Введение
Особенность современного этапа гендерных исследований является гендерная поляризация и феминизация общества, в связи с социальными последствиями женской эмансипации. Непосредственное изучение мужчин и маскулинности – это одно из молодых направлений данного вида исследований; в эту область были перенесены концептуальные и методические наработки, созданные в рамках более ранней феминистски ориентированной психологии. Мужские исследования возникли не как некий ответ на исследования женские, а в результате осознания сложности и неоднородности самой категории «мужчина». В ХIХ веке «мужские» и «женские» черты и свойства рассматривались как строгая дихотомия, нечто взаимоисключающее, всякое отступление от них воспринималось как патология или движение в ее сторону. Затем женский нормативизм уступил место идее континуума мускулинно – фемининных свойств[13, 800-810].
После сексуальной революции ХХ века феминизм начал стремительно развиваться в различных отраслях общества. Идея равенства полов стала основной идеей того времени, так как женщины боролись за эту идею, а мужчины пытались доказать ее ошибочность и не вероятность. Постепенно женщины «отвоевали» свое право на высокие посты во власти, самостоятельность и силу. Сегодня мы можем видеть результат войны за равенство полов: мужчины сдают свои позиции во власть, чаще становятся домохозяйками и отдают женщине груз ответственности за материальное обеспечение семьи, мужчины стали реже реализовываться в какой либо деятельности и как результат всего этого – возросший мужской алкоголизм в нашем обществе и сокращение продолжительности жизни мужчин. Сейчас, на наш взгляд время, когда маскулинность становиться не сколько эпитетом к понятию и описанию мужчины, а скорее женщины, так как в наше время мужчина обладает большим количеством феминных черт в характере, поведении нежели маскулинных. Социум диктует правила жизни человеку и уже на протяжении полувека мы можем наблюдать как медленно, но верно происходит снижение мужской маскулинности. С годами, поколение за поколением мужчины теряют свою мужественность и женщинам ничего не остается, как самим становиться мужественными и сильными, оберегать и заботиться о своей семье.
Изучением данного направления гендерной психологии занимались: Талкота Парсонс и Роберт Бейлз, создавшие теорию, дифференцирующую мужские и женские роли в структурно – функциональном плане; Джудит Батлер, изучавшая причины доминирования маскулинности; Хофстеде рассматривал разницу между полами с точки зрения антропологических категорий; Маккоби и Джеклин выделили свои четыре психологических отличия между полами; С Бэм разработала методику для определения маскулинности – феминности – андрогинности; Карен Хорни занималась изучение особенностей феминности и.т.д [13, 800-814].
На протяжении многих годов вопросом гендерной психологии, в общем, и гендерной идентичности в частности занимались в основном зарубежные исследователи. Только сравнительно недавно (с 1960-хх годов) российские ученные начали вносить свой весомый вклад в данную отрасль психологии. Одним из первых и наиболее весомых исследований является работа Ананьева Б.Г, в которой он выделил глобальные различия между мужчиной и женщиной. Такие исследователи как: В.А.Лосенков, А.А.Бодалев, В.Н.Куницина и многие другие разрабатывали различные аспекты половых различий. Э.С.Чугунова установила различия личностных структур мужчин и женщин [1, 26-29].
Сейчас изучение гендерных отношений развивается очень быстро и одной из актуальных тем является тема гендерной идентичности, то есть принадлежность к понятиям «феминность – маскулинность - андрогинность». Этим вопросом непосредственно занималась С.Бем и ее оппонент Ждудит Спенс, Дэвид Гилмор, Игорь Кон, Р.Сарсембаева, Сергей Ушакин и многие другие.
Цель исследования: изучение гендерной идентичности у мужчин в разные возрастные периоды: юность, взрослость, зрелость.
Объект исследования: гендерная идентичности у мужчин разных возрастов (юности, взрослости, зрелости).
Предмет исследования: Влияние феминности на гендерную идентичности мужчин в периоды юности, взрослости, зрелости.
Задачи:
1. В процессе теоретического исследования подобрать и проанализировать литературу по такому аспекту гендерной психологии, как гендерная идентичность, в частности по феминности – маскулинности.
2. На основе теоретических разработок и эмпирического исследования сконструировать образ идеального и современного реального мужчины.
3. Проанализировать процесс феминизации мужчин с точки зрения социальной и возрастной психологии.
4. Провести эмпирическое исследование, с целью изучения феминных черт характера у мужчин разных возрастных групп (возрастной аспект) и сопоставления полученных образов реального и идеального мужчины (социальный аспект).
5. Провести анализ, интерпретацию и статистическую обработку полученных результатов.
Гипотеза: Особенности феминности оказывают влияние на гендерную идентичность мужчин разных возрастов (юности, взрослости, зрелости):
Чем младше поколение мужчин, тем большим количеством феминных черт в поведении они обладают.
Чем младше поколение мужчин, тем сильнее будет разница между ними и представлениями об образе идеального мужчины с позиции мужчин и женщин.
База исследования:
20 мужчин 17-25 лет;
20 мужчин 26-37 лет;
20 мужчин 38-50 лет;
20 женщин.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, качественный и корреляционный анализ результатов исследования.
Методики:
1 .Методика «Семантический дифференциал»;
2. Методика множественности идентификаций Дж.Келли.;
3.Опросник С.Бэм;
4. Модификация ассоциативного эксперимента.
Теоретическая значимость: проведенное исследование позволяет изучить актуальную проблему изменения современного общества с точки зрения обмена социальными ролями между мужчинами и женщинами.
Практическая значимость: полученные в ходе исследования эмпирические данные могут найти применение в практической деятельности психологов, занимающихся проблемами индивидуального консультирования с молодыми и зрелыми женщинами, а также при разработке спецкурсов по социальной психологии и психологии семьи.
Структура курсовой работы:
Данная работа состоит из введения, теоретической главы, экспериментальной главы, заключения и приложения.
Во введении описаны актуальность данной темы, цель курсовой работы, ее предмет, объект, задачи, гипотеза, использованные методы, экспериментальная база.
Теоретическая глава посвящена анализу и систематизации теоретического материала по проблеме Влияние феминности на гендерную направленность мужчин в периоды юности, взрослости, зрелости.
Экспериментальная глава содержит данные, полученные в результате проведенного эмпирического исследования.
Заключение содержит выводы по теоретическому анализу литературы и результатам эксперимента.
Приложение содержит сводные таблицы по примененным методикам и образцы заполненных респондентами бланков проводимых методик.
Глава I. Теоретическое исследование гендерной идентичности
Выходит казак из дому, смотрит – сосед на крыльце сидит, саблю разглядывает, трубку покуривает да по сторонам смотрит. Жена у соседа детей собрала – накормила, лошадь запрягла, огород пропахала, за скотиной сходила, в доме убралась.
На следующий день выходит казак из дому, смотрит - сосед опять на крыльце сидит, саблю разглядывает, трубку покуривает да по сторонам смотрит. Жена у соседа огород засеяла, детей накормила, за скотиной сходила.
На третий день выходит казак из дому, смотрит - сосед опять на крыльце сидит, саблю разглядывает, трубку покуривает да по сторонам смотрит, а жена у соседа вовсю хлопочет, домашние дела делает.
Спрашивает казак у соседа:
- Как так, сосед? Ты чего на крыльце сидишь отдыхаешь, а жена твоя изработалась вся?
А сосед отвечает:
- Дак вдруг завтра война, а я уставший? [16, 440-441]
§ 1. Гендерная субкультура
Комплекс гендерных характеристик личности включает в себя гендерную идентичность, маскулинные и феминные черты личности, стереотипы и установки, связанные с полотипичными формами и моделями поведения[18].
Гендерная идентичность – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как человек сам себя определяет.
Гендерная идентичность – осознание себя в связи с культурными определениями мужественности и женственности. Возникшая в результате взаимодействия Я и других, Гендерная идентичность проявляется как субъективный опыт психологической интериоризации мужских и женских черт[7].
