БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
На тему:
«СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»
МИНСК, 2009
1. Нормативно-правовая база, регулирующая малый бизнес
Первые субъекты малого бизнеса стали возникать еще в Советском Союзе. Так, постановлениями Совета Министров СССР № 160 от 05.02.1987 г. «О создании кооперативов общественного питания» и № 162 от 05.02.1987 г. «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления» было разрешено создание кооперативов в сфере общественного питания и кооперативов по производству товаров народного потреблени. Эти постановления фактически открыли дорогу частному предпринимательству, которое до этого времени не было законодательно разрешено.
Данными нормативными актами были определены цели и задачи кооперативов, принципы их деятельности, членство в кооперативе, права и обязанности его членов, образование и использование средств кооперативов, организация и оплата труда, управление кооперативом.
С одной стороны, кооперативам при создании предоставлялись льготы. Исполкомы и предприятия могли передавать кооперативам в аренду или безвозмездно здания, помещения, оборудование или другое имущество, относящееся к основным средствам. На формирование оборотных средств банки обязаны были выдавать кратко- и долгосрочные кредиты под льготные проценты. Были установлены и очень низкие по сравнению с государственным производством ставки подоходного налога. Кооперативы получили большие по сравнению с государственными предприятиями права по самостоятельному установлению цен на готовую продукцию, по оплате труда.
С другой стороны, имелись значительные ограничения деятельности кооперативов. Их было разрешено создавать только в сфере общественного питания, производства товаров народного потребления и только с согласия и по инициативе исполкомов местных Советов. Выставлялось очень важное условие функционирования кооперативов – обеспеченность ресурсами. Государство разрешило Госснабу СССР продавать кооперативам оборудование и материалы или по розничным, или по оптовым ценам, но с увеличивающими коэффициентами.
Создавая столь противоречивые условия жизнедеятельности кооперативов, государство, с одной стороны, уступало давлению обстоятельств – нараставшим экономическим трудностям в госсекторе, с другой – стремилось взять кооперативное движение под жесткий контроль.
26 мая 1988 г. Верховным Советом СССР был принят Закон «О кооперации в СССР» № 8998-ХI. Закон устанавливал основные принципы развития кооперативов, определял отношения государства и кооперации, гарантировал свободный выбор форм хозяйственной деятельности кооперативов, открывал широкий простор для инициативы и самоуправления, повышал ответственность членов кооператива за результаты своего труда. Он гарантировал гражданам права добровольного вступления в кооператив и свободного выхода из него, участия в управлении всеми делами кооператива; самостоятельность коллективного хозяйствования и независимость кооператива в принятии решений по выполнению его уставных задач; социальную справедливость и социальное равенство в праве на труд; личные доходы, соответствующие количеству и качеству труда, и право на социальное обеспечение. В законе определялись главные задачи кооперации, типы кооперативов, создание и принципы их деятельности, управление кооперативом, собственность кооператива, права и обязанности членов кооператива.
Дальнейшее развитие малого бизнеса в Республике Беларусь связано с принятия Верховным Советом БССР 14 декабря 1990 г. Закона «О предприятиях» № 462-ХII, которым были определены общие правовые, экономические и социальные основы организации предприятия при многообразии форм собственности и его деятельности в условиях развития рыночных отношений [16], а также с Постановлением Совета Министров БССР 20 мая 1991 г. «О малых предприятиях в Белорусской ССР». Данным постановлением Совет Министров БССР закрепляет в качестве одной из важных мер экономической реформы создание дополнительных производственных мощностей и рабочих мест за счет развития в республике малых предприятий, способных обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса. Данным документом была ужесточена регистрация малых предприятий, и было дано определение малых предприятий с учетом критерия численности. Согласно этому постановлению, малые предприятия разрешалось создавать как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики. При крупных предприятиях создавались малые государственные предприятия. Им передавалось оборудование, сырье, материалы.
28 мая 1991 г. Верховным Советом Республики Беларусь был принят Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» № 813-ХII, который определил правовые и экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, порядок ее регистрации и прекращения, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, ответственность государственных или иных органов и их должностных лиц за нарушение прав предпринимателей, установил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь. Закон создал условия для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.
В целях практической поддержки предпринимательства и развития частной инициативы Совет Министров Республики Беларусь 28 января 1992 г. принял Постановление № 36 «О развитии предпринимательства и образования Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей».
