Несчастный, кто не понимает красоты деревьев!
Несчастный, кого не охватывает сладкое волнение
при виде такого удивительного исторического предмета
как старый дуб!
(Марсель Прево, 1916 год.)
Во всех уголках нашей планеты встречаются примечательные представители древесной флоры, приковывающие внимание к факту своего существования со стороны человека. Чаще всего, такого внимания заслуживают отличающиеся от своих собратьев изрядными размерами или же необычной формой деревья, возраст которых достигает несколько сотен лет. С древнейших времен люди восхищались такими деревьями и почитали их. Часто такое почтение основывалось на мистическом отношении к силам природы, и дерево становилось объектом религиозного поклонения.
С деревьями связан целый пласт народных культурных традиций. В мире существуют тысячи пословиц, поговорок и примет, касающихся отдельных примечательных деревьев. Многовековые деревья становятся объектами творчества художников, писателей, поэтов. Однако наиболее сильно вековые деревья влияют на духовно-эстетическую составляющую человеческой жизни.
У отдельных народов, в зависимости от условий их местообитания, определенные виды деревьев выделяются наибольшим почтением. Так, практически у всех европейских (и некоторых азиатских) народов наиболее почитаемым деревом считался могучий дуб. Дуб символизировал мощь, силу, природную энергию. Хорошо известно, что дуб у славян являлся деревом Перуна - главного бога их языческого пантеона. Древние греки посвящали дуб богу Аполлону, а римляне - Юпитеру. Многие народы наибольшим почтением окружали те дубы, на ветвях которых росли ветки омелы [1].
Другим не менее почитаемым деревом у славян, а так же в странах Балтии, считалась липа. Липовые деревья нельзя было рубить, под ними проводились важные общественные собрания, их сажали возле церквей. Таким же трепетным у славянских народов было отношение к калине, вербе и березе. В балтийских странах священными и почитаемыми деревьями нередко становилась сосна и береза.
В странах мусульманского Востока священными деревьями считались старые фисташки, чинары-платаны и шелковицы. Считалось, что вырубка этих деревьев - большой грех. А тот, кто посадит дерево шелковицы или чинары - обязательно заслужит благосклонность Аллаха.
Такие почитаемые деревья всегда обладали определенным типом запрета для хозяйственной деятельности человека. Вокруг них существовала некая охранная территория, а сами деревья запрещено было не только рубить, но иногда даже просто прикасаться к ним. Если человек, уничтожал священное дерево, то, по поверьям многих народов, святотатца и весь его род должны преследовать горести и несчастья. В священную рощу могли заходить только специальные смотрители, вход в рощу часто охраняла вооруженная стража. Здесь запрещался даже сбор хвороста, ягод и грибов. Любой преступник, спрятавшийся в священной роще, или попавший под сень почитаемого дерева, становился неприкосновенным. Интересно, что у удмуртов за рубку почитаемого дерева еще в начале 20 века взымали штраф 1 рубль или арестовывали на 2-3 суток [4].
У древних германцев даже за обдирание коры со священного дерева грозило очень суровое наказание. Преступнику вскрывали живот, пупок пригвозжали к дереву и вертели осужденного вокруг дерева до тех пор, пока все его внутренности не наматывались на ствол. Целью наказания, очевидно, была замена мертвой коры чем-нибудь живым, исходящим от преступника. Это была жизнь за жизнь, жизнь человека за жизнь дерева [3].
Все это говорит в пользу того, что задолго до становления современной экологии и природоохраны, в национальных культурах многих народов существовало понятие об охранных территориях. Почитаемые деревья во многом служили прообразом современных объектов природно-заповедного фонда, а традиции бережного отношения к ним формировали экологичность мышления многих мировых этносов.
Чтобы суть разговора была более понятна, мы попытаемся выделить несколько видов достопримечательных деревьев. Под достопримечательным деревом мы понимаем представителя древесной флоры, выделяющимся особым отношением к нему со стороны человека. Все достопримечательные деревья можно разделить на три тесно взаимосвязанных группы: вековые деревья, священные деревья и мемориальные деревья.
Вековым деревом, исходя из самого названия, является дерево, возраст которого старше 100 лет. Но чаще всего под этим названием подразумевают дерево возрастом в несколько сотен лет, имеющее значительные размеры и тем самым более сильно влияющее на воображение человека. Для каждой отдельной породы дерева подходит свой возраст, когда можно говорить о дереве как о "вековом" и думать о его охране.
