Оглавление
Введение
Глава I. Роль игры в воспитании личности
1.1. Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка
1.2. Дидактические игры
1.3. Воспитательные игры во внеурочной воспитательной
работе со школьниками
1.4. Условия эффективности игры как воспитательного средства
1.5. Воспитательный и обучающий потенциал игры
Глава II. Экспериментальное изучение влияния дидактической
игры на эффективность повторения знаний
Констатирующий эксперимент
Формирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.
С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?
В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.
Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.
Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.
Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н.К. Крупская.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
Я сделала анализ психолого-педагогического материала по проблеме игровых методов обучения, провела практическое исследование, направленное на выявление эффективности применения данных методов и анализа проведенного исследования.
Цель исследования:
1. Выявить уровень подготовленности учащихся и качество усвоения знаний.
2. Провести занятия с использованием дидактических игр.
3. Выявить воспитательное влияние дидактических игр на учащихся.
4. Провести повторную диагностику выявления уровня подготовленности и качества усвоения знаний, сделать соответствующие выводы, подводящие итог исследования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Использовать дидактические игры на этапе освоения знаний.
3. Проанализировать воспитательное влияние дидактических игр.
Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования – разнообразие видов дидактических игр воспитательного характера.
Гипотеза исследования: считаю, что разнообразие дидактических игр, применяемых в процессе обучения, оказывает воспитательное влияние на младшего школьника.
Глава I. Роль игры в воспитании личности
В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.
Однако в первые полтора-два года жизни не игра является основным видом деятельности, а деятельность познавательная (интеллектуальный труд) и деятельность учения. Он в это время учится многому: распознавать, передвигаться, общаться и в том числе играть, а после поступления в школу играть ребенку становится некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда» И лишь общение не теряет своего значения ни в один из периодов жизни и развития индивида. Изменяются только его содержание, формы, мера включенности в другие виды деятельности.
Для игры же важнейшее средство воспитания выступает непродолжительный период детства, всего четыре-пять лет, когда от ее разнообразия, содержания, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности действительно зависят результаты развития индивидуальности и социализации личности. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.
Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей: «Два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре, - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно - начала творческого».
Нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания. Попробуем это сделать, привлекая на помощь сведения из истории развития образовательно-воспитательных
систем и современные примеры использования игры в учебной и воспитательной работе.
1.1. Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка
Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Взрослые не замечают труда ребенка по распознаванию и узнаванию, научению координировать свои действия, выражать чувства, состояния и др.
Скорее всего, это даже хорошо, что хоть в этом возрасте взрослые обращают большее внимание на организацию игр с детьми - того вида деятельности, в котором в наибольшей степени возможно целенаправленное развитие детского организма.
Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. Именно такой смысл содержится в определениях игры в словарях: «игра - забава, установленная по правилам; играть - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.); «...играть - резвясь, забавляться, развлекаться» (Ожегов С. И. Словарь русского языка.); «...игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе» (Советский энциклопедический словарь).
Подобные представления об игре отражены в теориях игры как растрате избытка сил (Спенсер), как подготовке к выполнению продуктивной деятельности (Грос), как отдыхе от дел более серьезных (Штейнталь, Лацарус) и др. Вместе эти теории вполне удовлетворительно объясняют суть многих игр, в том числе и игр взрослых людей. Анализируя их, Г.В.Плеханов пришел к выводу, что с точки зрения отдельного лица игра старше утилитарной деятельности. Она - средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею. В историческом плане игра - дитя труда.
Однако такое представление об игре не может полностью удовлетворить воспитателя или, тем более, исследователя педагогического процесса. В самом деле, почему деятельность ребенка, который, играя в песочнице, строит «город» с «улицами», «машинами», «скверами», взрослые считают непродуктивной деятельностью ради потехи, отдыха или подготовки к будущему труду? Правда, все созданное ребенком ненастоящее, игрушечное. Но ведь и взрослые изготавливают игрушки на фабриках, но считают эту свою деятельность продуктивной, хотя и производят не настоящие, а игрушечные предметы.
К.Д.Ушинский видел в игре ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность: «Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание... В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности...; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». Здесь мы видим более глубокое понимание игры, чем даже в современных определениях, в которых суть ее видится лишь в копировании детьми действий взрослых: «Детская игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности»?
Подобные определения, подчеркивающие неутилитарность игровых действий детей, наличие аналогов в реальной действительности неуместны в характеристике детской игры. Разве действия взрослых не имеют аналогов в реальной жизни? Тем более, что главным «продуктом» игры ребенка является то или иное изменение, развитие формирующихся личностных качеств, определенное новообразование личности. В играх с предметами, ролевых и сюжетных, спортивных, строительных, конструкторских и др. дети становятся более ловкими, сильными, сообразительными, добрыми, внимательными, способными к сотрудничеству и т.д.
Таким образом, для педагога и психолога игра (детская игра) выступает в совершенно ином качестве, чем это представляется в распространенных словарях и справочниках, - это деятельность воспитанника, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальной ситуациях, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания. Иными словами, это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.
С.Л.Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенного отношения человека к окружающей действительности: «Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры»1.
Играть дети начинают очень рано - фактически с первых дней своей жизни. В прошлые времена в жизни россиян игра занимала особое место. Ее значение в воспитании было огромно, мир игры - «...это был обширный, особенный и вполне самостоятельный мир. Он пронизывал всю жизнь, проникал в каждую душу, формируя жизненный стиль. И хотя этот мир существовал отдельно, он был спаян с фольклорным, трудовым и бытовым миром, и все они взаимно обогащали друг друга».
В раннем детстве, в первые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Ребенок не может еще самостоятельно передвигаться, еще только учится координировать свои действия, получает самые первые впечатления о предметах своего окружения. Выражаются игровые действия в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях с предметами. П. Ф.Каптерев, давший в свое время лучшую в отечественной науке педагогическую характеристику детских игр, называл такие игры забавами, потешками. Он обращал внимание на важность использования в воспитании младенцев забав осязательного чувства (приятное раздражение кожи детей - поглаживание, похлопывание), мускульного чувства (движения руками, ногами), забав слуховых и зрительных (использование погремушек, музыки, цветных предметов - игрушек). В этих играх, которые Ж.Пиаже назвал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляются первоначальное ознакомление с окружающим миром и его освоение.
