Антинаркотические профилактические мероприятия проводятся среди несовершеннолетних в различных контекстах: на школьных уроках, в массовых акциях на стадионе, в телевизионных марафонах, рекламных изданиях, публикациях широкой печати и в виде листовок и буклетов, а также на встречах с волонтерами движения "равный — равному" и т.п. Однако эффективность подобного воздействия ограничивается тем, что его объектом часто выступают неоднородные по своим установкам и восприимчивости коллективы подростков. Специалисты, работающие с молодежью, указывают на необходимость дифференцировать профилактическое воздействие, сочетая при этом массовый охват с индивидуальным подходом. Очевидно, что это возможно только в условиях весьма тесного взаимодействия превентологов со своими подопечными. Понятно также, что наиболее успешными проводниками идеи здорового и гармоничного развития детей, предупреждающего их обращение к психоактивным веществам (ПАВ), могут и должны быть их родители. Однако, как показывают исследования, не каждая семья в современных условиях по разным причинам готова участвовать в подобной работе.
Наши исследования выявили, что алкоголизация и наркотизация несовершеннолетних носит вначале симптоматический характер, не является результатом рационального решения или продуктом негативного воздействия отдельного изолированного фактора среды или личности. Как правило, подросток с трудом или стереотипно объясняет причины первой пробы или экспериментов, не осознает истинных мотивов своих действий. Эти наблюдения подсказали нам, что необходимо обратиться к изучению процессов социализации подростка и проследить роль его ближайшего окружения в формировании предпосылок к употреблению различных ПАВ.
На наш взгляд, пора обратить внимание не столько на группы риска, сколько на нормальные семьи, из которых состоит преобладающее большинство населения. В социологии и психологии, в педагогике и наркологии накоплен значительный опыт вооружения семьи арсеналом адекватных мер предупреждения злоупотребления ПАВ и противодействия ему. Немаловажным является и то обстоятельство, что родители учащихся подростков, во-первых, — организованный контингент, а во-вторых, обладают высокой степенью мотивации к участию в профилактике подростковых девиаций.
Однако участие современной российской семьи в антинаркотической профилактике носит проблемный характер. Можно отметить ряд негативных моментов, которые ослабляют усилия семьи в этом направлении или даже создают объективные предпосылки к алкоголизации или наркотизации несовершеннолетних. И дело даже не в дурных примерах злоупотребления. Речь идет о бездействии или действиях неадекватных, порой ошибочных. Чем старше ребенок, тем беспомощнее чувствуют себя родители. Они не верят в свою способность эффективно воздействовать на ребенка, найти убедительные аргументы в пользу отказа от одурманивания табаком, алкоголем или наркотиками, кроме одного — сохранение здоровья. Наш опрос несовершеннолетних показал, что и подростки считают поучения родителей уместными лишь для детского периода, а для старших возрастов, по их мнению, самым важным средством в профилактике зависимости от ПАВ является заинтересованное участие взрослых, диалог между родителями и детьми на равных.
К сожалению, не всегда родители успевают изменяться вместе с подростком, перестраивать свои отношения с ним, свою родительскую воспитательную стратегию. Взрослые практикуют по большей части контроль за учебой и кругом общения, а также стремятся обеспечить его максимальную занятость в соответствии с собственными представлениями о том, что "пригодится в будущем". До IX класса "благополучным" семьям удается передать своих детей в свободное время под ответственность тренеров, музыкантов, художников и т.д. А дальше они усиливают давление на детей в направлении их профессионального самоопределения и связанного с будущей работой (учебой) успеха. В свободное время значительная часть старшеклассников обречена продолжать учебу: посещать кружки иностранных языков, подготовительные курсы в институт и заниматься в классах, сотрудничающих с вузами по определенной программе. Примерно в половине случаев родителям не удается достичь своих целей. Те из "благополучных", кто не выдерживает такой нагрузки, уже на этом этапе отдаляются от семьи и проходят социализацию в кругу сверстников при ослабленном влиянии родителей.
