БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
на тему:
«Государственное управление экономическими процессами общества»
МИНСК, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Функции государства в регулировании процессов общественного воспроизводства
Организация государственного управления экономической системой
Управление государственным сектором экономики
Компетенция органов управления
Формы и методы воздействия государства на экономические процессы
1. Функции
государства
в регулировании
процессов
общественного
воспроизводства
Производство — основа человеческой жизни. Побуждаемые возрастающими потребностями люди расширяют сферу трудовой деятельности, накапливают опыт, развивают способности к труду, используют более совершенные средства производства.
В процессе трудовой деятельности они вступают в технико-произ-водственные и общественно-производственные отношения. Технико-производ-ственные отношения определяются технологией и организацией производства; общественно-производственные отношения устанавливаются в зависимости от воли сообщества в целом. Общественно-производственные отношения возникают также в процессе использования результатов производства, т.е. в сфере распределения продуктов, обмена и потребления. Производство, распределение, обмен и потребление тесно взаимосвязаны между собой и составляют единый процесс воспроизводства материальных и духовных благ (рис. 1).
Народнохозяйственный комплекс Республики Беларусь
Сфера материального производства Непроизводственная сфера
промышленность жилищно-коммунальное хозяйство
сельское хозяйство и бытовое обслуживание
лесное хозяйство здравоохранение
водное хозяйство просвещение
транспорт культура
связь наука
строительство социальное обеспечение
торговля физкультура и спорт
общественное питание
Рис. 1. Структура народнохозяйственного комплекса Республики Беларусь
Материальное производство, представленное совокупностью отраслей, производящих средства производства и предметы потребления и оказывающих услуги производственного характера, составляет основу жизни людей и создает условия для развития непроизводственной сферы. Согласно теории «трех секторов», развитие идет последовательно от общества, где большая часть населения занята добычей и производством сырья, к обществу индустриальному, а затем постиндустриальному, где дальнейший экономический рост связан с перемещением хозяйственной деятельности в сферу услуг, информационной индустрией, охраной окружающей среды. Точками роста являются космос, авиастроение, нефтегазодобыча, дорожное строительство. Легкая промышленность и сельское хозяйство могут развиваться на рыночной основе при эффективном кредитовании.
Государственное управление воздействует на все стороны воспроизвод-ства. В производственных отношениях оно во главу угла ставит формы собственности, регулируя их таким образом, чтобы все субъекты хозяйствования находились в равных условиях. В сфере отношений распределения не допускается чрезмерная монополизация решающих средств производства, так как она приводит к поляризации богатства и бедности, подавлению личности.
Государственное регулирование сферы нематериального производства предполагает решение ряда вопросов — от умножения интеллектуального, нравственного и трудового потенциала до сбережения природных ресурсов для будущих поколений. Роль государства в системе общественного производства можно представить следующим образом (рис.2).
Спрос РЫНКИ Предложение
ТОВАРОВ И УСЛУГ
Деньги Товары
и услуги и услуги
Потребности Н Товары Плата П Товары
А и услуги за товары Р и услуги
С Услуги, и услуги Е
Доходы Е пенсии, Услуги, Д Доходы
Л пособия ГОСУДАРСТВО дотации П
Е Налоги, Налоги, Р
Трудовой Н пособия взносы И Рабочие
потенциал И Плата Трудовой Я места
Е за труд потенциал Т
Деньги Трудовой И
и услуги потенциал Я
Доходы Доходы
от собст- от собст-
венности венности
Предложение РЫНКИ ТРУДА Спрос
Рис. 2. Государство в социальной рыночной экономике
К важнейшим принципам государственного регулирования экономики относят:
принцип единства экономики и политики. Политика, являясь организационно оформленной системой интересов соответствующих общностей людей, выступает в качестве направляющего русла. А так как экономические интересы являются определяющими по сравнению со всеми другими, политика не может не быть концентрированным выражением экономики. Таким образом, обеспечивая приоритетное начало в управлении экономикой, политика задает направления ее функционирования;
принцип единства централизма и самостоятельности. Принимаемые государством решения должны базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы с тем, чтобы обеспечить воздействие на них в нужном направлении;
принцип научности говорит о том, что регулирующее воздействие государства на развитие экономики должно исходить из сущности законов общественного развития;
принцип эффективности ориентирует принимаемые управленческие решения на получение лучшего результата при наименьших затратах;
принцип сочетания общих и локальных интересов основан на приоритете интересов более высокого уровня и органической увязке интересов различных классов, слоев, групп и отдельных членов общества.
