Министерство образования РФ
Алтайский государственный технический университет им И.И. Ползунова
Факультет инженерной педагогики и информатики
Кафедра инженерной педагогики.
Религия и воспитание человека.
Курсовая работа
Выполнила: студентка 3 курса
Научный руководитель:
Лаврентьева Н.Б.
__________________________
(подпись)
Оценка___________________.
“___”_______________2005 г.
Барнаул 2007 г.
Оглавление
1. РЕЛИГИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И МНОГООБРАЗИЕ
1.1 Вера в духовной жизни человечества
2. ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВА
2.3 Роль детской религиозной литературы
3.1.1 Просветительная деятельность православной церкви на алтае
3.2.1 Атеистическое воспитание и критерии его эффективности
3.2.2 Принципы атеистического воспитания
3.2.3 Духовное образование в россии в годы великой отечественной войны
4. РЕЛИГИЯ И ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ В НАШИ ДНИ
4.1 Преподавание религиоведческих дисцеплин в школе
4.3 Принципы православной педагогики
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы воспитания человека формирования его личности относятся к актуальным проблемам современности и представляют громадный интерес для широкого круга научных дисциплин: философии, социологии, психологии, педагогики, психиатрии, психофизиологии, нейрофизиологии и др.
Личность – это живой, действующий человек, носитель общих свойств психики, претерпевающей сложнейшие изменения в процессе онтогенеза организма.
На воспитание человека влияет очень много факторов: семья, друзья, школа, средства массовой информации, фильмы, книги и т.д. Но нельзя исключить влияние такого серьезного фактора как религия.
Долги годы мы жили без религии, в мире атеизма, сейчас религия восстанавливает свои права и играет очень важную роль во многих сферах жизни людей, особенно в такой важной как воспитание
Цель моей курсовой работы – изучение влияния религии на воспитание человека, формирование и развитие его личности.
Задачи:
изучение литературы;
рассмотрение истории религии для более целостного понимания ее сущности;
выявления взаимосвязей между религией и семьей, религией и школой и общего значения религии для развития культуры человека;
рассмотрение вопроса о религии в России и ее влияние на историческое развитие школы;
изучение атеистического воспитания, как противоположного религиозному;
изучение сегодняшнего положения религиозного воспитания и выявление принципов православной педагогики;
определение характера влияния религии на воспитание человека;
обобщение и подведение итогов по данной теме.
Объект изучения – религия.
Предмет изучения – религиозное воспитание человека.
1. РЕЛИГИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И МНОГООБРАЗИЕ
Не существует народов, на каких бы стадиях развития они не находились, без религии и магии. [1,360] Религия сопровождает историю всех народов от истоков цивилизации и пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Отсюда поразительное богатство и многообразие религиозных проявлений. [2,27] В духовной жизни человека трудно найти фактор, который играл бы более важную роль, чем религия. В поисках бога человечество исходила немало дорог, пройдя путь мироотрицающей мистики до богоотрицающего материализма. [3,7]
Что же такое религия? Ученные и богословы определяют ее по разному и порой очень противоречиво. Религию связывают с чувством нравственного долга (Кант), с чувством зависимости (немецкий богослов Шлейермахер); английский мыслитель Рассел определил ее как страх перед неведомым и т.д. [3,9]
1.1 Вера в духовной жизни человечества
... Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенно, и убога,
Но всё в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Н. Гумилёв. Фра Беато Анджслико
К началу третьего тысячелетия современной цивилизации все шесть миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым - точнее, внутри которых - он живёт: действует, мыслит и чувствует.
Вера - универсальное свойство человеческой природы. Современная наука полагает, что “человек разумный” появился 30-40 тыс. лет назад. Примерно к тому же времени относятся обнаруженные учёными наскальные рисунки и предметы быта, уже подразумевающие существование веры.
Человек обладает сознанием, поэтому он - не только “природное” существо. Стать человеком - значит обрести способность “осознавать” себя, т.е. видеть и чувствовать не только свою причастность этому миру, но и особенность, уникальность своего положения в нём. “Сознание” человека - это знание, разделённое с другими людьми, “совместное” понимание мира и места человека в нём. Очень важна здесь эта частичка “со-”. Опыта одного человека явно недостаточно, чтобы понять мир. Ребёнок учится, чтобы усвоить знания предыдущих поколений, и чем “старше” общество, тем дольше длится обучение. Необходимость трудиться сообща вынуждает перенимать опыт других и передавать свой, а тем самым - и обобщать его. Так в человеческом сообществе возникает “обобщённое” представление о мире. Другими словами, все люди, составляющие данное общество, знают о мире примерно одно и то же, потому что “доверяют” опыту соплеменников - прошлому и настоящему. Вот почему вера - это коллективное представление о мире.
Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Не требовалось особой проницательности, чтобы понять: изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту безликую, таинственную силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений; именно она выделила человека из природного мира. Для обозначения этой силы человек придумал тысячи имён, но суть их одна - это Бог.
Истинного облика Бога не ведал никто, и это понятно: Бог невмещаем человеческим сознанием, иначе Он не был бы Богом. От Него люди получали этические законы, правила жизни, и никакой другой логикой, кроме божественной, эти правила не могли быть объяснены. [4,26]
Практически все религии сходятся на том, что нынешнее состояние мира и самого человека ненормально, человек должен быть “спасён”. Спасён от чего? Спасать тело бессмысленно, поскольку весь опыт человечества говорит о том, что тело умрёт. Но зачем же тогда живёт человек и как находит он силы жить, зная о конце, которого не избежать? Многие религии учат, что земная жизнь человека есть жизнь временная. Одни религии воспринимают её как страдание и соответственно учат спасению от жизни другие учат спасению от смерти, но смерти куда более серьезной, чем смерть тела, - от смерти души. Представление о душе, дарованной Богом, о её бессмертии, о том, что духовное совершенствование важнее мирских забот, - основная составляющая часть многих религий.
