ИНФЕРНАЛЬНЫЕ ЖЕНЩИНЫ В РОМАНАХ «ИДИОТ» И «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Введение
Тема «инфернальных женщин в литературе» очень актуальна в наше время, в нашей литературе и в нашем обществе. Первым, кто употребил термин инфернальная женщина в литературе, был Ф.М. Достоевский в романе «Идиот». Он ввел в свои произведения образ инфернальной женщины, по нашему мнению, из-за отношений с реальной женщиной – Апполинарией Сусловой, которая являлась его горькой и печальной любовью. При помощи введения этой темы в литературные произведения читатель может понять, кто такая инфернальная женщина. Исследуя эту тему, мы провели небольшой опрос на тему «знаете ли вы кто такая инфернальная женщина?». 70% респондентов ответили «нет», 15% – сомневались в своём ответе, лишь 15% ответили точно и правильно.
Ф.М. Достоевский – очень сложная фигура, как с исторической, так и с психологической точки зрения, и необходимо проводить различие не только между разными периодами его жизни и разными линиями его мировоззрения, но и разными уровнями его личности. Об этом свидетельствует Кровякова С.К. в своей работе о женщинах пленивших Достоевского: «По крайней мере, жил, хоть и страдал да жил!» [23].
В своих произведениях автор изображает инфернальных женщин. Даже если не знать четкого определения можно понять, кто же они. Особенно в образе Настасье Филипповне («Идиот») – это женщина очень сильна духовно, умна и хитра, красива и горда. Её жизнь полна страха, беспокойств, подлости и любви одного чистого и светлого человека – князя Мышкина, а так же страсти и влечения купца Парфена Рогожина. Её сила, ум и красота губят ее, и она погибает от ножа Рогожина. Без сомнения в её образе есть все черты инфернальной женщины.
Образ Сони Мармеладовой («Преступление и наказание») – это тоже образ инфернальной женщины, но её «инфернальность» проявляется совсем иначе. Она не жестока с людьми, Соня действительно жертва общества, она страдает и мучается, но так же она и бесконечно любит Родиона. Она проявляет силу духа, у неё есть вера и она помогает обрести веру Раскольникову. Но в отличие от Настасьи Филипповны, она обретает любовь и любовь взаимную на всю жизнь.
На примере двух романов «Идиот», «Преступление и наказание» Достоевского мы проанализировав образ инфернальных женщин, в каждом нашли разные качества. Одна более добра и нежна, но так же сильна и горда, другая напротив более жестка, горда, своенравна. Все потому, что обе героини живут в разном социальном положении, у них совершенно разные предпочтения и веры, у них совершенно разные жизни. Но у Сони есть вера и от того она так светла и добра, а у Настасьи Филипповны, нельзя сказать, что её нет, потому что роман не библейского мотива и редко упоминается имя Господа, но все же в жизни она отдает предпочтение «темным» силам и лицам, таким как Рогожин.
Эти два образа не сравнимы и каждая по-своему прекрасна, но одно общее у них есть – это инфернальность.
Противопоставлением инфернальным женщинам Достоевского является Соня из повести Л. Улицкой «Сонечка». Эту робкую барышню совершенно нельзя сравнивать с Настасьей Филипповной или Соней Мармеладовой. Её образ противоположный, совершенно иной, в ней нет того душевного огня как в героинях Достоевского. Она проста, добра, великодушна, в ней нет гордости.
Достоевский первым ввел в литературное произведение образ инфернальной женщины, никому еще не удавалось показать такую же красоту женщины и гордость как у Настасьи Филипповны, такой доброты и милосердия как у Сонечки Мармеладовой. Все потому, что в жизни самого автора были лишь роковые женщины, его любовь ни к одной из них не была проста и легка, каждая приносила ему страдания, кроме последней его любимой женщины, образ которой Достоевский отразил в Сонечке Мармеладовой.
Актуальность нашей работе состоит в необходимости комплексного исследования образа инфернальной женщины в русской литературе как интересного и необычного изображения сильных, красивых и роковых представительниц прекрасного пола. В каждом произведении натура инфернальной женщины раскрывается своеобразно: в одних это образ сильной и красивой женщины, в других – простой и обычной.
Цель исследования – раскрытие этого понятие на примере романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание». Для выполнения поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
выявить специфику раскрытия образа инфернальной женщины Ф.М. Достоевским;
установить признаки этого образа в литературе;
проанализировать автобиографическое влияние на создание литературного образа;
сравнить образ инфернальной женщины в произведениях Федора Достоевского и Людмилы Улицкой;
Научная новизна состоит в том, что впервые производится анализ этого образа у таких представителей русской литературы, как Ф.М. Достоевский и Л. Улицкая.
Объект исследования – романы Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание» и повесть Л. Улицкой «Сонечка». Работа поможет раскрыть образ инфернальной женщины. На примере произведений Достоевского можно более наглядно увидеть и понять читателю, кто такая эта женщина и как её образ показывает автор. На материале повести Л. Улицкой – наоборот показать не инфернальных женщин, а простых барышень.
Предметом работы является образ инфернальной женщины в русской литературе. Читатель должен понимать, о ком идет речь в романе, что это за героиня, как можно оправдать её негативный поступок, как можно понять её натуру и душу. Не зная, что это за персонаж и как можно назвать такого человека, невозможно правильно раскрыть тему произведения, понять, что хотел показать автор и для чего ввел в произведение этого героя.
Структура и объем научной работы обусловлены поставленными задачами. Она состоит из введения, двух разделов, выводов и списка использованных источников. Общий объем – 35 страниц, список литературы насчитывает 40 источников.
1. Значение образа «инфернальной женщины» в литературе
Тема «инфернальная женщина в литературе» очень актуальна, ведь сегодняшние представительницы прекрасного пола мало изменились с доисторических времен. Наше общество наполнено такими женщинами и они повсюду. В толковом словаре значение слова инфернальный объясняется так: «инферн'альный, инфернальная, инфернальное (лат. infernalis) (книжн. ·устар.). Находящийся в аду, происходящий в аду, адский. Инфернальный огонь. Инфернальные муки. Одержимый бурными страстями, демонический. «Это тоже инфернальная душа и великого гнева женщина» (Достоевский)» [36].
