ТЕМА: «Методы оценки эффективности реальных инвестиций. Аналитический метод анализа риска».
ЦЕЛЬ: изучить механизм оценки экономической эффективности реальных инвестиций, который базируется на системе показателей.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта содержит следующие разделы:
1. Титульная страница - содержит название компании, ее юридический и фактический адреса, телефоны, e-mail и адрес сайта (если есть), наименование и полные реквизиты собственников компании, наименование и очень кратко (одним предложением) - суть проекта, информацию о исполнителях проекта и дату его составления.
2. Резюме проекта - представляет собой основные положения, суть, "выжимки" из проекта, его основные выводы. Цель резюме - заинтересовать инвестора и заставить его подробнее ознакомиться с содержанием бизнес-плана. Объем резюме обычно составляет 2-3 страницы текста, который должен быть составлен простыми словами без использования терминологии и простыми преложениями. Оно должно показать инвестору выгодность и перспективность вложений в представляемый инвестиционный проект.
3. Описание компании - содержит информацию о компании, которая предлагает данный инвестиционный проект, ее полные реквизиты, информацию о учредителях и их реквизиты, цели компании, сведения о руководстве, историю компании, достижения, организационную структуру, основные продукты, и место компании на рынке.
4. Описание продукта или услуги - включает информацию о продукте или услуге, его основных характеристиках, основных потребителях, потребительских свойствах товара, отличиях от существующих аналогов, информацию патентах и лицензиях.
5. Маркетинговый анализ - содержит информацию о имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурентов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров.
Маркетинговый анализ - самый первый и важный этап в написании бизнес-плана. Важнейшим разделом в маркетинговом анализе является определение объемов рынка сбыта продукции, доли рынка конкурентов, определение мотивации покупателей к принятию решения о покупке.
Основной задачей данного раздела является дать ответ на вопросы - сколько и какого товара требует рынок, по какой цене и почему именно его готовы покупать потребители. В этом разделе также должен быть приведен анализ состояния и тенденций развития отрасли, средняя прибыльность и объемы производства предприятий отрасли, степень развития конкуренции и барьеры вхождения в нее.
6. Стратегия продвижения товара - здесь основным является определение рыночной ниши, т.е. того, какой именно и для каких категорий потребителей предназначен товар, количественный и качественный анализ потребителей, где они расположены, какими именно методами и каналами сбыта предлагается реализовывать товар или услугу. Приводится информация о стратегии рекламирования продукта или услуги, затратах на маркетинг, ценообразовании, политике при работе с покупателями. Этот раздел бизнес-плана часто является его самым слабым местом.
7. Производство - в случае, если это производственное предприятие, данный раздел включает информацию о выбранной технологии производства, мотивации ее выбора, описание основных технологических процессов предприятия, схему его работы, расстановку оборудования. Если предполагается реконструкция или строительство, то приводится описание технических решений и расчеты затрат на реконструкцию или строительство.
В разделе приводятся расчеты потребности в материалах и сырье на производство продукции, затраты на их закупку, анализ поставщиков, затраты на обслуживание и плановые ремонты оборудования. В случае, если специфика производства того требует, приводится информация о необходимости приобретения лицензий и прочих разрешений, требования по технике безопасности труда.
В случае, если это торговое или обслуживающее предприятие, раздел включает значительно больший объем информации о поставщиках, их оценке и выборе, потребностях в конкретных товарах и их группах, методах закупки, потребностях в складских и торговых помещениях, их географическом местоположении и наличии спроса на предлагаемые товары в каждой торговой точке и по каждому товару. По поставщикам также приводится информация о их местонахождении, дается их краткая характеристика и приводятся реквизиты.
В случае, если это строительное или сервисное предприятие отражается также информация о подрядчиках, дается их характеристика и реквизиты.
8. План по персоналу - в этом разделе приводится информация о потребности в персонале, его количестве и квалификации, анализ рынка труда по каждой позиции работников, приводятся расчеты затрат на оплату труда персонала, его социальное обеспечение, методы стимулирования и обучение.
9. Организационная структура и управление - содержит схему организационной структуры управления предприятием, информацию о количественном и качественном составе подразделений предприятия, требования к его квалификации, расчет затрат на оплату труда, социальное обеспечение и стимулирование труда управляющего персонала.
