Введение
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса (произошедшего всего лишь десятилетие назад), который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий вообще перестали существовать.
Сейчас экономическая ситуация вполне стабильна, но кто же в наше время может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации (взять, к примеру, наше сельское хозяйство). И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами.
Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них, прежде всего, нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно, воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.
Таким образом, предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления общества в России.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом.
Теоретическая часть
1.1 Сущность малого предпринимательства
Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленными законами признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.
Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступает объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и др. По данным Всемирного Банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 как «крупные».
В Российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. №88–43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, В уставном капитале которых доля участия РФ, субъектом РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
В промышленности, в строительстве, на транспорте – 100 человек;
В сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
В оптовой торговле – 50 человек;
В розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек.
В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников они лишаются льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.
В РФ как по федеральному, так и по закону г. Москвы к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Юридические лица, отнесенные к субъектам малого предпринимательства Москвы, вносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства. Они получают право на поддержку, оказываемую органами власти Москвы, однако невключение субъектов малого предпринимательства в Реестр не может служить основанием для не предоставления им льгот и преимущества на условиях, предусмотренных федеральными законодательными и нормативными актами.
Реестр субъектов малого предпринимательства создается для:
Регистрации обращений субъектов малого предпринимательства с просьбой об оказании им помощи;
Принятия решений о предоставлении субъектам малого предпринимательства дополнительных льгот и преимуществ, установленных для них законодательными и нормативными актами Москвы;
Хранения и актуализации информации о субъектах Реестра и обеспечения оперативного доступа к ней;
Проведения выборочных и полномасштабных опросов субъектов малого предпринимательства в Москве;
Сбора и анализа информации о формировании рынка сбыта продукции (услуг, работ), производимых субъектами малого предпринимательства.
Реестр включает в себя комплекты документов по обращениям субъектов малого предпринимательства с просьбой о внесении их в Реестр или для оказания им помощи в той или иной форме, а также иные необходимые данные, содержащие информацию о субъектах малого предпринимательства и решениях, принятых по заявлению.
Держателем Реестра является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы. Ведение Реестра осуществляется в соответствии с «Положением о Реестре субъектов малого предпринимательства Москвы», утвержденным распоряжением мэра Москвы от 7 мая 1997 г. №367-РМ.
1.2 Роль малого бизнеса
Социальная роль. Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников – владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.
Политическая роль. Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.
Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений.
При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.
Экономическая роль. Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.
Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.
1.3 Правовые основы деятельности малых предприятий
Правовые основы ведения предпринимательской деятельности без образования юридического лица (ПБОЮЛ). В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В то же время не всякий гражданин вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Необходимым условием для занятия гражданином предпринимательской деятельностью является его дееспособность, возникающая в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Однако полная дееспособность может наступить и раньше указанного возраста. Это может быть в случае вступления в брак до достижения 18 лет. В этом случае гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (п. 2 ст. 21 Гражданского кодекса РФ). Или же несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипирован), если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 Гражданского кодекса РФ). Речь не идет о видах деятельности, для которых предусмотрен возрастной ценз. Так, в пункте 16 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. №6/8 было указано, что при рассмотрении гражданского дела, одной из сторон в котором является несовершеннолетний, объявленный в соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса РФ эмансипированным, необходимо учитывать следующее. Такой несовершеннолетний обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности (в том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз. Исходя из положений части третьей статьи 55 Конституции РФ, такое ограничение прав и свобод является допустимым. В то же время может быть и так, что гражданин, уже давно достигший восемнадцатилетнего возраста, является недееспособным или ограниченно дееспособным, в частности вследствие психического расстройства (ст. 29 Гражданского кодекса РФ), злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами (ст. 30 Гражданского кодекса РФ). Возможность занятия предпринимательской деятельностью предусмотрена и для такой категории граждан, но только с согласия попечителя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требования о регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (суд может применить к таким сделкам правила Гражданского кодекса РФ об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью). В отношении ПБОЮЛ очень важным является то, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 Гражданского кодекса РФ). Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством. В первую очередь взыскание обращается на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте. Если денежные средства отсутствуют или их недостаточно, то взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, за исключением имущества, на которое взыскание не может быть обращено. Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание, приведен в статье 446 Гражданского процессуального кодекса РФ. Правовые основы создания и осуществления деятельности юридического лица. Также граждане могут создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами. Но и здесь есть свои хоть и небольшие, но ограничения в отношении управления долями (пакетами акций) в уставном капитале коммерческих организаций. В частности, такие ограничения предусмотрены для граждан – государственных служащих. Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае, если владение гражданским служащим, приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ. Юридическим лицом в соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Первоначальное имущество юридических лиц образуется из взносов их учредителей и участников.
