Содержание
3. Гомосексуальная идентичность у женщин
4. Присвоение гендерных установок, популярных в обществе, женщинами с гомосексуальной идентичностью
5. Конструирование гендерных установок в лесбийской субкультуре
6. Личные гендерные установки женщин с гомосексуальной идентичностью..
Введение
Данная реферативная работа представляет собой теоретическое исследование присвоения и конструирования гендерных установок женщинами с гомосексуальной идентичностью.
Ее актуальность определяется двумя аспектами: необходимость развития гендерной науки в Росси и необходимостью углубленного изучении проблем гомосексуализма, в том числе с социокультурной точки зрения.
Процесс социально-экономической перестройки в России сопровождается усилением дифференциации общества. Одним из ее проявлений является гендерное неравенство, которое ныне присуще всем обществам, независимо от политического устройства и уровня социально-экономического развития, и проявляется в неравных возможностях женщин и мужнин относительно структур власти, сферы образования и занятости.
Специфика гендерных проблем Российской Федерации оказывается в том, что в государстве не прослеживается гендерных отличий в доступе к базовому образованию, для женщин характерные высокие, по международным стандартам, уровни экономической активности и занятости. Тем не менее, эти благоприятные потенциальные возможности сопровождаются значительными гендерными диспропорциями в политике и сфере государственного управления, в возможностях доступа к достойной работе и экономическим ресурсам. Это предопределяет необходимость гендерных исследований, направленных на обеспечение общечеловеческой справедливости относительно равных прав и возможностей лица, независимо от пола. Поскольку женщины представляют больше половины населения страны, переход к демократическому обществу и рыночной экономике нуждается в их равноправном представительстве в жизни страны.
В то же время наличие значительно числа женщин с гомосексуальной идентичностью требует признания и их прав на нормальную социальную реализацию.
1. Понятие «гендера»
Термин «гендер» (от английского «gender» - «пол», «род») утвердился в научных источниках некоторых стран мира (преимущественно англоязычных) в 60-е годы ХХ века, однако в самой Великобритании, во Франции и во многих восточноевропейских странах он не прижился.
Гендер (gender)1 понимается как общественное отношение, связанное с классификацией личностей по половому признаку, при этом внимание концентрируется на уровне обыденных взаимоотношений и действий, в которых находят свое отражение гендерные отношения различных культур и этносов. Теория общественного основания гендера зиждется на соотношение биологического и социального полов. Гендер в данном случае, ни что иное, как социальная работа формирования пола. Категории «женщин» и «мужчин» из недифференцированных, переходят в определенные мужественные или женственные категории. А разница заключается в возрасте, национальности, сексуальной ориентации.
То есть биологический пол и пол социальный не совпадают, первый лишь набор физиологических особенностей, а второй набор поведенческих установок, что проявляются и имеют свою ценность лишь в социуме.
Гендер в психологии – общественно-физиологический критерий, прибегая к которому определяются понятия «мужчина» и «женщина». Так как пол (sex) – характеристика биологическая, психологи и социологи иногда в гендерных различиях делают акцент на биологических различиях полов.
В России понятие «гендер», «социогендерные отношения» так же вызывают далеко не однозначную реакцию. В западной социологии гендерные исследования чаще всего сводятся к изучению основных компонентов половой идентичности, к которым, к примеру, Н. Смелзер относит: биологический пол, гендерную идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли. Биологический пол включает первичные и вторичные биолого-физиологические признаки, присущие мужчинам и женщинам. Гендерная идентичность означает, в какой мере чувствуют себя представители того или иного пола мужчинами или женщинами.
Гендерные идеалы отражают совокупность представлений о мужском и женском поведении. Половая идентификация обуславливает и сексуальные роли, разделение прав и труда у мужчин и женщин. Все эти компоненты половой идентичности находятся в эволюции, и стремятся, по мнению Н. Смелзера, к «гармоничному единству».
В нашем исследовании, говоря о гендерных стереотипах, мы будем иметь в виду то, каким, по мнению окружающих, должно быть поведение мужчины и каким – поведение женщины. Вне социума, вне принятых в данной культуре норм поведения, человек не может быть маскулинным или фемининным.
«Гендерна роль» - это половая роль, которая имеет общественная окраска, которая несет в себе общественный опыт, накопленный в поведении многих поколений мужчин и женщин. На первый взгляд кажется, что мужские и женские функции - это не роли, ведь речь идет о биологической природе человека, к которому тяжело применить слово «игра». Тем не менее, естественные половые формы поведения - это лишь небольшая часть той совокупности поведенческих актов, действий, стереотипов, которые отличают обращение мужчины и женщины. В разных обществах сформировалось много норм и правил относительно мужского и женского поведения. Они касаются внешнего вида (одежда, прическа), видов деятельности (есть чисто женские или мужские профессии), распределения функций в семьи. Поведение человека социализировано. Не исключение и половое поведение. Но на самом деле нет абсолютно мужественных мужчин и очень женственных женщин. Так по мнению психолога С, Бэм2 маскулиннсть и феминность – не антагонисты, они могут гармонично сочетаться, создавая феномен андрогинности.
Гендерные установки
В широком смысле гендерные установки – это готовность к определенному виду социальной активности в системе межполового взаимодействия. Решающим фактором в формировании гендерных установок является опыт межличностных отношений с значимыми людьми противоположного пола. В гендерных установках мужчин и женщин отражается характер их связей и отношений с близкими людьми противоположного пола. Гендерные установки - детерминанты гендерных отношений на микроуровне, то есть типа «личность-личность», где взаимодействие осуществляется между людьми разного пола.
К гендерным установкам можно отнести позитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу: желание быть представителем определенного пола; предпочтение соответствующих половых ролей, занятий; позитивная или негативная оценка пола.
Среди них наиболее важными являются гендерные стереотипы, роли и гендерную идентичность.
Гендерные стереотипы - формировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.3
Можно выделить бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые мужчине-женщине:
Логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность. Прежде
всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью (Булгаков; Флоренский; Розанов; Логинов; Хрипкова; Колесов и др.). «Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью… мужчина более рационален» (Логинов. С. 24-26)4. «Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты» (Булгаков. С. 264-265)5. В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки (Логинов).
Инструментальность - экспрессивность, сознательность - бессознательность. Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность (умение сочувствовать), эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны (Флоренский). К этому можно присоединить мнение С. Н. Булгакова о том, что женщина связана с «глубинами бытия». О женской впечатлительности и восприимчивости писали В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский и др.