В случае реорганизации или вновь создаваемого предприятия дается информация о форме собственности предприятия, его основных или предполагаемых акционерах, их реквизиты, доли в капитале предприятия, процесс принятия решений и принципы управления.
10. Финансовый план - самая интересная часть бизнес-плана с практической точки зрения, он показывает какие финансовые ресурсы потребуются для реализации инвестиционного проекта и в какие периоды времени, а также отдачу от проекта при заданных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования. В финансовом плане приводятся или рассчитываются все денежные потоки предприятия - затраты, выручка от реализации, налоги и прибыль.
11. Анализ рисков проекта - в этом разделе дается описание возможных рисков проекта и их характеристика, а также приводится стратегия по их минимизации.
12. Приложения к бизнес-плану - это документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данные маркетинговых исследований, спецификации и подробные описания продуктов, развернутые характеристики конкурентов и их продуктов, копии рекламных материалов, прайс-листов, каталогов, письма от покупателей и заказчиков, контракты, резюме руководителей проекта и подразделений предприятия, заключения экспертов и прочие документы.
Инвестиционная программа появляется на свет как результат инвестиционной деятельности на предприятии и формируется в русле его инвестиционной стратегии (рис.1).
Рисунок 1. Разработка инвестиционной программы
Основными направлениями инвестиционной деятельности на предприятии являются:
обновление и развитие материально-технической базы (расширение основных фондов);
наращивание объемов производства;
освоение новых видов деятельности.
Планирование инвестиций осуществляется либо в форме отдельных инвестиционных проектов, либо в форме инвестиционной программы, входящей в бизнес-план предприятия.
Процесс управления инвестициями предприятия включает:
выработку и реализацию долгосрочной инвестиционной стратегии;
тактическое управление инвестициями (формирование инвестиционного портфеля, мониторинг, корректировка плана);
оперативное управление инвестиционными проектами.
Цели инвестиционной программы определяются инвестиционной стратегией предприятия.
В общем случае назначение инвестиционной программы и инвестиционного проекта состоит в следующем:
определить общие инвестиционные и производственные издержки;
оценить привлекательность проекта с точки зрения коммерческих интересов инвесторов;
выявить финансовую состоятельность предприятия;
оценить риск инвестиций;
обосновать целесообразность участия в проекте инвесторов и партнеров.
Анализ издержек состоит из 2-х групп операций, направленных на анализ собственно инвестиционных издержек и издержек производства (рис.2).
Рисунок 2. Анализ инвестиционных издержек и издержек производства
Оценка эффективности инвестиций условно делится на коммерческую и бюджетную.
Оценка бюджетной эффективности отражает финансовые последствия осуществления проекта для федерального и регионального бюджетов (если они задействованы), а также социальные последствия реализации проекта.
Оценка коммерческой эффективности состоит из 2-х частей: расчета показателей эффективности и анализа эффективности участия в проекте.
Рисунок 3. Оценка коммерческой эффективности
Формирование стратегии финансирования инвестиционного проекта подразделяется на ряд этапов:
Этап 1. Выявление источников финансирования, состава потенциальных инвесторов, условий их привлечения.
Этап 2. Обоснование выбора схемы финансирования, выявление последствий ее реализации.
Этап 3. Составление сметы ежегодных финансовых издержек и графика выплат по обязательствам.
Этап 4. Расчет сводного потока денег для финансирования всех затрат, включая погашение банковской ссуды.
Содержание инвестиционного бизнес-плана несколько отличается от содержания бизнес-планов других типов. Бизнес-план инвестиционной программы включает в себя следующие разделы (отличительные разделы бизнес-плана такого типа выделены рамками) (рис. 4):
Рисунок 4. Содержание инвестиционного бизнес-плана
Следует подчеркнуть, что структура бизнес-плана инвестиционного проекта не является жестко регламентированной. В отличие от других типов бизнес-планов, в составе бизнес-плана инвестиционного проекта дополнительно присутствуют разделы "Сущность инвестиционного проекта" и "Инвестиционный план (программа)". При изложении сущности проекта важно лаконично изложить основные идеи и условия осуществимости проекта. Инвестиционный план должен содержать расчет инвестиционных издержек, программы закупки оборудования и строительства, и главное, все мероприятия должны быть согласованы по срокам.