Предприятие может быть учреждено по решению собственника имущества или уполномоченного им органа. Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным органом власти по месту учреждения предприятия. Решение о регистрации или отказе в регистрации должно быть принято не позднее, чем в месячный срок с момента подачи документов. Отказ в регистрации возможен только в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства.
Общие условия создания предприятия:
решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного им органа;
наличие разрешения на использование земли, других природных ресурсов, которое выдается местным органом власти;
наличие юридического адреса;
согласие соответствующего органа (в случае преобразования государственного предприятия);
регистрация.
В работе по созданию предприятия можно выделить два основных этапа: подготовительный, оформление документов и регистрация. На подготовительном этапе важно осуществить следующее: оценить имеющиеся возможности (свои и партнеров), ответить на вопросы:
в чем заключается конструктивная идея, какова ее конкурентоспособность, какие имеются ресурсы для ее реализации, определить конечные цели; определить задачи и основные направления деятельности. На втором этапе разрабатываются учредительные документы: устав и договор учредителей предприятия.
Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.
Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы:
– заявление учредителя,
– устав предприятия,
– решение о создании предприятия или договор учредителей,
– свидетельство об уплате государственной пошлины.
Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.
Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия.
Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.
Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.
Предприятия ликвидируются в случаях:
– признания банкротом,
– принятия решения о запрете, деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности,
– признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия,
– по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав республик.
Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления. Ликвидация предприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.
В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.
Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты. В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.
1.4 Проблемы развития МБ и пути их решения
Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в РФ малого предпринимательства.
Во-первых, сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: относительно высокая инфляция, медленное налаживание новых хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так и в государственном секторе.
В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития малого предпринимательства на региональном уровне.
В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
Сложившаяся экономическая структура пока негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. В их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет, налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий в 2007 году свидетельствуют, что свыше 80% участников опроса нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% – в надежных законодательных гарантиях. Исследования показали, что около 75% малых предприятий постоянно нуждается в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% – в предоставлении налоговых льгот 57% – в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.
Данные опроса руководителей малых предприятий свидетельствуют, что первое место среди факторов, ограничивающих рост производства на малых предприятиях, занимает высокий уровень налогообложения, второе место – неплатежеспособность заказчиков, затем следует спрос на предложение (работы, услуги) на внутреннем рынке и высокая конкурентоспособность на рынке со стороны отечественных предприятий. Конечно, при проведении опроса учитывались не все факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства, часть из них установлена в Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ. Как уже отмечалось, отрицательными факторами, оказывающими существенное влияние на развитие малого бизнеса предпринимательства, являются значительная доля убыточных предприятий, рост дебиторской и кредиторской задолженности, низкий уровень рентабельности малых предприятий.
