Введение
Процесс управления маркетинговой деятельностью подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант. Являясь гибкой и весьма динамичной системой, маркетинг требует постоянного совершенствования применяемых и создания новых, более эффективных его форм и методов. От этого во многом зависят эффективность маркетинга, возможности использования фирмой-товаропроизводителем его потенциала.
Поэтому руководителю следует уделять должное внимание организации маркетинговой деятельности на предприятии, в том числе и посредством правильного подбора сотрудников с соблюдением должностных функций, закрепленных за ними для эффективного функционирования организации. Принимая решение, надо помнить о центральной роли отдела маркетинга на предприятии и о всем спектре вопросов, которым занимаются его сотрудники.
Объектом изучения в ходе ознакомительной практики является ТОО «ПЛЮСМИКРО».
Предметом исследования является функциональная деятельность менеджера по маркетингу.
Целью прохождения ознакомительной практики является изучение должностных функций менеджера в отделе маркетинга.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- описать деятельность ТОО «ПЛЮСМИКРО»;
- рассмотреть структуру маркетингового отдела компании;
- раскрыть функции менеджера по маркетингу ТОО «ПЛЮСМИКРО»;
- выработать рекомендации по оптимизации работы менеджера отдела маркетинга.
Основная часть
ТОО «ПЛЮСМИКРО» занимается разработкой программного обеспечения в различных областях, а также оптово-розничной продажей товаров для обслуживания оргтехники. ТОО «ПЛЮСМИКРО» было образовано в 1987 году. В 1998 году компания ПЛЮСМИКРО была выбрана Всемирным банком в качестве разработчика Интегрированной Налоговой Информационной Системы Республики Казахстан (ИНИС РК). Сегодня ИНИС РК — самый масштабный и успешный проект информатизации государственных органов в Казахстане. В 2008 году компания ПЛЮСМИКРО вошла в состав EPAM Systems. Компания EPAM Systems — крупнейший поставщик услуг в области разработки программного обеспечения и решений на территории бывшего Советского Союза и в Центральной и Восточной Европе. Созданная в 1993 году, сегодня она имеет 26 представительств в 9 странах мира, более 4000 высококвалифицированных специалистов в штате и продолжает стабильно расти.
С целью поддержания успешного функционирования и увеличения рыночной доли в компании был образован отдел маркетинга. В отделе работает 4 человека:
- Начальник Отдела Маркетинга;
- Менеджер по маркетингу;
- Аналитик;
- Менеджер по интернет-маркетингу
Отдел разработки ПО (программного обеспечения) и торговый отдел предоставляют менеджеру по маркетингу информацию о характере и результатах своей деятельности. Отдел маркетинга предоставляет всем подразделениям предприятия информацию, необходимую для их рыночной ориентации их деятельности. По заказу руководителей подразделений компании Отдел маркетинга выполняет также отдельные виды маркетинговой деятельности. Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию с Отделом маркетинга.
На начальника отдела маркетинга возлагаются следующие функции:
- Руководство отделом маркетинга.
- Участие в разработке маркетинговой политики предприятия.
- Научно-методическое обеспечение вопросов маркетинга.
- Организация работы по повышению квалификации работников отдела маркетинга.
Для выполнения возложенных функций начальник отдела маркетинга:
- Осуществлет разработку маркетинговой политики на предприятии на основе анализа потребительских свойств производимой продукции и прогнозирования потребительского спроса и рыночной конъюнктуры.
- Обеспечивает участие отдела в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, определении новых рынков сбыта и новых потребителей продукции.
-Руководит проведением исследований основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию компании, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды продукции,технических и иных потребительских качеств конкурирующей продукции.
-Координирует деятельность всех функциональных подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по маркетингу продукции предприятия (заявки на поставку, договоры на производство, наличие запасов, емкость рынка и т.п.).
- Организовывает изучение мнения потребителей о выпускаемой предприятием продукции, его влияние на сбыт продукции и подготовку предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества.
- Осуществляет контроль за своевременным устранением недостатков, указанных в поступающих от потребителей претензиях, мотивацией определенного отношения потребителей к продукции предприятия.
- Организовывает разработку стратегии проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации с помощью наружной, световой, электронной рекламы, участие в отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах для информирования потенциальных покупателей и расширения рынков сбыта.
- Готовит предложения по формированию фирменного стиля предприятия и фирменного оформления рекламной продукции.
При этом менеджер по маркетингу осуществляет следующие функции:
осуществляет исследовательские и исполнительские функции
предоставляет начальнику отдела информацию, необходимую для анализа и прогнозирования рыночной ситуации
организует и принимает личное участие в изучении общего состояния и конъюнктуры рынков и тенденций их развития
организует и принимает личное участие в проведении исследований по изучению потребностей и отношения потребителей и торговых посредников к продукции предприятия
организует и принимает участие в сегментации рынка и изучении параметров сегментов (объемы спроса, отношение к ценам, конкуренты в данном сегменте и т.п.)
