определение opportunity cost звучит так:

"Opportunity cost is the evaluation placed on the most highly valued of the rejected alternatives or opportunity" (The New Palgrave Dictionary of Economics. London, 1987. Vol. 3. P. 719). (Напомним, что rejected означает отвергнутые, отклоненные).

На русском языке термин opportunity cost лучше всего передавать как затраты (стоимость) отвергнутых возможностей, но удобнее как альтернативная затраты (стоимость).

В фокусе экономической мысли существуют много определений альтернативной стоимости, которые несут в себе пересечения и параллели. Некоторые из них приведены ниже:

Альтернативная стоимость – это стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим. Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель (покупатель) отдает предпочтение одному, жертвуя другим, то второе благо есть альтернативная цена первого. Таким образом, альтернативные блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.

Альтернативная стоимость

1) количество других товаров и услуг, от покупки которых следует отказаться при приобретении данной ценности;

2) рабочее время, необходимое для производства данной единицы товара при его сопоставлении с рабочим временем, затрачиваемым на производство единицы другого товара;

Альтернативная стоимость (вмененные издержки) - альтернативные затраты, издержки отказа, издержки утраченных возможностей, характеризуют упущенную выгоду, когда выбор одного из альтернативных вариантов требует отказа от другого в силу ограниченности ресурсов.

3.2. Альтернативная стоимость. Проблема Выбора.


Альтернатива (от лат. alter - один из двух), ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей.

В фокусе экономических исследований находится процесс выбора между альтернативными вариантами использования редких ресурсов. Так считалось не всегда, однако сегодня это определение предмета экономической науки стало традиционным – оно признается ведущими учеными-экономистами.

Выбор всегда персонален, это определено биологически. Люди не могут «сливаться» в процессе выбора в некое единое существо. Никакой социальный организм не имеет центра принятия решений, находящегося «вне» индивидов. Логика коллективной организации может быть сведена к логике индивидуального расчета. Однако различают три типа выбора: индивидуальный, двухсторонний и коллективный.

Индивидуальный выбор имеет место, когда человек сам принимает решения и сам их реализует, не взаимодействуя при этом с другими людьми.

Наиболее распространен второй тип выбора – двухсторонний, - когда требуется согласование предпочтений двух индивидов. Воспользуемся примером Джеймса Бьюкенена – покупка арбуза у придорожного лотка. Прохожему нравится арбуз, добровольно предлагаемый ему продавцом, и он покупает его. Выбор сделан и тем и другим. Они вступили в сделку и осуществили её «без детального знания политических убеждений, сексуальных предпочтений или экономического положения своих реальных партнеров по обмену.… В этом классическом смысле рыночный обмен полностью обезличен и кажется совершенно идеальным типом взаимодействия, воплощенным в упорядоченной анархии. В таких отношениях каждый человек принимается именно таким, какой он есть, и очень часто таким, каким он хочет выглядеть. Торговец фруктами с лотка может бить свою лошадь, отстреливать собак и есть крыс. Но ни одна из черт его характера не должна влиять на мой чисто экономический обмен с ним».


Рис.2.1. Классификация видов выбора.


Двухсторонний выбор имеет место, Когда для принятия решения и его реализации требуется согласование предпочтений двух индивидов.

Коллективный выбор имеет место, когда решения принимаются и реализуются индивидами в составе группы. Индивид всегда преследует свой «интерес», хотя, конечно, каждый понимает его по-разному. Но нет никаких оснований полагать, что индивид, действуя в составе коллектива, руководствуется исключительно общественным долгом, ставя перед собой вневременные, внеситуационные нравственные задачи, которые становятся для него внутренним обязательством. В свою очередь, коллективный выбор делится на: «олигополистический» (в которой участники взаимозависимы, т.е. поведение одного оказывает значительное влияние на поведение остальных) и «латентный» (в которой действие одного участника не отражается на других в такой степени, чтобы у них появились какие-либо причины реагировать на это действие).

Общественный выбор имеет место, когда решения принимаются и реализуются индивидами в составе латентной группы.

Но чтобы принимать решения, группа должна договорится, как делать выбор и как обеспечивать его реализацию. Общественный выбор правил выбора, правил «игры» был назван конституционным, общественный выбор в процессе «игры» - постконституционным.

Конституционный выбор – общественный выбор правил выбора.

Альтернативную стоимость можно определить как ценность наилучшей из истраченных возможностей в использовании данных ресурсов.


Заключение


В ходе написания данной работы были рассмотрены такие основные понятия микроэкономики, как экономические, а также общественные блага и альтернативная стоимость, на основе изложенного материала сделаны следующие выводы.

Экономические явления складываются в результате решений отдельных субъектов экономики. Поскольку мотивы этих решений, как правило, скрыты от постороннего аблюдателя, можно формулировать различные предположения относительно этих мотивов.

Очевидно, что микроэкономическая теория, которая рассматривает экономические явления не агрегированно, а на уровне отдельных экономических субъектов, тесно связана с понятием выбора (или, как еще говорят, принятия решений), его структурой и последствиями. Так, в микроэкономических моделях потребители рассматриваются как субъекты, выбирающие, что и в каких количествах потреблять и как распределять свое время и другие принадлежащие им ресурсы. Производители выбирают, какие технологии использовать, что и в каких количествах производить. Наемные работники в моделях найма выбирают, какие усилия им делать, а наниматели — как стимулировать нужные усилия с помощью контракта.

Одним из базовых понятий экономической теории является понятие блага. Для получения недостающих потребительских благ, как правило, нужны косвенные экономические блага – ресурсы. А альтернативную стоимость можно определить как ценность наилучшей из истраченных возможностей в использовании данных ресурсов.

- Альтернативная стоимость – это стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим.

Список использованной литературы:


Бусыгин В.П., Желободько Е.В., Циплаков А.А. «Микроэкономика – 3-й уровень», Новосибарск:2003;

Корнейчук Б., Симкина Л. «Микроэкономика», учебное пособие, М.:2005;

Под. Ред. Камаева М. «Учебник по основам экономической теории», М.: Владос, 2004;

Тарасевич Л., Гребенников П., Леусский А. «Микроэкономика», М.: Юрайт, 2003;

Тигова Т.Н. «Микроэкономика», К.: МАУП, 2003

http://www.finec.ru/rus/parts/microeconomics/titul.html

Похожие работы:

  1. • Проблемы гражданской компетентности
  2. • Национальная экономика - цели и результаты
  3. • Рыночное хозяйство и его основные субъекты
  4. • Промышленная политика Украины: концептуальные ...
  5. • Законный интерес как форма выражения правовых возможностей ...
  6. • Влияние внешнеэкономических факторов на трансформационный ...
  7. • Доходы бюджета РФ
  8. • Будет ли Россия полюсом в многополярном мире?
  9. • Социологические взгляды К.Сен-Симона
  10. • Теоретико-методологические аспекты инновационной деятельности ...
  11. • Роль финансов в социально-экономическом развитии общества
  12. • Актуальные проблемы социального проектирования в России
  13. • Правовое регулирование кадрового обеспечения ...
  14. • Общественные блага
  15. • Исследование проблемы фрирайдерства
  16. • Общественные блага как экономическая категория
  17. • Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное ...
  18. • Экономические блага и их классификация
  19. • Экономические блага и их классификация, круговорот ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com