Власть - подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались в категориях власть - подчинение. «Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, «быть покровителем и вождем», право женщины – «в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя» (Розанов. С. 139-140). С. Н. Булгаков, рассматривая власть, выделяет в ней два начала: «Власть двойственна по природе, она знает активное и пассивное начало, слагается из властвования и подчинения...»
Порядок - хаос. Кроме того, философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении порядка и хаоса. Так, Н. А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка». Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала: «Дух женственно-пассивный погружает в бесформенный, недисциплинированный, неорганизованный хаос». К этому можно присоединить подобные взгляды В. Ф. Эрна, А. Белого, Вс. Иванова, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского. Вместе с тем, современные исследователи женской и мужской психологии не считают, что мужское начало - проявление порядка, а женское - хаоса; каждый пол отличается своим своеобразным типом деятельности.
Независимость, индивидуальность - близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Так, Н. Ходоров, К. Гиллиган утверждают, что женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны (Розанов; Булгаков; Флоренский).
Сила Я - слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. По мнению Флоренского, «женская деятельность в значительной мере, в более значительной, чем мужская, есть деятельность не самой женщины, а других сил в женщине» (Флоренский). К этому можно присоединить мнение В. В. Розанова: «Я мужчины - в гору величиной, Я женское... да оно просто прислонено к мужскому Я» (Цит. по: Рябов. С. 11).6
Импульсивность, активность - статичность, пассивность. В представлении Аристотеля сила, активность, движение, жизнь исходят из мужского начала, женщина же дает только пассивную материю. Гиппократ поддерживает эту доктрину и выделяет слабое (женское) и сильное (мужское) семя. Теория Аристотеля просуществовала на протяжении всех Средних веков, вплоть до современной эпохи.
Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм. Также в культуре бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же - радикализм, непостоянство. Зиммель отмечает привязанность женщин ко «всему бывшему, состоявшемуся», рассматривает эту проблему в свете бинарных оппозиций: «верность» - «неверность» (Зиммель. С. 240). 7
Итак, философы, антропологи, психологи обосновывают различие полов, различие мужчины и женщины. Но социологическое значение понятий мужской - женский получает свое содержание благодаря наблюдению над действительно существующими мужскими и женскими индивидами. Эти наблюдения показывают, что ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности.
Более устойчивые гендерные установки заключены в гендерных ролях, совокупности шаблонов и ном полового поведения, что ожидаются от личности.
На сегодня нет общепризнанной теории гендерных социальных ролей. Роли в гендере, их критерии, истоки и процесс формирования изучаются в разных психологических, социометрических, социальных концепциях. Но накопленный эмпирический материал, заставляет прийти к выводу, что на формирование личности значительно влияет культура, в том числе, распространенное в социуме, представление о гендерных ролях.
Основные гендерные роли мужчины: охотник, добытчик, мужественный, склонный вести за собой, быстрый в принятии решений лидер, агрессивный и сильный воин, склонный к риску авантюрист, муж-опора, строгий отец-наставник. В то время как женщинам отводятся роли нежной воспитательницы детей, хранительницы очага – женственной, сострадающей, заботливой, мягкой.
Однако в современном мире гендерные роли очень быстро меняются. Согласно концепции С. Бэм лябая личность, не взирая пол биологический, способна совмещать мускулинные и феминные качества, традиционные сформированные гендерными представлениями. Таким образом, люди не так строго следуют полоролевым стандартам и свободно меняют различные мужские или женские сферы деятельности. Поддержав данную теорию Плек (Pleck) ввел понятие расщепленности, фрагментарности полоролевых норм. Значит отсутствует едина роль женщины или мужчины.
Разнообразие половых ролей в зависимости от культуры или исторического периода подтверждает теорию формирования гендерных ролей культурой общества. На этом основании даже выделяются мускулинные или фемининные нации и государства.
Гендерные роли меняются от эпохи к эпохе. И. С. Кон8 подчеркнул, что система разделения гендерных ролей с традиционными стереотипами мужественности-женственности имеет ряд характерных особенностей: феминные и мускулинные занятия полярно и очень противоположны; различия активно поддерживаются религией и аппеляцией к природу; мускулинные и феминные обязанности дополняют друг друга и находятся в иерархии, где женщина подчиняется мужчине и его интересам. Теперь почти повсеместно гендерные роли радикально меняются, в частности и в России, но не очень быстро.
Важным для каждой личности является гендерная идентичность – основной компонент идентичности социальной, принадлежность к мужской или женской общности, в представлении самого человека, его самоидентификация.
Идентичность впервые была рассмотрена Э. Эриксоном (E. Erikson).9 По его мнению, подкрепляет идентичность сознание собственного существования во времени, осознание личной целостности, и уровня сходства с другими индивидами, с одновременным позиционированием своей уникальности и неординарности. Современные ученые прибегают к трактовке общественной и личностей, персональной идентичности (Tajfel Y.; Turner J.; Агеев В. С.; Ядов В. А. и др.). Вот уже 30 лет теория социальной идентичности, разработанная Тэджфелом-Тернером, рассматриваем гендерную идентичность, как подструктуру идентичности общественной, на равнее с этнической, профессиональной, гражданской и прочими видами самоидентификации личности в обществе.
Гендерная идентичность выступает как понятие более объемное, чем полоролевая идентичность, так как в гендере заключен не только половой критерий, но и целостный образ личности (включая внешние проявления). Нельзя ставить в один ряд гендерную идентичность и с сескуальной идентичностью (потому, что гендер не биологичен, но социален, относится к сфере социокультрной). Характеристика сексуальной идентичности может проводится как особенность самоидентификации личности с точки зрения сексуального поведения в структуре гендерной идентичности.
Несоответствие гендерной идентичности биологическому полу может приводить к серьезному расстройству – транссексуальности. Формирование гендерной идентичности – сложный процесс, которые рассматривается по-разному в различных теориях.
3. Гомосексуальная идентичность у женщин
Сексуальная идентичность — один из пяти компонентов человеческой сексуальности, определяемый как самоидентификация индивида с людьми, имеющими ту или иную сексуальную ориентацию, самоощущение в качестве индивида с данной сексуальной ориентацией.