Наличие многих религий неизбежно приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Ведь Истина должна быть одна, а религий - много. Не значит ли это, что верна лишь одна из них, а другие - вредны и ложны? Для исповедующих любую веру естественно считать свою религию единственно верной, а все прочие - неистинными, не ведущими к подлинному спасению.
Обратимся к тем факторам, которые влияют на формирование конкретной религии. Бог говорит с каждым народом на его собственном языке - на языке культурных традиций народа, особенностей его национального характера, способа мышления и богопознания. Душа народа - тайна не меньшая, чем душа и личность того пророка или просветлённого, который передал своему народу божественное откровение. И третья, самая непостижимая тайна - воля Бога, открывающего Себя человеку.
Религий и систем верований на свете десятки тысяч. Раскрыть же внутреннюю суть конкретной религии может только душа, живущая именно этой верой. [4,31]
1.2 Три мировые религии
1.2.1 Буддизм
Человек, следующий Дхарме, похож на человека, вошедшего с огнём в тёмную комнату. Тьма перед ним расступится, и его окружит свет.
Из наставлений Будды
Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н.э. Другие мировые религии - христианство и ислам - появились позже (христианство - пять, ислам - 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования - иными словами, целую цивилизацию. [4,103]
Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи после долгого ожидания родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.
Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Непростым оказался этот путь, но зато он увенчался успехом. В местности Гая (она и сегодня называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе (современный Варанаси) он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда называют учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой.
В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды - человека, ставшего основателем новой религии. [4,111]
Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.
Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы могущественными их ни считали, принесёт только временное облегчение, но не окончательное спасение.
Если христианство неразрывно связано с верой в Христа, а ислам - с верой в Аллаха, то вера в Будду Шакьямуни не играет особенно важной роли во многих направлениях буддизма.
В буддизме нет церкви, но есть община верующих - сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину и руководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианской церкви. Сангхой можно назвать и местную общину, и всех буддийских монахов в мире вместе взятых, а её члены не являются священнослужителями, посредниками между богом (или богами) и мирянами. Миряне должны подавать монахам - это их обязанность и добродетель; монахи в свою очередь учат их морали, ведут душеспасительные беседы, но они не вправе исповедовать или отпускать грехи. [4,135]
1.2.2 Христианство
Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов. [4,140]
Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.
Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не еллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.
Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин может быть слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.
Следующим шагом в развитии понятия "церковь" стала идея ее непогрешимости: ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис о том, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины. [4,148]
Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название "православие" (от греческого слова "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV - XI веках. [5,13]
Крещение Киева князем Владимиром и Новгорода Добрыней - это первые шаги в истории христианизации всей Руси. Широкое принятие христианства связано с интенсивным освоением северных территорий в конце XVIII в. На волне переселения христианство распространялось и утверждалось по всей территории Руси. [5,27]
Православная Церковь придает большое значение праздникам и постам. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста - это "очищение и обновление человеческой души", приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым. [5,38]
Другими крупнейшими (наряду с православием) направлениями в христианстве является католицизм и протестантство.
1.2.3 Ислам
Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные - в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.
Ислам зародился в Аравии в VII веке н.э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран - основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан. [4,167]
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков - это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу. [6,53]
Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли, напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах. [4, 202]
2. ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ ДЛЯ ОБЩЕСТВА
Начало XXI в. ознаменовался ростом интереса к религиям, усилением их влияния на жизнь людей, обществ, государств, на политику и межнациональные отношения. Большое влияние оказывают традиционные религии: православие, католицизм, ислам и т.д. Одновременно в наши дни получили распространение новые, нетрадиционные культы и учения, активно укрепляющие свои позиции в мире.
Активизация религиозной жизни и возникновение новых религиозных учений вызваны несколькими причинами. Главные из них – разочарование многих людей в современной цивилизации с ее несправедливостью и жестокостью, поиск новых идеалов и ценностей. Традиционные религии не для всех оказываются приемлемыми в этом поиске, для некоторых они могут казаться излишне консервативными, сложными для восприятия, требующими большой духовной работы. Многих, особенно молодежь, отпугивают обрядность, неизвестный язык богослужения, его продолжительность. Большинство людей не понимает, почему при едином Боге христианские церкви разделены и в лучшем случае терпимые взаимоотношения, а в худшем – враждуют между собой.
Для современных образованных людей характерны попытки соединить в своем мировоззрении религиозные идеи с новейшими гипотезами и нерешенными проблемами науки. Все это свойственно человеческой психике, с этим невозможно не считаться. [7, 209]
2.1 Религия и семья
Семья относиться к числу самых древних форм социальной жизни людей. Родственные связи были первоначальной формой организации общества. Понятно, что в условиях неразвитой социальной дифференциации религиозные действия совершались в рамах этой первоначальной социальной структуры.
На этой основе возникло предположение: семья и религия находятся между собой в такой тесной связи, что семья может быть понята именно как "естественной" носитель религии, как религиозное образование.
Во многих обществах религиозные ритуалы совершались в рамках семьи и огонь домашнего очага считался священным. Довольно часто и в настоящее время семья является тем местом, где совершаются религиозные ритуалы, но при этом следует помнить, что то, что мы называем семьей сегодня, существенно отличается от того, что было семьей в древних обществах.
В ходе развития и внутренней дифференциации общества его институциональные образования разделились на две сферы – частную и общественную область жизни. Семья во многом утратила черты общественной организации, которыми была наделена в прошлом, и стала в большей мере делом частной жизни. Религиозные верования и религиозная практика в современном обществе становятся в значительной мере делом личного выбора, частным делом. Возможно с этим связано то обстоятельство, что сегодня в первую очередь многих привлекают те религиозные ритуалы, которые связаны с событиями семейной жизни. Многие склонны сегодня рассматривать семью как главную и нерешимую базу организованной религии в ее традиционных формах.
