Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Малый бизнес в России

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Факультет экономики и права

Кафедра мировой экономики


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Макроэкономика"

на тему: Малый бизнес в России


Выполнила: Пугаева О.С.

гр. 720871

Руководитель: Иванушкина Л.Н.

канд. экон. наук


Тула 2008

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава 1. Характеристика и особенности малого бизнеса в России

1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса

1.2 Состав и структура российского малого предпринимательства

1.3 Правовые основы малого бизнеса

1.4 Особенности и функции малого предприятия

Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения

2.1 Состояние малого бизнеса на данном этапе

2.2 Проблемы малого бизнеса и пути их решения

2.3 Создание собственного дела

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ


В странах, где развивается малый бизнес, меньше бедности и ниже показатели смертности. Такое заявление сделал Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию России.

Нужно в ближайшее время принять специальный закон о развитии малого бизнеса, сказал В.Путин. "Там, где он хорошо развивается, люди живут лучше, нет иждивенческих настроений", - отметил президент.1

По его словам, при дальнейшем развитии малого бизнеса будет меняться структура общества. В частности, развитие бизнеса спровоцирует рост среднего класса, будет развиваться инициативность. Кроме того, по мнению В.Путина, граждане будут брать ответственность за результат своего труда на себя.

Я решила выбрать именно данную тему своей работы, подробно рассмотреть малый бизнес, проблемы, с которыми он сталкивается, возможные пути их решения, поскольку я считаю, что развитие малого бизнеса является движущей силой становления и укрепления рыночных отношений, формирования среднего класса. Это и определило актуальность моего исследования.

С самого начала российских реформ, с известного закона 1988 г. о кооперации, важная роль малого предпринимательства в возрождении отечественной экономики признавалась буквально всеми, кроме самых твердолобых сторонников "частичного улучшения" административно-командной системы. Правительства, сменяя друг друга, неизменно принимали документы, призванные продемонстрировать их стремление поддержать малый бизнес, и даже иногда их выполнять.

Однако, кроме короткого периода, когда малый предприниматель сначала получил право на жизнь (конец 1980-х гг.), а затем действительно начал стремительно наращивать свое присутствие в экономике, российский малый бизнес вынужден был влачить жалкое существование, реализуя при этом лишь незначительную часть потенциала данного сектора. Ему не давали умереть, но и жить (во всяком случае "на свету") в качестве уважаемого и достойного социального слоя.

Провозглашенная в Конституции свобода частного предпринимательства на каждом шагу ставится под сомнение действиями местных администраций, налоговых и правоохранительных органов. Регулярно вписываемые в послания президента его поручения правительству, всевозможные экономические программы стимулирования частнопредпринимательского сектора повисают в воздухе, когда доходит дело до формирования бюджета, налоговой и таможенной политики.

Наконец, развитие малого предпринимательства – критерий того, насколько конкурентным является становящееся в стране рыночное хозяйство. Чем более развита конкуренция, тем более справедливыми являются цены, тем меньше у государства или олигархов возможностей диктовать рынку свои условия, тем выше степень хозяйственной свободы каждого экономического агента, т.е. тем легче любому начать бизнес, найти себе нишу в общественном разделении труда – была бы только хорошая предпринимательская идея.

Таким образом, цель данной работы – проанализировать современное состояние малого бизнеса, выявить самые распространенные проблемы, с которыми он сталкивается и найти возможные пути их решения.

Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решаются в этой работе:

- рассмотреть историю развития малого бизнеса в России;

- определить его состав и структуру;

- рассмотреть нормативно-правовое обеспечение малого бизнеса;

- описать его особенности и функции.

ГЛАВА 1. Характеристика и особенности малого бизнеса в России


1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса


В современной российской истории предпринимательство как социально-экономическое явление существует уже более 20 лет. Начало было положено в 1985 г. Законом об индивидуальной трудовой деятельности. По нему личная собственность, не используемая ранее в интересах общества, приобретала производительный характер, составляя весьма существенную долю в производстве ряда товаров и услуг. В общем объеме бытовых услуг - ремонт квартир, автомобилей и сложной бытовой техники - около 1/3 всех работ выполнялись людьми, занимавшимися индивидуальной трудовой деятельностью.

Прообразом малых предприятий явились кооперативы. Их число из года в год росло. Это подтверждалось объемами производства, продажи товаров и оказания услуг. В 1987 г. он составил 330,7 млн. руб., в 1988 г. – 6,1 млрд руб., в 1989 г. – 40,3 млрд руб. Кооперация к концу 1989 г. дала около 4 % всего внутреннего национального продукта страны.

Кооперативный сегмент в значительной степени зависел от государственного сектора и развивался на его основе. Более 80 % кооперативов было создано при госпредприятиях, у которых они арендовали 58% основных фондов. Лишь 36% фондов составляла собственность кооперативов.

Период с 1985 по 1987 г. можно обозначить как первый этап в истории развития отечественного предпринимательства. Для него характерна деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при научных и общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер.