На этом этапе игровой деятельности ребенок главным образом воспринимает воздействия, поскольку сам еще не в состоянии действовать. Поэтому, забавляя ребенка, взрослые должны обеспечивать воздействия на его органы соответствующим образом: мягкие гармонические звуки должны воздействовать на его слух; его зрение должно развиваться в восприятии в меру ярких цветовых пятен; укреплению мышц нужно способствовать выполнением нерезких движений руками и ногами и т.п. Особое внимание при этом следует обратить на три обстоятельства, определяющие меру положительного влияния игр-забав на развитие ребенка: 1) определенная регулярность забав (вредны как их чрезмерная частота, так и недостаточность); 2) строгое ограничение силы воздействия раздражителей и их продолжительности, (не только двух-трехмесячный, но и двух-трехлетний ребенок может испугаться сильного звука, яркого света, резкого движения); чрезмерная сила воздействия, как и излишнее разнообразие впечатлений, оказывает крайне неблагоприятное влияние на слабую еще психику ребенка; 3)обеспечение одновременного воздействия на несколько органов с целью их согласованного гармонического развития.
По мере взросления, накопления сведений о предметах и явлениях, развития чувств и физических возможностей ребенка усложняются и детские игры. Продолжением и развитием игр-забав, по мнению П. Ф. Каптерева, являются развлечения. Они действуют не только на внешние чувства, но и на память, мышление, вызывают более сложные по сравнению с забавами переживания. Рассматривание картинок с изображением предметов, манипуляции с игрушками-моделями, рассматривание сюжетных картинок развивают мышление детей и вызывают определенное эмоциональное отношение к узнаваемым предметам, познаваемым явлениям и событиям.
Разделение игр-развлечений П.Ф.Каптеревым на три группы представляет практический интерес и в настоящее время: 1) развлечения, развивающие прежде всего память (рассматривание картинок с изображением известных предметов, букв, цифр); 2) развлечения, вызывающие мыслительную деятельность (рассматривание сюжетных картинок, сравнение предметов по различным признакам, посещение доступных для понимания экспозиций, экскурсий); 3) развлечения, направленные преимущественно на возбуждение чувств (рассматривание картинок с забавными сюжетами, с комическими выражениями, трогательными взаимоотношениями). Педагогические условия положительного воспитательного влияния развлечений те же, что и для забав: регулярность, рациональное дозирование силы и продолжительности воздействия, разносторонность одновременного воздействия. Однако учитывая возросшие возможности детей, следует медленно и постепенно, но постоянно повышать как физические, так и интеллектуальные нагрузки, заботясь всемерно о предоставлении ребенку самостоятельности во всех видах деятельности, о создании условий для развития самодеятельности.
С полутора-двух лет важным развлечением для детей становится слушание сказок, историй, изложения событий и происшествий. Сначала это рассказывание кратких сказок и историй об известных ребенку персонажах и предметах, а затем и более длинных и сложных по сюжету. Знакомство с детскими книжками возбуждает интерес к чтению, которое в дальнейшем может стать прекрасным развлечением, способствующим духовному обогащению.
В практике семейного воспитания (а иногда и общественного - в детском саду, в школе) забота о повышении физических и интеллектуальных нагрузок проявляется зачастую в чрезмерном разнообразии материала и впечатлений: большом количестве дорогих игрушек, картинок и книжек, изображающих предметы и явления, которых ребенок еще не видел, частых экскурсиях с обилием новых впечатлений и т.п. Воспитательная ценность таких развлечений сомнительна, несмотря на большой труд воспитателей и видимость активности воспитанников. Детям интересно играть с игрушками простыми, более даже не собственно с игрушками, которые невозможно изменить, а с материалом, который легко трансформируется, превращается ребенком во что-то новое. Именно поэтому младенец с большим удовольствием и достаточно долго играет с клочком ваты, который он разрывает на кусочки, наблюдая за результатом, и отказывается от казалось бы красивых игрушек. Точно так же и дети постарше подолгу и с удовольствием играют с пластилином, кубиками, бумагой, красками и недолго играют с дорогими игрушками, ценя в них не игровые, а иные качества. И лишь в школьном возрасте наблюдается осознанное стремление к игрушкам сложным, близким по своему устройству к реальным объектам (работающие модели машин, подвижные игрушки с дистанционным управлением и т.п.), хотя очевидно и то, что это стремление наступает в таком возрасте, когда ребенок не удовлетворяется сложностью игрушки. Его интересует реальный объект. Игрушка не становится заменителем объекта и быстро недоедает, а играет ребенок по-прежнему с простыми.
Развивающееся воображение позволяет ребенку в игре наделять предметы вовсе не свойственными им функциями, моделировать сложные жизненные отношения с использованием самого примитивного материала (стул - автомобиль, пассажиры - игрушки и т.п.). Ж.Пиаже назвал такие игры символическими. Они наиболее характерны для детей в возрасте от 2 до 6 лет, хотя играют в них дети и более раннего, и более позднего возраста. Одобрение этих игр, поощрение принимаемых ребенком ролей и характера их исполнения, тактичная коррекция и направление деятельности равно как и участие взрослых в детских играх являются непременным условием их воспитательной эффективности.
Необходимость освоения системы человеческих отношений и стремление к участию в этих отношениях - отношениях взрослых приводят растущего ребенка к использованию игр со все большим психическим содержанием. На смену воспроизведению в движениях и действиях встречающихся предметов и лиц приходит воспроизведение взаимодействий, отношений, характеров. Дети начинают играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры. Вторые более сложны по сравнению с первыми и характеризуются не только наличием роли (ролей), но и развивающегося сюжета с началом, некоторым разнообразием действий и их завершением каким-либо результатом (вылечили больного, прилетели на воображаемую планету, вырастили и убрали урожай и т.п.).
По сравнению с сенсомоторными и символическими (забавами и развлечениями) игры ролевые и сюжетно-ролевые требуют от ребенка значительно больших знаний о воображаемых объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают более глубокие переживания. В этом их развивающая сила. Поэтому важно, чтобы ребенок играл в них систематически. При этом содержание игр должно постепенно усложняться, обогащаться. Усложнение содержания детских ролевых и сюжетно-ролевых игр зависит от обогащения детских представлений об окружающем мире, от знаний о растениях и животных, о людях и машинах, об отношениях между людьми.
Следовательно, чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно обеспечить разнообразие детских наблюдений, а затем ненавязчиво помочь ребенку научиться в игре воспроизводить полученные впечатления, представления, знания и тем самым по-настоящему усвоить их, сделать своим достоянием.