Действительно, в современном обществе существует тесная связь между церковью и семьей. Социологические данные подтверждают, что церковная деятельность в большей степени обращена к женщинам и детям, среди церковных преобладают мероприятия, связанные с семьей, среди прихожан сегодня большинство составляют женщины.
Тем не менее, в ряде отношений взаимосвязь семьи и религии представляется в настоящее время не столь уж однозначно нерушимой; во всяком случае, понимание существа и характера этой связи требует принять во внимание те изменения, которые претерпели и семья, и религия, как повлияли эти изменения между ними.
Прежде всего в общественном сознание произошло изменение в оценки значимости и необходимости ритуального сопровождения таких событий как рождение ребенка, бракосочетание и смерть. Сегодня достаточно значительному числу людей представляется возможным обойтись без церковного ритуалах в этих случаях. [8,184-185]
Обратимся теперь к вопросу об отношении религии к семье, имея в виду свойственное "религиям спасения" понимания семьи и поучения, касающиеся семейной жизни, т.е. нормативный аспект отношения религии к семье.
Религии спасения, такие, как буддизм и христианство, должны были пройти долгий путь поисков, прежде чем им удалось найти способ совместить признание общественно полезных функций семьи с их индифферентным отношением к общественной жизни "в миру" как проявлением основной религиозной установки неприятия мира. [8,188]
Учения о семья и браке, нормы семейных отношений, устанавливаемые разными конфессиями, оказывают определенное влияние, - как это показывают данные исследований, - на поведение приверженцев соответствующих конфессий. В какой-то мере, церковь способна осуществлять в этом отношении функцию социального контроля. Католики по сравнению с протестантами реже вступали в смешанные браки, реже прибегали к абортам, у них было меньше разводов, семьи были более многодетными.
Процессы изменения структуры семьи, ее функций, ценностных предпочтений включены в общий процесс социальных перемен в обществе и одним из факторов, воздействующих на изменения в семье и браке, является влияние религии и церкви. [8, 190]
2.2 Религия и школа
Возврат к идее церковной культуры, пересмотр основ мировоззрения в свете христианских начал ставят на очередь вопрос о взаимоотношении Церкви и школы. Для школы, глубоко живущей идеей раскрытия личности ребенка, трудность религиозного воспитания всегда заключалась в том, чтобы избежать всякой принудительности и насильственного навязывания религиозной жизни, - отсюда идеал свободной, секуляризованной школы. [9,155]
Религиозное одичание и огрубление, шаткость духовных основ в моральном воздействии школы одинаково ярко характеризуют пагубные результаты принятой системы – пагубные как для Церкви, так и для школы. Огромное количество детей растет вне всякого религиозного влияния, пропадает для Церкви, грубеет и дичает, а с другой стороны, духовная атмосфера школы искусственно отстраняет в детях их религиозные запросы, искусственно рассекает духовный мир ребенка, отделяя в нем его религиозные движения от всего остального содержания души, заранее расслабляет и принижает религиозные силы детской души. В такой "свободной школе" (свободной от религии) дети вовсе не воспитываются в подлинной свободе, ибо одна из важнейших, можно сказать, центральная сила души, какой является религиозная сфера, должна притаиться, должна быть искусственно смятой и отстраненной. Можно ли поэтому думать, что религиозная свобода достигается в секуляризованной школе? Не отрицая того, что она часто не достигается и в той школе, которая не порвала с Церковью, подчеркнем лишь, что отделение школы от Церкви неизбежно давит на религиозный мир ребенка, расслабляет и принижает религиозные движения. Очевидно, что свобода в религиозной жизни ребенка не должна быть связываема с вопросом об отношении школы и Церкви, а это означает, что защищать идею секуляризованной школы во имя религиозной свободы невозможно. [9,156]
Одно идейное преодоление системы секуляризованной культуры не может помочь школе: оно расшатывает идеологические основания современного педагогического творчества, но не может психологически вывести за их пределы. Школа ждет новой жизни, тех островков целостной жизни, в которых не будет современной разорванности отдельных сфер, - и только тогда для педагогического творчества может открыться реальный выход на иной путь. [9,162]
Но отрыв школы от Церкви для нас неприемлем особенно по религиозным мотивам. Противопоставление Церкви и мира, Церкви и культуры чуждо христианству с его основным догматом Боговоплащения, с его верой в спасение мира, с его идеалом обожения. Христианство не только утверждает мир, но оно именно и занято спасением мира, устроением его, восстановлением правильной иерархии сил мира. [9,165]
И все же мы стоим на пороге создания церковной школы – в подлинном и серьезном смысле этого слова. Дело идет совсем не о том, чтобы школы – народные, городские, средние и т.п. – находились в ведении и управлении церковных общин. Это, конечно, возможно, но не в этом суть и смысл идеи церковной школы. Дело и не в том, чтобы школой заведовали священники; и даже не в том, чтобы в школе было отведено много часов Закону Божию. Все это может быть, но может и не быть – и не в этом смысл идеи церковной школы. Ее суть в том, чтобы школа была внутренне пронизана религиозным началом, чтобы она по духу своему вела детей к Церкви, а не уводила от Нее, чтобы она укрепляла и развивала религиозные запросы детей, а не убивала, не коверкала их. Религиозная сфера имеет центральное значение в иерархии душевных сил, и нет никакой психологической необходимости для питания религиозной сферы давать много чисто религиозного материала. Все, решительно все в школе и жизни может питать и углублять наши религиозные силы – это всецело зависит от духовной установки, зависит от того какой дух царит в школе. Как отдельные люди могут, ни слова не говоря о Боге, привести к Богу одной своей личностью, устремлением души своей вечной правде, так и школа может вести детей к Богу не тем, как и что будет говорить она о Боге, а тем куда духовно устремит она движение души, чем зажжет и воодушевит детские сердца. Проблема религиозной школы лежит