Сфера деятельности малого предпринимательства расширяется на втором этапе (1987-1988 гг.), когда оно развивалось в основном в виде кооперативов. Количество людей, принимавших в нем участие, увеличилось. Четко выделилось молодое поколение предпринимателей.

Со временем часть кооперативов превратилась в частнопредпринимательские предприятия. Определенные проблемы наблюдались в кооперативах, организованных при предприятиях или в их составе. Во-первых, такие кооперативы, как правило, не выходили напрямую на потребительский рынок. Они прежде всего работали на внутрипроизводственные нужды. Хотя именно с развитием кооперации связывались немалые надежды на пополнение рынка потребительских товаров и услуг. Во-вторых, они были каналом перевода безналичных финансовых ресурсов в наличные.

Одним из серьезных препятствий для развития малых предприятий явились противоправные действия (рэкет, взятки и др.).

Третий этап пришелся на 1989-1990 гг. Для него характерно принятие законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. В результате расширились сферы деловой активности предприимчивых людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. К 90-м гг. доля малых предприятий в объеме ВВП стабильно росла. В начале 1990 г. в стране насчитывалось 200 тыс. малых предприятий. На них было занято 4,9 млн человек, объем производимой ими продукции оценивался в 40 млрд руб.

В связи с подготовкой к проведению малой приватизации было узаконено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии. Малый бизнес привлекал все большее количество работников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы. Увеличение числа малых предприятий вело к конкуренции между предпринимателями, что потребовало определенных навыков, фундаментальных знаний основ рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и т.п.

Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, чему способствовал переход 1 января 1989 г. всех государственных предприятий на самофинансирование и хозяйственный расчет. Аренда дала возможность соединить средства производства с непосредственным производителем в одном лице – трудовом коллективе. Эти отношения стали организационно-экономической основой акционирования и приватизации.

Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. В это время происходит быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. На начало 1991 г. в России действовало 134,6 тыс. кооперативов. Ими было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн руб. Доля кооперативов в общем объеме производства товаров народного потребления выросла с 0,4 до 2,9 % в объеме розничного товарооборота (включая общественное питание) – с 0,6 до 1,1%, в общем объеме реализации бытовых услуг населению – с 4,6 до 18,4%. Этому способствовало принятие новых законов о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности и ряда других. 1992 г. – год шоковой терапии – характеризовался самыми высокими темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них (7,7% от общего числа занятых). Наблюдалось становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т.п.), коммерческой торговли, укрепление финансовых институтов.

Развитие кооперативного движения за первые пять лет отражено в таблице 1.


Таблица 1 Развитие кооперации в 1988-1993 гг. (на начало года)1


1988 г. 1989 г. 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г.
Число действующих кооперативов 77,3 338,9 1102,2 1134,6 778,4 444,8
Численность работающих, тыс. человек 669,7 7708,2 22688 33512 22665 9941,0

Объем реализации продукции за год, млн руб.,

в том числе непосредственно населению, млн руб.

1168,2


-

33326


11256

224875


33404

442801


24433

49425


99934

1183759


338440


Из таблицы видно, что с 1992 г. происходит свертывание кооперативного движения и постепенная его трансформация в другие формы. Позднее многие профильные кооперативы оказались наиболее конкурентоспособными, а некоторые из них стали крупными предпринимательскими структурами. На их базе были созданы союзы, акционерные общества, совместные предприятия.

К пятому этапу можно отнести 1993 – 1994 гг. – период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Появилось множество собственников и интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. В эти годы были заложены основы рыночных отношений. Сформировавшиеся капиталы способствовали расширению инвестиционной деятельности, развитию предпринимательства.

В 1993 г. были сделаны первые шаги по правовому и организационному обеспечению малого предпринимательства как особого сектора экономики России. Для эффективного функционирования рыночной экономики в нашей стране необходимо было иметь 10-15 млн малых предприятий. На начало 1993 г. действовало чуть больше 300 тыс., что свидетельствовало о том, что малое предпринимательство еще не сформировалось.

К числу негативных моментов этого периода относится свертывание деятельности малых предприятий в капиталоемких и наукоемких отраслях, развитие и укрепление позиций "теневой" экономики.

Шестой этап начался с 1995 г. и продолжался до 1998 г. К этому времени практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование.

В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий. Нерентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными предприятиями и свертывали свою деятельность.

Начиная с 1993 – 1994 гг. темпы роста малых предприятий начали снижаться. Так, по оценке Госкомстата России, в 1992 г. они составляли 209%, в 1994 г. – 103,7%. В I квартале 1995 г. впервые наблюдалось сокращение количества малых предприятий. Динамика изменения количества малых предприятий начиная с 1991 г. представлена в таблице 2.

На замедление роста числа малых предприятий в 1994 – 1996 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, в ходе которой они меняли организационные формы или просто ликвидировались.


Таблица 2 Динамика развития малых предприятий, 1991 – 1997 гг. (на конец года)1

Год Всего малых предприятий (тыс.) Темп роста числа малых предприятий (%)
1991 268 100
1992 560 209
1993 865 154
1994 896,9 104
1995 877,3 98
1996 829,4 95
1997 837,9 101

Седьмой этап в развитии малого предпринимательства начался после 1998 г. и продолжается до настоящего времени.