устанавливает контакты и организует получение от организаций и отдельных специалистов информации, необходимой для осуществления работы
проводит выявление и осуществляет анализ информационных потоков и взаимосвязей структурных подразделений предприятия, принимающих участие или влияющих на реализацию функций маркетинга
разрабатывает методы анализа и оптимизации структуры и состояния базы данных маркетинговой деятельности
осуществляет оперативный экономический анализ текущей маркетинговой деятельности, в частности, анализ хода продаж, его соответствия плановым показателям, изучает причины отклонений хода продаж от плана и вносит в них коррективы
на основе статистической информации и результатов специальных исследований осуществляет анализ и прогнозирование развития рынка
вырабатывает предложения в области ценовой политики
осуществляет деловые контакты с рекламными подразделениями организаций средств массовой информации
осуществляет выбор и организует при участии других подразделений предприятия практическую реализацию отдельных методов стимулирования сбыта (ярмарки, выставки, продажа по сниженным ценам, купонная продажа, предоставление образцов товара для испытания и т.п.)
осуществляет оценку эффективности применяемых методов продвижения товаров
организует и осуществляет совместно с сотрудниками отдела сбыта анализ хода продаж по всем регионам и сегментам рынка
совместно с другими подразделениями отдела маркетинга и с отделом сбыта осуществляет сбор и анализ сведений о недостатках, претензиях в использовании товара, принимает участие в рассмотрении рекламаций
участвует в разработке и согласование планов проведения рекламных мероприятий
участвует в определении целей, методов, сроков и эффективности мероприятий по стимулированию сбыта товара
замещает начальника отдела маркетинга в случае его отсутствия.
В выявленных в ходе прохождения практики функциях менеджера отдела маркетинга компании ПЛЮСМИКРО были выявлены следующие недостатки в работе отдела маркетинга. Во-первых маркетологи отдела маркетинга не уделяют должного внимания изучению деятельности конкурентов, и, как следствие компания не может объективно оценить свои преимущества и недостатки по отношению к конкурентам. Во вторых компания, занимаясь исключительно однонаправленной политикой разработки ПО рискует пропустить выход на рынок более сильного конкурента, владеющего новыми передовыми технологиями. Поэтому, с целью устранения данных недостатков были даны следующие рекомендации. Включить в должностные функции менеджера отдела маркетинга дополнительные обязанности:
изучение деятельности конкурентов, определение позиции компании по отношению к конкурентам
выявление основных тенденций развития производства (технического уровня, технологии, структуры издержек производства и пр.)
разработку планов маркетинга для предприятия, совместно с экономическими службами,
проведение экономического анализа и оценки планов маркетинга, выработку рекомендации по их совершенствованию.
Отдел маркетинга компании ПЛЮСМИКРО имеет организационную структуру организованную по рыночному принципу. Это означает, что компания продает товары своего ассортимента на разных по своему характеру рынках как индивидуальных потребителей и деловых предприятий, так и государственных учреждений. Такой подход к организации отдела маркетинга весьма целесообразен, поскольку позволяет удовлетворять разные покупательские привычки и разные товарные предпочтения клиентов компании.
Заключение
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что отдел маркетинга компании ПЛЮСМИКРО имеет организационную структуру организованную по рыночному принципу. Этот подход представляется подходящим на данном этапе функционирования компании. Он позволяет удовлетворять различные покупательские привычки и товарные предпочтения клиентов компании.
При рассмотрении работы отдела маркетинга и функций менеджера были выявлены недостатки. А именно было замечено, что политика маркетинга компании направлена больше на формирование спроса и рекламные мероприятия, в то время как направление по изучению конкурентов и выработке стратегии поведения на рынке упущена из вида маркетологов. Кроме того отдел маркетинга упустил из вида изучение новых технологий в сфере производства ПО, что может стать причиной потери крупного сектора рынка.
В этой связи, было предложено включить в должностные функции менеджера по маркетингу:
изучение конкурентов, а также определение позиции компании по отношению к конкурентам
выявление основных тенденций развития производства (технического уровня, технологии, структуры издержек производства и пр.)
разработку планов маркетинга для предприятия, совместно с экономическими службами
проведение экономического анализа и оценки планов маркетинга и выработку рекомендации по их совершенствованию.
Данные рекомендации позволят контролировать изменения на рынке в случае появление новых конкурентов. А также смягчить риск неоправданных расходов маркетингового бюджета.