больше всего в его духовной атмосфере, в подлинности, искренности целостности ее внутренней религиозной установки, а не в обилии преподавания Закона Божия, не в специальных мерах религиозного воспитания. Огонь веры зажигается только от огня же в другой душе; и роль интеллекта, роль образования здесь вторична, хотя и очень существенна. Можно считать бесспорным, что основной почвой на которой возникают религиозные сомнения, являются вовсе не какие-либо интеллектуальные трудности, а все то, что отравляет и бременит сердце ребенка или юноши. Не нужно держать детей под стеклянным колпаком, в искусственной оранжерейной обстановке, не нужно вовсе закрывать от детей реальную жизнь со всеми ее провалами и скорбями; но чтобы укрепить и развить религиозные движения в душе ребенка, нужна прежде всего атмосфера духовной свободы и религиозного одушевления. Нужно, чтобы дети любили Церковь, любили ее всей душой искренне и свободно, ибо не потерпит наше сердце никакого принуждения, отвращается и от него, и от того, к чему нас принуждают. Церковь так полна красоты и правды, что к Ней не нужно принуждать; но нужно, чтобы каждой душе дано было найти в Церкви отзвук на ее искания и запросы, дано было опытно познать правду и силу Церкви. Основная предпосылка и основная трудность церковной школы заключена именно здесь – в создании атмосферы свободной, всецелой, всесторонней любви к Церкви. Конечно, к свободе должно еще и воспитывать детей, свобода не дана ранних ступенях жизни, вернее, сознание еще не может владеть ею, но к свободе можно воспитать лишь в атмосфере свободы. Нигде это так не сказывается, как в вопросе об обязательности посещения Церкви. [9,167]
Для семейного и школьного воспитания одинаково неотвратимо и настойчиво встает один и тот же вопрос – вопрос о создании целостной религиозной структуры. Не об утопии невозможной святости идет дело, а лишь о подлинной, свободной и творческой устремленности к Богу. Наши грехи не смутят души ребенка, хотя и заполняют ее грустью – лишь бы она видела ни одни грехи, но и раскаяние в них. Дети так чутки, что они без слов, без внешних данных легко и быстро улавливают духовный мир взрослых. И если они живут в атмосфере искренней религиозной жизни – как легко и свободно загорается их душа любовью к Богу и Церкви! Детской душе так естественна, так нужна религиозная жизнь, что, если только она видит ее перед собой, она без всяких усилий отдается ей. Но для этого необходима здоровая духовная атмосфера, необходимо, чтобы вся жизнь искала освящения в Церкви. [9,169]
2.3 Роль детской религиозной литературы
Возможно, кто-то считает, что чтение сказок детям – буржуазная сентиментальность, попытка убежать от жестокой прозы жизни в мир фантазий. Но все же чтение детям подобных произведения составляет неотъемлемую часть воспитания детей в вере, поскольку в нем заключены силы, помогающие становлению детской личности, а именно ее интеллектуальной, эмоциональной, волевой и духовной сторон. Чтение высоких образцов детской религиозной литературы ни в коем случае не должно заменять ни регулярного участия детей в богослужениях, ни чтения Священного писания в воскресной школе и дома, ни молитвы в кругу семьи. Богослужения, знакомство с Писанием и молитва – это основополагающие элементы воспитания ребенка в вере.
Может показаться, что дети принимая пассивное участие в литургии и в других богослужениях в церкви, слушая слова Писания в воскресной школе и видя, как дома молятся их родители, бабушки и дедушки, проявляют недостаточно интереса к этим сторонам жизни христианина. Дело в том, что услышанные слова дети на подсознательном уровне сохраняют в своих сердцах, в своих душах и мыслях вплоть до того часа, когда Богу будет угодно пробудить их к живой вере. Однако только этого не достаточно для воспитания ребенка в вере. Хорошая детская религиозная литература также нужна для становления личности ребенка и укрепления его веры. Маленький христианин, слушая интересные произведения, углубляет знания родного языка, что необходимо для понимания слов Священного писания. В Библии заключено слово Божье, облеченное в формы, доступные человеческому разуму.
3. ИТОРИЯ ШКОЛЫ В РОССИИ
3.1 Религиозная школа
В большинстве стран мира институт школы вышел из лона церкви, а жрецы и представители духовенства были первыми учителями. Вплоть до позднего Средневековья в Европе монастыри и храмы были основными очагами образования и культуры. Первые университеты появились в стенах монастырей.
Со времени принятия христианства по XVIII в. включительно образование в России было полностью сосредоточено в руках Церкви и носило сугубо религиозный характер.
Это были преимущественно школы на дому у священника. Освоение начал веры, катехизиса являлось их единственной целью. Лишь попутно здесь учились чтению, письменности и счету. Длительное время приходские школы были на Руси единственными очагами образования, и только единицы из малоимущих могли учиться в них. К 1865 г. в введении Православной Церкви насчитывалась 21 тыс. таких школ. Они получали финансовую поддержку от государства. Национальные школы прибывали под крышей костелов, кирх, мечетей, синагог и дацанов. [2,10]
В России в то время действовала традиция духовной школы с ее ключевой фигурой добродетельного наставника – монаха-аскета. Ее суть состояла в утверждении приоритета святости, духовно-нравственного воспитания относительно передачи "книжной учености". Наставник ориентировал ученика на поиск абсолютного добра и справедливости. [10,17]
Светские школы стали появляться в стране лишь при Петре I. Их было очень мало – к началу XIX в.315 на территории всей России. Позднее количество таких школ увеличилось, и большинство перешло в ведение земства, а некоторые стали частными. [2,10] В эпоху Петра святоотеческая традиция не исчезает, несмотря на европеизацию и придание светского характера образованию. Она культивируется старообрядчеством в формах семейного воспитания. Но идея "просвещения души", ее "освящения" проникла и в сферу светского образования. [10,17]
К началу XX века в ведении светских властей находилось 43 тыс. школ, столько же было начальных церковноприходских школ. К ведению Православной Церкви относились также духовные училища, семинарии, четыре академии и другие учебные заведения.