Наиболее общими функциями государства в области регулирования процессов общественного производства являются:
целевая — предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации (например, стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является постепенное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании);
направляющая и координирующая — обеспечивает выбор путей достижения поставленных целей, сбалансированность важнейших экономических пропорций (достижение намеченной генеральной цели предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь, что находит отражение в прогнозных и программных документах страны). Так, в Концепции развития народного хозяйства Республики Беларусь на 2001–2015 гг. определены следующие этапы и задачи:
на первом этапе (2001–2005 гг.) по основным параметрам развития экономика должна достигнуть уровня 1990 года;
на втором этапе (2006–2010 гг.) предусматривается завершение формирования условий для возобновления экономического роста, реализации активной структурной политики и повышения уровня жизни народа;
на
третьем этапе
(2011–2015 гг.) намечено
заложить основы
нового
постиндустриального
общества;
распределительная и перераспределительная — в первую очередь речь идет о распределении и перераспределении национального дохода между сферами и отраслями народного хозяйства, между отдельными группами населения;
стимулирующая — связана с активизацией движущих сил развития общества, реализуется через систему различных льгот (субсидий, дотаций, налогов и др.);
контрольная — предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности.
2. Организация государственного управления экономической системой
Экономическая система государства представляет собой совокупность всех экономических процессов общества и базируется на сложившихся в ней формах собственности и способах регулирования хозяйственной деятельности на всех уровнях управления (рис. 3).
Экономическая теория
Микроэкономика Макроэкономика
Национальная экономика
Национальная экономическая психология
Экономическая политика
Рис. 3. Формирование экономической политики государства
Научной базой экономической политики государства является макроэкономика, которая предлагает общезначимые пути, пригодные для решения экономических задач. Задача политиков — выбор из предложенного набора решений оптимального.
Социально-экономические отношения являются основным элементом экономической системы и определяются характером отношений людей, которые складываются под влиянием отношений собственности в обществе. На сегодняшний день в мировой практике насчитывается несколько типов экономических систем, наиболее распространенные — рыночная и административно-командная .
Характерными чертами административно-командной являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, адресное директивное планирование, обеспечивающее прямое управление экономикой из единого центра, полный контроль государства за производством и распределением, преобладание административно-распорядительных методов в управлении. Такая система свела на нет самостоятельность основных звеньев экономики — предприятий, заинтересованность работников в результатах своего труда. Показав возможность успешного функционирования в чрезвычайных и экстремальных ситуациях (голод, война, разруха), командно-административная система продемонстрировала свою несостоятельность и поставила постсоциалистические государства перед проблемой реформирования их экономических систем.
Основными чертами рыночной экономики являются частная собственность и свобода всех участников экономической деятельности. Основное преимущество рыночной экономики состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов в максимальном приближении их к общественным потребностям. Но, если рыночный механизм экономики свободной конкуренции все фундаментальные задачи экономического развития решал через рынок и цены, в современной рыночной экономике наблюдается активное вмешательство государства в процессы развития национальной экономики. Это говорит о том, что в современных условиях частная собственность хотя и является определяющим, но не единственным элементом рыночной системы.
Эволюция рыночной экономики позволяет сегодня выделить многообразие ее моделей, складывающихся на основе одной и той же формы хозяйствования :
саксонская (США, Канада, Англия) — неограниченная свобода предпринимательства;
западноевропейская (Франция, Италия, Испания, Португалия) — активное государственное регулирование с помощью индикативного планирования, большая доля государственного сектора;
социально ориентированная (Германия, Австрия, Голландия) — подчеркнута социальная направленность политики государства;
скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия) — паритетность государственного и частного капиталов, ярко выраженная социальная направленность;
патерналистская (Япония) — усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном способе производства.
