Рефетека.ру / Педагогика

Реферат: Православное воспитание

Содержание

Введение 3

Глава I. Истоки православного воспитания в семье. 6

1.1. Воспитание детей первыми христианами 6

1.2. Православное воспитание детей в дореволюционной России и семье
11

Глава II. Особенности семейного православного воспитания детей 17

2.1. Воспитание первоначальной веры в Бога в духе веры Христовой и
Благочестия 17

2.2. Воспитание с раннего детства богоугодных черт характера 25

2.3. Воспитание мальчика-христианина 34

Заключение 39

Введение

В наше время люди все больше и больше начинают отдаляться от Бога, неверие в Бога становится явлением общепризнанным и общераспространенным, равнодушие к религии считается нередко признаком хорошего тона, а полное безверие — признаком образованности. По мнению священника А. Гиляревского, в наше именно время более чем когда-либо необходимо рассказывать о пользе религии, о том, что знание христианских законов помогает человеку сохранить чистоту души и тела. Это поможет направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. В наше время так много примеров разгульного и безнравственного поведения юношей и девушек. На наш взгляд, это происходит из-за недостаточности домашнего воспитания и нежелания или неумения родителей донести до сознания ребенка основных христианских законов [5:409].

Сплошь и рядом распространен, так называемый, атеистический гуманизм, который исповедует немалое число родителей, воспитывающих своих детей. Его можно сравнить с замком на песке, потому что духовным фундаментом, в данном случае пренебрегают. Дунул ветер и замок.… Вот как описывает актуальность воспитания детей в христианской семье и в духе Веры христовой и Благочестия
Д.А. Авдеев.

По его мнению, дети слышат запреты и увещевания, но им до конца не понятно, почему нельзя обманывать или брать чужое, почему необходимо слушаться родителей и многое другое. О Боге и о грехе деткам не рассказывают. В школе, в армии, лицее или институте от этого гуманизма остается все меньше и меньше. «Совесть без Бога есть ужас», — писал
Ф.М. Достоевский. Душа, неочищенная покаянием, становится плохим советчиком. Верить ей опасно. Вывод таков: воспитание детей в духе подлинного благочестия невозможно без Веры, без Господа Иисуса Христа.
Только от благодати Божией душа человека очищается, просвещается и вразумляется [4:128].

По материалам В. Зеньковского, в современном обществе, в котором так сильно распространено безверие, психическая потребность религии удовлетворяется целым рядом суррогатов. Эта психическая неустранимость религии лучше всего свидетельствует о том, что религия является глубокой и внутренне необходимой функцией нашей души [3:220]. Поэтому функция семьи и церкви — религиозное настроение естественным образом с самого раннего детства.

Кроме этого, данная тема актуальна еще и потому, что многие родители не знают, как воспитывать детей в духе христианской веры. По данным исследований А. Стрижёва, сплошь и рядом родители сообщают детям такие религиозные понятия, которые они не воспринимают или слабо воспринимают, — как нередко в наше время впадают в другую крайность — ничего не сообщают детям, воображая, что оставление детей в религиозном вакууме будто бы охраняет «естественное» развитие души. Нередко родители превращают Божество в детских глазах в какую-то карательную инстанцию; родители учат не любви к
Богу, развивают не творческое устремление детской души к Тому, Кто все создал и все сохраняет, а развивают страх перед Богом. Это необычайно вредно отзывается на детской душе и имеет свое образное отражение. [8:124].

Мы считаем, что в семье должно присутствовать и светское и религиозное воспитание. Поскольку живем мы в светском обществе, учимся в светских школах, работаем на предприятиях, в учреждениях, где царят порой несправедливость, обман, зависть и т.п. Все мы встречаемся с этим в своей жизни. Если человек с раннего детства знаком не только со светскими религиозными устоями, то у него есть право выбора как лучше поступить и по какому пути пойти в своей жизни.

Поэтому очень важно освящать эту тему, так как, несмотря на достаточно большой круг источников, данная тема остается актуальной.

Цель данной работы — дать анализ семейного православного воспитания детей.

Задачи данного исследования:

1. Изучить воспитание детей первыми христианами.

2. Исследовать православное воспитание детей в дореволюционной России и семье Николая II.

3. Выявить условия воспитания первоначальной веры в Бога в духе веры

Христовой и Благочестия.

4. Определить черты характера, которые воспитывает православная семья в ребенке.

5. Дать анализ воспитанию мальчика-христианина.

Глава I. Истоки православного воспитания в семье.

1.1. Воспитание детей первыми христианами

Чтобы нам лучше понять правил христианского воспитания детей, познакомимся сначала с тем, как воспитывали детей своих первые христиане.

Первые христиане не только сами заботились приблизиться к Богу, но и все усилия свои направляли на то, чтобы и дети их были достойными христианами. К этому было направлено все воспитание и образование, какое огни старались дать им.

Прежде всего, древние христиане старались заложить в детский ум живое познание Иисуса Христа. Имя Спасителя дети впитывали, так сказать, еще с материнским молоком.

Вместе с понятием об Искупителе детям внушали и высокое учение Его о
Таинствах веры и правилах богоугодной жизни, таких как: о едином Боге, вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу; говорили об обязанностях детей подражать Господу в смирении, иметь страх Божий; почитать родителей и старших; говорили о терпении, прощении обид и незлобии; скромности, стыдливости, смирении, покорности, молчаливости, благотворительности и целомудрии.

Некоторые из христиан все умственное образование детей ограничивали одним словом Божиим. Другие, наоборот, не боялись вводить в круг образования христианского юношества некоторые книги и науки, изучаемые в языческих школах.

Глубокие и обширные познания некоторых Отцов Церкви в философии, истории, естественных и других науках, беседы их с юношами и научных предметах показывают, что и сам они были чужды и детей не хотели отчуждать от учености, лишь бы она не сопровождалась вредом для веры и христианского благочестия. Поэтому во многих училищах и семействах позволяли детям учиться поэзии, музыке, философии, языкам, гражданским и другим полезным наукам.

Впрочем, все светские и житейские науки были предметами второстепенными, а главным и первым ее предметом образования было учение христианское. Сообразно с целью христианского воспитания науки преподавались только достаточно утвержденным в учении христианском, притом, их позволяли изучать не как предмет одного любопытства, не по страсти к приобретению познаний и не для славы и корысти, но только по той мере в какой знание их было нужно и полезно для добродетелей и для Церкви.

Во всех других случаях такие науки почитались неприличными для христианина, излишними и даже вредными. Того почитали несчастным, кто знает все и не знает Бога; того блаженным, кто знает Бога, хотя ты и не знал ничего другого. Как древние христиане учили детей? — Когда наступало время учить детей грамоте, им давали для чтения Библию. Сажая за письмо, им давали в руководство прописи, состоящие из изречений Священного Писания.
Детская душа, начинавшая ряд своих ощущений и мыслей изучением слова Божия, скоро свыклась с благочестивым занятием, находило в нем для себя высокое наслаждение, и предпочитала его другим занятиям и удовольствиям. Блаженный
Иероним рассказывает об одном христианском муже, что в детстве своем он никогда не садился за стол, не почитав наперед какого-нибудь отделения из
Библии, никогда не ложился спать прежде, нежели кто-нибудь из окружающих его прочтет ему из-0 нее какое-либо место. То же делал он и поутру: едва окончит свою молитву, тотчас принимается за чтение Библии. По приказанию своего отца он выучивал из нее некоторые места наизусть. И так полюбил это занятие, что не довольствовался одним чтением известных мест, а спрашивал своего отца, какое собственное значение того или другого изречения.
Подобных примеров много представляют древние писатели, а из всех этих примеров видно, что Библия была для детей, как и для всех христиан, предметом тщательного и благовестного изучения, и была предпочитаема всем другим книгам.

