Введение
"Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в двенадцать лет - по паре ботинок, раз в пятьдесят лет - по костюму. Мы рассчитали, что только каждый пятый младенец может быть завернут в собственные пеленки и что лишь каждый третий немец может надеяться быть похороненным в собственном гробу".
Так говорил Людвиг Эрхард о Германии 1948 г.
Его реформы привели к подлинному процветанию Германии и его идеи и методику полезно использовать многим странам мира. Безусловно нельзя переносить германский опыт на российскую почву - слишком различны социальные и исторические условия. Даже А.С.Пушкин писал: «Что нужно Лондону, то рана для Москвы». Это относится и к любой другой стране. Но, тем не менее, опыт и методику Эрхарда нужно осваивать.
Проигравшая во второй мировой войне, потерявшая около 10% своего населения, сократившая свой производительный потенциал более чем наполовину и разделенная на четыре зоны оккупации Германия находилась в тяжелейших экономических условиях. Публицист Густав Штольпер в 1947 писал о своей стране так: "Биологически искалеченная, интеллектуально изуродованная, морально уничтоженная нация без продуктов питания и сырья, без функционирующей транспортной системы и чего-либо стоящей валюты, страна, где голод и страх убивали надежду...". Обесценивание денег, нехватка продовольствия, массовая безработица, чрезвычайно низкая деловая активность и процветание спекуляции - вот в каком положении оказалась страна. О тяжелейшем положение Германии говорило и то, что даже спустя три года после окончания войны во многих крупных городах большое число развалин оставались не разобранными.
Инфляция, которая формально и не достигала фантастических масштабов, как это было, например, в начале 20-х годов (и когда счет перешел на миллиарды марок), реально что-либо купить за деньги было невозможно. Килограмм кофе стоил 1500 старых марок, сигарета - 6, а среднемесячный доход составлял 200 марок. В итоге, как это ни печально можно сказать, активно процветал "бартер". А денежную функцию выполнял наиболее востребованный штучный товар - сигареты. Самой ходовой валютой в Германии в послевоенный период стала пачка американских сигарет.
Как встали с колен немцы? Каким образом преодолели разруху и в короткий срок добились процветания и стабильности? Историки и публицисты по праву связывают экономический подъем послевоенной Западной Германии с именем Людвига Эрхарда - министра экономики в правительстве К. Аденауэра, а затем и канцлера ФРГ. Невероятному экономическому подъему послевоенной Западной Германии дали название «германского экономического чуда» или «весны на Одере», а Людвига Эрхарда по праву называют «отцом германского экономического чуда».
Биография Л. Эрхарда
Трудно себе представить, чем была Германия в послевоенный период, зная ее сейчас как одну из самых мощных европейских держав. Последствия второй мировой войны для Германии были катастрофическими: объем промышленного производства в 1946 г. Составлял около 33% от довоенного уровня, сельское хозяйство было отброшено на 30 лет назад, производство стали сократилось в 7 раз, добыча угля упала более чем в 2 раза. Германия лишилась 25% своей территории, около 12 млн. человек было выселено, каждый второй немец был безработный, 20% жилья было полностью разрушено, а 25% повреждено. По поводу голода в то время шутили: «еды слишком много, чтобы умереть, но слишком мало, чтобы жить». Но как часто бывает, тяжелые времена выдвигают великих реформаторов. Для немцев таким человеком стал Людвиг Эрхард, ученый, министр экономики, вошедший в историю как автор одних из самых эффективных экономических реформ
Родился Людвиг Эрхард 4 февраля 1897 года в Баварии в семье мелкого предпринимателя, получил среднее образование в Фюрте и Нюрнберге, в Первую мировую войну воевал в гаубичной артиллерии, в ходе этой войны, в 1918 году он получил ранение — перелом левого плеча со значительной атрофией левой руки. После семи операций был поставлен диагноз, он был признан негодным к физической работе. Это был основной фактор, препятствовавший Людвигу Эрхарду заниматься предприятием его отца. Ранение было вторым сильным ударом по здоровью Эрхарда: в трёхлетнем возрасте он перенёс полиомиелит, после чего у него пожизненно осталась деформированной правая нога. Из-за негодности к физической работе своей профессией он выбрал занятие наукой – экономикой. Обстоятельства, связанные с ранением и болезнью наложили очень сильный отпечаток на его дальнейшую жизнь: Эрхард вспоминал впоследствии, что когда он учился в университете во Франкфурте, то был абсолютно одинок. Чтобы не забыть звук собственного голоса, ему приходилось уходить в парк и подолгу разговаривать вслух с самим собой. Но он преодолел «потерянность» и стал одним из самых интегрированных в общественную жизнь немцев своего времени. Став студентом и столкнувшись с низким качеством преподавания экономики во Франкфуртском университете, Эрхард отправился в деканат, набрался смелости и спросил, где здесь все-таки можно получить науку. Ему ответили, что есть один человек, которого зовут Франц Оппенгеймер. Эрхард пошел к нему и с тех пор стал учеником одного из виднейших немецких экономистов того времени – Оппенгеймера. С 1943 г. Эрхард стал руководителем небольшого исследовательского центра, занимавшегося формальными исследованиями, при этом его основная, но неафишируемая деятельность состояла в разработке модели будущей экономической реформы. В сентябре 1945 г. Л. Эрхард назначен государственным министром экономики Баварии, затем начальник особого отдела по вопросам денег и кредита при Экономическом совете Баварии (объединенной англо-американской оккупационной зоны), а в марте 1948 г. – директором Управления хозяйства объединенных западных зон Германии. Уже в 1946 г., будучи министром экономики Баварии, Эрхард активно настаивал на проведении реформ.
