Реферат
на тему
Реформы Людвига Эрхарда (48-50гг.)
(автор – В. Шекспер)
План
1. Введение (подготовка литературного обзора и обоснование темы).
2. Германия после войны.
3. Людвиг Эрхард и его реформы.
4. Итоги реформ.
5. Заключение.
«Немецкое чудо» - результат усилий всех немцев.
Л.Эрхард
1. Введение (подготовка литературного обзора и обоснование темы).
При работе на тему "Реформы Людвига Эрхарда" мною было использовано несколько литературных источников.
В статье профессора В. Ежова "Людвиг Эрхард и «немецкое чудо»" описывается биография Эрхарда, его приход во власть, проводимые им реформы и немного об его характере".
В статье Войновича "Победа и выигрыш" описывается, что "в 1945 году Германии неслыханно повезло - она потерпела поражение. Нацистов убрали со всех постов и на смену им пришли умные люди во главе с Аденауэром и Эрхардом".
В статье доктора О. Терещенко (Дортмунд) "Людвиг Эрхард - отец немецкого экономического чуда" на интернет-сайте "Великие европейцы" сообщется о биографии экономиста, его реформах.
В статье историка Сергея Королева "Кто платит за "экономическое чудо"" говорится о восстановлении послевоенной экономики в Западной Европе и о хозяйственном подвиге Эрхарда, о тех трудностях с которыми ему пришлось столкнуться в ходе реформ"
В статье А. Романовой "Реформы Эрхарда в Германии" говорится, что в условиях разрухи "Эрхард выступал за создание т.н. социального рыночного хозяйства, основанного на стремлении каждого человека к собственному благополучию или благополучию своей семьи... Хозяйственная реформа, проведенная Эрхардом в 1948 г., представляла собой сочетание денежной реформы и реформы цен, причем эти реформы были проведены практически одновременно".
Особых различий во взглядах авторов нет, все согласны в том, что реформы Эрхарда привели к подлинному процветанию Германии и его идеи полезно использовать многим странам мира".
Значительное место в ходе моего исследования занимает работа самого Людвига Эрхарда "Благосостояние для всех", где автор реформ сам описывает процесс проводимых им преобразований".
Наша страна переживает сложный период социально-политических и экономических реформ. Внедряемые экономические отношения привели к социальным перекосам.
Промышленность и сельское хозяйство за последнее десятилетие ещё более развалилось. Многократно снизился жизненный уровень населения. А послевоенные Германия и Япония за короткий период добились восстановление экономики и социальной стабильности.
Второго канцлера ФРГ Людвига Эрхарда по праву считают творцом «немецкого экономического чуда». Актуально ли изучение опыта немцев для нас? Разумеется, речь не идет о перенесении его на российскую почву - слишком различны социальные и исторические условия. Еще Пушкин писал: «Что нужно Лондону, то рана для Москвы». То же относится и к Берлину. И тем не менее опыт Эрхарда нужно осваивать. Кстати, это же говорил и наш президент.
Бурные дискуссии о "китайском социализме" перетекают в не менее жаркие споры о "шведской модели". Между тем, мало кто задумывается о реальных последствиях того или иного "рывка в будущее". Сегодня стратегическое положение России отдаленно напоминает послевоенную Германию - уже разделенную, но не обустроенную страну. "Весна на Одере", или "германское экономическое чудо", действительно, и в конце XX века заслуживает самой высокой оценки. Однако точно так же справедливо утверждение: чудес не бывает, а если они и случаются, то за них приходится платить.
2. Германия после войны.
В 1945 году Германии повезло - она потерпела поражение. Тысячелетний рейх скончался, не дотянув до подросткового возраста. Не все это поняли сразу. Гросс-адмирал Карл Дёниц, сменивший Гитлера на посту рейхсканцлера, признал, что Германия проиграла войну, но объявил при этом, что государство остается прежним, а идеи национал-социализма живут и крепнут пуще прежнего. Сидя в своей канцелярии, он издавал указы, распоряжения и приказал расстрелять офицера, который за день до объявления капитуляции сложил оружие самовольно. На то, чтобы кого-нибудь расстрелять, у адмирала власти еще хватало, но другим его указам уже никто не подчинялся. Тем не менее еще почти две недели он указывал и приказывал, пока его не увезли в Нюрнберг, где за свои заслуги он получил 10 лет тюрьмы. Потом начался процесс денацификации, согласно которому, как было сказано в решении Берлинской конференции 1945 года глав союзных держав, "все члены нацистской партии, которые были больше, чем номинальными участниками ее деятельности, и все другие лица, враждебные союзным целям, должны быть удалены с общественных или полуобщественных должностей и с ответственных постов в частных предприятиях". Активных нацистов и тех, кто с ними активно сотрудничал, увольняли с работы, подвергали бойкоту. Это касалось и деятелей искусства. Известных писателей, актеров, режиссеров, замаравших себя услужением рухнувшему режиму, не печатали, не давали выступать на сцене или в кино и не заказывали им государственных гимнов. Бывших эсэсовцев не брали на работу даже в охранные службы. Рядовых обывателей, которые, по их утверждению, ничего не знали и не видели, подвергли жестокому испытанию, показав им лагеря уничтожения людей, газовые камеры, крематории, рвы, набитые трупами, изделия из человеческой кожи и фильмы реальных ужасов на ту же тему. Вот где была настоящая шоковая терапия! Люди не хотели этого видеть, закрывали глаза, падали в обморок, сходили с ума. Вскоре после войны кто-то из журналистов бросил фразу: Германия - это куча мусора, в которой копошатся 40 млн. голодных немцев. Меткий образ наглядно характеризовал состояние побежденной страны.