К другим сексуальным компонентам принадлежат биологический пол (во всей его совокупности — генетический, гонадный, гормональный, наружный и внутренний генитальный пол), гендерная идентичность, о который мы говорили ранее, социальная ориентация и гендерная социальная роль.
Сексуальная идентичность человека не формируется в результате действия какого-либо одного фактора, хотя некоторые ученые и неспециалисты могут вести поиск отдельных «причин» сексуальной идентичности.
Такие ученые как Джон Мани ( en. John Money), Мильтон Даймонд ( _en. Milton Diamond) и Энн Фаусто-Стерлинг ( en. Anne Fausto-Sterling) пытались обнаружить и описать биологические процессы, влияющие на формирование сексуальной идентичности. Предполагается, что существует большая совокупность определяющих факторов, однако единой точки зрения по этому вопросу пока не выработано. 10
Вероятно, некоторые факторы, влияющие на формирование сексуальной идентичности, еще не открыты. Конкретная значимость различных известных или предполагаемых на данный момент факторов также пока достоверно не установлена. Принимая во внимание эти оговорки, можно выделить несколько групп факторов, более точное значение которых еще предстоит выяснить в будущем: генетические факторы, предродовые и послеродовые факторы и другие.
Современной сексологии известны три возможных типа сексуальной идентичности:
- гетеросексуальная идентичность — самоидентификация в качестве
гетеросексуала, или (если человек не знаком с термином «гетеросексуал») в качестве «человека с нормальной, традиционной, обычной» ориентацией, или в качестве «натурала»;
- бисексуальная идентичность — самоидентификация в качестве бисексуала;
- гомосексуальная идентичность — самоидентификация в качестве носителя гомосексуальной ориентации.
Сексуальная идентичность не равнозначна истинной сексуальной ориентации индивида и не обязательно с ней совпадает. Так, индивиду со строго гомосексуальной в действительности ориентацией может быть психологически удобнее и комфортнее самоопределяться в качестве бисексуала, чтобы меньше комплексовать по поводу собственной гомосексуальности, не закрывать себе путь к созданию гетеросексуальной семьи и рождению детей, или вообще в качестве «гетеросексуала, который просто играется».
И напротив, индивиду с бисексуальной в действительности ориентацией, прошедшему длительный и тяжёлый путь осознания себя как имеющего гомосексуальные влечения и желания и трудный каминг-аут перед окружающими, может быть психологически комфортнее внутренне определять себя как исключительного гомосексуала (по типу реакции «назад пути нет»), или, например, из страха быть отторгнутым гомосексуальной субкультурой, которая нередко бывает враждебна к бисексуалам. Индивиду с бисексуальной ориентацией, подавляющему в себе гомосексуальные мотивы и желания, может быть психологически удобнее и комфортнее самоопределяться в качестве гетеросексуала.
Женщин с гомосексуальной идентичностью принято именовать в обществе лесбиянками от названия греческого острова Лесбос, на котором жила легендарная поэтесса Сафо, которой приписывают склонность к однополой любви. Также и сами они называют себя, если они сами идентифицирует себя гомосексуально, и имеют гомосексуальную ориентацию.
Трактовка гетеросексуальности и гомосексуальности в разные периоды, в разных психологических школах велась различно. По Ломброзо гомосексуальность - это форма психического гермафродизма, возвращение к одной из пройденных ступеней биологической эволюции. Фрейд предлагает мужчин и женщин, для которых сексуальным объектом являются лица своего пола называть инвертированными, а самый факт – инверсией. В «Справочнике по сексопатологии» под редакцией Васильченко (1990)11 гомосексуализм определяется как «патологическое влечение», возникающее в результате нейроэндокринных нарушений, а также внушения «родителями и воспитателями неприязненного отношения к противоположному полу».
Современные исследователи сходятся во мнении, что гомосексуальность - это сильное и предпочтительное постоянное эротическое влечение к людям своего пола. Это влечение следует рассматривать как аналогичное постоянному предпочтительному эротическому влечению к людям противоположного пола, которым характеризуется состояние гетеросексуальности. Лесбиянка - это женщина, которая связывает свои эмоциональные устремления и представления о любви и счастье только с женщинами, независимо от наличия сексуальных контактов с ними. При таком определении, становится ясно, что человек вполне может иметь сильные гомосексуальные склонности и тем не менее никогда не совершать гомосексуальных действий, испытывая чувство вины и тревогу, по тем же причинам, по которым многие одинокие гетеросексуалы никогда не находят и не создают для себя возможностей для гетеросексуального контакта.
В нашей работе мы рассматриваем присвоение и конструирование гендерных установок женщинами с гомосексуальной идентичностью, понимая под этим женщин, отдающих себе отчет в своей гомосексуальной идентичности, практикующих исключительно однополые сексуальные связи и живущих в лесбийской субкультуре. При этом мы не берем во внимание женщин периодически или случайно имевших интимную связь с представительницами своего пола, или латентных (скрытых) лесбиянок.
4. Присвоение гендерных установок, популярных в обществе, женщинами с гомосексуальной идентичностью
Итак, мы рассмотрели понятие гендерных установок, а также гомосексуальной идентичности у женщин. И нам предстоит охарактеризовать те гендерные стереотипы и роли, что отводятся лесбиянкам социумом и перенимаются ими.
В российском социуме традиционно гомосексуализм осуждался и порицался: сначала патриархальными православными установками, затем коммунистической идеологией, особенно это касалось мужского гомосексуализма, но не обошло стороной и лесбиянство. Это и обуславливало формирование негативного отношения к женщинам с гомосексуальной идентичностью и соответствующим гендерным стереотипам. Затем, с распадом, Советского Союза в Россию хлынула волна «сексуальной революции». С темы секса было снято табу в литературе, кино, шоу-бизнесе, наука также начала активнее интересоваться вопросами сексуальной сферы жизни. Сексуальность стала категорией актуальной и даже модной, а гомосексуализм постепенно начал восприниматься, как явление если и не нормальное, то модное и приемлемое, и такое к которому следует относиться терпимо. Поэтому можно говорить о том, что среди разных поколений россиян доминирует разное отношение к лесбиянкам и разные гендерные стереотипы.
Старшее поколение относится к женщинам с гомосексуальной идентичности негативно, порой враждебно. В их представлении о лесбиянках сильные стереотипы властности, граничащей с жестокостью, независимости, силы Я, активности и радикализма. А гендерная роль отводимая лесбиянке – роль преступницы, представительницы криминального мира, имеющей опыт отбывания наказания в местах лишения свободы, хулиганки и т.д.
