Федеральное Агентство
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Государственный Университет
Юридический факультет
Кафедра политических наук
Курсовая работа
«Политика правительства Саратовской области по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений»
2007
Оглавление
Введение 3
1. Отражение политики правительства Саратовской области по проблемам межнациональных и межконфессинальных отношений 7
Список использованной литературы 19
Приложение 21
Введение
Обеспечение прав лиц, принадлежащих к различным этническим группам и конфессиям, признается одним из важнейших признаков демократизации общества. Для стран с устоявшимися демократическими традициями, прежде всего европейских, - это аксиома, не нуждающаяся в доказательствах.
В известном смысле, проблема обеспечения прав национальных меньшинств универсальна: не столь уж много государств, среди граждан которых нет групп людей, отличающихся по языку, культуре, традициям и религии от большинства и идентифицирующих себя с национальными меньшинствами в связи со стремлением к сохранению своей самобытности. Россия не исключение. Если, что и выделяет ее в череде государств, для которых актуальна проблема защиты и обеспечения прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, так это особенности государственно устройства, многонациональный состав населения, культурно – исторические традиции взаимоотношений большинства и меньшинства.
Саратовская область, как и многие регионы России, является полиэтничным и поликонфессиональным образованием. По мнению представителей официальных структур, «исторически сложилось так, что народы и этнические группы Саратовского региона стали жить вместе друг с другом. Сформировалась особая конгломерация народов области, во многом более лояльная и терпимая друг к другу, по сравнению с другими территориями России»1.
На сегодняшний момент, во многих городах и районах Саратовской области, представлены компактно проживающие этнические группы, что само собой является основанием для регулирования отношений между различными этнорелигиозными и межнациональными группами. В области существует более 50 национальных общественных объединений и культурных центров. Область стала одним из центров притяжения беженцев, вынужденных переселенцев, которых только официально зарегистрировано более 47 тысяч человек2.
Таким образом, из всех выше перечисленных сфер межнациональных отношений в Саратовской области, следует отметить, что социальные, территориальные, политические, экономические, межнациональные, межконфессиональные проблемы в регионе тесно переплетены, активно взаимодействуют и усиливают друг – друга, вследствие чего являются актуальными на сегодняшний день для Саратовского региона.
Цель данной работы, состоит в том, что бы осуществить анализ отражения политики Правительства Саратовской области по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений в региональных СМИ.
Для реализации поставленной цели в работе осуществлен, метод количественного контент-анализа средств массовой информации на примере периодического издания - газеты «Аргументы и Факты. Саратовское приложение». Работа рассчитана на рассмотрение проблемы на территории Саратовской области. Используемые в работе публикации были структурированы, систематизированы, а затем выявлены определенные тенденции, в соответствии с поставленной целью. В работе определенна, мера упоминания по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, степень позитивности и негативности оценок, даваемых журналистами тем или иным событиям.
При анализе периодических публикаций был охвачен период с 2003 по 2006 год. Именно в этот промежуток времени был принят и осуществлялся третий нормативно – правовой акт в Саратовской области, по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений «Областная целевая программа национально- культурного развития народов в Саратовской области (2003-2006 годы)»3.
Для того, что бы проследить реализацию принятого программного документа в области государственной национальной политики, а также выявить гармонизацию межнациональных отношений, формирования этнорелигиозной толерантности и достижения согласия среди населения, в работе проведен анализ Саратовских СМИ, за период с 2003 по 2006 год. Периодическое издание «Аргументы и факты. Саратовское приложение», было выбрано не случайно, безусловно, для столь серьезной проблемы, как межнациональные и межконфессиональные отношения в Саратовской области подошли бы более политизированные источники информации, как, например «Саратовская областная газета», «Саратовские вести» и многие другие. Но следует отметить, что подобные издания будут преподносить блоки информации, в позитивном ключе без ярко выраженного конуса проблематики, к тому же данные издания имеют очень узкий круг читателей. В сфере читабельности газета «Аргументы и факты. Саратовское приложение», имеет значительный перевес по данным «Центра социальных исследований Россия – XXI век» Владимира Санатина на октябрь 2006 года, 1147 человек проживающих на территории Саратовский области на вопрос «Какие газеты вы обычно читаете?» предоставили исчерпывающие ответы 4. Из анализа полученных данных получилась таблица информационных приоритетов населения, на первом месте оказался «Саратовский Арбат» - 35%, второе с небольшим отрывом на 3% досталось изданию «Аргументы и факты. Саратовское приложение» - 32%, а вот «Саратовская областная газета» и «Саратовские вести» разделили между собой по 17% голосов 5.