Проигравшая во Второй мировой войне, потерявшая около 10% своего населения, сократившая свой производительный потенциал более чем наполовину и разделенная на четыре зоны оккупации Германия находилась в тяжелейших экономических условиях. Густав Штольпер в 1947 писал о своей стране так: "Биологически искалеченная, интеллектуально изуродованная, морально уничтоженная нация без продуктов питания и сырья, без функционирующей транспортной системы и чего-либо стоящей валюты, страна, где голод и страх убивали надежду...". Обесценивание денег, нехватка продовольствия, массовая безработица, чрезвычайно низкая деловая активность и процветание спекуляции - вот в каком положении оказалась страна. О тяжелейшем положение Германии говорило и то, что спустя три года после окончания войны в крупных городах многие развалины оставались не разобранными. Население судорожно цеплялось за подачки оккупационных властей. Хотя формально инфляция не достигала столь фантастических масштабов, как это было в начале 20-х годов (и когда счет перешел на миллиарды марок), реально что-либо купить за деньги было невозможно. Килограмм кофе стоил 1500 старых марок, сигарета - 6, а среднемесячный доход составлял 200 марок. В итоге, выражаясь современным русским языком, процветал "бартер". А функцию денежного суррогата выполнял наиболее востребованный штучный товар - сигареты. Самой ходовой валютой в Германии стала пачка американских сигарет.
В этих условиях США - как единственная держава, вышедшая из войны без крупных потерь, - должны были разрешить ряд важных проблем. Во-первых, оказать действенную помощь старым и новым союзникам, не перегружая бюджет. Во-вторых, сделать это так, чтобы не допустить установления просоветских режимов в Центральной Европе и одновременно не слишком злить Москву. А ведь за военные годы государственный долг СШA увеличился в 6 раз, количество наличных денег в обороте - в 5. Промышленное производство же увеличилось лишь вдвое. Но и медлить было нельзя. Англичане раз за разом напоминали союзникам, что более не в силах поддерживать “младших братьев” вроде Турции и Греции. Так родился знаменитый “план Маршалла”.
Считается, что наиболее наглядно послевоенная экономическая стратегия США проявилась на немецкой земле. Здесь американцам предстояло прекратить хаос при помощи минимального количества местных специалистов, не замешанных в сотрудничестве с нацистами. Налаживанию работы местных органов изрядно мешало разделение страны на зоны оккупации: все шло к тому, что в советской зоне будет провозглашено “народное” государство.
Как встали с колен немцы? Каким образом преодолели разруху и в короткий срок добились процветания и стабильности? Историки и публицисты по праву связывают экономический подъем Западной Германии с именем Людвига Эрхарда - министра экономики в правительстве К. Аденауэра, а затем и канцлера ФРГ.
3. Людвиг Эрхард и его реформы.
Удивителен жизненный путь Людвига Вильгельма Эрхарда! Экономист-теоретик, кабинетный учёный, волей судеб ставший практиком, министром финансов. И где? В потерпевшей поражение и разрушенной Германии! В стране, которая после катастрофичес-кой для неё войны сохранила лишь остатки милитаризованной промышленности. Как мало мы знали об этом человеке!
Людвиг Вильгельм Эрхард родился 4 февраля 1897 г. в небольшом городе Фюрсте(Бавария) в семье коммерсанта. Его отец принадлежал к среднему слою немецкого общества. Юный Эрхард закончил Реальную школу, получив среднее коммерческое образование. Первая мировая война не обошла его стороной: он воевал, был тяжело ранен. После выписки из госпиталя Эрхард продолжил своё образование в университете, закончив его в 1925 г. по специальности „Управление и экономика". В 1923 г. он женился на Луизе Шустер.
Профессиональная карьера Эрхарда началась с управления семейным предприятием - деятельность сугубо практическая. А через несколько лет он круто меняет свою жизнь: начинает заниматься теоретическими вопросами экономики. С 1928 по 1942 годы. Людвиг Эрхард - ассистент, а затем руководитель Института экономического анализа при Нюренбергском коммерческом институте.
Впервые Эрхард привлёк к себе внимание как учёный в 1932 г., когда в разгар мирового экономического кризиса выступил за расширение производства товаров широкого потребления, идя вразрез с представлениями, господствующими в то время в экономической науке. Он выступает убеждённым сторонником свободного ценообразования и конкурентно ориентированной экономики.
Во время второй мировой войны Эрхард организует частный НИИ по изучению экономики индустриального общества. По поручению государственных органов Эрхард занимается планированием послевоенного производства в стране. В 1943-1944 г.г. он подготовил меморандум „Военное финансирование и консолидированная задолженность". Этот труд привлёк к себе внимание антигитлеровской "Группы сопротивления 20 июня 1944 г" В этой работе вновь обосновывается необходимость активизации спроса путём поощрения производства товаров широкого потребления. Работа при химическом концерне «ИГ Фарбениндустри» обязывала Эрхарда к политической активности. Он не сотрудничал с партийными нацистскими инстанциями. Тщательно изучал централизованную экономику, сравнивая ее с другими моделями.
После крушения национал-социализма Эрхард выступает с лекциями, в которых доказывает преимущества экономических механизмов в экономике. Вскоре он разработал и выступил со стройной теорией социальной рыночной экономики. В ней социальные аспекты, вопросы жизненного уровня населения заняли приоритетное место. Ученый отталкивался от того, что нацистская военная экономика парализовала предпринимательст-во, устранила конкуренцию и привела к социальным перекосам, поэтому необходимо восстановить естественные отношения между трудом и его оплатой. Нужно постоянно повышать покупательную способность населения. Производство и жизненный уровень населения стоят в прямой зависимости от следующих факторов: производство не может развиваться, не имея широкой базы для сбыта; увеличение покупательной способности населения в свою очередь постоянно стимулирует производство, повышение производительности труда.
Эрхард выступал за создание так называемого социального рыночного хозяйства, основанного на стремлении каждого человека к собственному благополучию или благополучию своей семьи. Он исходил из того, что человек старается принимать решения, которые повысят уровень его жизни. Чем выше жизненный уровень населения, - заключал Эрхард, - тем лучше условия для развития экономики. И все это должно регулироваться исключительно рыночными рычагами.
Двигателем общественного благополучия является социальная рыночная экономика, в которой человек стремится повысить условия своей жизни, а одновременно и свою социальную ответственность. Рыночная экономика функционирует только при условии свободы - свободы потребления, выбора профессии и рабочего места, свободы предпринимательской деятельности и распоряжения частным имуществом, свободы заключения договоров. Но экономическая свобода невозможна в условиях политической несвободы. Эрхард предполагал поднять страну, опираясь на свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной деятельностью государства в жизни страны. Государство должно было являться регулирующей, конституирующей и управляющей силой, способной формировать общество.