Совокупность наиболее значимых психологических и социально – психологических характеристик личности, используемых в качестве отличительных черт для выделения своего пола, определяется как психологический пол. Другими словами, психологический пол есть комплекс психологических, социокультурных м поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины.
Половая идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующего на требования соответствующего половой роли. В.Е.Каган определяет половую идентичность как соотнесенность личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и феминности. Он различает следующие виды половой идентичности:
Базовая идентичность – соотнесенность личности с традиционными, восходящими к филогенетическим, половым различиям, представлениям о маскулинности и фемининности; этот вид идентичности детерминирован психофизиологически;
Ролевая идентичность – соотнесение поведения и переживаний личности с существующими в данной культуре и в данное время полоролевыми стереотипами; этот вид идентичности детерминирован влиянием среды;
Персональная идентичность – интеграция первой и второй, она характеризует соотнесенность личности и маскулинностью и феминностью в контексте индивидуального опыта межличностного общения и совместной деятельности[13, 105-106].
Понятие гендера обозначает, в сущности, и процесс продуцирования обществом различий в мужских и женский, поведения, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат – социальный конструкт гендера. Конструирование гендерных различий протекает через определенную систему социализации, разделение труда между мужчинами и женщинами и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной и женщиной вовсе не означает обладать определенными природными качествами; это означает выполнять предписанную тебе гендерную роль и соответствовать определенным стандартам. Но хотя в различных обществах мужские и женские роли могут быть разными, во всех действует одно правило: то, что считается мужским, маскируется обществом как приоритетное и доминирующее; все, что считается женским, признается вторичным и подчиненным [2].
Гендерные стереотипы – это один из видов социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном и их иерархии. Часто гендерные стереотипы отличаются сексизмом в отношении женщин.
Стереотипы женственности и мужественности не просто формируют людей – они часто предписывают людям в зависимости от их пола определенные психологические качества, нормы поведения, род занятий, профессии и многое другое. В традиционном обществе не личность, а биологический пол оказывает решающее влияние на жизнь человека [2, 166].
Понятие «мужественности», или «маскулинности», существовало задолго до 70-х гг. прошлого века. Ранее считалось, что мужественность, принадлежность к мужскому, - это нечто противоположное женственности. В 80-х гг. ХХ века определение мужской сущности предстало уже не как данность, но как задача, которую необходимо решить. Характер мужественности был поставлен под вопрос, а специалисты, занимающиеся проблемами маскулинности пришли к выводу о необходимости отказаться от единого понятия мужественности. К факторам мужской дифференциации стали относить классовую и расовую принадлежность, возраст, те или иные сексуальные склонности, поскольку перечисленные факторы во многом определяют особенности поведения мужчин.
Как и другие гендерные категории, "маскулинность" не имеет однозначного определения. У нее, по крайней мере, три разных значения.
1. Маскулинность как дескриптивная, описательная категория обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин.
2. Маскулинность как аскриптивная категория обозначает один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем является мужчина, какие качества ему приписываются.
3. Маскулинность как прескриптивная категория - это система предписаний, имеющих в виду не среднестатистического, а идеального "настоящего" мужчину, это нормативный эталон мужественности.
Но индивидуальные свойства, стереотипы массового сознания и социальные нормы, как и наши представления о.реальном, желательном и должном, никогда не совпадают,. Поэтому существуют не только разные каноны маскулинности, но и разные парадигмы ее изучения, которые кажутся взаимоисключающими, но фактически являются взаимо дополнительными. Тем более что они реализуются разными научными дисциплинами.
В современной науке существуют 4 главные парадигмы маскулинности: биологическая, психоаналитическая, социально-психологическая и постмодернистская. Первые две парадигмы являются эссенциалистскими, молчаливо подразумевая, что важнейшие свойства, отличающие мужчин от женщин, являются объективной данностью, культура только оформляет и регулирует их проявления. Вторые две парадигмы - конструктивистские, они считают маскулинность продуктом культуры и общественных отношений, которые навязывают индивидам соответствующие представления и образы.
Биолого-эволюционный подход. Трактовка маскулинности как совокупности природных качеств, отличающих мужчин (самцов) от женщин (самок), исторически является древнейшей. Ее формулировку можно обнаружить уже у древнегреческого историка Ксенофонта, по словам которого "природу обоих полов с самого рождения… бог приспособил: природу женщины для домашних трудов и забот, а природу мужчины для внешних. Тело и душу, мужчины он устроил так, что он более способен переносить холод и жар, путешествия и военные походы, поэтому он назначил ему труды вне дома." Поэтому "женщине приличнее сидеть дома, чем находиться вне его, а мужчине более стыдно сидеть дома, чем заботиться о внешних делах" [13, 804-805].
Психологическая маскулинность в значительной степени связана с индивидуализацией личности, а значит, развитием ее от зависимости к автономности, от конформизма к свободному самоопределению [23].
Иными словами, маскулинность и связанные с нею социальные ожидания зависят не от свойств индивида, а от особенностей мужской социальной роли [13, 805]
Сегодня гендерные стереотипы меняются, но по-разному у различных слоев общества. Так стереотип маскулинности изменился определенным образом: традиционно в него входили физическая сила, подавление нежности, функциональное отношение к женщине и одновременно несдержанность в выражении гнева и страсти. Современный портрет иной: интеллект ценится выше физической силы, допускается проявление нежности и душевной тонкости, требуется обуздание «грубых» чувств, хотя у менее образованных стереотип маскулинности остается более традиционным (как и у подростков).
Стереотип женственности сложился в ХIX веке, но остается популярным до сих пор (особенно у мужчин): женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в то же время пассивной и зависимой. Но, по представлениям самих современных женщин, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми – то есть обладать мужскими качествами [1, 204].
Понятие феминизм появилось во французском языке в первой половине ХIХ века. Изначально этот термин был связан с понятием «эмансипированная женщина» и было связано с борьбой женщин за равноправие с мужчинами во всех сферах деятельности [1, 15].
Сейчас феминность обозначает женственность и все понятия которые можно сюда отнести. Поведенческая поливариантность свидетельствует об активном усвоении женщинами всего спектра социальных ролей, стилей и тактик. Вместе с тем надо помнить о границах толерантности, выход за пределы которых чреват утратой гендерной специфичности [4].
Психологическая феминность связана с децентрализацией личности, то есть смещением мотивационно-ценностной детерминации с эгоцентричных и группоцентричных стремлений на универсально-милосердные альтруистические стремления.
Учет особенностей феминности является одним из основных аспектов жизнедеятельности нашего общества, так как одной из его тенденций выступает проникновение женщин во все структуры и аппараты власти (42,2% - доля женщин среди руководителей предприятий в США; 40,4% - доля женщин среди парламентариев в Швеции), это связано с повышенным уровнем феминизации в странах [22].
В понимании феминности маскулинности как комплексных образований следует выделять три уровня детерминации:
1) психобиологический;
2) психосоциальный;
3) психоэкзистенциальный (личностный) [23].
Без относительно к иным установленным нормативным различиям, все общества различают между мужскими и женскими; все общества обеспечивают существования институциональных, приемлемых для данного пола ролей, для взрослых мужчин и женщин. Лишь очень немногие общества признают существование третьей категории, промежуточной в отношении сексуальности, к которой относятся чиеннские бердачи, оманские ксаниты, таитянские маху. Но даже и в этих случаях выделения андрогинного гендера индивидуум вынужден совершать жизненный выбор идентичности и следовать предписанным правилам полового поведения [3, 880].
Сама проблема вечна, как мир. Классики мифологии, этнографии и психологии (М. Элиаде, М. Мид, С. Бем) показали, что андрогинность прослеживается во всех духовно-религиозных системах, от первичных мифов и языческих верований до утонченных гностических учений и современных психологических концепций личности.
