белгородский государственный университет
КАФЕДРА алгебры, теории чисел и геометрии
Тема работы: Показательно-степенные уравнения и неравенства.
Дипломная работа студента физико-математического факультета
Научный руководитель:
______________________________
Рецензент : _______________________________
________________________
Белгород. 2006 г.
Содержание.
Введение | 3 | ||
Тема I. |
Анализ литературы по теме исследования. | ||
Тема II. |
Функции и их свойства, используемые при решении показательно-степенных уравнений и неравенств. | ||
I.1. |
Степенная функция и ее свойства. | ||
I.2. |
Показательная функция и ее свойства. | ||
Тема III. |
Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры. | ||
Тема IV. |
Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры. | ||
Тема V. |
Опыт проведения занятий со школьниками по теме: «Решение показательно-степенных уравнений и неравенств». | ||
V.1. |
Обучающий материал. | ||
V.2. |
Задачи для самостоятельного решения. | ||
Заключение. |
Выводы и предложения. | ||
Список используемой литературы. |
|||
Приложения |
Введение.
«…радость видеть и понимать…»
А.Эйнштейн.
В этой работе я попыталась передать свой опыт работы учителем математики, передать хоть в какой-то степени свое отношение к ее преподаванию — человеческому делу, в котором удивительным образом переплетаются и математическая наука, и педагогика, и дидактика, и психология, и даже философия.
Мне довелось работать с малышами и выпускниками, с детьми, стоящими на полюсах интеллектуального развития: теми, кто состоял на учете у психиатра и кто действительно интересовался математикой
Мне довелось решать множество методических задач. Я попытаюсь рассказать о тех из них, которые мне удалось решить. Но еще больше — не удалось, да и в тех, что вроде бы решены, появляются новые вопросы.
Но еще важнее самого опыта — учительские размышления и сомнения: а почему он именно такой, этот опыт?
И лето нынче на дворе иное, и разворот образования стал поинтереснее. «Под юпитерами» нынче не поиски мифической оптимальной системы обучения «всех и всему», а сам ребенок. Но тогда — с необходимостью — и учитель.
В школьном курсе алгебры и начал анализа, 10 – 11 класс, при сдаче ЕГЭ за курс средней школы и на вступительных экзаменах в ВУЗы встречаются уравнения и неравенства, содержащее неизвестное в основании и показатели степени – это показательно-степенные уравнения и неравенства.
В школе им мало уделяется внимания, в учебниках практически нет заданий на эту тему. Однако, овладение методикой их решения, мне кажется, очень полезным: оно повышает умственные и творческие способности учащихся, перед нами открываются совершенно новые горизонты. При решении задач ученики приобретают первые навыки исследовательской работы, обогащается их математическая культура, развиваются способности к логическому мышлению. У школьников формируются такие качества личности как целеустремленность, целеполагание, самостоятельность, которые будут полезны им в дальнейшей жизни. А также происходит повторение, расширение и глубокое усвоение учебного материала.
Работать над данной темой дипломного исследования я начала еще с написания курсовой. В ходе, которой я глубже изучила и проанализировала математическую литературу по этой теме, выявила наиболее подходящий метод решения показательно-степенных уравнений и неравенств.
Он заключается в том, что помимо общепринятого подхода при решении показательно-степенных уравнений (основание берется больше 0) и при решении тех же неравенств (основание берется больше 1 или больше 0, но меньше 1), рассматриваются еще и случаи, когда основания отрицательны, равны 0 и 1.
Анализ письменных экзаменационных работ учащихся показывает, что неосвещенность вопроса об отрицательном значении аргумента показательно-степенной функции в школьных учебниках, вызывает у них ряд трудностей и ведет к появлению ошибок. А также у них возникают проблемы на этапе систематизации полученных результатов, где могут в силу перехода к уравнению – следствию или неравенству – следствию, появиться посторонние корни. С целью устранения ошибок мы используем проверку по исходному уравнению или неравенству и алгоритм решения показательно-степенных уравнений, либо план решения показательно-степенных неравенств.
Чтобы учащиеся смогли успешно сдать выпускные и вступительные экзамены, я считаю, необходимо уделять больше внимания решению показательно-степенных уравнений и неравенств на учебных занятиях, либо дополнительно на факультативах и кружках.
Таким образом тема, моей дипломной работы определена следующим образом: «Показательно-степенные уравнения и неравенства».
Целями настоящей работы являются:
Проанализировать литературу по данной теме.
Дать полный анализ решения показательно-степенных уравнений и неравенств.
Привести достаточное число примеров по данной теме разнообразных типов.
Проверить на урочных, факультативных и кружковых занятиях как будет восприниматься предлагаемые приемы решения показательно-степенных уравнений и неравенств. Дать соответствующие рекомендации к изучению этой темы.
Предметом нашего исследования является разработка методики решения показательно-степенных уравнений и неравенств.