У каждой женщины есть свой внутренний магнит, у одной он положительный, у другой – отрицательный. Даже у тургеневских девушек, если поискать, можно обнаружить – отрицательные, негативные и демонические качества. В этом нет ничего ужасного, скорее даже наоборот. Демоничность – источник женской таинственности, непредсказуемости, непоследовательности. Гораздо больше тех, у кого слaбaя светлая энергия и гораздо меньше демоничности в характере. Это – кроткие создaния. Другое дело – инфернальная женщина. В ней нет здоровой светлой энергии, но в ней так много демоничности, непредсказуемости. Обладательницам такого магнетизма вы постоянно зaдaете вопрос, ломая голову: «С чего бы это?» Но это не взбaлмошность, эгоцентризм или истероидность. Это – стиль жизни, в которой все перечисленные подробности каждый раз складываются в непредсказуемую мозаику, что порой и зовется женским умом. Инфернальные женщины живут своей демоничностью так, что она засасывает мужчину с головой, и он погружается в неведомый мир женской натуры.
В русской литературе есть немало примеров, когда писатель вводит в своей произведение образ такой женщины, которая всегда чем-нибудь интереснa. Достоевский нaписaл целую гaлерею инфернaльных женщин, Розaнов – книги о смысле любви, Мaяковский – зaмечaтельную лирику, Пушкин – книги и лирику о любви, своих увлечениях, женщинах которые пленили его сердце и рассудок.
Такая женщина притягивает к себе мужчину тем, что с ней не соскучишься, ее женский ум считается умом, невменяемость – творческой оригинaльностью. Она чувствительнa, но бессердечнa, чaсто блистaтельнa, но безусловно злa. Подобная женщина – одно из нaиболее ярких проявлений человеческого несовершенствa. Почему несовершенства? Да потому, что это женщина совершенно непредсказуема, невозможно предугадать, что же она ответит, что она сделает или что подумает. Это женщина – загадка. Она не совершенна, так как жестока и отчаянна. Разве можно назвать женщину совершенной, если она груба, жестока, черства, непредсказуема, но при всем этом у неё есть только два достоинства – это, безусловно, её красота и гордость. Нигде и никогда невозможно встретить в женской натуре более гордой и своенравной женщины, более себялюбивой и непредсказуемой.
Моя работа направлена на раскрытие инфернальности женщин как с положительной так и с отрицательной стороны этого понятия. Каждый человек выбирает для себя свой стиль жизни, и живет, так как ему комфортнее, так как позволяют его жизненные правила, как позволяет его мораль. Хорошо быть морально сильным человеком, особенно женщине, хорошо быть непоколебимой и уверенной, ведь – это добавляет силы, стойкости, мудрости и уверенности, но все должно быть в меру, не нужно из-за этого становиться жестокой, излишне грубой и черствой, как «сухарь».
Недостаток инфернальности именно в том, что в такой женщине этого всего излишне и это портит и отравляет ей жизни. Очень часто жизнь подобных женщин заканчивается роковым исходом событий. Я сделала это заключение, прочитав и проанализировав роман Достоевского «Идиот».
Но что же делать с инфернальной женщиной, у которой сильная натура, есть вера и она умеет любить, прощать и доверять? Такая женщина сочетает в себе эти качества, и применяет свою силу в добрых поступках. Помогать людям и давать им веру в то, что все в их жизни будет иначе и лучше, что им просто нужно иметь веру: в Бога или в себя и свои собственные силы. Безусловно, такие женщины тоже ошибаются и совершают опрометчивые поступки, на короткое время, отчаявшись в жизни.
Ярким примером является Сонечка Мармеладова в романе «Преступление и наказание». Оступившись, она пошла по «желтому билету». Но вскоре, «открыв глаза» и посмотрев иначе на жизнь, найдя свою любовь и добившись своего счастья через всякие преграды и трудности, она совершенно меняется, не потеряв при всем этом веры в Бога. Она не сломалась и осталась такой же сильной и красивой женщиной.
Такая женщина почти совершенна. Но в мире не бывает совершенных людей, и Сонечка также не может быть абсолютно совершенной, то есть идеалом. Но её в основном положительные черты, делают её очень хорошей, доброй, сильной женщиной.
Этaлоном русской инфернальной женщины можно считaть Полину Суслову, «нaпившуюся крови у Достоевского» и зaтем бросившую его рaди испaнского студентa. Позже, стaв женой молодого еще философa Вaсилия Розaновa, онa измотaлa его и выбросилa вон, a когдa тот в письмaх молил о пощaде, выговaривaлa ему, что «брошенных мужчин в России – тысячи, и они не воют, a он, подлец, воет кaк волк» [28].
Женщина гораздо больше подвержена «отчаянию уходящего времени», потому она и страдает гораздо больше мужчины. Но разве позволяет женщина своим мукам от этого страдания проступить наружу? Нет, как правило, мы этого не видим – женщина как никто другой умеет скрывать истинное положение дел, симулировать и прятать под покрывалом лжи убогую реальность. Женщина и является гораздо более сильным существом, нежели мужчина. Но эта «сила» парадоксальным образом следует из её пассивности. Эта женская сила и есть – инфернальность.
1.1 Соня Мармеладова – образ инфернальной женщины в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
Ярким образом инфернальной женщины в романе Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, для которой нет жизненных правил, нет жизненных границ, нет общественных правил. Её жизнь сопровождается желтым цветом. Человек, которого она любит, – убийца, но со своими, необычными и очень непохожими на других, взглядами на жизнь. Не смотря на то, что Сонечка Мармеладова пошла по «желтому билету» она во многом олицетворяет Богоматерь с младенцем, где младенцем является – Раскольников.