Священное Писание было первой учебной книгой, так что церковные писатели, говоря о христианских училищах, называют их училищами Священного
Писания, упражнением в Божественных писаниях, а каждый дом и семейство христиан — Церковью. «Если вы хотите, — говорили учителя Церкви родителям,
— чтобы ваши дети слушались вас, то приучите их к слову Божию. Душа, предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться и слушать, и говорить только то, что возбуждает и поддерживает страх Божий». После божественных книг отцы и учителя Церкви советовали родителям давать детям для чтения сочинения святых отцов [1:237-239].

В молитве древние христиане проводили наибольшую часть времени, приучая к этому и детей своих. Можно сказать, что вся жизнь их была непрестанной молитвой или, как говорит Климент Александрийский,
«торжественный святый праздник».

Молитвой начинались и оканчивались все их занятия, начиная от важных до самых незначительных, так что, когда обувались, надевали одежду, раздевались, учили детей, возжигали огонь, садились или вставали с места, прогуливались и отдыхали, принимались за рукоделие, садились за стол, вкушали пищу и выходили из дома, — вообще при всяком действии и состоянии, даже среди безмолвия ночи, вставая от сна, ограждали себя крестным знамением и творили молитву. И в этой непрестанной молитве пребывали не одни возрастные, но призывали и детей участвовать в Богослужении как общественном, совершаемом служителями Церкви, так и домашним, совершаемом главою семейства в присутствии всех обитателей дома; заставляли их затверживать известные молитвы на память, петь гимны и псалмы при обыкновенных их занятиях, вставать на молитву ночью.

Первенствующие христиане удаляли детей от всего, что могло возбудить в них нецеломудренные мысли и движения. Так они детям ни под каким видом не позволяли присутствовать на свадебных пиршествах, общественных зрелищах и играх; скрывали от них соблазнительные сочинения языческих стихотворцев, предохраняли от знакомства со светскими песнями и сладострастной музыкой, удаляли от сообщества с лицами другого пола, с людьми зазорного поведения.
В отношении тела приучали детей к скромности в одежде и других внешних украшениях, воздержанию и простоте в пище и питье.

Оградив детское сердце от всех внешних и внутренних соблазнов, благочестивые родители употребляли и средства, которые прямо служили к насаждению и укоренению в них христианского благочестия. Первым из этих средств, после устного и письменного наставления в правилах христианской жизни, был пример благочестия, который родители показывали в своей жизни, и которому обязывали подражать всех воспитанников (детей). «Помните, — писал блаженный Иероним родителям, — помните, что лучше можно научить дитя примером, нежели словами». Примером учили и воспитатели побуждали детей с ранних лет упражняться в чтении слова Божия; примером же учили их исполнять христианские обязанности, изложенные в слове Божием. Дети, находясь под кровом родительского дома, слышали и видели образец всех добродетелей, непрестанное молитвословие, действия глубокого смирения, презрения мира, умеренность и скромность в одежде и внешних украшениях, воздержание в пище и питье, целомудрии, постоянное упражнение в слове Божием, справедливость, любовь, благотворность и прочее [1:250].

Упражнение детей в делах благочестия было одним из первых средств к утверждению в них навыка и во всякое время участвовали в благочестивых действиях своих родителей. Совершалась домашняя молитва всеми членами семьи, в ней участвовали и дети во все часы дня и ночи, назначенные для славословия Бога. Собирались ли верующие в храм Божий на общую молитву, в известные дни недели и часы дня, — они непременно брали с собой и детей, приобщали их участвовать при общих молитвах и славословии, но приучали их петь некоторые молитвы самим по себе, при общем молчании верующих.

Родители по большей части сами занимались воспитанием и образованием своих детей. Имущественно же обязанность эту брали на себя матери семейств, так как и природа вложила в их сердце более нежность к детям, и внешние занятия не отвлекают их от обязанностей семейных, и, следовательно, в их руках более средств к благоуспешному воспитанию. Воспитание входило в состав собственных благочестивых занятий отца и матери. Отцы Церкви поставляли отцам семейства в обязанность говорить и делать только то, через что мог бы назидаться в благочестии весь дом их, а матерям, — охраняя дом, преимущественно смотреть, как семейство делает то, что принадлежит Небу.
Мать, носившая в своем сердце христианскую жизнь, была истинная образовательницей детей, в христианском значении этого слова.

Первенствующие христиане сознавали, что пример благочестивой матери особенно силен.

Первое место после родителей в деле воспитания занимали у древних христиан восприемники. Они ручались перед лицом Самого Бога за будущую веру и христианскую жизнь детей, когда эти достигнут возраста самосознания. В домашние учителя первенствующие христиане избирали обыкновенно людей зрелых лет и строгой жизни.

При воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми годами их детства, чтобы, предупредив время полного развития разума и свободы, глубже напечатлеть на детской душе истины веры и расположение к добродетели. Когда начинало обнаруживаться в детях сознание, родители, прежде всего, старались внушить им веру в Бога и любовь к благочестию, чтобы таким образом предупредить влияние других вредных впечатлений и дать их душе с самых первых минут жизни благочестивое направление. Дети в раннем возрасте легко принимают и напечатлевают в душе все, что слышат; преимущественно с этого времени жизнь наклоняется к добру или ко злу.
Поэтому дети от самой колыбели воспитывались по обычаю Церкви христовой и
Священного Писания [5:149].

Итак, в этом параграфе мы осветили немаловажный аспект в нашей работе, без которого было бы невозможно полностью раскрыть тему, — как воспитывали своих детей первенствующие христиане. Исследования данной задачи позволили сделать следующие выводы:

1. Все воспитание и образование, какое первенствующие христиане старались дать своим детям, было направлено на то, чтобы они были достойными служителями Господа.

2. Главным и первым предметом образования было учение христианское.

3. Наибольшую часть времени первые христиане проводили в молитве.

4. При воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми годами их детства.

1.2. Православное воспитание детей в дореволюционной России и семье

В деле воспитания и образования нужно считаться со свойствами и качествами данного народа. Русский народ совершенно своеобразный и особенный. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные качества, воспитать в национальном духе — значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, которые присущие и свойственны той или другой народности. Каждая народность имеет свои особенности, и дети ее должны быть так воспитаны, чтобы они смогли легко, свободно и без опасности переносить все условия данного климата, сохранить дух той религии и государственных устоев, в которых живет та или другая народность. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности.

В семье, ведя друг с другом разговоры, люди невольно воздействуют друг с другом, люди невольно воздействуют друг друга. Желая воспитывать детей в национальном духе, мы в своей семье сами должны быть (примером) для них примером уважения преданности и любви к своей родине и ко всему родному.

В допетровские времена образование и воспитание находилось в ведении
Церкви и духовенства, а потому были и национальные и религиозные и высоконравственные.

Петр I обращается внимание как на обучение полезным знаниям, так и на религиозное и нравственное просвещение народа, причем Церквам и духовенству поругалось следить за этим делом. С того же времени начинается заведение и домашнего воспитания и образования, преимущественно в домах дворянства и аристократии. Для этого выписывались воспитатели из Франции, Швейцарии и проч.

Обучение и воспитание при Петре и при Екатерине II отличались духом патриотизма и были строго национальны. Это давало возможность получить для самостоятельной жизни и полезной общественной жизни людей, бодрых духом и телом, любящих свой народ и свой отечество, преданных учению Православной веры своей Верховной власти и законному Правительству.

В царствование императрицы Екатерины II произошли возврат русских областей Белоруссии и Литвы. Мудрая царица вполне основательно предусмотрела, что только школы русские и православные могут укрепить наших братьев в вере Православной, и в преданности Родине и престолу.