9 декабря 1992 г. был принят Закон № 2020-ХП «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», который определил правовые и экономические основы создания, деятельности, реорганизации и ликвидации акционерных обществ, обществ с ограниченной и обществ с дополнительной ответственностью, права и обязанности их участников.
10 декабря 1992 г. был принят Закон № 2034-ХII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Данный закон сыграл и играет определенную роль в развитии малого бизнеса, так как в нем были установлены меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, что способствовало появлению новых предприятий, значительно облегчая их вход на рынок, - все это приводит к развитию конкуренции, эффективному функционированию товарных рынков.
В январе 1993 г. был принят Закон «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» № 2103-ХII, который должен был способствовать развитию малого бизнеса в Беларуси. В настоящее время действие Закона приостановлено Декретом Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» № 3 от 20.03.1998 г.
Указом Президента Республики Беларусь № 262 от 19 июля 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства» установлены основные направления поддержки малого предпринимательства:
– формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
– поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;
– создание для субъектов малого бизнеса льготных условий получения информации, финансовых и материально-технических ресурсов, научно-технических разработок и технологий;
– содействие организации подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства.
Кроме того, в Указе определены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства.
В развитие положений Указа был принят Закон Республики Беларусь № 685-ХII от 16 октября 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь». Он направлен на реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на труд, выбор рода занятий в соответствии с призванием и осуществление не запрещенной законом экономической деятельности, что будет способствовать повышению платежеспособности населения как одному из важнейших условии оживления экономики, расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджеты разных уровней.
Кроме перечисленных в Указе № 262, в Законе дополнительно определены следующие направления поддержки малого предпринимательства:
– введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
– реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;
– проведение различного рода исследований предпринимательских структур.
Для исполнения норм, заложенных в названном Законе, был принят ряд нормативных правовых актов. В первую очередь, это Закон Республики Беларусь «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства» № 121-3 от 31.12.1997 г. В развитие положений названного закона Совет Министров Беларуси принимает ряд постановлений: «Об утверждении Положения об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь» № 640 от 04.06.1997 г. [20], «Об утверждении Положения о центре поддержки предпринимательства в Республике Беларусь» № 1111 от 25.08.1997 г. [23] и «Об утверждении Положения о научно-технологическом парке» № 998 от 31.07.1997 г., в которых подробно раскрываются правовые и организационно-экономические основы создания и функционирования этих организаций, задачи и направления деятельности, статус инкубаторов, центров поддержки малого предпринимательства и технопарков, формирование их имущества, права и ответственность этих организаций.
С 1 июля 1999 г. вступил в действие Гражданский кодекс Республики Беларусь № 218-3 от 07.12.1998 г. Он раскрывает понятия предпринимательской деятельности, индивидуального предпринимателя, юридического лица, правила регулирования деятельности предпринимателя, а также право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
13 июля 1999 г. вышел Указ Президента «О Совете по развитию предпринимательства в Республике Беларусь» № 388. Совет создан для выработки рекомендаций по развитию и комплексной государственной поддержке субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности в целях структурной перестройки экономики, формирования конкурентных отношений и координации деятельности общественных объединений предпринимателей.
В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства, а также защиты экономических интересов субъектов малого предпринимательства Совет Министров Республики Беларусь от 21.12.1999 г. принимает Постановление № 1972 «Об утверждении Положения об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства». В постановлении определены цель, порядок создания, ликвидации и реорганизации, органы управления, права, обязанности и ответственность участников, имущество, учет финансовой деятельности и отчетность общества.
В целях упорядочения государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, их объединений, индивидуальных предпринимателей Президент Республики Беларусь издает Декрет «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» № 11 от 16.03.1999 г., а 26 ноября 2000 г. Декрет № 22 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц». Новый Декрет существенно снизил минимальный размер уставных фондов коммерческих организаций, упрощены процедурные вопросы, связанные с регистрацией субъектов хозяйствования, уменьшен перечень оснований для внесудебной ликвидации и отказа в регистрации субъектов хозяйствования. Однако по-прежнему сохранен жесткий контроль государства за видами деятельности предприятий.
11 июня 2002 г. принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 760 «Об утверждении Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002–2007 годы».
