МИНИСИТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет Заочной формы обучения
Кафедра психологии
Контрольная работа
по психологии высшей школы
тема(вариант) психологические особенности возраста студента
Студентки Кабанцевой О.А.
Факультета Заочной формы обучения
Специальности дошкольное воспитание
Заочная магистратура
Руководитель
Контрольная работа
- получена
- передана на рецензию
- возвращена рецензентом
г. Симферополь
2006 г.
Контрольная работа.
Тема. Психологические особенности возраста студента.
План.
Введение.
Студенчество – отдельная возрастная категория.
Социально-психологические особенности студенческого возраста.
Психологические новообразования студенческого возраста.
Специфика учебной мотивации студента.
Заключение.
Введение.
Развитие и функционирование образования как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими, социо-культурными) его существования в целом. Образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. В то же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам - общению с другими людьми.
В сложившейся
ситуации именно
сфера образования
создает феномен
современного
мира - умение
«быть» в меняющихся
обстоятельствах
и активно участвовать
в происходящих
переменах.
Сфера вузовского
обучения является
самым ответственным
звеном профессиональной
подготовки
специалистов
в цепи организованных
институтов
образовательной
системы. Преподаватели
вузов и научные
сотрудники
должны не просто
обладать последней
научной информацией,
более ценными
становятся
не знания), а
сами способы
их добывания,
как некие
«интеллектуальные
орудия»,
«выкристаллизовывающиеся»
в ходе деятельности,
приложимые
затем как обобщенные
структуры в
новых условиях.
Первостепенная
задача высшей
школы - помочь
овладеть студентам
средствами
мышления и
деятельности.
Вузовское
образование
является, как
известно, завершающим
этапом процесса
общеобразовательной
подготовки
и основной
стадией специализации,
профессиональной
подготовки.
От качества
организации
процесса обучения
на этой стадии
во многом зависит
дальнейшее
комфортное
пребывание
человека в
будущей профессиональной
деятельности,
его готовность
решать нерутинные,
нестандартные
проблемы в
производственных
и коммуникативных
ситуациях, а
также его субъектное
бытие в процессе
взаимодействия
с другими людьми.
Содержание
образования
как важнейшего
фактора экономического
и социального
прогресса
должно быть
направлено
на «обеспечение
самоопределения
личности, создание
условий для
ее самореализации»,
оно должно
обеспечивать
«формирование
у обучающегося
адекватной
современному
уровню знаний
и уровню образовательной
программы
(ступени обучения)
картины мира».
В связи с этим,
единая цель
образовательной
системы на всех
ее уровнях и
этапах - создание
условий для
всестороннего
развития личности
- приобретает
особое звучание
на данной
образовательной
ступени.
В
отечественной
психологии
традиционно
подчеркивается
ведущая роль
воспитания
и обучения в
развитии психики
(вне отрицания
роли наследственности)
как его необходимых
условий (П.П.Блонский,
Л.С.Выготский,
С.Л.Рубинштейн,
А.Н.Леонтьев,
Г.С.Костюк,
А.В.Запорожец,
П.Я.Гальперин,
Н.Ф.Талызина
и мн.др.). Обучение,
стимулируя
развитие, в то
же время опирается
на него. «Между
процессами
обучения и
развития
устанавливаются
сложнейшие
динамические
зависимости,
которые нельзя
охватить единой,
наперед данной,
априорной,
умозрительной
формулой»
(Л.С.Выготский).
Процесс психического развития рассматривается большинством исследователей как динамичный процесс качественных и количественных изменений, в ходе которого возникают новые психические образования на основе и посредством дифференциации прежних структур. В последнее время в отечественной психологии находит распространение концепция «неограниченного развития» (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, И.С.Кон, К.К.Платонов, А.В.Толстых и др.), согласно которой развитие представляет собой эволюционно-инволюционное поступательное движение, не прекращающееся до момента прекращения самой жизни. Это позволяет предположить, что, если психическое развитие продолжается в течение всей жизни и его показателями являются психические новообразования и особенности, специфичные для каждого возрастного периода (что нашло отражение в многочисленных периодизациях детского развития), то студенческому возрасту как социально-психологической возрастной категории, характеризующейся интенсивным развитием всей структуры личности, интеллектуальной системы в том числе, также присущи определенные психические новообразования и психические особенности. Исследования показали, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, сложное переструктурирование психических функций внутри интеллекта, меняется вся структура личности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности (Б.Г.Ананьев, М.Д.Дворяшина, Л.С.Грановская, В.Т.Лисовский, И.А.Зимняя, И.С.Кон и др.). Изучение закономерностей развития человека в студенческом возрасте как периоде интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения в новую, «взрослую» жизнь позволяет говорить о психических особенностях студенческого возраста.