Точный возраст многовековых деревьев определить очень трудно. Поэтому для таких деревьев принято говорить о размерах окружности и диаметра их ствола. Зависимость окружности ствола от возраста так же очень относительна и зависит от тех природных условий, в которых произрастает дерево. По некоторым данным, для древесных пород Горного Крыма характерны следующие коэффициенты перехода. Возраст векового дерева определяется по простой формуле L = k·c, где L - возраст дерева, л - коэффициент, с - длина окружности стола дерева (обхват) на высоте 1,3 метра от поверхности земли. Для дуба коэффициент равен от 0,8 (для влажных мест с плодородной почвой) до 1,2 на сухом грунте (старше 500 лет дуб почти не дает прироста и его возраст трудно подсчитать), для можжевельника высокого от 2,5 до 4,5, для сосны от 07 до 1,5 на сухом скальном грунте, для земляничника мелкоплодного от 2 до 4, для фисташки туполистной, липы и граба коэффициент равен 1, для каштана 0,5.
Вековые деревья имеют большую научную ценность, так как являются уникальными объектами для изучения долговечности древесных пород, смены структуры древесины от возраста, для получения элитных семян. Вековые деревья являются одним из главных элементов аттрактивности ландшафта. Кроме того, они обладают огромным эстетическим и духовным потенциалом, они имеют ни с чем несравнимую художественную ценность, привлекая к себе художников, поэтов, писателей. А чаще всего мы забываем самую главную ценность вековых деревьев: они ценны сами по себе; ценны уже только тем, что они просто существуют.
Именно вековые деревья у разных народов чаще всего становятся почитаемыми и "священными". Поклонение дереву восходит своими традициями в далекое прошлое. Все древние цивилизации мира прошли через веру в так называемое "Космическое древо" или "Древо жизни" - символ всего живого. Считалось, что "Космическое древо" связывает в единое целое три главных мира - царство Богов (крона), царство людей (ствол) и подземный мир - царство духов (корни). "Космическое древо" являлось центром Вселенной, осью Мира, связующей дорогой между царством Богов и царством духов.
Символ "Древа жизни" сопутствовал человечеству на протяжении всей его истории, постепенно трансформируясь в более доступный вид - с "Древом жизни" стали отождествляться наиболее старые, величественные деревья, растущие непосредственно рядом с человеком и доступные для поклонения. Сначала люди поклонялись деревьям-великанам, видя в них символ "Космического древа", но постепенно, с появлением новых мировых религий почитание дерева приобрело более широкий диапазон.
Дерево могло получить статус "святого" благодаря следующим факторам:
Дерево находится у другого "святого" объекта природы - у "святого" источника, реки, горы, скалы, камня. Такие деревья могли произрастать до проявления святой силы родника или камня, но зачастую специально высаживались у него.
Дерево связывалось с каким-либо конкретным религиозным или историческим событием. У дерева могло произойти явление Бога или ангела, просветление ученого, подписание важного договора, победоносная битва и т.д.
Дерево могло быть "святым" в силу его исцеляющих телесные болезни и духовные недуги свойств и возможностей.
Дерево расположено или посажено в святом церемониальном месте, где происходит чтение молитв или другие виды религиозного общения (деревья у храмов и монастырей).
"Святым" дерево могло стать благодаря месту захоронения святого праведного человека. Многие праведники завещали похоронить себя у дерева, иногда дерево сажалось на могиле после смерти почитаемого человека и с ним общались, как с умершим.
Дерево могло выделятся среди других деревьев своим необычным видом. Это могли быть величественные размеры или очень преклонный возраст дерева, иногда обожествлялись деревья, имеющие необыкновенную форму (сросшиеся или раздвоенные стволы и т.д.) или произраставшие на недоступных местах (на вершине скалы, на одиноком островке и т.д.) [2].
Помимо одиночных "священных" деревьев, часто встречаются целые "священные" рощи, охраняемые по различным религиозным мотивам. Такие рощи могут приравниваться к божествам, обеспечивать убежище духам, защищать освященные места, кладбища. Иногда они обретают святость от священных источников или камней, которые они защищают, от целебных свойств местности. Особым видом "священных" рощ являются леса, окружающие культовые постройки - церкви, храмы, монастыри. В таких лесах запрещалась любая хозяйственная деятельность, они служили местом для молитв и размышлений, являлись оградой между храмом и остальным миром [4].