Образование и воспитание во всех этих школах носили чисто религиозный характер, исключавший свободу выбора мировоззрения. Такова была государственная политика в области образования. Показательно, что в 1817 г. особым манифестом Российский император Александр I передал все школы в ведение Синода. Тем самым обучение было подчинено задаче формирования религиозного чувства у подрастающего поколения.
Изучение "Закона Божия", церковной истории, церковнославянского языка, уроки церковного пения занимали в начальных земских и частных школах почти половину учебного времени, а в церковноприходских большую его часть. Все школьные учебники проходили обязательную церковную цензуру. Преподаватель "Закона Божия" был одновременно церковным надзирателем учебно-воспитательного процесса. [2,11]
Традиция святоотеческого воспитания оказала влияние на развитее педагогических воззрений в системе отечественного светского образования, хотя и опосредованно – через формирование парадигмы жизненно-нравственного образования. [10, 19]
3.1.1 Просветительная деятельность православной церкви на алтае
Приоритетная роль церкви в историко-культурном развитии Алтая в XVIII – в начале XX вв. определилась с одной стороны, потребностью государственной власти в универсальном проводнике своей политики в деле политического, социально-экономического, духовно-идеологического и культурного освоения Алтая, а с другой – заинтересованности церкви в процессе колонизации как благоприятной возможностью поправить свое экономическое положение и сохранить роль духовного источника.
Особая роль церкви определялась неоднородностью этнического и социального состава населения, многообразием настроений и идей входивших в него групп. Церкви отводилась важная роль в консолидации населения, а также в его духовно-нравственном воспитании. В экстремальной жизненной ситуации церковь являлась психологической и моральной поддержкой для переселенцев.
Просветительная деятельность православной церкви определялась как задачами религиозного, так и светского характера. При этом, если канцелярия горного начальства проводила политику подготовки в основном квалифицированных работников для рудников и заводов, то церковь видела свою главную задачу в распространении веры и знания среди всех переселенцев. Установлено, что механизм решения данных задач включал:
во-первых, создание сети учебных заведений для подготовки кадров священнослужителей, выполнявших не только свои прямые обязанности, но также функции учителя и врача;
во-вторых, формирование фондов литературы религиозного и светского содержания, комплектуемых из привозных и местных книг;
в-третьих, организацию библиотек и читален при храмах. [11,6-7]
3.2 Антирелигиозная школа
Длительное время советская школа являлась важнейшим звеном партийно-государственной системы атеизма. Весь процесс обучения и воспитания был направлен на формирования у выпускников непримиримого отношения к религии. Многочисленные атеистические методические пособия для учителей обществоведения и литературы, биологии и химии, физики и даже математики, разнообразные хрестоматии и популярные брошюры издательства "Просвещения" способствовали формированию "образа врага" из религии. Такой идеологизированный образ представлял собой своеобразную смесь враждебности и невежества. Антирелигиозная школа навязывала одностороннее представление о религии, отрицала связанную с верой высокую духовность.
Указания Министерства образования предписывали руководителям школ составлять планы антирелигиозной работы с учащимися, особенно с пионерами, комсомольцами и учителями, периодически проводить антирелигиозные мероприятия, создавать клубы и кружки атеистов, выпускать стенгазеты, высмеивающие религию, духовенство и верующих.
Учреждения культуры, средства массовой информации всячески поддерживали у детей и взрослых созданный из религии образ врага". Атеизм был господствующей официальной идеологией, и к началу "перестроечных преобразований" большая часть населения находилась под ее воздействием. Лишь немногочисленные общины верующих и их семейное окружение сохраняли религиозность. [2,11-12]
3.2.1 Атеистическое воспитание и критерии его эффективности
Атеистическое воспитание – целенаправленное, планомерно организованное воздействие на отдельного человека или на группу людей, обеспечивающее формирование у них научного мировоззрения и коммунистической морали, глубокой коммунистической убежденности и высокой социальной активности.
Объект атеистического воспитания – вся масса трудящихся, прежде всего те, кто находится под влиянием религии и церкви.
Субъектом атеистического воспитания являются лектор, агитатор и пропагандист атеизма, которые выступают в качестве представителей коллективного субъекта Коммунистической партии. [12,74-75]
Чем же определяется эффективность атеистического воспитания? Очевидно, есть основание говорить не о каком-то однозначном признаке, а о системе критериев. Один из главных, общих критериев – это связь атеистического воспитания с жизнью, практикой коммунистического строительства. Под ним следует понимать прежде всего требование насыщения содержания атеистических выступлений соответствующими примерами, взятыми из жизни. Причем взятыми не ради иллюстрации и развлекательства, а как средство аргументации в доказательство разъясняемых идей, чтобы помочь трудящимся осмыслить явления современности, проникнуть в существо конкретных задач, стоящих перед обществом. Но самое главное состоит в том, чтобы атеистическое воспитание через все его формы практически побуждало людей к духовному совершенству, способствовало формированию активного атеистического общественного мнения, чтобы слово рождало дело. [12,79-80]
3.2.2 Принципы атеистического воспитания
1. Принцип партийности и научности. Характерной чертой принципа партийности в атеистическом воспитании является непримиримость по отношению ко всем проявлением религии и суеверий. Религиозное воспитание порождает трагическую "раздвоенность души" у ребенка и молодого человека. Религия отравляет сознание детей и молодежи разжиганием фанатизма, воспитанием духа стойкости в вере, вплоть до самопожертвования. [12,94-95]
2. Принцип конкретно-исторического подхода в атеистическом воспитании. Требование данного принципа – необходимость исходить из конкретного общественно социального уровня, т.е. учитывать особенности данного исторического этапа развития. Применительно к атеистическому воспитанию это обозначает, что коммунисты вели борьбу с религией не абстрактно, а конкретно, подчиняя ее задачам революционного преобразования общества. [12,109-110]
3. Принцип сочетания позитивного и критического. Позитивное – созидательная сторона атеистического воспитания, которая идейно и практически обуславливает формирование научного материалистического, в том числе и атеистического мировоззрения человека и способствует развитию его социальной активности. Критическое – преодоление условий и причин существования религиозного мировоззрения. [12,135]
4. Принцип комплексного подхода. Принцип требует, чтобы воспитание было не узко религиозным, а подчиненным практическим задачам коммунистического строительства, органически взаимодействующим со всеми сторонами коммунистического воспитания, с жизнью и бытом людей. [12,147]
3.2.3 Духовное образование в россии в годы великой отечественной войны
Когда началась Великая Отечественная война – это был шок для советского правительства. Ведь не Сталин обратился первый с обращением к народу. Первым человеком, который обратился к народу, был ничтожный, презираемый правительством старик – митрополит Сергий (Страгородский). Он не имея ни радио, ни других средств связи, в проповеди во время богослужения обратился к народу, призывая защитить Отечество. Вот тогда и поняли, что надо использовать моральную силу церкви. [13,217]
В годы Великой Отечественной войны меняется позиция советского государства по вопросу духовного образования. Церковь и верующие, проявившие себя как истинные патриоты Отечества, перестают рассматриваться в качестве противников.