1) Студенчество
– отдельная
возрастная
категория.
Студенческий
возраст представляет
собой особый
период жизни
человека. Заслуга
самой постановки
проблемы студенчества
как особой
социально-психологической
и возрастной
категории
принадлежит
психологической
школе Б.Г. Ананьева.
В исследованиях
Л.А. Барановой,
М.Д. Дворяшиной,
1976; Е.И. Степановой,
1975; Л.Н. Фоменко,
1974; а также в работах
Ю.Н. Кулюткина,
1985, В.А. Якунина,
1994 и др. накоплен
большой эмпирический
материал наблюдений,
приводятся
результаты
экспериментов
и теоретические
обобщения по
этой проблеме.
Студенческий
возраст, по
утверждению
Б.Г. Ананьева,
является сензитивным
периодом для
развития основных
социогенных
потенций человека.
Высшее образование
оказывает
огромное влияние
на психику
человека, развитие
его личности.
За время обучения
в вузе, при наличии
благоприятных
условий у студентов
происходит
развитие всех
уровней психики.
Они определяют
направленность
ума человека,
т.е. формируют
склад мышления,
который характеризует
профессиональную
направленность
личности. Для
успешного
обучения в вузе
необходим
довольно высокий
уровень общего
интеллектуального
развития, в
частности
восприятия,
памяти, мышления,
внимания, уровня
владения определенным
кругом логических
операций.
При
массовом переходе
на многоуровневую
структуру
подготовки
в вузе специалистами
вузовского
образования
отмечается,
что для достижения
высокого уровня
научно-практической
подготовки
студентов
необходимо
решить две
главные проблемы:
обеспечить
возможность
получения
студентами
глубоких
фундаментальных
знаний и изменить
подходы к организации
учебной деятельности
с тем, чтобы
повысить качество
обучения, развить
творческие
способности
студентов, их
стремление
к непрерывному
приобретению
новых знаний,
а также учесть
интересы студентов
в самоопределении
и самореализации
(А. Вербицкий,
Ю. Попов, Е. Андресюк).
Организация и совершенствование системы непрерывного образования учащейся молодежи невозможно без целостного понимания психической и познавательной деятельности учащегося и глубокого изучения психофизиологических детерминант развития психики на всех ступенях обучения (Б.Г. Ананьев, 1977; В.В. Давыдов, 1978; А.А. Бодалев, 1988; Б.Б. Коссов, 1991; В.П. Озеров, 1993). Важнейшим принципом при этом является принцип комплексного подхода к изучению способностей студентов. При организации и совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться не только на знания закономерностей психического развития, но и на знание индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлять процесс интеллектуального развития.
Социально-психологические особенности студенческого возраста.
В отечественной
психологии
проблема взрослости
впервые была
поставлена
в 1928 году Н.Н.
Рыбниковым,
который назвал
новый раздел
возрастной
психологии,
изучающий
зрелую личность,
«акмеологией».
Психологов
на протяжении
достаточно
долгого времени
интересовала
проблема психического
развития ребенка,
и человек стал
«жертвой детства».
Психология
зрелых возрастов,
к которым относится
и студенческий
возраст как
переходный
от юности к
зрелости, стала
относительно
недавно предметом
психологической
науки. Здесь
юношеский
возраст рассматривался
в контексте
завершения,
свертывания
процессов
психического
развития и
характеризовался
как наиболее
ответственный
и критический
возраст.
Л.С. Выготский,
не рассматривавший
специально
психологию
юношеского
возраста, впервые
не включил его
в детские возрасты,
четко разграничив
детство от
взрослости.