Председатель Правительства РФ Владимир Путин утвердил План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, подготовленный в соответствии с поручением Президента РФ. Об этом сообщила сегодня пресс-служба правительства. План содержит перечень конкретных мер по следующим направлениям: развитие финансовой и банковской системы; поддержка внутреннего спроса; поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан; сельское хозяйство; автомобилестроение и сельскохозяйственное машиностроение; оборонно-промышленный комплекс; сырьевой комплекс; транспортный комплекс; малый бизнес. В частности, для поддержки малого бизнеса планируется: – в течение ноября 2008 г. разработать механизм рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств, выделяемых Российской Федерацией Внешэкономбанку; – в ноябре 2008 г. подготовить проект постановления правительства по увеличение в 2009 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства; – к декабрю 2008 г. подготовить проект постановления правительства, обеспечивающего формирование перечня федерального имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, установление льготного размера арендной платы, ограничение возможности его корректировки, закрепление минимального срока аренды (5 лет); – в январе 2009 г. увеличить программу финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемой Внешэкономбанком, имея в виду направление части дополнительных ресурсов на цели кредитования малого бизнеса, включая предоставление займов до 1 миллиона рублей мелким заемщикам; – в I квартале 2009 года разработать проект федерального закона, обеспечивающего доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при размещении государственного заказа и закупках товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями.
В Уфе (Башкирия) сложились благоприятные условия для развития бизнеса. Таковы данные социологического исследования, проведенного в городе по заказу администрации башкирской столицы.
58,8% предпринимателей и 52,3% населения Уфы оценивают условия для развития предпринимательства в городе положительно. Не согласны с ними 28,4% бизнесменов и 17,7% жителей.
Самой большой угрозой для отечественного бизнеса, по мнению уфимских предпринимателей, является рост арендных платежей (57,3%) и слишком большие налоги (50,5%). В этом же ряду предприниматели отмечают: ухудшение общей ситуации в экономике (45,6%), необоснованные штрафы, нарушения при проверках (35,9%), незаконные попытки отнять или ликвидировать бизнес (27,2%). Предприниматели города считают, что наиболее актуальными на сегодняшний день для малого и среднего бизнеса являются такие проблемы, как несовершенство системы налогообложения (48,5%), коррупция (41,7%), бюрократические проволочки (39,8%), несовершенство законодательной базы (30,1%), отсутствие информации о состоянии рынка (22,3%).
Также определенную угрозу для развития отечественного бизнеса представляют административные барьеры. На первом месте налоговые органы (72,8%), на втором – органы местной власти (48,5%), на третьем – органы внутренних дел (23,3%). Далее следуют: пожарная инспекция (14,6%), органы санитарно-эпидемиологической службы (9,7%). Почти каждый пятый (18,4%) представитель малого и среднего бизнеса Уфы полагает, что сегодня диалог бизнеса и власти возможен, 35% считают, что диалог скорее возможен, чем невозможен, 17,5% напротив же считают, что диалог скорее невозможен, чем возможен и 8,7% высказались за отсутствие какого-либо диалога между властью и бизнесом.
Говоря об установленном порядке предоставления муниципальных нежилых помещений в аренду в Уфе, почти половина опрошенных предпринимателей (45,7%) данный порядок вполне устраивает и оценивается ими положительно (17,5% – отрицательно, 28,2% – скорее положительно, чем отрицательно). На вопрос, кто должен осуществлять социальную политику большинство опрошенных предпринимателей считают, что социальную политику должны осуществлять государство и бизнес совместно (49%), значительно меньше тех, кто отдает эту функцию только государству (26,5%), примерно столько же респондентов затрудняются ответить на этот вопрос (21,6%).
Для того чтобы выяснить отношение представителей бизнеса к решению проблем города Уфы, был задан вопрос об отношении к привлечению средств предпринимателей на решение проблем города. Более 50% опрошенных предпринимателей ничего не имеют против того, чтобы на решение проблем города (благоустройство, оказание помощи детским учреждениям, инвалидам, различные социальные вопросы) привлекались средства предпринимателей. Установлено, что 40,8% предпринимателей оказывают помощь городу в решении благоустройства, различных социальных вопросов. Причем 2,9% делают это постоянно, 37,9% периодически. Однако большая часть предпринимателей среднего и малого бизнеса (59,2%) такую помощь не оказывают совсем. Для 60,2% предпринимателей большое значение имеют моральные способы поощрения бизнеса со стороны общественности и органов власти. Опрос проводился по заказу администрации Уфы в декабре 2006 – январе 2007 года сектором социально-правовых исследований Института социально-экономических исследований УНЦ РАН. Было опрошено 206 человек, представляющих малый и средний бизнес и 881 человек из числа обычных горожан.
