Д.А. Бадеев, студент 1-го курса внебюджетного факультета МОФ МосУ МВД России
Многие из нас задаются вопросом: что такое конституция и для кого она создавалась?
Термин «конституция» (от латинского constitute - установление, устройство) имеет многовековую историю, и был известен еще в Древнем Риме, и использовался для выражения различного рода установлений и указов императоров. В средневековье так назывался акт о феодальных вольностях.
Однако идея конституции как основного закона государства, устанавливающего основы организации и правового положения личности, зародилась лишь в новое время, в эпоху борьбы буржуазии и народных масс против феодализма в странах благополучной Европы, где социальное, политическое и экономическое положение было выше, чем в России. Так почему же эти изменения произошли в странах Европы, а в не нашем много страдальном государстве, где конституция была необходима.
На мой взгляд, ответом на этот вопрос является то, что конституцию создали, потому что люди, этих передовых стран, устали зависеть от «настроения» монарха, который захочет, казнит, захочет, помилует. Люди хотели стабильности, осуществления правосудия на основе права. К сожалению, в условиях нашей российской действительности не представлялось возможным создания конституции на тот период, так как общество и государство не было готово к столь важному действию.
Первоначальным этапом конституционного развития стал период становления и утверждения буржуазного общества в передовых странах Европы, Америки, Именно там появляются первые конституции США - 1787 г, Франция 1791 г, которые оказали огромное влияние на мировое конституционное развитие.
Анализируя историю России, мы можем условно выделить 6 этапов формирования конституционализма. Вы, конечно, знаете их.
К первому этапу можно отнести официально не принятый проект конституции Н. Муравьёва и «Русскую правду» П.И. Пестеля, а к следующим пяти этапам конституции 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годов.
Принятие каждой конституции знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование прежних.
Я выбрал первый и последний этапы, так как эти этапы наиболее интересны для меня. Это не означает, что другие этапы (конституции СССР) менее важны для нашего общества, государства.
Первый этап – это этап, в котором появляются первые зачатки конституционного развития. Пестель и Муравьёв попытались создать проекты конституции, которые должны были разрешить общественные противоречия.
Мы видим, что П.И. Пестель хотел осуществить в России довольно решительную ликвидацию феодального средневековья.
По «Русской Правде» Пестеля, крепостное право немедленно уничтожалось, и все граждане уравнивались в правах. «Русская Правда» объявляла, что крепостное право «есть де постыдное, противное человечеству». Рабство «должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми». Освобождение крестьян объявлялось «священнейшей и непременнейшей» обязанностью временного правительства. Сословия уничтожались, и все население сливалось «в единое сословие гражданское».
Самодержавие, по «Русской Правде», также уничтожалось. Революционная Россия становилась, республикой. Пестель не признавал федеративного принципа, по его проекту Российская республика была единой и неразделяемой.
В «Русской Правде» самодержавие называлось тиранией, «зловластием», даже «разъяренным зловластием». Россия должна была стать республикой с однопалатной парламентской системой. Русский парламент носил в «Русской Правде» название Народного веча. Исполнительная власть принадлежала пяти лицам, избранным Народным вечем на пять лет; они составляли Державную думу. Ежегодно выбирался один новый член Державной думы и один, чей пятилетний срок уже истек, выбывал из ее состава. Каждый год новым президентом Российской республики становился тот член Державной думы, который пребывал в ее составе пятый, последний, год своего срока. Таким способом думал Пестель осуществить в России власть народа. «Народ российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства,— говорилось в «Русской Правде».— Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства»[1] . Пестель признавал «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах.
Кому же должна была принадлежать земля в будущей республике? С одной стороны, Пестель признавал справедливым лишь принцип общественной собственности на землю. Земля — общее достояние и не может быть в частном обладании, полагал он. Ведь человек на земле родился и только от земли пропитание получать может. «Земля,— рассуждал Пестель,— есть общая собственность всего рода человеческого, а не частных лиц, и посему не может она быть разделена между несколькими только людьми за исключением прочих»1 . Следовательно, частной собственности на землю быть не должно. Но, с другой стороны, противоположный принцип тоже казался Пестелю правильным, хотя находился в полном противоречии с первым. «Второе мнение,— писал Пестель в «Русской Правде»,— напротив того, объясняет, что труды и работы суть источники собственности и что тот, который землю удобрил и оную способною сделал к произведению разных произрастаний, исключительное должен на ту землю иметь право обладания»[2] . Итак, земля должна быть частной собственностью. Это подкреплялось еще и тем соображением, что для процветания хлебопашества «нужно много издержек, которые только тот сделать согласится, который в полной своей собственности землю иметь будет».