«Возраст от
18 до 25 лет составляет
скорее начальное
звено в цепи
взрослых возрастов,
чем заключительное
звено в детском
развитии...».
Следовательно,
в отличие от
всех ранних
концепций, где
юность традиционно
оставалась
в пределах
детских возрастов,
она впервые
была названа
Л.С. Выготским
«началом зрелой
жизни». В дальнейшем
эта традиция
была продолжена
отечественными
учеными.
Студенчество
в качестве
отдельной
возрастной
и социально-психологической
категории
выделено в
науке относительно
недавно – в
1960-х годах ленинградской
психологической
школой под
руководством
Б.Г. Ананьева
при исследовании
психофизиологических
функций взрослых
людей. Как возрастная
категория
студенчество
соотносится
с этапами развития
взрослого
человека, представляя
собой «переходную
фазу от созревания
к зрелости»
и определяется
как поздняя
юность - ранняя
взрослость
(18-25 лет). Выделение
студенчества
внутри эпохи
зрелости - взрослости
основано на
социально-психологическом
подходе.
Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.
Период юности рассматривался издавна как период подготовки человека к взрослой жизни, хотя в разные исторические эпохи ему придавался разный социальный статус. Проблема юности волновала философов и ученых издавна, хотя возрастные границы этого периода были нечетки, а представления о психологических, внутренних критериях юношеского возраста были наивны и не всегда последовательны. В плане научного изучения юность, по выражению П.П. Блонского, стала относительно поздним достижением человечества.
Юность однозначно
оценивалась
как этап завершения
физического,
полового созревания
и достижения
социальной
зрелости и
связывалась
с взрослением,
хотя представления
об этом периоде
развивались
со временем,
и в разных
исторических
обществах оно
было отмечено
различными
возрастными
границами. Сами
представления
о юности исторически
развивались.
И.С. Кон отмечал,
что «возрастные
категории во
многих, если
не во всех языках
первоначально
обозначали
не столько
хронологический,
сколько социальный
статус, общественное
положение».
Связь возрастных
категорий с
социальным
статусом сохраняется
и сейчас, когда
предполагаемый
уровень развития
индивида данного
хронологического
возраста определяет
его общественное
положение,
характер
деятельности,
социальные
роли. Возраст
испытывает
на себе влияние
социальной
системы, с другой
стороны, сам
индивид в процессе
социализации
усваивает,
принимает новые
и оставляет
старые социальные
роли. К.А. Абульханова-Славская,
указывая на
социальную
обусловленность
зрелых возрастов,
считает, что
периодизация
жизненного
пути личности,
начиная с юности,
перестает
совпадать с
возрастной
и становится
личностной.
Психологическое
содержание
юности связано
с развитием
самосознания,
решения задач
профессионального
самоопределения
и вступления
во взрослую
жизнь. В ранней
юности формируются
познавательные
и профессиональные
интересы, потребность
в труде, способность
строить жизненные
планы, общественная
активность,
утверждается
самостоятельность
личности, выбор
жизненного
пути. В молодости
человек утверждает
себя в выбранном
деле, обретает
профессиональное
мастерство
и именно в молодости
завершается
профессиональная
подготовка,
а, следовательно,
и студенческая
пора.
А.В. Толстых
подчеркивает,
что в молодости
человек максимально
работоспособен,
выдерживает
наибольшие
физические
и психические
нагрузки, наиболее
способен к
овладению
сложными способами
интеллектуальной
деятельности.
Легче всего
приобретаются
все необходимые
в выбранной
профессии
знания, умения
и навыки, развиваются
требуемые
специальные
личностные
и функциональные
качества
(организаторские
способности,
инициативность,
мужество,
находчивость,
необходимые
в ряде профессий,
четкость и
аккуратность,
быстрота реакций
и т.д.).
Студент
как человек
определенного
возраста и как
личность может
характеризоваться
с трех сторон:
1) с психологической,
которая представляет
собой единство
психологических
процессов,
состояний и
свойств личности.