Таким образом, для проведения анализа СМИ в работе выбран наиболее читаемый источник информации, среди населения Саратовской области.
1. Отражение политики правительства Саратовской области по проблемам межнациональных и межконфессинальных отношений
На современном этапе развития в России происходят коренные социокультурные, политические и экономические изменения в общественной жизни. Подъем национального самосознания привел к тому, что одной из новых реальностей современного развития России стало так называемое религиозное возрождение. Исторический опыт развития наиболее известных религий свидетельствует о том, что между некоторыми из них сложились отношения повышенной конфликтности. Это касается взаимоотношений христиан и мусульман с иудеями, мусульман с христианами, противоречия между православными, католиками и протестантами в христианстве, шиитами и суннитами в исламе.
Сегодня, когда страны СНГ охвачены пламенем межнациональных конфликтов, а число погибших в них исчисляется сотнями тысяч, когда по стране скитается пол миллиона беженцев, проблемы связанные с управлением и функционированием государственной власти в полиэтнических обществах особенно важны. В многонациональном государстве необходимо осуществление со стороны власти особого вида деятельности, направленного на удовлетворения специфических интересов национальных общностей. Однако в этой сфере до сих пор преобладают импровизации и догматические конструкции.
В Саратовской области проживает 111 национальностей, из которых самыми крупными группами являются русские - 88, 1% от всего населения, украинцы – 2,9%, казахи - 2,7%, татары - 1,9%, мордва – 0,7%, чуваши – 0,6%, белорусы – 0,6%, немцы – 0,5%, армяне – 0,4 1. Столь пестрая национальная картины, предусматривает и поликонфессиональноть региона. Что касается, религиозного состава, то на октябрь 2002 года в Главном управлении Минюста РФ по Саратовской области зарегистрировано 244 региональных объединения, принадлежащих к 19 конфессиям: православные, мусульмане, католики, лютеране, иудеи, буддисты, старообрядцы, баптисты, адвентисты седьмого дня, харизматические церкви, пятидесятники, Свидетели Иеговы, евангелисты, религия Богемы, мормоны, новаопостольская вера, церковь Божьей Матери Державная, кришнаиты 2. Полиэтнический состав Саратовского региона вызывает живой интерес к проблемам межнациональных отношений на территории области.
Политика правительства Саратовской области по проблемы межнациональных отношений получила свое развитие в 1997 году. Первым программным документом, обобщающим опыт национальной политики в регионе, стала «Концепция национальной политики Саратовской области», утвержденная постановлением правительства области 28 мая 1997 года 3. В дальнейшем на ее основе были разработаны: «Программа социального и национально – культурного развития Саратовской области на 1998 -2001 годы»4.Последним принятым в правительстве документом по вопросам межнациональных отношений в Саратовской области стала «Областная целевая программа национально-культурного развития народов в Саратовской области (2003 – 2006 годы)»5.
Анализ материалов газеты «Аргументы и факты. Саратовское приложение» позволил выявить определенную тенденцию, в освещении информации в период с 2003 по 2006 год. Публикации в газете в основном носят аналитический характер. Статьи направлены на рассмотрение межнациональных конфликтов между лицами кавказской национальности и скинхедами (5 статей), затрагиваются вопросы миграционной политики в области (4 статьи) и всего одна публикация посвящена вопросу политики правительства в сфере межнациональных отношений в Саратовской области. Но при этом следует отметить, что в области межрелигиозного взаимодействие «Аргументы и факты. Саратовское приложение» проводят тактику сближения конфессий на территории региона (2 статьи).
Для Саратовской области, преимущественно населенной мусульманами и христианами, осмысление проблемы преемственности и новаторства культуры в панораме нынешнего столетия невозможно без понимания роли и значения этических ценностей христианства и ислама. Христианство и ислам две наиболее распространенные и влиятельные религии современности. При всем их различии ислам признает библию (как и Тору) Священной Книгой.