Обеспечение многообразия впечатлений, представлений и знаний о мире и разносторонности их использования в игре важно и в плане актуализации тех знаний и способов деятельности по их использованию, где ребенку сопутствует наибольший успех и к которым соответственно развивается наибольший интерес. Проявление и развитие индивидуальности облегчается многообразием игр: «опробывание» себя в различных видах игровой деятельности, в различных ролях позволяет ребенку найти то, что наиболее ему интересно и посильно.
Многие исследователи выделяют и такой вид детских игр, как строительно-конструкторские (конструктивные). Действительно, дети любят строить, создавать что-либо сложное из простых элементов. Эти игры развивают моторику, способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности. Наблюдения свидетельствуют о наличии определенных различий в отношении мальчиков и девочек к конструкторским играм, особенно к выбору материала для них. Мальчики чаще выбирают строительство, механику, вообще чаще играют в эти игры. Девочки больше обращают внимание на конструирование одежды, приготовление пищи и т.п. Разделение на традиционно мужские и женские виды деятельности становится заметным достаточно рано. Этому способствует сознательно или неосознанно формируемая взрослыми атмосфера, ориентирующая ребенка в мире вещей и явлений вполне определенным образом. Но эти разные направления развития «женских» и «мужских» игр не имеют принципиальных отличий в отношении формирования инициативы и творчества развивающейся личности.
Побуждение детей к играм, предоставление материала для строительства и конструирования, собственное участие взрослых в играх детей и поощрение инициативы и самодеятельности - вот те педагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность этих игр.
1.2. Дидактические игры
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере развития игр (от забав до сюжетно-ролевых, творческих) на определенном этапе появляется цель. Игровые действия становятся целесообразными: приступая к строительству «туннеля» в «горах» или к лечению «больного», ребенок знает, что и как он будет делать и что получится в результате игры. Точно так же и начиная игру в волейбол, футбол, дети ставят цель - выиграть. Но как в первом, так и во втором случае цель не выходит за рамки игры, заключена в ней самой и никаких посторонних задач в ней не ставится и не решается.
Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для воспитателя, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой — игра - есть средство целенаправленного формирования личности.
В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является решение этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.
О целесообразности использования игры в обучении существуют различные мнения. Учитывая большую сложность современного содержания образования и вообще то, что учение - дело серьезное, некоторые считают, что в обучении игре нет места. Но более обоснованным является все-таки другое мнение, сторонники которого утверждают, что обучение без игры не решит всех стоящих перед ним задач. Дело в том, что задачи обучения значительно шире, чем сообщение ученикам определенной суммы знаний и выработка умений применять эти знания. Главная задача обучения - подготовка детей к жизни. А в период ученичества дети фактически лишь в игре получают возможность трансформации окружающего мира в соответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра, как справедливо утверждает Д.Брунер, является источником удовольствия для ребенка, она способствует его безболезненной адаптации к условиям социальной жизни в дальнейшем. Особая ценность игры состоит в том, что «...игра означает для нас трансформацию окружающего мира согласно нашему желанию, тогда как учение изменяет нас самих для лучшей адаптации к внешним условиям»'. Отметим, что Я.А. Коменский очень высоко оценивал роль игры в обучении. Он писал в «Автобиографии»: «Весь мой метод направлен на то, чтобы школьная подневольшина превратилась в игру и забаву».
И действительно, игра помогает активизировать учащихся в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.
Все игры, которые используются в дидактических целях, можно разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий. В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счета или нахождения ошибок в словах, вспоминании дат исторических событий и т.п. Они выполняют обычные учебные действия считают, исправляют ошибки, вспоминают даты, - но выполняют эти действия ветре.
В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так, в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесен дидактический материал: некоторые знания по географии, биологии, истории, математике или другим предметам. Дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Бабы-яги и упражняются в счете, узнают расположение частей света или получают сведения о строении растений.
Ясно, что во втором случае дидактическая «нагрузка» значительно меньшая, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на первый план выдвигается не усвоение дидактического материала, а воспитательные задачи, использование знаний в различных ситуациях или предварительное ознакомление с новыми знаниями. Такие игры используются чаще во внеурочное время и на уроках в начальных классах для отдыха детей от напряженной интеллектуальной работы.
В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может осуществляться с использованием игровых моментов. Так, учитель может обратиться к детям от имени Буратино и Незнайки с просьбой вспомнить буквы и какие звуки обозначают эти буквы и т.п.
При изучении нового материала в дидактические игры в начальных классах вносятся моменты творчества. Так, С.И.Волкова рекомендует при изучении в III классе геометрических фигур стимулировать составление детьми изображений предметов из фигур, с которыми они познакомились.
Использование творческой игры на уроках русского языка организуется с целью расширения знаний детей, а главное - развития способностей самостоятельного их приобретения и использования в новых ситуациях. На занятиях русским языком для этого используют включение в игру работы со словарями, сочинения на свободную тему. На уроках математики - решение нестандартных задач, задач с неполными данными и т.д.
Естественно, чаще всего дидактические игры используются при учете знаний. Так, на уроке учета знаний по математике класс, делится на несколько команд, которые, соревнуясь, выполняют те или иные задания: математический диктант, решение задач по вариантам, решение примеров «цепочкой» на доске и т.д. Для учета результатов может быть сформировано жюри или назначены арбитры, эксперты и т.д. Командам могут быть даны сказочные, фантастические или просто интересные детям названия, могут быть введены в структуру и другие игровые символы.
В средних классах игры на уроках используются реже, чем в младших, в связи с тем, что перед подростками в обучении стоят более сложные задачи, да и сами подростки обладают, безусловно, большей способностью к систематическому целенаправленному труду. К традиционным соревнованиям, конкурсам, олимпиадам в 90-е гг. добавились игры по типу популярных телепередач:
«Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Звездный час», «Аукцион» и др. В них сохранилась соревновательно-конкурсная основа, изменилось лишь игровое оформление. Так, на уроках химии (например, на последнем уроке первого и второго полугодия) можно провести химические турниры, в которых - примут участие все школьники, изучающие химию.
Задания для конкурсов составляются так, чтобы, учащиеся продемонстрировали умение выразить химические знания в стихах, придумать и отгадать химические рифмованные загадки, ребусы, составить художественную презентацию какого-либо химического явления, класса химических соединений и др.
Большими обучающими возможностями располагают игры-драматизации типа «Корректор», «Редакция» на уроках русского языка или «Парламент», «Демократия» и др. на уроках истории.