Из столкновения этих двух противоречий Пестель вышел своеобразно. Он пришел к необходимости в будущей революционной России разделить в каждой волости землю на две половины — к одной будет применен принцип общественной собственности, другая будет находиться в частном владении. Первая, общественная половина, которую нельзя ни продавать, ни дарить, ни закладывать, станет источником необходимого продукта, будет удовлетворять основную нужду в питании народа, а вторая сделается источником «изобилия», будет давать излишки необходимого.
Каждый, желавший заниматься земледелием, имел право получить земельный надел из первой, общественной, половины земли. Это было, по Пестелю, очень важным личным правом, которое получал каждый гражданин будущей революционной республики. «Где бы он ни странствовал, где бы счастия ни искал, но все же в виду иметь будет, что ежели успехи стараниям изменят, то в волости своей, в сем политическом своем семействе, всегда пристанище и хлеб насущный найти может».
Во второй же, частновладельческой, половине земли царит принцип частной собственности. Ее можно покупать, продавать, закладывать, дарить. Тут находятся частные имения, тут может существовать и казенная земля — «казна же является в отношении к казенной земле в виде частного человека и потому казенные земли продавать может»[3] . Каждый россиянин, желающий расширить свое земельное хозяйство, может прикупить себе землю из этой второй половины частного фонда.
Политические права, по «Русской Правде», принадлежали всем гражданам России «без всякого изъятия». Каждый мог избирать депутатов и быть избранным в депутаты. Каждый мог занять любую выборную должность в государстве, это зависело только от его личных достоинств и решения избирателей.
В конституционном проекте Пестеля не существовало ни имущественного ценза, ни ценза грамотности, ни ценза оседлости. Каждый, кому исполнялось 18 лет, получал политические права.
Согласно «Русской Правде» Пестеля, столицей Российской республики должен был стать Нижний Новгород: он расположен в центре, страны, на Волге, на пересечении удобных торговых путей.
«Русская Правда» вводилась силой диктатуры революционного правительства. Текст ее, по мысли Пестеля, был, но чем не как обязательным «наказом» временному революционному правительству, облеченному диктаторской властью.
Мы видим, что П.И. Пестель хотел осуществить в России довольно решительную ликвидацию феодального средневековья. «Русская Правда» уничтожала крепостное право, самодержавие, наносила сильный удар помещичьей собственности на землю. Крестьяне получили бы земли больше, чем выделили при ликвидации крепостного права в 1861 г. Говоря о земельных наделах крестьян, закрепленных за ними Положением 19 февраля 1861 г., В. И. Ленин писал: «...чем больше земли получили бы крестьяне при освобождении, чем дешевле бы они ее получили, тем быстрее, шире, свободнее шло бы развитие капитализма в России...»1 .
Мы должны сказать, что проект Пестеля открывал широкие возможности для капиталистического развития России. Поэтому необходимо признать его прогрессивное значение.
«Конституция» Никиты Муравьева многом отличалась от проекта П.И. Пестеля.
По проекту Никиты Муравьева Россия должна была, стать федерацией. Федеративные единицы назывались «державами» и «областями», и в каждой должна была быть своя столица.
Законодательная власть в этих русских «Соединенных Штатах», по конституции Муравьева, должна была принадлежать двухпалатному парламенту, который, так же как у Пестеля, назывался Народным вечем. Исполнительная власть вручалась наследственному императору, который считался «верховным чиновником Российского государства». Император, в сущности, не имел никакой законодательной власти. Он имел право лишь отсрочить введение закона, возвратив законопроект в Народное вече для вторичного рассмотрения. Император получал большое жалованье — 8 млн. в год и, если ему было угодно, мог содержать на эти деньги штат придворных. Но все придворные чины, служащие императору, лишались избирательных прав. Придворная клика, таким образом, резко отстранялась от влияния на политические дела.
В «державах» также должна была существовать двухпалатная система. Законодательная власть в каждой «державе» принадлежала законодательному собранию — Державной думе. Державы делились на уезды. Начальник уезда назывался тысяцким; он, как и прочие администраторы, выбирался населением.
«Конституция» Никиты Муравьева предусматривала для избирателей довольно высокий имущественный ценз. Каждый избиратель должен был иметь движимое или недвижимое имущество стоимостью в 500 руб. серебром. Лица, избираемые на общественные должности, должны были обладать еще более высоким имущественным цензом.