14 июня 1944 г. состоялось торжественное открытие Богословского института и пасторских курсов в московском Новодевичьем монастыре. [14,88]
Первый же опыт знакомства с желающими подготовиться к пастырскому служению показал, что учебные планы и программы духовных школ должны были быть приведены в строгое соответствие с запросами современной церковной жизни и уровнем богословской и общеобразовательной подготовки лиц, поступающих в институт.
Отсутствие у поступающих основных сведений по вопросам вероучения побудило перестроить учебный план и создать подготовительный курс, первоначально названный огласительно-христианским училищем, а затем переименованным в пастырские курсы. Их целью было дать слушателям в течении года минимум знаний о православной вере, достаточных для поступления в Богословский институт. [14,89]
В 60-х годах началось новое преследование верующих, уничтожили 2/3 церквей, действующих при Сталине.
3.3 Светская школа
Идея светской школы – завоевание демократического и культурного развития человечества, давно утвердившееся в странах, где церковь отделена от государства, а государственные учебные заведения выведены из ее подчинения, а также из-под опеки религиозных конфессий. Таким образом, "светская школа" - это учебное заведение, нейтральное как к религии, так и к атеизму. В ней недопустимо навязывание религиозного или атеистического миропонимания, каких-либо догм или ритуалов. Учащимся гарантируется возможность мировоззренческого самоопределения, необходимого для свободного становления личности.
Светская школа – непременное условие обеспечение свободы совести граждан в демократическом обществе. Особенно это структура необходима в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране, где и поныне значительная часть населения составляют неверующие люди, индифферентные к религии или последовательные атеисты. [2,13]
Школа в демократическом обществе должна равным образом гарантировать защиту учащихся от давления как религии, так и атеизма. Закон Российской Федерации "Об образовании" не разрешает в государственных и муниципальных учреждениях образования создавать религиозные движения и организации. Свобода, плюрализм и светский характер образования здесь провозглашены принципами работы.
Бесспорно, некоторые из достижений науки, с которыми знакомятся учащиеся в школе, допускают альтернативные (материалистические или идеалистические, атеистические или религиозные) толкования, и учителю не следует умалчивать об этом. Школьнику, как правило, трудно выработать самостоятельное суждение в подобных ситуациях. учитель, на наш взгляд, должен знакомить учащихся с этими альтернативами и давать им собственную оценку, но он не вправе навязывать ученикам свою точку зрения, чтобы они могли самостоятельно принять решение. [2,15]
4. РЕЛИГИЯ И ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ В НАШИ ДНИ
4.1 Преподавание религиоведческих дисцеплин в школе
И средняя, и высшая школы должны ознакомить учащихся с религией. Без этого учащиеся не смогут осуществить осознанный выбор мировоззрения. На мой взгляд, знание хотя бы основ вероучений и истории религий, а также основных идей свободомыслия совершенно необходимо для современного образованного человека. [2,16]
С целью религиоведческого просвещения в школах вводятся факультативные предметы "Религия и ее памятники", Из истории религий", "Мировые религии", "Религиоведение", "Великие книги человечества" и др. [2,17]
Преподавание религиозных дисциплин в светской школе – дело новое. И родители школьников, и сами учителя недостаточно ориентируются в этом вопросе. По данном центральной печати, 78% старшеклассников выступают именно за культурологический подход к изучению религии, а не как к "Закону Божию". Прежде всего преподавателям необходимо совершенствовать собственные знания по теории и истории религии. В библиотеках имеется обширная литература по этим вопросам – как атеистическая, так и религиозно-апологетическая.
Религиозные центры России в последнее время издали дореволюционные пособия по "Закону Божию" и катехизисы. Ими могут воспользоваться учителя религиозных воскресных школ и классов. Но для светской школы такие пособия не подходят.
В некоторых вузах приступили к подготовке и переподготовке преподавателей религиоведческих дисциплин, для них организованны краткосрочные курсы. Но эта работа только начинается. В ближайшие несколько лет таким учителям следует рассчитывать в основном на самоподготовку и собственный опыт. [2, 19]
Светская школа должна формировать морально-психологический климат толерантности, столь необходимый в демократическом обществе, где плюрализм мировоззрений – главное условие диалога и сотрудничества свободных личностей. Мировоззренческая нейтральность педагога – это и есть толерантность, контроль над своей идеологичностью, намеренное упреждение столкновений и антагонизмов на данной почве. Настоящий педагог отчетливо осознает направленность собственных убеждений, а главное – он понимает, что те положения религиоведческих дисциплин, которые не зависят от идеологических пристрастий, должны быть использованы предельно объективно, так, чтобы не были задеты чувства верующих или неверующих школьников и студентов.