Развернутая структура бизнес-плана инвестиционного проекта
Титульный лист
1. Общие сведения
1.1. Месторасположение объекта инвестиций, его производственная схема, отраслевая принадлежность, предполагаемая форма собственности и организационно-правовая форма деятельности основного инвестора, должность, фамилия, имя, отчество руководителя.
1.2. Общие и конкретные цели проекта.
1.3. Технико-экономический уровень производства намечаемой к производству продукции, ее конкурентоспособность, области сбыта.
2. Резюме
2.1. Обоснование экономических преимуществ объекта инвестиций по сравнению с достигнутым уровнем на аналогичных объектах.
2.2. Потребность в финансовых ресурсах для реализации проекта.
2.3. Финансовые результаты, которые ожидается получить в будущем от реализации проекта: объем производства и продаж, затраты на производство и рекламу, валовая и чистая прибыль, рентабельность и срок окупаемости инвестиций.
3. Описание отрасли, в рамках которой осуществляются инвестиции
3.1. Анализ текущего состояния и перспектив развития производства данного вида продукции в отрасли.
3.2. Доля проекта в объемах отрасли по производству данного вида продукции. Прогнозы изменения на ближайшую перспективу.
3.3. Географическое расположение отраслевого рынка, характеристика потенциальных клиентов, их возможности и доли в общем объеме продаж, тенденции изменения.
4. Сущность предлагаемого проекта
4.1. Описание продукции, работ или услуг, подлежащих продаже после осуществления проекта, функциональное предназначение, технологичность, универсальность, соответствие стандартам, наличие патентов, наличие товарного знака.
4.2. Стадия развития проекта на момент составления бизнес-плана: идея, эскизный проект, рабочий проект, опытная партия, действующее производство.
4.3. Требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию.
4.4. Условия экспорта продукции, конкурентоспособность на внешнем рынке, необходимость создания собственной сети сбыта.
4.5. Основные отличия предлагаемой к производству продукции от отечественных и импортных аналогов.
4.6. Аргументы, обосновывающие успех реализации проекта.
5. Оценка рынков сбыта и конкурентов
5.1. Основные потребители (покупатели), единичные потребители, их географическое расположение, требования к качеству и послепродажному обслуживанию.
5.2. Размеры, уровень, тенденции развития и специфические особенности выбранных сегментов рынка.
5.3. Ближайшие планы по выходу на внешние рынки, экспортный потенциал.
5.4. Стратегия сбыта и продвижения товара на новые рынки, ценовая политика, мероприятия по стимулированию сбыта.
5.5. Оценка преимуществ и недостатков в работе конкурентов, их потенциальные доли ранка, общее экономическое положение на рынке, включая определение рейтинга деловой активности.
6. План маркетинга
6.1. Мероприятия по максимальному приспособлению деятельности фирмы к разработке и реализации проекта.
6.2. Маркетинговая среда реализации проекта, маркетинговые посредники.
6.3. Реклама и организация продаж.
6.4. Программа маркетингового контроля.
7. План производства
7.1. Основные требования к организации производственного процесса.
7.2. Принятая технология, осуществляемые нововведения.
7.3. Производственная база, состав необходимого оборудования для реализации проекта, его основные поставщики.
7.4. Прогноз потребления материальных ресурсов, основные поставщики и сравнительный уровень затрат по материально-техническому обеспечению.
7.5. Потребность в рабочих и управленческих кадрах, используемые системы оплаты и стимулирования труда.
7.6. Текущие издержки производства.
7.7. Экологическая безопасность проекта: мероприятия, затраты, эффективность.
8. Организационный план
8.1. Предполагаемая форма собственности, сведения о партнерах и основных владельцах.
8.2. Организационная структура управления разработкой и реализацией инвестиционного проекта.
8.3. Принципы отбора руководителей, специалистов и исполнителей, их аттестация и система повышения квалификации.
9. Оценка и предупреждение риска
9.1. Слабые и сильные стороны проекта.
9.2. Вероятность возникновения рисков по всем возможным формам их проявления. Мероприятия по предупреждению риска.
9.3. Меры по обеспечению экономической безопасности проекта.
9.4. Меры по обеспечению информационной безопасности проекта.
10. Финансовый план
10.1. План доходов и расходов.
10.2. План денежных поступлений и выплат.
10.3. Сводный баланс активов и пассивов.
10.4. Оценка эффективности инвестиционного проекта.
10.5. Графики возврата заемных и привлеченных средств.
