МАРКЕТИНГ (от английского market - рынок ) - комплексная система
организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение
потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование
и прогнозирования рынка,изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера,
разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.
В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента,
изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики,
формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения
и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента
представляемых сервисных услуг. Маркетинг как порождение рыночной экономики
является в определенном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских
и проектно-конструкторских работ до сбыта и сервиса ) подчиненной условиям и
требованиям рынка, находящимся в постоянном динамическом развитии под воздействием
широкого спектра экономических,политических, научно-технических и социальных
факторов. Предприятия-производители и экспортеры рассматривают маркетинг как
средство для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному
рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью. Однако это
становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически
корректировать свои научно-технические, производственные и сбытовые планы в
соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными
материальными и интеллектуальными ресурсами, чтобы обеспечить необходимую гибкость
в решении стратегических и тактических задач, исходя из результатов маркетинговых
исследований. При этих условиях маркетинг становного планирования производственно-коммерческой
деятельности предприятия, составления экспортных программ производства, организации
научно-технической, технологической, инвестиционной и производственно-сбытовой
работы коллектива предприятия, а управление маркетингом - важнейшим элементом
системы управления предприятием.
Управление маркетингом может осуществляться с позиции 5 разных подходов. Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благоволить товарам, доступным по низким ценам, и следовательно, задача руководителя — совершенствовать экономическую эффективность производства и снижать цены. Концепция совершенствования товара исходит из того, что потребители оказывают предпочтение товарам высокого качества и, следовательно, больших усилий по сбыту не требуется. Концепция интенсификации коммерческих усилий базируется на том, что товары организации не будут покупать в достаточных количествах, если не побуждать потребителей к этому с помощью значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Концепция маркетинга строится на утверждении, что фирма должна выявить с помощью исследований нужды и запросы точно очерченного целевого рынка и обеспечить их желаемое удовлетворение.
Практическая деятельность маркетинга оказывает большое влияние на людей, выступающих в качестве покупателей, продавцов и рядовых граждан. В качестве ее целей выдвигаются такие, как достижение максимально возможного высокого потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление потребителям максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни.
Интерес к маркетинговой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства осознают, что именно маркетинг способствует их успешному выступлению на рынке.
2. Общая характеристика предприятияАО "Волманский леспромхоз" — лесозаготовительное предприятие.
Все лесозаготовительные предприятия относятся к добывающим отраслям промышленности; основной предмет труда — естественный лес, продукты природы, а технологический процесс заключается в заготовке лесоматериалов для удовлетворения потребностей народного хозяйства.
Весь процесс лесозаготовок происходит на закрытом воздухе, под воздействием климатических и атмосферных условий.
Одной из особенностей лесозаготовительного производства является также постоянное, систематическое перемещение места работы по мере использования лесных площадей. В связи с этим возникает необходимость в обследовании лесосечного фонда и выборок лесосек; подготовка их для организации лесозаготовительных работ, прокладка дорог и другие подготовительные работы, от которых зависит производительность и выполнение плана.
Предприятие оснащено различного вида транспортом, и другими механизмами. К объектам анализа относится техническая оснащенность предприятия, использование оборудования и механизмов по времени, местам и местам работы. 2.1.Основными видами продукции
Основными видами продукции АООТ "Волманский леспромхоз" являются, в основном, продукты переработки древесины.
К ним относятся:
пиловочник лиственный;Кроме того в последние годы был освоен еще один вид производства производство бруса цилиндрованного, из которого по желанию заказчика могут быть изготовлены: дачный домик, колодец и другие постройки образца которых здесь же представлены.
Потребителями выше перечисленных продуктов являются как клиенты нашей области —
"Лесбумопторг" г. Киров;и клиенты других областей —
"Альт" г. Сыктывкар;кроме того, в Финляндию леспромхоз поставляет уже выше названный цилиндрованный брус.