Большой вред русскому народу и русскому государству был нанесен в царствование императора Александра I, когда всемогущим владыкой в деле просвещения был поляк Адам Чарторыйский.

При Александре II все это продолжалось и только Александр III ясно и определенно повел чисто русскую национальную политику. С этой поры можно точно сказать, чего Россия хочет, и что она преследует в деле воспитания и образования народа. По исследованиям А.Н. Стрижева, народная православная религия есть то начало, которое объединяет нас русских, в одно нераздельное целое. После Бога, отца и матери, набольшая любовь должна проявляться к своему народу и своей родине [1:382-400].

Самым ярким примером воспитания в духе Православия детей в царское время может служить семья Императора Николая II. Вот что написал он 12 августа 1904 г. в своем дневнике: «Великий, никогда не забываемый день, когда милость Божия так ясно посетила нас. В час дня Аликс (Императрица
Александра Федоровна) родила мальчик, который назван Алексеем». Так долго ожидаемый мальчик, наследник Российского престола, родился в полдень жаркого летнего дня.

Радости императора и императрице не было предела: в царскую семью вошел сын, Престолонаследник. Царевич Алексей был с золотыми кудряшками и голубыми глазами, очень красивый младенец.

Алексей начал делать первые шаги, однажды споткнулся и упал, на его ручках и ножках появились маленькие синяки, которые через несколько часов выросли в темно-синие опухоли. Стало ясно: под кожей кровь не свертывалась.
У Алексея была страшная болезнь — гемофилия, унаследованная им от матери.
На лице императора поселилась непроходящая печаль. Царская Семья большую часть времени стала проводить в Царском Селе под Петербургом. Живя в роскошных дворцах, Царская Семья вела весьма тихую и скромную жизнь. Дети императора Николая II воспитывались строго. Все они, за исключением больного царевича, спали на жестких походных кроватях. Каждое утро принимали холодные ванны. Днем по много часов учились и занимались рукоделием. У них буквально не было ни одной свободной минуты. Сам Государь вставал в 7 утра и после завтрака уходили в свой кабинет, где работал дотемна. Когда работы было не так много, Николай II любил ездить на прогулки верхом, проезжая через многочисленные окрестные деревни. Здесь император не упускал случая побеседовать с крестьянами об урожае, о заготовках на зиму и крестьянских нуждах. Иногда крестьяне, заранее зная о том, что Государь поедет через их село, собирались кучками у дороги и высказывали Николаю II свои просьбы или передавали письма. Во всех случаях император давал распоряжение помочь крестьянам.

Спокойный и немного застенчивый характер Государя передался его старшей дочери Великой княжне Ольге. Светловолосая девушка с широким умным лицом и синими глазами поражала всех своей добротой, простотой обращения и глубиной чувств. В беседе с окружающими она была очень любезна, быстро понимала собеседника. Если тот не решался высказать какую-либо просьбу,
Ольга Николаевна, словно угадывала его мысли и предлагала свою помощь.

Заметив во время одной из своих поездок по окрестностям Царского Села мальчика на костылях, Ольга распорядилась каждый месяц выделять деньги на его лечение.

Великая княжна Татьяна была больше похожа на мать-императрицу. Самая высокая и стройная из всех сестер, она была энергична, целеустремленна, могла принимать серьезные решения.

Сестры были искренне преданы друг другу. Третья сестра Великая княжна
Мария, была самой веселой из сестер. Темно-русая с розовыми щеками и такими большими темно-синими глазами, что в семье их называли «Мариины блюдца».
Княжна была очень общительна, с равным успехом могла вести беседу и с графом, и с простым крестьянином. Знала наперечет имена всех матросов императорской яхты «Штандарт», а также имена их жен и детей. Она не любила долгих и нудных светских церемоний. Была как бы постоянно вся в движении. У нее, как и у всех сестер, было простое, доброе, любящее, подлинно русское сердце [7:114].

Младшая из сестер Великая княжна Анастасия, была в семье главным шутником. Она могла развеселить каждого. Эта же способность делала ее лучшей среди сестер при изучении правильного произношения в иностранных языках. В детстве она вела себя как мальчишка: залезала на верхушки деревьев, отказывалась спуститься пока не приказывал сам отец. Все сестры жили исключительно дружно. Свои письма они подписывали совместным автографом «ОТМА». Этим они выражали единую волю и согласие.

Царевич Алексей «был ядром этой дружной семьи, с ним связывались все надежды и ожидания. Сестры обожали его. Он был радостью родителей. Когда наследник чувствовал себя хорошо, весь дом преображался, все в нем, казалось, как бы плавали в солнечном свете», — писал воспитатель Пьер
Жильяр [7:115].

Тем не менее, этот прекрасный голубоглазый ребенок был ужасно болен.
Вместе с ним страдала вся семья. Когда кризисы болезни проходили, Алексей ничем не отличался от других детей. По характеру он был очень непоседливым и шаловливым. Любил шумные игры, особенно катание на санках с гор. «Он целиком и полностью наслаждался жизнью. И, когда она позволяла ему, были счастливым мальчишкой, — писал его воспитатель. — Его вкусы были исключительно простыми. В нем совершенно отсутствовало показное самодовольство тем, что он — Наследник. Об этом он думал меньше всего»
[7:120].

У Алексея был прекрасный музыкальный слух. Но в отличие от своих сестер, которые учились играть фортепьяно, Наследник любил русскую балалайку. И упорно старался научиться играть на ней хорошо. Один из учителей говорил: «в душе этого ребенка не заложено ни одной скверной или порочной черты. Душа его самая добрая почва для всех добрых семян. Если умеют его насадить и вырастить, то Русская Земля получит не только прекрасного и умного Государя, но и прекрасного человека» [2:83].

Все воспоминания отмечают, что Царские дети были горячие патриоты. Он любили Россию и все русское. Между собой всегда говорили только по-русски и плохо говорили на иностранных языках.

«Когда я буду царем, — говорил Алексей, — не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы».

Любимой пищей царевича были щи, каша, черный хлеб. Ему каждый день приносили пробу щей и кашей из солдатской кухни. Наследник съедал все и еще облизывал ложку. При этом, сияя от удовольствия, говорил: «Вот это вкусно.
Не то, что наш обед».

В 1914 году, началась Первая мировая война. Вскоре Государь должен был сам стать Верховным главнокомандующим и большую часть времени проводить на фронте, в ставке. Весь 1916 год, с небольшими перерывами Наследник провел в ставке и в разъездах с отцом. Ему шел только 13-ый год, но он уже выглядел мужественным и взрослым.

Царская семья — это пример истинно0православного воспитания, привития детям таких богоугодных черт характер как доброта, честность, простота, кротость, всепрощение, сочувствие, скромность. Мы видим, какое огромное внимание уделялось православному воспитанию.

Русские люди привыкли называть свою родную страну Святою Русью. Наши предки любили храмы Божии. Повсюду их строили и усердно их посещали. Сам
Царь с семьей каждый день бывали на всех церковных службах. Домашняя молитва и крестное знамение употреблялись так часто, что, по отзывам иностранцев, нелегко было найти, кто бы в этом равнялся с русскими.

Вставая от сна, принимаясь за какое либо дело, выходя их дома и входя в него, проходя мимо Церкви, часовни, иконы или встречаясь с крестным ходом, слыша звук колокола, садясь за трапезу, отходя ко сну и вставая ночью, наши предки молились, делали поклоны, произносили «Господи, помилуй». Соблюдая заповеди Божии, учили детей жить в соответствии с ними, не нарушая их и не отступая от них[2:59-66].

Итак, мы видим, что Православное воспитание в Царской России органично вплеталось в жизнь каждого человека; из поколения в поколение передавались правила поведения в соответствии с Законами Божиими. Детей воспитывали строго, но с любовью к Богу, родителям и окружающим. Несмотря на то, что
Николай II был главой огромного государства, детей своих он воспитывал в строгости, без всяких излишество и мог служить примером для любого христианина.