Декретом Президента Республики Беларусь № 17 от 14.07.2005 г. было утверждено «Положение о лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым перечень видов деятельности, требующих специального разрешения (лицензии), сокращен со 150 до 49, а также установлен список государственных органов, уполномоченных на их выдачу.
Кроме вышеперечисленных законов, декретов, указов, постановлений, в Республике Беларусь действует ряд других нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование и развитие субъектов предпринимательства. Среди них, Законы «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 г. № 423-З, Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» № 285 от 18.06.2007 г., которым утверждено Положение о едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, и базовых ставок единого налога.
Следует отметить, что Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2008 г. № 760 были внесены изменения и дополнения в Указ № 285, согласно которым:
– с 1 апреля 2007 г. из перечня видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, и базовых ставок единого налога, исключается розничная торговля отдельными товарными группами: всеми видами изделий из натурального меха, мебелью, электрохолодильниками бытовыми и морозильниками, машинами стиральными бытовыми, телевизионными приемниками цветного и черно-белого изображения, компьютерами бытовыми персональными, ноутбуками, их составными частями и узлами, мобильными телефонами;
– с 1 января 2008 г. деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки).
Таким образом, можно констатировать, что нормативная правовая база по малому бизнесу, как основа в организации, поддержке и развитии данного сектора экономики Республики Беларусь, существует, развивается и, естественно, требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого предпринимательства.
2. Динамика развития малого бизнеса в Республике Беларусь
История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает почти 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе субъектов малого бизнеса, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике стимулирования и развития малого бизнеса. Ниже рассмотрены различные аспекты динамики развития малого бизнеса в республике.
2.1 Численность и структура субъектов малого бизнеса
Динамику изменения численности субъектов малого бизнеса можно проследить по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь на начало 2008 г. в республике насчитывалось 33 094 малых предприятий, что на 270 больше, чем на начало 2007 г. и на 2 107 больше чем на начало 2006 г. Соответственно темп роста числа малых предприятий в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 105,9 % (рис. 1).
По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на начало 2008 г. численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, составила 177 949, что меньше на 5 938 чел., чем на начало 2007 г. и на 10 851 меньше чем на начало 2006 г. Снижение числа индивидуальных предпринимателей в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составило 3,2 % , в 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 2,6 % (см. рис.2.1).
Рис. 1. Динамика развития малого бизнеса в 2005–2007 гг.
Таким образом, по состоянию на конец 2007 г. в республике на 1 000 жителей приходилось 3,3 малых предприятия и 17,8 индивидуальных предпринимателей (в 2005 г. – 3,1 и 18,9; в 2006 г. – 3,2 и 18,4 соответственно).
Анализ данных (см. рис. 1) изменения числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей свидетельствует о тенденции снижения числа индивидуальных предпринимателей и роста малых предприятий. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что некоторые индивидуальные предприниматели в процессе ведения бизнеса смогли выйти на новый уровень развития и зарегистрировать малое предприятие, то есть перейти в категорию юридического лица (увеличение на 270 малых предприятий). С другой стороны, принятие в 2005–2006 гг. нормативных правовых актов, регулирующих сферу малого бизнеса, привело к переходу индивидуальных предпринимателей в категорию юридических лиц или прекращению деятельности.
Сравнение уровня развития малого бизнеса в Республике показывает, что мы отстаем не только от развитых стран, но и от государств Центральной и Восточной Европы и своих соседей. Так, в 2002 г. в России на 1000 жителей приходилось 5-6 малых предприятий, в Латвии – 12-14, Литве – 20, Эстонии – 25, Германии – 37, Японии – 50 и США – 75 (табл. 1).
Таблица 1.
Уровень развития малых предприятий в различных странах в 2002 году
Страна | Количество МП, тыс. единиц | Количество МП на 1000 жителей | Доля работающих в МП в общей численности занятых в экономике, % | Доля МП в ВВП страны, % |
Великобритания | 2 630,0 | 46,0 | 49,0 | 50-53 |
Германия | 3 920,0 | 37,0 | 46,0 | 50-54 |
Италия | 3 920,0 | 68,0 | 73,0 | 57-60 |
Страны ЕС | 15 770,0 | 45,0 | 72,0 | 63-67 |
США | 19 300,0 | 74,2 | 54,0 | 50-52 |
Япония | 6 450,0 | 49,6 | 78,0 | 52-55 |
Россия | 836,2 | 5,7 | 9,6 | 10-11 |
Беларусь | 29,0 | 2,9 | 7,4 | 7,6 |
По формам собственности наибольший удельный вес в общем количестве малых предприятий около 90 % занимают предприятия частной формы собственности (рис. 2).