Проведенный анализ показывает, что предприятия малого бизнеса формировались и развивались в сложных экономических, социальных, политических условиях. Препятствиями его развития являются неразвитость сектора частной собственности, отсутствие оптового рынка сырья, материалов, оборудования, неразвитость рынка рабочей силы, неподготовленность кредитной системы для финансирования малых предприятий, правовая незащищенность новых юридических лиц, отсутствие государственной программы помощи малому бизнесу.

Для расширения сферы предпринимательской деятельности в России требовалась государственная поддержка малых предприятий на всех уровнях, и прежде всего в сфере кредитования и страхования, стимулирования его инвестиционной активности.


1.2 Состав и структура российского малого предпринимательства


Российский малый бизнес, как и малый бизнес в любой другой стране, многолик и включает в себя разные типы и формы предпринимательства. Самый тонкий, "верхний" слой его – это немногочисленные, малые по числу занятых, но вполне капиталообеспеченные, работающие на основе интенсивных передовых технологий, освоившие российский рынок и делающие успешные шаги на международном рынке фирмы. Отрадно, что к их числу принадлежат и некоторые предприятия, работающие в сфере высоких технологий, - такие сложившиеся как малые предприятия, хорошо известные ныне софтверные фирмы, относящиеся уже к среднему бизнесу, как производящая бухгалтерскую программу "1С" фирма Б.Нуралиева, специализирующиеся на правовых базах данных "Гарант" и "Консультант-Плюс" или на антивирусных программах – "Лаборатория Касперского". Они начинали свою деятельность буквально с нуля (если не считать хорошей бизнес-идеи). Есть и примеры, правда, весьма немногочисленные, успеха в области продвижения российскими малыми предприятиями биологических, медицинских, химических технологий. Это своего рода элита малого бизнеса, обладающая большим потенциалом, перспективами быстрого роста объемов продаж, капитализации и ухода из сферы собственно малого предпринимательства.

Далее, в России сейчас уже немало относительно крепких, потихоньку развивающихся, осваивающих рынки смежных регионов малых предприятий, перспективы которых не столь радужны, но тоже вполне определены: постепенный рост продаж, обрастание собственной сетью клиентов, увеличение, а затем стабилизация численности сотрудников, появление кредитной истории и в перспективе более или менее продолжительная жизнь (последнее зависит от того, насколько прочно они смогут занять и удерживать какую-либо востребованную нишу в производстве и предложении уникальных изделий или услуг). Возможно, именно в этом сегменте сложатся какие-нибудь знаменитые "Иванов и сыновья" или "Петров и Сидоров", которые когда-нибудь будут гордиться именно тем, что уже несколько столетий производят один и тот же – хотя и постоянно совершенствуемый – продукт, пользующийся заслуженным успехом у потребителя. Здесь будут заложены традиции почтенных семейных предприятий, чей товарный знак будет стоить не меньше, чем прочие их активы.

Наконец, за ними идет уже гораздо более широкий слой малых и мелких фирм, жизнь которых – непрерывная борьба за выживание. Среди них всякого рода небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские, туристические бюро, ресторанчики, благополучие которых зависит от слишком многих факторов: наличия или отсутствия аналогичных фирм-конкурентов поблизости, изменчивости вкусов покупателей, благосклонности местной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов. Горизонт видения перспективы развития бизнеса у руководителей таких предприятий очень узок – заедает текучка, постоянные нелады с поставщиками и персоналом, а вечные проблемы с уплатой налогов и арендной платой порой не дают даже просчитать рентабельность бизнеса. О развитии в этих условиях можно мечтать, но его нельзя планировать.

Самый нижний слой – это так называемые самозанятые. Сюда входят как небольшие семейные предприятия (муж и жена, отец и сыновья), которые заняты оказанием нехитрых бытовых и ремонтных услуг наименее обеспеченным группам населения, так и портнихи-надомницы, "помощницы по дому", наконец, бабушки, торгующие своими овощами и пирожками на рынках, автотрассах. Некоторые из них носят гордое звание "предпринимателя без образования юридического лица" и даже платят некоторые налоги, а по случаю используют и наемный труд, большинство же– труженики теневой экономики. Эти малые предприниматели будут сильно удивлены, если определить их деятельность такими словами. Они просто "крутятся", чтобы прокормить семью или чуть подзаработать к крохотной пенсии, и о большем не задумываются.

Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая об их включенности в воспроизводственный процесс страны, степени влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов, участия в решении социальных проблем и т.д.

Основная масса предприятий действует в сфере торговли и общественного питания. При этом посредническими операциями часто занимаются и предприятия неторгового профиля. Можно сделать вывод о том, что сегодня торговля и общественное питание являются определяющей сферой интереса малого бизнеса.

