1. Введение
В соответствии с Конституцией РФ (ст.7) Российская Федерация – социальное государство.
Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. «В их число входят»1: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Целью данной курсовой является рассмотрение, тщательное исследование указанных выше направлений социальной политики Российской Федерации; установление связи Конституции РФ и Законов в отношении названных направлений.
1 Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина. Москва, 2003, с. 182.
2. Основная часть
2.1 Понятие социального обеспечения
Социальное обеспечение является средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять таким превратностям судьбы, как социальное неравенство.
Социальное обеспечение зависит не только от того, насколько оно необходимо, но и от того, может ли государство осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели – предоставления человеку минимума средств к существованию – к более высоким целям – избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта – во многом зависит и «от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством»1.
В отличие от тоталитарного государства социальное государство стремится к сглаживанию неравенства на основе роста благосостояния. Оптимальная стратегия подъёма благосостояния обеспечивается социальным рыночным хозяйством в сочетании с производством и распределением благ самим социальным государством в некоторых сферах: в сфере транспортных услуг и т.д. Государство, кроме того, в различных формах несёт ответственность за их эффективность.
Ст. 7 Конституции РФ провозглашает, что социальная политика Российской Федерации «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Социальная политика Российского государства не исчерпывается названными в статье 7 Конституции РФ направлениями, а включает и
1 Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина. Москва, 2003, с. 182.
другие виды социальной помощи, в том числе бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные выплаты и т. д.
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
Выделение социальной сферы не означает, что она полностью отграничена от других сфер общественной жизни. Все они так переплетены, что во многих случаях можно с полным основанием говорить не столько о социальных, сколько о социально-экономических, социально-политических и других подобных явлениях и процессах.
В ходе демократических преобразований в России содержание социальной политики претерпевает существенные изменения. Те или иные конкретные задачи решаются или утрачивают свое значение, появляются новые задачи, новые направления социальной политики, обогащающие ее содержание. Однако главные задачи, главные цели социальной политики всегда неизменны.
Деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальная помощь государства пока не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции РФ. В частности, в конце 1993 г. минимальный размер пенсий по старости даже с учетом компенсационных выплат составлял лишь 87% прожиточного минимума российского пенсионера.
«Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений социальной политики государства, в частности в сфере
охраны труда и здоровья населения»1. В последние годы наблюдается рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высок уровень производственных травм, неблагоприятна экологическая обстановка в ряде регионов страны, в том числе в промышленных центрах Урала, Сибири и др.
Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияют и на возможности государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь в условиях полного оздоровления экономики России можно рассчитывать на социальную помощь от государства в том размере, который действительно позволяет обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предписывается Конституцией.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. В случае, если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку.
Смысл и пафос такой обязанности государства основывается на весьма простом, но ко многому обязывающем положении: всякий человек вправе рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы не только существовать, но и формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.
В настоящее время это право наиболее полно и последовательно закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека:
«1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное
1 Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. Москва, 1996.
обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».
Следуя нормам международного права, Конституция РФ устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень. Понятно, что свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом и уж тем более не создает искусственных препон для трудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации его творческих потенций как личности.
Однако, как известно, по тем или иным причинам не всегда человек способен своим трудом содержать себя и свою семью и не всякий может вообще трудиться. По данным Роскомстата России, в конце 1993 г. 33 млн. человек (22% от численности населения) имели среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума, или, иначе говоря, находились за чертой бедности. Эта часть населения в первую очередь рассчитывает на получение социальной помощи от государства и имеет на нее право. Такую помощь она и получает реально. На конец 1993 г. доля социальных выплат в структуре доходов населения возросла до 15%, практически каждый седьмой рубль, которыми располагали граждане России, представлял собой разного рода социальные выплаты и пособия.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой.
2.2 Основные направления социальной политики РФ
Охрана труда и здоровья людей
В демократическом обществе гражданин сам распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе договора (ч.1 ст. 37 К. РФ).
Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 К. РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующем законодательстве.
Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий. Он может, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т. д. Эта сторона трудовой деятельности урегулирована ст. 34 Конституции.
Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности1. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, а из Уголовного Кодекса Российской Федерации исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство.
Законодательством предусмотрен и ряд защитных мер против безработицы. Назовем лишь основные из них. Всем гражданам гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и
1 См. Закон РСФСР от 19.04.1991г. №1032 «О занятости населения в РСФСР». трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости России. Безработным гражданам государство гарантирует: бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах; компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости и, наконец, выплату пособия по безработице, размер которого составляет от 75 до 45 процентов среднего заработка гражданина, но во всех случаях не может быть ниже минимального размера оплаты труда1.
Следует отдельно отметить, что занятыми считаются граждане:
работающие по найму, в том числе выполняющие работу за
вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);
временно отсутствующие в связи отпуском,
нетрудоспособностью, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;
самостоятельное обеспечивающие себя работой, в том числе
предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов;
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую
должность;
проходящие службу в Вооруженных Силах, железнодорожных,
внутренних и пограничных войсках, органах безопасности и внутренних дел;
обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-
1 См. Закон РСФСР от 19.04.1991г. №1032 «О занятости населения в РСФСР».
технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях.
Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников. Программы для работников, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу, могут осуществляться по направлению службы занятости в случаях, если: невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; нужно изменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности); гражданин желает получить другую профессию (специальность).
Как отмечает А. П. Починок, «право на образование предусмотрено Конституцией РФ. И по закону работодатель один раз обязан дать возможность получить человеку высшее образование … Но если человек работает и решил получить высшее образование, и это, как правило, абсолютно необходимо ему по работе, мы будет очень жестко требовать от работодателей выполнения всех обязательств по Трудовому законодательству, в том числе касающихся профессиональной переподготовки, переобучения сотрудников. Что касается отпуска для сдачи экзаменов, то, согласно закону, работодатель обязан предоставить отпуск, но работник может его не взять. Здесь можно провести аналогию с ежегодным отпуском … Работа не дает возможности полностью использовать отпуск, но возможность отпуска должна быть»1. Работодатель должен обеспечивать возможность нормально трудиться и питаться в рабочее время. Например, если человек работает в ночную смену на заводе, его должны обеспечить полноценным горячим питанием. «Вот и автоматы с газированной водой – это не блажь. Есть ряд профессий,
1 Интервью с А. П. Починком // Законодательство, 2001, № 9, с. 25.
где идет такая потеря воды, что человек должен прямо на рабочем месте иметь возможность попить воды. Также необходимо выдавать молоко, если это положено по закону. При этом даже если выплачивается высокая зарплата, в любом случае молоко обязаны выдавать»1.
Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. В Российской Федерации в обязанность государства входит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экономическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
«Достойный труд – это труд интересный, следовательно, предприниматели должны откликаться на требования научно-технического прогресса и создавать рабочие места, требующие новых знаний, новых технологий», – считает Починок А. П.2. В коллективных и в индивидуальных договорах предусматриваются расходы на обучение, лечение и предупреждение заболеваний. Государство само стимулирует предпринимателя и работника. Каким образом? Оно больше позволяет включать в себестоимость затраты на эти нужды для предпринимателя и списывает из доходов физического лица расходы на образование и лечение.
«А что такое предупреждение заболеваний? Это охрана труда, жесткие требования»1.
В России элементарные меры в течение последних лет позволили сократить количество несчастных случаев. Сейчас в России делается принципиально новая спецодежда, предъявляются новые требования к компьютерной технике и освещению рабочих мест, к запыленности и шумам.
1 Интервью с А.П. Починком // Законодательство, 2001, № 9, с. 25.
2 Там же, с. 26.
Установление гарантированного минимального размера оплаты труда
Одной из характерных черт социального государства является его ответственность за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума2.
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:
оценки уровня жизни населения Российской Федерации при
разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
обоснования устанавливаемых на федеральном уровне
минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
формирования федерального бюджета.
Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:
оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта
Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
оказания необходимой государственной социальной помощи
малоимущим гражданам;
формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
Социальная политика государства должна исходить прежде всего из
1 Интервью с А.П. Починком // Законодательство, 2001, № 9, с. 25.
2 См. ФЗ РФ от 24.10.1997г. №134 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
того, что каждый взрослый и трудоспособный гражданин должен
иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.
«Нетерпима ситуация, когда человек работает на хорошей, любимой работе, получает зарплату, но не может прокормить себя и семью. Следовательно, необходимо повышение заработной платы, чтобы она превышала прожиточный минимум»1.
Ответственность же государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том случае, когда он, работая, не может себя обеспечить.
Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан
2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».
Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в новом Основном Законе Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям.
Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и
Конституция РФ в ст. 38 провозглашает, что:
«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.
1 Интервью с А.П. Починком // Законодательство, 2001, № 9, с. 24.
«И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование, причем особое место должны занимать правовые средства»,1 – отмечает Окуньков Л. А. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов: об охране здоровья, о труде и охране труда, о социальном обеспечении, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.
Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности:
получить бесплатные консультации по вопросам планирования
семьи, пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства;
произвести искусственное прерывание беременности при
различных сроках беременности в зависимости от показаний, добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35- летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий – по медицинским показаниям), искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона;
воспользоваться в период беременности, во время и после родов
бесплатной специализированной медицинской помощью;
получить во время беременности и в связи с рождением ребенка
специальные отпуска: по беременности и родам, по уходу за ребенком.
Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным малообеспеченным семьям, семьям,
1 Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. Москва, 1996.
воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой социальных пособий семьям с детьми.
Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь, предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ).
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или не выполняющие своих родительских обязанностей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.
Совершеннолетние дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своим родителям.
Закон обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются – содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности. Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно.
В отличие от обязанности содержать родителей суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них сверх алиментов дополнительных денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход.
Не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей.
Целями государственной политики в интересах детей являются1: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией
Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
содействие физическому, интеллектуальному, психическому,
духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации и основана на следующих принципах1:
законодательное обеспечение прав ребенка;
государственная поддержка семьи в целях обеспечения
полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
установление и соблюдение государственных минимальных
социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и
1 См. ФЗ от 24.07.1998г. №124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
государственная поддержка органов местного самоуправления,
общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. Исходя из того, что демократическое государство призвано защищать гражданские права людей, отношения между которыми могут основываться только на добровольности и равноправии, включая равноправие женщины и мужчины, в Российской Федерации брак основывается на добровольном согласии и равноправии супругов.
Однако свобода брака требует ответственного отношения к нему и его последствиям. Семья – обязательное звено не только воспроизводства человека, но «качества населения», которое отражает состояние психического здоровья живущих и вступающих в жизнь поколений, уровень их способностей к интеграции в общественную жизнедеятельность, к выполнению связанных с нею профессиональных и социальных ролей. Всё это определяет особую заботу государства о содержании и воспитании детей.
Государство должно проявлять заботу и об инвалидах и пожилых гражданах. Оно обязано развивать систему специальных предприятий и цехов для работы инвалидов, чтобы улучшить их материальное положение и приобщить к участию в общественно полезном труде; обеспечивать инвалидов специальными средствами передвижения, средствами лечебной физкультуры и т. д.
Развитие системы социального обслуживания
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации1. В Российской Федерации имеется государственная система социальных служб.
1 См. ФЗ от 24.07.1998г. №124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
Она включает государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, государственных предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации1.
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб.
К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Социальное обслуживание основывается на принципах: адресности; доступности; добровольности; гуманности; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности.
Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
1 См. ФЗ от 10.12.1995г. №195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.
Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.
Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
комплексные центры социального обслуживания населения;
территориальные центры социальной помощи семье и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
6) социальные приюты для детей и подростков;
7) центры психолого-педагогической помощи населению;
8) центры экстренной психологической помощи по телефону;
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых;
12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся:
21
в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств,
1 См. ФЗ от 10.12.1995г. №195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.
Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи1.
Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате
1 См. ФЗ от 10.12.1995г. №195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.
Существует и социальное обслуживание граждан пожилого возраста.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах1.
Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:
соблюдения прав человека и гражданина;
предоставления государственных гарантий в сфере социального
обслуживания;
1 См. ФЗ от 2.08.1995 №122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг
и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
преемственности всех видов социального обслуживания;
ориентация социального обслуживания на индивидуальные
потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого
возраста и инвалидов;
ответственности органов государственной власти, органов
местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств1.
Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.
Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством Российской Федерации и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается.
1 См. ФЗ от 2.08.1995 №122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:
уважительное и гуманное отношение со стороны работников
учреждений социального обслуживания;
выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;
информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания
социальных услуг;
согласие на социальное обслуживание;
отказ от социального обслуживания;
конфиденциальность информации личного характера, ставшей
известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;
защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном
порядке.
Граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право получать информацию о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления.
Информация о социальных услугах предоставляется социальными работниками непосредственно гражданам пожилого возраста и инвалидам, а в отношении лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, – их законным представителям.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, направляемые в стационарные или полустационарные учреждения социального обслуживания, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами услуг, предоставляемых ими.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:
социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
4) срочное социальное обслуживание;
5) социально-консультативную помощь.
Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.
Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.
Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты
Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».
Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. Такая государственная периодическая денежная выплата, как трудовая пенсия, устанавливается в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью и подразделяется на несколько видов: пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет. Общий пенсионный возраст составляет для мужчин 60, а для женщин – 55 лет. Однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются и с более раннего возраста. Нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, может быть назначена социальная пенсия.
В настоящее время в России действует несколько федеральных пенсионных законов. Это прежде всего Закон РСФСР от 20.11.1990г. №340 «О государственных пенсиях в РСФСР», Закон РФ от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей», Закон от 21.05.1993г. «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву» и т.д.
Государственные пенсии для отдельных категорий граждан установлены также Законами о занятости населения в Российской Федерации, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В связи с инфляционными процессами периодически принимаются нормативные акты о корректировке размера пенсий и заработка, из которого они исчисляются.
Согласно ч. 3 ст. 39 Конституции РФ поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, предусматривается возможность по инициативе субъектов Федерации, органов местного самоуправления, трудовых коллективов, общественных объединений либо граждан за счет собственных средств предоставлять материальную поддержку отдельным социальным группам или гражданам в дополнение к социальному обеспечению.
В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие пенсии:
по старости (по возрасту);
по инвалидности;
по случаю потери кормильца;
за выслугу лет1.
Проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом или договором.
Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера их занятий ко времени обращения.
Пенсия на общих основаниях устанавливается:
мужчинам – по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже
не менее 25 лет;
женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже
не менее 20 лет.
Пенсия назначается пожизненно.
ФЗ2 от 7.08.2000г. №122 устанавливает, что размеры стипендий,
пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении).
Минимальные размеры стипендий, пособий и других обязательных
социальных выплат в Российской Федерации устанавливаются
ежегодно федеральным законом (федеральными законами) исходя из величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться более высокие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат за счет средств соответствующих бюджетов.
Повышение размеров стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации может осуществляться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации по каждому виду указанных выплат исходя из постепенного увеличения соотношения между размерами этих выплат и величиной прожиточного минимума в целом по Российской Федерации с учетом средств, предусматриваемых на эти цели соответственно федеральным бюджетом, бюджетами государственных социальных внебюджетных фондов и бюджетами субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год. Развитие этой системы обеспечивается ростом расходов государства на пенсионное обеспечение, обусловленным увеличением численности и доли
1 См. Закон РСФСР от 20.11.1990г. №340 «О государственных пенсиях в РСФСР».
2 См. ФЗ от 7.08.2000г. №122 «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации».
людей, имеющих право на получение пособий и пенсий, в общем составе населения, а также инфляционными явлениями1.
Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению2.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации
и другие выплаты);
натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь,
медикаменты и другие виды натуральной помощи)1.