Андрогин – существо, совмещающее в себе женщину и мужчину и отрицающее пол как таковое. Преодоление пола как основного зла – вот подлинная антропологическая революция, становление аутентичного человека как бесполого и духовного существа. С этой позиции, человек – существо андрогинное изначально, врожденно, с моменты слияния гамет и до смерти. Данное утверждение имеет изначально общебиологическое обоснование. Бисексуальность сегодня является новой ипостасью андрогинии, хотя как подчеркивает И.С. Кон, это понятие крайне не определенное ввиду социально психологической аморфности носителей данных социальных качеств [4].
Андрогиния — совмещение в индивиде маскулинных и фемининных черт. Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей. Концепция андрогинии была предложена в начале 70-х гг. американским психологом Сандрой Бем. С той поры многочисленными исследованиями доказано, что мужественность и женственность не противопоставляются друг другу, а человек с характеристиками, строго соответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Так, низкомаскулинные женщины и высокофемининные мужчины отличаются беспомощностью, пассивностью, тревожностью, склонностью к депрессии. Высокомаскулинные женщины и мужчины характеризуются трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов. Выявлен высокий процент сексуально-психологических дисгармоний и половых расстройств у молодых семейных пар, где партнеры придерживались традиционных моделей женского и мужского поведения. Вместе с тем, обнаружена связь андрогинии с высоким самоуважением, способностью быть настойчивым, мотивацией к достижениям, эффективным исполнением родительской роли, внутренним ощущением благополучия. Андрогинная личность имеет богатый набор полоролевого поведения и гибко использует его в зависимости от динамично изменяющихся социальных ситуаций.
Однако сглаживание дихотомии мужского-женского в сознании и поведении человека таит в себе определенную угрозу утраты позитивной социальной идентичности, так как институты семьи, школы, политики, СМИ, рынка труда продолжают закреплять полоролевые предписания. Проблема симметричного конструирования женского и мужского в культуре требует значительных изменений в структуре общественных институтов. В эксперименте Джун Стэтэм с группой родителей из 18 семей в Великобритании было обнаружено, что социализация пола укоренилась очень глубоко. Родители, принадлежавшие к среднему слою общества, воспитывали у своих детей новое сочетание «мужских» и «женских» качеств. Они хотели, чтобы мальчики были более сердечными, а девочки активно использовали возможности для обучения и самосовершенствования. Все родители признавали, что противостоять сложившейся практике гендерного обучения очень сложно, поскольку дети подвергаются влиянию традиционных взглядов, общаясь с друзьями и посещая школу [12].
Андрогиния являет собой существенный элемент природной эволюции живого, включая человеческое, а также не менее существенный элемент мифологического сознания – его архетипический символ. В то же время андрогинное начало в человеке может манифестироваться в виде бисексуального поведения, а может пребывать в латентном состоянии [4].
§ 2. Особенности гендера у мужчин в юности, зрелости, взрослости
Еще один водораздел - социально-возрастной. Многие как аскриптивные, так и реальные (поведенческие) свойства традиционной маскулинности, в частности, агрессивность и сексуальность, подразумевают в первую очередь подростков и молодых мужчин.
В антропологической литератуе существует даже понятие "синдром молодого самца" (M. Daly and M. Wilson, 1994) свойства которого более или менее одинаковы у многих видов животных и предположительно связаны с повышенной секрецией тестостерона. Сходства в поведении самцов приматов и молодых мужчин подробно описывались этологами. У животных самец и в старости должен оставаться агрессивным, чтобы защищать свои права. У людей длительная родительская и семейная опека, а также правовой порядок делают это не столь необходимым, хотя выработанные в юности привычки и репутация "доминанта" помогают мужчинам и позже.
Молодые мужчины представляют собой особую социально- демографическую группу, которая и по своим физическим (мускулы, физическая сила, гормоны), и по своим поведенческим (стадность, высокая соревновательность), и по своим психологическим свойствам (любовь к риску, отсутствие заботы о личной безопасности, пренебрежение к собственной жизни, желание выделиться, склонность к девиантности) отличается как от женщин, так и от старших мужчин.
Выраженность этих черт зависит больше всего от возраста, но также и от социального статуса (женатые мужчины меньше холостяков склонны к риску и авантюрам, у них другой стиль жизни). Однако усвоенные в юности стереотипы и идеализированные образы маскулинности сохраняются в сознании многих взрослых мужчин, независимо от их собственного реального образа жизни, вызывают ностальгические чувства и нередко симулируются, на чем искусно играют средства массовой информации, поп-арт и имидж-мейкеры.
Наконец, индивидуально-типологические различия. Хотя социо-нормативные образы и нормы маскулинности создаются и поддерживаются культурой, разные типы маскулинности импонируют разным типам мужчин (и женщин) и имеют свои психофизиологические, конституциональные основы.
Классический образ мачо создан по образу и подобию могучего доминантного Альфа-самца. Такие люди существуют и сейчас, составляя по предположению А. Протопопова, от 10 до 20 процентов мужчин. Хотя в современном обществе этот канон стал отчасти дисфункциональным, принося больше неприятностей, чем выгод, его носители продолжают считать себя единственными "настоящими" мужчинами, сопротивляются происходящим переменам, создают собственные закрытые сообщества и находят такие сферы жизни, где эти качества можно проявлять безнаказанно и получать за это одобрение (война, силовые виды спорта) и т.д. Поскольку эти свойства филогенетически самые древние и на них жестко ориентирована любая мальчишеская и юношеская субкультура, их поддерживают и им завидуют и многие мужчины, сами не принадлежащие к этому типу.
Носителями, защитниками и идеологами "новой маскулинности" становятся, как правило, мужчины, которые по тем или иным причинам не смогли войти в этот элитарный мужской клуб, испытывали в детстве и юности какие-то трудности с маскулинной идентификацией и нашли для себя другой, более приемлемый канон маскулинности. Разумеется, это возможно и по чисто интеллектуальным соображениям, но чаще эти мотивы переплетаются: личные трудности помогают осознать "неправильность" социального стереотипа[13, 818-820].
Из поколения в поколение социализация, СМИ, прогресс и многие другие факторы оказывают отрицательное влияние на становление и развитие мужской маскулинности. С каждым годом поколение мужчин становиться все слабее как физически так и психологически. Старшее поколение, воспитанное в годы СССР еще помнит лозунги и социальные нормы, отсюда и большее количество маскулинных черт в поведении и характере. Более молодое поколение воспитано в другое время с другими нормами, правилами и собственно в другой социальной ситуации, поэтому и поведение с точки зрения маскулинности будет более слабым. Поколение молодых людей сейчас разительно отличается от всех предыдущих поколений мужчин, у них, как правило, отсутствует уважение к женщине, сильная воля, стремление к достижению целей и.т.д. То есть сейчас растут слабые мужчины, которым всю жизнь будет нужна опора, поддержка и защита, а в наше время это женщина.
§ 3. Фемининность мужчин
«В России "настоящих мужчин" нет, не было и быть не может. Мужчина состоит из свободы, чести, гипертрофированного эгоизма и чувств. У русских первое отняли, второе потерялось, третье отмерло, четвертое - кисель с пузырями».
Виктор Ерофеев
В русском языке и народной культуре Россия выступает в образе матери. В русской семье существовало особое почтение к женщине-матери, тогда как отцы и мужья часто выглядят слабыми и несамостоятельными. Маскулинность часто проявлялась главным образом в деструктивной и антисоциальной форме - в бесшабашной удали, пьянстве, драках и т.п. Некоторые историки связывали это с политическим деспотизмом и недостатком индивидуальной предприимчивости.
Экономическая неэффективность советской системы, в сочетании с политическим деспотизмом и бюрократизацией общественной жизни оставляли мало места для индивидуальной инициативы и независимости. Чтобы добиться экономического и социального успеха, нужно было быть не смелым, а хитрым, не гордым, а сервильным, не самостоятельным, а конформным. С раннего детства и до самой смерти советский мужчина чувствовал себя социально и сексуально зависимым и ущемленным.