Малые предприятия сферы торговли и общественного питания меньше по размерам других предприятий, их экономический (объем услуг) и социальный (занятость) эффект в расчете на одно предприятие ниже, чем в целом по малому бизнесу. Подобное положение в немалой степени обусловлено многочисленностью предприятий указанного профиля, более высоким уровнем конкуренции, которая вынуждает жестко контролировать цены и количество занятых. Кроме того, предприятия, специализирующиеся на торговле импортными продуктами, испытывают сильную зависимость от динамики курса доллара по отношению к рублю.

Иная картина складывается в строительстве и промышленности. Экономический и социальный эффект на одно предприятие в строительстве и промышленности соответственно в 3 и 1,5 раза выше, чем в торговле и общественном питании. Нужно заметить, что отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли, строительства и общественного питания.

В сфере материального производства малый бизнес преимущественно действует в пищевой промышленности (производство полуфабрикатов, фасовка, выпечка и другие технологически несложные производства), производстве отдельных видов бытовых и специальных приборов, узлов (домофоны, радиоустройства), комплектующих для жилого фонда (окна, двери, решетки, заборы и т.д.), деревообработке и другие.

Возрастает роль малых предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию. Ежегодно они наращивают научно-технический и производственно-технологический потенциал. В радиоэлектронике и приборостроении более 35% малых предприятий связаны с разработкой и внедрением новой продукции и технологий.

В настоящее время сложились две основные группы малых предприятий в промышленности. Одна ориентирована на дорогостоящие импортные технологии или хотя бы частичные импортные поставки сырья и комплектующих.

Эти предприятия имеют высокую капиталоемкость и, как правило, низкую рентабельность. Они не связаны с отечественными производителями оборудования и технологий, не участвуют в субподрядных или иных организационно-правовых отношениях с отечественным предпринимательством.

Другая группа предприятий сориентирована на промышленное использование перспективных отечественных разработок и оборудования. Эти производства лучше интегрированы в народное хозяйство, имеют более высокие технико-экономические показатели деятельности.

Деятельность малого бизнеса в сфере услуг значительно более активна и разнообразна. Объем платных услуг населению на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых частными индивидуальными предпринимателями.


Малый бизнес в России

Рис. 1 Число малых предприятий по видам экономической деятельности в 2006 г., в % (на конец года)1


Перспективы малого бизнеса в научной и инновационной сфере – острый и противоречивый предмет. С одной стороны, в России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных научно-исследовательских институтов, в высоком уровне технического образования. С другой стороны, этот потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. В силу этого инновационный бизнес – пока новинка для российского рынка. Но он существует и развивается, причем преимущественно в малых формах.

Число малых предприятий по видам экономической деятельности представлено на рисунке 1.


1.3 Правовые основы малого бизнеса


Деятельность юридических и физических лиц, различная по своим целям, регулируется гражданским законодательством. Для обозначения любого вида деятельности, имеющей целью извлечение прибыли, используют понятие "предпринимательская деятельность".

Определение этого понятия содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), в котором указаны наиболее ее значимые юридические признаки. Под предпринимательской деятельностью понимается "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке"1.

Предпринимательская деятельность осуществляется в строго определенных законом организационно-правовых формах. Система, порядок образования и правовой статус коммерческих организаций закрепляются ГК РФ и специальным законодательством, которое принято и будет еще приниматься в развитие норм Конституции РФ и ГК РФ.

Современное российское законодательство позволяет вести индивидуальную предпринимательскую деятельность. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ, в соответствии с которой предпринимательской является деятельность:

самостоятельная;

осуществляемая на свой риск;

направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Следовательно, указанная деятельность является прежде всего самостоятельной. Предприниматель сам планирует рабочее время и время отдыха, только он решает, куда именно вкладывать свой капитал, заключать или не заключать какую-либо сделку. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск, т.е. в случае неудачи им придется нести имущественную ответственность собственным имуществом. Предпринимательской будет только такая деятельность, при которой граждане преследуют цель систематически, неоднократно получать прибыль от своей деятельности. При этом неважно, была ли прибыль получена реально.

Эта деятельность называется индивидуальной, поскольку предпринимательской деятельностью можно заниматься с образованием юридического лица – особого субъекта гражданского права. В этом случае данной деятельностью будет заниматься новый субъект – юридическое лицо. Закон предоставляет возможность заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Именно эта деятельность и называется индивидуальной. Законом предусмотрено, что индивидуальной предпринимательской деятельностью можно заниматься лишь после регистрации себя в регистрационной палате в качестве индивидуального предпринимателя.

В отдельных случаях дополнительно к регистрации необходимо еще получить специальное разрешение (лицензию). За осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности без регистрации, а в необходимых случаях без лицензии, граждане могут быть привлечены к административной или даже уголовной ответственности.

Особенности правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности. Согласно ст.23 ГК РФ к индивидуальной предпринимательской деятельности применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если только иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Одни и те же нормы регулируют отношения как между коммерческими организациями, так и между гражданами-предпринимателями или с их участием. Данное обстоятельство придает большую "строгость" регулируемым отношениям. Так, обязательство, связанное с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, должно исполняться точно в срок. По общему правилу не допускается его досрочное исполнение (ст.315 ГК РФ). Следует отметить солидарный характер обязательств нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью (ст.322 ГК РФ). Существенной особенностью является то, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, по общему правилу отвечает независимо от своей вины (п.3 ст.401 ГК РФ). Следовательно, предприниматель будет отвечать даже за случайное нарушение договорных обязательств. Чтобы в этом случае освободиться от ответственности ему необходимо доказать, что нарушение договора является следствием непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Предприниматель в самом договоре вправе указать на виновные основания ответственности.