Раскрытию образа Сони Мармеладовой способствует анализ портрета героини. При помощи портрета – мы можем определить мысли героини, при помощи описания внешности или одежды – мы определяем её особенности характера, манеры поведения. Прежде всего, нужно обратить внимание на одежду Сони. На ней надет бурнус (это «накидка и верхняя одежда разного вида, мужская и женская, будто по образу арабскому, с широкими рукавами»). Для того, чтобы изобразить традиционную одежду Марии – мафорий (одежда палестинских замужних женщин), более всего подходит бурнус, бывший к тому времени достаточно распространенным видом одежды. Зеленый платок – вообще, зелёный цвет как цвет зеленой жизни, напрямую связан с образом Богоматери, Молельницы и Предстательницы перед Господом за человека и землю, за всякую земную тварь. Например, знаменитая икона «О тебе радуется» происходящая из мастерской Дионисия (находящаяся сейчас в Третьяковской галерее) изображает сидящую на престоле Богоматерь в Славе, окруженную расходящимися от престола кругами синего и зеленого цвета. Если вспомнить почти бесцветные, мягкие, пушистые волосы Сони, то ими вполне прорисовывается нимб – на иконах – сияние в виде небольшого круга над головой Бога и святых; символ святости, божественности. Тогда зеленый платок может изображать «Славу». Почти все изображают Богоматерь в ярко-зеленом платке.
Соня, несомненно, очень сильная женщина, её решение пойти по «желтому билету» не сломило её души, чувств, её жизненных ценностей, она осталась той же милой, нежной, доброй, робкой и понимающей девушкой. Её любовь творит чудеса с Родионом, он восхищается и гневается на неё одновременно. Ему жаль, что такая сильная личность как Соня стала проституткой, что она поступила не по своим принципам, что она поступила безнравственно, но такова жизнь… С одной стороны – отчаянное решение Сони Мармеладовой пойти по «желтому билету», её желание помочь своей семье, с другой – невозможность заработать себе на жизнь честным трудом. Героиня находится в самом безысходном положении, когда даже самоубийство – непозволительная роскошь. Но при этом почему-то забываются очень важные для понимания причин «преступления» Сони слова Раскольникова: «…тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас, что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама, что никому ты этим не помогаешь и никого не от чего не спасаешь» [19, гл. 4, ч. 4, с. 299].
Соня, конечно же, никого не может спасти. В этом-то и причина её поступка. Ненасытимое сострадание – вот что позволяет переступить её через себя. По сути, её жертва – христианская. Кого спас Христос, позволив распять себя на кресте? Формально никого. В образе Сони и заключена эта идея Христа. Мотив её поступка – не в желании спасти близких, а в невозможности их спасти. Она не может им помочь, и она не может спокойно наблюдать их страдания, она лишь может взять на себя еще большее страдание, чем они. Но именно Соня одарена той духовной силой, которая помогает ей, живя во зле, пребывать в добре и нести добро другим. Дает ей эту силу вера в Бога. Соня нечасто посещает церковь – ей неловко. Но она глубоко верует в Бога, а значит – и в высшую справедливость и чудо, которые изменят её жизнь; она верует в воскресение Лазаря, ибо без этого не будет надежды и веры в собственное воскресение. Зная мотив, мы можем осуждать или оправдывать поступок героини. Мотив помогает нам понять намерение персонажа, его мысли, его чувства.
Для Сони нет общественных правил, она ведет себя против общепринятых правил. Она не похожа на окружающих, она делает всегда, так как ей велит её сердце, особенно по отношению к Раскольникову. Она любит этого человека, она на все ради него готова, Сонечка хочет помочь ему «переродится», она всегда рядом, даже если Родион её отталкивает. Ведь не каждую женщину «с желтым билетом» можно сравнить с Богоматерью, далеко не каждая полюбит убийцу и поможет ему «родиться заново», а Соня поступает именно так.
Её образ требует восхищения – она смогла своей любовью изменить человеческую душу. Соня не боится упреков окружающих: «Соня робкая от природы, и прежде всего знала, что её легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть всякий мог, почти безнаказанно» [19, гл. 5, ч. 3, с. 372]. И все равно она не показывает свой страх. В жизни она «играет в игру без правил» и она выигрывает, получая самое главное в жизни – любовь. Она перерождается вместе с Раскольниковым, только она – очищается от грязи «желтого билета».
В конце романа не написано как стали дальше жить Родион с Соней, ведь его ссылка закончится, и нужно будет начинать жить по-новому, но Сонечка так сильно любила Раскольникова, что её любовь сможет победить все трудности. После признания Раскольников «…смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было её любви…» [19, гл. 5, ч. 3, с. 387]. Какая же это любовь? Сострадательная, милосердная, христианская, видящая в нем, отступившемся, – человека, любовь, которая приведет Соню на каторгу для его спасения. Любовь – молчаливая, ненавязчивая, не требующая ответа. Не имея возможности во время болезни (эпилог) посещать Раскольникова, Соня часто приходила под окна госпиталя, «чтобы постоять во дворе минутку и хоть издали посмотреть на окна палаты» [19, эпилог, ч. 2, с. 496]. Её любовь сотворила чудо.
Любовь делает женщину необыкновенно сильной, она предает её уверенность, дарит ей крылья, толкает женщину на необыкновенные поступки, делает её необыкновенно женственной и прелестной, нежной и цветущей, но в тоже время, делая женщину ранимой и уязвимой лишь со стороны своего избранника. Именно поэтому и решет Соня отправиться вслед за Родионом, забыть обо всем на свете и быть рядом со своим любимым, а самое главное ждать и верить, когда он сможет так же сильно полюбит её. Именно вера помогла ей и дала силы.
Образ Сони прочитывается двояко: Согласно первой, традиционной, трактовке, в героине воплощены христианские идеи. По трактовке, данной В.Я. Кирпотиным она является носительницей народной нравственности. В Соне воплощен народный характер в его неразвитой «детской» стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме – в сторону юродивой.
Соня Мармеладова – это образ сильной и решительной, нежной и уязвимой, умной и несчастной женщины. Это образ, который учит быть не похожим на других людей, не подчиняться влиянию общества, не бояться любить и следовать за своим любимым, а самое главное иметь веру, пусть не в Бога, но в жизни обязательно нужно верить, в то, что приносит тебе силы.
По нашему мнению, можно предположить, что последняя жена Достоевского – Анна Григорьевна Сниткина – это прототип Сонечки Мармеладовой. Они похожи тем, что Анна Григорьевна так же долго ждала любви и взаимной симпатии от Достоевского, как Соня от Раскольникова. Их жизни совершенно разные, но их желание любить и помогать своему любимому человеку настолько сильно, что оно побеждает все, и Сонин «желтый билет» (в романе) и огромную разницу в возрасте у Анны и Достоевского (в реальной жизни). Конечно, они не сравнимы, но в них есть одно общее человеческое качество и одно сильнейшее чувство – это помощь и любовь. При чем именно в таком расположении помощь – любовь. Ведь у них была не «любовь с первого взгляда», а именно сначала понимание человека, затем помощь, а уж потом любовь.