Неумение детей себя занять соответственно своим желаниям и потребностям, испытываемое ими внутреннее напряжение, дискомфорт, неосознанные негативные эмоциональные состояния, депривация, фрустрация, дефицит удовольствий и положительных эмоций, возникающее желание забыться, "отключиться" от трудноразрешимых проблем нередко служат содержанием того душевного состояния, которое маскируется скукой и может служить толчком к началу употребления ПАВ. Родителям необходимо знать, как учитывать эти обстоятельства с целью своевременного, опережающего развития адаптивных возможностей ребенка и снижения риска его обращения к психоактивным веществам.
Общепринятая родительская стратегия "загрузить" подростка образовательными занятиями оказывается для половины подростков безуспешной. Эти ученики отлынивают от учебы в любом виде и предпочитают "тусоваться" подальше от родительских глаз. Для профилактики обращения к наркотикам имеет значение то, как родители стремятся реализовать свою ответственность за ребенка путем установления всеобъемлющего контроля за ним. Похоже, что для "хороших родителей" достаточно знать о том, где и с кем проводит свое время их ребенок, быть в курсе внешних событий его жизни. Они считают необходимым бороться с бездельем и незанятостью детей как с издержками, последствиями слабого родительского контроля. Они часто сетуют на "излишки" свободного времени у детей, которое те могут расходовать по своему усмотрению. На самом деле проблема не в излишней свободе детей, а в их неумении пользоваться своими возможностями. В настоящее время основные надежды на эффективную профилактику девиантного поведения связывают не с ограничениями, запретами и наказаниями, а с формированием у подрастающего поколения навыков разумного самостоятельного выбора, механизмов активного саморегулирования, расширения диапазона путей и средств самореализации.
Таким образом, внутрисемейные отношения могут подталкивать подростка к переносу своей жизненной активности во внесемейные сферы и лишать его возможностей использовать потенциал семьи в процессе взросления. Кроме того, самоустранение семьи в вопросах профилактики наркологических заболеваний и делегирование антинаркотического воспитания специалистам лишает этот процесс глубины, индивидуализации, что снижает его эффективность. Как бы это ни казалось удивительным, можно сказать, что даже "благополучная" семья, осознающая свою ответственность за социализацию ребенка, может способствовать поиску подростком одурманивающих веществ (алкоголь, наркотики, пиво и т.д.), если она недооценивает трудности подросткового возраста, не поддерживает потребность ребенка в самоидентификации. В тревожных ситуациях, когда родители получают сигнал о неблагополучии или сами заподозрили неладное, они обычно усиливают контроль, ужесточают "борьбу". Тогда как правильнее было бы задуматься о причинах, о своих ошибках и попробовать изменить привычное взаимодействие, поощрить самостоятельность детей, уделить больше внимания развитию у них навыков самоконтроля, совместно обсудить трудности и возможные пути их преодоления.
Родители признают необходимость проведения массовой антинаркотической профилактики, но понимают ее в значительной мере только как просвещение детей относительно негативных последствий злоупотребления наркотиками. Основную роль в организации просвещения они отводят школе. Таким образом, школа получает "мандат" на антинаркотическую профилактику, и многое теперь зависит от того, насколько она готова к такой работе.
Существует также противоположная тенденция: семья рассчитывает в первую очередь на собственные силы. В ситуации предположительной пробы ребенком (или его близким другом) наркотика "нормальная" мать считает для себя обязательным вмешаться, предварительно посмотрев литературу о наркомании. По аналогии можно сравнить это со случаем, когда у ребенка кашель, а мать берется лечить его от туберкулеза по книжкам. Это довольно типичная российская ситуация, имеющая корни во взаимоотношениях индивида и государства, осложненная спецификой наркологической службы, которая, во-первых, ориентирована преимущественно на взрослых, во-вторых, занимается лечением уже больных. Отсутствуют консультации по вопросам профилактики зависимостей у подростков. В последнее время появились в продаже полоски "тестов на наркотики" для определения содержания наркотических веществ в моче. Это, возможно, хороший способ выявления, обнаружения, доказательства. Вероятно, тесты более уместны в семье, чем в школе. Но было бы неверно обучать родителей таким средствам почти милицейского контроля вместо обучения педагогике сотрудничества и взаимопонимания. Более того, пропаганда такого семейного тестирования может привести к результатам, обратным ожидаемым, поскольку унижает подростка, лишает его отношения с родителями доверительности, отдаляет его от родителей, стимулирует у него протестные реакции.