Главное в
психологической
стороне - психические
свойства
(направленность,
темперамент,
характер,
способности),
от которых
зависит протекание
психических
процессов,
возникновение
психических
состояний,
проявление
психических
образований;
2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;
3) с биологической,
которая включает
тип высшей
нервной деятельности,
строение
анализаторов,
безусловные
рефлексы, инстинкты,
физическую
силу, телосложение
и т. д. Эта сторона
в основном
предопределена
наследственностью
и врожденными
задатками, но
в известных
пределах изменяется
под влиянием
условий жизни.
Изучение
этих сторон
раскрывает
качества и
возможности
студента, его
возрастные
и личностные
особенности.
Если подойти
к студенту как
к человеку
определенного
возраста, то
для него будут
характерны
наименьшие
величины латентного
периода реакций
на простые,
комбинированные
и словесные
сигналы, оптимум
абсолютной
и разностной
чувствительности
анализаторов,
наибольшая
пластичность
в образовании
сложных психомоторных
и других навыков.
Сравнительно
с другими возрастами
в юношеском
возрасте отмечается
наивысшая
скорость оперативной
памяти и переключения
внимания, решения
вербально-логических
задач. Следовательно,
студенческий
возраст характеризуется
достижением
наивысших,
«пиковых»
результатов,
базирующихся
на всех предшествующих
процессах
биологического,
психологического,
социального
развития.
Если же изучить
студента как
личность, то
возраст 18-20 лет
- это период
наиболее активного
развития нравственных
и эстетических
чувств, становления
и стабилизации
характера и,
что особенно
важно, овладения
полным комплексом
социальных
ролей взрослого
человека:
гражданских,
профессионально-трудовых
и др. С этим периодом
связано начало
«экономической
активности»,
под которой
демографы
понимают включение
человека в
самостоятельную
производственную
деятельность,
начало трудовой
биографии и
создание собственной
семьи. Преобразование
мотивации, всей
системы ценностных
ориентации,
с одной стороны,
интенсивное
формирование
специальных
способностей
в связи с
профессионализацией
- с другой, выделяют
этот возраст
в качестве
центрального
периода становления
характера и
интеллекта.
Это время спортивных
рекордов, начало
художественных,
технических
и научных достижений.
Студенческий
возраст характерен
и тем, что в этот
период достигаются
оптимумы развития
интеллектуальных
и физических
сил. Но часто
«проявляются
«ножницы» между
этими возможностями
и их действительной
реализацией.
Непрерывно
возрастающие
творческие
возможности,
развитие
интеллектуальных
и физических
сил, которые
сопровождаются
и расцветом
внешней привлекательности,
скрывают в себе
и иллюзии, что
это возрастание
сил будет
продолжаться
«вечно», что
вся лучшая
жизнь еще впереди,
что всего задуманного
можно легко
достичь».
Время
учёбы в вузе
совпадает со
вторым периодом
юности или
первым периодом
зрелости, который
отличается
сложностью
становления
личностных
черт (работы
Б.Г. Ананьева,
А.В. Дмитриева,
И.С. Кона, В.Т.
Лисовского
и др.). Характерной
чертой нравственного
развития в этом
возрасте является
усиление сознательных
мотивов поведения.
Заметно укрепляются
те качества,
которых не
хватало в полной
мере в старших
классах -
целеустремленность,
решительность,
настойчивость,
самостоятельность,
инициатива,
умение владеть
собой. Повышается
интерес к моральным
проблемам
(цели, образу
жизни, долгу,
любви, верности
и др.).
Вместе
с тем специалисты
в области возрастной
психологии
и физиологии
отмечают, что
способность
человека к
сознательной
регуляции
своего поведения
в 17-19 лет развита
не в полной
мере. Нередки
немотивированный
риск, неумение
предвидеть
последствия
своих поступков,
в основе которых
могут быть не
всегда достойные
мотивы. Так,
В.Т. Лисовский
отмечает, что
19-20 лет - это возраст
бескорыстных
жертв и полной
самоотдачи,
но и нередких
отрицательных
проявлений.
Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.
Изучением
студенчества
как социальной
группы занималась
лаборатория
социологических
исследований
ЛГУ под руководством
В.Т. Лисовского.
Студенчество
объединяет
молодых людей,
занимающихся
одним видом
деятельности
- учением, направленным
на специальное
образование,
имеющих единые
цели и мотивы,
примерно одного
возраста (18-25 лет)
с единым образовательным
уровнем, период
существования
которых ограничен
временем (в
среднем 5 лет).