Рис. 2. Распределение малых предприятий по формам собственности в 2007 г. (в % к общему количеству)
В зависимости от организационно-правовых форм среди малых предприятий больше всего унитарных предприятий – 42 %, обществ с ограниченной ответственностью – 33 %, меньше всего акционерных обществ – 5 % (рис. 3).
Рис. 3. Распределение малых предприятий в зависимости от их организационно-правовых форм в 2007 г.
Отраслевая структура предприятий малого бизнеса неоднородна. Малые предприятия в Беларуси заняты в основном в области торговли и общественного питания, промышленности и строительства. Отраслевая структура малых предприятий в последние годы практически не меняется (табл. 2).
Таблица 2
Распределение числа малых предприятий по отраслям
Отрасль |
Число малых предприятий, ед. |
Удельный вес предприятий, % |
2005 | 2006 | 2007 | 2005 | 2006 | 2007 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Промышленность | 6 877 | 7 450 | 7 793 | 22,2 | 22,7 | 23,6 |
Строительство | 3 585 | 3 921 | 4 069 | 11,5 | 11,9 | 12,3 |
Сельское и лесное хозяйство | 316 | 386 | 355 | 1,0 | 1,1 | 1,2 |
Транспорт | 1742 | 1861 | 1833 | 5,6 | 5,7 | 5,5 |
Связь | 148 | 155 | 167 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Торговля и общественное питание | 13 147 | 13 552 | 13 634 | 42,4 | 41,3 | 41,2 |
Материально-техническое снабжение и сбыт | 185 | 222 | 424 | 0,6 | 0,7 | 1,3 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 358 | 439 | 504 | 1,2 | 1,3 | 1,5 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 672 | 740 | 702 | 2,2 | 2,3 | 2,1 |
Наука и научное обслуживание | 374 | 324 | 274 | 1,2 | 1,0 | 0,8 |
Другие отрасли | 3 583 | 3 774 | 3 339 | 11,6 | 11,5 | 10,0 |
ВСЕГО | 30 987 | 32 824 | 33 094 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
В сфере торговли и общественного питания доля малых предприятий составляет 41,2 % к общему количеству предприятий в 2007 г. (2005 г. – 42,4 %, 2006 г. – 41,3 %); в сфере промышленности занято около 23,6 % малых предприятий (2005 г. – 22,2 %, 2006 г. – 22,7 %); в строительстве – 12,3 % (2005 г. – 11,5 %, 2006 г. – 11,9 %); на транспорте – 5,5 % (2005 г. – 5,6 %, 2006 г. – 5,7 %).
Анализ показателей последних лет свидетельствует о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора в сторону увеличения, пусть и небольшого, количества малых предприятий, занятых в промышленности. Если в 2001 г. малых промышленных предприятий насчитывалось 5 860, то в 2007 г. – 7 793 предприятия.
Постепенно растет количество малых предприятий в таких сферах, как строительство, транспорт, связь, материально-техническое снабжение и сбыт, финансово-кредитная сфера.
Все остальные отрасли, такие как, сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, наука и научное обслуживание имеют невысокий процент в общем количестве субъектов малого предпринимательства. Например, в сельском хозяйстве в 2007 г. было занято 317 малых предприятий, что составляло 1 % их общего количества. В области здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения функционировало 702 предприятия, или 2,1 % (2006 г. – 740 предприятий, или 2,3 %).
Таким образом, торговля и общественное питание, промышленность, строительство, а также транспорт в малом бизнесе занимают более 80 %.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то согласно экспертным оценкам (официальные данные об отраслевой структуре этой категории субъектов отсутствуют) около 80 % из них осуществляют торговлю промышленными и продовольственными товарами народного потребления на рынках, остальные 20 % заняты в сфере мелкого производства и оказания бытовых услуг населению.