Проект же Н. Муравьёва носил менее радикальный характер, но этот проект был не менее прогрессивным. Он планировал создание конституционной монархии, федерации с двухпалатной парламентской системой, уничтожение крепостного права, а также ограничение политических прав, путем введения высокого имущественного ценза.
Как мне представляется, идеи, которые отразили в своих проектах конституции Н. Муравьёв и П.И. Пестель были прогрессивными для своего времени. Эти идеи частично «впитала» в себя Конституция 1993 года, принятие которой явилось знаковым событием для всех нас. Конституция 1993 года «явилась ядром», на базе которого происходило формирование правовой системы нашего государства.
В ходе всенародного голосования 12 декабря 1993 г. официально принята Конституция РФ, которая вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.
Особенности, которые присущи Конституции Российской Федерации 1993 года и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны. Даже сам порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения, подчеркивают степень значимости тех или иных основных конституционных институтов.
Конституция 1993г. содержит преамбулу и состоит из двух разделов и глав.
Преамбула — это вступительная водная часть, содержащая краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако, ее положения имеют существенное политическое, идеологическое и юридическое назначение, помогают лучше понять институты государства, способствуют правильному толкованию и применению статей Конституции.
Преамбула Конституции РФ 1993г. констатирует, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации.
В преамбуле Конституции указывается шесть основополагающих целей, отражающих суть всей российской конституционной реформы:
- утверждение прав и свобод человека,
-утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,
- сохранение исторически сложившегося государственного единства,
- возрождение суверенной государственности России,
-утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,
- обеспечение благополучия и процветания России.
Таким образом, Россия, сознавая себя неотъемлемой частью мирового сообщества, его полноправным членом, берет на себя определенные обязательства соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, участвовать в системах коллективной безопасности. Вместе с другими государствами Россия обязана прилагать все усилия к тому, чтобы обеспечить всеобщий и справедливый мир, взаимовыгодное международное сотрудничество, совместное решение глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Конституция Российской Федерации 1993 г. отражает кардинальные перемены, пришедшие в жизни российского общества, в его экономике, политике, идеологии.
В первой статье Конституции 1993 г. Российская Федерация провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В ст. 3 - «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2), разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10), особая защита установленной системы государственной власти (ч. 4 ст. 3).
В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе в ст. 13 Конституции РФ сформулирован принцип идеологического многообразия «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Данный принцип дополняется признанием политического многообразия, многопартийности, установлением равенства общественных объединений перед законом.
Впервые в России в Конституции провозглашается светский характер государства «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 14).
В Конституции РФ 1993 г. впервые установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются (ч. 3 ст. 15), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
Следует отметить, что одной из основных задач конституционной реформы было, как можно более полно и последовательно закрепить необходимые механизмы для осуществления конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Конституция РФ 1993 г. содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти, закрепив принцип разделения властей. Конституция 1993 г. выводит Президента РФ из системы исполнительной власти и выделяет ему особое место в системе высших государственных органов. По существу, Президент как глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина стоит над ветвями государственной власти.
Ликвидировав систему Советов, Конституция 1993 г. внесла серьезные изменения в порядок формирования и деятельности высшего законодательного (представительного) органа России Парламентом РФ является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Значительные изменения внесены в законодательный процесс. Так Конституция РФ 1993 г. вводит ранее неизвестный вид законодательного акта — федеральный конституционный закон и устанавливает особый порядок его принятия.
В связи с прекращением деятельности местных органов государственной власти в лице Советов народных депутатов устанавливается система местного самоуправления (глава 8).
Основные принципы Конституции РФ 1993 г.
1. Демократизм (полновластие народа). Сущность этого принципа состоит, что ст.3 Конституции РФ устанавливает «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» Конституция (ч, 2 ст. 3) закрепляет основные формы реализации народом своего суверенитета "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Законность - строгое соблюдение требований закона. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. В Ч- 2 ст. 15 закрепляется, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
3. Равноправие граждан, гарантированность прав и свобод. Данный принцип выражается в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция РФ закрепляет юридическое равенство (фактическое равенство практически невозможно), выраженное в предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности их реализации.
Конституция РФ гарантирует гражданам возможность реализации своих прав и свобод «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Конкретные гарантии реализации прав и свобод установлены в нормах второй главы Конституции РФ.
4. Гуманизм. Гуманизм выражается в заботе о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни.
5. Государственное единство. Этот принцип нашел свое закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции РФ, где провозглашается целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации.