Цель и предмет исследования потребовали решения следующих задач:
Изучить литературу по теме: «Показательно-степенные уравнения и неравенства».
Овладеть методиками решения показательно-степенных уравнений и неравенств.
Подобрать обучающий материал и разработать систему упражнений разных уровней по теме: «Решение показательно-степенных уравнений и неравенств».
В ходе дипломного исследования было проанализировано более 20 работ, посвященных применению различных методов решения показательно-степенных уравнений и неравенств. Отсюда получаем.
План дипломной работы:
Введение.
Глава I. Анализ литературы по теме исследования.
Глава II. Функции и их свойства, используемые при решении показательно-степенных уравнений и неравенств.
II.1. Степенная функция и ее свойства.
II.2. Показательная функция и ее свойства.
Глава III. Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры.
Глава IV. Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры.
Глава V. Опыт проведения занятий со школьниками по данной теме.
Обучающий материал.
Задачи для самостоятельного решения.
Заключение. Выводы и предложения.
Список использованной литературы.
В I главе проанализирована литература по теме: «Решения показательно-степенных уравнений и неравенств».
В II главе теоретические сведения о степенной и показательной функциях и применение их свойств при решении показательно-степенных уравнений и неравенств, выявляются недостатки в понимании учащимися отрицательного аргумента показательно-степенной функции.
В III главе «Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры» приведен полный анализ решения показательно-степенных уравнений, рассмотрен алгоритм решения показательно-степенных уравнений и примеры, и примеры в которых он применяется.
В IV главе «Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры» приведен полный анализ решения показательно-степенных неравенств и рассмотрен план решения показательно-степенных неравенств и примеры, в которых он применяется.
В V главе рассматривается методика обучения учащихся решению показательно-степенных уравнений и неравенств, приведен обучающий материал, разработана система заданий с учетом разного уровня сложности, которая содержит в себе задания используемые на уроке, задания для самостоятельного решения.
Глава II. Функции и их свойства, используемые при решении показательно-степенных уравнений и неравенств.
Для решения показательно-степенных уравнений и неравенств необходимо знать свойства показательной и степенной функции и уметь ими пользоваться. В этой главе мы рассмотрим данный вопрос.
II.1. Степенная функция и ее свойства.
Степенная
функция с натуральным
показателем.
Функция у
= хn,
где n
— натуральное
число, называется
степенной
функцией с
натуральным
показателем.
При n = 1 получаем
функцию у = х,
ее свойства:
Прямая пропорциональность. Прямой пропорциональностью называется функция, заданная формулой у = kxn, где число k называется коэффициентом пропорциональности.
Перечислим свойства функции у = kx.
Область определения функции — множество всех действительных чисел.
y = kx — нечетная функция (f( — х) = k ( — х)= — kx = -k(х)).
3) При
k
> 0
функция возрастает,
а при k
< 0
убывает на всей
числовой прямой.
График (прямая) изображен на рисунке II.1.
Рис. II.1.
При n=2 получаем функцию y = х2, ее свойства:
Функция у —х2. Перечислим свойства функции у = х2.
Область определения функции — вся числовая прямая.
у = х2— четная функция (f( — х) = ( — x)2 = x2 = f (х)).
На промежутке [0; + οο) функция возрастает.
В самом
деле, если
,
то
,
а это и означает
возрастание
функции.
4) На промежутке (—оо; 0] функция убывает.
В самом
доле, если
,то
— х1
> — х2
>
0, а
потому
(—х1)2>
( — х2)2,
т. е.
, а это и означает
убывание функции.
Графиком
функции y=х2
является парабола.
Этот график
изображен на
рисунке II.2.
Рис. II.2.
При n = 3 получаем функцию у = х3, ее свойства:
Область определения функции — вся числовая прямая.
y = х3 — нечетная функция (f ( — х) = { — x)2 = — х3 = — f (x)).
3)
Функция y
= x3
возрастает
на всей числовой
прямой. График
функции y
= x3
изображен на
рисунке. Он
называется
кубической
параболой.
График (кубическая парабола) изображен на рисунке II.3.
Рис. II.3.
Пусть n— произвольное четное натуральное число, большее двух:
n
= 4, 6, 8,... .
В этом случае
функция у
= хn
обладает
теми
же свойствами,
что и функция
у = х2.
График
такой функции
напоминает
параболу у
= х2,
только
ветви графика
при |n|
>1 тем
круче идут
вверх, чем больше
n,
а при
тем
«теснее прижимаются»
к оси х,
чем
больше n.
Пусть n — произвольное нечетное число, большее трех: n = = 5, 7, 9, ... . В этом случае функция у = хn обладает теми же свойствами, что и функция у = х3. График такой функции напоминает кубическую параболу (только ветви графика тем круче идут вверх, вниз, чем больше n. Отметим также, что на промежутке (0; 1) график степенной функции у = хn тем медленнее отдаляется от оси х с ростом х, чем больше n.