В качестве же мер ответственности, которые могут быть применены к предпринимателю, следует указать, что он прежде всего обязан за счет своего имущества возместить партнеру убытки, включая упущенную выгоду, а также уплатить неустойку, если она была предусмотрена законом или договором. За просрочку исполнения денежного обязательства законом предусмотрена уплата процентов за пользование чужими денежными средствами. Особенностью индивидуальной предпринимательской деятельности является то, что все споры подлежат рассмотрению в арбитражных судах, а не в судах общей юрисдикции. Это могут быть споры, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств; об изменении или расторжении договоров; споры по поводу права собственности на имущество; споры, связанные с уплатой налогов и иных платежей в бюджет и другие. Наконец, отказ в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или уклонение от такой регистрации можно также обжаловать в арбитражный суд. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Дело о признании индивидуального предпринимателя банкротом рассматривается в арбитражном суде. Основания и порядок признания его банкротом определены в Законе Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Согласно ст.1 и 3 указанного Закона дело о несостоятельности рассматривается в суде при наличии двух следующих условий:

предприниматель задолжал своим кредиторам на общую сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда;

предприниматель не способен выполнить требования кредиторов о возврате долга в течение трех месяцев со дня наступления сроков исполнения обязательства.

Кредитор по истечении недельного срока после письменного предупреждения предпринимателя о необходимости исполнения обязательства вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

1.4 Особенности и функции малого предприятия


Малый бизнес – дело многотрудное и сопряженное с многочисленными рисками и опасностями. Все "плюсы" и "минусы" этой формы экономической самодеятельности легко проиллюстрировать с помощью так называемой СВОТ – таблицы.


Таблица 3 СВОТ – анализ малого бизнеса (МБ) как модели экономической самодеятельности1

Сильные стороны МБ Слабые стороны МБ Возможности МБ Угрозы существованию МБ
1. Небольшой стартовый капитал Ограниченный (локально) рынок Рост до уровня "большого" бизнеса Быстрота полного разорения
2. Высокая эффективность Ограниченные перспективы роста Сбалансированное развитие Быстрое достижение "потолка" роста
3. Гибкость Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры Прочная ниша на своем рынке Легкость проникновения конкурента в эту нишу
4. Самостоятельность Отсутствие влиятельной поддержки Творческая самореализация Уязвимость перед попытками силового давления сильных мира сего

Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Во многом его развитие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной культурной среде. Если несколько десятилетий назад залогом успешного сбыта товаров было его соответствие рыночным стандартам, то теперь - новизна, оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса. Развитию малого бизнеса способствует и региональная дифференциация производства и потребления. Значительная часть малых предприятий создается для освоения ресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышения транспортных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий производства или спроса.

Одно из главных отличий малого предприятия от крупного предприятия - порядок финансирования, предполагающий использование в первую очередь и главным образом внутренних источников: доходов фирмы, личных средств руководителя, средств родных, друзей. В условиях развитого рынка для малых предприятий существует еще один источник - банковский кредит, предоставляемый как непосредственно, так и в рамках специальных программ, с привлечением специализированных программ, специализированных финансовых структур, при поддержке государства. Малые предприятия склонны к трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала. Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, малые предприятия вынуждены, с одной стороны, экономить на оплате труда, а с другой - интенсифицировать труд работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров, что является несомненным минусом для развития фирмы. Решая вторую, стремятся повысить степень вовлеченности работников в дела предприятия, создавая для этого особый тип внутрифирменных взаимоотношений - отношений членов большой семьи.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в-четвертых – налогоплательщика, в-пятых – агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В–третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения.

Таким образом, подробно рассмотрев теоретические аспекты малого бизнеса, можно сделать вывод о том, что малое предпринимательство в экономике играет огромную роль. Поэтому необходимо создать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Но в России этот важнейший сектор экономики пока не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, поскольку он сталкивается с множеством различных проблем.


Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути их решения


2.1 Состояние малого бизнеса на данном этапе


Современное состояние малого предпринимательства отличается сложным характером. По данным Госкомстата России на 1 июля 2007 г. число зарегистрированных малых предприятий в России составило 1 133 800, что на 10,2% больше, чем на 1 июля 2006 г. На 100 000 жителей у нас приходится 790,2 малого предприятия — рост по сравнению с 1 июля 2006 г. на 72,9 единицы. Но это на порядок ниже, чем в развитых экономиках. Численность предпринимателей за 2003-2007 гг. отражена в таблице 4.


Таблица 4 Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах (на 1 января)1

Годы Тыс. человек
2003 4675,0
2004 4670,1
2005 2448,9
2006 2747,4
2007 2988,3

Вклад малого бизнеса в ВВП составляет всего 17% притом, что в развитых странах эта цифра превышает 50%. При этом доля инновационного бизнеса не достигает и 1%.