При различии формальных моментов поведения верующих, христианство и ислам в отношении этической стороны дают массу совпадений. По этому поводу статья «Мусульмане вышли на улицу» опубликованная в «Аргументах и фактах. Саратовское приложение» представляет собой яркий пример, желания мусульман интегрироваться в общественно - политическую жизнь Саратовской области. Мусульмане вышли на улицы города Саратова с лозунгом «Нет – исламофобии», «мусульманам становиться обидно, что кто–то начинает относиться к исламу как к чему-то опасному и враждебному».6 Ведь совокупность качеств, осуждаемых исламом гордыня, лицемерие, клевета, коварство, клятвопреступление, гнев – практически совпадают с теми же качествами, которые осуждает христианство (отметим, что эти качества безотносительны к конкретной окружающей среде). «Мусульмане устроили акцию не для власти, а для простых людей» - указывает автор статьи 7.
Немаловажным моментом в скреплении межрелигиозных отношений, стали события 30 июня 2004 года опубликованные в статье О. Винса «Саратов – столица мормонов», когда «впервые за всю историю епархии на Театральную площадь вышли священнослужители и верующие они протестовали против строительства мормонского храма на улице М. Горького. Владыка Лонгин просил губернатора и мэра не допускать появления мормонского храма, он сообщил чиновникам, что от прихожан поступает много жалоб по этому поводу. По мнению православных мормоны своей религией подрывают основы православия в обществе». Для нас интересен тот факт, что в борьбе против строительства храма приняли участия и мусульмане. Имам Бибарсов - представитель духовного управления мусульман заявил: «Что мормоны у верующих (мусульман) ассоциируются с США и ее внешней политикой, к которой мусульмане относятся отрицательно»8.
Помимо религиозных организаций в решении проблемы, приняли участие активисты светских представительств, они критиковали мормонов и православных, «активисты высказывались за светское государство и против использования Церковью административного ресурса»9. Но, по словам Владыки Лонгина: «Акция не носила политического характера»10.
По материалам данной статьи мы можем сделать вывод о том, что взаимодействие ислама и христианства формируют инициативу противодействия сектантской экспансии, которая происходит снизу и тормозит угрозу появления деструктивных культов.
Таким образом, этическое ядро обрастает конкретными социальными рекомендациями. Этика становиться практическим руководством на преемственности двух религиозных систем (ислам и христианство). Субъект этики социализируется, без отказа от изначальных ценностей сохраняются вариативность их развития, закономерность в идеи преемственности пророчеств и их соответствии конкретным историческим условиям. Преемственность позволяет выделить феномен веротерпимости без обязательного миссионерства, обогащающий этическую систему. Этот феномен является условием сосуществования религий. Сохраняется единство нравственных ориентиров, позволяющее найти организующий момент в любой социальной обстановке, независимо от преобладания конкретной религиозной системы. Снимается противоречие пульсирующей динамики социального развития и этического консерватизма, так как данная система является открытой.
Одной из немаловажных проблем, которые освещает газета «Аргументы и факты. Саратовское приложение» является вопрос о миграционной политике провидимой в области. Предыдущий губернатор Саратовской области Д.Ф. Аяцков заявил о том, что «Саратовская область носит статус «принимающей», т. е. миграционная служба проводит работу по приему, учету и временному размещению беженцев и вынужденных переселенцев, а так же оказывает им помощь и содействие в обустройстве на новом месте жительства11. Решает вопросы жилищного обустройства вынужденных переселенцев, проводится работа по выплате возвратных беспроцентных ссуд, компенсаций.
Но при столь активной деятельности, нашего правительства по вопросам мигрантов в области, из материалов «Аргументов и фактов. Саратовское приложение» видно, что миграционная политика в Саратовской области «зачастую проводится не на практической основе, а путем издания законов, указов, постановлений, по результатам низового лоббирования, полиэтнического торга или популистского жеста»12. Вновь прибывшие в нашу область беженцы и вынужденные переселенцы сталкиваются с проблемами оформления и получения российского гражданства. При этом число прибывших в Саратовскую область мигрантов официально на 2003 год составляет 7100 человек в год, при этом тенденция переселения из года в год сокращается от 50 до 100 человек13. Приток мигрантов в нашу область компенсирует демографический спад в регионе. «На 2006 год в области число умерших превысило число родившихся в два раза. В таких условиях особую роль приобретают миграционные процессы, 2,5 миллиона переселенцев в Саратовскую область прибыло из Казахстана, Узбекистана, Киргизии. Но в Озинках, в Ивантеевском, Краснокутском, Питерском районах отмечают миграционную убыль в город – люди уезжают из родного края. Но при этом миграционный прирост населения компенсируется естественным потоком мигрантов из бывшего СССР до 10%».14
Таким образом, мы можем сделать вывод, что, не смотря на сложный паспортно-визовый режим, наша область еще долгое время будет носить статус «принимающей» области. А свое демографическое положение пополнять за счет иммигрантов, этим самым, расширяя и без того, многонациональный состав своей территории.