Антикризисные меры Л.Эрхарда
««Немецкое чудо» - результат усилий всех немцев».
«Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней».
Л. Эрхард
Эрхард выступал за создание так называемого социального рыночного хозяйства, основанного на стремлении каждого человека к собственному благополучию или благополучию своей семьи. Он исходил из того, что человек старается принимать решения, которые повысят уровень его жизни. Чем выше жизненный уровень населения, - заключал Эрхард, - тем лучше условия для развития экономики. И все это должно регулироваться исключительно рыночными рычагами.
Двигателем общественного благополучия является социальная рыночная экономика, в которой человек стремится повысить условия своей жизни, а одновременно и свою социальную ответственность. Рыночная экономика функционирует только при условии свободы – свободы потребления, выбора профессии и рабочего места, свободы предпринимательской деятельности и распоряжения частным имуществом, свободы заключения договоров. Но экономическая свобода невозможна в условиях политической несвободы. Эрхард предполагал поднять страну, опираясь на свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной деятельностью государства в жизни страны. Государство должно было являться регулирующей, конституирующей и управляющей силой, способной формировать общество.
Хозяйственная реформа (денежная реформа и реформа цен)
Вот как представляет и описывает «основные хозяйственные права» сам Людвиг Эрхард:
«В основные хозяйственные права входит свобода каждого гражданина устраивать свою жизнь так, как это отвечает – в рамках его финансовых возможностей – его личным желаниям и представлениям. Это основное демократическое право свободы потребления находит свое логическое дополнение в свободе предпринимателя производить и продавать те продукты, которые отвечают спросу, т.е. которые он считает соответствующими желаниям и потребностям покупателей, и производство которых поэтому необходимо и обещает ему успех. Свобода потребления и свобода хозяйственной деятельности должны в сознании каждого гражданина восприниматься как неприкосновенные основные правила. Посягательство на них должно караться как покушение на наш общественный строй. Демократия и свободное хозяйство находятся в такой же логической связи, как диктатура и государственное хозяйство. Осуществлять стремление к подъему благосостояния значит отказаться от недобросовестной политики, которая предпочитает кажущиеся успехи подлинному прогрессу. Тот, кто подходит к этому вопросу всерьез, должен быть готов энергично противодействовать любым посягательствам на устойчивость нашей валюты. Социальное рыночное хозяйство немыслимо без последовательной политики сохранения валютной устойчивости. И только этим путем можно предотвратить обогащение отдельных кругов населения за счет других»
И действительно, твердости немецкой валюты можно позавидовать, ведь в настоящее время она является самой твердой европейской валютой!
Кроме денежной реформы и реформы цен в хозяйственные преобразования входила политика усиленного кредитования (поддержка малого и среднего бизнеса) под низкие проценты.
Положила начало реформированию германской послевоенной экономики всемирно известная денежная реформа Людвига Эрхарда.
В стране сохранялась распределительная система, регулирование цен, высокая инфляция – в результате процветал черный рынок, при этом предприятия имели избыточные запасы. В июне 1948 г. Был принят план восстановления экономики Германии. Подготовку реформ осуществляла рабочая группа под руководством молодого американского экономиста Эдварда Тененбаума. Однако американский план не был столь радикален и делал акцент исключительно на монетарном факторе – вводе твердой валюты. 17 июня 1948 г. Союзники полностью одобрили план реформ, а 18 июня Эрхард был оповещен об этом.