Его отличительными
чертами являются:
характер их
труда, заключающийся
в систематическом
усвоении и
овладении
новыми знаниями,
новыми действиями
и новыми способами
учебной деятельности,
а также в самостоятельном
«добывании»
знаний; его
основные социальные
роли и принадлежность
к большой социальной
группе - молодежи
в качестве ее
передовой и
многочисленной
части.
Специфичность
студенчества
как социальной
группы заключается
в одинаковом
отношении ко
всем общественным
формам собственности,
его роли в
общественной
организации
труда и частичном
участии в
производительном
и непроизводительном
труде. Как
специфическая
социальная
группа она
характеризуется
особыми условиями
жизни, труда
и быта; социальным
поведением
и системой
ценностных
ориентации.
В качестве
основных черт,
отличающих
студенчество
от остальных
групп, выделяются
социальный
престиж, активное
взаимодействие
с различными
социальными
образованиями
и поиск смысла
жизни, стремление
к новым идеям
и прогрессивным
преобразованиям.
3) Психологические новообразования студенческого возраста.
Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни.
Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного повзросления.
В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, неизменного злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении – во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям.
Как бы странно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает – еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей («Если бы молодость знала…»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность – период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.
Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних – это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других – выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.
В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.
Юность – чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.
Юность – период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.
В юности получает новое развитие механизм идентификации обособления. Также для этого возраста характерны свои новообразования.
Возрастные новообразования – это качественные сдвиги в развитии личности на отдельных возрастных этапах. В них проявляется особенности психических процессов, состояний, свойств личности, характеризующие ее переход на более высокую степень организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере.
Центральными психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. Благодаря развитию сознания у старшеклассников формируется целенаправленное регулирование его отношений к окружающей среде и к своей деятельности, ведущей же деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность.
К новообразованиям юности И. Кон относит развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску.
Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его – установка по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни – возможно, их изменение и дальнейшее развитие.
Смысл жизни – это важнейшее новообразование ранней юности. И.Кон отмечает, что именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлюще с учетом ближней и дальней перспективы.
Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.
В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.
Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до понимания относительности любой независимости, для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси – теперь уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как таковых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости – ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.
4) Специфика учебной мотивации студента.
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, например, в зависимости: а) от характера участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н.Леонтьеву); б) от времени (протяженности) обусловливания деятельности (далекая – короткая мотивация, по Б.Ф.Ломову); в) от социальной значимости (социальные – узколичные, по П.М.Якобсону); г) от факта включенности в саму деятельность или находящихся вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И.Божович); д) мотивы определенного вида деятельности, например, учебной деятельности, и т.д.
В качестве классификационных основ могут рассматриваться и схемы Х.Мюррея, М.Аргайла, А.Маслоу и др. П.М.Якобсону принадлежит заслуга разграничения мотивов по характеру общения (деловые, эмоциональные). Согласно А.Н.Леонтьеву, социальные потребности, определяющие интеграцию и общение, можно грубо разделить на три основных типа; ориентированных на: а) объект или цель взаимодействия; б) интересы самого коммуникатора; в) интересы другого человека или общества в целом.
К определению доминирующей мотивации ее деятельности целесообразно также подойти и с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой сферы самой личности как субъекта. Соответственно высшие духовные потребности человека могут быть представлены как потребности (мотивы) морального, интеллектуально-познавательного и эстетического планов. Эти мотивы соотносятся с удовлетворением духовных запросов, потребностей человека, с которыми неразрывно связаны такие побуждения, по П.М.Якобсону, как «чувства, интересы, привычки и т.д.». Другими словами, высшие социальные, духовные мотивы (потребности) условно могут быть разделены на три группы: 1) мотивы (потребности) интеллектуально-познавательные; 2) морально-этические мотивы; и 3) эмоционально-эстетические мотивы.
В системе «обучающий – обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности.
Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. В литературе этот термин включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, – спецификой учебного предмета.
Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичность.
Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К.Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Характеризуя интерес (в общепсихологическом определении – это эмоциональное переживание познавательной потребности) как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т.д. Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации (И.Герберт). Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес – это сложное неоднородное явление.