Социальная несвобода усугублялась глобальной феминизацией институтов социализации и персонифицировалась в доминантных женских образах. Это начиналось с раннего детства в родительской семье. Из-за высокого уровня нежеланных беременностей и огромного количества разводов, каждый пятый ребенок в СССР воспитывался без отца или хотя бы отчима. В середине 1980-х гг. только в так называемых материнских семьях воспитывалось около 13,5 миллионов детей.
То же самое наблюдается и сегодня. По данным выборочной переписи 1994 г., 20% российских семей с несовершеннолетними детьми были неполными и 19,6% всех детей рождены вне брака. Да и там, где отец физически присутствует, его авторитет в семье и роль в воспитании детей, как правило, значительно ниже, чем роль матери. Отцы обладают преимуществом только в информационной сфере, когда речь идет о политике и спорте.
В детском саду и в школе главные властные фигуры - опять-таки женщины. В официальных подростковых и юношеских организациях (пионерская организация, комсомол) тон задавали девочки (среди секретарей школьных комсомольских организаций они составляли три четверти). Мальчики и юноши находили отдушину только в неформальных уличных компаниях и группах, где власть и символы были исключительно мужскими. Многие такие группы в России, как и на Западе, подчеркнуто мизогинны.
После женитьбы молодому мужчине приходится иметь дело с любящей, заботливой, но часто доминантной женой, которая, как некогда его мама, лучше него самого знает, как планировать семейный бюджет и что нужно для дома, для семьи. А в общественно-политической жизни все контролировалось властной "материнской" заботой КПСС.
Этот стиль социализации, несовместимый ни с индивидуальным человеческим достоинством, ни с традиционной моделью маскулинности, вызывал противоречивые психологические реакции.
На идеологическом уровне безотцовщина и тоска по мужскому началу способствовали трансформации образа отсутствующего реального отца в характерный для всякого тоталитарного сознания (так было и в нацистской Германии) мифологизированный унитарный образ Вождя, Отца и Учителя.
Несколько ниже располагаются идеализированные образы коллективной маскулинности, мужского (особенно воинского) товарищества и дружбы. Принадлежность к коллективному мужскому телу, сочетающая гомосоциальность с неосознанным гомоэротизмом, психологически компенсирует мужчине его слабость и несамостоятельность в качестве отдельного индивидуума: каков бы я ни был сам по себе, в рамках группового "мы, мужики", я силен и непобедим. "Русский мужчина-конь скачет, скачет, его несет, он сам не понимает, куда он скачет, зачем и сколько времени он скачет. Он просто скачет себе и все, он в табуне, у него алиби: все скачут, и он тоже скачет".
На бытовом уровне компенсация и гиперкомпенсация "слабой" маскулинности имеет несколько вариантов:
1. Идентификация с традиционным образом сильного и агрессивного мужика, утверждающего себя пьянством, драками, жестокостью, членством в агрессивных мужских компаниях, социальным и сексуальным насилием.
2. Покорность и покладистость в общественной жизни компенсируется жестокой тиранией дома, в семье, по отношению к жене и детям.
3. Социальная пассивность и связанная с нею выученная беспомощность компенсируется бегством от личной ответственности в беззаботный игровой мир вечного мальчишества. Не выучившись в детстве самоуправлению и преодолению трудностей, такие мужчины навсегда отказываются от личной независимости, а вместе с нею - от ответственности, передоверяя социальную ответственность начальству, а семейную - жене.
Но при любом раскладе люди испытывают неудовлетворенность. Проблема "феминизации мужчин" и "маскулинизации женщин" появилась на страницах советской массовой прессы, начиная с 1970 г. С тех пор споры не затухали. Женщины патетически вопрошают "Где найти настоящего мужчину?", а мужчины сетуют на исчезновение женской ласки и нежности.
Широкий резонанс в обществе вызвала статья известного демографа Б. Ц. Урланиса "Берегите мужчин", в которой автор, опираясь на данные медицинской статистики о повышенной детской смертности, меньшей продолжительности жизни, вредных привычках, алкоголизме, курении, траспортных происшествиях и рискованном поведении мужчин, убедительно показал, что мужчины - не сильный, а скорее слабый пол, требующий особой заботы и внимания [9].
Начиная с 1970-х гг., сначала на Западе, а затем и в СССР стали много говорить и писать о том, что традиционный мужской стиль жизни, а, возможно, и сами психологические свойства мужчины не соответствуют современным социальным условиям и что мужчинам приходится платить за свое господствующее положение слишком большую цену. Однако причины этого "кризиса маскулинности" и возможные пути его преодоления трактуются по-разному и даже противоположно.
Одни авторы усматривают проблему в том, что мужчины как гендерный класс или социальная группа отстают от требований времени, их установки, деятельность и особенно групповое самосознание, представления о том, каким может и должен быть мужчина, не соответствуют изменившимся социальным условиям и подлежат радикальному изменению и перестройке. То есть мужчины должны смотреть и двигаться вперед. Другие авторы, наоборот, видят в социальных процессах, расшатывающих мужскую гегемонию, угрозу вековечным "естественным" устоям человеческой цивилизации и призывают мужчин как традиционных защитников стабильности и порядка положить конец этой деградации и вернуть общество назад, в спокойное и надежное прошлое.
Мужчины были господствующей силой общества, по крайней мере - его публичной сферы, нормативный канон маскулинности и образ "настоящего мужчины", как и все прочие фундаментальные ценности - "настоящая дружба", "вечная любовь" и т.п., всегда идеализировались и проецировались в прошлое.
В периоды быстрых исторических перемен, когда прежние формы гендерных отношений становились неадекватными, идеологи начинали писать о феминизации мужчин и исчезновении "настоящей мужественности". Философы и писатели классической Греции восхищались мужеством героев гомеровской эпохи. Римляне времен Империи скорбели об утрате добродетелей республиканского Рима. Англичане эпохи Реставрации и французы периода Регентства сетовали на упадок мужской доблести раннего средневековья. Немцы начала ХХ в. умилялись мужской дружбе эпохи романтизма и средневековым мужским союзам[10, 583-584].
По своему характеру, современные "мягкие" мужчины, чей телесный и психический облик порой не отвечает стереотипному образу "настоящего мужчины" - сильного и агрессивного мачо. Мнение, что это преимущественно геи, не соответствует истине (геи и бисексуалы составляют по разным подсчетам от 10 до 30%). Однако интерес к мужским проблемам часто стимулируется личными трудностями (отсутствие отца, непопулярность среди мальчиков в классе, неудачный брак, трудности отцовства и т.п.) Для многих из этих мужчин общественно-политическая деятельность психологически компенсаторна.
Важную роль проблеме маскулинности отводят в Европе в связи с нынешней ситуацией в обществе. Например за возрождение идеи сильной маскулинности играет протестантский фундаментализм. Еще в начале ХХ в. в США и Англии получили распространение принципы "мускулистого христианства", стремящегося спасти заблудшие мужские души от губительной для них феминизации и изображающего Христа не мягким и нежным, а сильным и мускулистым. На волне неоконсерватизма 1980-х гг. эта идеология получила новые стимулы.
По мнению Роберта Блая и его единомышленников, главная задача современности - направить мужчин на путь духовного поиска, чтобы помочь им восстановить утерянные ими базовые мужские ценности. Во всех древних обществах существовали особые ритуалы и инициации, посредством которых взрослые мужчины помогали мальчикам-подросткам утвердиться в их глубинной, естественной маскулинности. Городское индустриальное общество разорвало связи между разными поколениями мужчин, заменив их отчужденными, соревновательными, бюрократическими отношениями, и тем самым оторвало мужчин друг от друга и от их собственной мужской сущности. (Сходные идеи развивали некоторые немецкие мыслители в начале ХХ в.). Место здоровых мужских ритуалов занимает размягчающая и убивающая мужской потенциал женственность.