Развитие малого предпринимательства является одним из основных факторов устойчивого социально-экономического развития республики, способствует обеспечению занятости населения, быстрому насыщению рынка качественными товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений, формированию среднего класса. В 2007 году количество субъектов малого предпринимательства увеличилось на 10,9% и составило, по оценочным данным, 113,8 тыс. единиц. Рост числа субъектов предпринимательства обеспечен в основном за счет увеличения количества предпринимателей без образования юридического лица, число которых по итогам 2007 года выросло на 11,1% и составило 86,2 тысяч. Количество малых предприятий в 2007 году увеличилось на 13,8% и достигло 23,3 тыс. единиц. По данному показателю республика занимает 4-е место среди субъектов Приволжского федерального округа. Рост количества субъектов малого бизнеса сопровождается ростом численности занятых в данном секторе экономики. В 2007 году этот показатель составил 325,8 тыс. человек, увеличившись в сравнении с предыдущим годом более чем на 2,2 тыс. человек. В малом бизнесе занято более 20% трудовых ресурсов республики. По численности занятых на малых предприятиях Башкортостан занимает 1-е место среди субъектов Приволжского федерального округа. Малые предприятия обеспечивают более 12% республиканского объема отгруженных товаров. В 2007 году малые предприятия обеспечивали весь выпуск спичек, стальной сетки, пористых заполнителей, более 90% республиканского выпуска металлопластиковых окон и дверей, порядка 40% швейных изделий, лакокрасочных материалов, мебели. В наращивании производственного потенциала малых предприятий важную роль играют инвестиции. В 2007 году объем инвестиций в основной капитал составил 6,3 млн. рублей, превысив уровень предыдущего года на 1,7 млн. рублей. Продолжается активизация деятельности банковского сектора в кредитовании малого бизнеса. На территории республики кредитованием малого бизнеса занимаются более 30 кредитных организаций. За 2007 год общий объем выданных кредитов малому бизнесу, по данным Национального банка Республики Башкортостан, составил 69,4 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2006 годом на 26,9%. В целом сложившиеся тенденции позволяют сделать вывод о том, что малый бизнес становится все более значимым сектором в экономике, что является следствием достаточно успешного решения вопросов по созданию благоприятных условий для его развития на территории Республики Башкортостан.
Государственная политика в области поддержки и развития малого предпринимательства, отраженная в «Концепции развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006–2010 годы» (утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 июля 2006 года №202), получила развитие и конкретизирована в «Республиканской программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2007 год» (далее – Республиканская программа), утвержденной постановлением Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан от 22 февраля 2007 года №ГС-1931. Соответствующие программы по поддержке и развитию малого предпринимательства, как составная часть государственной социально-экономической политики, были приняты всеми городскими округами и муниципальными районами республики. На реализацию Республиканской программы из бюджета Республики Башкортостан в 2007 году было выделено 51,2 млн. рублей. Сумма софинансирования из средств федерального бюджета шести мероприятий Республиканской программы по итогам конкурса, проведенного Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, составила 30,9 млн. рублей. Из федерального бюджета были профинансированы создание бизнес-инкубаторов в городских округах г. Октябрьский и г. Сибай, субсидирование процентной ставки по кредитным договорам субъектов малого предпринимательства, компенсация части страховых взносов по договорам страхования субъектов малого предпринимательства, формирование активов гарантийного фонда, проведение Международной недели предпринимательства.
В области внедрения новых финансовых технологий реализуются механизмы:
субсидирования процентных ставок при кредитовании субъектов малого предпринимательства;
субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным в кредитных организациях кредитными потребительскими кооперативами, потребительскими обществами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в целях предоставления займов членам кооперативов, являющихся субъектами малого предпринимательства;
субсидирования части затрат субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги) на экспорт;
компенсации части страховых взносов по договорам страхования субъектов малого предпринимательства.