2.2. Основные технико-экономические показатели ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПОКАЗАТЕЛЬ | 1995 г. | 1996 г. |
Выручка от реализации | 25604893 | 18920820833 |
Себестоимость реализованного товара | 23606293 | 13320228 |
Коммерческие расходы | 2058935 | 1584178 |
Прибыль (убыток) от реализации | - 60335 | +4016427 |
Прочие операционные доходы (расходы) | 4095556 | 2251006 |
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности | - 56491 | + 3338956 |
Прибыль от внереализационных доходов | 77945 | 510 |
Нераспределенная прибыль | - 4524970 | 1337045 |
БАЛАНС НА 1.01.97.
1.Убытки 2. Отвлеченные средства за счет прибыли |
114789906 р. |
налог на прибыль | 541781000 р. |
НДС | 649120000 |
спецналог | 15000 |
санкции налоговой службы | 50351000 |
прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде | 750333300 |
ИТОГО | 1316310300 |
3. Фонд потребления | 2060760946 |
В последнее время наша страна находится на пути к рыночной экономике, и это не могло не отразиться на работе всех предприятий страны, в том числе и ОАО "Волманский леспромхоз".
Как и большинство предприятий, леспромхоз прошел этап акционирования в ходе приватизации государственной собственности. Теперь это — акционерное общество открытого типа. Как и в любом АО есть здесь законодательный и исполнительный органы. Было выпущено 30125 обыкновенных акций номиналом 1000 рублей. Вообще, в целом, процесс приватизации предприятия можно назвать успешным. Но этого еще недостаточно, для того чтобы нормально функционировать в новых условиях. Это и подтверждает практика хозяйственной деятельности ОАО "Волманский леспромхоз". В основном, это зависит, по моему мнению, от подготовки высшего органа управления, его способности приспосабливаться к новым условиям. Ведь ход приватизации ничего качественно нового с точки зрения состава управленческого звена не преподнес. Остались те же органы управления, какие существовали во время плановой экономики. Структура экономики страны претерпела изменения, а предприятие по прежнему руководствуется старыми методами управления. Результатом этого стала потеря большей связи клиентов, нарушение ранее крепких связей, а отсюда — кризис неплатежеспособности. Инертность руководства привела к тому, что леспромхоз потерял выгодные делянки (сейчас вырубка идет практически за 100 километров от места переработки, и по качеству лес нельзя назвать отличным), близлежащие лесозаготовительные предприятия опередили в распределении лучших делянок, кроме того они пользуются дорогами, построенными настоящим предприятием. Кроме того, на предприятии нарушен принцип инициативы, упала заинтересованность в труде всех работников, начиная от директора предприятия, заканчивая простым разнорабочим.
Все это показывают представленных выше технико-экономических показатели.
3.2. Пути выходаС моей точки зрения, для выхода из кризиса необходимо принять уже сегодня следующие решения:
выявить подразделения которые висят мертвым грузом, и избавиться от них; в леспромхозе отсутствует отдел маркетинга — отсюда плохо развита реклама продукции, не достаточно широк круг клиентов, не выявлены потребности в ассортименте; мало внимание уделяется важнейшему компоненту рыночной экономики — качеству; отсюда малоконкурентный товар; практически нет никаких социальных приемов, вызывающих заинтересованность рабочих в труде ; слабо развита реклама продукции; необходимо постоянно выявлять новые возможности предприятия как в сфере производства новых товаров, так и в самой сфере производства; необходимо постоянно искать новое применение столь важному ресурсу лесу, ценность которого с экономической точки зрения не падает; необходимо искать и внедрять новые технологии в процесс лесозаготовки, лесопереработки а также в организацию труда.Я хочу предложить один из путей выхода из кризиса предприятия — создание отдела маркетинга в организационной системе управления предприятием. Это я считаю наиболее эффективным методом выхода и сложившегося положения.
Здесь должны решаться почти все вопросы, которые, с моей точки зрения не решаются по причине отсутствия важнейшего звена предприятия во время рыночной экономики.
4. Организация службы маркетинга 4.1. Определяющие факторы, выбор структурыФирма должна разработать такую структуру маркетинга, которая в состоянии взять на себя всю маркетинговую работу, включая планирование.
Существует много схем организации отдела маркетинга (функциональная, организация по географическому признаку, по товарному производству, по рыночному принципу и по товарно-рыночному принципу). Принципы построения определяются прежде всего отношением руководства предприятия к службе маркетинга, оценкой значимости и степенью использования маркетинговых исследований для организации управлением предприятия.