Для сравнения отметим, в Германии, Франции, Польши малые предприятия:
– занимают доминирующее положение в деревообработке (производство мебели) и трикотажной отрасли;
– лидируют в легкой промышленности (швейная, обувная) и биотехнологии;
– создают серьезную конкуренцию крупным предприятия в электронной промышленности, отрасли строительных материалов и т.д.
2.2 Производство промышленной продукции и потребительских товаров предприятиями малого бизнеса
В 2007 г. предприятиями малого бизнеса произведено товаров и услуг на общую сумму 10 331,5 млрд. р., из них 4 461,7 млрд. р. – в промышленности (43,2 %), 1 838,2 млрд. р. – в торговле и общественном питании (17,8 %), 1 442,9 млрд. р. – в строительстве (14 %).
В 2007 г. предприятиями малого бизнеса произведено продукции промышленного характера на сумму 4 371,0 млрд. р. или 7 % от общего объема производства промышленной продукции. В сопоставимых ценах объем производства промышленной продукции малыми предприятиями за этот период по сравнению с 2006 г. увеличился на 23,6 %, в то время как в целом по республике – на 10,5 %.
Треть объема промышленной продукции (31,9 %), произведенной малыми предприятиями, составляет продукция машиностроения и металлообработки, 15,6 % – химической и нефтехимической промышленности, 15,3 % – пищевой промышленности, 14 % – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, 7,9 % – легкой промышленности.
Самые высокие темпы роста объема производства промышленной продукции наблюдались в топливной (183,4 %), химической и нефтехимической (133,5 %), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслях промышленности (126,4 %), в машиностроении и металлообработке (121,7 %) (табл. 3).
Таблица 3.
Объем производства продукции промышленного характера по отраслям промышленности, млн. р.
Отрасль | Годы |
2007 в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) |
|
2006 | 2007 | ||
Промышленность -всего, из нее: |
3 536 681 | 4 371 049 | 122,6 |
топливная | 38 976 | 54 439 | 183,4 |
черная металлургия | 33 105 | 30 190 | 69,7 |
химическая и нефтехимическая | 483 475 | 681 510 | 133,5 |
машиностроение и металлообработка | 1 090 244 | 1 393 435 | 121,7 |
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная | 499 329 | 611 032 | 126,4 |
строительных материалов | 132 625 | 128 132 | 117,1 |
легкая | 244 450 | 346 173 | 116,9 |
пищевая | 621 795 | 668 329 | 116,7 |
Общий объем розничного товарооборота малых организаций торговой сети и общественного питания составил в 2007 г. 1 605,2 млрд. р. и увеличился по сравнению с 2006 г. на 38,3 % (по республике – 19 %). В структуре розничного товарооборота наибольший удельный вес составляют непродовольственные товары – 51,3 %, соответственно, продовольственные товары – 48,7 %.
Следует отметить, что «розничный товарооборот определяется как объем продажи товаров населению за наличный расчет для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве в организациях торговли и общественного питания, на вещевых, смешанных, продовольственных рынках и в специально оборудованных помещениях».
В 2007 г. субъектами малого бизнеса было произведено потребительских товаров на общую сумму 1 358,9 млрд. р., из них продовольственных товаров на 415,3 млрд. р., непродовольственных товаров – 851,6 млрд. р. и вино-водочных изделий и пива – 91,9 млрд. р.
Структура производства потребительских товаров в 2007 г. отражена на рис. 4.
Рис. 4. Структура производства потребительских товаров в 2007 г. (в процентах к итогу)
2.3 Внешнеторговая деятельность субъектов малого бизнеса
В общем объеме белорусского экспорта доля субъектов малого бизнеса на протяжении последних лет остается стабильной и составляет более 12 %. В общем объеме импорта их доля значительно выше и составляет около 30 %. Импорт товаров субъектами малого предпринимательства превалирует над экспортом (табл. 4).
Таблица 4
Объем внешней торговли малых предприятий, млн. у.е.
Малые предприятия | Темпы роста, % | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2006 г. к 2005 г. | 2007 г. к 2006 г. | |
Объем внешней торговли | 4962,9 | 7680,0 | 6972,9 | 154,7 | 99,3 |
Экспорт | 1589,2 | 2248,9 | 2118,8 | 141,5 | 111,1 |
Импорт | 3373,7 | 5431,1 | 4854,1 | 161,0 | 94,9 |
Сальдо | -1784,5 | -3182,2 | -2735,3 |
– |
– |
За 2007 г. объем экспорта товаров субъектами малого бизнеса составил 2 118,8 млн. у.е. В общем объеме экспорта на долю Российской Федерации приходится 609,8 млн. у.е. (или 28,8 %). Изменение правил взимания НДС по принципу страны назначения повлекло за собой сокращение экспорта более чем на 40 %.