Степенная
функция с целым
отрицательным
показателем.
Рассмотрим
функцию у
= х-n,
где
n
— натуральное
число. При
n
= 1 получаем
у = х-n
или
у =
Свойства этой
функции:
График
(гипербола)
изображен
на рисунке
II.4.
Пусть n — нечетное число, большее единицы,
n
= 3, 5, 7, ... .
В этом случае
функция у
= х-n
обладает
в основном теми
же свойствами,
что и функция
у =
График
функции у
= х-n
(n
= 3, 5, 7, ...)
напоминает
Рис. II.4.
график
функции у
=.
Пусть n
—
четное число,
например п
= 2. Перечислим
некоторые
свойства функции
у = х-2,
т. е.
функции y
=
.
Функция
определена
при всех х0.
y =
четная
функция.
y = убывает на (0; +оо) и возрастает на (—оо;0).
Теми же свойствами обладают любые функции вида y = х-n при четном n, большем двух.
График
функции у
=
изображен
на рисунке.
Аналогичный
вид имеет график
функции
,
если n
= 4, 6, ... .
Функции вида
,
,
обладают теми
же свойствами,
как и функция
.
Степенная функция с положительным дробным показателем. Рассмотрим функцию у = хr, где r — положительная несократимая дробь. Перечислим некоторые свойства этой функции.
Область определения — луч [0; + оо).
Функция ни четная, ни нечетная.
Функция у = хr возрастает на [0; +оо).
Рис. II.5.
На рисунке
II.5.
изображен
график функции
Он
заключен между
графиками
функций у
= х2
и у
= х3,
заданных
на промежутке
[0; + оо).
Подобный
вид имеет график
любой функции
вида у
= хr,
где
.
На том
же рисунке
изображен
график функции
.
Подобный вид
имеет график
любой степенной
функции у
= хr,
где
.
Степенная функция с отрицательным дробным показателем. Рассмотрим функцию у = х-r, где r — положительная несократимая дробь. Перечислим свойства этой функции.
Область определения — промежуток (0; + оо).
Функция ни четная, ни нечетная.
Функция у = х-r убывает на (0; +оо).
Построим
для примера
график функции
у —
х
таблицу значений
функции:
Нанесем
полученные
точки на координатную
плоскость и
соединим их
плавной кривой
(см. рис. II.6.).
Подобный вид имеет график любой функции
у = хr, где r — отрицательная дробь.
Рис. II.6.
II. 2. Показательная функция и ее свойства.
Функция,
заданная формулой
вида у
= ах,
где
а
— некоторое
положительное
число, не равное
единице, называется
показательной.
Функция у = ах при а>1 обладает следующими свойствами (см. рис. II.7.):
а) область определения — множество всех действительных чисел;
б) множество значений — множество всех положительных чисел;
Рис. II.7.
в) функция возрастает;
г) при х = 0 значение функции равно 1;
д) если x > 0, то аx > 1;
е) если х < 0, то 0 < ах < 1.
3. Функция у = ах при 0<а< 1 обладает следующими свойствами (см. рис. II.8.):
а) область
определения
D(f)=R;
б) множество значений E(f)=R+;
в) функция убывает;
г) при х = 0 значение функции равно 1;
д) если х > 0, то 0 < ах < 1;
е) если х < 0, то ах > 1.
Рис. II.8.
Глава III. Решение показательно-степенных уравнений, алгоритмы и примеры.
Так называются
уравнения вида
,
где неизвестное
находится и
в показателе
и в основании
степени.
Можно
указать совершенно
четкий алгоритм
решения уравнении
вида
.
Для
этого надо
обратить внимание
на то, что при
а(х)
не
равном нулю,
единице и минус
единице равенство
степеней с
одинаковыми
основаниями
(будь-то положительными
или отрицательными)
возможно лишь
при условии
равенства
показателей
То - есть все
корни уравнения
будут корнями
уравнения f(x)
= g(x)
Обратное
же утверждение
неверно, при
а(х)
< 0 и
дробных значениях
f(x)
и g(x)
выражения
а(х)
f(x)
и
а(х)g(x)
теряют
смысл. То - есть
при переходе
от
к
f(x)
= g(x)
(при
и
могут появиться
посторонние
корни, которые
нужно исключить
проверкой по
исходному
уравнению. А
случаи а
= 0, а = 1, а =-1 надо
рассмотреть
отдельно.
Итак, для
полного решения
уравнения
рассматриваем
случаи:
а(х) = О . Если при значении х, удовлетворяющем этому уравнению, f(x) и g{x) будут положительными числами, то это решение. В противном случае, нет
а(х) = 1. Корни этого уравнения являются корнями и исходного уравнения.
а(х) = -1. Если при значении х, удовлетворяющем этому уравнению, f(x) и g(x) являются целыми числами одинаковой четности (либо оба четные, либо оба нечетные) , то это решение. В противном случае, нет
При
и
решаем уравнение
f(x)=
g(x)
и
подстановкой
полученных
результатов
в исходное
уравнение
отсекаем посторонние
корни.