На уроках родного языка нередко используются такие игры, как составление предложений из двух-трех слов, мало связанных по смыслу; выражение мысли другими словами; придумывание заглавий к тексту; перечисление синонимов, омонимов, слов-исключений и др.
В старших классах возможности использования дидактических игр еще более суживаются из-за увеличения объема и сложности изучаемого материала. Вместе с тем возможности самих учащихся разыгрывать достаточно быстро весьма сложный по содержанию материал значительно возрастают. Поэтому вряд ли оправданным можно считать положение, когда в некоторых старших классах (школах) игра на уроках вообще не используется. Отметим, что Я.Коменский использовал игру в обучении. Он писал: «Я составил из первых 20 глав «Двери языков» первое представление, отобрав для него 52 дворянских юношей. ... Наши актеры играли свои роли так умело, что мы смотрели с изумлением. Ибо те, которые прежде едва могли выдержать взгляд взрослого человека и ничего не могли сказать без заикания, держали себя с пристойной свободой» («Автобиография»),
В современных условиях на уроках кроме игр-соревнований и драматизации проводят игры-имитации, моделирующие определенные отношения реального мира.
Ю.З.Гильбух описывает уроки-игры, характеризуя их такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода и более высокая по сравнению с обычными уроками обучающая, развивающая и воспитательная результативность. Автор разделяет их на учебно-ролевые и соревновательные. Для первых характерно максимальное включение воображения. Они разделяются на несколько видов:
1) с принятием учащимися определенных ролевых функций масок (по типу «Следствие ведут знатоки», «Круглый стол», «Суд» и т. п.);
2) с использованием сказочного сюжета (чаще всего в младших классах - «Волшебник мягкий знак», «Части речи», «Гласные и согласные»);
3) с фантазированием (например, на уроке-зачете по математике в игре «Мы - альпинисты» нужно взять «эту» высоту);
4) деловые игры - основаны на проигрывании не художественных, а профессиональных ролей; моделируются условия профессиональной деятельности, например, в начальных классах на уроке русского языка может быть проведена игра «Редакция».
Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесс а, включающая четыре этапа:
1. Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил.
2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий» оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
4. Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил.
Конечно, использование игры в обучении связано с рядом проблем, и прежде всего с меньшей обучающей эффективностью игры по сравнению с обычной учебной работой, основу которой составляет учение как вид специальной деятельности учащихся, направленной на усвоение знаний, формирование умений и навыков. К тому же далеко не все учителя в достаточной мере знакомы с учебными играми, в школах нередко не хватает оборудования и материалов для проведения игр, немаловажной является и проблема обеспечения дисциплины, должного порядка в ходе игры по причине повышенной оживленности, эмоциональности учащихся. Однако глубокая продуманность учебной цели, обоснованный отбор содержания учебного материала и обеспечение высокого уровня включенности всех учащихся в игру, в которой ключевые роли получают не только сильные в учении, позволяют преодолеть эти и другие проблемы.
В последние десятилетия медленно, но достаточно настойчиво в школьную практику начали внедряться компьютерные игры. Эпизодичность использования компьютера на большинстве уроков в настоящее время вообще создает обстановку игры даже в том случае, если учащиеся работают по обучающим программам. Однако существуют и специальные игровые программы по различным учебным предметам: биологии, химии и др. Так, например, по истории есть такие программы, как «Цивилизация», «Центурион», «Аустерлиц» и др. Учитель, хорошо владеющий техникой работы с компьютером, может сам составлять игровые, контрольные и обучающие программы или программы с игровыми элементами.
Один из пионеров применения компьютеров в обучении С.Пейперт так описывает возможности использования компьютерных игр в учебном процессе: «На телевизионном экране... появляется цветная мультипликация. Вы можете сами нарисовать ее... По вашему желанию на экране может возникнуть палитра цветов, и вы можете выбрать цвет, которым станете рисовать. Цвет сохранится до тех пор, пока вы сами не пожелаете его изменить. Конечно, пока вы рисуете на экране, этот процесс по своим возможностям мало чем отличается от традиционных способов рисования, но различие становится принципиальным, когда вы решаете поработать над своим рисунком. На языке компьютера вы можете «говорить» с ним о своем рисунке. Вы можете попросить его изменить цвет или превратить рисунок в движущуюся картинку, заставить получившиеся два изображения вращаться в разные стороны,... заменить цветовую палитру на звуковую и «нарисовать» музыкальный фрагмент. ...Не надо много рассуждать, чтобы увидеть развлекательную сторону этого процесса. Но работа на компьютере - это не только забава. Это устройство позволяет превратить учение в весьма плодотворный процесс. Работая с электронной чертежной доской, дети учатся говорить на языке постоянно меняющихся форм ... меняющихся скоростей, на языке процессов и технологий».
К сожалению, на пути внедрения и распространения этих игр в обучении стоит чрезвычайно большое и мощное препятствие недостаток средств, отсутствие экономической базы, которая обеспечила бы каждого ребенка достаточно совершенным персональным компьютером, включенным в единую коммуникационную сеть. Это в значительной мере является и препятствием для разработки игровых программ и методики их использования при изучении различных учебных дисциплин: ведь не только у учеников нет персональных компьютеров, нет их и у учителей. Однако даже эпизодическое использование компьютера и приобщение детей к компьютерным играм если и не вводит их в мир современных технологий, то хотя бы показывает характер отношений человека с техникой в обществе будущего.
1.3. Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со
школьниками
Конечно, всякая игра, в том числе и используемая на уроке с целью проверки и закрепления знаний, воспитывает, причем не в одном каком-то отношении, а во многих. Однако есть игры, которые организуются с учащимися во внеурочное время с целью освоения норм и правил поведения, формирования определенного отношения к нравственно-эстетическим ценностям, политике, труду и др. Их можно назвать воспитательными играми. Так, в начальных классах с детьми разыгрывают ролевые игры по правилам поведения в общественных местах, инсценировки домашних праздников, конкурсы сказок, частушек, национальных игр, проводят игры-практикумы по освоению «техники» жестов, обращений, разговора по телефону и т.д.