К примеру, модель рыночной экономики США — это вариант с минимальным участием государства в регулировании экономики. Здесь преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором, а государство выполняет минимально необходимые функции в сфере денежного обращения, экологии, в производстве товаров и услуг коллективного пользования. Последнее обеспечивает правовую базу эффективного функционирования рыночной системы, осуществляет контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирует экономический рост, поддерживает структуру национального продукта.
Максимально допустимое государственное вмешательство можно наблюдать в Швеции, Австрии, Германии, Японии и др., где государство обеспечивает условия для эффективного хозяйствования, регулирование социальных отношений. Однако экономические модели этих стран существенно различаются между собой.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Государство действует по принципу: производство частное, а социальное развитие для всех. В стране высокий уровень занятости населения, а расходы бюджета составляют почти 70% ВВП (инвестиции, здравоохранение, пенсионный фонд, социальное страхование и т.д.).
Модель социального рыночного хозяйства ФРГ сформировалась в послевоенной Германии в результате хозяйственной реформы, основоположником и организатором которой был министр народного хозяйства ФРГ, а затем ее канцлер Людвиг Эрхард. Социальное рыночное хозяйство он определил как «хозяйство, базирующееся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности». При этом государство активно формирует конкретную среду для обеспечения высокоэффективной хозяйственной деятельности. На социальные нужды направляются 1/3 государственного бюджета и значительные средства предприятий. Государство доплачивает на образование, квартплату, на детей.
В Японии сложилась система взаимоотношений государства и общества, предусматривающая жесткую опеку основных сторон жизни человека. Она сыграла свою роль — превратила страну в великую державу при скудных ресурсах. Для японской модели характерно стимулирование высокой конкурентоспособности национальной продукции через поддержку перспективных отраслей. В то же время государство занимает нейтральную позицию в отношении имущественного положения своих граждан.
Характеризуя современные рыночные модели, еще раз отметим, что все они являются моделями более высокого уровня в сравнении с рыночной экономикой свободной конкуренции, это так называемые модели организованного рынка.
С учетом вышесказанного система государственного регулирования должна строиться с учетом ряда объективных требований:
— во-первых, она должна быть адекватна объективным условиям функционирования и состоянию развития экономики на соответствующем историческом этапе. Так, например, формируясь в условиях переходного периода, она должна исходить из высокой доли госсектора, из неадекватности структуры производства имеющимся возможностям и т.д.;
— во-вторых, она должна строиться на комплексном подходе, который предполагает, что механизм регулирования будет охватывать с разумной степенью «погружения» все экономические и социальные процессы и в равной степени будет срабатывать на всех уровнях управления;
— в-третьих, государственное регулирование должно учитывать такие особенности регулируемых систем, как организованность, иерархичность и многоуровневость, неразрывное единство с внешним окружением и др. Например, организация регулирующего воздействия государства на развитие национальной экономики означает воздействие на ее отдельные подсистемы (регионы, отрасли, социально-экономические процессы и явления и т.д.) в заданном направлении.
3. Управление государственным сектором экономики
Важнейшая роль в реализации функций государства по обеспечению общих условий функционирования экономики для осуществления жизнедеятельности общества принадлежит государственному сектору. Государственный сектор — это «часть экономики страны, представляющая собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным органам, полностью контролируемая государством» .
В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования, где государство является собственником, инвестором, организатором научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, госсектор — самостоятельный инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию ряда принимаемых государством мер, касающихся частного сектора либо экономики в целом.
На сегодняшний день государственный сектор есть практически во всех странах с рыночной экономикой, но он занимает различный удельный вес, что и предопределяет меру его влияния на экономику страны. В США и Великобритании, например, отдается приоритет развитию частного сектора, во Франции — государственного. В Республике Беларусь масштабы государственного сектора достаточно велики. В дореформенный период государство являлось собственником около 95 % средств производства, объектов непроизводственного назначения и управляло ими непосредственно. За последние 10 лет в Беларуси был реформирован 31% государственныx объектов, в том числе 780 республиканской и 2410 коммунальной собственности. Этo составило 28% от общегo числа госпредприятий, подлежащиx приватизации.