Для духовного обогащения учащихся гораздо более важны социально-нравственные аспекты, сведения о влиянии религии на культуру, мораль, быт, традиции, обычаи и духовность народов, прежде всего собственного Отечества. На мой взгляд, это требование – одно из важнейших по своей методологической значимости. [2,22]
Школьный класс или студенческая группа практически никогда не бывают мировоззренчески однообразными. В них нередко есть верующие разных конфессий, почти всегда часть класса или группы – неверующие или индифферентные в отношении к религии. Сегодня религиозная тема в средней и высшей школе – не только предмет возросшего интереса учащегося, но и почва для нежелательных разногласий в подростковом и юношеском коллективе, которые могут быть вызваны самим фактом изучения религиоведения, если преподаватель допустит осуждающее высказывание в адрес той или иной конфессии и ее приверженцев, изменит принципу нейтральности в образовании. [2,23]
4.2 Православное образование
В прежни времена в образовании человека наряду со школой принимали значительное участие семья и Церковь. Семья ограждала подрастающего человека от всех бурь и опасностей, поселяла в его душе уважение к традиции и укладу жизни, созидала фундамент нравственности. Это было свойственно всем ярусам социальной стратификации – от царской до простой крестьянской семьи. [15,16]
Церковь придавала этому нравственному устроению, образовавшемуся и сложившемуся в душевном тепле семейного очага, духовную первооснову, она устремляла душу к высоким идеалам истины, добра и красоты, не давала человеку, даже оказавшемуся в самых трудных обстоятельствах жизни, отчаяться и впадать в уныние. [15,16]
Глубокое качественное изменение претерпевает современная школа под воздействием информационного бума и глобальной компьютеризации общества. Любая информация становиться сегодня более доступна с помощью компьютерной технологии, через так называемую виртуальную реальность, без привычного общения с живыми людьми. В условиях неограниченного доступа к мировым информационным ресурсам через стремительно развивающиеся компьютерные связи уже в обозримом будущем люди, живущие в любом "медвежьем углу", смогут пользоваться всеми сокровищами знаний. Но путь глобальной научно-технической революции чреват искушениями и проблемами, подстерегающими нас там, где порой мы их вовсе не ожидаем. В частности, идет процесс разрушения традиционных связей между людьми – родственных, личностных, общественных. [15,17]
Главной задачей образования у нас всегда было формирование всесторонне развитой личности. Такая ориентация позволила нам при любых поворотах истории и даже в условиях жестокого антиличностного тоталитарного режима сохранять высокий уровень образования. [15,17]
Интересы, нужды духа, нравственные и религиозные, требуют рассматривать человека как уникальную личность во всей ее целостности. Но такой подход нельзя осуществить в рамках рационализма. он возможен только после признания прав веры в сфере разума.
Отсюда выводились исключительно важные для педагогики мысли:
Во-первых, человек в ней изначально рассматривался не только как существо физическое, но и как нравственное, что позволяло обосновать необходимость воспитания. Если человеческая душа имеет первоначальное и особенное содержание и именно оно есть источник слов, мыслей и дел, то последние составляют "нашу личную вину или нашу личную заслугу. Ответственность предполагает две вещи: наличие норм и свободу. Причем не эмпирическую, но нравственную, свободу самосовершенствования. Воздействие внешних факторов на развитие личности стихийно, и лишь воспитание имеет целесообразный характер, может выявить в эмпирии порядок и смысл, чем способствует овладению нравственной свободой.
Во-вторых, представление о человеке как о единичной и особенной личности не позволяет устранить индивидуальный подход в воспитании. Однако это не все. Единичность и особенность есть "нечто первоначальное и простое", недоступное научному анализу, который предполагает сложность и многозначность явлений. Следовательно, педагогика должна признать, что в человеке всегда будет скрыта определенная тайна. Это обязывает поставить вопрос о границах воспитания, связанный с правом ребенка на свободу, что, в свою очередь, влияет на выработку принципов воспитательных отношений. В такой системе координат они не могут осуществляться как субъект-объектные.
В-третьих, мышление было бы спокойной и безучастной переработкой происходящих событий, если бы не задачи, которые "происходят в своем последнем основании не из влияний внешнего мира, а из влечений и неотразимых требований сердца" В связи с этим образование становиться проблемой свободы, проблемой целостного развития. [16,80]
4.3 Принципы православной педагогики
1. При построении системы педагогики, отвечающий духу Православия, мы должны стремиться использовать все богатство педагогических идей. Мы ищем органического синтеза всего ценного, что имеется в современной педагогике.
2. Современная педагогика при всем богатстве ее творческих исканий скованна узкими рамками педагогического натурализма, отвергающего участие высшего мира в развитии человека. Необходимо освободиться от педагогического натурализма не только в понимании путей, но и в формулировке его целей. Воспитание не может проходить мимо этого, не может отодвинуть в сторону участие в вечной жизни. Этим определяется существенно религиозная основа воспитания в целом.
3. Духовное начало в человеке есть корень и источник индивидуальности в человеке, источник его неповторимости во всей живой целостности состава человека. Все это может быть понято правильно лишь при учении христианской антропологии об образе Божием в человеке.
4. Образ Божий в человеке не есть его природа, но он входит в его природу и дает ей то начало личности, которого в товарном мире вне человека нет. Начало личности становится центром человеческой природы, в которой в силу этого все личностно, т.е. все восходит к духовному средоточию в человеке.
5. Цель воспитания в свете Православия есть помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное восполнение, находимое в церкви, помощь в раскрытии образа Божия. Иначе это может быть формулировано как раскрытие пути вечной жизни, как приобщение к вечной жизни и жизни эмпирической.
6. Развитие эмпирической личности в ребенке. Это развитие, осмысляемое в свете учения о духовном начале, иерархически связывающем все в человеке, должно служить цели спасения личности через освящение и преображение эмпирического естества.