Наиболее распространенным материалом в газете, стали статьи о неправомерных действиях организации скинхедов на территории области. При чем возникновение одной публикации провоцирует последующий ряд изданий, направленных на подобную тематику. При этом в каждой статье указано, что разбои и нападения скинхедов, «возникали на фоне национальной нетерпимости»15. В основном преступные действие представителей организации скинхедов совершались после массовых мероприятий: футбольных матчей, рок концертов и как заключают эксперты, характер преступлений носил отпечаток «расовой нетерпимости»16.
Постоянная череда нападений на представителей национальных меньшинств в Саратовской области не выявила тенденции уменьшения преступлений с 2003 по 2006 год, прикрываясь пьяными драками, и разборками, вызванными на бытовой почве, в области практически ежемесячно происходят столкновения между коренным населением и лицами не русской национальности. При этом национальные меньшинства явно не довольные сложившимися обстоятельствами стали вести себя таким же образом по отношению к коренному населению. Ярким примером такого поведения могут послужить события в Саратове на набережной Космонавтов произошедшие 27 сентября, «когда в драке между семью спецназовцами из 20 отряда войсковой части 7463 и двадцатью кавказцами, прозвучали обидные слова в адрес спецназа, а уже через неделю по Саратову поползли слухи, о том, что драка произошла на национальной почве. Опровергать слухи ни кто не стал. Однако представители правоохранительных органов списали все на статью 111 часть 4 и 213 часть 2 «умышленное причинения тяжкого вреда здоровью»17. При чем, по словам следователя (фамилия которого в статье не указана): «Все бандиты были разной национальности»18. После столь неприятных событий в Саратове, еще в одном городе Саратовской области произошло столкновение между представителями армянской и русской национальности местом очередных баталий, стал Вольск, события в нем происходили по сценарию Саратова. И опять, по словам следователя Вольской прокуратуры В. Советова: «Столкновение не является межнациональным конфликтом. В Вольске случилась пьяная драка, в неадекватном поведении люди вряд ли вспоминают о каких либо национальностях»19.
В проанализированных нами статьях, мы не вольно наталкиваемся на вопрос. Почему деятельность скинхедов в нашей области носит характер «расовой нетерпимости» и несет за собой оттенок неприязни к организации скинхедов, при чем наличие в области такой группы лиц официально «Министерством из Москвы не запрашивается», следовательно, деятельность такой организации в нашей области не зафиксирована20. А само слово скинхед, именно скинхед ни хулиган, ни бандит или убийца (Скинхеды - термин, употребляемый в статьях относительно правонарушителей, и естественно ассоциирующийся у простого читателя газеты, с человеком, проводящим негативные действии относительно представителей других, не русской национальности лиц) формируется в нашей области средствами массовой информации. С такой же легкостью, в опусах журналистов, саратовских СМИ к числу «скинхедов» можно приписать и представителей национальных меньшинств, которые направляют свою агрессию в сторону русского этноса. При этом ситуации и причины такого поведения у данных представителей ни чем не отличаются от действий, так называемых, скинхедов: массовое мероприятие, распитие алкогольных напитков не обдуманно сказанные слова или действия - итог, драка с печальным окончанием. Но при этом действие представителей национальных меньшинств почему-то получают характер бытовых драк и хулиганских разборок.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что особую роль в формировании межэтнических конфликтов играют националистические настроения, присутствующие в том или ином обществе. В западных изданиях под национализмом обычно понимают любое выражение национальных интересов, национального самосознания. В отечественной же литературе национализм, чаще всего отождествляется с термином «шовинизм» и характеризуется этноцентризмом, проповедью национальной исключительности и разжиганием национальной вражды и ненависти к другим этносам, которые наделяются отрицательными признаками и характеристиками. Национализм является конфликтным фактором и может вызвать насилие в том случае, если одна из сторон создает из другой стороны образ врага. Возникновение и распространение идей национализма на территории Саратовской области, достаточно опасно для ее полеэтнического состава, поэтому формирование толерантного сознания в области этнонациональных отношений предполагает активное разрушение тех стереотипов восприятия представителей других народов, которые зачастую рисуют СМИ.