Считать, что в средних классах подростки не нуждаются в подобного рода игровом тренинге, нет оснований. Многое они не успели освоить в начальных классах, появляется немалое новых затруднений в общении с миром, научиться преодолевать которые легче всего в игре. Поэтому и в подростковых классах, особенно в V-VI, еще весьма уместно проведение игр, в которых школьники учатся разговаривать по телефону и приветствовать старших, оказывать помощь нуждающимся и общаться со сверстниками, вести себя вежливо и с достоинством в различных ситуациях. Ко всему этому добавляются игры профориентационные, игры эстетической направленности, игры с идейно-политическим содержанием и др. Естественно, каждая игра оказывает комплексное воздействие на ее участников: способствует развитию в умственном, физическом, трудовом, "нравственном и эстетическом отношениях, но какое-то из направлений может быть преобладающим. По форме это те же игры-соревнования, имитации, драматизации, но проводятся они во внеурочное время и наполнены неучебным содержанием. Так, например, в целях экономического воспитания учащихся VIII-XI классов во внеурочное время с ними может быть проведена игра «Чистый воздух нашего города». В этой игре одновременно могут участвовать/учащиеся VIII, IX, X и XI классов: восьмиклассники выясняют источники загрязнения воздуха, девяти- и десятиклассники анализируют характер вреда, приносимого природе и человеку различными источниками, а самые старшие -разрабатывают систему мер по решению проблем очистки воздуха, используя знания по физике, химии, экономике и др.
Естественно, подобная игра рассчитана на выполнение значительных по трудности и времени заданий и может быть завершена масштабной конференцией, выпуском газет, журналов, сборников ученических докладов и сообщений. Здесь проявляется тесная связь игры с трудом.
В целях эстетического воспитания используют театральные игры: кукольный театр, драматизации сказок, художественных произведений.
Значительно большее распространение, чем в младшем школьном возрасте, получают у подростков игры спортивные: футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и др. В младшем школьном возрасте дети играют в них меньше, потому что еще не способны к длительному физическому напряжению и не могут еще в полной мере соблюдать правила игры. Их деятельность еще почти полностью подражательная, и игра в футбол, например, для ребенка этого возраста пока лишь выполнение роли футболиста. Для подростков и старших школьников по мере взросления игры подвижные (спортивные) все больше приближаются к спорту с его вполне определенными правилами.
Большое распространение в средних и старших классах получили профориентационные игры. В.А.Ященко выделяет шесть их разновидностей:
1) проблемно-поисковые, фактически не затрагивающие вопросы выбора профессии и профессиональной подготовки, но развивающие внимание, смекалку, умение действовать в различных ситуациях и способствующие самопознанию;
2) отражающие отдельные аспекты профессиональной деятельности, знакомящие с особенностями конкретных профессий (типа «Универмаг»);
3) моделирующие сам процесс выбора профессии, помогающие осмыслить процедуру профессионального выбора (типа «Проф-консультация»);
4) ценностно-ориентационные (типа «Мой профессиональный идеал»);
5) воспроизводящие важнейшие стороны жизненного уклада более древних культурно-исторических эпох (типа «Ремесла», «Одежда»);
6) моделирующие процесс организации профессиональной работы в школе, в отрасли, в стране и воспроизводящие противоречия между различными звеньями системы (типа «Кабинет профориентации»).
В проведении профориентационной игры (равно как и игры другой направленности) можно выделить четыре этапа:
1. Подготовительный: выявление актуальности и заинтересовывание участников игры, разработка и усвоение правил, выявление особенностей участников и качеств личностей, которые нужно корректировать, распределение ролей и заданий. Для этого используются простые диагностические методики, викторины, задания, подытоживаются результаты наблюдений и др.
2. Процессуальный (собственно игра): выполнение действий по сценарию игры.
3. Рефлексивный: коллективное обсуждение проведенной игры, индивидуальный анализ профессионального смысла закончившейся игровой деятельности.
4. Постигровой этап: перенос смысла игровой деятельности на повседневную действительность, самонаблюдения учащихся, изучение профессии, беседы, упражнения.
В последние годы в нашей стране получают распространение терапевтические игры, т. е. игры, организуемые с целью излечения от психических расстройств, для компенсации недостатков общения и облегчения или даже устранения некоторых физических и физиологических аномалий. Их эффективность в дошкольном и школьном возрасте очень велика. Используются они и в работе со взрослыми.
1.4. Условия эффективности игры как воспитательного средства
Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А.Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:
1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.
2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.
3. Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.
4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.
5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
6. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей.
7. При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.
Украшением игры, по Я. Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я.Коменский, использоваться в воспитании детей.
Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые воспитатель, учитель обязательно должны учитывать при организации детских игр на уроках и во внеурочное время.
1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и г содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.
7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
8. В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил и др.
9. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).
10. Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки (содержащие в своих правилах и действиях нарушения общепринятых норм морали).
Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для отдельных видов игр формулируются свои принципы и для каждой игры разрабатываются свои правила. Например, Ч.Куписевич в книге «Основы общей дидактики» (М., 1986) достаточно подробно описывает принципы дискуссии, в том числе и такие: участник должен понимать, что нельзя говорить долго, следует взвешивать свои слова, произносить их обдуманно, выступление должно быть предметным, нельзя бравировать независимостью Своего мышления или руководствоваться желанием угодить кому-либо и др.
1.5. Воспитательный и обучающий потенциал игры
Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы.
В интеллектуальных играх творческая задача—быстро прими решение в нестандартной ситуации.
Представим себе, что в процессе игры у детей возникают три вида целей.
Цель первая — наиболее общая — наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!» Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой.
Вторая цель—это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли.
Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, а потому всегда ставит перед личностью задачу творческую.
Мною выведены соответствующие направления педагогического руководства игровой деятельностью:
1) вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);
2) помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);
3) развивать творческие потенции ребенка в процессе игры способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!».
Глава II. Экспериментальное изучение влияния дидактической
игры на эффективность повторения знаний.
В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях, должны лежать следующие принципы:
- Актуальность дидактического материала;
- коллективность;
- соревновательность.
Исследование я проводила в три этапа. На первом этапе - Констатирующий эксперимент, выявила при помощи среза на уроке русского языка уровень подготовленности учащихся двух параллельных классов по определенной теме, качество усвоения знаний учащимися и провела анализ полученных результатов эксперимента. На втором этапе - формирующий эксперимент, повторение указанной темы в одном из классов будем проводить по стандартным методикам, а в другом - с использованием дидактической игры. На третьем этапе - контрольный эксперимент, проведем еще один контрольный срез, целью которого является сравнение полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента. Проведем анализ полученных результатов.
Констатирующий эксперимент
Цель: Выявление реального уровня качества усвоения знаний во 2-м классе.
Содержание эксперимента:
Исследование проводилось во 2-м классе.
Эксперимент проводился в форме диктанта по теме «Падежные окончания имен существительных».
«Пришла зима.