Вторую позицию из экспортных партнеров республики занимают Нидерланды, – 31,1 % от общего объема экспорта, третью – Великобритания – 10,1 %. Увеличился на 4,4 пункта экспорт товаров на Украину.
Из общего объема экспорта наибольший удельный вес приходится на нефтепродукты – 50,6 %, древесину и изделия из нее – 6,1 %, продукцию химической отрасли, в том числе изделия из пластмасс – 3,7 %, мебель – 1,7 %. Анализ структуры экспорта указывает на наличие большой доли товаров с низкой долей добавленной стоимости и преимущественно сырьевой ориентацией. В то же время существенного роста доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции не происходит.
Импорт товаров субъектами малого предпринимательства за 2007 г. составил 4 854,1 млн. у.е. В общем объеме импорта на долю Российской Федерации приходится 62,5 %. Однако следует отметить, что импорт из Российской Федерации по сравнению с предыдущим годом сократился на 21 %. Вторую позицию занимает Украина – 5,7 % от общего объема импорта, третью – Германия –5,4 %. По сравнению с 2006 г. импорт из Польской Республики увеличился на 43,1 % , из Китайской Народной Республики увеличился в 3 раза.
Импорт субъектами малого бизнеса нефти и нефтепродуктов составил 33,2 % от общего объема импорта. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличился ввоз в республику природного и сжиженного газа (в 4,5 раза), холодильников и холодильного оборудования (на 4,2 раза), стиральных машин (в 2,9 раза), пива (в 2,2 раза).
Доля экспорта и импорта субъектов малого предпринимательства в общем объеме экспорта–импорта значительно отличается по областям республики. При этом по объему внешнеторговых операций субъектов малого бизнеса по республике лидирующие позиции занимает город Минск, его доля в общем объеме экспорта составляла 30,9 %, импорта – 48,4 %. Данная ситуация связана с соблюдением жестких условий по срокам поставок, сильным влияниям конъюнктуры на том или ином рынке, знаниям мирового рынка, форм расчетов, технического обслуживания. Соответствовать необходимым требованиям мирового рынка в настоящее время способно относительно небольшое количество малых предприятий Беларуси.
2.4 Численность занятых
На предприятиях малого бизнеса, включая совместителей и работающих по договорам подряда, в 2007 г. достигла 456,18 тыс. чел. По сравнению с 2006 г. данный показатель увеличился на 57,78 тыс. чел., или на 1,3 %. Удельный вес занятых на малых предприятиях составил 10,5 % общего числа занятых в экономике (2006 г. – 10,4 %; 2005 г. – 10,1 %) (табл. 5).
Таблица 5
Численность работников малых предприятий по отраслям экономики
Отрасль | Численность работников МП, чел | Процент к итогу | ||||
2005 | 2006 | 2007 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Промышленность | 163 028 | 171 542 | 174 468 | 37,3 | 38,1 | 38,2 |
Сельское и лесное хозяйство | 3 794 | 8 723 | 9 105 | 1,6 | 1,9 | 2,0 |
Строительство | 62 187 | 69 553 | 73 883 | 14,2 | 15,4 | 16,2 |
Транспорт | 33 817 | 35 667 | 34 110 | 7,7 | 7,9 | 7,5 |
Связь | 1 632 | 1 645 | 1 847 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Торговля и общественное питание | 112 405 | 108 024 | 112 736 | 25,7 | 24,0 | 24,7 |
Материально-техническое снабжение и сбыт | 2 330 | 2 686 | 3 868 | 0,5 | 0,6 | 0,8 |
Наука и научное обслуживание | 4 913 | 4 125 | 3 630 | 1,1 | 0,9 | 0,8 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 4 385 | 5 271 | 5 848 | 1,0 | 1,2 | 1,3 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 6 101 | 6 156 | 5 942 | 1,4 | 1,4 | 1,3 |
Другие отрасли | 39 163 | 37 010 | 30 743 | 9,1 | 8,2 | 6,7 |
ВСЕГО | 436 755 | 450 402 | 456 180 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Всего занятых в экономике | 4 339 300 | 4 316 300 | 4 349 800 | 10,1 | 10,4 | 10,5 |
Более чем треть работников малых предприятий на конец 2007 г. было занято в промышленности, а именно – 174,5 тыс. чел. В сфере торговли и общественного питания работало 24,7 %, в строительстве – 16,2 %, на транспорте – 7,5 %, в сельском и лесном хозяйстве – 2 % от общего числа занятых. Таким образом, в названных отраслях экономики было задействовано 88,6 % от общего числа занятых на предприятиях малого бизнеса.