В. Кожинов считает, что: «Достоевский – психологический романист, и главное его средство выражения – анализ. В этом он близнец и зеркальное отражение Толстого. Но и предмет, и метод его анализа совершенно иные, чем у Толстого. Толстой разбирает душу в ее жизненных аспектах; он изучает физиологическую основу мышления, подсознательную работу человеческой воли. Достоевский действует именно в тех психических областях, где мысль и воля находятся в постоянном контакте с высшими духовными сущностями, где поток обычного опыта постоянно разбивается о последние и абсолютные ценности и где никогда не стихает ветер духа. Интересно сравнить, как Толстой и Достоевский разбирают одно и то же чувство – чувство мучительной неловкости. Оба от него страдали. Но у Толстого это чисто социальное ощущение, сознание невыгодного впечатления, которое производит внешний вид человека и его поведение на тех, кому он хотел бы понравиться. У Достоевского же муки неловкости – это муки конечной и абсолютной ценности человеческой личности, раненой, непризнанной и униженной другими человеческими личностями. Поэтому жестокость Достоевского находит в анализе раненого и страждущего человеческого достоинства особенно широкое поле деятельности. У Толстого муки самосознания или имеют социальный характер, или перестают действовать; у Достоевского самосознание метафизично и религиозно и исчезнуть не может никогда».
Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что у Сонечки муки неловкости перед Раскольниковым настолько сильны, что она порой теряется, боится с ним заговорить. Не оттого, что боится его (из-за совершенного ним преступления), напротив ей безумно стыдно за свои согрешения: перед Господом, перед самой собой, перед её семьёй. Соне стыдно перед Родионом: «…она всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялся, что он оттолкнет её…» [эпилог, ч. 2, с. 497]. Она понимает, что никогда не сможет избавиться от своего позора. Это очень мучает её. Но, несмотря на свои муки, она все равно находит силы и помогает Раскольникову, она, прежде всего, видит в нем человека, а не убийцу, она не боится его, напротив, он вызывает у неё сострадание, он не верует в Бога, она не боится и этого. Более того, её сильная и крепкая вера помогает ей и дает силы на то, чтобы выдержать его резкость, равнодушие к ней, не любовь, грубость, не верее. И вскоре она получает самый ценный подарок в своей жизни: его любовь, его расположение, его веру: «Он плакал и обнимал её колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо её помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах её засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для неё уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит её, и что наступила, наконец, эта минута» [19, эпилог, ч. 2, с. 497]. У него появляется вера в воскрешение души человека, он читает Евангелие (воскрешение Лазаря) и в его мире всё меняется. Он находит спокойствие, мир в душе, преданную, красивую, сильную и в тоже время нежную любовь Сонечки Мармеладовой.
Восемнадцатилетняя девушка спасла душу Раскольникова, только теперь это была теперь не просто девушка Соня, а его идеал, его любовь, вся его жизнь.
Нельзя не согласиться с утверждением О.В. Глажинской, которая считает Соню «выразительницей православных воззрений Достоевского, можно – просто «добрым Ангелом» и спасительницей Раскольникова. Соня учит жить «не всяко, но в духе»: любить людей такими, каковы они есть, и прощать их, видеть в каждом человеке творение Божие и доверять им; понимать то, что, живя так, человек не только внутренне изменяется сам, но и светом своей любви преображает всё вокруг». Сам Достоевский писал о том, что для него «нравственный образец и идеал один». Н. Бердяев это подтверждает: «Для него человек не только психологическое, но и духовное существо» [34].
«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» [19, гл. 4, ч. 1, с. 59]. Она всегда будет «вечной», потому что инфернальные женщины остаются в истории литературы, как воплощение роковой красоты, силы духа, ума, таких женщин мало. Это женщины с «большой буквы» и не важно социальное положение в обществе, ремесло, которым зарабатывают на хлеб, главное то, что в душе, в сердце, то, что не может разглядеть каждый.
1.2 Настасья Филипповна – образ инфернальной женщины в романе «Идиот» Ф.М. Достоевского
Еще одна героиня Достоевского – Настасья Филипповна – роковая, гордая, инфернальная женщина в романе «Идиот». Образ этой героини взят с первой жены Достоевского Марьи Дмитриевны, он как будто «списал» её на бумагу, отобразив все её черты характера, поведения, внешность. История любви Достоевского с Марьей Дмитриевной похожа на историю Рогожина и Настасьи Филипповны, такая же тяжелая, неравная, любовь со страданиями и мучениями.
«Он в нее влюбился без памяти – ее сострадание, участие и легкую игру от скуки и безнадежности принял за взаимное чувство. Достоевский овеял ее всеми чарами неудовлетворенных желаний, эротических фантазий и романтических иллюзий, накопленных за годы вынужденного воздержания. Кроме того, она страдала, а чувствительность к чужому горю всегда подогревала его страсть. Очень скоро их связь переросла в сильную привязанность. Тут бы и пожениться, но экзальтированная Марья Дмитриевна начала испытывать чувства «на прочность». Она писала Достоевскому то истерически ненавидящие письма, то страстно любовные. Его эта игра убивала, ведь он любил со всей силой и страстью запоздалой первой настоящей любви. Достоевский был на грани безумия. Мучился он, мучилась она» [34] (В. Кожинов).
История очень похожа на историю героев романа.
Настасья Филипповна – это весьма сложная и непростая натура. Она несчастна, много страдала, никогда никого не любила, очень любила себя, сильная, ей роковая красота и поразительный ум, и хитрость – это «яд» для мужчин знавших её, да и для женщин тоже. В её присутствии в обществе ни одна женщина не сияла так же ярко, ни была так величественна, ни одна не могла заставить молчать, только взглянув своим испепеляющим взглядом.