Рано утром старик вышел из избушки. За одну ночь все в природе изменилось. Низкие облака ползли над самой землей. Они чуть не цеплялись за верхушки ели. Вид был печальный. В воздухе кружилась живая сетка из мягких пушистых снежинок. Избушка показалась старику такой маленькой, точно она вросла в землю. У берега стояла лодка. Старик с собакой в лодке поехал смотреть рыболовные сети. (Д. Мамину - Сибиряку)».
Формирующий эксперимент.
Цель: Проверить воспитательное влияние дидактической игры на эффективность повторения знаний по теме "Падежные окончания имен существительных" на уроках русского языка во 2-м классе.
Содержание эксперимента:
В ходе данного эксперимента среди учащихся 2-го класса экспериментальной группы мною целенаправленно и систематически при повторении темы "Падежные окончания имен существительных" применялись дидактические игры, тогда как в контрольной группе данного класса эта работа проводилась традиционным способом, без применения игровых методик.
В экспериментальной группе на уроках русского языка я подготовила и провела следующие дидактические игры.
1. Поход в гости.
Воспитательная задача: научить правильно вести себя в гостях.
Дидактическая задача: Повторить склонения имен существительных
Игровая задача: Посетить все падежи.
Содержание игры: Я представила учащимся дом, в котором живут падежи. "Вот домик, в котором живут падежи. Своди слово (стол (окно, доска) в гости ко всем падежам". Кто правильно определить падежные окончания данных слов, тот будет считаться самым желанным и интересным в общении гостем.
Материалы: Дом нарисован на картоне либо на куске ватмана следующим образом (схема)
Им |
стол |
окно |
доска |
Р. |
|||
Д. |
|||
В. |
|||
Т. |
|||
П. |
2. Сбежавший медведь
Воспитательная задача: воспитание коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки.
Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.
Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого "сбежал" медведь.
Содержание игры: "Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово "медведь" в предложения, заменяя окончания по вопросам".
Материалы: "Не каждому охотнику довелось повстречать, (кого?) ... . Близко подходить (к кому?) к ... опасно. Я видел (кого?) ... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за ... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о …»
3. Бал
Воспитательная задача: воспитание любви к родной природе, трудолюбие, взаимопомощи.
Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания.
Игровая задача: Помоги предложениям попасть на Бал.
Содержание игры: В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его спряжение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?
Материалы: На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.
4. Играя, обучаем и воспитываем
«Загадки леса» (познавательная игра для младших школьников)
Цель игры: воспитание любви к окружающей нас природе, бережное отношение к дарам леса.
Игру можно проводить на экскурсиях и прогулках, во время отдыха на поляне в лесу.
Дети сидят полукругом на поляне. Ведущий раскладывает карточки с изображением растений и начинает загадывать загадки. Тот, кто правильно отгадает загадку, покажет растение на карточке, а затем найдет на поляне, получит награду — лепесток.
1. Стоит столб до небес,
а на нем — шатер-навес,
красной меди столб точеный,
а навес сквозной, зеленый.
(Сосна.)
2. Что же это за девица,
не швея, не мастерица,
ничего сама не шьет,
а в иголках круглый год.
(Ель.)
3. Не сосна я и не елка,
только осень на порог –
скину с веток все иголки,
до единой, точно в срок.
(Лиственница.)
4. На лугах и лесных опушках часто встречается растение, у которого каждый лист разрезан на мелкие дольки, и каждая долька имеет ажурные края. Этим лекарственным растением лечат раны, останавливают кровотечения.
(Тысячелистник.)
5. Носит этот мальчик желтый сарафанчик,
подрастет, нарядится в беленькое платьице,
пышное, воздушное, ветерку послушное.
Он заметный, золотой, постарел и стал седой.
А как только поседел — вместе с ветром улетел.
(Одуванчик.)
6. А
вот это лекарственное
растение можно
встретить
везде: в поле,
в саду, в лесу,
вдоль дорог.
Цветы его помогают
от многих болезней.
И есть
про него
загадка:
Растут в поле сестрички,
Желтый глазок, белые реснички.
(Ромашка.)
7. Русская красавица стоит на поляне,
в зеленой кофточке, в белом сарафане.
(Березка.)
8. На припеке у пеньков
много тонких стебельков,
каждый тонкий стебелек держит алый огонек.
Разгибаем стебельки, собираем огоньки.
(Земляника.)
9. На кусточки, под листочки
кто-то бусы бросил.
Вся поляна — в черных точках
у зеленых сосен.
Под листом, на каждой ветке,
сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
руки вымажет и рот.
(Черника.)
10. Ягоды — не сладость,
зато глазу — радость,
и лесам — украшение,
и дроздам угощение.
(Рябина.)
Выполнить задание: поставить слова-отгадки в Р.п., Д.п., Т.п. и определить окончания.
Им |
сосна, ель, лиственница, тысячелистник, одуванчик, ромашка, береза, земляника, черника, рябина |
Р. |
|
Д. |
|
П. |
К концу игры у многих детей получается букет разноцветных лепестков, полученных за правильные ответы.
Трое детей, набравших наибольшее количество лепестков, получают звание «Лучшего Знатока Природы» и награждаются призами.
«Путешествие по лесу» (Игра-соревнование)
Цель игры: воспитание коллективизма, отзывчивости, ловкости, гибкости.
Игра расширяет и обобщает базовые знания детей о растениях и животных леса. Позволяет вырабатывать у детей физические качества, дает навыки преодоления препятствий, встречающихся в лесу.
Игра командная.
Две и более команд-участниц.
Состав команды 6—8 человек.
Возрастная категория: школьники начальных классов.
Место проведения: территория лагеря, турбаза, ровная открытая поляна в лесу, стадион и т.п.
Ход игры.
Ведущий предлагает детям совершить путешествие алее по лесной тропинке.
Дорогу будут указывать растения и животные. А узнать их помогут загадки и вопросы, которые помещены в конверты.
После того, как команды отгадают загадки и ответят на вопросы, они выходят на маршрут, где им повстречаются различные препятствия.
Время финиша каждой команды засчитывается по последнему участнику игры.
Первое испытание: «Лесной бурелом».
Вопросы:
Какие насекомые относятся к группе так называемых общественных, живущих семьями? (Пчелы, осы, муравьи.)
Почему муравья можно считать силачом? (Он тащит груз в 111 раз больше своего веса.)
Ответив на все вопросы, команды подходят по тропе к «лесному бурелому».