Численность занятых на малых предприятиях с 2005 г. по 2007 г. выросла на 4,4 %, однако годовые темпы роста снижаются (2005 г. по сравнению с 2002 г. – 13,5 %; 2006 г. по сравнению с 2005 г. – 3,1 %; 2007 г. по сравнению с 2006 г. – 1,3 %).
С учетом индивидуальных предпринимателей в сфере малого бизнеса было занято 625,5 тыс. чел., или 14,4 % общего числа занятых в экономике (2006 г. – 574,3 тыс. чел., или 13,3 % соответственно).
Соотношение работников списочного и несписочного состава предприятий малого бизнеса за последние три года практически не изменилось. И это притом, что данная сфера вполне в состоянии (конечно, при условии ее активного инвестирования) обеспечить рабочие места для высвобождающихся с нерентабельно работающих крупных предприятий. Например, в 80-х гг. в США малые предприятия создали 20 млн. рабочих мест, тогда как крупные корпорации уволили около 4 млн. работников.
Для нашей экономики с дефицитом инвестиций немаловажно и то, что на создание одного рабочего места на малых предприятиях требуется около 1,7 тыс. у.е., в то время как на крупных предприятиях затраты на создание рабочего места составляют порядка 50 тыс. у.е., или почти в 30 раз больше.
2.5 Инвестиции
Субъектами малого бизнеса введено в 2007 г. основных фондов на сумму 773,4 млрд. р. Инвестиции в основной капитал составили 1032,7 млрд. р. В структуре инвестиций в основной капитал средства юридических лиц (собственные и заемные средства других организаций), включая кредиты банков, в 2007 г. составили 63,5 %, средства населения – 11 %, иностранных инвесторов и кредитов – 18,2 %, бюджетные средства, включая средства внебюджетных фондов – 7,3 % (рис. 5).
Рис. 5. Структура инвестиций по источникам финансирования в 2007 г. (в процентах к общему объему) 1 – собственные средства организации; 2 – заемные средства других организаций; 3 – бюджетные средства; 4 – внебюджетные фонды; 5 – иностранные источники (в т.ч. кредиты иностранных банков); 6 – кредиты банков; 7 – средства населения
Анализируя динамику инвестиций, следует отметить, что наблюдается увеличение удельного веса собственных средств малых предприятий, включая кредиты, а также средств иностранных инвесторов, направляемых на финансирование инвестиций в основной капитал, и, соответственно, снижаются объемы таких источников, как средства бюджета и внебюджетных фондов.
На малых предприятиях государственной формы собственности инвестиции в основной капитал составили в 2007 г. 9 %, частной – 76,4 %, иностранной – 14,6 %. По сравнению в 2006 г. происходит рост инвестиций в основной капитал малыми предприятиями государственной формы собственности (рис. 6).
Рис 6. Инвестиции в основной капитал по формам собственности (в процентах)
2.6 Налоговые поступления
Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей по сравнению с 2006 г. возросла на 116,9 млрд. р., или на 28,5 % и составила 527,3 млрд. р. Хотя в общем объеме удельный вес налоговых поступлений снизился на 0,2 %. Удельный вес налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в общем объеме налоговых поступлений по республике представлен в табл. 6.
Таблица 6
Удельный вес налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в общем объеме налоговых поступлений по республике
Период (год) |
Сумма налоговых поступлений от ИП, млн. р. | Удельный вес в общем объеме налоговых поступлений, % |
2001 | 96 931,0 | 2,0 |
2002 | 181 657,4 | 2,6 |
2005 | 330 239,3 | 3,3 |
2006 | 410 466,2 | 2,9 |
2007 | 527 332,2 | 2,7 |
Учет налоговых поступлений отдельно по малым предприятиям в Министерстве по налогам и сборам не осуществляется. Информация о налоговых поступлениях в бюджет от негосударственных коммерческих организаций различных организационно-правовых форм, за исключением банков, страховых организаций, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов представлена в табл. 7.