Наступает новый этап в жизни учёного. Эрхард, который никогда не стремился к политической карьере и всегда оставался вне партий, получает признание как талантливый экономист и выдвигается на ведущие политико-экономические должности. Зарекомендовав себя перед американской военной администрацией как эксперт высокого уровня, он становится министром экономики Баварии. В марте 1948 г. Эрхарда назначают руководителем Хозяйственной администрации двухзональной территории, так называемой "Бизонией".
Теперь он имеет необходимые возможности для внедрения в стране рыночной экономики. Примечательно, что мероприятия, направленные на решения этой задачи, претворяются в жизнь, не будучи согласованными с военной администрацией. На
основе подготовленного Эрхардом закона от 21.06.48 была практически отменена регламентация в области экономики и финансов, существовавшая, в частности, в сфере ценообразования. То, что Эрхард связал введение немецкой марки с экономической реформой, явилось его исторической заслугой и принесло ему признание и славу.
В июне 1948 г. план восстановления и развития экономики был официально принят Франкфуртским советом и одобрен оккупационными властями. К этому времени начал реализовываться план Маршалла. Эрхард увидел в нем практически единственную возможность справиться с послевоенной разрухой. План Маршалла был принят в США в качестве законодательного акта, по которому предусматривалось направить в Европу 12 млрд. долл. в виде наличных денег, продуктов питания, готовой промышленной продукции и выделить для этих целей 2% американского ВВП. Конгресс США не утвердил бы план, если бы в нем не указывались стратегические цели, отвечающие американским интересам: необходимо вернуть Европе способность платить за американские товары. Соединенные Штаты нуждались в сильной Европе как в оплоте борьбы против коммунизма.
Особое внимание уделялось восстановлению немецкой экономики. Полагалось, что оздоровление Германии - решающий фактор подъема Европы. В первые два года Западная Германия получила по плану Маршалла 1,4 млрд. долл., из четырех млрд., ассигнованных всем 16 участникам. В последующие годы приоритетное финансирование Западного сектора Германии продолжалось. Летом 1948 г. в трех Западных оккупационных зонах Германии началась денежная реформа, сопровождавшаяся принятием пакета социальных законов, разработанных департаментом Людвига Эрхарда.
Конрад Аденауэр - лидер Христианско-демократического союза (ХДС) пригласил баварца выступить на заседании руководящего органа ХДС. Эрхард понимал, что его планы могут реализоваться только с партией Аденауэра, так как другая крупная политическая сила - социал-демократическая партия настойчиво выступала за плановую экономику, национализацию промышленности и жесткое государственное регулирование. Слушали Эрхарда внимательно. Выступление стенографировалось. Он убедительно доказал, что плановое хозяйство, установление твердых цен ведут к разрушению баланса: «предложение - спрос»; производство уходит в теневые структуры, товары - на черный рынок; конкуренция убивается.
Согласно прогнозам Л.Эрхарда, выполнение его программ позволит развиваться и будет способствовать снижению цен, доходы населения возрастут, что должно обеспечивать высокую покупательную способность. Лишь когда цены в силу тех или иных причин начнут неоправданно расти, государство может вмешаться, но не путем административного регулирования, а такими рычагами, как пошлины, налоги, кредитная политика.
Прозвучали и другие аргументы о преимуществах предлагаемых направлений восстановления экономики страны. Аденауэр предложил текст выступления Эрхарда издать и разослать низовым организациям в качестве агитационного материала к предстоящим парламентским выборам. Так и решили. ХДС включили предложенную Эрхардом программу социально-рыночной экономики в программный документ своей партии - "Дюссельдорфские тезисы". В мае 1949 г. ХДС вместе со своим баварским филиалом Христианско-социальным союзом выиграли парламентские выборы. Аденауэр стал первым послевоенным канцлером, а Эрхард - министром экономики в его правительстве. Началась работа по претворению в жизнь теории социального рыночного хозяйства.
Хозяйственная реформа, проведенная Эрхардом в 1948 г., представляла собой сочетание денежной реформы и реформы цен, причем эти реформы были проведены практически одновременно. Денежная реформа была направлена на избавление от обесценившихся денег и создание твердой валюты. 20 июня 1948 года наступил день "X". В полночь директор оккупационной администрации объявил рейхсмарки недействительными и ввел новые деньги - дойчмарки. Каждый гражданин Германии получал по 40, потом к ним добавили еще 20, дойчмарок. Заработная плата, пенсии, квартирная плата выплачивались в новых дойчмарках в соотношении 1:1. Половину сбережений разрешалось обналичить в соотношении 1:10, а остальное позднее обменивалось по курсу 1:20. Большинство денежных обязательств предприятий были пересчитаны 1:10. Промышленным предприятиям ассигновали марки только под первую получку.
Практически все обязательства банков "старой" Германии были аннулированы. В "новой" Германии был учрежден Эмиссионный банк немецких земель и утвержден его устав, регулирующий его отношения с частными банками.
Спустя три дня после денежной реформы была проведена реформа цен. Цены были отпущены на свободу, отменялось административное распределение и многие нормативные документы, регулирующие в "старой" Германии экономические отношения.
Пересмотр цен и ввод дойчмарок - было удобнее проводить в пределах "большой" Германии. Но советские оккупационные власти упорно отстаивали наличие двух эмиссионных центров. Поэтому накануне появления новой марки отношения прежних союзников обострились до предела. Сначала денежная реформа состоялась лишь в западных секторах. Дата ее начала держалась в строжайшей секретности, и даже ее автор Эрхард узнал о начале обмена денег из газет. С Востока не замедлили с ответными мерами - иначе хлынувший бы с Запада поток ставших ненужными старых марок похоронил здесь остатки экономического механизма. Четыре дня спустя в советской оккупационной зоне была введена "своя" немецкая марка. Восточногерманские монеты, хотя и изготавливались из дешевого алюминия, гордо несли обозначение всего пока еще неразделенного государства - "Германия". "Восточные" марки, были напечатаны в Москве, на Гознаке.