В мире существует много деревьев, которые почитаются у людей благодаря связи этих деревьев с каким-то важным историческим событием либо с известным и уважаемым в данной местности человеком. Такие деревья называют мемориальными. Мемориальные деревья являются носителем и свидетелем исторической памяти народа. За счет своей историко-культурной ценности такие деревья часто являются наиболее почитаемыми объектами природы среди населения. Мемориальные деревья тоже можно отнести к разряду культовых (священных), но не в религиозном понимании, а в духовном, историческом. Большинство таких деревьев не охраняются государством, хотя имеют почитание в народе. И что важно - почитаются часто независимо от религиозной и национальной принадлежности человека. Мемориальные деревья часто могут и не иметь значительного возраста, например, если они связаны с жизнью и деятельностью известнейших людей 20 века.
Очень важным и в тоже время сложным вопросом является охрана достопримечательных деревьев. В разных странах мира к этому вопросу подходят по-своему. Хотя проявляется четкая тенденция - высокоразвитые страны большое внимание уделяют охране вековых, священных и мемориальных деревьев. Так, например, в Великобритании к середине 70-х годов 20 века было заповедано 17 000 вековых деревьев, в Польше на 1993 год заповедано около 20 000 многовековых деревьев. В тоже время на территории Украины по данным 1986 года было взято под охрану всего около 370 деревьев [3].
Хотя территория Украины является благодатной почвой для выявления вековых и мемориальных деревьев, государственные природоохранные структуры, общественные и научные организации практически ничего не делают для охраны таких деревьев. Как-то так сложилось в нашем экологическом мышлении, что важнее охранять участки целинной степи, чем одинокие деревья. А ведь их ценность почти одинакова! Надо отдать должное такой мощной украинской природоохранной общественной организации, как Киевский эколого-культурный центр. Работники КЭКЦ одной из задач своей активной работы поставили выявление и охрану вековых деревьев на территории Украины. Так, только в городе Киеве за последнее время при содействии Киевского эколого-культурного центра заповедано 11 вековых деревьев. Ими же в 1994-1996 годах был составлен "Кадастр вековых, мемориальных и других выдающихся деревьев г. Киева", куда внесено 33 дерева. Это серьезный пример для подражания всем общественным природоохранным организациям из других регионов нашей страны.
Одно дело - пробиться сквозь чиновничий барьер и добиться официального заповедания дерева, а совсем другое дело реально охранять это дерево. Здесь на помощь природоохранникам может прийти местное население. Ведь масштабным уничтожением природы занимается не политики, чиновники и ученые, а население региона. Следовательно, и продуктивной охраной природной среды тоже сможет заниматься только само население. Поэтому основным упором в работе всех приверженцев природоохраны должно быть развитие, восстановление и закрепление экологического мышления простых людей.
Одним из этапов увеличение "экологичности" общества может являться возрождение и поддержание культа деревьев, что будет выступать действенным механизмом в их охране. Для этого природоохранным организациям необходимо развивать и популяризировать мотивы поклонения деревьям, что особенно продуктивно может выражаться через почитание мемориальных деревьев и деревьев-долгожителей. По этому поводу до сих пор актуально звучат слова известного ученого академика П. А. Тутковского: "Культ деревьев, почитание лесов когда-то жили в крови славян и не совсем исчезли из нее сейчас, остается только переделать его в разумную форму и возродить его как сознательную опеку дерева" [35].
Приятно, что в некоторых странах СНГ понимают важность вопроса охраны священных деревьев и некоторые официальные лица. Так, в докладе Министра лесного хозяйства Республики Беларусь от 14.05.98 по случаю 200-летия лесного хозяйства Беларуси, прозвучали такие слова: "Видимо настало время, когда в рамках христианства не грех возродить народные традиции природопоклонничества, любви не только к ближнему, а и к окружающей родной природе, чтобы люди стали друзьями леса". А в Чувашии, в законе "Об особо охраняемых природных территориях и объектах в Чувашской республике" даже введена специальная категория священные природные объекты, куда вошли святые рощи и отдельные деревья.