Глава II. Особенности семейного православного воспитания детей

2.1. Воспитание первоначальной веры в Бога в духе веры Христовой и

Благочестия

В наше время, когда неверие в Бога стало явлением общепризнанным и общераспространенным, когда равнодушие к религии считается нередко признаком хорошего тона, а полное безверие — признаком образованности, в наше именно время необходимо рассказывать о пользе религии, о том, что знание христианских законов помогают человеку сохранить чистоту души и тела. Это поможет направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. В наше время так много примеров разгульного и безнравственного поведения юношей и девушек. В чем же заключается причина такой испорченности и нравственной распущенности молодых людей нашего времени? Как мы видим, это происходит из-за недостаточности домашнего воспитания и нежелания или неумения родителей донести до сознания ребенка основных Христианских Законов.

Весьма многие из современных родителей стараются воспитывать своих детей так, чтобы их них вышли светские люди. С этой целью приучают детей следовать требованиям моды в своей внешности и образе жизни, приучают детей к изящным манерам и сообщают им такие знания, которые давали бы возможность детям с достоинством держаться в светском обществе. Нельзя сказать, чтобы подобное воспитание не имело некоторых хороших сторон. Но опасность, соединяющаяся с подобным воспитанием, заключается в том, что многие родители стремятся приготовить из детей своих только светских людей, и этим, несомненно, готовят своим детям печальное будущее.

При таком воспитании дети неизбежно усваивают вместе с хорошими много дурных привычек только потому, что без них нельзя обойтись в светском обществе. В особенности при подобном воспитании, дети весьма часто усваивают одну светскую внешность, один светский лоск, причем, самая душа- то его их не приобретает никакого нравственно-доброго направления, характер остается без всякого благородства.

Так как светская жизнь требует более или менее значительных денежных расходов, то многие родители прилагают все заботы к тому, чтобы обеспечить своих детей в материальном отношении. Родителям кажется, что дети их будут счастливы, если не испытают тех лишений, которые пришлось им самим испытать. Но в действительности происходит по большей части совершенно обратное: юноши, которых воспитывали только для светской жизни, выносят из своего воспитания такую ненасытную жажду к удовольствиям, которая быстро поглощает родительские наследственные капиталы. Многие из подобных людей доходят до полной потери человеческого достоинства, так что уж не только
Бога не боятся, но и людей не стыдятся.

Другие из современных нам родителей все заборы прилагают к тому, чтобы воспитать из своих детей людей образованных, чтобы их дети приобрели основательные и обширные научные знания, окончили курс в каком-нибудь среднем или даже высшем учебном заведении. Подобные заботы родителей весьма похвальны, но худо то, что всего менее обращается при этом внимания на воспитание детей в духе веры Христовой и началах нравственно-благочестивой жизни. Они беспредельно предаются избранной им деятельности, исполнению принятых на себя обязанностей. Но незаметно для них самих, соблазны, один другого обольстительнее, уже начинают окружать их и тянуть к себе обещанием различных удовольствий. Будет ли человек, не верующий в Бога, бороться с окружающими его соблазнами? Конечно, нет. Жизнь представляет многочисленные примеры того, как самые великие ученые, самые образованные люди коснеют в отвратительных пороках, предаются самым грубым страстям: корыстолюбию, пьянству, разврату и т.п., или потому, что не хотят, или потому, что уже не в силах бороться с покорившею их себе порочной страсть, потому что для борьбы с этой последней нужна не только воля твердая, сильная, но, главное, воля, окрепшая в нравственно-добром направлении и подкрепляемая благодатной помощью свыше. Но такую волю может иметь только истинный христианин ,потому что христианское воспитание вселяет в сердце страх Божий, которое удерживает человека от порока и приучает жить добродетельно, а самое важное
— вера Христова ниспосылает в молитве и святых таинствах благодатные силы,
«яже к животу и благочестию» (для жизни и благочестия) (2 Петр 1,3), дающие человеку крепость в борьбе с искушением и помогающие преуспевать в жизни нравственно-благочестивой.

Правда, всякому человеку, при его умственной ограниченности, свойственно впадать в грех. Многие люди высоко добродетельные и даже святые при всех усилиях своих противиться соблазну, нередко, против своей воли, поддавались искушению (Римл. 7, 23 и 24). Так происходит грех, нравственное падение. Неверующие люди, не считая за грех безнравственных поступков, не только не останавливаются перед их совершением, но еще услаждаются греховным состоянием. При этом лица, еще не потерявшие совести, или с болезненно-развитым самолюбием, по совершении нравственного падения испытывают нередко такие угрызения совести или чувствуют такой жгучий стыд перед людьми, что сама жизнь становится им невыносимой и многие из таких несчастных, не имея веры в Бога, оканчивают самоубийством свое земное существование.

Это последнее явление — прискорбное и ужасное, весьма нередкое в наше именно время, завися от многих житейских условий, в основе своей имеет одну общую причину — оскудение или полное отсутствие веры в Бога в лицах, оканчивающих жизнь самоубийством. Если мы обратим внимание на то явление, что те именно слои общества, которые более всего отпали от веры и благочестия отцов своих начинает в последнее время охватывать какой-то дух уныния и тоскливости, то мы с полным правом можем заключить, что современная жизнь утратила ту основу, на которой только и может совершаться ее правильное развитие. Такая основа жизни заключается единственно и исключительно в религии.

Чтобы этот вывод не показался кому-либо голословным и бездоказательным, разъясним, по возможности кратко, то значение, какое может иметь религия для жизни вообще и в деле воспитания, в частности.

Религия, составляя общей и существенную основу всей человеческой жизни, тем самым естественно содействует правильному и полному развитию отдельных ее сторон. Так, по мнению священника Гиляревского: а) Только благодаря религии может быть удовлетворено стремление человека к познанию истины. Только религия открывает самую глубину познания
— Бога, который есть «Альфа и Омега, начатое и конец» (Апок. 1,.8) только религия сообщает знанию человека всесторонность.

Мы полностью согласны с этим мнение, т.к. действительно в человеке должен быть заложен зародыш веры, который нужно поливать, подкармливать размышлениями о своей жизни, в своем месте в этой жизни и о том, как нужно поступать по-божески в любой ситуации. б) Всякий человек по естественному влечению своей природы стремится к счастью. Но в сем состоит счастье? Человеку для достижения счастья необходимо удовлетворение именно личных потребностей. Но эти потребности не входят в механизм общего счастья. Итак, каждому человеку необходимо достижение его собственного, личного счастья: вся жизнь каждого человека состоит, большей частью, в искании именно этого счастья. Но как часто люди, представленные самим себе, старались найти счастье так, где его нет и быть не может: в удовольствиях чувственных, радостях скоропреходящих, последствием которых бывает только «суетство и произволение духа» (Евкл.
1,14)

Только вера Христова указывает и дает истинное счастье жизни человеческой. Итак, счастье христианина заключается во внутреннейшем, сокровенном, глубочайшем душевном настроении, в мире Божием, превосходящем всяк ум (Филипп. 4,7). Вера Христова дает счастье истинное, чистое и самое прочное, неволнуемое похотями чувственности и неомрачаемое никакими страстями себялюбия, счастье, имеющее свое начало в самоотверженной любви к
Богу и ближним, а свой конец — в бесконечной жизни с Богом за пределами этого временного, земного существования. в) Составляя основу жизни, религия, естественно, должна служить и основою воспитания. Цель воспитания — достижение наивозможного высшего человеческого совершенствования — в религии освящается высшим авторитетом —
Божеством, к уподоблению совершенствам которого человек должен стремиться в своей жизни (Мф 5,48). Самое же главное — только религия указывает тот идеал, высочайший образец совершенства, до соответствия с которым, воспитание должно доводить своего воспитанника. Что может служить таким идеалом для воспитанников? На первых порах — их родители и воспитатели.