6. Равноправие и самоопределение народов. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеральным устройством, он закреплен в ст. 5 Конституции РФ, устанавливающей перечень субъектов Федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты равноправны. Статья 73 закрепляет, что вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти.
7. Принцип разделения властей новый в российском конституционном законодательстве. В ст. 10 Конституции РФ сказано, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из перечисленных ветвей государственной власти самостоятельны.
8. Конституция РФ закрепляет также ранее не известный российскому законодательству принцип идеологического многообразия, многопартийности.
Конституция, как основной закон государства носит стабильный, долгосрочный характер, регулирует наиболее важные коренные общественные отношения и поэтому не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений.
Основным юридическим свойством Конституции РФ является ее верховенство в системе законодательных актов государства. Это свойство указано в самом тексте Конституции (ст. 15) "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".
Конституция РФ содержит основные начала всех законодательные актов, всех отраслей права. В тексте Конституции РФ 1993 г. содержится отсылка к 14 федеральным конституционным законам и к более 40 федеральным законам. На нормах и принципах Конституции РФ базируется все текущее законодательство, как Федерации, так и ее субъектов Значительные изменения и дополнения Конституции РФ влекут за собой коренную переработку всех отраслей российского законодательства. Существует, однако, и обратная связь, которая заключается в воздействии отраслевого законодательства на содержание Конституции, что говорит об обязательной адекватности основного закона государства общественной жизни.
Важным юридическим свойством Конституции РФ является особый порядок её принятия или изменения. Этот порядок установлен в девятой главе Конституции «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Следующее юридическое свойство Конституции РФ - контроль за её совпадением. Прочность конституционного строя России прямо зависит от соблюдения Конституции РФ, от законопослушности граждан, должностных лиц и органов государства.
Особое место в защите Конституции РФ принадлежит Президенту РФ, который, как глава государства, является гарантом Конституции. Обязанность соблюдать и защищать Конституцию РФ входит в содержание присяги Президента РФ.
В целях защиты Конституции РФ формируется Конституционный Суд РФ. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ всех нормативных актов государства, разрешает споры о компетенции, дает толкование Конституции РФ, осуществляет ряд иных полномочий, призванных обеспечить неуклонное соблюдение Конституции РФ.
Конституция РФ не возлагает специальных обязанностей по решению задач конституционного контроля на Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный и Высший суды РФ. Но, в силу своих конституционных полномочий, а также при чрезвычайных обстоятельствах, представляющих угрозу конституционному строю России, они обязаны действовать в соответствии с Конституцией и в её защиту.
Россия XX века богата своей историей. Такие неординарные страницы, какие она имеет, вряд ли мы можем найти в истории других государств.
Сегодня Россия поднялась до самого прогрессивного начала в отношении к личности - признания ее приоритета в государстве.
Сегодня можно уже утверждать, что Россия имеет свою конституционную историю, если под ней подразумевать принятие на соответствующих этапах конституции, оформляющей очередную веху в развитии страны.
Совершенно ясно, что будущая Россия еще только начинает формировать свое лицо, определять свои непреложные ценности.
Как мне представляется конституционный процесс не стоит на месте, о чём ярко говорят страницы нашей истории. Конституция будет развиваться, дополняться в соответствии с общественными изменениями. Любая конституция, которая сейчас кажется идеальной,— неважно, будет ли это президентская или парламентская республика,— самой логикой исторического развития и жизнью «обречена» на изменения и дополнения.
Конституция необходима государству, обществу. Ведь Конституция-это Основной закон, в котором утверждаются основные принципы государственности, где закрепляются права и свободы гражданина.
Конституционные нормы стали неотъемлемой частью нашей жизни. И сегодня мы ответственны за сохранение ценностей, провозглашённых Российской Конституцией, за укрепление основ государственности и воспитания патриотического духа.
Мир, процветание, экономическая и социальная стабильность общества невозможны без соблюдения общепризнанных и установленных Основным Законом правовых норм. Опора на конституцию, законы Российской Федерации делает нашу жизнь более стабильной. Это вселяет уверенность, что гражданские права не просто гарантированы, но и надежно защищены, дает надежду на будущее – молодому поколению и чувство стабильности старшему.
[1] «Восстание декабристов», т. 7, М., 1958, стр. 116.
1 «Восстание декабристов», т. 7, М, 1958, стр. 180-182.
[2] «Восстание декабристов», стр. 182-184.
[3] Пестель предполагал конфисковать имения, но частично сохранить помещичье землевладение, конечно, без права владения людьми.
1 В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 20, стр. 164.