Есть два подхода к привлечению внимания к вековому дереву со стороны населения. Первый - когда дерево непосредственно связывается с религиозным культом. В этом случае представитель местного культа (христианский священник, мусульманский мулла и др.) может провести освящение дерева. Такое дерево можно связать с каким-либо культовым событием или сооружением. Освящение проводится при стечении местной религиозной общины, на которую возлагается охрана освященного дерева. Пример такого освящения дерева и его последующей народной охраны имеется в практике Киевского эколого-культурного центра. В марте 1994 года по просьбе КЭКЦа настоятелем Троицкой церкви в Киеве был освящен 350-летний каштан возле церкви, который ныне пользуется большим почитанием у ее прихожан. К сожалению, большинство священников очень тяжело дают согласие на подобные мероприятия. Они ничего не имеют против процесса освящения дерева, который не запрещается христианством, но все ж, как ко всему новому и непривычному, относятся к этой идее с осторожностью.
Второй подход привлечения народного внимания к дереву - это его мемориализация. То есть дерево связывается именем какого-либо почитаемого в данной местности человека, либо является свидетелем важного исторического события. Таких деревьев много, но часто люди забывают о том, что они - живые памятники истории народа. В случае, если найден прецедент для связи дерева с известной личностью или событием, необходимо как можно шире разрекламировать среди населения эту связь, указать на важность личности (события) для региона, объяснить, что дерево является единственным живым свидетелем давно минувших лет и провести массовую акцию по придания дереву названия, связанного с именем человека либо исторического события. Такое дерево сможет не только способствовать духовно-патриотическому воспитанию поколения, но и привлекать туристов.
Хороший пример в этом отношении - знаменитый Запорожский дуб, являющийся самым известным мемориальным деревом Украины. Так, недавно Запорожская областная государственная администрация издала распоряжение о работах по обустройству ландшафтной зоны дуба, которые должны быть профинансированы в 2002-2003 годах за счет средств областного бюджета. Такой документ принят с целью возрождения многовековых традиций, связанных с историей Запорожского казачества. Этому решению предшествовало открытие 24 августа 2001 года, в 10-ю годовщину Независимости Украины возле Запорожского дуба историко-культурного центра "700-летний пожилой Запорожский дуб". В состав историко-культурного центра сегодня входит сам Запорожский дуб, а так же казацкая часовня, арт-кафе, детская студия изобразительного искусства и шинок "Перун". Считается, что вскоре историко-культурный центр станет туристическим объектом международного уровня.
КРЫМСКИЕ ДУБКИ
Участки остатков дубовых рощ — «дубки». Эти реликтовые дубравы располагаются частично по северному склону Внутренней, но главным образом в пределах Внешней гряды. В границах внешнекуэстовых ландшафтов находится 37 обособленных небольших рощиц «дубков», площадью от нескольких квадратных километров до нескольких гектаров (Ближние и Дальние Симферопольские дубки, Осьминские и др.).
Куртинный дубняк сочетается с участками степей. Поэтому можно назвать растительные сообщества этих ландшафтов лесостепными. В «дубках» древесные растения обрели под воздействием многовековой хозяйственной деятельности человека низкорослый кустарниковый облик. Преобладающий здесь пушистый дуб — преимущественно порослевого происхождения. В прошлом леса господствовали в крымском предгорье. Об этом свидетельствует, в частности, план Симферополя, составленный в 1786 г.: на территории, где расположен ныне детский парк, и всем правобережье Салгира написано «лес». Реликтами его являются и поныне растущие в детском парке дубы-великаны.
Один из них — Богатырь Тавриды — имеет 650-летний возраст. Высота его 25 м, окружность ствола 5,25 м.
Еще один великан сохранился в долине реки Биюк-Карасу, возле с.Яблочное. Возраст превышает 700 лет, высота его достигает 18 метров, обхват ствола у основания составляет 12 метров. Этот дуб всё что осталось от пойменных дубрав. За уникальность дуб получил в 1997 г. статус памятника природы местного значения и известен официально под именем Суворовский(второе название "Четыре брата" - мощную крону дуба поддерживали четыре ствола. После сильного снегопада одна из ветвей обломилась). По легенде под этим дубом Александр Васильевич Суворов вел переговоры с посланником турецкого султана в марте 1777 года.
В 1922 году у села Биюк-Сюрень (Танковое) было срублено уникальное дерево дуба черешчатого, возраст которого считался около 1500 лет – это было самое старое дерево полуострова, а по мнению знаменитого садовода Л. П. Симеренко «наш крымский великан – старейшее дерево в Европе». По последним измерениям, проводившимся по заданию Л. П. Симеренко в 1910 году, окружность его ствола достигала 11,4 м, а окружность кроны – 46 м.
Впервые этот дуб открыл для науки и измерил в конце XVIII века П.С. Паллас.