Примеры решения показательно-степенных уравнений.
Пример №1.
Решение
x – 3 = 0, x = 3. т.к. 3 > 0, и 32 > 0, то x1 = 3 - это решение.
x – 3 = 1, x2 = 4.
x – 3 = -1, x = 2. Оба показателя четные. Это решение x3 = 1.
x – 3 ≠ 0 и x ≠ ± 1. x = x2, x = 0 или x = 1. При x = 0, (-3)0 = (-3)0 –верно это решение x4 = 0. При x = 1, (-2)1 = (-2)1 – верно это решение x5 = 1.
Ответ: 0, 1, 2, 3, 4.
Пример №2.
Решение
По определению арифметического квадратного корня: x – 1 ≥ 0, x ≥ 1.
x –
1 = 0 или x
= 1,
= 0, 00 это
не решение.
x – 1 = 1 x 1 = 2.
x – 1 = -1 x 2 = 0 не подходит в ОДЗ.
=
Д = (-2) – 4*1*5 = 4 – 20 = -16 – корней нет.
Ответ: 2.
Пример №3.
Решение
1)
= 0 решения нет,
т.к. 0 в любой
степени не
равен 1.
2)
≠ 0 т.е.
.
Тогда можем
записать:
3)
= 1.
= 0
и
4)
= -1 х = 0 или х = 1. При
х = 0
= -1. (-1)-1 ≠
(-1)0. Это
не решение.
При х = 1 (-1)0
= (-1)0. Это
решение х3
= 1.
5)
≠ 0 и
≠ ±1 имеем
= 0,
= -1 или
= 1. Эти корни
уже учтены.
Ответ: -1, 1, 2.
Пример №4.
Решение
При
решений
нет, т.к. 0 в любой
степени не
равен 1.
при
,
,
.
,
.
,
(-1)0 = (-1)0
это решение.
.
4)
и
или
При
(-4)0 = 1 –
верно.
Ответ: -1, 2, 4.
Пример №5.
Решение
1)
,
,
это не решение.
2)
,
и
.
3) отрицательных
значений основание
не имеет. При
и
,
,
,
х = 5, 315 = 315 – верно. х3 = 5,
х = 2 – не является решением.
Ответ: 1,3,5.
Пример №6
Решение
1)
не дает решений,
т.к. 0 ни в какой
степени не
равен 1.
2)
.
или
.
3) отрицательных
значений
не имеет.
4) При
,
,
т.к.
,
то
.
Проверка 20
= 1 – верно.
Ответ: -1, 1, 2.
Пример №7
Решение
1)
,
,
,
.
Это решение
.
2)
,
.
3)
,
,
- четное и
-3х – четное. Это
решение. х2
= -4.
4)
и
,
,
,
,
4-3 = 4-3
– верно.
.
Ответ: -4, -3, -2, 1
Пример №8
Решение
ОДЗ:
,
,
,
и
Все решения
принадлежат
уравнению
=2.
,
,
и
.
Оба значения
принадлежат
к ОДЗ.
Ответ: -4, -1.
Пример №9
Решение
ОДЗ:
,
,
.
1)
решений не
имеет, т.к. 0 в любой
степени не
равен 1.
При
,
или
,
ОДЗ,
ОДЗ.
Значит все
решения содержатся
в уровнении
=
0,
или
.
Проверка:
,
20 = 1 –
верно.
,
- верно.
Ответ: 0, 3/2.
Пример №10
Решение
1)
решений не
дает, т.к. 0 в любой
степени не
равен 1.
2) При
,
,
.
Все решения
принадлежат
уравнению
.
или
.
3)
,
и
.
Второе решение
не подходит,
т.к
,
.
А
является решением
Ответ:
,
2, 4.
Пример №11
Решение
1)
,
,
и
это решение
.
2)
,
.
3)
,
,
- четное,
- нечетное. Это
является решением.
4)
или
,
,
,
,
.
Проверка:
,
- верно.
Но
не является
корнем!
Выражение
(-1,5)52,5,
которое получается
при проверке
не имеет смысла,
т.к. степень
отрицательно
числа имеет
смысл только
для целых
показателей.
Равенство
=
только для
.
Значит, отрицательное
число можно
возводить
только в степень
с целым показателем.
Ответ: -4, -2, -1.
Пример №12
Решение
ОДЗ:
.
Значит 0,1 и -1 отпадают.
и все решения
содержатся
в уравнении.
,
,
Ответ: 5.
Пример №13
Решение
1)
,
,
.
Это решение
.
2)
,
,
.
3) отрицательных
значений
не имеет.
При
или
все решения
в уравнении
,
и
.
При
,
- верно.
.
Ответ: -1, 2, 3, 4.