Позднее были приняты законы о кредитной и налоговой политике, антимонопольные указы. Периодически публиковались каталоги "уместных цен". В разработке этих каталогов принимали участие профсоюзы и торгово-промышленные группы. Эти каталоги указывали "уместные цены" для ряда товаров потребления. Общими стараниями 11 сентября 1949 г. был выпущен первый каталог. При правильных расчетах цена мужских полуботинок должна была составлять от 24,50 до 30,00 дойчмарок за пару. Для достижения "уместных цен" через месяц был принят закон о запрете произвольного повышения цен. Также была разработана "программа широкого потребления", по которой производился товар с заранее известными, точно рассчитанными ценами. Развитию экономики Германии способствовала и тенденция снижения цен на мировом рынке, и помощь по плану Маршалла.
Разрушенная страна представляла собой огромный рынок сбыта: после нацизма и хаоса послевоенных лет население нуждалось буквально во всем. В стране имелись значительные резервы рабочей силы. Даже в самые тяжелые времена нацисты не призывали в армию квалифицированных рабочих. К ним добавились миллионы переселенцев из восточных областей бывшего германского рейха, которые готовы были работать буквально за бутерброд.
Предложенный Эрхардом курс вызвал ожесточённые споры. В связи с дефицитом товаров реформа 1948 г. привела к ряду негативных последствий, в частности, к повышению цен, снижению покупательной способности населения и избыточному производству продуктов потребления. Дело дошло до всеобщей забастовки. Однако министр Эрхард сумел своевременно отреагировать на возникшие трудности и в течение 1950-1951 г.г. внёс необходимые временные коррективы в проводимый им курс. И только с наметившимся переходом к стабильному, обусловленному внутренними императивами экономическому росту, курс Эрхарда получил общее признание.
Быстрый рост производства после денежной реформы
(1936 = 100) | 2-ой квартал 1948 г. | 4-ый квартал 1948 г. |
Вся промышленность (без строительства) | 52,1 | 75,4 |
Промышленные товары | 46,4 | 68,3 |
Средства производства | 46,6 | 75,7 |
Товары ширпотреба | 43,4 | 66,6 |
Пищевая и пищевкусовая промышленность | 55,0 | 78,8 |
Стоимость жизни (1950 = 100)
1949 | 1950 | |
ГФР | 107 | 100 |
Франция | 90 | 100 |
Австралия | 91 | 100 |
Нидерланды | 92 | 100 |
Великобритания | 97 | 100 |
Канада | 97 | 100 |
США | 99 | 100 |
Италия | 101 | 100 |
Швеция | 101 | 100 |
ГФР - Германская Федеративная Республика
Западная Германия, вопреки расхожему мнению, не вдруг и не сразу подключилась к "плану Маршалла". Реформаторы, заручившись полной поддержкой американского командующего в Европе Клея, с огромным трудом сделали перемены неизбежными. На всякий случай Клею были даны полномочия отменять любые постановления немецкой администрации, противоречащие "курсу реформ". Чтобы стать полноправным участником "плана Маршалла", Людвигу Эрхарду пришлось настоять на уничтожении тысяч инструкций, мешающих рыночным преобразованиям. Под контролем государства остались лишь основные продукты питания, жилье и коммунальный транспорт. В наиболее общих чертах восстановление Западной Германии было закончено через 10 лет после войны.
Эрхард видел в своей реформе благоприятные факторы. Предстояло наиболее эффективно использовать их. Министерство экономики, применяя экономические методы, умело направляло инвестиции, развивались основные отрасли промышленности: химические предприятия, металлургические, машиностроительные, электротехнические заводы.
На их основе заработали легкая и перерабатывающая промышленность, создавались условия для средних и малых предприятий. Система налоговых привилегий давала возможность значительную часть прибылей использовать для технического обновления, для внедрения в производство новейших научных достижений. Особо поощрялись предприятия, работавшие на экспорт. Министерство Эрхарда приняло и осуществило несколько специальных программ содействия этим производствам. Правительство брало на себя часть риска по торговым операциям; шло на прямое финансирование крупных экспортных мероприятий; предоставляло налоговые льготы.
Экспорт стал одним из базисных факторов экономического развития, содействовал росту золотых и валютных запасов страны.
Запасы золота и валюты в Банке немецких земель (в млрд. н. м.)
Конец года | Запасы золота и валюты | Конец года | Запасы золота и валюты |
1949 | + 0,38 | 1953 | - 8,17 |
1950 | -0,66 | 1954 | + 10,95 |
1951 | + 1,52 | 1955 | + 12,81 |
1952 | + 4,64 | 1956 | + 17,90 |
Баварский коллега Эрхарда, министр финансов Фриц Шефер проявлял предельную бережливость и скупость. Говорят, что беседу с посетителями в своем кабинете, кто бы ни пришел, он начинал словами: денег нет и не предвидится. Выбить у него лишние ассигнования считалось невозможным. Сам канцлер подчас пасовал перед его решимостью защитить утвержденный бюджет. Ф. Шефер при поддержке Эрхарда не допускал эмиссий, выходящих за рамки бюджета.
Немецкая марка постепенно превратилась в одну из самых крепких мировых валют на которую стали равняться валюты других стран. Начала складываться эффективная антимонопольная система. Монопольные объединения не запрещались, но они сурово карались за ограничение конкуренции и необоснованное завышение цен. Хорошо продуманная экономическая политика исключила возможность создания криминального капитала и, в целом, ухода капитала в теневые структуры и «бегство» за границу. Умелое маневрирование налогами делало привлекательными инвестиции в производство. Позднее налоги резко возрастут, но ставшие сильными предприятия будут аккуратно выплачивать их без ущерба для дальнейшего развития.