Право на пенсию по любому основанию — это конституционное право и оно не подлежит произвольному ограничению даже через федеральный закон, поскольку невозможно себе представить, чтобы какое-либо ограничение этого права соответствовало основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Этим правом обладают все граждане, в том числе и осуждённые по приговору суда. Между тем закон длительное время лишал права на пенсию эту категорию лиц.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.10.1995г. по делу, связанному с жалобами Г. Г. Ардерихина, Н. Г. Попкова, Г. А. Бобырева, Н. В. Коцюбки признал соответствующую статью закона «О государственных пенсиях в РСФСР»' не соответствующей Конституции Российской Федерации. Суд отметил, что приостановление выплаты трудовой пенсии лишает осуждённого пенсионера возможности получить ту её часть, которая превышает расходы по его содержанию в исправительно-трудовом учреждении, и приобретает характер дополнительного наказания. Кроме того, оно ограничивает и права
1 Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. Москва, 2003, с. 165.
2 См. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
иждивенцев пенсионера. Часть 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации не допускает положения, при котором нетрудоспособные члены общества остаются без помощи, в том числе в случае лишения кормильца свободы. Однако в результате установленного ст. 124 рассматриваемого Закона запрета выплачивать осужденному пенсионеру трудовую пенсию и при отсутствии в законодательстве правила о выплате его иждивенцам причитающейся им части пенсии иждивенцы пенсионера полностью теряют этот источник средств к существованию. Тем самым устанавливается и разный объём прав для иждивенцев осуждённых пенсионеров и иждивенцев всех иных категорий пенсионеров, что нарушает гарантированный государством принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).
1 См. ФЗ от 17.07.1999 №178 «О государственной социальной помощи».
3. Заключение
Итак, мы рассмотрели основные направления социальной политики Российской Федерации, а именно: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты; а также установили связь Конституции Российской Федерации и Законов в отношении названных направлений.
Следует сказать, что «в любом демократическом государстве между конституционным требованием защиты личной свободы и требованием идеи социального государства существует известное противоречие»1. Оно порождено неизбежным вмешательством социального государства в личную жизнь граждан. Поэтому в такой ситуации любое решение государства в пользу личной свободы возможно лишь в той мере, в какой оно не противоречит сущности социального государства.
По утверждению Н. А. Бобровой, «социальное законодательство понятно широким слоям населения, в отличие от иных сфер правового регулирования, довольно отдаленных от нужд простого человека, которому не всегда понятно или интересно, как отражается на его каждодневной жизни устройство власти. Население больше интересует не то, как формируется власть, а то, какие условия она создает для достойной жизни людей. На социальное законодательство возложена особая миссия, без осуществления которой нет и социального государства. Гуманизм и сострадание – достойная конституционная цель»2.
1 Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина. Москва, 2003, с. 182.
1 Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. Москва, 2003, с. 139
Список используемой литературы
Конституция РФ от 12.12.1993г.
ФЗ от 2.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
ФЗ от 10.12.1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
ФЗ РФ от 24.10.1997г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
ФЗ от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
ФЗ от 7.08.2000г. №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации».
Закон РСФСР от 20.11.1990г. №340 «О государственных пенсиях в РСФСР».
Закон РСФСР от 19.04.1991г. №1032 «О занятости населения в РСФСР».
Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948г.
Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.1966г.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966г.
Абдуллаев М. И. Правоведение: Учебник для вузов. СПб., 2003г., с. 440.
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации:
Учебник для вузов. М., 1999г., с. 340.
35
Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. М., 2003г., с. 264.
Иваненко В. А. Социальные права и социальные обязанности государства: международные конституционные правовые аспекты. СПб, 2003г., с. 370.
Интервью с А. П. Починком // Законодательство, 2001, № 9.
Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина. М., 2003, с. 587.
Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Под ред.
В. В. Лазарева. М., 2003, с. 313.
Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. В. И. Кудрявцева. М., 1996, с. 300.
Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л. А. Окунькова. Москва, 1996.
Юридическая энциклопедия / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 2001г.