Имитация преодоления буреломного участка леса создается поперечными веревками, расположенными в пределах шага друг от друга, длиной 5 м и приподнятых над землей на 25 см. Команды по очереди должны преодолеть этот участок тропы. Перешагнуть нужно через все веревки, не потеряв равновесия. Если участник падает, ему нужно вернуться на исходную позицию этого участка тропы.
Задание: определите число отгаданных существительных и выделите окончания.
Второе испытание: «Переправа через «болото».
Загадки:
1. Клюв крючком,
глаза пятачком,
ушастая голова,
это...
(Сова.)
2. В деревне есть такие часы —
не мертвые, а живые,
ходят без завода,
они птичьего рода.
(Петух.)
Задание: заполните таблицу.
Им |
сова |
петух |
Р. |
||
Д. |
||
П. |
Команды проходят дальше по тропе. Ведущий знакомит с условиями следующего испытания.
У каждого участника по две дощечки (листы бумаги) размером чуть больше ступни подошвы обуви. Ребята кладут перед собой на землю одну дощечку, встают на нее одной ногой и, стоя на ней, кладут вторую дощечку по направлению к финишу. Встав на нее другой ногой, первую дощечку поднимают, перекладывают вперед, делают следующий шаг.
Задача у всех одна — заступить обеими ногами за линию финиша, как можно быстрее.
Правила:
1. Балансируя на одной ноге при перекладывании дощечки, нельзя второй ногой или рукой касаться «болота» — земли.
2. Запрещается перемещать дощечки по «болоту» скольжением. Каждую дощечку нужно брать рукой и переносить на новое место по воздуху.
Третье испытание: «Вода из ведра».
Загадки:
1. Меж клюквы и морошки.
Жилец лесных болот,
На кочке мох без ножки.
Куда ни глянь растет.
Он снизу седоватый,
Повыше — зеленей.
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей.
(Сфагнум.)
2. Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо птицы.)
Теперь командам надо отдохнуть, подкрепиться, приготовить себе чай и испечь картошку. Ведущий знакомит с условиями следующего испытания.
Для соревнования используются ведра с водой. Каждый член команды должен по очереди перенести кружкой воду из ведра в котелок. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит котелок до установленной отметки.
Правила:
1. Запрещается передача кружек с водой по цепочке. Каждый член команды должен свою кружку с водой донести до котелка сам.
2. Запрещается толкать противника, выбивать у него из рук кружку с водой.
Четвертое испытание: «Картошка».
Вопросы:
Где у рыбы главный орган осязания? (В коже.)
Может ли рыба умереть от слишком сильного звука? (Может, т.к. сильный звук губит рыбу.)
После того, как команды разожгут костер, они кипятят чай и пекут картошку.
Чтобы не обжечь руки, двумя палочками нужно вытащить картошку из костра и постараться удержать ее при прохождении дистанции, длина которой 10 метров.
Пятое испытание. «Пострадавший».
Загадка:
Это кто же лентой черной
К ручейку скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко,
А на маленькой головке
Пятна желтые видны.
(Уж.)
Задание: просклонять существительное.
Им |
уж |
Р. |
|
Д. |
|
В. |
|
Т. |
|
П. |
Вопрос: Существует ли черепаха без панциря? (Уссурийская мягкотелая черепаха.)
По условиям соревнования, два участника каждой команды поранили ногу и не могут идти. Необходимо доставить их «в больницу». Для этого двое членов каждой команды скрещивают руки и на образовавшийся «стул» усаживают пострадавшего, чтобы он мог держаться за плечи или шеи тех, кто его несет.
Длина дистанции — 10 метров.
Шестое испытание: «Самый быстрый».
Вопросы:
1. К названию какой европейской реки нужно прибавить в начале одну букву, чтобы получилась птица? (Иволга.)
2. Какая птица не может сесть ни на землю, ни на воду, ни на ветку? (Стриж.)
Загадка:
Спереди шильце,
Сзади вильце,
На груди белое полотенце.
(Ласточка.)
Задание: изменить по падежам.
Им |
иволга, ласточка, стриж |
Р. |
|
Д. |
|
П. |
Следующие испытания показывают, кто самый сильный и ловкий. Члены команд бегут наперегонки, удерживая на голове мешок с опилками или песком. Дистанция — 10 метров.
Седьмое испытание: «Мяч».
Загадки:
1. Плод у травки — сложный,
Да притом и ложный,
А то, что в нем ложное —
Вкуснее, чем пирожное.
(Земляника.)
2. Ни дровосек, ни плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел.)
Задание: просклонять существительное.
Им |
земляника |
дятел |
Р. |
||
Д. |
||
В. |
||
Т. |
||
П. |
Участники команд зажимают коленями мяч. Необходимо прыгать, отталкиваясь обеими ногами. Дистанция 10 метров.
Подведение итогов игры
Каждое испытание оценивается по 4-балльной системе.
Баллы начисляются за:
1. Правильность ответов на загадки и вопросы.
2. Правильность выполнения заданий.
3. Быстроту отгадывания.
4. Прохождение маршрута без ошибок.
5. Взаимопомощь и взаимопонимание членов команд.
Снимаются баллы за:
1. Подсказку.
2. Грубое поведение членов команд.
3. Ошибки при прохождении маршрута.
Награждение команд
Команда, занявшая I место, награждается призами.
Команда, занявшая II место, награждается поощрительными призами.
Творческие поручения, выполняемые учащимися экспериментальной группы
Знайки — друзья книги. Самые любознательные, читающие, эрудированные жители города. Знакомят товарищей с интересными книгами, новинками детской литературы, собирают, хранят и используют библиотечку своего класса, устраивают книжные выставки, держат связь со школьной библиотекой, готовят выпуски «Почемучек», «Это интересно», оформляют «Уголок любознательных», заботятся о сохранности учебников, организуют «книжную больничку», помогают одноклассникам хорошо учиться, организуют работу консультантов по предметам и т.п.
Пилюльки — друзья чистоты и порядка. Заботятся о чистоте, порядке и уюте в своем классном и гимназическом доме; заботятся о своем внешнем виде и внешнем виде своих товарищей, проводят профилактическую работу против простудных заболеваний, учатся оказывать первую медицинскую помощь; обеспечивают комфорт и выполнение режима дня.
Синеглазки и Кнопочки — друзья досуга и интересного отдыха. Находят или придумывают подвижные игры, организуют их на переменах, помогают создать игротеку класса, проводят интересные конкурсы, готовят поздравления с днем рождения, помогают учителю готовить интересные праздники и увлекательные дела.