Определяющие факторы:
цели предприятия;Оптимальная структура и форма организации маркетинга зависит от различных факторов и условий ситуации в котором находится предприятие.
4.2. Функциональная организация маркетингаС моей точки зрения для АООТ "Волманский ЛПХ" наиболее подходит функциональная организация отдела маркетинга.
Функциональная организация отдела маркетинга является наиболее распространенной схемой. Здесь специалисты по маркетингу руководят разными видами (функциями) маркетинговой деятельности. Они подчиняются менеджеру по маркетингу, который координирует их работу.
Основным достоинствам функциональной организации является простота управления.
Функциональная организация означает, что маркетинг выступает как линия на ряду с другими функциями предприятия. Она предполагает стандартизацию управленческих процессов, четкое разграничение компетентности. Все это предполагает высокую эффективность этой организационной системы.
Как и всякая другая организационная структура функциональная имеет свои проблемы:
групповой эгоизм, трудность в координации; решение задач, выходимых за пределы компетенции линии передаются наверх, что влечет опасность чрезмерной централизации; сотрудники не всегда понимают конечную цель; недостаток мотивации.С точки зрения приспособленности к среде структура способна реагировать на количественные колебания спроса, но для решения более серьезных проблем не хватает координации. Поэтому эта структура больше подходит для предприятий с однородной производственной программой.
Таким образом, я решил изменить организационную структуру предприятия, введя туда функциональное подразделение ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА.
Это необходимо, так как я думаю, что этот шаг будет являться самым эффективным для выхода предприятия из кризиса (напомню, долг предприятия составляет 12000000000 рублей).
За последние годы АООТ "Волманский ЛПХ" превратился из высокорентабельного предприятия в должника. (Об этом уже говорилось выше, но упомянуть еще раз.) На это сказались в первую очередь, по моему мнению, субъективные причины, такие как нерасторопность генерального директора в рыночных условиях, и как следствие этого потеря практически всех ранее существовавших связей с выгодами клиентами, проигрыш другим близлежащим леспромхозам в распределении площадей выгодных делянок (как с точки зрения качества лесов, так и расстояния транспортировки), что безусловно сказывается на себестоимости продукции.
Кроме того, в управлении предприятием участвуют уже немолодые люди (люди старой закалки), для которых, возможно, даже не понятно что вся страна стремится к рыночной экономике и необходимо менять свои представления о деятельности предприятия.
На сегодняшний момент на предприятии существует отдел реализации и сбыта. Но этого для нормального функционирования в условиях рыночной конкуренции недостаточно. Хотя коммерческие усилия по сбыту продукции и играют свою роль в деятельности предприятия, но это лишь одна из функций маркетинга. Маркетинг сочетает в себе несколько видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд для решения целей организации. Управление маркетингом — это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей предприятия
4.3. Цели маркетинговой деятельностиЦель маркетинговой деятельности АООТ "Волманский ЛПХ" должна быть сведена к облегчению и стимулированию максимального потребления, которое в свою очередь создаст условия для максимального роста производства, занятости и богатства, так на данном этапе существования предприятия для него необходимо увеличить объем продаж. Этого можно усилить, если вся продукция будет максимально удовлетворять потребности покупателей.
Леспромхоз занимается, в основном, лесозаготовкой и лишь небольшая часть сил брошена на лесоперерабатывающее производство. Необходимо расширить эту деятельность, попытаться найти новые виды выпускаемой продукции, то есть обеспечить максимально возможное разнообразие товаров и предложить потребителю максимально широкий выбор, найти товары, которые максимально отвечают его вкусу.
Изменение будет происходить путем преобразования отдела реализации и сбыта в отдел маркетинга.
4.4. Создание отдела маркетингаОтдел службы рекламы и стимулирования сбыта содержит специалиста по основным формам и средствам рекламы, специалиста по проведению выставок, ярмарок, демонстрационных витрин и проведению торговых мероприятий.
Отдел планирования включает
информационно-исследовательскую группу, в которой: специалист по ЭВМ, специалист по исследованию рынка; группу по исследованию спроса, в которой: специалист по сбору и переработке информации и библиотечно-информационного обслуживания и коммерческой информации бюро планирования.Отдел сбыта содержит специалистов по оперативно-сбытовой работе.