В то же время люди среднего возраста, молодые и юноши воспринимают гомосексуальных женщин положительно или нейтрально.
Приведем данные исследования социальных представлений о
лесбиянках в группах студентов технического и педагогического вузов, проведенного Марией Сабунаевой в 2005 году.12 Для определения возможностей и направлений работы с мифами нами было проведено небольшое пилотажное исследование в нескольких группах студентов технического вуза. Цель исследования – выявление образа лесбиянки в глазах гетеросексуалов. Имея в своем распоряжении конкретный образ, можно выстроить систему работы по реконструированию данного образа в сознании студентов.
В исследовании приняли участие 45 студентов, 37 юношей, 8 девушек. При проведении психодиагностики был использован ассоциативный метод: студентам была дана инструкция написать список ассоциаций на слово-стимул «лесбиянка». Мотивация студентов к принятию участия в исследовании была достаточно высокой: во-первых, интерес вызывала тема исследования, во-вторых, во всех группах наличествовал устойчивый контакт с преподавателем.
Результаты ассоциативной пробы обрабатывались с помощью контент-анализа; были выделены смысловые категории и подсчитана частота их встречаемости в выборке в процентах.
В первую очередь было подсчитано количество ассоциаций, обладающих положительной, нейтральной и негативной эмоциональной окраской. К ассоциациям, имеющим положительную окраску, относились, например: «стильно», «эстетично», «сексуально», «модно» и др. – можно видеть, что содержание данных ассоциаций может быть разным, однако общая их окраска позитивна. К нейтральным ассоциациям относятся, например, «остров Лесбос», «Тату», «клуб» и другие, описывающие внешние черты образа лесбиянки без ярко выраженной негативной или позитивной окраски. К отрицательным ассоциациям относятся те, которые выражают негативное отношение студентов к лесбиянкам: «изврат», «моральная болезнь», «старые девы» и др.
В группе юношей мы видим следующее распределение (по убыванию):
- нейтральные ассоциации – 45,5%;
- положительные ассоциации – 31,5%;
- отрицательные ассоциации – 23%.
В группе девушек распределение иное:
- отрицательные ассоциации – 58,5%;
- нейтральные ассоциации – 38%;
- положительные ассоциации – 3,5%.
Можно видеть, что юноши в техническом вузе демонстрируют более лояльное отношения к лесбиянкам, нежели девушки, хотя это отношение во многом завязано на нездоровом интересе.
Однако в целом данная картина, взгляд исследователей, достаточно неплоха: она показывает, что в сознании студентов есть положительные ассоциации с образом лесбиянки, на которые можно опираться при проработке мифов. Большое количество нейтральных ассоциаций также показывает, что существует определенная незанятая ниша в сознании, что у части студентов не выработано четкого отношения к лесбиянкам; следовательно, это отношение можно строить, не опасаясь значительного сопротивления. Известно, что значительно труднее ломать сложившиеся отрицательные стереотипы!
Анализ содержательной стороны ассоциаций позволил выделить несколько основных категорий (групп ассоциаций). Рассмотрим их по степени убывания частоты встречаемости (в процентах от общего количества ассоциаций):
1. Сексуальные описания («оральный секс», «анальные и вагинальные шарики», «поза 69», «поцелуи взасос» и др.) – 36,2%. Можно видеть, что лесбиянка для большинства студентов – это определенный тип сексуального поведения, сексуальных техник. Жизнь лесбиянки через данную призму предстает как оторванный от реальности секс – и только.
2. Положительный интерес («красиво», «прикольно», «круто», «интересно») – 19,7%. В данном случае лесбиянка фигурирует как объект пристального внимания, привлекающий интерес фактом своей необычности, инакости. Плюсом такого интереса является его положительная направленность; минусом – отношение к лесбиянке как к объекту, экспонату.
3. Лесбийская ориентация как отклонение («болезнь», «отклонение поведения», «извращение») – 11,0%. Здесь лесбиянка предстает как нечто больное, неправильное, нуждающееся в «лечении», изменении. Данная категория ассоциаций представляется нам самой трудной для проработки, так как является выражением глубоко укоренившегося стереотипа.
4. Сексуальное возбуждение («возбуждает», «заводит», «я бы присоединился» и др.) – 8,7%. Данная категорий ассоциаций описывает отношение студента к лесбиянке как к объекту сексуального желания. Отказ учитывать при этом реальные потребности самой лесбиянки («А вы спросили, хотят ли они вашего присоединения?») приводит к тому, что лесбиянка окончательно перестает восприниматься как личность со своей волей, желаниями и потребностями, а становится лишь объектом, предназначенным удовлетворять мужское вожделение (данная категория встречается только в ответах юношей).
5. Разочарование в мужчинах («ненависть к мужчинам», «неприятие мужского пола», «проблемы в сексе», «нехватка мужской любви», «старые девы») - 7,9%. Данная категория ассоциация описывает попытки студентов объяснить себе причины «нестандартного поведения» лесбиянок. Лежащим на поверхности объяснением является следующее рассуждение: не повезло девушке с мужчиной, вот и приходится теперь использовать женщин. Фактически, лесбийская ориентация рассматривается как заместительная по отношению к традиционной сексуальной ориентации, при этом не осуществляется анализ внутренней сути вопроса.
6. Влияние СМИ («Тату», «телевизор», «мода») – 5,5%. Здесь лесбиянка предстает как продукт СМИ, ими же сформированный. Лесбийская ориентация выступает как игра, шоу, нечто ненастоящее, напоказ, ради моды.
Важно при этом все же отметить, что в выборке существуют ассоциации, описывающие лесбиянку как «интересного человека», личность; в единичных случаях упоминаются понятия «понимание», «взаимная поддержка», «борьба за права».
Очевидно, что существует большое поле для формирования адекватного образа лесбиянки в общественном сознании. Данная работа должна, по мнению психологов, вестись в направлении изживания стереотипных представлений о лесбиянке как сексуальном объекте, как извращении, как женщине, комплексующей в отношениях с мужчинами. На смену этим стереотипам должно прийти представление о лесбиянке как о личности, обладающей индивидуальными потребностями и правом их реализовывать, обладающей свободой воли; как о личности, имеющей полное право обладать определенными чертами характера.
