Черных Р.А., Скулов П.В.
Принцип наглядности означает, что в обучении необходимо, следуя логике процесса усвоения знаний, на каждом отрезке обучения найти его исходное начало. В фактах и наблюдениях единичного или в аксиомах, научных понятиях и теориях, после чего определить закономерный переход от восприятия единичного, конкретного предмета к общему, абстрактному или, наоборот, от общего, абстрактного к единичному, конкретному.
Классическая дидактика установила принцип наглядности, исходя из того очевидного факта, что успешным оказывается такое обучение, которое начинается с рассмотрение вещей, предметов, процессов и событий окружающей действительности. Наглядность и в особенности наблюдение натуральных объектов, взятых в их естественных условиях, несомненно, имеет большое значение и служит исходным пунктом знаний детей об объективном мире. Она дает учащимся полную убежденность в истинности наблюдаемого явления. Наглядность обучения рассматривается в тесной связи с активностью учащихся. Необходимо отметить большое значение правильно поставленной наглядности обучения именно на основе наблюдений предметов, явлений и процессов окружающей действительности.
Таким образом, можно сделать вывод, что наглядность является исходным пунктом обучения.
Теорию наглядности разрабатывали: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и многие другие. В последствии проблемой наглядности занимались такие учёные и дидакты как Р.Г. Ламберг, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин, М.А. Данилов, И.Т. Огородников и многие другие. В настоящие время исследования в этой области проводят А.А. Шаповалов, А.Н. Крутский.
Разработано большое количество наглядного материала по данной теме, но нет систематизации этой наглядности, поэтому мы решили систематизировать и разработать дидактический материал. Весь систематизированный и разработанный материал был оформлен в дидактическое пособие.
Наглядность - это показ различных предметов, материалов, пособий и опытов с подробным сопроводительным текстом. Изучая, анализируя литературу и систематизируя её, наглядность была разделена на следующие направления: Демонстрация приборов и механизмов Демонстрация картин Демонстрация слайдов, диафильмов Демонстрация кинофильмов Демонстрация видеофильмов Демонстрация опытов Логические конспекты, структурные схемы Задачи-рисунки, опытные задачи Компьютерные программы
Принцип наглядности реализуется в процессе проверки знаний учащихся, т.е. в контрольных работах, лабораторных работах, самостоятельных и различных тестах.
Разработано учебное пособие для учителя, которое содержит в себе планы уроков с подробным подбором средств наглядности и методическими рекомендациями к ним.
Примеры:
Решение задач
I. Стальной магнит ломают пополам. Будет ли обладать магнитными свойствами концы А и В на месте излома магнита (рис.1)? 1. Концы А и В магнитными свойствами обладать не будут.
2. Конец А станет северным магнитным полюсом, а В - южным.
3. Конец В станет северным магнитным полюсом, а А - южным.
Показ диафильмов 1. "Наглядные примеры по физике: Электромагнитные явления"
Демонстрация опытов 1. Опыт Эрстеда.
2. Действие магнитного поля на проводник с током.
3. Электромагнит.
4. Получение спектров магнитных полей.
Методические рекомендации к демонстрациям
При проведении опытов полезно обсудить (если можно, экспериментально подтвердить) следующие вопросы: 1. Будут ли реагировать на появление тока в проводнике магнитная стрелка, помещённая далеко от проводника? 2. Можно ли говорить о магнитном поле, что оно бывает сильным или слабым? 3. Что произойдет с направлением магнитной стрелки, если поменять направление тока в проводнике?
В опытах можно использовать не железные опилки, а магнитные стрелки.
При демонстрации спектра магнитного поля прямого тока также можно продемонстрировать спектр магнитного поля витка с током. Поскольку части витка, пересекающие столик, находятся довольно далеко друг от друга, на столике из опилок складываются картины магнитных полей двух прямых токов. Но проще показать спектр с помощью демонстрационного зеркала. Можно также пронести панель со спектром по рядам.
Мы считаем, что использование в учебном процессе наглядности приведёт к повышению успеваемости учащихся, к более глубокому и лучшему пониманию учебного материала.