Блай и его последователи красочно описывают эмоциональную бедность и ущербность современных мужских взаимоотношений, будь то отношения сыновей с отцами или отношения между мужчинами на работе и в быту, и мечтают восстановить традиции древнего мужского братства и межпоколенного наставничества. Многие из этих людей политически не реакционны, но для них характерны иррационализм и антиинтеллектуализм, а их положительный идеал "нового мужчины" весьма расплывчат[8].
Современное общество столкнулось с тем, что значительно возросло участие мужчин в ведении хозяйства, отцов в воспитании детей. В современной Швеции отцовство ассоциируется с непосредственным уходом отца за ребенком, близким общением и эмоциональной связью между ними, что способствует не только всестороннему развитию обоих индивидов, но и гармонизации семейной жизни. Равенство полов в Швеции достигается за счет дальнейшего перенесения функций семьи в публичную сферу при сужении и нивелировании приватной сферы, снижении ее социального значения и социализирующей функцией [20].
На фоне всего вышесказанного в полне закономерным выглядит появление нового типа мужского поведения – метросексуализм. Типичный метросексуал – житель большого города с достаточно высоким годовым доходом, 25-40 лет, уверенный в себе и в своей мужественности гедонист не склонный никому ничего доказывать. Его кредо – разносторонность интересов и утонченный вкус. В нашем обществе таких людей называют «бомонд». Молодые люди, принадлежащие к данной социальной категории, не спешат образовывать семью и, соответственно связывать себя обязательствами, но это не мешает иметь подруг. Метросексуал – это представитель информационного общества, он трудится в банке, средствах массовой информации, финансовых компаниях и юридических фирмах, шоу-бизнесе, модельном и ресторанном бизнесе. Социолог Эндрю Паркер считает, что Девид Бекхэм способствовал разрушению «маскулинного кода» и зарождению феномена «метросексуал». В последние годы в противовес явлению метросексуализма появилось явление, обозначаемое как «ретросексуализм». Ретросексуалы демонстративно подчеркивают свои отличия от тех, кого они считают недостойными носить высокое звание мужчины: они нарочито небрежны в одежде, как правило, не бриты, не пользуются одеколонами и дезодорантами, не посещают спортзалы и т.д. и в целом ведут разгульный образ жизни (ярким примером является Сергей Шнуров) [15].
Пьер Бурдье изучал озабоченность среднего класса своим внешним видом, что выражалось в форме чувства неудовлетворенности или в форме высокомерия и являлось так же источником их претензий и постоянной склонности к блефу, к присвоению той формы социальной идентичности, которая состоит в стремлении уравнять «бытие» и «видимость», в желании владеть видимым для того, чтобы иметь настоящее [21].
Так же исследователи отмечали существование такого феномена как «хлыщ», которому свойственно вездесущесть, публичность, контактность с различными слоями общества, отсутствия тени тщеславия и хорошее чувство юмора [17].
Если хлыщ как «городская пародия на денди» является воплощением своеобразной модели жизнеобеспечения (нечто вроде «бомжа-аристократа»), то метросексуал отражает совсем другие целеустановки, связанные с гедонистическим и отчасти богемным взглядом на мир, возможным только в обществе, ориентированном на потребление [14].
Современный мир диктует свои условия, и все больше и больше мужчин во всем мире предпочитают не работать, а заниматься хозяйством и быть безработными. Женщины не желая этого, становятся сильными и берут на себя груз ответственности за экономическую, социальную и материальную успешность семьи. В этом и заключается острый вопрос современности -«феминизация мужчин». Из-за слабости мужчин сегодня женщины предпочитают самостоятельный образ жизни, поздно выходят замуж (а иногда не выходят), все это ведет к постепенному уничтожению института брака. Долгое время женщина знала, что у нее всегда есть опора – это ее мужчина, но постепенно опора стала «шататься», перестала быть надежной, а потом и вовсе исчезла. В таких условиях общества женщине ни чего не осталось, как самой стать сильной и мужественной и без чьей либо поддержки бороться с жестоким миром слабых мужчин.
Трансформация традиционных мужских ценностей и канонов маскулинности – общее неумолимое требование времени. Этот процесс давно уже идет во всем мире, включая постсоветские страны. Но смешение дескриптивных, аскриптивных и прескриптивных черт маскулинности может порождать опасные иллюзии.
Хотя каноны маскулинности и феминности взаимосвязаны, женские жизни и образы меняются и обновляются быстрее мужских, а женские представления о мужчинах и представления мужчин о самих себе часто не совпадают. При этом одни склонны преувеличивать, а другие – преуменьшать масштабы происходящих перемен.
Тем не менее, мир явно становится все более многоцветным. Индивидуализация и плюрализация социального бытия влечет за собой неизбежность признания не только разных типов маскулинности/феминности, но и таких индивидуальных стилей жизни, которые вообще не вписываются в эту дихотомию[11].
Глава II. Эмпирическое исследование гендерной идентичности
§1.Методологический аппарат
Цель исследования: изучение гендерной идентичности у мужчин в разные возрастные периоды: юность, взрослость, зрелость.
Объект исследования: гендерная идентичность у мужчин разных возрастов (юности, взрослости, зрелости).
Предмет исследования: Влияние феминности на гендерную идентичность мужчин в периоды юности, взрослости, зрелости.
Задачи:
1.Подбор методик для проведения диагностики определения феминных черт характера у мужчин разных возрастных групп (возрастной аспект) и сопоставления полученных образов реального и идеального мужчины (социальный аспект).
2.Определение выборки исследования.
3.Проведение исследования.
4.Анализ и интерпретация полученных результатов.
Гипотеза: Особенности феминности оказывают влияние на гендерную идентичность мужчин разных возрастов (юности, взрослости, зрелости):
Чем младше поколение мужчин, тем большим количеством феминных черт в поведении они обладают.
Чем младше поколение мужчин, тем сильнее будет разница между ними и представлениями об образе идеального мужчины с позиции мужчин и женщин.
База исследования:
20 мужчин 17-25 лет;
20 мужчин 26-37 лет;
20 мужчин 38-50 лет;
20 женщин.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, качественный и корреляционный анализ результатов исследования, для обработки данных использовался пакет статистического анализа SPSS for Windows 10.0.7
Методики:
1 .Методика «Семантический дифференциал»;
2. Методика множественности идентификаций Дж.Келли.;
3.Опросник С.Бэм;
4. Модификация ассоциативного эксперимента.
Этапы эмпирического исследования:
На первом этапе были подобраны методы исследования, целью, которых является изучение гендерной идентичности у мужчин в разные возрастные периоды;
На втором этапе проводилось изучение образов идеального и реального современного мужчины, выявление степени семантической близости данных образов и различия в оценивании предложенных характеристик респондентами разных групп;
На третьем этапе нашего исследования определение преобладающей степени гендерной идентичности: фемининность – маскулинность – андрогинность, в разных группах респондентов;
На четвертом этапе изучались ассоциации к понятиям «идеальный мужчина» и «реальный современный мужчина» у испытуемых;
На пятом этапе была проведена статистическая обработка полученных данных;
На шестом этапе проведенного исследования проводился анализ и интерпретация результатов, написание заключения.
§2.Описание и обоснование выбора методик исследования
Нами были выбраны четыре методики для определения степени маскулинности мужского населения разного возрастного периода и оценки степени маскулинности современных мужчин.
1 .Методика «Семантический дифференциал»
Цель применения этой методики: оценка образов идеального и реального современного мужчины в предложенном семантическом пространстве, выявление семантической близости данных образов.
Методика представляет собой оригинальный вариант классической техники семантического дифференциала Чарльза Осгуда (1957). Адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.
Общепризнанна, как компактный и валидный инструмент изучения свойств личности, её самосознания, а также межличностных отношений. Испытуемым предлагается бланк с 21 полярной парой черт личности.