Таким образом, в представлении молодых людей образ лесбиянки, более положителен, но все, же не лишен негативного оттенка. В молодежной среде также часто бытуют гендерные стереотипы о властности, жесткости, независимости, силе, активности и радикализме женщин с гомосексуальной идентичностью.
Но кроме этого прибавляются стереотипы творческой натуры лесбиянок, неординарности, индивидуальности, неудовлетворенности. На этом фоне возникают гендерные роли женщины-лидера, руководителя, женщины, занятой в сфере искусства, спорта или традиционно мужских областей деятельности.
Но во всех случаях общественное мнение считает невозможным принятие гомосексуальной женщиной роли матери, а подчас и роли семейного человека, полноправного члена семьи вообще. В этом плане лесбиянка также приобретает роль постоянного изгоя, холостяка, противника и врага традиционных, семейных ценностей, разрушительницы моральных устоев, развратительницы молодого поколения, даже если это не соответствует действительности.13
Сами же лесбиянки могут принимать или не принимать эти гендерные стереотипы, то есть формы поведения в обществе. Фундаментальных исследований на эту тему в России не проводилось, но зарубежный опыт и наблюдения показывают, что часть женщин с гомосексуальной идентичностью все же присваивают некоторые гендерные установки, особенно гендерные стереотипы.
Так лесбиянки культивируют стереотипы силы, независимости, логичности, властности, агрессивности и других традиционно мускулинные качеств. В связи с этим они охотно принимают гендерные роли лидера, добытчика, мужественного воина и так далее. Но в то же время нужно отметить, что женщины с гетеросексуальной идентичностью также изменяют традиционные гендерные стереотипы и роли в пользу мускулинных. А мужчины перенимают роли фемининные, воспитывают детей и ведут домашние хозяйство. Хотя это больше характерно для западного общества, нежели для российского.
В связи с этим сами гомосексуальные женщины условно выделяют некоторые группы в своей субкультуре: бучи и фэм. Бучи – женщины с нетрадиционной сексуальной ориентацией, которые во всем стараются присваивать и конструировать мускулинные гендерные стереотипы и роли. В то время, как фэмы стремятся более соответствовать феменинным гендерным установкам.14 Однако это черта условна, часто женщины создают лишний внешний образ (ношение мужской одежды, отказ от косметики), в то время как мы говорим об постоянных поведенческих моделях. Представляется глубоко неверным идентифицировать понятия «маскулинность = мужеподобность». Физическая маскулинность может по разному. К таким признакам относится телосложение, величина костной и мышечной массы, тип оволосения, голосовой тембр, конституционные особенности (походка, жестикуляция, мимика) и многое другое. Более того, географический и национальный признаки также накладывают свои отпечатки.
А социальная маскулинность, именно гендерная, проявляется в активной жизненной позиции, стремлении стать лидером, смелости, склонности к мужским видам деятельности, занятиям спортом и прочему. Но опять же мы должны подчеркнуть, что подобные гендерные установки могут быть свойственны и гетеросексуальным женщинам. Поэтому утверждение, бытующие в социуме, о том, что мускулинные гендерные установки присуши исключительно лесбиянкам можно считать абсолютно недостоверным и отнести к мифам.
Помимо этого некоторые лесбиянки могут присваивать гендерные роли творческой натуры, модной, неординарной женщины, «не от мира сего». Эти образы, культивируемые шоу-бизнесом и популярные в обществе становятся своеобразной психологической защитой для женщин с гомосексуальной идентичностью.
В остальном же, приписываемые лесбиянкам гендерные стереотипы и роли не воспринимаются ими, отвергаются, как ложные и оскорбительные, хотя в отдельных случаях имеют место. Но все зависит от индивидуальных компонентов женской личности. Ведь лесбиянкой может быть и рецидивистка с садистками наклонностями и прогрессивная женщина-лидер, и мягкая «домашняя» женщина с феминниными чертами и установками.
В целом, вокруг женщин-гомосекусалов сложился орел маскуллиности, мужеподобности, отчасти они присваивают эти гендерные установки, но в любом случае они идентифицируют себя с женщинами. Даже, если лесбиянки копируют мужскую манеру поведения, прибегает к травести, они все равно воспринимают себя, как женщин и не желали бы стать мужчинами. В этом случае важно отличать мускулинную гендерную идентификацию, свойственную транссексуалам. Ее нельзя трактовать как гомосексуальную идентичность.
5. Конструирование гендерных установок в лесбийской субкультуре
На данный момент в России нет широкого институциализированного лесбийского движения. В конце 1989 г. в Москве была создана первая «Ассоциация сексуальных меньшинств (Союз лесбиянок и гомосексуалистов)». В 1991 году создается неофициальная лесбийская организация «Сафо-Петербург». Появляются аналогичные общества и в других российских городах. Ограниченное количество общедоступных мест для сбора лесбиянок делает их местом концентрации лесбийского сообщества, создает определенные сообщества с относительно постоянным составом. Так зарождается и развивается лесбийская субкультура – социальной группы женщин с особыми специфическими ценностями и нормами.15
Главными очагами субкультуры женщин с гомосексуальной идентичностью становятся специализированные дискотеки, ночные клубы, помещения вышеуказанных сообществ (если они имеются) и просто частные жилища, где собираются женщины.
Однако лесбийская субкультура отличается от всех остальных, музыкальных (панки, мателлисты), имиджевых (готы, эмо), политических (скинхеды, анархи), мировоззренческих (хиппи). Безусловно этой культуре присущи свои мировоззрения, имиджы, определенная замкнутость, но главным является факт наличия гомосексуальной идентичности и ее открытого социального признания. И главными являются именно гендерные установки, то есть культивация определенных общественных полоролевых моделей поведения.
В среде лесбиянок формируются разнообразные представления о мужчинах и женщинах, и видение их социальной роли. Эти представления безусловно отличаются от общепринятых общественных представлений, о тех ролях лесбиянки и гетеросексуальной жиенщины, что мы уже рассматривали.
Так в ходе исследования Н.М. Романовой16 гендерных стереотипов у лесбиянок по собственной методике Рисунок мужчины и женщины» (РМиЖ) было выявлено, что они часто пытаются избежать контакта с мужчинами, воспринимающими их как сексуальный объект, опасаются межличностных конфликтов, непонимания, страдают от чувства нестабильности. Поэтому, чтобы стабилизировать свое положение, «завоевать» место в обществе, отстоять свое право на личную жизнь, им приходится воспринимать мускулинные стереотипы и роли, приписываемые им в обществе.