5. Положение об отделе маркетингаПолучает: лимиты на горюче-смазочные и другие материалы, необходимые для работы отдела; лимитно-заборную карту на получение материалов; графики завоза материалов на предприятие.
Получает: заявки на горюче-смазочные и другие материалы, согласованные с транспортным отделом.
С планово-экономическим отделом.Получает: годовые, квартальные и месячные планы производства продукции; цены на выпускаемую продукцию; изменения цен; проекты цен на новую продукцию; методические материалы по вопросам планирования.
Представляет: на утверждение сметные калькуляции на работы и услуги, выполняемые отделом; сметы на содержание отдела; предложения по изменению цен, исходя из коньюктуры рынка и состояния спроса на данную продукцию; сведения об отгрузке продукции потребителям; сведения об остатках продукции на складах, сумме недопоставляемой по договорам продукции за отчетный месяц и нарастающим итогом с начала года; отчет о выполнении плана поставок с учетом заключенных договоров.
С бухгалтерией.Получает: бухгалтерские данные о движении, реализации и остатках готовой продукции за отчетный период для анализа и планирования; итоги инвентаризации готовой продукции; данные о наличие на складе готовой продукции в суммарном выражении на первое число каждого месяца; директивные и методические материалы по обеспечению правильного ведения бухгалтерского учета; сведения о командировочных расчетах; расчетные листы по заработной плате.
Представляет: товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним документы на отгрузку готовой продукции; ведомости на железнодорожный тариф; документы по командировкам специалистов.
С отделом кадров и отделом технического обучения.Получает: рекомендации по отбору и расстановке кадров; планы подготовки и повышения квалификации рабочих, специалистов и служащих.
Представляет: отчетность по вопросам движения, подбора, расстановки кадров; резерв на выдвижение на руководящие должности; заявки на потребность в кадрах; табели или другие документы учета рабочего времени; заявки на повышение квалификации работников предприятия.
С производственными цехамиПолучает: сведения о принятых мерах по устранению производственных дефектов; документы на взаимные расчеты.
Представляет: сведения о выявлении дефектов по вине цехов; заказы на ремонт (восстановление) узлов, агрегатов, машин; документы по взаимным расчетам.
С отделом организации труда и заработной платыПолучает: рекомендательные и руководящие материалы по организации оплаты труда и материального поощрения, соблюдению трудового законодательства; штатное расписание; положение о премировании; коллективный договор, график работы предприятия.
Представляет: предложения по совершенствованию организации оплаты труда , систем оплаты труда и материального поощрения, проектам штатных расписаний; необходимые данные и материалы для анализа организации труда и заработной платы.
6. Должностные инструкции
6.1. Менеджер по маркетингу
Общие положения
Менеджер по маркетингу обеспечивает координацию всех служб предприятия
и направляет их деятельность с учетом активного приспособления к изменяющимся
условиям требований рынка;
Менеджеру по маркетингу подчиняется отдел маркетинга;
Менеджер по маркетингу назначается на должность и освобождается от нее
генеральным директором предприятия в установленном порядке;
Менеджер по маркетингу должен иметь высшее экономическое или инженерно-экономическое
образование и стаж не менее 5 лет.;
Менеджер по маркетингу руководствуется в работе действующим законодательством
РФ, постановлениями и решениями Правительства, приказами генерального директора
предприятия, другими директивами и нормативными отраслевыми актами и настоящей
должностной инструкцией.
Права
Менеджер по маркетингу имеет право:
Требовать от подразделений предприятия представления материалов, необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела.Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на отдел задач и функций несет менеджер по маркетингу:
обеспечение комплексного подхода к управлению производством и реализацией продукции, ориентированному на удовлетворение нужд потребителей;Старший инженер по организации рекламы несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него настоящей инструкцией обязанностей.
6.3. Экономист по сбыту Общие положенияЭкономист по сбыту несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него настоящей инструкцией обязанностей.
6.4. Экономист по планированию и прогнозированию маркетинга Экономист непосредственно подчиняется начальнику бюро прогнозирования спроса и стратегии маркетинга.Экономист по прогнозированию и планированию маркетинга несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него настоящей должностной инструкцией обязанностей.