Правительство России озабочено тяжелым положением малого бизнеса. В очередной раз делается непростая попытка "хорошими" бюрократическими процедурами побороть "плохие" бюрократические процедуры.

На прошедшем недавно заседании госсовета Владимир Путин сокрушался по поводу проблем предпринимателей: "До сих пор ведь невозможно месяцами начать собственное дело. В каждое учреждение нужно ходить с взяткой: к пожарным, к санитарам - к кому только не нужно ходить, ужас какой-то просто!"2 По поручению Путина Минэкономразвития и Минфин разрабатывают меры поддержки малого бизнеса. Премьер Виктор Зубков дважды поднимал эту тему на последних заседаниях правительства, поддержал инициативы "Опоры России" и создал совет по малому предпринимательству с вице-премьером Александром Жуковым во главе.

Список мер, над которыми работают чиновники, впечатляет: тут и сокращение времени и количества проверок, и упрощение системы налогообложения, и облегчение доступа к инфраструктуре (помещения и сети естественных монополий), и облегчение доступа к финансовым ресурсам институтов развития.

Прошлогоднее исследование делового климата в России показало, что важнейшие для малого бизнеса факторы предприниматели оценивают так: возможность создания бизнеса "с нуля" - 2,88 (по 7-балльной шкале), защищенность частной собственности - 2,94, свобода от коррупции - 3,03, законодательная база - 3,17, налоговое администрирование - 3,59, надзор и контроль - 3,63, деятельность региональных властей по развитию инфраструктуры - 3,73, отношение населения к предпринимателям - 3,86.1

Правительство России поставило перед собой задачу довести численность среднего класса к 2020 году до 60 - 70% , а малый бизнес как раз и является основой для расширения среднего класса. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.


2.2 Проблемы малого бизнеса и пути их решения


Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина того, что малых предприятий у нас в стране, по сравнению с экономически развитыми странами, так мало - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в состоянии приступить к реальному производству продукции. Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но и экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей. Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в "коридорах власти", так и не получив "добро" на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам. Наиболее важные проблемы предпринимателей проиллюстрированы в таблице 5.


Таблица 5 Наиболее важные проблемы предпринимателей


2007 г.
Арендная плата 68%
Недостаток помещений 53%
Бюрократия 49%
Взятки и поборы, коррупция 47%
Налоговое бремя 35%
Нехватка финансов 35%
Несовершенство законодательства 34%

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Государственная политика должна быть развернута в сторону малого предпринимательства, что предполагает проведение комплекса мер по его поддержке, включающего:

разработку государственных программ развития малого бизнеса;

создание государственного банка гарантий и развития по поддержке инвестиционных проектов малого и среднего предпринимательства;

целевую поддержку отдельных общественно значимых видов предпринимательской деятельности субъектов малого предпринимательства;

стимулирование научно-технического и инновационного потенциала малых предприятий;

включение предприятий малого бизнеса в систему производственных кооперационных связей с крупными предприятиями;

организация сети интеграционных объединений взаимосвязанных предприятий;

поддержку экспортно-ориентированных малых предприятий;

создание льготных условий для кредитования и инвестирования в малый бизнес;

предоставление малым предприятиям субсидий на создание новых рабочих мест;

оказание информационно-консультационной поддержки предприятиям малого бизнеса.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного- отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит. Величина инвестиций в основной капитал малых предприятий по видам экономической деятельности 2005-2006 гг. представлена в приложении.

Как свидетельствует мировой опыт, наиболее эффективно функции финансирования высокорисковых и низкорентабельных программ и проектов выполняют специализированные финансовые институты – банки развития. По мнению российских экспертов, именно этот механизм органично вписывается в рыночную экономику, сочетает в себе интересы государства и частного бизнеса. С его помощью выстраивается система взаимоотношений, которая позволяет ограничить риски и распределять ресурсы в приоритетные для страны сегменты экономики.

В мае 2007 г. учрежден российский Банк развития, после долгих многолетних обсуждений и дискуссий о принципах его деятельности и месте в финансовой системе страны, что, несомненно, будет способствовать расширению долгосрочного кредитования общенациональных и региональных программ структурных преобразований в экономике, повышению в ее структуре удельного веса наукоемких отраслей.

По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

нормативно-правовое;

финансово-кредитное;

обеспечение безопасности;

информационно-техническое;

организационное;

кадровое и консультационное обеспечение;

внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.


2.3 Создание собственного дела


Какие следует иметь условия, необходимые для создания собственного дела?

В соответствии с гражданским законодательством дееспособный гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, или в установленном порядке создать собственное дело в определенной организационно-правовой форме.