Заслуга Эрхарда заключалась в том, что он, сильно рискуя, перехватил инициативу и пошел намного дальше. В воскресенье, 20 июня, когда практически все государственные органы бездействовали, Эрхард выступил по радио и отменил государственный контроль за ценами на большинство товаров, а также снял большинство действовавших до этого административных предписаний, дав рынку долгожданный глоток свободы. Во время уточнения своих действий с Клеем (американским военным губернатором) на вопрос, почему были изменены предписания, Эрхард сказал, что ничего не изменял, а отменил. В определенных условиях его карьера могла бы на этом закончиться, но Клей поддержал инициативу Эрхарда.
Денежная реформа была одним из наиболее болезненных мероприятий. В ночь на 21 июня 1948 г. Администрация объявила о вводе новой валюты – дойчмарки. Каждый гражданин получил по 40 новых марок, потом к ним добавили еще 20, пенсии, заработная плата, квартирные платежи пересчитывались по курсу 1:1. Половина наличных денег и сбережений, а также все обязательства предприятий обменивались по курсу 1:10, вторая временно замораживалась с последующим обменом по курсу 1:20. Все предприятия получали средства для выплаты первой заработной платы, но в дальнейшем они должны были работать за счет своей выручки. Эти меры позволили мгновенно возвратить давно утраченную ценность денег и резко сократить объем денежной массы.
Задачей реформы цен, которая вступила в силу через три дня после денежной реформы, была отмена «принудительного хозяйства», то есть упразднение административного распределения ресурсов и контроля над ценами. Разрегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно, но достаточно быстрыми темпами. Если за денежную реформу, как уже было указано, отвечали оккупационные власти, то отмена обязательных цен была полностью детищем Л. Эрхарда и его хозяйственного управления.
Законом свободных цен, цены отпускались на свободу, отменялись административное распределение ресурсов и многочисленные нормативные документы, регулировавшие до этого экономические отношения.
Попытки Хозяйственного управления стабилизировать цены нашли свое отражение в периодической публикации каталогов уместных цен, учитывающих состояние покупательной способности большинства жителей ФРГ. Этот каталог, выработанный совместно с торгово-промышленными кругами и профсоюзами, должен был определять, какие цены, при правильной калькуляции, должны были почитаться уместными для отдельных предметов потребления. Первый каталог цен, опубликованный 11 сентября 1948 года, указывает, в частности, цену мужских полуботинок в размере от 24.50 до 30.00 нем. Марок. В это же время вступила а действие «программа широкого потребления», в процессе которой, к примеру, в августе 1948 года было произведено 700.000 пар обуви по особо точно исчисленным ценам.
Успех и последствия денежной реформы наиболее реалистично и точно описали французские экономисты Жак Зюэфф и Андре Пьетр: «Черный рынок внезапно исчез. Витрины до отказа наполнились товарами, фабричные трубы задымили, а на улицах засновали грузовики. Повсюду мертвая тишина развалин уступила место шуму стройплощадок. Еще за день до этого немцы бесцельно слонялись по городам, чтобы с трудом добыть скудную пищу. На следующий день все думали о том, чтобы производить. Вечером их лица выражали безысходность, а наутро вся нация с надеждой смотрела в будущее».
Уже к началу 1949 года в Западной Германии обозначились рост экономики и производительности труда, повышение зарплат, понижение цен.
Итог денежной реформы был очень важным – к 1956 г. Германия расплатилась с долгами и даже сама стала кредитором. По предложению Эрхарда был создан государственный банк, принимавшей активное участие в развитии промышленности. Банк выступал гарантом по кредитам на развитие промышленности (именно на промышленность ставился основной упор), выдававшимся под достаточно низкий процент.
Жилищно-строительная реформа
Следующим и также одним из важнейших этапов реформирования и двигателей роста экономики Германии стало стремительное развитие жилищно-строительной отрасли в 1949-53 гг., объявленной национальным приоритетом. Кроме значительного разрушения жилищного фонда, проблему обострял приток беженцев. Но было принято решение отказаться от строительства временного, дешевого жилья. Для выполнения программы было создано Министерство жилищного строительства. Финансирование осуществлялось за счет массированного стимулирования частных инвестиций и привлечения государственного финансирования.
Основной приоритет отдавался строительству бесплатного, т.е. социального жилья, предназначенного для малоимущих семей. Жилье делилось на три категории. Первую группу, предназначенную для граждан с минимальными доходами, составляли квартиры с площадью не более 65 кв.м, вторую группу составляло жилье с площадью не более 80 кв.м. Третья группа представляла коммерческое жилье.