Усиление сотрудничества семьи со специалистами в различных областях социализации может помочь ей преодолеть свой страх и неумение общаться с подростками, наладить взаимодействие между поколениями, понять и вовремя исправить свои ошибочные стратегии антинаркотической профилактики.
Изложенное выше позволяет констатировать, что обычная "нормальная" семья нуждается в укреплении внутрисемейных отношений, которые являются необходимым условием для выполнения ею своих задач по подготовке ребенка к интеграции во взрослое общество. Развитие ребенка опирается в значительной мере на семейные ресурсы, и именно семья должна обеспечить защиту подростка от негативных внешних влияний. Защита обеспечивается прежде всего хорошим микроклиматом в семье. Сплоченность семьи, ее крепкие внутренние связи и привязанности формируются и укрепляются постоянным и устойчивым семейным руководством со стороны родителей [1; 2; 3]. Ссоры предупреждаются, а конфликты ослабляются, когда во взаимоотношениях родителей и детей последовательно реализуются три основных принципа семейного воспитания:
- ребенку обеспечивается возможность пользоваться любовью и поддержкой родителей;
- ребенка обучают навыкам конструктивного участия в семейной жизни: взаимодействию и взаимопомощи, самостоятельности и ответственности;
- родители используют меры поощрения и наказания за соблюдение или нарушение семейных порядков (правил) и установок.
Многие специалисты утверждают, что важнейшей задачей родителей является формирование и укрепление чувства защищенности. Однако не все семьи оказываются полезными для детей в этом отношении. Вероятно, потому, что они находятся под грузом своих "взрослых проблем". При этом большинство внутренних семейных трудностей не осознаются членами семьи и потому остаются нерешенными. Из повседневных совместно переживаемых событий плетется ткань семейной жизни. Если этого нет, возникает нравственная пустота, скука и депрессия у подростка, неудовлетворенность семьей и собой у взрослых. Причиной этого во многих случаях является противоречивое отношение родителей к подростковому "статусу" ребенка: с одной стороны, его освобождают от посильных домашних обязанностей, семейных забот, с другой — не включают в свой мир взрослых забот и устремлений, ожидая, что он сам должен определиться, чем заниматься и как с собой обращаться. При этом родители забывают о том, что это сфера социального обучения, в которой взрослые вольно или невольно выступают образцами для подражания, учителями [4; 5].
На основании психологического обследования 436 испытуемых в возрасте 12—17 лет и 45 диад мать—подросток 12—13 лет А.С. Спиваковская приходит к тревожным выводам: в старшем подростковом возрасте обнаружено снижение позитивного интереса родителей к подростку, что приводит к переживанию ребенком дефицита любви, тепла, заботы. Недостаточность эмоционального взаимодействия оказывается главной причиной неудовлетворенности подростков отношениями в семье и семьей в целом. Это приводит к поиску подростками иных средств восстановления необходимого баланса автономии и эмоциональной защищенности [4].
По данным С.С. Малявиной [6], среди обследованных родителей в 20,8% случаев отмечалось выраженное отвержение своих детей; в 12,5% — низкий уровень социально желательного отношения к детям; в 22,2% случаев между родителями и детьми отсутствовала тесная межличностная связь; в 9,7% случаев родители не испытывали потребности контролировать поведение своих детей. Обследование 586 детей 9—13 лет с агрессивным поведением показало, что их родители часто используют такие воспитательные средства, как физические наказания (6%), оскорбления, грубость, ругань (35%), лишение развлечений (18%), запрещение прогулок (24%). 40% из числа обследованных школьников не имели доверительных отношений с родителями, 23% не были уверены в любви к ним родителей [4].
Психологические исследования выявили среди школьников группу с высоким уровнем деструктивной активности. На неудачи они не реагируют эмоционально адекватно; ориентированы на действия, а не размышления; мотивация к обучению у них носит внешний характер, именно эта категория подростков в школу приходит "общаться".
На наш взгляд, эти характеристики описывают немалую часть современных школьников, для которых учеба в школе не стала социализирующим фактором потому, что им не переданы социальные ценности и ориентиры, их субъектные характеристики не связаны со школой. Этот факт проявляет особенное значение семьи в развитии ребенка. Он позволяет выделить направления коррекционной деятельности с ребенком и родителями: работа с эмоциями, самооценкой, мотивация самоопределения, развитие коммуникативных навыков.