Лесбиянки не выходят замуж, они не настроены на поиск опоры виде мужа, поэтому они сами устраивают свою жизнь, карьеру, становятся руководителями, лидерами и добытчиками. При этом их врожденный темперамент не всегда соответствует данным гендерным моделям. Но с другой стороны они часто не лишены фемининных гендерных стереотипов, доброты, эмпатии, сентиментальности. Поэтому в среде лесбиянок активно конструируются роли матери, воспитательницы детей и хранительницы очага. Реализовать данные гендерные установки женщины с гомосексуальной идентичностью пытаются путем создания однополых семей. В России официально однополые браки запрещены, как и в большинстве государства мира, но это не мешает лесбиянкам создавать гражданские пары и воспитывать совместно детей от предыдущих гетеросексуальных браков или рожденных от искусственного зачатия.
При этом в гомосексуальных женских парах устанавливается гендерное соглашение – распределение ролей «мужчина» - «женщина». Во многом это распределение касается сферы сексуальной, и может быть очень гибким, но нередко затрагивает и социальные формы поведения. Так, например, в лесбийской паре одна из женщин, принявшая роль мужчины обеспечивает семью, строит карьеру, а другая в роли «жены», женщины занимается домашних хозяйством, воспитывает ребенка, является хранительницей очага. Эта патриархатная гендерная система традиционно культивируется в обществе, и находит отражение и в гомосексуальных парах. Но не всегда. Часто отношения женщин с гомосексуальной идентичностью остается гибким, взаимозаменяемым, партнерским.
Однако в связи с воспитанием детей однополыми семьями, как на западе, так и в Росси ведутся активные споры. Отношение к гомосексуальности в современном западном обществе варьирует в достаточно широких пределах, и хотя в целом социологические опросы в западных странах за последние полвека показывают отчётливое движение в сторону принятия гомосексуальности как варианта нормы, моральные претензии к лицам гомосексуальной ориентации и их защитникам продолжают предъявляться. Основные аргументы противников гомосексуальности и контраргументы ее защитников таковы: это грех, порицаемые всеми религиями, это нарушение природного предназначения человеческой сексуальности, угроза демографической ситуации, связь с промискуитетом (беспорядочной сменой сексуальных партнеров). По сему и доверять роль воспитателя людям с гомосексуальной идентичностью нельзя. Однако существует и противоположное мнение: согласно некоторым исследованиям, проведенным в США, подростки, воспитанные лесбиянками, не демонстрируют никаких отличий в развитии по сравнению с детьми, выросшими в обычных семьях.
Борьба за право создавать семью, воспитывать детей формирует в среде женщин с гомосексуальной идентичностью гендерные установки на активность, силу, доминирование и рационализм, то есть типично мускулинные черты. В то же время общественное осуждение и негативные восприятие побуждает лесбиянок умышленно акцентировать свои мускулинные установки.
На ряду с этим, в лесбийской субкультуре культивируются и фемининные гендерные установки. Суммируя все выше сказанное, следует ответить, что в самой среде лесбиянок культивируются и преобладают именно андрогинные модели поведения, способность в различных ситуациях прибегать к мускулинных и феменинным гендерным установкам.
6. Личные гендерные установки женщин с гомосексуальной идентичностью
У каждой отдельной женщины с гомосексуальной идентичностью гендерные установки могут формироваться индивидуально. Это может быть присваивание общественных стереотипов, например, подражание моде или открытый протест, конструирование субкультурных установок и так далее. Рассмотрим общие закономерности развития у личности женщины гендерных установок, как таковых.
Как уже упоминалось ранее, гендерный стереотип или роль может формироваться под влиянием социально значимых представителей того или иного пола. Так при образовании гендерного стереотипа у женщины формируется гендерный идеал социально-разделяемые в рамках определенной социокультурной общности или социальной группы представления о совершенной женщине, которая выражена в образах маскулинности или феминности.17 Для одной женщины такой может служить феминная учительница, родственница, знакомая, женственная звезда телеэкрана или мускулинная наставница, спротсменка, женщина военная и другие. На следующем этапе формируются тендерные диспозиции - социально-разделяемые членами общности или группы представления о социальных статусах и ролях мужчин и женщин, приписанных им в рамках определенной тендерной системы. Так в обычном обществе гетеросексуальная женщина тоже может принять мускулинные стереотипы по отношению к женщины, стать активной, мужественной, напористой. Но в лесбийской субкультуре или просто в замкнутом обществе женщин с гомосексуальной идентичностью тендерные диспозиции не предполагают широкого выбора – главные представления и ценности для них независимость женщин от мужчин, сексуальная, социальная и психологическая свобода женщин, право на признание, самовыражение.
Завершают формирование гендерного стереотипа гендерные нормы -
социально-разделяемые членами общности или группы представления о паттернах поведения, обязательных или желательных для мужчин и женщин. Если на уровне гендерной диспозиции лесбиянка поддерживает представление о независимости и свободе, то в виде гендерных норм это переходит в андрогинные модели поведения, то есть женщина стремиться быть сильной, независимой, активной и в то же время сохранять свойственные только женщинам нежность, доброту и мягкость, особенно по отношению к другим женщинам. Все это выражается в форме выбора неженской профессии («технари», спортсмены тяжелоателы и др.), неженского хобби (увлечение боевыми искусствами, оружием, автомобилями), «джентльменского» или «рыцарского» поведения в коллективе. Внешними атрибутами может становиться мужская одежда, короткие стрижки, отказ от косметики или же наоборот нарочитое подчеркивание женственности. В отношениях с мужчинами наблюдается избегание или принятие роли «своего парня». Некоторые психологические концепции изучают женскую гомосексуальность исключительно в разрезе травмы или неудовлетворенности. С такой точки зрения мужчины вызывают у лесбиянок отвращение или разочарование вследствие пережитого сексуального насилия, сексуального или социально-психологического разочарования в противоположном поле.
Но эмпирические наблюдения не всегда подтверждаю данную теорию, скорее наоборот. Гомосексуальные женщины чаще избегают мужчин, боясь непонимания, также как они боятся раскрыть правду о своей сексуальной ориентации перед обществом в целом.