Пример №14
Решение
ОДЗ:
При
решений нет,
т.к. 0 в любой
степени не
равен 1.
При
2)
,
и
.
-
решение, а
.
3)
для всех
.
При
и
все решения
содержатся
в уравнении
,
или
.
При
,
.
При
,
- верно.
.
Ответ: 4, 5.
Пример №15.
,
Решение
используя
свойства логарифма
и
получили:
=
В первой части уравнения выполнили преобразования
.
Получили уравнение
.
Все решения
содержатся
в уравнении.
или
.
Ответ: 2.
Пример №16
Решение
ОДЗ:
Преобразуем знаменатель дроби в правой части уравнения
;
.
,
,
где
1)
,
- верно.
2)
,
Пасть
,
тогда
,
или
.
Следовательно;
или
,
,
.
Ответ: 1, 0,1, 0, 0,01.
Пример №17
Решение
ОДЗ:
и
Выполним преобразования.
+
=
2+2
+
=
4
Пусть
,
а
,
Следовательно,
или
,
2*2t
= 4
2t
= 4/2
2t = 2
t = 1
Ответ: 2.
Пример №18
Решение
ОДЗ:
;
Прологарифмируем обе части равенства:
,
где
.
Умножим обе части уравнения на 2.
Пусть
,
тогда
,
или
1)
,
или
Ответ: 0.1, 10.
Пример №19
Решение
ОДЗ:
Обратите
внимание
ниоткуда не
следует! Наоборот,
из ОДЗ видно,
что
может
быть отрицательным!
,
или
Оба значения в ОДЗ.
Так как возводили в квадрат, корни надо проверить.
,
- верно.
,
- верно.
Ответ: -3, 3.
Пример №20
ОДЗ:
Возведем обе части уравнения в квадрат (т.к. они положительны, то посторонние корни не появляются)
или
Прологарифмируем по основанию 10.
или
1)
или
,
Ответ: 0.01, 100.
Пример №21
Решение
ОДЗ:
Прологарифмируем по основанию 10.
,
где
.
Пусть
,
тогда:
умножим на
4
,
,
или
1)
2)
Ответ: 0,0001, 10.
Пример №22
Решение
ОДЗ:
Заменим:
,
получим:
,
где
.
Решаем уравнение:
;
или
1)
;
;
.
.
2)
,
,
,
,
.
;
;
;
.
Ответ: 0,1, 1, 10.
Пример №23
Решение
и
\ :
Подставим
во второе уравнение
вместо
число 5, получим:
или
составляем систему уравнений:
Ответ: (13;8)
Пример №24
Решение
ОДЗ:
;
,
;
или
,
.
Ответ: 5.
Пример №25
Решение
ОДЗ:
Прологарифмируем правую и левую части данного уравнения по основанию 10:
Получим:
или
Обозначив
,
перепишем
записанное
уравнение в
виде:
.
Решая его
относительно
,
находим
,
.
Используя
обозначения
,
из первого
решения квадратного
уравнения имеем
.
Отсюда
.
Используя
решение
,
получаем
.
Преобразуем
правую часть
этого уравнения:
.
Значит,
,
т.е.
.
Ответ: 30, 100.
Пример №26
Решение
Так как
,
то при
и
имеем равносильное
уравнение:
или
.
,
Ответ: 5.
Пример № 27
Решение
ОДЗ:
Так как обе части уравнения положительны, то прологарифмируем по основанию 10:
,
;
или
1)
2)
Ответ: 0.1, 100.
Пример №28
Решение
ОДЗ:
Так как обе части уравнения положительны, то прологарифмируем по основанию 3:
и
,
поэтому
Пусть
,
тогда
или
.
1)
;
2)
Ответ:
,
3.
Пример №29
Решение
1)
,
т.к. 0 в любой
степени не
равен 1.
2)
=
1,
=1,
,
или
=-1,
,
.
Так как 1 в любой степени равна 1, то это решения.
3)
(т.к.
)
При
все решения
принадлежат
уравнению
.
или
.
При
=
0, что не удовлетворяет
уравнению
,
Ответ:
,
.
,
.
,
.
Пример №30
Решение
ОДЗ:
=
1)
,
,
.
2) Так как
,
то остальные
решения получаем
из уравнения
:
Отсюда
или
.
,
и
,
.
Ответ:
,
-
,
и
,
.
Пример №31
Решение
1)
или
,
и
.
Это решение.
.
2)
,
и
3) Так как
,
то
;
;
;
.
Это решение.
Ответ:
;
5; 3; 4.
Пример №32
Решение
при всех
1)
,
- решений нет.
2).
Потому при
левая часть
равна единице,
а правая нет.
Это решение.
3)
;
;
;
;
;
;
;
и
;
;
;
;
;
;
;
- решений нет.
Ответ: -3, 3.
Пример №33
Решить графически уравнение:
Решение
У функции
Д(y):
x
> 0 и log2
x >
0, т.е.,
x > 1. обл. определения х > 1.