10.6. Графики освоения инвестиций в течение всего периода разработки и реализации проекта.
11. Выводы и предложения
12. Приложения
Структура источников финансирования инвестиционных проектов представлена в таблице 1:
Таблица 1.
Структура источников финансирования инвестиционных проектов
Группа | Тип | Организационная структура источников в группе |
Государственные ресурсы | Собственные |
Государственный (федеральный) бюджет Бюджеты субъектов Федерации (республиканские, местные) Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, прочие фонды) |
Привлеченные |
Государственная кредитная система Государственная система страхования |
|
Заемные | Государственные заимствования (госзаймы, внешние заимствования, международные кредиты и пр.) | |
Ресурсы предприятий | Собственные | Собственные инвестиционные ресурсы предприятий |
Привлеченные |
Взносы, пожертвования, продажа акций, дополнительная эмиссия акций Инвестиционные ресурсы инвестиционных компаний-резидентов (в том числе паевых инвестиционных фондов) |
|
Заемные |
Банковские кредиты, коммерческие кредиты, бюджетные и целевые кредиты Инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов (включая банки и международные финансовые институты), институциональных инвесторов, предприятий |
Соответствие организационных форм финансирования и его возможных источников дается соответствующей матрицей. Она показывает "откуда" можно сформировать тот или иной "источник". Значком "+" обозначено использование указанного источника в данной организационной форме; "-" означает неприменимость указанного источника в данной организационной форме (табл.2).
Таблица 2. Матрица организационных форм и возможных источников финансирования инвестиционных проектов
Организационные формы финансирования |
Источники финансирования проектов |
|||
Собственные и привлеченные средства предприятия | Бюджетные и внебюджетные государственные средства | Иностранные инвестиции | Заемные средства | |
Акционерное финансирование: |
||||
Участие в уставном капитале | + | + | + | - |
Корпоративное финансирование | + | + | + | + |
Государственное финансирование: |
||||
Бюджетные кредиты на возвратной основе | - | + | - | - |
Ассигнования из бюджета на безвозмездной основе | - | + | - | - |
Целевые федеральные инвестиционные программы | - | + | - | - |
Финансирование проектов из государственных заимствований | - | + | + | + |
Проектное финансирование: |
||||
Проектное финансирование | - | + | + | + |
Заемное финансирование: |
||||
Лизинг | - | - | + | + |
Банковские ссуды и кредиты | - | + | + | + |
Иностранные инвестиции | - | + | + | + |
ЗАДАЧА
Провести расчеты показателей эффективности: чистая дисконтированная прибыль, индекс прибыльности, срок окупаемости проекта, внутренняя норма рентабельности для двух проектов.
Проанализировать полученные показатели в сравнении с нормативным уровнем и провести аргументированный выбор проекта для реализации компанией.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Инвестиционная компания получила для рассмотрения бизнес-планы двух проектов, касающихся разных отраслей народного хозяйства. Показатели, характеризующие эти проекты, приведены в таблице.
Определить, какой проект является наиболее привлекательным и наименее рискованным с помощью следующих показателей эффективности:
Чистая дисконтированная прибыль.
Индекс доходности.
Срок окупаемости проекта.
Внутренняя норма рентабельности.
Предлагаемые инвестиционные проекты.
№ | Показатели | Инвестиционные проекты | |
А | Б | ||
1 | Объем инвестиционных средств, тыс.дол.США | 7000 | 6700 |
2 | Период эксплуатации инвестиционного проекта, лет | 3 | 4 |
3 | Сумма денежного потока, тыс.дол.США, в т.ч. | 10000 | 11000 |
1-й год | 4000 | 2000 | |
2-й год | 4000 | 3000 | |
3-й год | 2000 | 3000 | |
4-й год | 3000 | ||
4 | Ставка дисконта, % | 10 | 12 |
АЛГОРИТМ РАБОТЫ
Рассчитываем дисконтный множитель, обратно пропорциональный сумме (1+ставка дисконта в коэффициенте), возведенной в степень, соответствующей периоду расчета.
Рассчитываем чистую дисконтированную прибыль как разность между суммой чистой настоящей стоимости инвестиций и объема инвестированных средств.
Рассчитываем индекс доходности как отношение между суммой чистой настоящей стоимости инвестиций и объема инвестированных средств.