Использование национальной продукции в процентах
1936 | 1949 | 1950 | 1952 | 1954 | 1955 | |
Частное потребл. | 60,5 | 65,2 | 63,8 | 56,1 | 56,1 | 56,1 |
Государств. потребл. | 20,8 | 18,3 | 16,3 | 17,9 | 16,5 | 15,4 |
Капиталовложение и вывоз капиталовл. за границу | 18,7 | 16,5 | 19,9 | 26,0 | 27,4 | 28,5 |
100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В миллионах марок
1952г. | 1953г. | 1954г. | 1955г. | |
В ценах соответствующего года | 24680 | 27735 | 30630 | 38100 |
В ценах 1936 года | 10 942 | 12 566 | 14 078 | 16 791 |
Вывоз в миллионах марок (средняя месячная)
Год | Весь вывоз | Сырье | Полуфабрикаты | Готовые изделия |
1950 | 697 | 97 | 131 | 452 |
1951 | 1215 | 110 | 176 | 888 |
1952 | 1409 | 107 | 212 | 1058 |
1953 | 1544 | 124 | 227 | 1153 |
1954 | 1836 | 141 | 240 | 1412 |
1955 | 2143 | 131 | 272 | 1683 |
1956 | 2572 | 143 | 318 | 2034 |
Вывоз в %% мирового вывоза
США | Великобритания | ГФР | Франция | Канада | |
1950 | 18,3 | 11,0 | 3,6 | 5,5 | 5,3 |
1955 | 18,6 | 9,8 | 7,4 | 5,8 | 5,3 |
1956 | 20,7 | 9,8 | 8,1 | 5,1 | 5,4 |
В промышленном производстве шло обновление. Отмирали старые отрасли, нарождались новые. Требовалась профессиональная переквалификация. Правительство принимало меры к тому, чтобы процесс проходил без ущерба для людей. Выделялись субсидии на обучение рабочих, на их переселение, если того требовали обстоятельства. Сложилась благоприятная ситуация для быстрого развития промышленности. С начала 1949 г. на немецкие предприятия стали стремительно поступать сырье и машины, что не могло не сказаться на промышленности Германии. Вместе с промышленностью поднималось и сельское хозяйство. Оно быстро достигло довоенного уровня, а к 1953 г. и значительно превзошло его.
Индекс промышленного производства Основа: 1936 год = 100
Период времени | Вся промышл. | Сырье и полуфабрикаты | Промышл. cредств производства | Промышл. товаров широкого потреблен. |
1948 1 полугодие | 50,2 | 43,8 | 45,0 | 42,4 |
2 » | 69,1 | 64,1 | 67,2 | 60,8 |
1949 1 » | 82,9 | 78,5 | 84,2 | 78,2 |
2 » | 94,0 | 83,7 | 87,4 | 92,6 |
1950 1» | 99,7 | 93,1 | 98,8 | 103,4 |
2 » | 121,7 | 113,5 | 126,5 | 123,1 |
1951 1 » | 127,7 | 120,9 | 144,6 | 129,1 |
2 » | 134,3 | 122,3 | 149,9 | 128,3 |
1952 1» | 133,4 | 122,8 | 161,5 | 120,3 |
2 » | 145,3 | 129,9 | 167,2 | 139,9 |
1953 1» | 145,6 | 132,3 | 167,6 | 142,2 |
2 » | 161,5 | 141,2 | 178,4 | 161,5 |
1954 1 квартал | 153,4 | 137,1 | 182,3 | 154,5 |
2 » | 171,2 | 158,2 | 205,6 | 161,3 |
3 » | 171,4 | 162,5 | 200,5 | 162,8 |
4 » | 191,0 | 166,6 | 230,1 | 183,9 |
1955 1 » | 178,5 | 163,7 | 230,0 | 170,6 |
2 » | 197,8 | 185,1 | 255,0 | 177,7 |
3 » | 197,1 | 185,7 | 248,1 | 180,3 |
4 » | 216,6 | 188,0 | 274,6 | 207,4 |
1956 1 » | 197,2 | 176,1 | 263,2 | 187,5 |
2 » | 217,1 | 202,0 | 285,7 | 195,6 |
3 » | 212,1 | 199,3 | 266,4 | 195,2 |
4 » | 226,1 | 196,7 | 280,9 | 219,2 |
1957 1 » | 212,9 | 195,2 | 275,1 | 206,1 |
2 » | 230,3 | 211,1 | 298,0 | 209,5 |
В мире заговорили о «немецком чуде». И недаром: в 1950 г. ФРГ достигла довоенного уровня производства, а к 1956 г. оно удвоилось по сравнению с 1950 г., в 1962 г. - утроилось. Успешно наращивалось жилищное строительство, причем половина новых квартир являлись социальными, то есть предоставлялись населению по пониженным ценам.
В обществе складывалось устойчивое положение. Постепенно сошла на нет безработица. Появились иностранные рабочие. Рост заработной платы и пенсий превышал рост цен и налогов. Министерство экономики всячески способствовало накоплению собственности у людей труда, обеспечивало необходимые законодательные акты.
Занятость и безработица (в тысячах человек)
Работающие | Безработные | Всего | |
30.6.48 | 13 468 | 451 | 13 919 |
30.9.48 | 13 463 | 784 | 14 247 |
30. 9. 49 | 13 604 | 1 314 | 14 918 |
30. 9. 50 | 14 296 | 1 272 | 15 567 |
30.9.51 | 14 885 | 1 235 | 16 120 |
30.9.52 | 15 456 | 1 051 | 16 707 |
30.9.53 | 16 044 | 941 | 16 986 |
30.9.54 | 16 831 | 823 | 17 653 |
30.9.55 | 17 807 | 495 | 18 302 |
30.9.56 | 18 610 | 411 | 19 021 |
30.9.57 | 19 003 | 367 | 19 370 |
Эрхард не раз подчеркивал, что население только тогда почувствует уверенность в жизни, когда заимеет собственность. Только так и можно создать широкий средний класс в стране. Вместе с продуманной пенсионной системой это будет основой стабильности благосостояния для всех. В разоренной Германии наметилась было «утечка мозгов». Правительство приняло меры к тому, чтобы доходы ученых, заработная плата людей интеллектуального труда соответствовали их вкладу в развитие страны. Эмиграция интеллигенции быстро прекратилась.
Рост дохода народных масс, млрд. Н.М.