Как правило, госсектор занимает сферы и отрасти, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и незначительной скорости оборота капитала (энергетика, транспорт, сферы образования и здравоохранения, др.). Кроме того, через государственный сектор осуществляется «оздоровление» отраслей, переживающих кризис. Нередко государство создает новые объекты в регионах, отраслях, куда частный капитал идет неохотно, тем самым государство поддерживает определенную структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. Наибольшую значимость государственный сектор как инструмент регулирования экономики приобретает в условиях экономической депрессии или кризиса.
Тем не менее, в рамках государственного сектора экономики существует большая возможность проявления таких негативных явлений, как бюрократизация (например, рост численности управленческого персонала предприятий, основанных на государственной форме собственности), неэффективный механизм использования ресурсов, негибкое реагирование на изменения конкурентной ситуации, высокий уровень политизированности. Негосударственный сектор имеет приростные показатели в 1,5 раза более высокие, чем государственный сектор. Поэтому увеличение доли государственного сектора часто отрицательно сказывается на экономическом развитии страны.
Спад в экономике бывших союзных республик обусловлен многими факторами: потеря централизованного управления, разрушение снабженческо-сбытовых связей, местнический интерес, криминализация общества и т.д. Возможен ли выход из сложившегося кризиса?
Ярким примером проведения рыночных реформ с положительным результатом стал Китай, где целью преобразований стала не нерегулируемая система, а смешанная экономика с крепким государственным сектором, связанным с центральным правительством и местными органами власти. Причем такой сектор образовали не для возрождения прежней системы централизованного планирования, а для реализации новых экономических программ.
В России произошла потеря функций государственной вертикали власти в регионах, результатом чего явилось отсутствие регулирующих директив централизованно планируемой экономики и стимулов для цивилизованного рыночного ведения хозяйства. По сравнению с Россией экономическая политика в Беларуси проводится с помощью созданной жесткой государственной структуры — президентской вертикали, причем происходит ориентация на формирование рыночного социализма белорусской модели: рыночный социализм = смешанная собственность + государственная координация (по Яношу Корнаи: рыночный социализм = государственная собственность + рыночная координация). Последствием реализации такой политики является государственный, ведомственный и производственный монополизм, который ведет к застою во всех сферах экономики.
Путем анализа роли государства в России и Беларуси можно сделать вывод о том, что улучшить ситуацию по отношению к субъектам малого предпринимательства на данный момент в нашей республике проще, чем в России. Это связано с тем, что функции государства не утеряны. Однако в Беларуси появилась другая крайность — чрезмерное разрастание государственных служб, в частности, контролирующих. Роль государства должна состоять в создании условий для успешного развития и деятельности субъектов предпринимательства, а не в постоянном, часто бессистемном контроле, который дезорганизует работу субъектов хозяйствования.
Несоответствие производства потреблению и наличным ресурсам вызывает необходимость совершенствования структуры производства — проведения государственной структурной политики, которая направлена на качественное совершенствование и восстановление объемов производства при активной государственной поддержке перспективных отраслей.
4. Компетенция органов управления
Государственное регулирование экономики осуществляется в лице соответствующих законодательных, исполнительных, и контролирующих органов, которые посредством различных методов обеспечивают решение важнейших социально-экономических задач, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
Главная роль в регулировании экономики отводится Министерству экономики Республики Беларусь, осуществляющему проведение единой государственной социально-экономической политики. Основными его задачами являются определение путей и разработка методов эффективного развития экономики. В частности, Министерство экономики проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий. После их рассмотрения в правительство представляются экономически обоснованные заключения, а также необходимые для разработки отраслевых и региональных прогнозов и проектирования бюджетных ассигнований по программам сценарные условия функционирования экономики. В дальнейшем Министерство экономики обеспечивает согласованное финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов, так и за счет средств, выделяемых из бюджета.