Относительно вопросов, касающихся политики Правительства Саратовской области по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений, в анализируемом нами источнике, была зафиксирована всего одна публикация. И, безусловно, ее издание не было связано никак с принятием или осуществлением «Областной целевой программы национально-культурного развития народов в Саратовской области (2003 – 2006 годы)». Публикация поступила в печать, в связи с приездом в область делегации из Башкортостана. По заявлению одного из представителей делегации, поводом к прибытию в Саратовскую область послужило: «Создание в Саратове торгово-экономического представительства министерства промышленности внешних связей и торговли Республики Башкортостан». Торгово-экономического представительства в городе Саратове было создано по инициативе президента республики Башкортостан и при активной поддержки бывшего губернатора Саратовской области Д.Ф. Аяцкого. В Российской Федерации существует шесть башкирских представительств, седьмое было открыто в городе Саратове. Следует отметить, тот факт, что создание торгово-экономического представительства говорит «о признании результатов большой работы саратовских башкир по укреплению и развитию всесторонних взаимовыгодных отношений»21. Это явление положительное, потому что в итоге налаживается долговременное сотрудничество и дружеские связи не только между Саратовской областью и правительством Республики Башкортостан, «теперь не порвутся незримые нити, связывающие Саратовских Башкир с родной землей и национальной культурой»22.
Председатель башкирского курултая в Саратовской области М. Аблязов заявил о том, что проблемы и нужды малых народов на территории Саратовской области никогда не остаются без внимания губернатора (Д.Ф. Аяцкого) и областного правительства23. Так же господин М. Аблязов сетовал за укрепления дружбы народов Саратовской области развитие русской культуры, как основополагающему элементу в отношениях между национальными меньшинствами с коренным этносом. «Если русский народ будет развивать свою культуру и язык, то получат свое развитие культура и язык представителей других национальностей»24.
Таким образом, национальные меньшинства ощущают свою свободу и проявление национальных особенностей и интересов, а так же поддержку со стороны Правительства области, не чувствуют себя ущемленными в правах на территории Саратовской области. К тому же дружба сотрудничество и взаимопомощь, с представителями национальных меньшинств на территории области выступают залогом всестороннего укрепления культурных, экономических связей и взаимовыгодного сотрудничества между Саратовской областью и другими странами и республиками.
Заключение
Проанализировав публикации, размещенные в региональных СМИ по вопросам межнациональных и этнорелигиозных отношений в городе Саратове и Саратовской области, мы можем сделать следующие выводы.
На основе практической работы по материалам газеты «Аргументы и факты. Саратовское приложение» можно проследить общую тенденцию подачи информации, которая основана на следующих принципах:
- проблемы межнациональных и этнорелигиозных отношений в СМИ, в основном располагаются на первых, вторых страницах издания;
- в результате появления одной статьи определенной тематики, касающейся межнациональной и межконфессиональной направленности, в газете возникает череда публикаций подобного содержания;
- статьи в основном носят аналитический характер, за редким исключением – это интервью;
- особое внимание в публикациях уделяется проблемам межнациональных конфликтов и иммиграционным процессам на территории Саратовской области. Нужно также отметить, что ряд статей в светском периодическом издании посвящен религиозной тематике. На общем фоне обозначенных проблем всего одна статья освещает политику Правительства Саратовской области в отношении проблем межрелигиозных и межконфессиональных отношений в период с 2003 по 2006 год.
Следует отметить, что периодическое издание «Аргументы и факты. Саратовское приложение» достаточно ярко освещает проблемы межрелигиозных и межконфессиональных отношений в Саратовской области. Характерной особенностью публикаций является, особый уклон в сторону межнациональных конфликтов, что, на наш взгляд, не способствует стабилизации дружеских взаимоотношений между представителями полеэтнического состава Саратовской области, а только усиливает конфликтность.