Создание собственного дела является формой выражения экономической свободы и мотивации людей. Создание собственного дела в России осуществляется в соответствии с действующим гражданским законодательством, федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах участников предпринимательской деятельности и нормативными актами, регулирующими весь процесс создания и функционирования предпринимательских организаций. Создание собственного дела в той или иной организационно-правовой форме предполагает наличие следующих предпосылок:

наличие имущества для формирования первоначального капитала;

наличие определенного объема финансовых средств, необходимых для формирования минимального размера уставного капитала;

наличие нежилых помещений, необходимых для размещения офиса будущей организации и осуществления намеченных видов деятельности, или наличие возможностей для заключения договора аренды нежилых помещений;

предварительное изучение предполагаемого рынка, на который предприниматель будет предлагать для реализации результаты предпринимательской деятельности;

формирование команды квалифицированных учредителей (партнеров) собственного дела, хорошо знающих технологию осуществления определенных видов деятельности, ведение бухгалтерского и финансового учета и др.

Важно самому предпринимателю объективно ответить на следующий вопрос: Обладаю ли я всем необходимым, чтобы вести собственное дело? Поскольку предприниматель на своей фирме будет самым главным работником, ему необходимо дать своим положительным и отрицательным чертам объективную оценку. Вот несколько вопросов, которые он должен задать себе: Я сам начинаю дело? Насколько я умею ладить с людьми? Обладаю ли я достаточным запасом физических сил и эмоциональным потенциалом для успешного ведения дела? На сколько хорошо я планирую и организую свои дела? Достаточно сильно ли мое желание придерживаться намеченной цели? Как ведение бизнеса отразится на моей семье? Достаточно ли у меня знаний, чтобы заниматься данным видом бизнеса?

Но надо ответить и на вопрос, какой вид бизнеса следует выбрать? Обычно наилучшим видом бизнеса является тот, для ведения которого уже имеются определенные навыки. Он может проконсультироваться со службами поддержки предпринимательства о потенциальных возможностях различных видов бизнеса в своем районе. Соответствие его квалификации возможностям местного рынка увеличит шансы на успех.

Какими принципами следует руководствоваться при создании собственного дела?

Задумав создать собственное дело, будущий предприниматель должен ответить на ряд вопросов:

для кого будет работать его фирма, кто его будущие потребители (покупатели), есть ли для него место под "солнцем рынка". Поэтому процесс принятия предпринимательского решения должен начинаться с оформления идеи – для кого производить продукцию, товары, выполнять работу, кому оказывать услуги (в зависимости от вида и типа рынка);

что производить, какие конкретно товары, какие конкретно выполнять услуги, я затем уже определить, есть ли у него все условия и факторы для своей деятельности. При этом следует помнить, что предприниматели имеют право заниматься только законной и лицензируемой деятельностью;

как производить продукцию, выполнять работы, оказывать услуги, на какой технической и технологической основе, с какими качественными характеристиками, с какими издержками, с каким уровнем конкурентной способности. Поэтому очень важно знать, какое сложилось соотношение на рынке между спросом и предложением товара, который собирается предложить предприниматель (в любой сфере деятельности – производственной, торгово-посреднической, финансово-кредитной) на рынке, причем не вообще на рынке, а на определенном территориальном рынке. Если спрос большой и устойчивый, то есть смысл создать собственное дело и производить данные товары.

Будущий предприниматель, планируя создать собственное дело, должен руководствоваться важнейшими рыночными принципами, среди которых можно выделить следующие:

- Во-первых, нужно найти потребность и удовлетворить ее, поскольку предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение чужих потребностей. Предприниматель работает не для себя, а для удовлетворения конкретных потребностей, а сам, соответственно, получает прибыль.

- Во-вторых, производить товары следует с более низкими издержками (себестоимостью), иначе рынок может не признать эти товары, а предприниматель не сумеет их реализовать (продать) и получить планируемую прибыль.

- В-третьих, предприниматель, устанавливая цену на производимые товары, должен учитывать поведение конкурентов, покупательский спрос потребителей, уровень насыщения рынка. Завышенная оптовая цена не позволит своевременно продать товары, а заниженная – получить необходимый объем прибыли. Проблема ценообразования играет существенную роль в механизме создания и функционирования собственного дела, общий алгоритм которого можно выразить следующей краткой схемой: предпринимательская идея – цели предпринимателя – разработка предпринимательского проекта – реализация его в виде создания собственного дела – функционирование организации.

Успешный американский предприниматель М.Смолл сформулировал пять правил достижения цели (идеи).

Примите решение: я могу делать деньги. В наше время в нашей стране человек может стать богатым.

Для того чтобы зарабатывать деньги, вы должны думать об этом постоянно – во время еды, прогулки и даже ночью, когда спите.

Существует много областей деятельности, в которых вы можете добиться успеха. Ищите и вы найдете их.

Вы будете ошибаться. Но не падайте духом. Учитесь на своих и чужих ошибках. Начинайте снова с того момента, где вы споткнулись. Идите вперед!

Когда вы остановитесь на какой-либо идее, постоянно продумывайте ее, развивайте и не оставляйте до тех пор, пока не достигните цели.

Без поставленной ближайшей (тактической) и отдаленной (стратегической) цели нечего и думать пускаться в плавание по морю, называемому предпринимательством, где вас ожидают рифы и штормы (риски), а может накрыть и "девятый вал" (банкротство).