«Ею движет «бесовская гордость», не дающая принять сострадание Мышкина. Поэтому и не может состояться гуманистическое «воскресение» Настасьи Филипповны, ее «возвращение» к «образу чистой красоты» (каковым она, по-видимому, никогда и не являлась)». (из статьи Л.Н. Смирновой «Мир красотой спасётся»). В одной из последних сцен романа, перед несостоявшимся венчанием героини с князем, собравшуюся дома толпу поражает ее «инфернальная», демоническая красота: она вышла «бледная, как платок; но большие черные глаза ее сверкали…, как раскаленные угли» [20, ч. 4, с. 569]. При завязке романного действия, глядя на портрет Настасьи Филипповны и дивуясь ее ослепительной красоте, князь Мышкин восклицает: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено!» [20, ч. 1, с. 36]. Ведь «сладостная мечта», о которой говорил Пушкин в своем «Рыцаре бедном», в представлении героев романа, той же Аглаи, – это «восстановить и воскресить человека».
Именно с такой целью Мышкин предлагает свою руку Настасье Филипповне в первый же день знакомства. Гуманистическая «истина», соединяясь с прекрасной внешностью и добром, воссоздаст в бывшей куртизанке «образ чистой красоты».
Красота телесная в сочетании с красотой нравственной «спасет мир», потому что, как писал Достоевский еще в статье 1861 года, она «присуща всему здоровому», является «необходимой потребностью организма человеческого» [30]. Но все складывается не так, как первоначально задумывал автор «Идиота». В романе появляется «гениальная фигура» Лебедева, мелкого дельца мошенника, интригана и в то же время глубочайшего философа парадоксалиста, толкователя Апокалипсиса. Именно он высказывает ключевые для дальнейшего понимания главных образов «Идиота» мысли: «…закон саморазрушения и закон самосохранения одинаково сильны в человечестве» [20, ч. 2, с. 278], «дьявол… владычествует человечеством до предела времен, еще нам неизвестного» [20, ч. 2, с. 280], «ослабели,… помутились источники жизни» в «наш век пароходов и железных дорог» [20, ч. 3, с. 354].
Из сюжета становится очевидным, что в судьбе Настасьи Филипповны действует «закон саморазрушения»; в её лице красота не спешит сочетаться с истиной и добром, хотя имеет все возможности для этого.
Во-первых, при ближайшем рассмотрении трудно назвать героиню жертвой социальной несправедливости: в 1860-е годы в образованных кругах России буквально процветал культ свободной в выборе любимого человека женщины, жениться на которой считалось «передовым» поступком. Кроме того, героиня вполне могла бы отказаться от роскошной жизни на средства влюбленных богачей, если уж так тяготилась своей «продажностью», и жить самостоятельно, скромной трудовой жизнью. Зло, но, по сути, справедливо бросает ей Аглая: «Захотела быть честною, так в прачки бы шла» [20, ч. 4, с. 547].
Наконец, еще в начале произведения у нее появляется возможность выйти замуж за только что получившего огромное наследство князя Мышкина, горящего желанием искупить ее прошлые страдания искренним уважением и преданной любовью. Однако Настасья Филипповна уезжает с купцом Рогожиным, а затем в течение всего романного действия, мечется между обоими героями, доводя их до умопомрачения.
Прекрасно понимая, что собственническая страсть Рогожина грозит ей гибелью, она, тем не менее, в очередной раз убегает в подвенечном платье от Мышкина и практически сознательно идет под нож измученного ревностью Парфена.
Сострадание бессильно по отношению к Настасье Филипповне. Христианство не может быть сведено к одной «жалости»: Мышкин не «воскресил» героиню ни духовно, ни социально. В мире, лежащем во зле, даже «положительно прекрасный человек» своими силами не способен «спасти» другого человека, не может противостоять дьяволу без Божьей поддержки. Тяга Мышкина к Настасье Филипповне ощущается «как влечение к какому-то жалкому и больному ребенку, которого трудно и даже невозможно оставить на свою волю», и он её «любит не любовью, а жалостью» Его выбор между Аглаей и Настасьей Филипповной был предопределен так: «Ведь она такая несчастная. Незнакомые ей до сих пор человечность и бескорыстие способствует нравственному сдвигу в ожесточенной душе» [30].
У Настасьи Филипповны нет веры, она постоянно скитается, как будто она не хочет принимать ни от кого помощи, как будто она сама ищет смерти, как будто она хочет мучаться и совершенно не ценит то, что ради неё делали люди вокруг. Она не находит спасения с Рогожиным, наоборот с ним она находит только свою смерть.
Она всегда смеётся над тем, когда князь Мышкин говорит ей о том, что она как чистый ангел, как ребенок, что она женщина, которая очень страдает, но никому это не показывает и скрывается под маской своей, бесспорно, ни с чем не сравнимой красоты. Ей не верится в наивность этого человека, она не может поверить и в то, что кто-то может любить её без всех её драгоценностей, денег, красивых нарядов, пышных приемов, а ведь так и есть, на балу она отказывается от своего покровителя и бросает всё, и что? Никто кроме Мышкина не берет её замуж, никто даже и подумать об этом не может, все её друзья видят в ней лишь предмет забавы, они не воспринимают её как сильную и решительную женщину. Её жизнь не интересна, ей не нужны деньги для счастья, она и сама не знает, что ей нужно, ведь у неё был и князь, который любил её и уважал, ценил и дорожил ей, предлагал ей свою помощь, хотел, чтобы она начала жить заново, спокойно, без унижения, страдания. У неё был Парфен Рогожин. Его же любовь напротив была похожа больше на болезнь, на влечение, на страсть. Всех этих мужчин она мучает, как будто она скитается от желания жить к смерти. В итоге Рогожин облегчает ей выбор в не самую лучшую сторону, хотя если учесть, сколько времени провела она с Парфеном и сколько с Мышкиным, можно сделать вывод, что она больше искала смерти, так как сама знала, что он убьет её.