Религия должна составлять основу всего воспитания и всей жизни ребенка, влияя на его направление, сообщая ему свой характер и содержание
[12: 203-209].

Задача религиозного воспитания должна состоять в том, чтобы религиозность проникла и обнимала всю душевную жизнь человека, то есть чтобы выражалась не в одном только знании о Боге, но вместе с этим имела глубокие корни в сердце и направляла волю к совершению действий, требуемых религией. Заботясь о развитии в детях здравых, правильных и полных знаний, относящихся к религиозной области, родители должны поэтому прилагать еще большие старания к возбуждению и укреплению в сердце детей религиозных чувствований: как существом Бесконечным, любви преданности и благодарности
Богу. Родители должны заботиться о том, чтобы развитие сердца соединялось с приучением воли к деятельности, требуемой религией, чтобы религиозность воспитанника была деятельностной, чтобы всякий поступок совершался не только потому, что он доставляет услаждение сердцу, но и потому, что этого требует воля Божия, исполнение которой для человека должно быть, безусловно, обязательно, как нравственный долг. Таким образом, воспитание должно стремиться к тому, чтобы образовать в сердце воспитанника постоянное религиозное настроение, которое охватывал все стороны душевной жизни, послужит основанием наклонности воли и привычки этой последней действовать только в нравственно-религиозном направлении.

Выяснив необходимость и задачу воспитания детей в духе веры Христовой и благочестия, мы приступили теперь к изложению самых способов и средств, при помощи которых может быть ведено дело религиозного воспитания.

С какого времени нужно начинать воспитывать детей в духе веры
Христовой и благочестия? По мнению некоторых лиц, занимающихся наукой о воспитании, принимать меры к развитию тогда, когда дитя достигает такой степени духовного развития, что обнаружит достаточную способность к пониманию и усвоению веры Христовой. Но такое мнение ошибочно. Потому что нельзя указать хоть одного человека, который в состоянии бы был обнять своим ограниченным умом основные истины религии. Следовательно. Для религиозного воспитания детский возраст представляет самое лучшее время, самую естественную пору. И так как трудно с точностью определить, с которого именно момента в детском возрасте начинается религиозное развитие, то необходимо заботиться о том, чтобы религиозные влияния начинали действовать на детей как можно раньше, говоря точнее, с самого рождения младенца. Не думайте, что в первоначальном младенческом возрасте ребенок не способен к религиозному развитию: сознание и понятливость в нем начинают обнаруживаться рано. Правда, ребенок долгое время не в состоянии бывает выразить того, что сознается им, ни словом, ни какими-либо мимическими движениями; на опытное наблюдение над детьми показывает, что в очень раннем младенческом возрасте дети привыкают к последовательной смене различных действий и явлений, так что ребенок приобретает достаточный запас знаний и духовного развития к тому времени, когда он начнет говорить. Вот этим-то ранним младенческим возрастом и нужно пользоваться, для того чтобы семена веры Христовой запали в чистую детскую душу [5:431-432].

Первоначальные и вместе с тем самые крепкие религиозные влияния, несокрушимые в продолжение всей последующей жизни, дети получают в семье.
Необходимо, чтобы влияние веры и благочестия на детскую душу было особенно живо и сильно, — необходимо, чтобы эти влияние были постоянными спутниками детской жизни. Поэтому родители ребенка должны заботиться о том, чтобы в комнатах, в переднем углу находились святые иконы, перед которыми теплилась бы лампадка, тихий свет которой так умиротворяет и успокаивает душу. Над кроваткой ребенка должна быть икона его Ангела-хранителя. Ребенок должен видеть, как его родители благовестно молятся пред иконами, полагают на себя крестное знамение при начале и окончании дела. Все эти условия для развития религиозности в детях настолько важен, что если ребенок не видит в домашней обстановке ничего такого, что напоминало бы ему о Боге, если в жизни родителей и других членов семьи он не замечает ничего, что выводило бы их из круга обыденных житейских отношений и устремляло помыслы к миру небесному, божественному вечному, то при таких условиях развитие религиозности в детях совершенно невозможно, и дитя может вырасти или равнодушным е религии, или даже совсем не имеющим веры в Бога.

При первоначальном религиозном воспитании детей в семье самое важное влияние на ребенка принадлежит его матери. В течение первого года своей жизни ребенку, разумеется, часто, придется быть на руках своей матери или около нее в то время, когда она молится Богу; ребенок неизбежно замечает и от неоднократного повторения постепенно усваивает молитвенное настроение, благоговейно выражающееся на лице матери, запоминает все ее молитвенные действия [10:43].

Для успешного и правильного развития религиозности в детях весьма важное значение имеет и общий дух семейной жизни. Этот общий дух семьи должен быть таков, чтобы всех членов ее объединяло и одушевляло чувство любви и чтобы во всех действиях и отношениях домашних господствовали мир и согласие. Этот общий дух должен проникнуть и в детскую душу; любовь к родителям, наполнив сердце ребенка, послужит почвой, на которой вырастет и окрепнет чувство любви и преданности к Богу — Отцу всех людей. Вот почему тяжко грешат те родители, которые в присутствии детей ссорятся между собой, произносят бранные и неприличные слова, грубо и даже жестоко обращаются со своими детьми.

После того, как ребенок начнет говорить, его общее духовное развитие начинает совершаться с особенной быстротой. С этого времени родители должны заботиться о том, чтобы развитие религиозности в детях происходило соответственно их общему развитию. Родители должны сообщать своим детям необходимые сведения о Боге, но в той постепенности, чтобы не сообщать религиозных сведений, не соответствующих возрасту и душевному развитию ребенка. Все первоначальные сведения о Боге должны действовать преимущественно на сердце ребенка, вызывая в нем любовь и преданность Богу.
Достаточно, если ребенок будет знать, что Бог есть Небесный Отец, а все люди-дети Божии, которым Бог дает пищу, свет и тепло, сохраняет их от болезней и несчастий, что Господь наш Иисус Христос пострадал за нас и умер на кресте, чтобы даровать нам любовь Божию и Царство Небесное, — сто
Пресвятая Дева Мария есть милосердная матерь всех людей, что у каждого из нас есть Ангел-хранитель. К первоначальным религиозным сведениям должны приурочиваться и необходимые понятия из области нравственности; так, в детях должно существовать живое убеждение, что Бог любит только тех людей, которые любят друг друга и помогают друг другу, что Бог любит правду и ненавидит всякую ложь (Юркевич, 220-222).

Когда ребенок не только узнает Бога, но и полюбит Его всем сердцем, тогда к нему само собою явится потребность к общению с Богом; естественным последствием такой потребности будет молитва. И родители должны прилагать все заботы и старания свои к тому, чтобы приохотить и научить детей молиться.

«Воспитывайте же, отцы и матери, детей своих так, чтобы они видели в природе не мертвую массу, не бездушный механизм слепых и случайных сил, а одушевленный храм Божий. Старайтесь воспитывать их сообразно с природой и в непосредственном общении с нею; не стыдитесь приучать детей своих к такой жизни, какую вели в деревнях благочестивые отцы и деды наши и не гоняйтесь за теми гнилыми нравами и растленными обычаями, которыми ложная образованность тешит чувственность человека и в то же время губит его физически и духовно. Бог вам в помощь!» [5:431-432].

Священник А. Гиляревский

Итак, исследования по решению данной задачи позволяют сделать следующие выводы:

1. Светское воспитание приводит к совершенному неверию.