Некоторые исследователи указывают, что девиантное поведение детей и подростков — это способ обратить на себя внимание родителей, к которому часто прибегают жертвы плохого обращения. Получается порочный круг: родители не уделяют ребенку достаточного внимания и обращаются с ним грубо — он "привлекает их внимание" непослушанием или другими нарушениями — они его наказывают — круг замыкается.
Необходимо изменить ситуацию. В настоящее время только школа работает с родителями в массовом порядке. При этом учителя также фиксируют снижение интереса родителей к учебе ребенка, незаинтересованность в контактах с учителями. Вместе с тем, именно школа обучает родительским обязанностям, связанным с учебой ребенка. Однако это обучение взрослых окрашено властными отношениями. Из этого источника подпитывается формально-директивный стиль материнского воспитания. Авторитарные родители растят инфантильного, неуверенного в себе ребенка. При этом учительская поддержка авторитарности прежде всего адресована тем родителям, которые заинтересованы в своем ребенке и чаще других ходят в школу. По данным Д.А. Подольского [6], поощрение родителями активности и самостоятельности подростка положительно коррелирует с более критичным его отношением к себе. Подростки, которых часто наказывают, наоборот, склонны идеализировать себя. Жалобы учителя на недостатки или неуспеваемость влекут за собой "санкции", а сравнение с другими родителями на собрании вызывает эмоциональные реакции, которые в домашней обстановке транслируются неадекватно.
В педагогической установке учителя преобладает когнитивный компонент.
Учитель не может учитывать индивидуальные особенности ребенка, не ориентирует на это родителей, и данный аспект остается "за скобками" родительского внимания. Не отдавая себе в этом отчета, родители транслируют подобный унифицированный подход с позиций возрастной нормы и требований учебной программы — без коррекций, как хорошие ученики — в семейном воспитании. Родители транслируют знания, получаемые на родительских собраниях, в той же форме нормы-требования, стандарта. Им недостает обращения к мотивации, убеждению, вовлечению ребенка в освоение каких-то явлений.
Может быть, учителя в школе — наиболее квалифицированные родители? Может быть, именно их надо привлекать к обучению семьи эффективному родительству? Это не так. Сравнительное исследование родительской воспитательной тактики у педагогов и родителей без педагогической подготовки выявило особое содержание "родительских" установок к собственному ребенку у учителей [6]. Они оказались более ориентированы на диктат, более авторитарны по отношению к своим детям, чем к ученикам. Сравнительный анализ "родительских" и "педагогических" установок показал наличие концептуального различия. В "родительской" установке на обращение с ребенком преобладает эмоциональный компонент, а в "учительской" — когнитивный. Таким образом, подтверждается известное мнение, что содержание педагогической деятельности способствует формированию у самих педагогов таких качеств, как морализирование, дидактизм, заорганизованность, полярность мышления, нетерпимость к возражениям и т.п. Учитывая количество учителей в стране, их довольно активное взаимодействие с родителями "трудных" учеников, а также то, что дома они личностно не меняются, можно представить себе "объемы" авторитарного воздействия на детей.
Итак, в настоящее время учителя на родительском собрании не могут оказать должной поддержки семье, не укрепляют взаимоотношения между родителями и детьми. Более того, они подталкивают родителей к такому стилю общения, который в дальнейшем может послужить предпосылкой обращения подростка к ПАВ. Это, конечно, не значит, что задачи, связанные с разработкой программ укрепления семейных взаимоотношений как основы антинаркотической профилактики, развития системы обучения эффективной коммуникации взрослых с детьми и детей со взрослыми, а также обеспечения российских семей системой поддержки в трудных ситуациях должны решаться без педагогов. Из приведенных данных можно сделать вывод, что помощь семье целесообразно поручать командам, состоящим из разных специалистов (психологов, педиатров, детских психологов-наркологов, педагогов, превентологов, социальных работников и др.), потому что у каждого из них имеются свои достоинства, недостатки и границы применения своих знаний.