Гусли, Цветики и Тюбики — друзья творческих дел. Организуют хобби-центр, помогают организовать эстафету увлечений, участвуют в организации персональных выставок, вернисажей, концертов своих одноклассников, выпускают сборники стихотворений классных поэтов, организуют посещения вечеров, в которых участвуют товарищи по классу.
Медуницы — друзья природы. Заботятся о природе, ухаживают за цветами в классе, ведут календарь природы, первыми участвуют в операциях по заботе о природе.
Шпунтики и Винтики — друзья труда. Заботятся о том, чтобы в классе было уютно, обеспечивают порядок в хозяйстве класса, оказывают помощь в ремонте ученических парт и стульев, создают комфортные условия для учебы и перемен, организуют мастерские по изготовлению своими руками подарков для родных и друзей.
Торопыжки — друзья спорта. Придумывают комплексы упражнений, по поручению учителя проводят физкультминутки, ведут рекламу здорового образа жизни, помогают проводить спортивные игры, эстафеты, праздники.
Контрольный эксперимент.
Цель: Сравнить результаты среза с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента.
Содержание эксперимента:
Контрольный срез проводился в форме диктанта по теме «Падежные окончания имен существительных»:
«Елка
Вечером большую пушистую елку внесли в комнату. В комнате хорошо запахло смолой. Мама внесла коробки с игрушками. На верхушке елки заблестела большая красная звезда. Красиво закачались бусы, хлопушки, звездочки, флажки. На каждой веточке висели блестящие нити дождя. В школе у нас тоже будет елка. На уроках труда мы делали игрушки для елки. Шили костюмы и маски для выступления на школьном празднике елки».
Результаты экспериментов, их анализ.
Класс/отметка |
2 класс (до эксперимента) |
2 класс (после эксперимента) |
Количество учащихся | 15 | 15 |
Получили отметку 5 | 4 | 5 |
Получили отметку 4 | 4 | 7 |
Получили отметку 3 | 7 | 3 |
Получили отметку 2 | 0 | 0 |
Средний балл | 3,8 | 4,1 |
Форма и требования к проведению контрольного среза совпадают с указанными для констатирующего эксперимента.
Результаты констатирующего эксперимента во 2-м классе
Вывод.
В ходе проведения эксперимента было установлено:
- В выбранных классах качество усвоения темы "Падежные окончания имен существительных" находится приблизительно на одном уровне;
- Средняя оценка по проведенному срезу в обоих классах близка к 3,6 баллов;
- Разброс подготовленности учащихся вокруг средней (дисперсия) достаточно велик и приблизительно одинаков в обоих классах.
Результаты контрольного эксперимента во 2 –ом классе
Я пришла к выводу, что усвоенные во время игры знания намного лучше усвоили учащиеся экспериментальной группы, чем их ровесники, обучение которых проводилось по стандартным методикам.
Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.
В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть «рабочее усилие и усилие мысли», а «дидактическая игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».
Заключение
Основываясь на проведенных исследованиях и разработав систему игр для актуализации этапа повторения знаний на уроках русского языка в 3-х классах, я провела опытно-экспериментальное исследование, с целью выявления эффективности применения указанных выше методик. Результаты и выводы опытно-экспериментального исследования приведены во второй главе данной работы. Они неоднозначно указывают на то, что применение дидактических игр на этапе повторения знаний не только обосновано, но и необходимо с целью стимулирования познавательного интереса младших школьников к изучаемой теме, и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости.
Методики, использованные мною на практике, хорошо зарекомендовали себя даже при кратковременном применении (порядка 2-х недель). Есть основание полагать, что при постоянном их использовании на этапе повторения знаний, и в учебно-воспитательном процессе вообще, эти методики будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к изучаемой теме и учебному процессу в целом.
Я рекомендую использовать дидактические игры учителям начальных классов общеобразовательных школ.
Также рекомендую литературу, использованную мною при проведении данной работы и указанную в списке литературы.
Список литературы
Дубровина И.В. и др. «Психология».- М., Академия, 2001.
Зак А.З. «Различия в мыслительной деятельности младших школьников». Воронеж, 2000.
Запорожец А.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. М., 1988.
Котова И.Б. «Психология». Феникс, 2003.
Кузин В. «Психология». Агар. 2000.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1992.
Локалова Н.П. «Как помочь слабоуспевающему школьнику». – М., «Ось - 89», 2001.
Маклаков А.Г. «Общая психология». Питер, 2002.
Манулейко З.В. Изменение моторики ребенка в зависимости от условий и мотивов. М., 1989.
Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1990
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1992.
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1999г.
Мухина B.C. «Возрастная психология». - М., 2000.
Немов Р.С. «Психология». – М., Владос, 2001.
Немов Р.С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
ОвчароваР.В. «Практическая психология». ТЦ, «Сфера», 1996.
Останина Е.Е. «Обучение школьников классификация» //Начальная школа, №4, 2000.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996.
Полянцева О.И. «Психология». Р/Д., Феникс, 2003.
Попова Н.В. «Психология растущего человека». – М., Творческий центр, 2002.
Столяренко Л.Д. «Основы психологии». – М., 1999.
Столяренко Л.Д. «Психология». Р/Д., Феникс, 2003.
Хейзинка И. Человек играющий. М., 1992.
Шмаков С.А. Ее величество игра. М., 1992.
Штерн В. Психология раннего детства. М., 1993.
Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1989.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение,1991.
Эльконин Д.В. Психология игры. М., 1998.
Приложение 1.
Анкета для учителей.
1. Используете ли вы игры в педагогическом процессе?
2. Какие формы игры вы считаете наиболее успешными в учебном процессе?
3. В каких случаях вы используете игру?
4. На каких этапах урока предпочтительнее на ваш взгляд использовать игру или ее элементы?
5. Какую цель вы чаще всего преследуете, используя дидактическую игру?
6. Считаете ли вы целесообразным использовать игру на уроке?
7. Каких результатов чаще всего вы хотите добиться и удается ли вам это сделать?
8. Любят ли дети игру на уроках?
9. Выполняют ли дети все правила игры?
10. В каких случаях не нужно применять игры?
11. Какие психологические качества ребенка развивает игра?
12. Целесообразно ли использовать игру для развития качеств личности учащегося.
Приложение 2
Анкета для учащихся!
1. Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроке игру?
2. Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке?
3. Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую, парную?
4. На каких уроках тебе нравится играть (перечисли)?
5. Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему?
6. Зависит ли твое желание от учителя, использующего игры?
7. Что тебе больше всего нравится в игре?