«Ангел» – как считал Мышкин, не оправдал себя в его глазах, он рассчитывал на её благоразумие, на её здравый разум, но все оказалось тщетно. Настасья Филипповна – это так же образ неприступной женщины, образ инфернальной и роковой, весьма красивой, образованной и тщеславной. Она всегда спокойна, никогда не кричит, её колкий взгляд пронзает и от него делается холодно и страшно одновременно. Она очень горда, её нрав похож на огонь, который от одной искры спички поджигается, а погаснуть может только тогда, когда окончательно прогорит. Мнение её окружения совершенно её не волнует, она не задумывается о том, что может быть не права в своих решениях в некоторых сцена она похожа на безумную, она внушает даже страх, панику, особенно в первой части книги, когда Рогожин предложил ей сто тысяч рублей и сбежать с ним в Екатерингоф, она как безумная сбежала с ним. Забыла она и про свою прежнюю жизнь и всех друзей и прежние увлечения, а всё потому, что эта женщина любит Мышкина, но она настолько боится впустить его в свою «странную» жизнь, что бежит не от людей, а именно от любви к нему. Настасья Филипповна хотела бы выйти за него замуж, но всю свою оставшуюся жизнь она будет скитаться между этим желанием и Рогожиным, а именно страхом перед этим человеком.
Страдания измучили её, хотя она никогда не страдала от чувства голода, от холода, от нищеты, её муки всегда были моральными. Она ненавидела своего попечителя, ненавидела жизнь, которую ей подарили, она не хотела быть всю жизнь должной этому человеку за своё долговременное содержание – от того и мучалась, очень мучалась. Она не чувствовала свободы, хотя пленницей никогда не была, но вечные попытки выдать её замуж по расчету измучили её. У неё не было больше сил бороться с этим не справедливым, злым, бездушным миром. Но у «мира» получилось изменить её и ей, что бы выжить пришлось привыкнуть к жестокости, похоти, грубости, она отвыкла от нормальных человеческих отношений:
Добрых и ласковых, теплых и заботливых, а князь Мышкин именно такую жизнь и хотел ей предложить. Но Настасья Филипповна настолько привыкла к подлости и расчетливости, что не поверила сразу его словам, не подумав, что в мире остался ещё один идиот, который был чист и душой и телом, добр и умел любить простую девушку без богатств, положения в обществе. Вымотана постоянному расчету и лицемерию, она удивляется такому необычному человеку.
Полюбив его, она проявляет своё самое лучшее качество, она не бросается к нему в объятия, она гордо и грубо ему отказывает, так чтоб уж точно у него ни осталось, ни одной надежды, поступает тем самым очень благородно, ведь она знает, что счастливыми им не быть, уж слишком разные они люди. С одной стороны она очень груба и резка с князем, но в это время ею движет только одно желание – спасти его от неё же самой и никто кроме неё не в силах это сделать. От того она и уезжает с Рогожиным. И вскоре находит то, что так давно искала, но боялась в этом признаться, постоянно убегая, но вскоре все равно возвращаясь к человеку который, она прекрасно знала, что погубит её. Только истинно сильная женщина способна отречься от своей любви во имя спасения жизни своего любимого, для того чтобы не погубить его жизнь и не запятнать его чистое имя.
2.Образ Сони в повести Л. Улицкой «Сонечка»
Все женщины-героини произведений Ф.М. Достоевского чем-то похожи друг на друга. Но в каждом последующем произведении гениальный писатель дополняет новыми чертами уже известные нам образы. В русской литературе есть образы женщин, которые резко противопоставляются героиням Ф.М. Достоевского.
По нашему мнению, целесообразным будет анализ образа Сонечки, главной героини в одноименной повести Л. Улицкой. Ее нельзя назвать инфернальной, поскольку таковой является сильная и своенравная женщина, поступающая против правил. В повести Л. Улицкой Сонечка – порядочная барышня из не очень богатой, но благополучной семьи. Эта девушка очень скучна в общении, она любит читать и весьма приземленная, она рано вышла замуж и перестала поступать по собственным желаниям, её мысли подвластны её мужу Роберту Викторовичу. Сонечка – образ любящей жены и матери, жертвующей собой ради близких людей, но судьбу её нельзя назвать несчастной, как судьбу Сони Мармеладовой или Настасьи Филипповны. Героине Л. Улицкой выпало пережить нелюбовь дочери, а вскоре и мужа, но, не смотря на это, она осталась доброй, умной, барышней. Она человек простой и как у каждого у неё есть свои недостатки. Соня – женщина безрассудная и легкомысленная, она хочет быть похожа на барышень из её романов. У неё совершенно нет чувства достоинства. В ней нет загадочности, таинственности, которые должны быть присущи женщине, она же наоборот, как белый лист, – вся видна и открыта. Она привлекательная женщина, могла остаться работать в библиотеке и встретить другого более ей подходящего мужчину, но нет, почему же женщина так безрассудно бросается в порывы чувств, совершенно не осознавая, что это не настоящее и совсем не то, что ей нужно в жизни?!
Ответ закрыт глубоко в её сердце – она всегда была девушкой обычной, и из мужчин на неё особого внимания никто не обращал. Хотя в тексте об этом не упоминается, но можно предположить, ведь при первой встрече с Робертом в ней нет четкой линии поведения, она словно цветок, то откроется, то снова уйдет в себя. Роберт Викторович полюбил её такой, какой она была. Он видел в ней безропотного «человечка», который всю жизнь будет с ним. Предложив ей выйти за него замуж, она, не раздумывая, согласилась, при этом совершенно его не зная. Именно с этого момента в произведении Сонечка забывает о том, что она женщина, что в ней должно быть уважение к себе. На протяжении всей жизни она прощала мужу, а потом и дочери, все обиды, оскорбления, неуважение и даже смогла простить мужу измену, хотя тот позорным образом умер в постели с Ясечкой. Даже после этого Соня по-прежнему любит и уважает Роберта Викторовича, её поведение можно назвать благородным, она женщина, которая умеет прощать и не держать ни на кого зла, женщина, которая умеет делать добро бескорыстно, всегда поступает невероятно благородно. Но в этой женщине нет никакого уважения к себе. Это её единственный недостаток, но он самый ужасный для любой женщины. Женщина, в которой нет гордости, чести, любви к себе, уважения к себе – это женщина, которая совершенно себя не ценит. Она не в праве называться настоящей женщиной, ведь не зря про сильных женщин пишут романы, они входят в историю, они меняют судьбы других людей, они помогают перерождаться; при всех своих замечательных качествах и поступках они могут быть хитры, властолюбивы, эгоистичны, грубы и жестоки. В основном так оно и есть, истинная женщина, никогда не будет простой и домашней всю жизнь, она не сможет выполнять обыденную домашнюю работу постоянно. Женщина должна быть интересной она должна украшать мир, она должна быть горда, любима постоянно.