Годы | Валовая зарплата рабочих и служащих | Вычеты | Чистый заработок (1/3) | Пенсии и вспомоществования | Доход народных масс (4+5) | |
Всего | На каждого работающего, Н.М. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1950 | 39,3 | 2 839 | 5,3 | 34,0 | 11,4 | 45,4 |
1952 | 53,5 | 3 560 | 8,4 | 45,1 | 15,0 | 60,1 |
1954 | 63,8 | 3 922 | 9,7 | 54,1 | 17,7 | 71,8 |
1955 | 72,2 | 4 193 | 11,2 | 60,9 | 19,6 | 80,6 |
1956 | 80,8 | 4 473 | 12,9 | 67,9 | 22,0 | 89,9 |
Начали укореняться новые отношения между предпринимателями и лицами наемного труда. Законодательным путем обеспечивалось увеличение фонда заработной платы и взносов в пенсионные фонды по мере увеличения производства. Выработалась система поощрений рабочих и служащих за счет прибылей. Предприятия выпускали народные акции, которые охотно покупались рабочими и служащими. Объединение Немецких Профсоюзов разработало проекты закона, предусматривающего участие рабочих в управлении предприятиями. Имелось в виду создание наблюдательных советов из пяти представителей акционеров и пяти рабочих. Одиннадцатый член избирается этими десятью. Совет призван был контролировать общее развитие производства и финансовую отчетность. В правлении предприятия теперь был включен представитель от трудящихся. Его назвали рабочим директором.
Эрхард и правительство поддержали инициативу профсоюзов. В апреле 1951 г. бундестаг принял закон об участии рабочих в управлении производством. Возникла структура, отвечающая новым условиям экономического и общественного развития. В одном из публичных выступлений Эрхард заявил, что современные капиталистические отношения начинают наглядно демонстрировать прогрессивные черты, движение к обществу всеобщего благополучия. Не раз Эрхард указывал, что его достигнутые успехи - результат... усилий всех немцев, их трудолюбия, деловитости и организованности. Немцы умеют считать деньги и не пускать их на ветер. Правительство со своей стороны всячески поощряет накопление собственности, создавая для этого необходимые условия».
Немецким рабочим присуще честное и уважительное отношение к труду. Среди них крайне редко встречаются те, кто предпочитает трудиться спустя рукава и довольствоваться малым заработком. Рабочие изначально настроены на хороший труд и солидный заработок. Наполнение рынка товарами давало возможность разумно истратить заработанное и прилично обустроить жизнь. Трудовой процесс тщательно продумывался и рассчитывался. Его ритм приводил к оптимальным результатам, сводил до минимума брак и потери. Немецкие рабочие не понимали, почему нужно перевыполнять установленную норму. Да и предприниматели того не требовали. Если для заданной на сегодня сборки необходимо выточить десять деталей, то зачем их делать двенадцать или пятнадцать. Завтра будет снова изготовлено столько, сколько нужно.
Производство товаров широкого потребления.
1949 | 1951 | 1953 | 1955 | 1956 | |
Обувь кожаная в млн. пар | 41,34 | 48,16 | 56,11 | 66,94 | 71,72 |
Выработка шерст. пряжи (в тоннах) | 43393 | 65106 | 68069 | 71746 | 72016 |
Выработка хлопч.-бумажн. пряжи (в тоннах) | 141729 | 216944 | 238285 | 258959 | 277049 |
Дамские чулки (млн. пар) | 23,0 | 46,7 | 79,2 | 125,1 | 151,8 |
Фарфор для домашн. хоз. (в тоннах) | 38154 | 49194 | 59810 | 74087 | 76399 |
Папиросы (млн. шт.) (Потребление) | 22,09 | 26,64 | 34,76 | 42,09 | 48,86 |
Кофе (в кг.) на душу населения (Потребление) | 0,48 | 0,74 | 1,37 | 1,86 | 2,03 |
В стране появилась сеть дешевых кемпингов. Транспортные фирмы обзавелись комфортабельными автобусами для групповых поездок по стране. В 50-е годы уже миллионы немцев на своих машинах или иным способом выезжали в туристские поездки за границу, особенно в близлежащие европейские страны.
Эрхарда однажды спросили, как бы он сформулировал основные факторы успешного развития экономики. Он ответил кратко: находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих, умелая политика правительства.
Один пример. В свое время завод в Вольфсбурге, выпускавший знаменитые автомобили «фольксваген», предназначался к передаче англичанам в счет репараций. С британских островов прибыла профессиональная экспертная комиссия. Она пришла к
выводу: предприятие разрушено на 2/3, машины, производившиеся на нем, не отвечают современным требованиям, производство окажется коммерчески нерентабельным. Англичане отказались от завода. Немцы при правительственной поддержке взялись за восстановительные работы. Уже в 1950 г. завод выпускал ежедневно по 300 малолитражек, прозванных «жуками», а через несколько лет ежедневно с конвейера сходило по несколько тысяч. Простая экономичная машина пошла на экспорт. В автомобильной супердержаве - Соединенных Штатах стали продаваться десятки тысяч «жуков», потеснивших на рынке известные американские фирмы.
4. Итоги реформ.
За короткий срок пропал "черный рынок", магазины наполнились товарами, уровень жизни начал расти, т.к. вместо поисков продуктов люди стали заботиться об их производстве. Одним из основных элементов социального рыночного хозяйства являлся мелкий и средний бизнес, и политика государства всесторонне способствовала его развитию и процветанию. К 1953 г. на средних и мелких предприятиях работало больше половины всех занятых, а также производилось более 50% продукции. Было существенно ограничено вмешательство государства в экономику страны. Были сокращены расходы на оборону и поддержание безопасности.
Социальная рыночная экономика в 50-х годах заработала в Германии на полную мощность. Люди видели результаты экономического подъема, непосредственно ощущали государственную политику социальной поддержки. Одновременно в стране успешно внедрялись правовые и демократические нормы жизни. Немцы в Западной Германии выходили не только из материальной нужды, но и из угнетенного состояния побежденных. Результаты реформ заложили хороший фундамент для развитии экономики Германии, и к 60-м годам она вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира.