Необходимо условие для создания у студентов интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими студентов.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение студентов с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Новизна материала – важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако, познание нового должно опираться на уже имеющиеся у студента знания. Использование прежде усвоенных знаний – одно из основных условий появления интереса.
Установлена (на достоверном уровне значимости) положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью студентов. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно – ориентация на «оценку преподавателем». Связь ориентации на «избегание неприятностей» с успеваемостью слабая.
Существенное, но неоднозначное влияние на обучение оказывает потребность в общении и доминировании.
Установлено также чрезвычайно важное для организации учебной деятельности положение о возможности и продуктивности формирования мотивации через целеполагание учебной деятельности. Личностно-значимый смыслообразующий мотив у юношей может быть сформирован и что этот процесс реализуется в последовательности становления его характеристик.
Сначала учебно-познавательный мотив начинает действовать, затем становится доминирующим и приобретает самостоятельность и лишь после осознается, т.е. первым условием является организация, становление самой учебной деятельности. При этом сама действенность мотивации, лучше формируема при направлении на способы, чем на «результат» деятельности. В то же время она по-разному проявляется для разных возрастных групп в зависимости, как от характера учебной ситуации, так и от жесткого контроля преподавателя.
Психологическая устойчивость определяется, как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека. Применительно к учебной мотивации ее устойчивость – это такая динамическая характеристика, которая обеспечивает относительную продолжительность и высокую продуктивность деятельности, как в нормальных, так и в экстремальных условиях. Установлено, что к психологическим детерминантам устойчивости относятся:
исходный тип мотивационной структуры;
личностная значимость предметного содержания деятельности;
вид учебного задания;
наиболее сильными являются внутренние факторы: доминирование мотивационной ориентации, особенности внутриструктурной динамики и психологическое содержание мотивационной структуры.
Учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации. Как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.
Заключение.
Государственная
образовательная
система играет
ведущую и
основополагающую
роль в развитии
общества, в
увеличении
эффективности
его деятельности
в самых различных
областях общественной
практики.
Образовательные
учреждения
в мировой науке
рассматриваются
как социальные
системы, представляющие
институт социализации
человека,
формирования
и становления
личности гражданина
в современном
обществе. Эволюция
общества полностью
определяется
демографическими
масштабами
интеллектуального
непрерывного
психического
развития, которое
осуществляется
только посредством
учения в социальной
системе образования.
Специфика университета - готовить в первую очередь научно-педагогические кадры, а значит, формировать личность ученого и преподавателя высшей квалификации. С этой целью необходимо повышать эффективность профессионального обучения в вузе, а также совершенствовать процесс его индивидуализации и гуманизации с учетом когнитивного развития студентов. До недавнего времени считалось, что уровень квалификации специалиста определяется тем объемом знаний, который получен в процессе обучения. Однако исследования (Е.А. Климов, 1969, В.Д. Шадриков, 1972) показали, что степень усвоения знаний существенно зависит от индивидуальных особенностей обучающегося и что важную роль в этом процессе играют познавательные психические процессы (сенсорно-перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, имажинитивные).
Организация и совершенствование системы непрерывного образования учащейся молодежи невозможно без целостного понимания психической и познавательной деятельности учащегося и глубокого изучения психофизиологических детерминант развития психики на всех ступенях обучения (Б.Г. Ананьев, 1977; В.В. Давыдов, 1978; А.А. Бодалев, 1988; Б.Б. Коссов, 1991; В.П. Озеров, 1993). Важнейшим принципом при этом является принцип комплексного подхода к изучению способностей студентов. При организации и совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться не только на знания закономерностей психического развития, но и на знание индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлять процесс интеллектуального развития.
Таким образом, изучение психологических особенностей студенческого возраста становится очень важным и необходимым явлением в современной психологии высшей школы.
Список использованной литературы.
Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. – Л., 1974. - Выпуск 2.
Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. – М., 1973. -Вып. 2.
Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - № 2.
Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. – М., 1976. – 175 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – 304 с.
Нестерова Н.Б. «Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности» - М., 1984
Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. - М., 1984.
Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994.
27