7. Принцип всецелой личности в человеке позволяет формировать задачу воспитания ребенка как раскрытие его личности – но не в линиях так называемого гармонического развития естества, а в линиях внутренней иерархичности в человеке.
8. Физическое воспитание не только оправдано, но и необходимо; даже больше оно священно как устроение жизни тела. Этот принцип дает основание для правильного понимания проблем физического воспитания в частности, устанавливает значение и границы спорта и иных форм физического воспитания.
9. Психическое развитие должно быть свободно от порождения тех тяжелых конфликтов, под бременем которых так страдает современный человек. Здесь с особенной силой выступает проблема воспитания дара свободы; послушание авторитету, могущее при правильном истолковании последнего быть проводником духовного здоровья.
10. Развитие характера как совокупности сил творческого социального осуществимого действования, как психофизической крепости, самообладания и жизненного творчества имеет, как и все в эмпирических задачах воспитания, инструментальное значение.
11. Вся проблема дисциплины в воспитании должна быть связана с учением об опосредствующей функции поведения и всей эмпирической жизни во внутреннем развитии человека. Существенный смысл дисциплины как частного выражения того, что нам дано вести детей и помогать им, заключается в развитии дара свободы, в постепенном освобождении духовных сил ребенка от плена случайных поверхностных его порывов.
12. Проблемы сексуального воспитания получают в воспитании эмпирической личности чрезвычайно серьезное значение. Если неверно видеть в начале пола источник духовной неустроенности человека, если бесспорно, что сублимация энергии пола расширяет творческие возможности человека, то все же данные современной психопатологии убеждают в том, устроение сферы пола имеет особо важное значение для эмпирического и духовного здоровья личности.
13. Социальное воспитание должно быть связано с идеей Церкви как благодатной соборности. Точно также и национальное воспитание, углубляя и одухотворяя связь личности с родным народом, должно быть связано с идеей сверхнационального единства перед Богом, не могущего быть зачеркнутым никакими историческими конфликтами во взаимоотношениях разных национальностей.
14. Моральное воспитание должно быть построено в линиях мистической морали, какую развивает христианство. Ни мораль благоразумная, ни мораль разума не преодолевают начала греховности, ибо не связывают служение добру с преданностью Богу. Подлинная моральная свобода лежит не в организации отвечающего закону добра поведения, а в свободе от самоутверждения, в восстановлении реального единения с Богом.
15. В духовном созревании огромное, а иногда и совершенно исключительное значение принадлежит эстетической сфере в нас. Использование эстетических сил в целях укрепления духовной жизни тем более важно, что современная жизнь проникнута эстетикой.
Эстетическое воспитание должно иметь в виду две цели: низшую, служащую задачам развлечения и игры, и высшую, служащую питанию души через приобщение души к красоте.
16. Интеллектуальное воспитание, развивая инициативу в уме, творческие силы, способность интуиции, должно развивать и удовлетворять потребность в целостном мировоззрении.
17. В религиозном воспитании основное место должно принадлежать развитию религиозного вдохновения, живой, свободной и всецелой погруженности души в жизнь Церкви. [9,148-153]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе я рассмотрела тему религиозного воспитания человека.
Несомненно, любое воспитание – это некоторое навязывание подростку определенного образа действий мировосприятия родителями, учителями, старшими друзьями. Но у детей есть свой интерес к религиозной реальности. В жизни ребенка обязательно должен присутствовать период мифологического восприятия мира. Значит ребенку нужно религиозное воспитание просто для того, что бы быть ребенком. Ребенок не агностик, его восприятие духовного мира и живо, и реалистично. Он очень мистично видит мир. Но мир ребенка ограничен и чудо в нем имеет постоянную прописку [17,13]
Сегодняшнее поколение детей дичает, грубеет, теряет человеческое обличие. А религия дает людям надежду на светлое будущее, заставляет их верить в чудо, нравственно и эстетически воспитывает и одухотворяет.
Конечно, верить или не верить в Бога – это личное дело каждого, и у человека должен быть выбор, альтернатива. Но, по-моему, с ранних лет нужно воспитывать в детях чувство религиозности, добра и тепла. И может быть тогда наш мир станет хоть чуть-чуть добрее, приветливее, не будет равнодушен к беде близкого, научиться состраданию и милосердию, чего в наш век многим не хватает.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мистика. Религия. Наука. /Ред. Г.В. Смирнов – М.: Канон, 1998.
Религия в истории и культуре. /Ред. М.Г. Писманика – М.: Юнита, 2000.
Мень А.: История религии в поисках пути, истины и жизни. – М.: Инфра-М, 2001.
Основы религиоведения /Ред. А.В. Солдатова – М.: Высшая школа, 1994.
Марченков В. Г.: Начала православия. – М.: Петит, 1991.
Ислам и проблема национализма в странах Ближнего и Среднего Востока – М., 1986.
Ан С. А.: Человек в религиях мира. – Барнаул, 1999.
Социология религии. – М.: Аспект-Пресс, 1996.
Зеньковский В. В.: Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Школа-Пресс, 1996.
Православие, современное образование и культура. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул, 1996.
Матяхина М. Р.: Православная церковь в культуре Алтая XVIII – начала XX вв. – Санкт-Петербург, 1997.
Ленсу М. Я.: Основы атеистического воспитания. – Минск, 1976.
Личность в церкви и обществе. – М., 2003.
Якунин В. Н.: Духовное образование в России в годы Великой Отечественной войны: // Педагогика. – 2003. – №3 – С.88 – 91.
Игумен Иоанн: Православное образование в России: традиция и развитие, уроки и перспективы. // Педагогика. – 1999. – №4 – С.15 – 21.
Кузьмина С. Л.: XIX век: наука и религия в искусстве воспитания. // Педагогика. – 1999. – №2 – С.76 – 81.
Куров А.: Школьное богословие. – М., 1997.