Подразделения службы маркетинга должны быть тесно взаимосвязаны между собой. Каждое из них решает свои задачи, направленные в конечном итоге на определение спроса, удовлетворение требований потребителей, обеспечение сбыта.
7. Комплекс маркетингаЛюбая фирма должна смотреть вперед, чтобы ясно сознавать, куда она хочет идти, и каким образом добраться до цели. Ей необходимо знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий.
Отправная точка маркетинговой деятельности — анализ рыночных возможностей. Он должен вскрыть ряд привлекательных с точки зрения фирмы рыночных возможностей. Каждая потребует более глубокого изучения, прежде чем на ней остановиться как на очередном целевом рынке. На следующем этапе проводят сегментирование рынка для выявления групп потребителей и нужд, которые фирма может удовлетворить наилучшим образом. Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга. Фирма может обслуживать один или несколько сегментов рынка. Применительно к каждому из них фирма должна решить какую именно позицию она хочет в нем занять. Ей следует изучить позиционирование на рынке товаров конкурентов, с точки зрения свойств, являющихся по мнению, потребителей наиболее важными. Кроме того, следует оценить объем спроса на возможные сочетания свойств товара.
Приняв решение о рыночном позиционировании, фирма должна разработать для его поддержания комплекс маркетинга. Комплекс маркетинга — это сочетание 4 составляющих: товара, цены, методов распространения и методов стимулирования. Необходимо принять решение об общей сумме ассигнований на маркетинг, о распределении этих ассигнований по основным составляющим комплекса маркетинга и в рамках каждой из этих составляющих.
Для выполнения маркетинговой работы необходимо создать 4 системы:
маркетинговой информации,Система планирования маркетинга включает в себя систему маркетингового и стратегического планирования.
Система стратегического планирования имеет основной целью создание крепкой фирмы, в которой есть по крайней мере несколько растущих производств, компенсирующих те, что, возможно, идут по нисходящей.
Многие фирмы не имеют официально пронятых планов.
Стратегическое планирование — это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Оно опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста.
Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача—обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.
Распределение ресурсов .Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
Адаптация к внешней среде . Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегическое планирование преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.
Внутренняя координация. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.
Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, больших или малых, является неотъемлемой частью управленческой деятельности.
Осознание организационных стратегий . Эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления.
Стратегия .представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.
Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. На личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации. На большинстве фирм с широким владением акциями подобной роскоши может не быть. В то время как глава корпорации, возможно, пожелает иметь частный реактивный самолет, особняки на обоих побережьях, роскошные кабинеты и тому подобное, насущным интересам организации эти привилегии наилучшим образом служить не могут.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими ,чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.
Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.
Планирование и успех организаций. Некоторые организации, как индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Так же как автомобиль с великолепной конструкцией двигателя не сможет двигаться, если он заправлен бензином низкого качества, так и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.
В рамках системы маркетингового планирования разрабатывают перспективные и годовые планы для каждого из конкретных производств, перед которыми уже поставлены задачи стратегического планирования.
План выпуска товара должен включать в себя разделы:
сводка контрольных показателей (помогает высшему руководству понять основную направленность плана); изложение текущей маркетинговой ситуации (в первом основном разделе плана необходимо дать описание характера целевого рынка и положения фирмы на рынке; при этом необходимо дать обзор основных товаров, конкурентов и каналов распределения); перечень опасностей и возможностей(цель — предвидеть важные события, которые могут повлиять на результат деятельности предприятия; маркетинговая возможность — привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором фирма может добиться конкретного преимущества); перечень задач и проблем (задачи формируются в виде целей, которых фирма стремиться достичь за период действия плана, очертив круг возникающих при этом проблем); стратегии маркетинга; программы действий (необходимо превратить в конкретную программу действий, дающие ответы на следующие вопросы: что будет сделано, когда, кто, сколько это будет стоить); бюджеты и порядок действия за выполнением намеченного.Последним этапом маркетинговой работы должна быть система маркетингового контроля.
Так как при осуществлении маркетинговой программы возникает множество неожиданностей, отделу маркетинга необходимо вести постоянный контроль за их выполнением. Системы маркетингового контроля необходимы для того, чтобы быть уверенным в эффективности деятельности фирмы.