2. Основательные и обширные научные знания у ребенка не уберегают от соблазнов.

3. Правильное развитие современной жизни может происходить только на основе религии.

4. Воспитание детей в духе Веры Христовой и Благочестия должно начинаться с самой колыбели.

5. Для успешного и правильного развития религиозности в детях очень важен дух семьи, в которой он живет.

2.2. Воспитание с раннего детства богоугодных черт характера

Как только дитя начинает видеть, слышать, осязать и проявлять деятельность других чувств, оно начинает получать впечатления, которые ложатся в основание будущего характера; ни одно ощущение, ни одно желание, как бы оно не было мимолетно, незначительно не остается без следа для нравственной его жизни. Бесчисленные следы этих ощущений, впечатлений составляют основу того нравственного характера, который развивается с раннего детства и достигает зрелости в средние годы. Неужели ребенок в первые недели своей жизни, годы может иметь такие впечатления, которые затем окажут влияние на его дальнейший характер? Да, окажут, считает В.
Зеньковский. С нашей точки зрения, окружающим надо быть очень внимательными и в каждый миг помнить о воспитательном моменте при общении с ребенком.

Мать своей любовью должна окружать ребенка, должна отстранить от него все, что вредно, должна наполнять его душу всем, что в ней есть доброго и благородного. Именно от родителей ребенок познает первые духовные ценности: чуткость, терпение, честность, храбрость и твердость характера, отзывчивость и многие другие богоугодные черты.

Кроме того, одна из самых трудных задач в деле воспитания есть раскрытие совести.

Человек без совести — язва общества. Где же эти способы воспитания честных людей? На сколько мы знаем, наука и образование не спасают от бесчестных поступков. Говорят: пробудите в человеке гордость и самолюбие, тогда он не позволит себе сделать что-нибудь бесчестное. И зачастую все бывает наоборот: там, где за доброе и истинно-честное дело приходится пострадать и понести унижение и порицание, бегут от него прежде всех люди с сильно развитыми гордостью и самолюбием. Наконец говорят: преподайте детям и юношам твердые правила чести и нравственности, и, без сомнения, из него выйдет честный человек.

Опыт свидетельствует, что самые лучшие мысли, самые полезные сведения и самые строгие правила могут храниться в нашей памяти очень твердо, но также мало могут оказывать влияние на наше сердце и жизнь, как если бы они оставались в книгах, из которых мы их почерпнули. Не то мы видим в христианском воспитании. Там наставления направляются главным образом не на внешние признаки, или принадлежности, а на внутреннее состояние духа, то есть на страдание сердца и совести. Поэтому христианские родители спешат, прежде всего, сообщить детям понятие о том, что грешно, чем прогневается
Бог, за что он наказывает грешника и лишает его своей любви и надежды вечного блаженства! [12:257]. Это производит у ребенка (в последствии юноши) невообразимое во всех своих благотворных действиях и последствиях состояние духа, которое называется страхом Божием. Страх Божий называется началом премудрости (притч. 1.7) и представляется как бы неотлучным стражем добродетели: не оскорбляй человека ближнего, и бойся Господа Бога твоего
(исх. 25,17); Пред лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся
Господа Бога твоего (19,32). «Без страха Божия, — говорит святой Василий
Великий, — нельзя сделаться ни знающим, ни благородным, ни добрым; в нем ключ ко всему этому» [5:444]. Это чувство, с первых лет жизни возбужденное, постоянно поддерживаемое и постоянно углубляемое, становится тем внутренним стражем души, который один только может охранить ее от всякого порочного и бесчестного дела.

Бог вселяется в душу человека и становится в его совести незримым свидетелем его жизни, помыслов и дел. С Ним, с Богом в совести, человек везде хорош и везде надежен.

Мало знать доброе и желать его; надобно еще иметь силу его достигнуть.

Чем раньше, тем лучше воспитывать человека. Воспитание нужно начинать еще с колыбели. Как можно чаще носит детей к Святому Причащению. Большое влияние на детей имеет частое ношение их в Церковь, прикладывание к святому кресту, Евангелию, иконам. Вообще — все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь ребенка, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающуюся только душу, чтобы своим дыханием заразить ее.

Под этим видимым охранением есть невидимое: Ангел Хранитель, Господом приставленный к младенцу с самой минуты крещения, блюдет его своим присутствием, невидимо влияет на него и в нужных случаях внушает родителям, что надо сделать с находящимися в опасности ребенком.

У детей скоро обнаруживается смышленость. Она возникает тогда, когда ребенок начинает говорить и растет вместе с усовершенствованием последнего.
Поэтому начать образование ума нужно вместе со словом. Главное, что нужно иметь в виду, это здравые понятия и суждения по началам христианским о всем встречающемся или подлежащем вниманию ребенка: что добро и зло, что хорошо и плохо. Это сделать очень легко посредством обыкновенных разговоров и вопросов. Родители сами говорят между собою: дети прислушиваются и почти всегда усваивают себе не только мысли, но даже обороты их речи и манеры.
Родители должны всегда, когда говорят, называть вещи собственными их именами [8:131-133].

Дитя многожелательно: все его занимает, все влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, ребенок все желает и все, что желает, готов выполнить. Ребенок, предоставленный самому себе, становится неукротимо своевольным. Самое первое, что родители должны сделать, это расположить детей ничего не делать без их позволения.

Отучая от своей воли, надо приучать ребенка делать добро. Для этого родители должны сами показать истинный пример доброй жизни. Дети любоподражательны и рано начинают копировать отца и мать.

Храбрость и твердость характера образуются под влиянием впечатлений, укрепляющих душу, светлых, радостных, под влиянием правильного понимания вещей и их причин, и, под влиянием частых удач, которые развивают в человеке уверенность в своих силах, спокойствие и рассудительность даже при встрече с опасностью. Родители должны помогать ребенку преодолевать препятствия, какими бы трудными они не казались ребенку, умело направлять действия ребенка и учить его самому принимать решения.

Родители должны относиться к ребенку заботливо, но не делать из него предмет обожания, чтобы потом его сердце не наполняло злое чувство зависти и недоброжелательства. Ребенок не должен чувствовать, что его желания для всех закон, которому беспрекословно повинуются все. Ведь если в семье появляется еще один ребенок, для родителей это новый предмет забот и попечений; поневоле им приходится разделять свою любовь и внимание между двумя существами, одинаково дорогими и близкими их сердцу. Ребенку, до сих пор бывшему исключительным предметом внимания теперь кажется, что все окружавшие его значительно охладели к нему. Он огорчен таким положением и не в состоянии приласкать и полюбить своего брата или сестру. Это неминуемо будит в душе ребенка недобрые чувства зависти. Такие родители своей излишней нежностью и баловством развивают в ребенке привычку видеть немедленное и беспрекословное исполнение всех его желаний, и потом начинают ограничивать его желания и требования и выходят из себя, когда избалованный ими ребенок кричит, настаивает на том, к чему он привык, и не может понять, что не все его желания возможно и необходимо исполнять. Чтобы у маленького человека не возникла зависть и недоброжелательность нужно воспитывать его в разумной строгости. Тогда ребенок учится с малых лет понимать нужды окружающих, сочувствовать другим людям и видеть, что не только он может претендовать на внимание [9:98].

По природе своей все дети искренни, доверчивы, откровенны, имеют отвращение ко всякой лжи и неправде: они вслух рассуждают, они охотно передают то, что видели, слышали, что случилось с другими и с ними самими.
Им не приходит на ум говорить неправду; если другие в их присутствии говорят известную и понятную им ложь — это их оскорбляет; вся природа их возмущается против неправды; они с негодованием отличают того, кто допустил искажение истины. В детстве каждый ребенок, сказав сознательную ложь, покрывается мучительно краской стыда, испытывает смущение, страх, вину.
Поэтому заботливо нужно охранять чистоту и целомудрие этого чувства в детях; оскорбленное неправдой, оно теряет свою нежность, силу, чуткость и никогда не может быть восстановлено в первоначальной своей чистоте, в душе человека уже не бывает такого сильного протеста против лжи, и чем чаще человеку приходится говорить ложь, тем легче это становится для него.