Таблица 7
Удельный вес налоговых поступлений от негосударственных коммерческих организаций различных организационно-правовых форм
Период (год) |
Сумма налоговых поступлений от негосударственных коммерческих организаций, млн. р. | Удельный вес в общем объеме налоговых поступлений, % |
1 | 2 | 3 |
2001 | 497 693,0 | 10,1 |
2002 | 748 439,7 | 10,8 |
2005 | 1 159 391,4 | 11,6 |
2006 | 1 826 149,9 | 13,0 |
2007 | 2 614 101,5 | 13,4 |
2.7 Финансовое положение малых предприятий
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на малых предприятиях в 2007 г. составила 31 768,4 млрд. р. или 21,2 % от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству, и увеличилась по сравнению с 2006 г. 40,1 %.
По итогам работы за 2007 г. малыми предприятиями была получена прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в размере 1 163,9 млрд. р. Наилучшие финансовые показатели деятельности были у малых предприятий, занимающихся промышленным производством – 373,2 млрд. р., торговлей и общественным питанием – 344,4 млрд. р., строительством – 185,4 млрд. р.
Вместе с тем, около 9 тыс. предприятий, или 26,9 % от общего количества малых предприятий, отразивших финансовые результаты, имели убытки. По сравнению с 2006 г. количество убыточных предприятий уменьшилось с 28,3 % до 26,9 %. Наибольшее количество убыточных малых предприятий в 2007 г. наблюдалось: у малых предприятий, занимающихся операциями с недвижимым имуществом – 34,1 %; в областях транспорта – 31,1 %, торговли и общественного питания – 30,9 %.
Уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услуг (основной показатель, характеризующий эффективность работы предприятий) в 2007 г. составил 10,6 % (в 2006 г. – 12,1 %). На малых предприятиях частной формы собственности уровень рентабельности составил 12,6 % (по сравнению с 2006 г. данный показатель уменьшился на 1,6 пункта); с иностранной формой собственности – 6,2 %. На малых предприятиях государственной формы собственности рентабельность была равна – 7,7 %. При этом самый высокий уровень рентабельности отмечался на предприятиях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом – 40,4 %, связи – 25,4 %, торговли и общественного питания - 23,1 %, культуры и искусства – 20,4 %, занимающихся информационно-вычислительным обслуживанием – 19,1 %, самый низкий – на предприятиях, занимающихся финансами, кредитами, страхованием, пенсионным обеспечением – 3 %; транспорта – 4,4 %. Нерентабельной отраслью в 2007 г. является лесное хозяйство, где рентабельность реализованной продукции, работ, услуг составляет (-14 %) (табл. 8).
Таблица 8
Рентабельность продукции (товаров, работ, услуг) по отраслям экономики, %
Отрасль | Годы | ||
2005 | 2006 | 2007 | |
Всего: из нее |
11,4 | 12,1 | 10,6 |
промышленность | 9,8 | 10,2 | 9,7 |
сельское хозяйство | 0,4 | 5,2 | 7,0 |
лесное хозяйство | - 9,1 | - 11,1 | -14,0 |
строительство | 15,2 | 15,1 | 15,2 |
транспорт | 5,4 | 6,1 | 4,4 |
связь | 30,1 | 91,4 | 25,4 |
торговля и общественное питание | 17,6 | 17,0 | 23,1 |
информационно-вычислительное обслуживание | 14,6 | 17,6 | 19,1 |
операции с недвижимым имуществом | 39,8 | 43,9 | 40,4 |
культура и искусство | 11,0 | 16,4 | 20,4 |
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение | 8,0 | 7,1 | 3,0 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ – Минск, 2008.
2.Статистический сборник «Малое предпринимательство Республики Беларусь», 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ – Минск, 2008.
3. Тэпман, Л. Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран: учеб. пособие для вузов / Л. Н. Тэпман. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
4. Улучшение деловой среды в Беларуси // Аналитический отчет МФК – Минск, 2008.