Мы модифицировали данную методику, и наш бланк методики представляет две одинаковые таблицы, каждая с одинаковой 45 полярной парой черт личности. Нами были выбраны черты личности, которые предложила Клецина для своей методики «Личностный семантический дифференциал». Респондент оценивает предлагаемые объекты по набору биполярных шкал, содержащих в качестве полюсов прилагательные или описательные характеристики - антонимы. Разница между таблицами состоит лишь в инструкции, которая сопровождает каждую таблицу. Первая таблица сопровождается инструкцией: «Пожалуйста, оцените идеального мужчину по приведенной ниже шкале». Во второй же таблице предлагается оценить по предложенной шкале выраженность тех же качества, но уже для реального современного мужчины.
Обработка методики: Степень идентичности подсчитывалась нами на основании коэффициента семантической близости оцениваемых образов, которые предлагались респондентам в двух таблицах. Мы считали балы по каждой паре качеств, соотнося их с теми же качествами из второй таблицы. Затем балы суммируются, и мы получали число. При извлечении из под корня, которого получали коэффициента семантической близости (СД= √∑(ху)2), чем ближе он бы к нулю, тем выше у респондента степень идентификации себя с психологом -профессионалом.
В итоге проведения данной методики: мы получим степень идентичности реальных мужчин с идеальным мужчиной с точки зрения мужчин (разных возрастных групп) и женщин (см. Приложение № 1).
2. Методика множественности идентификаций Дж.Келли
Цель применения этой методики: изучить различия в оценивании предложенных характеристик респондентами разных групп респондентов.
Респондентам был предложен список из 40 характеристик, по которым они должны были оценить 4 категорий. Для мужчин были выделены 4 категории:
«я сам», «мой отец в молодости», «мой идеал мужчины», «идеал мужчины глазами женщины»; а для женщин: «типичный мужчина», «мой отец в молодости», «мой идеал мужчины», «идеал мужчины глазами мужчины». В процессе исследования выясняется, по мнению респондентов, степень выраженности предлагаемых качеств в каждой категории. Оценка производилась от 0 до 5 баллов, где 0 – полное отсутствие характеристики, 5 – максимальное присутствие. При обработке множественности идентификаций была произведена статистическая обработка - кластерный анализ полученных данных и качественная обработка характерных черт поведения для той или иной категории.
Обработка методики: при обработке множественности идентификаций была произведена статистическая обработка - кластерный анализ полученных данных и качественная обработка характерных черт поведения для той или иной категории.
В итоге проведения данной методики: мы получили степень примыкание категорий у разных групп респондентов, определение наиболее характерной линии поведения для разных возрастных групп мужчин (см. Приложение № 2 - 3).
3.Опросник С.Бэм
Цель применения этой методики: определение степени гендерной идентичности: фемининность – маскулинность - андрогинность.
Обработка методики: сначала высчитываются показатели маскулинности (М) и фемининности (F) по совпадению с ключом, а потом сумма балов по тому и другому показателю делится на 20; затем считается основной индекс (IS) по формуле
IS = (F-M) Ч 2,322.
В итоге проведения данной методики: определяется 5 категорий гендерной идентичности: ярко выраженная маскулинность, маскулинность, андрогинность, фемининность, ярко выраженная фемининность
(см. Приложение № 4).
4. Модификация ассоциативного эксперимента
Цель применения этой методики: изучить ассоциации к понятиям «идеальный мужчина» и «реальный современный мужчина» у испытуемых.
В исследовании была использована методика модифицированного ассоциативного эксперимента, где используются существительные, прилагательные и глаголы (С.В. Семенова).
Испытуемым предлагалось охарактеризовать образ «реальный современный мужчина» и образ «идеальный мужчина» в существительных, прилагательных и глаголах, по пять определений на каждое.
Обработка методики: для обработки ассоциативного эксперимента осуществлялся количественный (процентное соотношение характеристик) и качественный (сопоставление содержания описаний) анализ полученных данных.
В итоге проведения данной методики: выделение категорий, которыми испытуемые определяют понятия идеального и реального современного мужчины, выделение наиболее встречаемых определений, соотношение определений образа реального современного мужчины и образ идеального мужчины в разных группах респондентов (см. Приложение № 5).
§З. Анализ и интерпретация результатов исследования
1. По методике «Семантический дифференциал» степень идентификации реальных современных с идеальными мужчин будет тем выше, чем ближе к нулю будет значение коэффициента, которое получается в процессе проведения данной методики и у мужчин и у женщин.
Так как мы считаем степень различий идеальных мужчин и реальных, то для нас основным показателем роста различий или их отсутствие будет среднее значение по каждой группе (см. Рис.1). Из сравнительной характеристики средних значений коэффициентов каждого возраста видно, идентификация реальных мужчин себя с идеальным мужчиной стабильно возрастает, начиная с юности и заканчивая зрелостью. Все первичные данные по этой методике представлены в приложении№1
Рис.1 Показатели идентификации по средним значениям коэффициента
Затем мы разделили все показатели по каждой группе испытуемых на три группы: коэффициенты от 0 до 5- высокая степень идентичности, от 5 до 10- средняя степень идентичности, все остальные, начиная с 10 это низкая степень, (см. таблицу 1)
Степень идентификации идеального и реального современного мужчины Таблица 1
юность | взрослость | зрелость | женщины | |
0-5 | 10% | 20% | 45% | 5% |
5-10 | 85% | 75% | 55% | 60% |
10-... | 5% | 5% | 0% | 35% |
Из таблицы 1 видно, что показатели высокой степени идентичности ( 0-5 ) постепенно возрастают начиная с юношеского возраста и заканчивая зрелостью. Но в то же время значения средней степени идентичности (5-10) являются наиболее «популярными» и от возраста к возрасту, они уменьшаются, что дает большее количество процентов для значений 0-5. Значения, которые более 10, являются показателями наименьшей степени идентичности. Если в возрастном периоде юношества и взрослости они представлены наименьшим процентным соотношением, то в зрелости эти показатели отсутствуют. Идентификация женщинами идеальных, по их представлениям, и реальных современных мужчин в основном средняя, а высокая степень идентичности фактически отсутствует, так же высок показатель с низкой степенью идентичности.
Итак, по показателям данной методики, несмотря на то, что разница в значениях по каждому возрастному периоду не велика, но заметна и показательна, мы видим, что идентификация мужчин себя с идеальным образом мужчины возрастает от одного возраста к другому. Идентификация же женщинами реальных мужчин и идеальных очень низкая, что говорит о том, что они фактически не видят общего между ними.
2. Методика множественности идентификаций Дж.Келли
В процессе подготовки к исследованию был проведена экспертная оценка с целью определить феминные и маскулинные линии поведения, из которых позже, и был составлен список для данной методики ( см. Приложение№3).
При статистической обработке данных был проведен кластерный анализ множественности идентификаций по категориям («я сам», «мой отец в молодости», «мой идеал мужчины», «идеал мужчины глазами женщины»; а для женщин: «типичный мужчина», «мой отец в молодости», «мой идеал мужчины», «идеал мужчины глазами мужчины») на каждого респондента в отдельности. Данные показатели имеют существенные межгрупповые различия и значительные внутригрупповые сходства.
Кластерный анализ показал, что в юношеской возрастной группе категория «я сам» примыкает к категории «мой идеал мужчины», после чего к ним примыкает «мой отец в молодости». Категория «идеал мужчины глазами женщины» обособлена и располагается последней (в большинстве случаев 69,3% группы). В следующих возрастных периодах – взрослость, зрелость категория «я сам» одинаково примыкает категории «мой отец в молодости», а за ними идет «мой идеал мужчины». Категория «идеал мужчины глазами женщины» так же как и в предыдущей возрастной группе идет обособленно. В группе испытуемых женщин категория «типичный мужчина» примыкает к категории «мой отец в молодости» и третьей к ним примыкает «идеал мужчины глазами мужчины», категория «мой идеал мужчины» располагается с большим отрывом от всех остальных категорий.