В целях широкого информирования субъектов малого бизнеса об основных финансово-кредитных механизмах государственной поддержки малого предпринимательства, кредитных продуктах республиканских банков для субъектов малого предпринимательства Министерством внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства Республики Башкортостан совместно с Национальным банком Республики Башкортостан в 2007 году изданы и размещены в сети Интернет соответствующие справочные материалы. Продолжается работа по повышению инновационного потенциала малого предпринимательства. В городском округе г. Салават 20 июня 2007 года открыт первый территориальный бизнес-инкубатор. Созданный Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан (далее – Фонд), целью которого является развитие инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере, начал подготовительную работу. Основной механизм деятельности Фонда заключается в предоставлении инвестиций в виде вклада в уставный капитал малых компаний, которые ориентированы на выпуск высокотехнологичной продукции. Фонд приступил к приему и регистрации инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере. Разработан пакет типовых документов для заявки и научно-технического обоснования проектов. Вместе с тем отсутствие управляющей компании в 2007 году не позволило использовать возможности Фонда. В целях создания условий для внедрения в экономику Республики Башкортостан новых перспективных технологий и развития инновационных производств на базе малых форм хозяйствования для повышения конкурентоспособности продукции, освоения ее производства и выведения на товарный рынок проведен конкурс «10 лучших инновационных идей Республики Башкортостан». В 2007 году была продолжена работа по формированию эффективной системы информационной поддержки малого предпринимательства. В рамках участия в проведенных в мае 2007 года в г. Москве Днях малого и среднего бизнеса России Республике Башкортостан было присуждено звание «Лучший регион – субъект Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства». В целях содействия развитию предпринимательского движения, пропаганды новых идей и технологий, продвижения продукции предприятий малого бизнеса 20–25 ноября 2007 года в г. Уфе была проведена Международная неделя предпринимательства в Республике Башкортостан (далее – Международная неделя). В рамках Международной недели прошел целый ряд мероприятий, свидетельствующих о переходе во взаимоотношениях органов государственной власти и бизнес-сообщества от конструктивного диалога к стратегическому партнерству. В мероприятиях Международной недели приняли участие более 1,5 тыс. человек, в том числе гости из 9 зарубежных стран и 20 регионов России. Разработан и утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 декабря 2007 года №378 План мероприятий по удвоению доли субъектов малого предпринимательства в формировании валового регионального продукта Республики Башкортостан и бюджетов всех уровней на 2007–2012 годы. План мероприятий предусматривает совершенствование системы нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности; совершенствование форм и методов финансовой поддержки, формирование эффективной системы информационной поддержки малого предпринимательства, различные формы взаимодействия малого и среднего предпринимательства (усиление межотраслевого взаимодействия) с крупным бизнесом, направления развития межрегионального и международного сотрудничества, развитие инфраструктуры малого и среднего бизнеса республики; создание условий для развития предпринимательства в муниципальных районах и городских округах республики. К одному из важнейших направлений правотворческой деятельности в 2007 году в направлении дальнейшего развития малого предпринимательства следует отнести принятый Закон Республики Башкортостан «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан». Кроме того, был принят Закон Республики Башкортостан «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Республики Башкортостан».
Политика, проводимая Президентом Республики Башкортостан, Государственным Собранием РБ, Правительством республики, администрацией Уфы в области поддержки малого бизнеса, способствует повышению влияния субъектов малого предпринимательства (СМП) на развитие экономики и решение социальных проблем города, – подчеркнула на очередной пресс-конференции в мэрии Уфы заместитель главы городской администрации Альбина Юсупова. Заметим, что в этой теме она разбирается досконально, поскольку на протяжении нескольких лет курирует вопросы, связанные с предпринимательством. По статистическим данным, сегодня в Уфе количество действующих предпринимательских структур превышает 33,5 тысячи, из них около девяти тысяч составляют малые предприятия и более 24 тысяч – индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Как известно, становление малого бизнеса началось с торгово-посреднической деятельности, но в последнее время предприниматели все больше проявляют себя в сфере производства товаров и оказания услуг. Только в 2004 году в промышленности, строительстве и транспортной отрасли работало около 2,3 тысячи предприятий. Так, например, на предприятия «Висма», «Мелеста», «Озонид» приходится практически весь объем производимых в Уфе установок для очистки питьевой воды (более 10 тысяч штук в год), ООО «Уралинтех» и НПО «Химэкс» производят почти половину лакокрасочной продукции. Успешно работает хозрасчетный творческий центр Уфимского государственного авиационного технического университета – разработчик и производитель смазочно-охлаждающих жидкостей и технологических смазок для металлообработки. Фирмы «Према», «Риван», «Грета+» производят современную мебель для дома, офисов и магазинов.
