Министерство образования РФ
Электромеханический техникум
Дисциплина:
«Финансирование и кредитование»
На тему:
«Роль финансов в социально-экономическом развитии общества.
Влияние финансов на общественный прогресс»
г. Н-Ломов 2000 г
содержание:
Роль финансов в революционных преобразованиях………………………………….3
Основные закономерности развития финансов в переходных
условиях…………………………………………….7
Социальные реформы и финансы……………………………………………12
Заключение………………………………………..15
Роль финансов в революционных преобразованиях
Общественный прогресс предполагает две формы развития –революционную и эволюционную. Можно привести много примеров революционного перехода от низших социально-экономических формаций к высшим.
Определённую роль в формировании революционной ситуации и проведении
революционных преобразований играют финансы.
Финансы способствуют развитию объективных и субъективных предпосылок
революции. Их воздействие достигается стимулированием ускорения темпов
роста и совершенствования технологии в промышленности, сельском хозяйстве,
строительстве и других отраслях народного хозяйства, прямым участием в
финансировании строительства предприятий, новых отраслей. Финансы
обеспечивают проведение научных исследований и внедрение их результатов в
производство. Они участвуют в формировании и качественном изменении главной
производительной силы общества –его работников.
Финансы воздействуют на ускоренное развитие производительных сил,
изменение структуры общественного производства, усиление его концентрации и
централизации капитала. Новое состояние получает рабочая сила: меняется его
квалификация, структура, потребности. Эти изменения в сфере производства и
его кадровом обеспечении означают, что финансы способствуют достижению
производительными силами такого уровня, когда неизбежен переход к иным
общественным формам организации экономической и социальной жизни человека.
Финансы создают материальные предпосылки для такого перехода.
Финансы способствуют появлению новых политических движений и партий,
обеспечивают эффективное их участие в общественной жизни, революционном
преобразовании страны. Любой партии необходимо финансовая база, так как
партия использует систему доходов и расходов для укрепления своего
организационного единства, широкого распространения своих программных
взглядов среди различных социальных групп и общественных движений.
Кроме подготовки объективных и субъективных факторов революции финансы
играют важную роль в обострении противоречий (экономических, социальных и
политических), ускоряющих революционные процессы. Объективно способствуя
зарождению и развитию прогрессивных явлений во всех сферах общественной
жизни, финансы не обеспечивают полной автоматической реформации или
отмирания устаревших экономических и государственных структур, передачи
власти другим общественным силам и политическим партиям. На этой основе
обостряются старые и появляются новые противоречия. Способом их разрешения
при непримиримо враждебных обстоятельствах является социальная революция.
Революция –это определённая совокупность политических, экономических и
социальных мероприятий, направленных на радикальное переустройство
общественной жизни и закрепление победы более совершенной общественно-
экономической системы. Важным элементом экономических преобразований в ходе
революции является финансовая программа действий политических сил,
пришедших к власти. Эта финансовая программа направлена на создание прочной
финансовой базы новой политической надстройки, обеспечивающей не просто
функционирование создающихся государственных структур, но и финансирование
революционных мероприятий пришедших к власти политических сил во всех
сферах общественной жизни.
Финансовая программа революции должна обеспечить радикальные преобразования экономической основы жизни страны. Для этого в ней необходимо предусмотреть такие изменения в области финансов, которые создавали бы возможность формирования финансового капитала, стимулирующего ускоренное развитие прогрессивных экономических форм. Данная программа нацелена на переустройство социальной структуры общества.
Финансовая сторона жизни общества является в руках победивших революционных сил мощным рычагом коренных преобразований во всех сферах общественной жизни. При этом часть положений программы меняется в зависимости от исходных финансово-экономических условий, конкретной финансовой ситуации, в которой завершается революция (финансовый кризис, относительно благополучное финансовое положение старого политического режима и т.п.).
Финансовая программа социальной революции направлена на решительную
демократизацию финансовой системы. В ходе революции предусматриваются
глобальные изменения в налоговой политике и расходах государственного
бюджета; происходит укрепление и развитие местных бюджетов, упорядочение
отношений в области государственного кредита, демократизация финансов
государственных предприятий; система имущественного страхования
ориентируется на обслуживание потребностей хозяйственных организаций всех
отраслей народного хозяйства и форм собственности, развивается система
социального и пенсионного страхования в интересах трудящихся.