Нельзя сказать, что в образе героини наблюдаются эти качества, как раз она проста и несчастна в жизни. Её поступки глупы и не обдуманны. Образ инфернальной женщины ей совершенно не подходит. Скорее она спокойная, миролюбивая, всепрощающая барышня, но весьма благородная.
Она после такого жестокого обмана мужа его прощает и совершенно не держит на него зла, Ясечку она берет к себе на попечительство (у неё нет никого, кроме Сони). Сонечка невероятно добра, но она не интересна и оттого, как только она чуть-чуть состарилась и потеряла некоторую часть своей красоты, именно некоторую, потому что женщина красива в любом возрасте, она теряет только облик молодого лица и тела. Для Роберта Викторовича этого было достаточно, чтобы уже предать её и предать так бесстыдно и позорно, унизительно и низко. Соне безумно больно оттого, что уже в зрелом возрасте она понимает, что её муж, которому она посвятила всю свою жизнь, никогда по-настоящему её не любил, возможно, он и не знает, что такое любовь, за всю свою жизнь он не смог почувствовать этого прекрасного чувства. Какое-то время Роберт любил свою жену, но он любил её так, как игрушку, которая всегда при нем. Муж Сонечки всегда знал, что она никуда от него не денется, никогда не бросит и не скажет что-то против. Не зря говорят, что любовь «жестока», что от любви страдают. Соне не пришлось страдать, но пришлось испытать чувство огорчения и боли из-за любви.
Проанализировав работу Егоровой Н. «Актуальность прозы Л. Улицкой» можно сделать вывод, что: «…наследуя чеховскую манеру повествования, технику портретирования, внимание к психологическим деталям и другие способы выражения авторской оценки, Л. Улицкая, возможно, пробует дописать на новом материале «Душечку» А.П. Чехова. Ее героиня остается со своими детьми, наблюдает за их взрослением, но это усугубляет трагическое звучание финальных строк повести, где перед нами одинокая «толстая усатая старуха Софья Иосифовна», которая «вечерами, надев на грушевидный нос лёгкие швейцарские очки, уходит с головой в сладкие глубины» книжного мира. Но разве только неблагодарные дети – причина одинокой старости Софьи Иосифовны? Л. Улицкая настаивает на том, что даже материнская любовь не должна быть настолько всепоглощающей, чтобы женщина забывала о себе, превращалась в добровольную рабу, ей необходимо сохранять в себе живую душу.
Традиционно в русской литературе все героини, наделенные именем – Сонечка, они считаются носителями мудрости (это их основная характеристика). Это добрые, «кроткие» женщины, способные помочь и выслушать, смиренно несущие свой крест, но верящие в конечную победу добра. Данные качества неизменно угадываются не только в Соне Достоевского, но и в Софье Петровне из «задержанной» одноименной повести Л. Чуковской (1939–1940, опубликованной 1988).
Однако «религиозная» составляющая в образах женщин с именем София полностью раскрывается только с появлением работ «возвращенных» философов: В. Соловьева – «Оправдание добра» (1897), П. Флоренского «Имена» (1914) и др. Наблюдения ученых о преображающей силе божественной любви не могут не вбирать в себя сегодняшняя культура и современная проза, в которой – целый ряд произведений, в названия которых есть имя София.
Героиня Л. Улицкой умеет быть смиренной и «благодарной жизни» (И. Пруссакова) [40], способна на самоотречение, что роднит ее с традиционными образами Софии в русской литературе и, конечно, с Соней Достоевского. Близость к Соне Мармеладовой прослеживается и в религиозном подтексте, подсвечивающем образ современной Сонечки. Но она – иудейка. Тем самым автор подчеркивает мысль: в XX в. не имеет значения, к какой религии принадлежит человек, лишь бы в его сознании присутствовала память о высоких нравственных ценностях. Да и не делает Улицкая свою героиню идеальной: вера её носит явно приниженный характер. Авторская ирония по отношению к Сонечке, наличие в заглавии повести «этически двусмысленного» (П. Бицилли) [40] уменьшительно-ласкательного суффикса – ечк – позволяют провести параллель с рассказом А.П. Чехова «Душечка».
Образ Сонечки очень похож на образ современных женщин, женщин ХХI века. В наше время многие девушки её же возраста ведут себя так же инфантильно и неверно. Женщины перестают уважать себя, перестают мыслить, они совершенно не помнят слова великого русского поэта С. Есенина: «Женщина – это звучит гордо…» [15]. Эта проблема касается не только среднего класса общества, но и высшего, казалось бы, у женщины высшего класса есть все: материальное благополучие, признание в обществе, а все равно, во многих нет гордости и любви к себе. Так происходит, потому что у многих женщин низкая самооценка, и они не верят в себя, не признают свои достоинства, тем самым, тратя своё время совсем не на тех, кто им нужен. Такие женщины молчаливы и бесприцендентны.
Именно такая и Сонечка-девушка, а затем и женщина, которая всю свою жизнь боится потерять своего мужа. Она никогда не поступала против общества, потому что не могла поступить даже против себя, но все же на протяжении всей повести она никогда не прислушивалась к мнению окружающих, всегда поступала по собственному усмотрению, будь-то правильно, будь-то, нет.
Её жизнь была весьма размерена, спокойна, никаких особых трудностей она никогда не знала, в трудную минуту ей всегда помогали родители. Её образ очень отличается от образа Сонечки Мармеладовой и Настасьи Филипповны, её нельзя назвать инфернальной женщиной, так же как и нельзя назвать сильной.
Современная писательница Л. Улицкая отразила в своей повести проблемы современного общества, только все действия перенесены в начало ХХ века. В произведении совершенно не отражены черты инфернальной женщины, поэтому можно провести четкую параллель между инфернальными женщинами Достоевского и барышнями Улицкой.