В свою очередь представители традиционных религиозных организаций в своих устремлениях сетуют за сближение конфессий и сопротивления общему врагу, различным деструктивным культам, подрывающим основы традиционного уклада представителей коренных этносов.
Так же следует отметить, что в публикациях газеты «Аргументы и факты. Саратовское приложение», достаточно объемно и насыщенно освещены вопросы миграционной политики в Саратовской области, особенно важные, как и для вновь прибывших представителей других государств, так и для коренных жителей Саратовской области.
Но на фоне столь обширного материала по проблемам межрелигиозных и межконфессиональных отношений в Саратовской области, в публикациях за период с 2003 по 2006 год, всего лишь одна статья посвящена вопросу политики Правительства Саратовской области. Следует отметить, что в это же временя в области, была принята и осуществлялась Областная целевая программа национально-культурного развития народов в Саратовской области (2003 – 2006 годы), к тому же в области ежегодно проходит конгресс ассамблеи народов Саратовской области. При этом в статьях периодического издания «Аргументы и факты. Саратовское приложение», по этому поводу не было отмечено ни одной публикации.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что проанализированные в работе публикации газеты «Аргументы и факты. Саратовское приложение», в недостаточном объеме освещают проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений на территории Саратовской области. Следовательно, население области, остается не информированным, в вопросах регионального законодательства по проблемам межнациональных отношений а, стало быть, не видит проблем национальных меньшинств.
Список использованной литературы
Нормативные акты:
Концепция национальной политики Саратовской области// Собрание законодательства Саратовской области. 1997. №2. 248 с.
Областная целевая программа национально-культурного развития народов в Саратовской области (2003 – 2006 годы)// Собрание законодательства Саратовской области. 2001. №5 273 с.
Программа социального и национально – культурного развития Саратовской области на 1998 -2001 годы// Собрание законодательства Саратовской области. 1998. №1. 253 с.
Монографии:
Ассамблея народов саратовской области. Саратов: Летопись, 1998. 21 с.
Бобылева Е. А. Формирование этнолиригеозной толерантности в современной России (Региональный аспект). Саратов: Изд-во Сарат. ун–та. 2006. 243 с.
Материалы межрегионального семинара «Правовое просвещение мигрантов из числа национальных меньшинств в условиях введения в действия закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»» 24 -25 апреля 2005 года. Саратов, 2005. 53 с.
Мукамеля А. В.Национальные меньшинства: Правовые основы и практика. Саратов: Изд-во ПАГС, 2006. 501 с.
Уставщикова С.В. Этнический состав населения Саратовской области. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. 74 с.
Этнос и власть: проблемы гармонизации межнациональных отношений. Саратов: Изд-во ПАГС, 1999. С. 153.
http // economy.saratov.ru/news/100573854351059.html.
Материалы периодической печати:
Боус Т. Демографы предсказывают вымирание//Аргументы и факты. Саратовское приложение. 2006. Февраль №8.
Баус Т. Вольск – события по сценарию Саратова// Аргументы и факты. Саратовское приложение. 2006. Сентябрь №38.
Баус Т. За что кавказцы отомстили спецназу// Аргументы и факты. Саратовское приложение. 2006. Сентябрь №37.
Винс О. Скины зарабатывали белые шнурки// Аргументы и факты. Саратовское приложение. 2005.. Февраль №6.
Винс О. Саратов – столица мормонов// Аргументы и факты. Саратовское приложение. 2004. Август №31.
Какие газеты вы обычно читаете?// Аргументы и факты. Саратовское приложение. 2006. Октябрь № 40.
Поздняков А.Л. Мусульмане вышли на улицу// Аргументы и факты. Саратовское приложение. 2004. Июнь №22.
Проворнова Л. Башкортостан стал ближе// Аргументы и факты. Саратовское приложение. 2003. Февраль №7.