Сам процесс маркетингового контроля неоднороден — выделяют 3 типа:
Контроль за выполнением годовых планов (заключается в том, что специалисты маркетинга сопоставляют текущие показатели с контрольными цифрами годового плана и при необходимости принимают меры к исправлению положения).Тип контроля | Основные ответственные за его проведение | Цели контроля | Примеры и методы контроля |
Контроль за выполнением годовых планов | Высшее руководство Руководство среднего звена | Убедиться в достижении намеченных результатов | Анализ возможностей сбыта Анализ доли рынка Анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом Наблюдение за отношением клиентов |
Контроль прибыльности | Контролер по маркетингу | Выяснить, на чем фирма зарабатывает деньги и на чем их теряет | Рентабельность в разбивке по товарам, территориям. Сегментам рынка, торговым каналам, объемам заказов |
Стратегический контроль | Высшее руководство Ревизор маркетинга | Выяснить, действительно ли фирма использует лучшие из имеющихся у нее маркетинговых возможностей и сколь эффективно она это делает | Ревизия маркетинга |
Одной из функций маркетинговой деятельности предприятия должна быть эффективная реклама, роль которой в эпоху рыночной конкуренции трудно переоценить. Реклама, как известно — двигатель торговли.
В ХОДЕ РАЗБОРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ и указании его слабых мест было указано, что АО практически игнорирует этим рыночным механизмом. И это является одной из причин (каждая причина, пусть даже самая мелкая в совокупности вносит свой вклад и из этого складывается целая проблема) того, что предприятие находится в глубоком кризисе
Реклама - это вид деятельности либо произведенная в ее результате продукция, целью которых является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории.
Особенности современного рекламного процессаДля понимания сущности рекламного процесса необходимо проанализировать его базовую технологию и разделить ее на отдельные элементы, позволяющие впоследствии рассмотреть взаимодействие участников этого процесса на различных стадиях и уровнях.
Принципиальная схема рекламного процесса состоит из четырех звеньев и выглядит следующим образом:
Характерной чертой современной рекламы является приобретение ею новой роли в результате вовлечения в процесс управления производственно-сбытовой деятельностью промышленных и сервисных фирм. Суть новой роли рекламы в том, что она стала неотъемлемой и активной частью комплексной системы маркетинга, уровень развития которой определяет качество и эффективность рекламно-информационной деятельности производителя и ее соответствие новым требованиям мирового рынка.
Резкое усложнение сбыта и обострение конкуренции. произошедшие в 70-х годах, привели к тому, что маркетинг стал фактором конкурентной борьбы, не менее важным, чем достижение превосходства на рынке путем внедрения технических новшеств или снижения себестоимости продукции. Реклама оказалась практически единственным инструментом воздействия на рынок.
9. ЗаключениеТаким образом, я решил принять управленческое решение — внедрение отдела маркетинга в АОА "Волманский леспромхоз", которое, по моему мнению, будет наиболее эффективным средством, способствующим выходу предприятия из сложившейся ситуации. В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом времени все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои индивидуальные потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.
Переоценить роль маркетинга трудно. В настоящее мнение у многих специалистов бытует мнение, что маркетинг становится передовой, ведущей функцией предприятия, вытесняя на второй план даже менеджмент.
Существуют рычаги рыночной экономики — спрос и предложение. Всегда бытовало мнение, что определяющим фактором было предложение, особенно в нашей стране, когда потребители были ограничены тем составом предложенных товаров, который предлагало правительство. Сейчас же, по моему мнению, на передовой план выходит спрос. Существует огромное количество предприятий, выпускающие разнообразную продукцию. И потребитель покупает тот товар, который наиболее полно соответствует его потребностям. А то, что его не удовлетворяет, так и остается лежать мертвым грузом на плечах предприятия. Все это и позволяет решить маркетинг, который сопоставляет возможности предприятия с потребностями покупателя.
Но необходимо помнить о таком свойстве маркетинга, как о действии через определенный временной интервал, то есть быстро ощутить эффективность маркетинговых усилий не представляется возможным.
10. Литература "Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции", М.: ОАО "издательство "экономика"", НОРМА 1997г.