Пока женщина не сообщила о своей гомосексуальности, общество не приписывает ей мускулинных гендерных установок, да и сама она может не следовать им. Подобный опыт описан в книге.
Поэтому стереотипы женщины до ее «разоблачения» формируются ее ближайшим окружением и той лесбийской средой, в которой она живет. Но после coming out (дословно с английского «выход из подполья») женщина подпадает под сильное влияние общественных гендерных установок и, сама того не желая, она оказывается в тени мускулинности. Ее не воспринимают до конца, как женщину, но и как мужчину тоже. От нее ожидают активных гендерных ролей и волей-неволей она их присваивает. По сути лесбиянство само по себе своеобразная гендерная роль с мускульным или андрогинным набором шаблонов поведения. В общественном сознания лесбиянка – непременно феминистка, на самом деле - не обязательно. В общественном сознании лесбиянка – лидер и руководитель, в реальности это не всегда так.
Во многом восприятие гендерных стереотипов зависит от социальной прослойки, в которой пребывает женщина с гомосексуальной идентичностью. Представители богемы, творческих кругов скорее более адекватно воспримут coming out, нежели трудовой класс, выращенный на советских гендерных стереотипах, в котором женщине невольно придется, отстаивая свои права, прибегать к мускулинным ролям.
Большую роль в формировании гендерных установок оказывает и семья. В семье девочка-подросток получает первые гендерные идеалы, диспозиции и нормы. Они не обязательно повлияют на ее сексуальную идентификацию, но непременно на гендерную. В дальнейшем также женщина с гомосексуальной идентичностью будет обретать те или иные роли в собственной семье. Хотя и считается, что лесбиянка не может иметь семьи, но однополую пару тоже можно считать семьей.
В своем исследовании «О распределении гендерных ролей в лесбийских парах» О. Герт18 выдвигает гипотезу о том, что в лесбийских парах разделение на гендерные роли практикуется лишь в случае, когда оба партнера стремятся построить традиционную семью и при этом являются ярко выраженными буч и фэм. Основной гипотезой исследования явилось предположение о том, что в большинстве российских лесбийских пар нет четко выраженного распределения ролей. Все зависит от ситуации и индивидуальности. В разные моменты жизни пары маскулинные или феминные черты проявляются разными партнерами, в зависимости от ситуации тот или иной партнер играет ту ли иную роль. Вопросы выполнения домашней работы, выстраивания карьеры, материального обеспечения и т.п. решаются на паритетной основе обеими лесбиянками.
Исследовательницей было опрошено 33 женщины с гомосексуально идентичностью в возрасте от 21 г. до 54 лет по специальному интервью. Среди опрошенных было 10 лесбийских пар (61%), эти женщины или жили вместе, или регулярно встречались (вместе проводили выходные, ездили в отпуск) в течение 1 года и более (две женщины находятся в отношениях друг с другом уже 26 лет). Плюс 3 женщины, которые также состояли в отношениях с другими женщинами, но их партнерш не удалось опросить. Таким образом, женщин, имеющих постоянного партнера на момент опроса, было 23 (70%). Остальные 10 или имели отношения в прошлом, или на тот момент пытались построить отношения с кем-то. По их словам в их семьях, или просто парах распределения гендерных ролей нет, считает большинство опрошенных (85%). Остальные 5 человек (15%) признают, что в отношениях с женщиной играют мужскую роль.
К бучам себя относят 5 человек (15%), к фэм – 3 (9%), к дайкам (андрогинам) – 9 (27%). И 16 человек (48%) не видят в таком разделении смысла, считают себя просто женщинами и никак себя не маркируют. Из неполных семей было 12 человек. Если посмотреть, как они себя определяют, то мы получим, что либо никак (7 человек из 12), либо как дайков (5 из 12). Те, кто причисляет себя к фэм и буч, – все из полных семей (вероятно в полной семье формируются завершенные мускулинные или фемининные гендерные стереотипы).
Большинство опрошенных женщин (28 человек, 85%) считает, что отношения между двумя женщинами отличаются от отношений между мужчиной и женщиной. И только 5 человек (15%) говорили о том, что отношения определяются не полом, а разными индивидуальностями.
Таким образом, исследование подтвердило основную гипотезу о том,
что в большинстве лесбийских пар не существует распределения по гендерным ролям. «Бучи» (15% опрошенных, которые признают, что в отношениях с женщиной играют мужскую роль), действительно, стремятся строить традиционные семьи. Однако, ни одна из опрошенных «фэм» не стремится в традиционную семью, они хотят быть женственными, но не зависеть ни от мужчины, ни от «буча». Такой, казалось бы, на первый взгляд парадокс противоречия феминности и стремления к независимости продиктован гендерными трансформациями, происходящими в российском обществе и смешением традиционных гендерных ролей.
Очень многие лесбиянки говорили о том, что в родительских семьях чистого распределения по ролям не было. И действительно, в советских семьях обычно работали оба родителя и вместе материально обеспечивали семью. Некоторые отцы охотно выполняют домашнюю работу (стоят у плиты, гладят, стирают, убирают в квартире), воспитывают детей; а матери принимают важные стратегические решения, касающиеся развития семьи. Но при этом все-таки большинство опрошенных имело представление о том, какую в идеале гетеросексуального общества играет роль мужчина, а какую женщина. В основном этот идеал сводился к следующему утверждению: «Мужчина – добытчик, защитник, женщина – тыл, мир и уют в доме». Лишь двое сказали, что они не знают, зачем нужен мужчина. В их родительских семьях мужчины не было, а на основе кино и книг они не могут понять, какие функции выполняет в семье муж и отец.
Раз в лесбийских отношениях нет традиционного распределения по мужским и женским ролям, то некоторые используют для разделения на типажи ярлыки, пришедшие с Запада: «буч», «фэм» и «дайк». Надо заметить, что на Западе ими уже никто давно не пользуется. У нас же более молодые лесбиянки эти образы активно эксплуатируют, хотя в лесбийской среде процент ярко выраженных «бучей» или «фэм» невелик. Однако многие лесбиянки старшего, среднего поколения, как, впрочем, и молодые обходятся без навешивания ярлыков и даже «лесбиянками» себя предпочитают не называть.