Общий объем инвестиций в жилищную программу за период 1950-1962 г.г. составил более 65 млрд. марок, при этом по объему строительства жилья на душу населения ФРГ вышла на 1 место! Общий объем возведенного жилья составил около 250 млн.кв.м. (около 5 млн. единиц жилья), при этом доля государственных инвестиций составляла от 30 до 50 %, остальное – частные инвестиции.
Количество новых квартир за период 1953-54 годов выросло с 443000 до 518000. Стоит также заметить, что в середине 1953 года 10% общего числа рабочих и служащих были заняты в строительной промышленности.
Антимонопольные реформы и система поддержки малых предприятий
В период реформ велись серьезные дискуссии об ограничении власти монополий. Сам Людвиг Эрхард в своей книге «Благосостояние для всех уделял не маленькое значенье монополиям, назвав главу книги «непрятие монополии». Был принят соответствующий закон, согласно которому доля рынка одной монополии не должна превышать 33%, двух-трех монополий – 50 %, четырех-пяти – не более 65 %. В связи с антимонопольной реформой был принят закон о защите потребителей, который обосновывался Эрхардом так: «Любая монополия таит в себе опасность того, что потребитель окажется обделенным, и к тому же она замедляет экономический прогресс. Отрицательные последствия стремлений к монополиям должны были тем сильнее дать себя знать, чем меньше были по своему масштабу те или иные народные хозяйства и чем больше они отгораживались от мирового рынка путем протекционистских мероприятий, или поскольку, используя такую изоляцию, частнохозяйственные монопольные позиции сознательно поощрялись путем хозяйственно-политических мероприятий»
Несмотря на то, что позиции крупных предприятий в корпоративной и банковской сфере только упрочились, важнейшей силой и основой рынка стал мелкий и средний бизнес. В современной Германии он обеспечивает основную часть занятости – удельная доля предприятий с числом работающих менее 500 человек составляет около 99 %. На их долю приходится до 70% рабочих мест, около 45% налогов с оборота, около 30% немецкого экспорта, до 46% валовых инвестиций и 57% ВВП.
Особенно велика доля занятости на таких предприятиях в сфере услуг: предприятия по ремонту, мастерские, рестораны, кафе, медицинские, юридические, консалтинговые компании. В Германии существует мощная практика поддержки малого бизнеса, с 1975 года они получают весьма значительные льготы по налогам и финансированию – государственные инвестиционные надбавки, субсидии, налоговые льготы на инвестиции, льготное кредитование и т.д. Что крайне важно, существуют государственные консалтинговые программы, многочисленные организации и центры по поддержке развития.
Активно проходила борьба с безработицей, что способствовало развитию производственной деятельности и промышленности. Между концом 1951 и серединой 1954 года число лиц, имеющих постоянную работу, увеличилось почти на два миллиона. Одновременно число безработных снизилось с 1,214 млн. в момент сезонного затишья в октябре 1951 года до 820 тыс. в октябре 1954 года. Валовая недельная заработная плата промышленных рабочих поднялась с 68,52 н.м. до 74,00 н.м. в следующем году и до 80,99 н.м. в 1954 году.
Развитие науки
Решающее значение в развитии промышленности в Западной Германии сыграл бурный научно-технический прогресс, создание новейших технологий. За период 60-х годов общие расходы на науку и конструкторские разработки выросли в 5.2 раза, чему в немалой степени способствовали иностранные инвестиции, в первую очередь США и Англии. Для предотвращения «утечки мозгов» были приняты меры по повышению оплаты труда ученых. В результате научно-технического прогресса за это же период производительность труда возросла на 60 %.
Социальная направленность реформ
Фундаментом антикризисных реформ явилась разработанная Л. Эрхардом концепция «социального рыночного хозяйства». Это была не только теория, но и государственная политика, позволившая коренным образом изменить облик, состояние и экономическое положение страны.
Эрхард исходил из идеи сильного государства как «управляющей» и «регулирующей» силы, способной «формировать» общество. Государство активно вмешивалось в экономические процессы, но направление, характер, способы вмешательства были четко ориентированы на формирование рыночной экономики, основанной на частной собственности на средства производства и защищенной законодательной системой власти.
Государство поддерживало отрасли, испытывавшие трудности, особенно угольную и электротехническую промышленность, металлургию, которые являлись основными импортерами страны. Инвесторам и предпринимателям предоставлялись налоговые льготы, всевозможные кредиты под низкие проценты.