А теперь:
(формула перехода
к новому основанию
и определение
логарифма).
Тогда
(определение
логарифма:
).
Так, что нужно только учитывать, что Д(у): x > 0.
Построим график функции (рис III.1).
у
2
1
0 1 4 х
Рис. III.1.
Ответ: (4; 2).
Пример №34
Решить систему уравнений:
Решение:
По определению логарифма имеем:
.
Прологарифмируем первое уравнение системы по основанию х.
.
Из второго уравнения системы выразим у через х:
,
Тогда:
Пусть
,
,
Д = (-5)2
-4*1*4 = 9,
,
или
.
1)
2)
Д = (-3)2
– 4*1*(-4) = 25 пусть
,
тогда
или
Д = (-1)2
– 4*3*4 = -47<0
или
корней
нет
(-1,-1) – удовлетворяет ОДЗ
(4,4) решение системы уравнений.
Ответ: (4, 4).
Пример №35
Решите систему уравнений:
Решение.
По определению логарифма имеем:
Основание логарифма может быть:
1)
(дробное)
(-1, 0) – не удовлетворяет ОДЗ.
2)
Выполним преобразования:
Прологарифмируем первое уравнение системы по основанию х:
,
,
,
или
Пусть
,
тогда
Д = (-)2 -4*1*(-2) = 9
или
:
(х+1)
,
где
;
1)
или
Решаем биквадратное уравнение
Примем
,
тогда получим
D = 32 – 4*1*(-4) = 25
;
или
а)
б)
;
(не удовлетворяет
ОДЗ)
- решение
системы уравнений.
2)
или
- (не удовлетворяет
ОДЗ)
D = (-1)2 -4*4*3 = -47 – корней нет.
Ответ:
.
[ ]
Пример № 36
Решение
Для любого
х
и
ОДЗ
этого уравнения
состоит из всех
х
удовлетворяющих
условию
,
т.е. ОДЗ
есть множество
всех х из промежутка
на
этом множестве.
Исходное уравнение
равносильно
совокупности
уравнений.
и
Решаем ее.
принадлежат
.
Они и являются
решениями
исходного
уравнения.
Ответ:
.
Глава IV. Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры.
Неравенства
вида
(или меньше)
при а(х)>0
и
решаются на
основании
свойств показательной
функции: для
0 < а(х)
< 1 при
сравнении f(x)
и g(x)
знак неравенства
меняется, а при
а(х)
> 1 –
сохраняется.
Самый сложный случай при а(х) < 0. Здесь можно дать только общее указание: определить, при каких значениях х показатели f(x) и g(x) будут целыми числами, и выбрать из них те, которые удовлетворяют условию
Наконец, если исходное неравенство будет выполняться при а(х) = 0 или а(х) = 1 (например, когда неравенства нестрогие), то нужно рассмотреть и эти случаи.
Пример 1.
Решить неравенство:
23x:+7 < 22x-1.
Решение.
Здесь основание степени больше 1, поэтому, сравнивая показатели, запишем неравенство того же смысла: Зх + 7 < 2х - 1. Решив это неравенство, получим х < - 8.
Ответ: -8.
Пример 2.
Решить неравенство:
Решение.
Так как
625 = 252=
,
то заданное
неравенство
можно записать
в виде
Так как 0 < 0,04 < 1, то, сравнивая показатели, запишем неравенство противоположного смысла 5х - х2 - 8 = -2. Имеем последовательно
,
,
,
.
Решив
последнее
неравенство,
получим 2
х
3.
Таким образом множество решений заданного неравенства есть отрезок [2; 3].
Ответ: [2; 3].
Пример 3.
Решим неравенство
0,57-Зх < 4.
Решение
Пользуясь тем, что 0,5 -2 = 4, перепишем заданное неравенство в виде
0,57-Зх < 0,5-2. Показательная функция y= 0,5x убывает (основание 0,5 меньше 1). Поэтому данное неравенство равносильно неравенству 7 – Зх > - 2, откуда х < 3.
Ответ: ( — оо ; 3).
Пример 4.
Решим неравенство
Показательная функция y = 6x возрастает. Поэтому данное неравенство равносильно неравенству х2 + 2x > 3, решая которое, получим: (-оо; -3)
и (1; оо).
Ответ: (-оо; -3) и (1; оо).
Пример 5.
Решим неравенство:
Сделаем
замену
,
тогда
и
неравенство
перепишется
в виде
,
откуда
.
Следовательно,
решением данного
неравенства
являются числа
х,
удовлетворяющие
неравенствам
,
и только такие
числа.
Но
,
,
а функция
убывает,
поскольку
< 1. Поэтому решением
неравенств
будут
числа х,
удовлетворяющие
неравенствам
- 2 < х
< 1.
Ответ: ( - 2; 1).
Пример 6.