Показатели валовой национальной продукции и оборота внешней торговли.
Год | Валовая национальная продукция | Ввоз | Вывоз | Оборот внешней торговли |
1948 | 100 | 9,9 | 5,2 | 15,1 |
1950 | 100 | 12,7 | 9,3 | 22,0 |
1952 | 100 | 12,9 | 13,4 | 26,3 |
1954 | 100 | 13,3 | 15,2 | 28,5 |
1955 | 100 | 14,9 | 15,7 | 30,6 |
1956 | 100 | 15,5 | 17,1 | 32,6 |
Сравнение международных данных общего промышленного производства (1950 = 100)
1938 | 1949 | 1950 | 1951 | 1952 | 1953 | 1954 | 1955 | 1956 | |
Германская Федеративная Республика | 107 | 80 | 100 | 119 | 126 | 139 | 155 | 178 | 192 |
Франция | 81 | 99 | 100 | 113 | 118 | 115 | 125 | 137 | 159 |
Норвегия | 65 | 88 | 100 | 107 | 108 | 114 | 125 | 129 | 140 |
Канада | 48 | 94 | 100 | 107 | 110 | 117 | 116 | 126 | 134 |
США | 43 | 87 | 100 | 107 | 111 | 120 | 112 | 124 | 128 |
Великобритания | 75 | 93 | 100 | 104 | 101 | 107 | 114 | 121 | 120 |
Дания | - | 89 | 100 | 102 | 98 | 102 | 108 | 113 | 113 |
В восточной части страны шли другие процессы, достигались иные результаты. Вслед за экономическим последовало политическое размежевание (это характерно для государств с рыночной экономикой, распад СССР происходил в обратном порядке). В мае 1949 года была провозглашена Германская Федеративная Республика, а в октябре - Германская Демократическая Республика. Размежевание оказалось настолько глубоким, что и годы, прошедшие с момента объединения Германии, не привели пока к нивелировке менталитета и жизненного уровня западных и восточных немцев.
Дела и имя Эрхарда оставались в тени Аденауэра. Канцлер был признанным лидером нации. ХДС/ХСС выигрывала с ним парламентские выборы. Публицисты говорили об эре Аденауэра в немецкой послевоенной истории. Канцлер полагался на Эрхарда, как на экономиста, но считал его слабым политиком и государственным деятелем.
По менталитету они были разными. Аденауэр целиком отдавал себя работе. Министр экономики ценил жизнь во всех ее проявлениях. Полный, благодушный и открытый, ученый, любивший и хорошую сигару, и бокал вина, являл противоположность
суровому и аскетичному канцлеру. Один из сотрудников министерства экономики как-то заметил: Аденауэр считал людей злыми, если не будет доказано обратное, а Эрхард - добрыми, если они не проявят себя иначе.
Эра Аденауэра шла к концу. Возраст патриарха приближался к девяноста годам. Естественным преемником видели Эрхарда. Аденауэр не хотел этого. Он предложил выдвинуть Эрхарда на пост президента страны. Но лидеры ХДС/ХСС не согласились, полагая, что Эрхард должен остаться в сфере активной политики. Хотя по статусу должность президента выше, чем канцлера, но президентские полномочия согласно конституции ограничены главным образом представительскими функциями и реальная власть в стране принадлежит канцлеру. В феврале 1963 г. Эрхард дал интервью для печати и заявил о готовности принять пост канцлера, как только партия сочтет это нужным.
На следующий день в бундестаге Аденауэр демонстративно повернулся к Эрхарду спиной. Сидя рядом на правительственных местах они не замечали друг друга.
- У него нет качеств политика, - раздраженно говорил Аденауэр в узком кругу приверженцев. - Он - плохой европеец, не понимает значения интеграции и может затормозить или даже приостановить этот процесс. Он слабо разбирается во внешней политике. Даже его вид не подходит для канцлера - он слишком толст, чересчур много ест и курит.
На этот раз стареющий канцлер проиграл. В середине октября 1963 г. по решению фракции ХДС/ХСС в бундестаге он ушел в отставку. И канцлером стал Эрхард. Он заявил, что ему крайне полезна будет помощь Аденауэра. Однако встречались они крайне редко и в весьма прохладной атмосфере. Канцлерство Эрхарда оказалось недолгим и не ознаменовалось какими-либо значительными событиями, хотя страна развивалась успешно. Экономика функционировала в хорошо отлаженном ритме. Помните китайскую поговорку "Идеальный правитель тот, которого не заметно, а народ при нём процветает". ФРГ приобретала все большее влияние в сообществе западных государств. Ее представители заняли ряд руководящих постов в НАТО и Европейском Союзе. Экс-канцлер продолжал критиковать Эрхарда. Обвинял его в том, что он испортил отношения с де Голлем и смотрит только на США. Эрхард в 1965 г. нанес визит во Францию. На встрече с де Голлем они выработали общую точку зрения на франко-германские отношения и европейскую интеграцию. Аденауэр заявил, что Эрхард воспринимает критику и становится лучше.
В отношениях с Советским Союзом Эрхард продолжал линию Аденауэра. Развивались торгово-экономические связи с СССР и на низком уровне оставались политические контакты. Эрхард заявлял о непризнании ГДР и существующих восточных границ. Однако подобные высказывания не отличались особой агрессивностью и делались как бы по инерции. В конце 1966 г. внутриполитическая обстановка изменилась. Позиции ХДС/ХСС оказались подорванными. Наступало время большой коалиции - христианских демократов и социал-демократической партии. Эрхард ушел в отставку, пробыв на посту канцлера немногим более трех лет. Умер Эрхард в 1977 г. в возрасте 80-ти лет.
Последние десять лет он прожил не принимая активного участия в политической жизни. Он остался в истории как творец «немецкого чуда» - экономического возрождения Западной Германии.
5. Заключение.