Выводы
Из всей научной работы можно сделать вывод, что Достоевский первый русский писатель так ярко раскрывший образ инфернальной женщины всвоих романах «Идиот» и «Преступление и наказание». На примере двух
этих роианов мы рассмотрели как положительную сторону инфернальности у женщин – Сонечка Мармеладова «Преступление и наказание», так и отрицательную – Настасья Филипповна «Идиот». Оба образа героинь были взяты из личной жизни писателя, Настасья Филипповна – её прототипом является Апполинария Суслова – самая горькая любовь писателя, Сонечка
Мармеладова – её прототипом является Анна Сниткина (наблюдение автора работы) – последняя любовь Достоевского с которой он обрел спокойствие и счастье.
Образом Сонечки из повести Л. Улицкой «Сонечка», мы доказали, что её образ является полным противопоставлением образу инфернальной женщины Достоевского.
Список использованных источников
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – 2-е изд. – М.: Сов. писатель, 1963. – 364 с.
Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. – Л.: Просвещение, 1979. – 240 с.
Корякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова // Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун 21 века. – М.: Сов. писатель, 1989. – С. 13–198.
Кожинов В. «Преступление и наказание» Достоевского // Три шедевра русской классики. – М.: Худ. лит., 1971. – с. 107–184.
Криницын А.Б.Ф.М. Достоевский // Русская литература 19 – 20 веков: В 2 т. – Т.1. Русская литература 19 века: Уч. пособие для поступающих в МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 363–392.
Мережковский Д.С. Великие спутники: Толстой и Достоевский. – М.: Республика, 1995. – 623 с.
Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высш. шк., 1999. – 397 с.
Баранов Ю. Новые книги о Достоевском // Литература в школе. – 1988. – №6. – С. 67.
Белова С.В. Вокруг Достоевского // Новый мир. – 1985. – №1. – С. 192–215.
Белов С.В. Жена писателя: Последняя любовь Ф.М. Достоевского. – М.: Сов. Россия, 1986. – 208 с.
Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. Концепция человека. – Ростов: Изд-во Ростовского университета, 1987. – 208 с.
Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. – М.: Захаров, 2001. – 172 с.
Борисова В.В. Национальное и религиозное в творчестве Ф.М. Достоевского: (Проблема энто – конфессионального синтеза). – Екатеринбург, 1997. – 33 с.
Бочаров С.Г. О художественных мирах. Сервантес. Пушкин. Бартынский. Гоголь. Достоевский. Толстой. Платонов. – М.: Советская Россия, 1985. – 296 с.
Буянова Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – 4-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 103 с.
Вересаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском. О Льве Толстом. О Ницше / Сост., вступит. Статья и коммент. О. Фохта – Бабушкина. – М.: Республика, 1999. – 447 с.
Волгин И. Последний год Достоевского. Исторические записки. – М.: Сов. писатель, 1986. – 576 с.
Вышеславцев Б. Чувство греха // Слово. Лит.–худож. ежемесячник Госкомиздатов СССР и РСФСР. – М., 1990. – №12. – с. 53–59.
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман в шести частях с эпилогом / Вступ. Ст.А. Кирпичникова; Коммент. Г. Когана и Г. Фридлендера. – М.: Мир книги, Литература, 2006. – 512 с. – (Бриллиантовая коллекция).
Достоевский Ф.М. Идиот: Роман в четырёх частях – М.: Мир книги, Литература, 2006. – 610 с.
Есин А.Б.Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» // Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – с. 139–159.
Курганов Е. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот». Опыт прочтения. – С. – Пб.: Изд-во журнала «Звезда», 2001. – 208 с.
Кровякова С.К. «По крайней мере, жил, хоть и страдал да жил!» Женщины, пленившие Достоевского // Всемирная литература в учебных заведениях Украины. – 1999. – №11. – C. 57–60.
Лебедев Ю.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе. – 1990. – №6. – С. 16–29.
Любимов О.И. Путь к творчеству. Изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» по опорным схемам-конспектам // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. – №1. – С. 30–35.
Медвецкий И.Е. Модель игрового создания в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Филологические науки. – 1991. – №3. – С. 28–33.
Писарев Д.И. Погибшие и погибающие. Борьба за жизнь // Писарев Д.И. Литературная критика: В 3 т. – Л.: Худож. лит., 1981. – Т.3. – С. 50–116, 177–244.
Сараскина Л. Возлюбленная Достоевского Аполинария Суслова: биография в документах, письмах, материалах. – М.: Согласие, 1994. – 462 с.
Скибицкая А.В. Отношение герой – событие – повествование в структуре романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» // Русская литература накануне третьего тысячелетия: Итоги развития и проблемы изучения / Гл. ред. Ю.И. Корзов. – К.: Логос, 2002. – Вып. 3. – С. 276–281.
Смирнова Л.Н. «Мир красотой спасётся»: Категория красоты в творчестве Ф.М. Достоевского // Литература в школе. – М., 2004. – №1. – С. 14–17.
Телегин С.М. Религиозные мотивы в произведениях Ф.М. Достоевского // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. – №7. – С. 24–28.
Ху Сун Вха. Положительно прекрасный человек (Тайна князя Мышкина) // Русская литература. – 2001. – №2 – С. 132–146.
Щенников Г.К. Принципы детерминации характера в философском романе Ф.М. Достоевского (роман «Преступление и наказание») // Русская литература 1870–1890-х годов. Межвуз. сб. научн. тр. – Свердловск, 1982. – С. 3–17.
Щенников Г.К. Целостность Достоевского. – Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2001. – 440 с.
Улицкая Л. «Сонечка» Повесть. – М.: Мир книги, Литература, 2005. – 113 с.
Яковлев Л. Достоевский: призраки, фобии, химеры: Заметки читателя. – Х.: Каравелла, 2006. – 244 с.
Якушин Н.И.Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. Уч. пособие. – 2-е изд. – М.: Русское слово, 2002. – 127 с.
Янковский Ю.З. Достоевский и Иван Франко // Вопросы русской литературы. – Львов: Изд-во Львовск. ун-та, 1966. – вып. 1. – С. 66–72.
39. Толковый словарь русского языка // http://www.diclib.com/cgi – bin/d1.cgi? l=ru&base=ushakov&page=showid&id=21297
40. Егорова, Н.А. Литературные традиции в повести Л.Е. Улицкой «Сонечка» / Н.А. Егорова // IX региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. г. Волгоград, 9 – 12 нояб. 2004 г.: тез. докл. – Напр. 13 «Филология». – Волгоград: Перемена, 2005. – С. 23 – 24 (0,1 п.л.).