Итак, если мы имеем предпринимательскую идею, четко сформулированную цель, теперь можно смело приступать к созданию собственного дела!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и проанализировать основные и наиболее острые его проблемы.

Подводя итог, следует еще раз отметить, что малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Развитие малого бизнеса имеет не только экономическое, но и социальное значение. Именно поэтому в последнее время вопрос поддержки малого бизнеса вышел на первый план в государственной политике правительства. За последнее время в этом направлении было сделано очень многое. Наблюдается значительное увеличение малых предприятий по сравнению с предыдущими годами. Но это на порядок ниже, чем в экономически развитых странах. Поэтому одним из ведущих направлений государственной политики является разработка комплекса мер по расширению и развитию предприятий малого бизнеса в нашей стране. Это и облегчение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, и льготы по налогообложению, и сокращение времени и количества проверок надзорных органов, снижение коррупционного давления и др. Ведь только так можно достичь одну из основных целей стратегии развития страны до 2020 года, предусматривающей кратное увеличение граждан со средним достатком - до 70 % от всех россиян. Именно такова доля представителей малого и среднего бизнеса в развитых державах.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Володин В. Большие проблемы малого бизнеса // Ведомости. – 11.03. 2008. - №43.

2. Гражданский кодекс РФ: Федеральный закон от 26.11.2001 N 51-ФЗ //Консультант плюс.

3. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: учебное пособие / М.Г. Лапуста – М.: НОРМА, 1997.

4. Малое предпринимательство//Российский статистический ежегодник: стат. сб. /Госкомстат России. - М., 2006.

5. Маслов Д. Миллион для малого бизнеса // Огонёк. – 11.06.2007 – №24.

6. Саляхова Н. О комиссии по малому и среднему бизнесу // Итоги. – 20.02.2008 - №6.

7. .Ясин Е.Г. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и Будущее / Е.Г.Ясин, С.Н. Чепуренко – М.: Новое издательство, 2004.

8. Альянс Медиа //http://www.allmedia.ru/

9. Газеты.ру // http://gazeta.ru/

10. Деловая пресса - портал электронных средств массовой информации для предпринимателей // http://businesspress.ru/

11. Федеральная служба государственной статистики //http://www.gks.ru/

12. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства //http://www.nisse.ru/


Приложение


ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.1



2005 2006

Млн. руб. В процентах к итогу Млн. руб. В процентах к итогу
Всего 120469,1 100 171321,7 100
из них:



сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3253,8 2,7 5921,4 3,5
рыболовство, рыбоводство 295,2 0,2 336,1 0,2
добыча полезных ископаемых 2795,4 2,3 7005,3 4,1
обрабатывающие производства 20857,2 17,3 23310,2 13,6
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 470,3 0,4 262,1 0,2
строительство 31050,2 25,8 53929,1 31,5
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 22621,0 18,8 22774,8 13,3
гостиницы и рестораны 2007,0 1,7 1293,5 0,8
транспорт и связь 6798,9 5,6 10815,8 6,3
в том числе связь 1664,1 1,4 1192,4 0,7
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 27514,8 22,8 40933,5 23,9
образование 20,7 0,0 27,8 0,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг 264,1 0,2 1101,2 0,6
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2403,8 2,0 3495,3 2,0

1 «Премьер и президент поддерживают малый бизнес» ИА "Альянс Медиа" по материалам РБК 26.04.2007. http://www.allmedia.ru/

1 Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. – М., 2004. С.137.

1 Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. – М., 2004. С.141.

1 «Малое предпринимательство». Российский статистический ежегодник 2007 г // http://www.gks.ru.

1 Часть 3 п.1 ст.2 ГК РФ.

1 Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. – М., 2004. С.10.

1 «Мнение предпринимательского сообщества о состоянии и проблемах развития МБМ в 2007 г.» //http://www.nisse.ru/

2 «Ведомости» №43 (2065), 11 марта 2008.

1 «Бизнес-демография». - 2008 г //http://www.nisse.ru/

1 «Малое предпринимательство». Российский статистический ежегодник 2007 г // http://www.gks.ru.

Похожие работы:

  1. • Современное состояние малого бизнеса в России
  2. • Современное состояние малого бизнеса в России
  3. • Малый бизнес в России
  4. • Проблема развития малого бизнеса в России и мировой ...
  5. • Современные проблемы развития малого бизнеса в России и пути ...
  6. • Перспективы малого бизнеса
  7. • Российский малый бизнес: проблемы и перспективы
  8. • Развитие малого бизнеса в России на примере курорта ...
  9. • Проблема налогообложения малого бизнеса в современной России
  10. • Государственное регулирование деятельности малого бизнеса
  11. • Малый бизнес России
  12. • Малый бизнес, его место и роль в рыночной ...
  13. • Современный малый бизнес в России
  14. • Финансовые проблемы развития малого бизнеса в России
  15. • Кредитование малого бизнеса
  16. • Развитие малого бизнеса в России
  17. • Кредитование малого бизнеса
  18. • Государственная поддержка малого бизнеса
  19. • Развитие малого бизнеса
Рефетека ру refoteka@gmail.com