Рассчитываем внутреннюю норму доходности как норму дисконта, при которой величина приведенных поступлений равна величине вложений в проект. При этом ВНД характеризует норму прибыли на капитал, инвестированный в проект и, соответственно, рассчитывается только для прибыльных проектов.
Рассчитываем период окупаемости как сумму между объемом денежного потока (в отрицательном виде) и чистой настоящей стоимостью инвестиций соответствующего периода. Расчет ведется до тех пор, пока значение не станет положительным (или равным нулю). На соответствующем ему году у инвестора и появится прибыль от вложенных средств или же средства просто окупятся, если проект не прибыльный, а самоокупаемый. Опять таки, рассчитывается только для прибыльных и самоокупаемых проектов.
Рассчитанные промежуточные показатели представлены в следующих таблицах:
Проект А |
|||
Года | Будущая стоимость инвестиций, ИСб | Дисконтный множитель | Настоящая стоимость инвестиций, ИСн |
0 | -7000,0000 | ||
1 | 4000,0000 | 0,9091 | 3636,3636 |
2 | 4000,0000 | 0,8264 | 3305,7851 |
3 | 2000,0000 | 0,7513 | 1502,6296 |
Проект Б |
|||
Года | Будущая стоимость инвестиций, ИСб | Дисконтный множитель | Настоящая стоимость инвестиций, ИСн |
0 | -6700 | ||
1 | 2000 | 0,8929 | 1785,7143 |
2 | 3000 | 0,7972 | 2391,5816 |
3 | 3000 | 0,7118 | 2135,3407 |
4 | 3000 | 0,6355 | 1906,5542 |
Полученные показатели эффективности занесены в следующую таблицу: Показатели эффективности проектов |
||
Показатели | Проекты | |
А | Б | |
Чистая дисконтированная прибыль | 1444,7784 | 1519,1909 |
Индекс доходности | 1,21 | 1,23 |
Период окупаемости | 3 | 4 |
Внутренняя норма доходности, % | 48,83 | 52,83 |
Ставка дисконта, % | 10 | 12 |
Блок-схема алгоритма
Описание блок-схемы
Ввод переменных DPb, t, q, Isb1-t.
Расчет коэффициента дисконтирования по годам в зависимости от срока, на который планируется проект.
Расчет суммы денежного потока в настоящем периоде по годам Dpni. Конец цикла.
Расчет объема инвестиционных средств в настоящем периоде Isn.
Расчет суммарного денежного потока в настоящем периоде Dpi.
Расчет чистой дисконтированной прибыли CPD.
Расчет индекса прибыльности.
Расчет периода окупаемости.
Расчет внутренней суммы прибыльности.
Вывод результатов.
ВЫВОД
Исходя из расчетов, оба инвестиционных проекта являются прибыльными, но инвестор, скорее всего, отдаст предпочтение проекту Б как более прибыльному чем проект А, на что указывают все показатели эффективности проектов. Единственный недостаток проекта Б в данном случае – это период его окупаемости, который больше аналогичного показателя проекта А на год. Так что в случае, если инвестора не устраивают именно сроки окупаемости проекта, он вполне может выбрать проект А, который окупится на год раньше.
ЛИТЕРАТУРА
Крушвиц Л. Инвестиционные расчеты. – СПб.: Питер, 2001. – 432с. (с.33 – 38, 96 – 105).
Устенко О.Л. Теория экономического риска: Монография. – К.: МАУП, 1997. – 164с. (с.61 – 65).
Риски в современном бизнесе/П.Г.Грабовый и ДР. – М.: Издательство «Аланс», 1994. – 200с. (с.79 – 82).
Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. – К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2001. – 448с. (с.150 – 156).
Afuah A. Innovation management strategies, implementation and profits. New York: Oxford University Press, 2003.
Archibald R.D. Managing high-technology programs and projects. New York: Wiley, 2004.
Barkley B., Saylor J.H. Customer-driven project management building quality into project process. New York: McGraw-Hill, 2001.
Bridgewater S. and Egan C. International marketing relationships, Palgrave, Houndmills, Basingstoke, Hampshire, 2002.
Cannon J. Make your web site work for you how to convert your online content into profits, McGraw-Hill, New York, 2000.
Hallows J. Information systems project management how to deliver function and value in information technology projects. New York: AMACOM, 1998.
Harryson S. Managing know-who based companies a multinetworked approach to knowledge and innovation management. Cheltenham, UK: E. Elgar Pub, 2002.