Решение
1)
2 3
10
Изобразим на числовом луче
Должны выполняться
все три неравенства,
т.к. это система.
Но при
взятое не
выполняется.
Решений нет.
2)
Изобразим
на числовом
луче
10
Если
,
то
-решение
системы неравенств.
Остальные
случаи не дают
решений, т.к.
или 1
не удовлетворяют
условию, а при
т.е.
получаем
отрицательные
числа с дробными
показателями
степени.
Ответ:
Пример 7
Решение
При
,
х = 2,5 или
х = -1
При
или
можно записать
.
При
второе неравенство
не выполняется.
Система решений
не имеет.
Изобразим на числовом луче решение системы неравенств
-1 2,5
3
Система не имеет решений.
2)
Изобразим на числовом луче решение системы неравенств
решение
системы неравенств.
3)
,
- выражение
имеет смысл
тогда, когда
х – 3 –
целое число,
чтобы показатель
х – 3 был
целым числом.
Таким образом
х – целое
число в промежутке
(-1; 2,5) т.е. х
может принимать
значения 0,1,2.
Проверка:
При
-
верно.
При
- верно.
При
- верно.
4)
,
х2
= 2,5 и х1
= -1
При х = -1 – не имеет смысла выражение 0-4.
При х = 2,5, 02,5 – не имеет смысла.
5)
;
При
;
- верно.
При
;
- верно.
Ответ:
или
.
Глава V. Опыт проведения занятий со школьниками
по данной теме.
Анализируя опыт проведения занятий по решению показательно-степенных уравнений и неравенств с учащимися в старших классах я пришла к выводу, что недостаточно времени уделяется на решения заданий и упражнений по данной теме. Всего в школьном курсе на изучение математики отводится 850 часов, из них на решение всех уравнений и неравенств всего лишь 12% учебного времени, а на решение показательно-степенных уравнений и неравенств вообще ничтожное количество часов. Однако, используя факультативные занятия в старших классах, кружковую работу, элективные курсы можно значительно увеличить возможность учащихся реализовать себя, усилить их подготовку к выпускным и вступительным экзаменам.
Проводя занятия с учащимися я стараюсь больше внимания уделять решению конкретных заданий и упражнений, на основе чего строю алгоритм решения и создаю модель решения заданий одного вида или похожих между собой
Задачи для самостоятельного решения.
Решить уравнения.
1.
Ответ:
.
2.
Ответ:
2.
3.
Ответ:
7; 14.
4.
Ответ:
.
5. Найдите произведение корней уравнения
Ответ:
.
6.
Ответ:
.
7.
Ответ:
.
8.
Ответ:
.
9.
Ответ:
10.
Ответ:
.
11.
Ответ: 2;
3; 4; 11.
12.
Ответ:
.
13.
Ответ:
.
14.
Ответ:
-2; 0; 2.
15.
Ответ:
1; 4; 5.
16.
Ответ:
нет решений.
17.
Ответ:
1; 10; 10-3.
18.
Ответ:
1; 8.
19.
Ответ:
-1; 1; 2.
20.
Ответ:
.
21.
Ответ: 2;
10-1; 10-3.
22.
Ответ: 0; 3.
23.
Ответ: 0.
24.
Ответ:
.
25.
Ответ:
.
26.
Ответ:
.
27.
Ответ:
.
28.
Ответ:
.
29.
Ответ:
.
30.
Ответ:
.
31.
Ответ:
.
32.
Ответ:
.
33.
Ответ:
.
34.
Ответ: 0; 1.
35.
Ответ:
1; 3.
36.
Ответ:
0; 1; 5.
37.
Ответ:
0; 5; 4.
38.
Ответ:
.
39.
Ответ:
.
40.
Ответ:
.
41.
Ответ:
.
42.
Ответ:
.
43.
Ответ: 1; 0,1;
0,01.
44.
45.
Ответ: -2; -1; 3.
46.
Ответ: -2; 0,6.
47.
Ответ:
.
48.
Ответ: -4; -3,5; -2;
-1.
49.
Ответ: -0,2;
0,5; 1; 3.
50.
Ответ: -2; 0,6.
Решить системы уравнений
1.
Ответ:
.
2.
Ответ:
(5;-1).
3.
Ответ:
.
4.
Ответ:
.
5.
Ответ:
.
6.
Ответ:
.
7.
Ответ:
.
8.
Ответ:
.
9.
Ответ:
.
10.
Ответ:
.
11.
Ответ:
.
12.
Ответ:
.
13.
Ответ:
.
14.
15.
16.
17.
Ответ:
.
18.
Ответ:
.
19.
Ответ:
.
20.
Ответ:
.
21.
Ответ:
.
22.
Ответ:
.
23.
Ответ:
.
Решить неравенства.
1.
Ответ:
если
,
то
если
то
.
2.
Ответ:
.
3.
Ответ:
.
4.
Ответ:
.
5.