Значит заботливее всего нужно охранять детей от первой лжи. Иногда родители сами часто подают детям повод сказать первую ложь своей манерой доводить детей до признания в каком-нибудь проступке. Родители делают вид, что еще не знают о проступке своего ребенка и спрашивают: «Кто разбил стекло?» или «Где ты был сейчас?». Эти внушают ребенку мысль, что родители еще не знают о виновнике шалостей и внушают ему соблазнительную надежду утаить от них свой проступок в надежде избавиться от наказания. Ребенок до сих пор не повинный во лжи в этот раз не устоит против соблазна и ответит ложью. Строгий вид, грозный голос родителей, сознание за собой вины приводит ребенка в трепет, от страха он почти невольно прибегает ко лжи как единственному средству спасения.

Иногда родители учат своих детей лжи собственным примером, когда говорят ложь в их присутствии, они спокойно произносят ее, как совершенную истину. Но на ребенка, которому еще не приходилось изменять чувству истины, эта ложь действует поразительным образом: он возмущается ею и никак не может понять, как его мать, учившая его говорить всегда правду, теперь говорит, что ее нет дома, когда оно сидит на кухне. Не нужно наказывать детей за их искренность, откровенность, хоть бы она не нравилась нам, ставила нас в неловкое положение. Не нужно заставлять детей говорить о чувстве радости, любви, благодарности, печали, соболезнование, когда известно, что на самом деле в душе его нет и тени этих чувств; подобное принуждение — это прямое приучение к пустым, хоть и вежливым фразам, приучение к лицемерию и притворству.

Если взглянуть на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни — все резко изменилось, встало с ног на голову. Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребенком обращаются как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда склоняются его желания. И даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком этого избежать.
Если родители и стараются растить ребенка в строгости, то родственники, соседи пытаются сделать что-то иное. Это надо учитывать при воспитании ребенка.

Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку,
— почти на любой аспект нашей современной культуры, — подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью.

В нашит дни если мы пытаемся вести христианскую жизнь нам важно осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить нашу душу и в религии (это легко разглядеть в распространенных уродующих душу культах, требующих подчинение самозваному «святому»), и в мирской жизни сегодня человек сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состояния искушения, то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и рекламы на городских улицах. Даже в семье телевидение часто становится тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения и вкусы.

Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх
Божий и почитание святынь.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушения мира?… Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома. Не надо думать, что то, что дают ему учителя, просто полезно или нейтрально: ведь даже если он и приобретает полезные знания или умения, его научат многим неправильным точкам зрения и идеям.

Оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе ребенок получит неверное образование.

Родители должны следить чему учат их детей, и исправлять это дома, придерживаясь откровенной позиции и четко выделяя моральный аспект, совершенно отсутствующий в современном образовании. Родители должны знать какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если необходимо), какой язык они слышат и каким языком говорят сами — и всему этому давать христианскую оценку.

В тех домах, где недостает мужества выбросить телевизор в окно, его надо контролировать строго, стремясь избежать отравляющего воздействия, которое оказывает в самом доме на молодых людей этот главный проводник антихристианских идей и оценок.

Острие удара мира по Православию направлено прежде всего на детей. А как только у ребенка сформировалась неправильная позиция, задача его христианского воспитания становится трудной вдвойне.

Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, наплевательство, наслаждение, отказ от малейшей мысли о другом Мире — это в различных формах обучение Безбожию. Зная, что именно мир пытается сделать с нами, мы должны активно защищаться.

И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих целях все, что есть в нем положительного. Многое из того, что на первый взгляд не имеет непосредственного отношения к Православию, можно использовать в интересах православного воспитания.

Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искушениями грубого ритма «рока», современной псевдомузыки в той мере в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам
Оптинских старцев, очищает душу и подготавливает ее к принятию духовных впечатлений.

Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет безумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы, и тем более порнографии.
Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно служить в жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за «учителями» этого века. Одна из проблем, стоящих перед воспитанием состоит в том, что детям не прививают больше чувство истории. Это опасная и роковая вещь — лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают большей возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда мы это замечаем, нам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто восстал против Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая нам яркий пример. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям [1:468-473].

В общем, человек хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, которая в Росси почти всегда имеет религиозное христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой.

Именно поэтому в битве против духа мира сего нужно использовать лучшее, что предлагает мир, чтобы пойти дальше. Все лучшее в мире указывает на Бога и Православие.

Поэтому на родителях лежит огромная ответственность в воспитании детей в духе Веры Христовой. Нельзя упускать никаких мелочей в деле воспитания, надо быть другом и помощником ребенку, быть примером, не терять терпения, не уставать объяснять ему, что плохо, а что хорошо.

Итак, на основании исследования, мы можем сделать нижеследующие выводы:

1. Одна из самых трудных задач в деле воспитания есть раскрытие совести.

2. Воля — это то качество, без которого невозможно достигнуть настоящей веры в Бога.

3. Очень важно в воспитании ребенка сохранить и развить задатки честности с самого раннего детства.

4. Развитие нравственных качеств лежит в основе знания культуры.

5. Основная задача родителей — уберечь ребенка от ненужных и вредных знаний, которые он получает в окружающем мире.

2.3. Воспитание мальчика-христианина

Воспитание мальчиков в любой стране являет собой краеугольный камень педагогики. Какие воспитываются нынче у нас мальчики от этого будет зависеть вся судьба державы нашей.

Наивно полагать, что все же наступят такие времена, когда люди перестанут воевать. Поэтому воинское воспитание мальчика, формирующее мужество прежде всего — фундамент характера мальчика. Американский проповедник К.С. Льюис пишет: «Целомудрие, честность и милосердие без мужества — добродетели с оговорками. Пилат был милосерден до тех пор, пока это не стало рискованным» [6:155]. Формы обучения, где есть элементы воинского воспитания, могут быть различны, — начиная ль спортивных секций и кончая летними трудовыми лагерями и пр. Дисциплинированность, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности (холод, усталость, неудобства и т.п.), характерными особенностями русского воинства всегда был его оборонительный, неагрессивный характер. Это пошло со времен равноапостольного князя Владимира, который завещал никогда не нападать первыми.

Традиционное русское воинство было христианским. И поэтому к мужеству всегда добавлялось еще одно важнейшее личностное качество — это жертвенность. Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих, — говорит Господь.

Немаловажным здесь же является воспитание дисциплинированности, послушания и забвения себя, без которых немыслимы ни армия, ни Церковь
[6:56-57].

Но в каждом будущем мужчине должна еще присутствовать интеллигентность в хорошем смысле слова, т.к. грубое спартанское воспитание без этого качества превратит подростка в варвара.

В понятие интеллигент мы включаем сразу несколько составляющих.

Первым является патриотизм, любовь к Родине. Патриотизм — это прежде всего осознание русской земли как совей, это осознание себя ответственным за эту землю, за ее благосостояние, это осознание себя в диалоге с живой историей земли [6:69].

Интеллигентность включает в себя также и близость с природой, чувство своей природы, любовь к ней — как созерцательную, так и деятельную.

Вместе с тем понятно, что интеллигентность — это вовлечение и освоение европейской и мировой культуры в целом. Путь к этому лежит, в том числе через хорошие знания языка, туризм, знание мировой музыкальной культуры, литературы и истории мировых религий.

