Человеку свойственно желать.
Каждый из нас желал чего-нибудь. Желание - причина побуждающая к
действию.
Умение - необходимая способность к исполнению желаемого. Но для
удовлетворения желаемого необходимо знать, что делать. Следовательно знание
является связующим звеном между желанием и умением. Удовлетворение
желаемого приводит к накоплению опыта, знаний, их осознание и анализ
приводит к удовлетворению больших и более разнообразных желаний, что в свою
очередь приводит к увеличению опыта и багажа знаний , что приводит к
постановке более сложных желаний и т.д. и т.п.
Таким образом закладывается основа для зарождения и развития цивилизации. Простой пример: первобытные человекообразные захватывают жертву. Случайно одному из них под руку попадает камень, инстинктивно он наносит камнем смертельный удар жертве! Эффект остается в сознании! У другого аналогичный случай с палкой. Третий анализируя на сцену истории являет примитивнейший каменный топор. Через некоторое время уже используются рабочие инструменты, рычаги, домашняя утварь. . .
Однако не всякое желание может быть удовлетворено, первобытный страх перед стихийными бедствиями, невозможность противостояния естественным бедам приводит к появлению первичных верований, понятий сверхъестественного. Так появляются первобытно-племенные религии, с ходом истории преобразующиеся в национально-государственные релиигии и далее в мировые.
В процессе становления первобытных общин происходит расслоение на властьимущих и подвластных. Историческая необходимость приводит к возникновению желания властьимущих, господствующих слоев удерживать и передавать по наследству власть, силу, богатство, почести. Этот пример наглядно иллюстрирует высказывание: знание - сила. Никто самовольно не отдает власть в чужие руки, следовательно определенные знания должны быть доступны только узкому кругу людей. Для остальных же внешние проявления этих знаний должны быть объяснены так, чтобы не выдавать самих причин знания, а как-то иначе, что привело к добавлению религии новых функций. С одной стороны - это сбор, хранение, анализ, использование накопившегося потенциала, с другой стороны отвлечение внимания от первопричин.
Однако концентрация знаний в руках священослужителей очень часто приводила к подмене государственной власти властью религиозной. Известный случай положивший конец правлению Рамсеса ХIII-го, когда жрецы умело использовали затмение, показывает возможности своевременного использования научных результатов.
Этот пример наглядно иллюстрирует легкость управления необразованной массой. Истории известно еще много подобных результатов, выводом из которых является: “Одерживает победу тот, кто вовремя использует имеющуюся информацию”. Однако истинная сила религий заключается в том, что они предлагают ответы на извечные вопросы человечества о жизни и смерти, судьбе и роке.
В виду сказанного ясно, что наука, развивающаяся в застенках храмов, должна была давать достаточно эзотерических, теологических знаний для жрецов и священников. Доподлинно известно, что некоторые древнеегипетские жрецы, равно как и древнеиндуские брамины могли левитировать, им были известны тайны предсказания будущего, судьбы человека, они обладали такими знаниями в астрономии, которые и поныне удивляют ученых всего мира.
Рассмотрим поподробнее отношение доминирующих религий к научному познанию.
Согласно мусульманскому вероучению все свершается по воле Аллаха, ибо так предначертано от сотворения мира и до дня Страшного Суда. Исходя из того, что ислам - вера, чей культ возводится в степень фанатичного поклонения, можно со смелостью утверждать, что естественнонаучные, наряду с эзотерическими отрасли науки будут развиваться в основном за счет импортирования достижений иных общественно-религиозных систем.
Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества между бытием и страданием, т. е. принимая учение о переселении душ, буддизм объявляет всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом, в следствие чего высшей целью буддиста является полное прекращение перерождений и достижение нирваны. В виду сказанного, ясно что талантливейшие последователи буддизма обращали свои исследования во внутрь человека, в его духовный мир, развивая только гуманистические и эзотерико- теологические познания, для демонстрации которых требуются многие десятилетия самосовершенствования, самоотречения и выносливости, как физической, так и морально-психологической.