По такому параметру, как линии поведения в юношеском возрасте преобладают феминное поведение, во взрослом и зрелом возрасте на первое место вышло маскулинное поведение. Этот результат в двух последних группах испытуемых можно посчитать как результат эффекта социальной желательности, который на наш взгляд так же присутствует и в юношеской группе испытуемых, но он ими же воспринимается по другому, на оборот (см. Приложение№2).
3.Опросник С.Бэм
После проведения данной методики было выявлено, что яркой степенью идентификации маскулинности обладают только некоторые представители зрелого возрастного этапа, в остальных группах испытуемых данный тип гендерной идентификации не представлен. Наиболее преобладающий тип идентичности во всех четырех группах респондентов это андрогинность.
Показатель маскулинности начинает возрастать с юношеского возраста и на 20% становиться больше в группе зрелых мужчин, в то время как фемининность в обратном порядке уменьшается и в последней возрастной группе у мужчин вообще отсутствует (см. Приложение №4).
4. Модификация ассоциативного эксперимента
Результаты данной методики показали, что среди всех групп респондентов превалируют негативные характеристики в отношении образа «реального мужчины». Как мужчины, так и женщины характеризовали реальных мужчин как пассивных, ленивых, агрессивных и лживых. Женщины дополнительно считали, что реальные мужчины обладают такими недостатками, как алкоголизм, наркомания, игромания и повышенная жестокость, которая всегда шла вместе с низкой самооценкой или с неудовлетворенностью самим собой. Мужчины же выделяли такие показатели, как эгоизм, не дальновидность, излишняя болтливость, при чем по некоторым определениям в зрелой возрастной группе можно сказать, что описывали они не, сколько себя, сколько молодых парней.
В определении образа «идеальный мужчина» во всех группах испытуемых были использованы такие характеристики как: мужество, надежность, ум, сила, защита, доброта. Для описания этого же образа женщины еще употребляли любовь, нежность, ласку, забота. Мужчины использовали более конкретные определения: работающий, думающий, образованный, заботящийся о семье, стабильный, содержащий семью. Женщины характеризовали идеального мужчину более положительно, нежели сами мужчины, так как у них часто встречались нейтральные характеристики: деньги, карьера, дом(см. Приложение №5).
Выводы по нашему исследованию:
1. Эмпирическое исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что чем младше поколение мужчин, тем большим количеством феминных черт в поведении они обладают.
2. Так же бала проверена и подтверждена другая рабочая гипотеза о том, что чем младше поколение мужчин, тем сильнее будет разница между ними и представлениями об образе идеального мужчины с позиции мужчин и женщин.
3. Подтвердились высказывания и утверждения, которые были предложены разными авторами по теме гендерной идентичности, в частности о том, что мужчины в современном обществе стали более феминны и пассивны в своем поведении. То есть наша эмпирическая часть полностью подтвердила теоретическую.
4. Нами было показано, что существует разница между гендерной идентификацией у мужчин разных возрастов и чем младше поколение, тем более фиминные линии поведения они для себя выбирают; большей идентификацией себя с идеальным мужчиной они обладают, что связано с не стабильной самооценкой в период юношеского возраста.
5. Было выявлено, что существует общий фон отношения женщин к реальным мужчинам, который как показали некоторые методики, является отрицательным. Женщины четко разграничивают идеальных мужчин, в своем представлении и понимании, и реальных современных мужчин, для них это два совершенно разных понятия. То есть с точки зрения женщины два предлагаемые нами для оценки образа это фактически не взаимосвязанные представления в реальном мире.
Заключение
Влияние гендерной идентичности очень важно для продуктивного существования индивида в обществе. От того насколько правильно пройдет этот процесс зависит жизнь человека в частности и всего социума в целом. Мы не можем сказать в какое точно время произошел сбой в системе гендерного самоопределения, но мы сейчас столкнулись с тем, что каждая вторая женщина может называться феминисткой, так как не зависима от мужчины, самодостаточна и равна в правах с ним. В то время как мужчина думает только о себе, больше не обладает силой и решительностью, а наоборот становиться слабым и трусливым. В больших городах процветают, новые формы существования мужчин, такие как метросексуализм, можорство и.т.д. Все эти новшества в мужском поведении разрушают менталитет российского общества и институт брака.
Своим исследованием мы показали, что процесс обмена социальными ролями сейчас как никогда актуален и попытались проследить динамику его развития на разных возрастных категория мужчин. В итоге проведения исследования мы можем сказать, что существует разница в гендерной идентичности у мужчин разных возрастов, а именно, молодое поколение обладает наибольшим количеством феминных черт в поведении среди всех возрастных категорий. Женщины адекватно оценивают современных мужчин и не ассоциируют их с идеальными образами мужчин, в общем фон отношения к реальным мужчинам у женщин отрицательный.
Наше общество, как и все живое само, изобретает болезни для себя и потом начинает с ними бороться, так в мегаполисах появился новый тип мужского поведения – гетерополитанин, это мужчины, которые в своем поведении мужественны, а в заботе о своей внешности умерены и всегда заботятся о своей семье. Это вселяет надежду, что время феминных мужчин все-таки пройдет и женщина опять сможет стать слабой.
Библиографический список:
1. Бендас, Т.В. Гендерная психология. : учеб. пособие / Т. В. Бендас. – Спб: Питер, 2007. - 431с.
2. Воронина О. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ/ О.Воронина // Знамя. - 1999. - №2. – С. 165-175.
3. Гилмор, Дэвид. Загадка мужественности/ Д. Гилмор // Введение в гендерные исследования. Ч.1 : учеб. пособ. / под ред. И. А. Жеребкиной. – Харьков: ХЦГИ; СПб. : Алтейя, 2001. – С. 880 – 900.
4. Голод, С.И. Сексуальность, гендер и семья: социологическая интерпретация/ С.И.Голод // Человек. - 2004. - №4. – С. 113-124.
5. Жаров, Л.В. "Третий пол"/ Л.В.Жаров // Человек. - 2005. - №3. – С. 130-136.
6. Знаков, В.В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы/ В.В.Знаков // Психологический журнал. - 2004. - №1. – С. 41-51.
7. Каменская, В.Г. Возрастные и гендерные особенности системы психологических защит (на примере подростково-юношеской выборки)/ В.Г. Каменская // Психологический журнал. - 2005. - №4. – С. 77- 89.
8. Кон, И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Курс лекций/ www.owl.ru./ Лекция№1 "Меняющиеся мужчины".
9.Кон, И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Курс лекций/ www.owl.ru./ Лекция№3 "Российский мужчина и его проблемы".
10. Кон, И. С. Мужские исследования : меняющиеся мужчины в изменяющемся мире / И. С. Кон // Введение в гендерные исследования. Ч.1 : учеб. пособ. / под ред. И. А. Жеребкиной. – Харьков : ХЦГИ ; СПб. : Алтейя, 2001. – С. 562 – 606.
11. Кон, И.С. Психология половых различий/ И.С.Кон // Вопросы психологии. - 1981. - №2. –С. 43-57.
12. Красова, Е.Ю. // Словарь гендерных терминов. М: Информация — ХХI век, 2002.-256с.
13. Малкина - Пых, И.Г. Гендерная терапия (справочник практического психолога)/ И.Г. Малкина – Пых. - М.: Эксмо. 2006, - 928с.
14. Морозов, И.А. Гендерные роли в субкультурах/ И.А.Морозов // Этнографическое обозрение. - 2006. - №4. – С. 3-7.
15.Остроух, И.Г. Метросексуал - стиль жизни, форма самореализации и самосознание мужчины в постиндустриальном обществе/ И.Г.Остроух //Этнографическое обозрение. - 2006. - №4. – С. 14-22.
16. Практикум по гендерной психологии/ Под ред. Клециной. - Спб.: Питер, 2003. - 479с.
17.Равинский, Д.К. "Петербургский хлыщ" как модель мужского поведения/ Д.К.Равинский // Этнографическое обозрение. - 2006. - №4. – С. 8-13.