Ответ:
.
6.
Ответ:
.
7.
Ответ:
.
8.
Ответ:
.
9.
Ответ:
.
10.
Ответ:
.
11.
Ответ:
.
12.
Ответ:
.
13.
Ответ:
.
14.
Ответ:
.
15.
Ответ:
.
16.
Ответ:
.
17.
Ответ:
.
18.
Ответ:
.
19.
Ответ:
.
20.
Ответ:
.
21.
Ответ:
.
Заключение.
Подводя итоги данного дипломного исследования, можно сделать следующие выводы:
Показательно-степенные уравнения и неравенства представляют интерес для их изучения и использования в курсах школьной математики и элементарной математики в ВУЗе. Между тем, почти во всех пособиях они, если и рассматриваются, то не полно или не точно.
Для этого вида уравнений и неравенств может быть предложен алгоритм решения. Наибольшие трудности могут встретиться при решении показательно-степенных уравнений и неравенств в случае, когда основание степени отрицательно.
Проведенные по теме: «Показательно-степенные уравнения и неравенства» на уроках и факультативных занятия в школе показали доступность этой темы для учеников, интересующихся математикой. Для таких занятий изготовлен задачник, содержащий более 70 показательно-степенных уравнений и неравенств.
Мое предложение – больше уделять времени решению показательно-степенных уравнений и неравенств, т.к. это поможет учащимся успешно сдать ЕГЭ и вступительные экзамены в ВУЗы.
Материал, приведенный в данной работе может служить методическим пособием в работе с учащимися на уроках и факультативах.
Список используемой литературы.
Авербух Б.Г., Рубинштейн А.И. Об определении степени и решении уравнений и неравенств, содержащих показательно степенную функцию.//Математика в школе. – 1996.-№2.-с.29-33.
Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Колмагоров А.Н., Абрамов А.М., Дудинцын Ю.П. и др.; Под редакцией Колмагорова А.Н. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
Белоненко Т.В., Васильев А.Е., Васильева Н.И., Крымская .Д. Сборник конкурсных задач по математике. – СПб.: Спецлитература, 1997.
Василенко Ю.К. Тождества, уравнения, неравенства: Пособие для повышения квалификации учителей математики. – Белаидит. Белгород, 2003.
Василюк Л.И., Куваева Л.А. Математика для абитуриентов: Справочник в экзаменационных вопросах и ответах. – Мн. Амалфея, 1999.
Давыденко И.О. Пособие по математике. Для поступающих в высшие учебные заведения (с анализом ошибок абитуриентов).- 2-е изд. – Томск,из-во Томского университета, 1973.
Дорофеев Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х. Математика для поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2000.
Дудинцын Ю.П., Смирнова В.К. Содержание и анализ письменных экзаменационных работ по алгебре и началам анализа: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
Единый государственный экзамен: Математика: Контрольно-измерительные материалы./ Денищева Л.О., Бойченко Е.М., Глазков6 под редакцией Ковалевой Г.С; М-во образования Российской Федерацию – М.: Просвещение, 2003.
Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1993.
Кутасов А.Д., Пиголкина Т.С., Чехлов В.И., Яковлева Т.Х.; под редакцией Яковлева Г.Н.. Пособие по математике для поступающих в ВУЗы.- 2-е изд.- М.: Наука, 1985.
Математика. Методические указания по подготовке к вступительным экзаменам./ СПбГИТМО. – СПб., 2000.
Нараленков М.И. Вступительные экзамены по математике. Алгебра: как решать задачи: Учебно-практическое пособие. – М.: Экзамен, 2003.
Норин А.В. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2003.
Потапов М.К., Олейник С.Н., Нестеренко Ю.В. Конкурсные задачи по математике: Справочное пособие. – 2-е изд. – М.: Физмалит, 2001.
Потапов М.К., Александров А.В., Пасиченко П.И. Алгебра и начала анализа. Современный курс для поступающих в ВУЗы. – М.: Экзамен, 1998.
Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы./ Под ред. Проф. Прилепко А.И. – М.: Высшая школа, 1983.
Симонов А.Я., Бакаев Д.С., Элельман А.Г. Система тренировочных задач и упражнений по математике. – М.: Просвещение, 1991.
Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы. - М.: Просвещение, 1988.
Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочник пособие по методам решения задач по математике для средней школы. – М.: Наука. ГРФМЛ, 1984.
Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика. Интенсивный курс подготовки к экзаменам. – М.: Рольф, 1997.
Шарыгин И.Ф. Математика. Для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. – 4-е изд. –М.: Дрофа, 2002.
Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Решение задач: Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.
Шахно К.У. Сборник задач по элементарной математике повышенной трудности: Высшая школа, 1967.
Якушева Е.В., Попов А.В., Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Экзаменационные вопросы и ответы. Алгебра и начало анализа 9 и 11 выпускные классы: Учебное пособие.- М.: АСТ-Пресс, 2000.