Налоговая политика пересматривается в направлении обеспечения большого
участия в формирования доходов бюджета состоятельных слоёв общества и
предоставлении определённых льгот малоимущим группам населения. При
недостаточности регулярных налоговых поступлений возможно использование
чрезвычайных налогов. В области расходов государственного бюджета
упраздняются статьи затрат, происходит переориентация расходов на
хозяйственные и социальные потребности за счёт сокращения инвестиций на
непроизводительные цели. На основе роста поступления доходов и строгого
соблюдения режима экономии в расходах достигается бюджетное равновесие.
Принимаются меры к развитию местных бюджетов, чётко определяются источники
их доходов и бюджетные права местных органов власти.
Пересматривается кредитная политика государства в направлении ограничения
операций, служивших обогащению отдельных классов. Принимаются меры к
вовлечению свободных денежных средств населения и предприятий систему
государственного кредита для финансирования преобразований экономической и
социальной структуры общества.
В области страхования принимаются меры по страховой защите новых,
«малодоходных» сфер и отраслей деятельности, повышению уровня страхового
возмещения и введению новых отраслей социального страхования и его
распространению на все категории трудящихся.
Реализация финансовой программы революции способствует развитию финансовой системы на новых началах и позволяет использовать финансы в качестве активного рычага преобразований. Важнейшими инструментами использования финансов с целью регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов являются налоги, государственные расходы, местные бюджеты, государственные займы, страховые тарифы.
Финансовая политика государства в революционный период постоянно корректируется, так как революционные преобразования ведут к быстрым переменам в экономической, политической и социальной сферах общества. Для того, чтобы финансы не стали тормозом общественного развития, государственные структуры должны проводить анализ направления и степени их воздействия на все стадии воспроизводства и вносить поправки в организацию финансовых отношений в целях предотвращения неблагоприятных последствий их функционирования.
Основные закономерности развития финансов в переходных условиях.
Реальный опыт нашей страны и стран Восточной Европы в переходных условиях позволяет выделить основные тенденции становления и развития финансов. Некоторые из этих тенденций не получили должного воплощения в практике финансового строительства, значение других необоснованно преувеличивалось, третьи вообще не имели права на существование.
К числу общих направлений развития финансовых отношений в переходных
условиях относились в первую очередь формирование классового подхода в
использовании финансов, превращение их в орудие захвата частной
собственности, соблюдение интересов тех классов, которые поддерживали
революционные преобразования.
Новое классовое содержание финансов появилось сразу после свершения
Октябрьской революции в России. Сначала это реализовалось в отдельных
чрезвычайных мерах новой власти по отношению к имущим классам. Затем
классовый переход в использовании финансов углублялся и расширялся,
пронизывая всю финансовую деятельность государства.
Финансовыми средствами изъятия капитала являлись чрезвычайные налоги,
специальные налоги на прирост стоимости имущества за военные годы, изъятие
военных прибылей и т.п. Аннулировались дореволюционные долги, проводились
денежные реформы с ограничением обмена старых денег на новые.
Государство использовало финансы для поддержки общественных форм хозяйствования: финансировалось развитие государственного сектора экономики, развивалось народное образование, здравоохранение и другие виды социальной инфраструктуры.
Важная закономерность финансового строительства состояла в том, чтобы
сначала использовать старые финансовые инструменты, а затем заменить их
новыми формами финансовых отношений.
Не имея возможности сразу создать финансовую систему, принципиально
отличающуюся от прежней (для этого необходимы время, экономические и
организационные предпосылки), революционное правительство использовало
старые финансовые инструменты. Так происходит с государственным бюджетом и
всеми его атрибутами, социальным и имущественным страхованием.
Однако прежние формы быстро наполнились новым содержанием. Так, путём
повышения акцизов на товары не первой необходимости перестройке подверглась
система косвенного обложения. Некоторые налоги отменялись в связи с утратой
объектов обложения (например, земельный налог, налог на денежные капиталы).
Одновременно появлялись новые формы обложения.
Анализ опыта революционных преобразований в нашей стране показывает, что
новые формы финансовых отношений подчас необоснованно развивались,
неоправданно быстро были забыты.
Общей тенденцией развития финансов явилось проведение финансовой централизации, которая выразилась в создании новой бюджетной системы, введении государственной монополии на страхование, слиянии бюджета социального страхования с государственным бюджетом.
Финансовая централизация сыграла положительную роль в решении
экономических, социальных, военно-политических задач начального этапа
переходного периода. Однако постепенно усиливалась тенденция к
демократизации финансовой системы. Но из-за бюрократической централизации
принимаемых решений в области финансов местные органы власти и трудовые
коллективы так и не получили возможности раскрыть свой потенциал.