««Немецкое чудо» - результат усилий всех немцев»; «Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не могли справиться с ней» - очень много внимания уделялось населению страны, именно на население возлагались надежды по воссозданию разрушенной державы. Правительство и государство в значительной мере поддерживало население, активно занимаясь строительством, предоставлением рабочих мест, льгот, кредитов.
Очень большое внимание уделялось различным экономическим, социальным и политическим свободам. Эрхард писал: «Я считаю свободу единым и неделимым целым. По моим понятиям политическая и хозяйственная свобода, и свобода человека вообще составляют сложное единство. Немыслимо тут вырвать одну часть, чтобы не рухнуло и все остальное. Это осознание неделимости свободы должно заставить каждого политика, который заботится о всеобщем благе, осознать свою обязанность предоставить снова людям свободу после долгих лет политической несвободы».
Основные выводы
Эрхард считал, что могущество образуется в трех основных формах и руководствовался этими принципами в своей реформаторской деятельности:
На базе законной организации – таким образом, что ряд юридически самостоятельных предприятий, поступаясь в какой-то мере своей самостоятельностью, обязуется, на основе взаимных договоров и соглашений, путем регулирования действующих на рынке факторов, ограничить или вообще исключить конкуренцию.
На базе капитала – таким образом, что волеизъявление юридически самостоятельного предприятия может, в результате сплетения интересов или на основании соотношения в правах владения, находится под влиянием другого предприятия в том смысле, что оно не может или не смеет использовать на рынке свою производственную мощность в полной мере.
Путем создания отдельных, очень крупных предприятий, которые вследствие той весьма значительной роли, которую они играют на рынке, доминирующим образом влияют на предложение товаров и на образование цен.
Но для успешного выполнения этих факторов, пишет Эрхард, законодатель должен считать своей задачей устранение факторов, нарушающих ход рыночных операций, для чего необходимо:
сохранять свободную конкуренцию в возможно большем объеме;
на тех рынках, где конкуренция не может быть полностью осуществлена, препятствовать злоупотреблениям мощных хозяйственных групп;
для этой цели учредить государственный орган контроля, а если необходимо, то и для оказания влияния на ход рыночных операций.
В результате соблюдения разработанных им факторов экономического могущества за небольшой отрезок времени – 12 лет – Эрхарду удалось полностью восстановить экономику Германии (причем практически с нуля) и превратить страну в экономически сильную и процветающую европейскую державу, имеющую в настоящее время самую твердую валюту.
Таблица 1. Реформы Эрхарда и их содержание
С о ц и а л ь н а я н а п р а в л е н о с т ь р е ф о р м | Хронология | Реформа | Суть реформы | Результаты | |
Хозяйственная реформа | 1. 21 июня 1948г. | Денежная реформа | Введение новой валюты – дойчмарки | Низкий уровень инфляции, твердость и устойчивость немецкой марки и по сей день | |
2. 24 июня 1948г. | Реформа цен | Закон свободных цен, цены «отпускаются на свободу» | Учитывается покупательная способность населения страны, достаточно свободное формирование цен | ||
3. 1949-1953гг. | Жилищно-строительная реформа | Массовая застройка социального жилья | Повышение уровня жизни населения, повышение занятости за счет строительства | ||
4. с 1950г. | Антимонопольные реформы, система поддержки малых предприятий | Государственное финансирование малых и средних предприятий, льготы и кредиты | Развития и поддержка экономики страны за счет антимонопольных законов, увеличение конкуренции, кредитование под низкие %, льготы, финансирование предпринимательской деятельности | ||
5. 1960-е гг. | Научно-технический прогресс | Разработка новейших технологий | Увеличение производительности, появление новых технологий |
Заключение
В результате реформаторской деятельности Людвига Эрхарда были достигнуты следующие результаты:
1. Денежная реформа, проведенная с целью избавления от обесцененных денег и создания твердой валюты, явилась важной предпосылкой модернизации всего экономического механизма и укрепления германской экономики, закон свободных цен «отпускал на свободу цены», при формировании цен учитывалась в первую очередь покупательная способность большинства населения.
2. Большое внимание уделялось развитию мелкого и среднего бизнеса. Уже в 1953 г. На предприятиях с числом сотрудников до 500 человек работало до 50,8% всех занятых и производилась половина промышленной продукции, сокращалась безработица.
3. В большом объеме велась застройка разрушенных городов, что сокращало безработицу, поддерживало население.
4. Важным элементом экономической политики Эрхарда было укрепление ФРГ на мировом рынке – за счет проводимых антикризисных реформ – удалось втрое увеличить экспорт.
5. Развитие науки, научно-технический прогресс способствовал развитию и укрепления экономики Германии.