18. Разумникова, О.М. Проявление половых различий в творческой деятельности/ О.М. Разумникова // Вопросы психологии. - 2006. - №1. – С. 105- 112.
19. Сарсембаева, Р. Феминизм как политическое явление/ Р. Сарсембаева // Вестн.Моск.Ун-та. Сер 18. Социология и политология. - 2004. - №3. – С. 73- 79.
20. Тиайнен, Т.В. "Государственный феминизм" в Швейции во второй половине XX века/ Т.В. Тиайнен // Вопросы истории. - 2007. - №1. – С. 135-145.
21. Ушакин, С. Видимость мужественности/ С.Ушакин // Знамя. - 1999. - №2. – С. 152-164.
22. Хохлова, Т.П. Гендерные проблемы в современном управлении/ Т.П.Хохлова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - №2. – С. 79-86.
23. Шушляпин О, Сердюк А. Гендерное неравенство: два полюса в психологии управления лидеров - мужчин и женщин/ О.Шушляпин, А.Сердюк // Консультант директора. - 2007. - №1. – С. 25-29.
Приложение№1
Сводная таблица по методике «Личностный дифференциал» (в таблице представлены значения коэффициентов семантической близости образов «идеальный мужчина» и «реальный современный мужчина»)
Мужчины | Женщины | |||
Юность | Взрослость | Зрелость | ||
1 | 6,6 | 1 | 4,8 | 7,9 |
2 | 8,2 | 5,7 | 5,6 | 9,7 |
3 | 5,3 | 6,4 | 8,8 | 8,6 |
4 | 8,6 | 6,4 | 6,4 | 7,2 |
5 | 5,6 | 6,7 | 8,1 | 8,1 |
6 | 9,4 | 8,4 | 4,5 | 7,7 |
7 | 5,5 | 9,3 | 3,7 | 7 |
8 | 7,8 | 3,7 | 5 | 9,6 |
9 | 7,6 | 7,6 | 3,1 | 7,8 |
10 | 4,6 | 7 | 6,3 | 2,6 |
11 | 5,2 | 9 | 6,3 | 9,5 |
12 | 7,8 | 6,7 | 9,2 | 7,1 |
13 | 4 | 7,5 | 5 | 9,7 |
14 | 13,9 | 6,4 | 9 | 4 |
15 | 6,3 | 8,5 | 2,6 | 12 |
16 | 3 | 4 | 5,9 | 8,3 |
17 | 8 | 7,5 | 5 | 7,4 |
18 | 3,3 | 7,4 | 3 | 7,2 |
19 | 8,5 | 4 | 6,6 | 6,9 |
20 | 4,8 | 4,7 | 7,1 | 6,9 |
ср.зн | 6,7 | 6,395 | 5,8 | 7,76 |
Приложение№2
Сводные таблицы по методике множественности идентификаций Дж. Келли (в таблице представлено процентное соотношение по каждому разряду идентификации у мужчин )
юность | взрослость | зрелость | |
"Я сам"- "Мой отец в молодости" | 10 | 20 | 35 |
"Я сам"- "Мой идеал мужчины" | 50 | 40 | 15 |
"Я сам"- "Идеал мужчины глазами женщины " | 40 | 40 | 50 |
(в таблице представлено процентное соотношение по каждому разряду идентификации у женщин )
женщины | |
"Типичный мужчина"-"Мой отец в молодости" | 40 |
"Типичный мужчина"-"Мой идеал мужчины" | 10 |
"Типичный мужчина"-"Идеал мужчины глазами мужчины" | 50 |
(в таблице представлено процентное соотношение линий поведения по каждому возрастному периоду у мужчин )
юность | взрослость | зрелость | |
феминные | 65 | 25 | 20 |
маскулинные | 35 | 75 | 80 |
Приложение№3
Перечень линий поведения по результатам экспертной оценки
Феминные линии поведения:
Часто ноет по разному поводу
Любит устраивать скандалы
Является истеричной натурой
Делает подлости исподтишка
Распространяет сплетни
Живет за счет женщин
Боится конфликтных ситуаций с другими мужчинами
Часто плачет в случаях неудач
В сложных ситуациях идет жаловаться
В переполненном автобусе сидит и не уступает женщине место
В сложных ситуациях всегда проявляет свою слабость
Старается по жизни избегать проблем
Во всем слушается женщину
Гипер забота о своей внешности
Зависит от обстоятельств
Не любит проявлять инициативу
Оскорбляет женщин
Лениться и все свободное время проводит на диване
Бьет женщин
Надеется на интуицию
Маскулинные линии поведения:
В сложной жизненной ситуации берет себя в руки и доводит все до конца
Мыслит рационально
Человек, на которого всегда можно положиться
Всегда настойчив
Содержит и заботится о семье
Ведет себя эмоционально сдержанно
Умеет постоять за себя и свою женщину
Ведет себя смело
Всегда отвечает за свои действия
Заботиться о слабых (женщины, дети, старики)
Всегда поддержит в проблемной ситуации
Рискует только тогда, когда уверен в успехе
Несет полную ответственность за свою семью
Берет инициативу в отношениях с женщинами на себя
Не позволит женщине нести тяжелые сумки
Ведет себя сдержанно
Является сильной личностью
По жизни привык доминировать
В экстремальных ситуациях ведет себя спокойно и рассудительно
Независим
Приложение№4
Сводная таблица по опроснику С. Бем (в таблице представлено процентное соотношение по каждой категории гендерной идентичности)
Мужчины | Женщины | |||
юность | взрослость | зрелость | ||
Ярко выраженная маскулинность | 0 | 0 | 5 | 0 |
Маскулинность | 5 | 20 | 25 | 10 |
Андрогинность | 75 | 70 | 70 | 55 |
Фемининность | 15 | 10 | 0 | 10 |
Ярко выраженная фемининность | 5 | 0 | 0 | 25 |
Сводные таблицы по методике «модификация ассоциативного эксперимента» (в таблице представлены наиболее часто встречаемые характеристики по категории «идеальный мужчина» в трех мужских возрастных категориях)
Существительные | Прилагательные | Глаголы | |
юность | 1.мужество | 1.заботливый | 1.работает |
2.надежность | 2.отзывчивый | 2.заботится о своей любимой | |
3.искренность | 3.стабильный | 3.несет ответственность | |
взрослость | 1.семья | 1.семейный | 1.заботиться |
2.карьера | 2.умный | 2.защищает | |
3.надежность | 3.добрый | 3.думает | |
зрелость | 1. сила | 1.верный | 1.работает |
2. ум | 2.образованный | 2.содержит семью | |
3. семья | 1.отзывчивый | 3.занимается любимым делом |
(в таблице представлены наиболее часто встречаемые характеристики по категории «реальный современный мужчина» в трех мужских возрастных категориях)
Существительные | Прилагательные | Глаголы | |
юность | 1. врун | 1.ненадежный | 1.пьет |
2. ревность | 2.пассивный | 2.грубит | |
3.агрессия | 3.наглый | 3..лениться | |
взрослость | 1.карьера | 1.властность | 1.грубит |
2.непредсказуемость | 2.ревнивый | 2.думает только о себе | |
3.болтун | 3.ненадежный | 3. не думает о завтрашнем дне | |
зрелость | 1.эгоист | 1.самоуверенный | 1.не работает |
2.угрюмость | 2.безответственный | 2.не развивается | |
3.деньги | 3.не серьезный | 3. живет для себя |
(в таблице представлены наиболее часто встречаемые характеристики по категории «идеальный мужчина» у женщин)
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
1.скала (сила) | 1.надежный | 1.заботиться |
2.любовь | 2.добрый | 2.любит |
3.доброта | 3.внимательный | 3.работает |
(в таблице представлены наиболее часто встречаемые характеристики по категории «реальный современный мужчина» у женщин)
Существительные | Прилагательные | Глаголы |
1.болтун | 1.слабый | 1.играет |
2.алкоголик | 2.жестокий | 2.обманывает |
3.врун | 3.грубый | 3.изменяет |