Государственное страхование на долгие годы задержалось в развитии,
ограничив сферу своей деятельности в основном имущества хозяйственных
кооперативов, населения и личным страхованием. Серьёзно отставало от
потребностей жизни социальное страхование.
Ещё одна тенденция это формирование финансов предприятий как основы,
исходного звена всей финансовой системы. Путь к этому был открыт
национализацией основной массы средств производства, в большинстве случаев
насильственным объединением крестьянства в сельскохозяйственные
кооперативы. Постепенно государственные и кооперативные предприятия стали
занимать доминирующие положения в экономике. Финансы хозяйственных единиц
стали основой всей финансовой системы, а отчисления от их прибылей начали
играть ведущую роль в доходах государственного бюджета страны. Однако
преждевременный отказ от многоукладности экономики переходного периода
устранил здоровую конкуренцию между предприятиями, обрёк государственные и
кооперативные предприятия на многолетний застой.
По мере укрепления государственного бюджета за бюджетом закреплялась роль
основного финансового плана страны, пронизывающего своим влиянием всю
экономику. В этом состояла ещё одна существенная особенность развития
финансов в переходный период. Однако с утверждением планирования бюджетно-
налоговые, финансовые методы регулирования хозяйственной жизни всё больше
стали согласовываться и увязываться с планами экономического и социального
развития. Планирование всё глубже проникало в сферу социального, личного и
имущественного страхования, государственного кредита, финансовой
деятельности предприятий.
В результате финансовые методы стимулирования экономики были почти полностью заменены плановыми, централизованными установками. Была подорвана хозяйственная инициатива трудовых коллективов, появились иждивенство и безразличие к конечным результатам их деятельности. Постепенно утрачивался опыт использования финансовых методов воздействия на интересы производителей.
Октябрьская революция проходила в условиях финансового банкротства
прежних режимов. Чрезвычайная финансовая ситуация обусловливала
необходимость принятия чрезвычайных мер по выходу из кризиса. Важное место
среди них занимала политика всемерного сокращения расходов на управление,
военных и других непроизводительных затрат. В условиях ограниченности
финансовых ресурсов государство вынуждено было выбирать приоритетные
направления использование средств, подлежавшие полному финансированию.
Следовательно, развитие в условиях переходного периода выявило ещё одну
характерную черту этой эпохи –проведение жёсткого режима экономии
финансовых средств. Так, при оздоровлении советского бюджета и
осуществлении денежной реформы 1922-1924 годов было проведено десятикратное
сокращение армии, резкое уменьшение государственного аппарата, снятие с
государственного обеспечения мелких и средних предприятий. Такие меры не
только обеспечили решение финансовых проблем, но и способствовали экономии
средств для развития машинной индустрии.
Однако в течении непродолжительного времени лозунг всемерной экономии
финансовых средств превратился в реальную политику экономии в расходах на
жизненно важные потребности трудящихся (здравоохранение, просвещение,
жилищное строительство, пенсионное обеспечение и т.п.). В тоже время
партийно-государственный аппарат не ограничивал себя в средствах с целью
создания для своих нужд материальных благ и привилегий. В результате
экономика и финансы страны постепенно истощались, кризис становился
неизбежным.
В связи со сложившийся обстановкой появилась потребность в создании
специального органа, способного проводить волю нового режима в области
финансов. Поэтому старая система финансовых учреждений заменяется
Министерством финансов, которому подчинялась система местных органов. Во
избежание чрезмерного влияния старых идей ограничивается доступ в
финорганы «буржуазных» профессионалов, их место занимают новые, не всегда
профессионально подготовленные, но преданные революции кадры. Эта тенденция
была определяющей в кадровой политике, что нанесло значительный ущерб
финансовой системе.
На основе реального опыта строительства общественной жизни на новых
экономических и политических принципах можно сделать вывод о желательных
направлениях и тенденциях развития финансов в переходный период. К их числу
относятся следующие: проведение в области финансов политики установления классового мира,
стимулирование инициативы, опыта общества с целью достижения экономического
и социального прогресса; всемерное использование проведённых мировой практикой эффективных
рычагов, в числе которых можно назвать полноценный финансовый рынок,
налоги, самостоятельные местные бюджеты; стремление к установлению такого финансового режима, который бы создавал
простор для инициативы любых хозяйственных форм, добросовестную конкуренцию
и позволял бы добиваться роста экономической и социальной эффективности
общественного производства; стремление к достижению такого состояния общества, когда бы материальное
благополучие каждого человека определялось его вкладом в общественный
прогресс, а не занимаемой должностью или партийной принадлежностью, когда
бы важнейшим требованием к работникам стала их профессиональная подготовка
и умение применять их опыт во благо общества.