Приложение
Кодировальный бланк
№ |
тип документа |
автор статьи |
объем |
расположение (страницы) |
Название статьи |
тип информации |
блок привлечения |
1. |
«Аргументы и факты. Саратовское приложение» |
Алексей Поздняков |
25см. |
2с. |
Мусульмане вышли на улицу |
аналитический |
Фото. Мусульмане вышли на улицу с претензиями… |
2 |
Олег Винс |
40см. |
1с. |
Саратов – столица мормонов |
интервью |
Фото. Театральной площади с протестующими священнослужителями |
|
3 |
Татьяна Боус |
20см. |
2с. |
Демографы предсказывают вымирание |
аналитический |
___________ |
|
4 |
Надежда Смирнова |
25см. |
2с. |
Как стать гражданином России |
интервью |
____________ |
|
5 |
Анжелика Иванова |
30см. |
5с. |
Надежда на будущее |
интервью |
_____________ |
|
6 |
Татьяна Боус |
20см. |
2с |
Сколько у нас мигрантов. |
аналитический |
______________ |
|
7 |
Лидия Проворнова |
60см. |
4с. |
Башкортостан стал ближе. |
аналитический |
Фото. Делегация из Башкирии с губернатором Д.Ф. Аяцков |
|
8 |
Иван Сидков |
35см. |
2с. |
Скинхеды напали на дагестанцев. |
аналитический |
______________ |
|
9 |
Татьяна Баус |
30см. |
1с. |
Вольск - событие по сценарию Саратова. |
аналитический |
_______________ |
|
10 |
Татьяна Баус |
25см. |
2с. |
За что кавказцы отомстили спецназу? |
аналитический |
______________ |
|
11 |
Олег Винс |
43см. |
2с. |
Будущие милиционеры служили скину. |
аналитический |
_______________ |
|
12 |
Олег Винс |
25см. |
1с. |
Скины зарабатывали белые шнурки. |
аналитический |
Фото. В зале суда. |
1 http// economy.saratov.ru/news/100573854351059.html.
2 Мукамуля А. Национальные меньшинства: Правовые основы и практика. Саратов: Изд-во СГАП, 2006. С.105
3 Областная целевая программа национально-культурного развития народов в Саратовской области (2003 – 2006 годы)// Собрание законодательства Саратовской области.2001. №5. С75.
4 Какие газеты вы обычно читаете?// Аргументы и факты. Саратовское приложение.2006. Октябрь № 40. С.5.
5 Там же
1 Уставщикова С.В. Этнический состав населения Саратовской области. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. С 11.
2Бобылева Е.А. Формирование этнолиригеозной толерантности в современной России (Региональный аспект). Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2006. С.3.
3Концепция национальной политики Саратовской области // Собрание законодательства Саратовской области.1997. №2. С.25.
4Программа социального и национально – культурного развития Саратовской области на 1998 -2001 годы // Собрание законодательства Саратовской области.1998. №1. С.150.
5Областная целевая программа национально-культурного развития народов в Саратовской области (2003 – 2006 годы) // Собрание законодательства Саратовской области.2001. №5. С75.
6 Поздняков А.Л. Мусульмане вышли на улицу // Аргументы и факты. Саратовское приложение. 2004. Июнь. №22. С.2.
7 Там же
8 Винс О. Саратов – столица мормонов // Аргументы и факты. Саратовское приложение.2004. Август №31. С.1.
9 Там же.
10 Там же.
11 Ассамблея народов Саратовской области. Саратов: Летопись,1998. С.15.
12 Этнос и власть: проблемы гармонизации межнациональных отношений. Саратов: Из-во ПАГС , 1999. С.15.
13 Материалы межрегионального семинара «Правовое просвещение мигрантов из числа национальных меньшинств в условиях введения в действия закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»» 24 -25 апреля 2005 года. Саратов. С.26.
14Боус Т. Демографы предсказывают вымирание//Аргументы и факты. Саратовское приложение.2006. Февраль №8. С.2.
15Винс О. Скины зарабатывали белые шнурки// Аргументы и факты. Саратовское приложение.2005. Февраль №6. С.3.
16 Там же.
17Баус Т. За что кавказцы отомстили спецназу// Аргументы и факты. Саратовское приложение.2006. Сентябрь №37. С.1.
18 Там же.
19Баус Т. Вольск -событие по сценарию Саратова// Аргументы и факты. Саратовское приложение.2006. Сентябрь №38. С.1.
20Винс О. Скины зарабатывали белые шнурки // Аргументы и факты. Саратовское приложение. 2005. Февраль №6. С.3.
21 Л. Проворнова. Башкортостан стал ближе// Аргументы и факты. Саратовское приложение.2003. Февраль №7. С.4.
22 Там же
23 Там же
24 Там же