Однако согласитесь, что данный путь не для среднего человека, подверженного слабостям, порокам и искушению. Исходя из этого, нетрудно предугадать, что большинство будет соблазнено достижениями технократической цивилизации, порождением, в основном, христианского мира, т. е. постулатом опопуляризированным милетскими философами, предложившими доказывать с “нуля”, с общепонятных и общепринимаемых понятий.
История христианства своими корнями уходит в Древнеримскую империю, впервые серьезно заявляя о себе во времена императора Нерона.
В дохристианскую эпоху существовала богатая историко-мифологическая база, послужившая культурно-этической основой для формирования христианской религии.
Одним из основополагающих мифов является античный миф о титане
Прометее, доставившим огонь с неба на землю и передавший его людям, за что
он и был, по приказу Зевса, прикован к скале и обречен на вечные муки.
Посредством аллегорического восприятия данный миф иносказательно
утверждает, что передающий людям сокровенные знания обрекает себя на муки.
Так Нильс Бор, один из создателей атомной бомбы, так же как и Дмитрий
Сахаров, создатель водородной бомбы, по окончании работ горько сожалели о
содеяном, ибо любая неосторожность: людская, политическая, криминальная,-
могут вызвать непоправимые беды. Из этого примера видно, что уже в древнем
мире была осознана вся опасность катастроф из-за человеческого мышления,
неосознающего всю ответстенность, серьезность происходящего.
Наряду со всем ранее перечисленным, формируется понимание того, что
цивилизация, использующая метод научного познания, объясняет мир из него
самого, в отличие от религиозных концепций, не прибегая к внеприродным,
сверхъестественным силам. Таким образом, получается, что религия и наука
развиваются в противоположных направлениях, т. е. наука, исходя из
отдельных фактов, событий, закономерностей восстанавливает общую картину
мира (метод дедукции), в то время как религия, исходя из общего
представления, пытается объяснить отдельные закономерности, события, факты
(метод индукции) .
В виду всего приведенного вырисовывается понимание задач науки и религии в деле воспитания человека, развития его миропонимания, его мышления как индивидуального, так и социально-общественного.
Задачей религии является воспитание в человеке понимания мира как единого, гармоничного целого, составляющие которого органично взаимосвязанны, в котором малейшие изменения локального масштаба приводят к значительным последствиям глобального масштаба.
Задачей науки является воспитание в человеке осознания взаимосвязанности мира и развития представления о правильном использовании потенциала для достижения того или иного результата, удовлетворения желаемого.
В силу ранее приведенного становится ясна общность, ясно единство науки и религии в процессе становления личности, так же как и их противоположность в воспитании индивидуума: от общего к частному или от уникального к универсальному. Их противонаправленность приводит к их борьбе. Таким образом наука и религия являют собой яркий пример борьбы и единства противоположностей, что, согласно законам диалектики, приводит к постоянному движению, т. е. постоянной борьбе за идеалы, что является причиной и следствием совершенствования человеческого сознания, мышления, закладывает основы миропонимания и миропознания, не дает исчерпывающие ответы, тем самым заставляя стремиться к совершенству, объективно и субъективно заставляя продолжаться течению истории и развиваться человечество, является одной из основ бытия.
Таким образом не может быть религии без науки и науки без религии, ибо отсутствие одного приводит либо к рождению отсутствующего, либо к вырождению существующего.
Следовательно, в процессе становления личности человека доминирующая роль религии в обучении должна сменяться доминирующим положением науки, ибо религия формирует нравственность человека, а наука развивает мышление. Вот почему необходимо, чтобы наука была под неустанным надзором религии, дабы неподготовленному индивидууму не передавались знания, могущие нанести вред окружающим, и, следовательно, не всякий должен получать полное среднее образование, тем более высшее.