Социальные реформы и финансы
Попытки революционного преобразования общества в нашей стране и странах
Восточной Европы не дали обнадёживающих результатов. В тоже время движение
по пути социальных реформ ряда стран, представило убедительные
доказательства эффективности избранного ими пути. Преимуществами
эволюционного развития общественного прогресса являются: замена старых
общественных форм новыми; отсутствие вооружённой классовой борьбы;
возможность избежать бессмысленных разрушений в период революции;
возможность проведения реформ в условиях благоприятной идеологической
обстановки.
Преемственность финансовых отношений обеспечивает плавный переход от
отживающих форм финансовых отношений к прогрессивным способам организации
финансов. При этом можно постепенно осуществлять переподготовку финансовых
кадров, изменять методы работы.
Парламентские, мирные формы борьбы политических сил и идей требуют
значительных финансовых затрат, отвлекают людей от созидательной
деятельности, затягивают процесс реформирования общества. В результате
страна несёт определённые потери. Однако они бесконечно малы по сравнению с
материальными и финансовыми издержками, сопутствующими ведению классовой
вооружённой борьбы. Гражданская война требует огромных военных расходов и
подрывает нормальные источники доходов, что приводит к чрезвычайному
расстройству государственного бюджета; она истощает финансы предприятий.
Расстройство финансов приводит к разрушению денежного обращения,
инфляции, натурализации хозяйственных связей и в конечном счёте к резкому
падению уровня жизни населения. Последствия финансового кризиса в годы
войны ещё долго отрицательно сказываются на развитии народного хозяйства.
Вооружённая борьба обременяет общество не только затратами на содержание
и вооружение армии, ведение боевых действий, но и связана со значительными
разрушениями производственных, социально-культурных объектов и других
элементов созданного национального богатства. Естественно, что по окончании
гражданской войны восстановление этих объектов требует огромных
материальных, трудовых и финансовых ресурсов на протяжении нескольких лет.
Общество, осуществляющее реформы, как правило, не проводит массовых
компаний по разрушению до основания старых структур, чтобы на их месте
построить новые. Финансовые потери в обществе, которое осуществляет
реформы, неизбежны, но они минимальны и не влекут катастрофических
последствий. Чрезмерная идеологизация общественных отношений в
революционном обществе, игнорирование мнения оппозиционных сил заводят
страну в тупиковую ситуацию. Так произошло, например, в нашей стране в
конце двадцатых и тридцатые годы, когда проводились «реформы» в области
государственного кредита.
Движения к общественному прогрессу по пути реформ характерно колоссальной
экономией материальных, трудовых и финансовых ресурсов и на этой основе
–ускоренное движение к новому состоянию общества, характеризующемуся
материальным и духовным благополучием большинства своих граждан.
Для осуществления реформ в обществе должны быть объективные и
субъективные предпосылки, в формировании которых финансы принимают самое
непосредственное участие. Механизм этого участия во многом идентичен тому,
который был показан в отношении предпосылок социальной революции.
Финансовые рычаги проведения реформ в основном те же, что и рычаги
осуществления социальной революции: налоги, государственные расходы,
процент по государственным ценным бумагам, процент по вкладам, местные
бюджеты, страховой тариф. В реформируемом обществе невозможна
дифференциация налогов, страховых платежей, процента по вкладам и других
финансовых нормативов, а также оказание финансовой помощи в зависимости от
классовой или партийной принадлежности. Все должны находиться в равных
условиях, ко всем предъявляются одинаковые, социально справедливые
требования. Только при таком подходе финансовое благополучие гражданина или
юридического лица гарантируется исключительно добросовестным и эффективным
трудом.
Заключение
Осуществляемая перестройка общественной жизни в нашей стране со всей полнотой показала важную роль финансового аспекта социальных преобразований. Она убедительно подтверждает такую мысль, что при отсутствии успехов в финансовой политике всякие радикальные реформы обречены на неудачу.
Для современной финансовой политики характерны неуверенность, непоследовательность, отсутствие чёткого плана действий. А её состояние такого, что без решительных, быстрых и радикальных изменений в финансовой политике, способных резко ограничить бюджетный дефицит, изъять лишние деньги из обращения, обеспечить финансовую самостоятельность трудовых коллективов и органов власти всех уровней, разбудить хозяйственную инициативу каждого члена общества –без этих поправок финансовой политики дальнейшее движение по пути реформ не возможно.