5. Формы и методы воздействия государства на экономические процессы
Условно всю совокупность функций государства можно разделить на две группы. Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы. Это прежде всего — создание и поддержание правовой базы (защита прав собственности, законодательное регулирование взаимоотношений между потребителями, производителями, наемными работниками, поддержание общественного порядка, борьба с монополизмом и т.д.). Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы. Она включает меры, направленные на стабилизацию экономических процессов и обеспечивающие экономический рост, социальную справедливость и др. К примеру, на территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.
Таким образом, все формы государственного регулирования экономики можно разделить на:
законодательно-правовые;
финансово-кредитные (включая бюджетно-налоговое и кредитно-денежное регулирование);
административное воздействие (административно-экономическое и организационно-административное);
валютно-финансовые.
По форме участия государства в регулировании экономики все методы его влияния на хозяйственную деятельность разделяются на прямые (административно-распорядительные) и косвенные (экономические), причем всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания государственного вмешательства и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.
К прямым методам можно отнести распределение централизованных инвестиций, лицензирование отдельных видов деятельности, формулирование правил, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (правила охраны труда, установление очистных сооружений). Экономические методы реализуются в основном через финансово-кредитную систему, включающую бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Одним из инструментов государственного регулирования экономики является государственный заказ, который позволяет воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство. Государственный заказ в разных странах именуется по-разному — государственный заказ, государственный рынок, контрактная система (во Франции) или федеральная контрактная система в США. Госзаказ обеспечивает оптимальные пропорции между спросом и предложением, выполняет функции гаранта жизнеобеспечения социальных слоев, формирует страховые запасы и резервные фонды. В нашей стране формирование и размещение госзаказа регулируется Законом Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд», принятым в 1994 г., другими нормативными актами и осуществляется на основе государственного контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки.
Цены формируют структуру национальной экономики, регулируют деятельность хозяйствующих субъектов, а в руках государства они являются инструментом регулирования различных экономических и социальных процессов, например, выпуск социально значимых товаров. Сегодняшняя ценовая политика Республики Беларусь ориентирована на общепринятую в мировой практике стратегию ценообразования. Сочетание либерализации и государственного контроля над ценами должно содействовать ускорению структурной перестройки экономики, внедрению рыночных механизмов, ликвидации элементов бесхозяйственности, устранению с рынка неконкурентоспособных товаропроизводителей.
Важное место в системе государственного регулирования занимает стандартизация и сертификация.
Разновидностью мер по регулированию внешнеэкономической деятельности является квотирование — ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг, вводимое на определенный срок по странам или группам стран.
В государственном регулировании экономики важное значение имеет правильный выбор показателей, надежных социально-экономических критериев, индикаторов. В прежней системе основным источником данных для расчета макроэкономических показателей служил баланс народного хозяйства. В настоящее время основными объемными показателями стали 16 показателей валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт.
В связи с переходом к рынку внедряется система национальных счетов (СНС), в которой показатели основных счетов (производство, образование доходов, капитальные затраты, продукты и услуги, финансы) распределяются по секторам: предприятия, финансовые учреждения, общественные организации, внешнеэкономические связи. Одновременно на вооружение берутся финансовые показатели: инфляция, денежная масса, обменный курс и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
Закон Республики Беларусь “О культуре в Республике Беларусь” № 832-ХП от 4.06.1991.
Закон Республики Беларусь “Об образовании в Республике Беларусь” № 1202-ХП от 29.10.1991.
Закон Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “Об образовании в Республике Беларусь” № 3682-ХП от 22.03.1995.
Указ Президента № 516 от 24.09.2001.
Алиев Б.Х. Промышленная политика и экономика. – М.: Экономика, 2005. – 103 с.
Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. В 2 ч. – Мн.: АУприПРБ, 2005.
Архипова Н.И., Кульба В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях. – М.: РГГУ, 2001. – 316 с.
Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учебное пособие. – М.: Экономика, 2000. – 302 с.
Формирование экономических и социальных основ белорусской государственности. Материалы научно-практической конференции (Минск, 1 июля 2005 г.). – Мн.: Право и экономика, 2005. – 207 с.