Производство строительных материалов, оконных и дверных блоков ведут крупные и авторитетные предприятия, такие, как «Галерея окон», «Мегапласт», «Уралстроймаш», «Мастер окон» и другие. Башкирская производственно-строительная компания, занимающаяся изготовлением металлочерепицы, известна не только в Уфе, но и далеко за ее пределами.
Продукция предприятия «Серебряный снег» пользуется спросом во многих городах республики и близлежащих регионах. Поставщиком теплоизоляционных материалов является фирма «Полимер». Альбина Юсупова привела и такой красноречивый факт: среди 14 уфимских предприятий, отмеченных дипломами по прошлогоднего конкурса «100 лучших товаров России», были и субъекты малого предпринимательства: производитель сухих смесей – предприятие «Стройсмесь», мороженого – предприятие «Серебряный снег», «Хозрасчетный творческий центр УАИ», разработавший методы очистки магистральных трубопроводов газотурбинными установками. Это свидетельствует о высоком качестве и конкурентоспособности продукции, производимой малыми предприятиями. Дипломами III Городской специализированной выставки «УфаПромЭкспо-2004» за активное решение вопросов внедрения системы менеджмента качества и сертификации продукции было отмечено ООО «Травы Башкирии»; за оптимальное соответствие цены и качества – предприятие «Серебряный снег»; за активную работу по продвижению товара на внешний рынок – фирма «Висма». И на предстоящей выставке «УфаПромЭкспо-2005», разумеется, будет широко представлен малый бизнес. Альбина Сагитовна отметила также, что администрация города постоянно проводит работу по стимулированию развития предпринимательства в соответствии с ежегодно разрабатываемой целевой программой, которая является составной частью республиканской политики стабилизации экономики и активизации предпринимательской деятельности. Совершенствуется инфраструктура поддержки малого бизнеса. Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства ведет работу с безработными гражданами, организует консультации, участвует в проведении выставок. Одно из важных направлений деятельности Фонда – финансовая поддержка СМП: предоставление инвестиционных займов, в том числе по лизингу, а также микрокредитование. С 2000 года, когда образовался Фонд, на финансовую помощь малому предпринимательству из городского бюджета и бюджетов муниципальных образований районов города было выделено более 26 миллионов рублей. За это время Фондом и его филиалами профинансировано 103 долгосрочных инвестиционных проекта и выдано более 150 микрокредитов, объем финансирования предпринимательских инициатив превысил 75 миллионов рублей. Другим перспективным направлением поддержки предпринимательства, считает заместитель мэра, является вовлечение предпринимателей в выполнение городского заказа на конкурсной основе. Субъекты малого бизнеса ныне выполняют более 20 процентов таких заказов. По мнению Альбины Юсуповой, актуальным на сегодня остается развитие предпринимательства в производственной сфере, дальнейшее развитие кооперации малого бизнеса с крупными и средними предприятиями, привлечение их к благоустройству города, обслуживанию жилого фонда, объектов социальной сферы и коммунального назначения, а также к внедрению энергосберегающих технологий.
Заключение
Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.
В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики. Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей. Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии. Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.
Список использованной литературы
Все о малом предприятии. Полное практическое руководство. Деловая пресса, Электронное издание
Малое предприятие, Лапуста Н.Г., Старостин Ю.П., 2005 г., г. Москва
Россия в цифрах 2006, краткий стат. сборник, Соколин В.Л., г. Москва
www.bashkortostan.ru