Заключение
После написания данной работы мы ознакомились с основными гендерными установками, что присваиваются и конструируются женщинами с гомосексуальной идентичностью. Они формируются в ходе социализации личности, как и все иные гендерные установки у любого человека. Но особенность отношения социума к женщинам с нетрадиционной сексуальной ориентацией, приписывающие им мускулинные гендерные роли, а также изолированность лесбийской субкультуры вследствие гомофобии, приводят к присваивания универсальных «мужских» гендерных стереотипов и ролей у лесбиянок. К таким можно отнести стереотипы властности, активности, мужественности, роли добытчицы, лидера, руководителя, наставника, первопроходца или воина. Но все же в общей совокупности гомосексуальным женщинам свойственны андрогинные гендерные установки, сочетание мужских и женских моделей поведения.
В семейной жизни, несмотря на неприятие в подавляющем большинстве случает традиционных гендерных ролей, лесбиянки считают свою пару семьей. Семьей - не традиционной, не гетеросексуальной, но семьей, а не просто партнерским союзом или отношениями двух любящих женщин (каковые семья в себя включает, но не исчерпывается ими). При этом под семьей многие женщины понимают совместный быт, отдых, общую заботу о детях и других домочадцах, финансовое равноправие, мир, который созидается сообща, где человеку комфортно, где царит любовь, взаимоуважение и поддержка. В иных случаях заключается гендерное соглашение – лесбиянки распределяют роли «мужчины» и «женщины» или буча и фэм. Но это происходит лишь в тех случаях, когда у обоих сильные гендерные стереотипы о мускулинности феминности.
Традиционные гендерные роли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала. Мужчина не обязан быть маскулинным, а женщина – феминной. Если есть возможность развить в себе те или иные способности вне зависимости от навязываемых ролей, то это обогащает как человека, так и общество. Кроме того, выполнение многих ролей без оглядки на стереотипы способствует психологическому благополучию человека. Таким образом, в лесбийских парах, не связанных никакими стереотипами, человек получает больше возможностей для личностного развития и психологического комфорта. Однако и эти пары подвергаются мощным социальным гендерным стереотипами и гомофобными в том числе. При этом сама форма существования – лесбийская пара – не отягощена никакими традициями, не загнана ни в какие рамки, это – поле для свободного творчества, где развиваются иногда наиболее оптимальные андрогинные гендерные установки.
Список источников литературы
1. Словарь гендерных терминов (http://www.owl.ru/gender/042.htm)
2. Бем С.Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: РОССПЭН, 2004. - с. 230-241.
3. Бердяев Н. А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. – 350 с.
4. Логинов А. А. Женщина и мужчина. Красноярск, 1989. Розанов В. В. Религия и культура // Собр. соч. Т. 1. М., 1995. – 299 с.
5. Булгаков С. Н. Тихие думы. М., 1996. – 512 с.
6. Рябов О. Женщина и женственность в философии Серебряного века. Иваново, 1997. – 159 с.
7. Зиммель Г. Женская культура // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М., 1996.
8. Кон
И. С. Психология
половых различий
// Вопросы психологии.
1981. N 2. С. 53.
9. Эриксон
Э. Детство и
общество. Спб.,
2000. – 448 с.
10. Психология сексуальных отклонений. – М.: Харвест, 2001. – 672 с.
11. Сексопатология: Справочник. Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. - с. 8
12. Сабунавеа. М. Образ лесбиянки глазами гетеросексуала: из опыта работы с мифами. – М.: Текст выступления Сабунаевой Марии (Санкт-Петербург), прозвучавший на научно-практической конференции «Радикальный феминизм в России XXI века»., 2005. – 5 с.
13. Человек и пол: гомосексуализм и пути его преодоления. – М.: Кайрос, 1998. – 272 с.
14 Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре / И.С. Кон. –2-е изд., перераб. и доп. – М. АСТ, 2003. – 467 с.
15. Клейн Л.С. Другая любовь: природа человека и гомосексуальность - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
16. Романова Н.М., Бекова И.Г. Опыт применения методики «Рисунок мужчины и женщины» для изучения гендерных установок и аттитюдов гомосексуальных женщин. – Саратов, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2005. – 46 с.
17. Психология любви и сексуальности. – М.: Искусство – ХХI век, 2005. – 320 с.
18. Герт. О. О распределении гендерных ролей в лесбийских семьях. – М.: Женская (гендерная) фракция РОДП «ЯБЛОКО», 2008. – с. 12-16.
1 Словарь гендерных терминов (http://www.owl.ru/gender/042.htm)
2 Бем С.Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: РОССПЭН, 2004. - с. 230-241.
3 Бердяев Н. А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. – 350 с.
4 Логинов А. А. Женщина и мужчина. Красноярск, 1989. Розанов В. В. Религия и культура // Собр. соч. Т. 1. М., 1995. – 299 с.
5 Булгаков С. Н. Тихие думы. М., 1996. – 512 с.
6 Рябов О. Женщина и женственность в философии Серебряного века. Иваново, 1997. – 159 с.
7
Зиммель Г. Женская
культура // Зиммель
Г. Избранное.
Т. 2. Созерцание
жизни. М., 1996.
8
Кон И. С. Психология
половых различий
// Вопросы психологии.
1981. N 2. С. 53.
9 Эриксон Э. Детство и общество. Спб., 2000. – 448 с.
10 Психология сексуальных отклонений. – М.: Харвест, 2001. – 672 с.
11 Сексопатология: Справочник. Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. - с. 8
12 Сабунавеа. М. Образ лесбиянки глазами гетеросексуала: из опыта работы с мифами. – М.: Текст выступления Сабунаевой Марии (Санкт-Петербург), прозвучавший на научно-практической конференции «Радикальный феминизм в России XXI века»., 2005. – 5 с.
13 Человек и пол: гомосексуализм и пути его преодоления. – М.: Кайрос, 1998. – 272 с.
14 Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре / И.С. Кон. –2-е изд., перераб. и доп. – М. АСТ, 2003. – 467 с.
15 Клейн Л.С. Другая любовь: природа человека и гомосексуальность - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
16 Романова Н.М., Бекова И.Г. Опыт применения методики «Рисунок мужчины и женщины» для изучения гендерных установок и аттитюдов гомосексуальных женщин. – Саратов, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2005. – 46 с.
17 Психология любви и сексуальности. – М.: Искусство – ХХI век, 2005. – 320 с.
18 Герт. О. О распределении гендерных ролей в лесбийских семьях. – М.: Женская (гендерная) фракция РОДП «ЯБЛОКО», 2008. – с. 12-16.