Экономическое положение Советского Союза в 1990 году во многом напоминало положение Западной Германии в 1948 году: полки магазинов пусты, дефицитные товары выдаются по карточкам, спекуляция иностранным добром процветает, на руках у населения и в сберкассах - масса обесцененных денег, в то время как предприятия хранят "сверхнормативные запасы". Есть, конечно, и существенные различия. За спиной у немцев было всего 15 лет нацистского варианта "социализма" и послевоенной разрухи. При том германский национал-социализм обобществил лишь малую часть предприятий: учреждения рыночного хозяйства, хотя и в чахлом виде, но сохранились. У нас же они были разрушены еще в период военного коммунизма и перестали существовать с ликвидацией НЭПа. Но зато огромная часть германской промышленности тех лет была уничтожена бомбежками или демонтирована победителями.
Сегодня вопрос о том, был ли бурный рост западно-германской экономики 50-х - начала 60-х годов обусловлен экономической политикой Эрхарда, трактуется противоречиво. Несомненно одно - этот курс позволил послевоенной Германии в исторически короткие сроки возродить свою экономику, поднять жизненный уровень населения и устранить барьеры на пути интеграции ФРГ в систему мировой экономики.
Хозяйственная реформа 1948 года в Западной Германии круто повернула судьбу этой страны: обесцененные бумажные деньги превратились в желаемую всеми валюту; запасы предприятий в несколько дней перекочевали на полки магазинов, спекулянты исчезли. За два года производство товаров широкого потребления увеличилось вдвое, достигнув "донацистского" уровня. И началось победное шествие Западной Германии как передовой страны Западной Европы, обгоняющей в хозяйственном отношении своих победителей.
Взятый Эрхардом курс на создание экономического порядка основывался на сформулированной им ещё в 1946 г. концепции социально-рыночной экономики. Её отличительной чертой является сочетание двух принципов: конкурентных отношений в
экономике, с одной стороны, и социальных гарантий - с другой. Это означает, что конкурентная борьба должна находиться под контролем государства, однако сам этот контроль должен определять лишь рамочные условия экономического порядка.
Особенно большое значение придавал Эрхард либерализации внешней торговли. Он проводил этот принцип с такой настойчивостью и последовательностью, что за ним утвердилась репутация догматика даже в собственной партии. В немалой степени влияние Эрхарда определялось и тем, что он умел донести свои концепции до самых широких слоёв населения. Примером может служить написанная им в 1957 г. книга "Благосостояние для всех".
Пост министра экономики Эрхард занимал в течение 14 лет и наряду с К. Аденауэром олицетворял возрождение Германии. За эти годы он создал структуру экономического законодательства, разработав Закон о картелях, Закон о банках, Закон о международных экономических связях. Развитие системы социальных гарантий, которую проводил Эрхард, базировалось на Законе об уравнивании экономического бремени, однако он всегда оставался противником далеко идущих социальных реформ.
Это время было звёздным часом Людвига Эрхарда, и хотя впереди у него был пост канцлера и множество других государственных и почётных должностей, его дальнейшая деятельность уже не имела такого успеха в обществе. Казалось, что со временем его слава потускнела. Но вот рухнул Советский Союз, беспомощно забарахтались экономики большинства постсоветских государств, и образ Людвига Вильгельма Эрхарда - человека, поднявшего Германию из руин, обрёл новые краски.
Аденауэру и Эрхарду удались реформы потому, что ни в бундестаге, ни в бундесрате не было ни нацистской фракции, ни родственных им аграриев. Депутаты не противились законам о земле, не настаивали на усилении роли государства в экономике, не пытались вернуть символику Третьего рейха, не требовали запретить рекламу, ввести цензуру, поставить памятник Гиммлеру и стеснялись тратить слишком много времени на законы о повышении своих зарплат и улучшении жилищных условий. Нацистскую партию судил не суд из бывших членов этой же партии, а международный трибунал. Немцев надолго освободили от производства пушек, танков и самолетов. А также от соблазна чеканить шаг, бороздить мировой океан или покорять космос. Им не пришлось устанавливать и кормить родственные режимы в Азии, Африке и Латинской Америке. Они меньше нашего воровали, отмывали деньги в оффшоре, давали и брали взятки. Они не только вводили законы, но исполняли их. Смирившись с тем, что Германия не превыше всего, перестали тратить энергию на гордость собой. У них и сейчас того, кто скажет глупость вроде "я горжусь тем, что я немец", заклюют и правильно сделают. Гордиться тем, что ты немец, русский, еврей или кто другой, глупо. Можно только радоваться, что ты на этот раз (может быть, случайно) родился человеком, а не лягушкой и не свиньей. Забыв о своем превосходстве над другими, граждане ФРГ занялись строительством капитализма с человеческим лицом, с хорошими домами, дорогами и всем, что нужно для жизни. Теперь посмотришь на них и на нас и невольно думаешь: а кто же кого победил? Мы их победили, а они у нас выиграли.
Сегодня очевидно, что для обновления российского народного хозяйства одних лишь реформ Эрхарда - денежной реформы и введения свободы ценообразования - будет мало. Потребуется создание независимых от государства учреждений кредита, развитие независимой от государства структуры собственности, действующей в условиях конкуренции; потребуется создание "сетки социальной безопасности", способной защитить тех, кто иначе пострадает от ударов переходного периода; потребуется создание новой налоговой системы и новой системы трудового права.
Очень хочется верить, что когда-нибудь в будущем немецкий студент будет писать реферат на тему "Русское экономическое чудо", только я думаю, что "жить в эту пору прекрасную, уж не придётся, ни мне ни тебе" (Некрасов).
Литература.
1. Л. Эрхард. Благосостояние для всех: Пер. с нем. - М.: Начала-пресс, 1991
2. Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны. Учебное пособие. В. П. Колесов и др.- М.: Высшая школа, 1990.
3. В. Ежов. Людвиг Эрхард и «немецкое чудо».//Обозреватель №122, 2000
4. В. Войнович. Победа и выигрыш. //Известия №25920, 2001
5. О. Терещенко. Людвиг Эрхард - отец немецкого экономического чуда,
интернет-сайт "Великие европейцы".
6. Королев С. Кто платит за "экономическое чудо". //Образов-е и Бизнес № 13 (16) 1999
7. А. Романова. Реформы Эрхарда в Германии.
http://www.nisse.ru/magazine.php?number=1