Так как мальчик — это будущий отец, то он должен обладать качествами присущими главе семейства: трезвым умом, гуманизмом, настойчивостью, справедливостью, добротой и др. Отцовство также предполагает чувство ответственности, жертвенности, строгости, великодушия и трудолюбия.

Кроме того отец молитвенно предстательствует за свою семью перед Богом и понимает очень хорошо, что надо трудиться ради семьи, но храниться она
Господом. Он помнит слово Священного Послания: дом беззаконных разорится
(Пр. 14,11).

Чтобы стать настоящим мужчиной, опорой, мальчик должен задумываться над своими поступками с раннего детства, правильно понимать происходящее и формировать свой внутренний мир.

Как известно есть внешнее и внутреннее благочестие. Внешнее благочестие включает в себя известные нормированные типы поведения, принятые в обществе. Однако большая опасность здесь заключается в абсолютизации ценности внешнего, т.е. в эстетстве. В то время как внешнее не существует без внутреннего. Мы часто повторяем с чувством словосочетание
«внутренний мир человека». А между тем ни современная психология, ни этика не знают законов духовной жизни человека.

Основополагающим духовным чувством, которое является верным знаком благочестия, является Божий, как у юноши, так и у девушки. Начало мудрости
— страх Господень, — говорит псалом.

Чтобы снять расхожие атеистические суждения, что нельзя строить воспитание на страхе и трепете, — это, как говорит Псалом, лишь начало мудрости, но еще не сама мудрость [13:159-164].

У мальчика должна появиться с детства некая способность «глядения в себя». И это не просто самонаблюдение, а это самонаблюдение в Боге, который, с одной стороны, склоняет к покаянию, а с другой — не дает унывать, но дает благодать, радость и покой.

Русский мальчик должен с детства привыкнуть исповедоваться и советоваться с духовником. Это нормальное духовное отправление. Духовник, зная много лет особенности душевного устроения мальчика (позже юноши) быстро и правильно может распознать истоки того или иного порока, духовного кризиса и т.п. [13:168].

Жизнь городов — жизнь удаления от природы накладывает на ребенка свою печать. Это нередко формирует некую грациозность, утонченность, женственность, а также отсутствие простоты и мужества.

Кроме того, иногда мальчик нередко воспитывается либо в неполной семье, либо в семье, где он — единственный ребенок. И это тоже довольно часто порождает эгоизм, тщеславие, одиночество, трудность в общении со сверстниками, депрессию, витальную тоску и уныние.

Важнейшим психолингвистическим феноменом всего социального низа, всей сегодняшней российской улицы является матерщина. Употребление матерных слов
— это каждый раз нравственный поступок, который имеет не только рациональную, но и духовную природу.

Апостол Иоанн Богослов начинает свое Евангелие с известных слов: «В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. I, I).

Этим подчеркивается творческая сила слова. Сам Бог именуется Словом. И первые зарождающиеся сокровенные, глубинные чувства и откровения у ребенка, подростка и юноши он должен поименовать, т.е. назвать своим именем.
Высокая, чистая любовь, названная матерно, оборачивается постепенно простой похотью. Юноша обязательно должен первую любовь к девушке назвать (пусть про себя) любовью. Это слово должно быть знакомо ему. Оно должно быть его словом. Он должен сказать, что наш русский лес осенью невероятно красив.
Если он видит красоту, но не говорит об этом вслух (или про себя), то он слепнет и перестает видеть красоту. Он должен ощутить уже очно рано тихую, благодатную радость от утренней молитвы. И сказать об этом. Разделить свою радость с мамой и папой [6:163].

Кроме того, матерщина — это оскорбление Божией матери и совей собственной матери. И если Церковь постоянно прославляет Пресвятую
Богородицу и учит чтить свою мать, то демоническое начало подвигает оскорблять эти Святыни [6:164].

К воспитанию мальчика-христианина нужно подходить трепетно и серьезно.
В мужчине должны присутствовать черты Бога, он должен ощущать себя великим, скромным, всепрощающим и терпеливым. Он должен знать, чего он хочет в жизни, должен идти прямым путем, не предавая и не прячась. В семьях, где с мальчиком разговаривают строго и уважительно, вырастают настоящие мужчины с
Богом в душе.

Итак, исследования задачи, решаемой в данном параграфе, позволяют сделать следующие выводы:

1. Воинское воспитание мальчика-христианина, формирующее мужество, прежде всего, — фундамент характера мальчика.

2. Без развития интеллигентности мальчик может превратиться в варвара.

3. Так как мальчик — будущий отец, он должен обладать качествами, присущими главе семейства.

4. Необходимо формировать свой внутренний мир.

5. Матерщина — это великий грех.

Заключение

Итак, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Учение воспитания детей первыми христианами показывает, что все воспитание и образование, какое первенствующие христиане старались дать своим детям, было направлено на то, чтобы они были достойными служителями Господа;

- главным и первым предметом образования было учение христианское;

- наибольшую часть времени первые христиане проводили в молитве;

- при воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми годами их детства;

2. Исследование православного воспитания детей в дореволюционной

России и семье Николая II дает основание утверждать:

- православное воспитание в Царской России органично вплеталось в жизнь каждого человека;

- из поколения в поколение передавались правила поведения в соответствии с Законами Божиими;

- детей воспитывали строго, но с любовью в Богу, родителями и окружающим;

- несмотря на то, что Николай II был главой огромного государства, детей своих он воспитывал в строгости, без всяких излишеств и мог служить примером для любого христианина;

3. Выявление условий воспитания первоначальной веры в Бога в духе веры

Христовой и Благочестия позволяет утверждать, что:

- светское воспитание приводит к совершенному неверию;

- основательные и обширные научные знания у ребенка не уберегают от соблазнов;

- правильное развитие современной жизни может происходить только на основе религии;

- воспитание детей в духе Веры Христовой и Благочестия должно начинаться с самой колыбели;

- для успешного и правильного развития религиозности в детях очень важен дух семьи, в которой он живет.

4. Определение черт характера, которые воспитывает православная семья в ребенке, показывает, что:

- одна из самых трудных задач в деле воспитания есть раскрытие совести;

- воля — это то качество, без которого невозможно достигнуть настоящей веры в Бога;

- очень важно в воспитании ребенка сохранить и развить задатки честности с самого раннего детства;

- развитие нравственных качеств лежит в основе знания культуры;

- основная задача родителей — уберечь ребенка от ненужных и вредных знаний, которые он получает в окружающем мире.

5. Анализ воспитания мальчика-христианина позволяет утверждать, что:

- воинское воспитание мальчика-христианина, формирующее мужество, прежде всего, — фундамент характера мальчика;

- без развития интеллигентности мальчик может превратиться в варвара;

- так как мальчик — будущий отец, он должен обладать качествами, присущими главе семейства;

- - необходимо формировать свой внутренний мир;

- матерщина — это великий грех.


Похожие работы:

  1. • Понятие об образе Божием как основе православного воспитания
  2. • Первые понятия о Боге. О православном воспитании дошкольников
  3. • Православное воспитание и окружающий мир
  4. • Духовное чтение и беседы. О православном воспитании ...
  5. • Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь
  6. • Методические рекомендации к программе по православному ...
  7. • Православная культура и ...
  8. • Роль литературы в образовании и православном воспитании
  9. • Православная педагогика как педагогика русской цивилизации
  10. • Воспитание как создание условий для рождения духовной жизни
  11. • История Свято-Успенского православного прихода
  12. • Вклад монастырей в развитие отечественной педагогики
  13. • Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого
  14. • Православная педагогика и ее особенности
  15. • Воспитание как создание условий для духовно ...
  16. • Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста
  17. • Влиятельные религии в России
  18. • Онтологическое основание педагогики в православной традиции
  19. • Религиозный аспект педагогической деятельности русской ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com