Обратимся к отечественному опыту работы с семьей как участником профилактики употребления ПАВ подростками. Концепция профилактики, представленная в документах и методических пособиях, выпускаемых преимущественно под эгидой либо непосредственно при участии Министерства образования и науки РФ, предусматривает разнообразные способы работы с молодежью — от информационных буклетов до подготовки волонтеров из числа подростков для информирования своих ровесников по принципу "равный — равному". В предлагаемых программах действий часто присутствует блок — информирование специалистов, работающих с молодежью. Учителям, психологам и воспитателям сообщают более подробную информацию о видах наркотических средств, их воздействии на организм, вредных последствиях систематического употребления, о выявлении потребителей наркотиков и обнаружении аксессуаров, связанных с наркотической субкультурой (шприцы, жгуты, растворители и т.п.).
Поскольку мероприятия сверх школьной программы должны согласовываться с родителями, школа проводит соответствующие занятия для родителей — преимущественно в форме родительских собраний. На них, как правило, звучит информация о случаях наркотизации в шкоте или микрорайоне, часто приводится статистика по стране. Администрация отчитывается перед родителями о проводимой антинаркотической работе. В лучшем случае родители получают ту же самую информацию, что и специалисты, работающие с молодежью. В худшем — их пугают и, напоминая о родительском долге, просят "побеседовать" со своим ребенком на тему наркомании [7; 8]. Такое просвещение родителей и специалистов не дает ответа на важные вопросы: что делать лично слушателю и как разговаривать с ребенком на эту тему?
В весьма емком обзоре отечественных профилактических программ и анализе их характерных ошибок В.А.Родионов отмечает, что вовлечение родителей в профилактическую деятельность продиктовано обычно желанием авторов усилить эффективность работы с подростками. В обширном обзоре не названа ни одна программа работы с родителями, хотя среди критериев эффективности профилактических программ В.А.Родионов указывает "развитие социальной среды: включение модулей для родителей, учителей, воспитателей, соответствующих тематике подростковых программ, чтобы инициировать внутрисемейное обсуждение и выработку четкой внутрисемейной политики..." [9, с. 42]. На этом обсуждение проблем, связанных с привлечением семьи к участию в антинаркотической профилактике, заканчивается. В профилактические программы для детей иногда встраивается семейный блок, но семья никогда не рассматривается как полноправный участник; в лучшем случае она — лишь объект информации, в худшем — повышенной ответственности.
Характерно, что существующее региональное законодательство закрепляет это положение. Например, в законе Московской области "О профилактике наркомании и токсикомании на территории Московской области" (2004) семьи несовершеннолетних упоминаются только в разделе, посвященном социальной защите населения; при этом речь идет о семьях, находящихся в социально опасном положении. Собственно профилактикой (пропагандой здорового образа жизни, выявлением и учетом потребителей, организацией занятости и культурного досуга молодежи и т.д.) должны заниматься все ведомства социального блока. В более позднем законе "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве" (2006) сказано, что родители должны осуществлять "антинаркотическое обучение и воспитание в семье", при этом они обязаны "принимать меры, исключающие незаконное потребление несовершеннолетними наркотических средств, психотропных веществ" и "принимать меры для осуществления в установленном порядке медицинского освидетельствования и лечения несовершеннолетних, больных наркоманией". Однако законом не предусмотрено никакой помощи и поддержки родителям в этих вопросах.
В сборнике программ Минобрнауки России "Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетних в общеобразовательной среде" (2003) выделена глава "Программы профилактической работы с семьями несовершеннолетних". Она включает три авторские разработки, которые ранее уже были опубликованы, и есть опыт их внедрения. В первой (авторы Т.Б. Гречаная, Л. Макдональд, В.В. Барцалкина и др.) изложены результаты адаптации американской программы "Семья и школа вместе" к российским условиям и предварительные итоги апробации. Целью программы является содействие тому, чтобы ребенок был успешен в основных сферах своей социализации — в школе, дома и вне дома. Одна из задач программы — усиление сплоченности семьи как защитного фактора в профилактике химических зависимостей. Программа может использоваться для профилактической работы как со всеми школьниками, так и с детьми группы риска. Она рассчитана на работу с целым классом начальной школы в форме семейных занятий один раз в неделю.
Одно из восьми занятий посвящено специальной теме — профилактике злоупотребления ПАВ. Оно включает короткую презентацию специалиста и дальнейшее обсуждение темы, структурированное с помощью вопросов. В помощь родителям раздаются материалы и адреса консультаций и лечебных центров. В детскую часть занятия рекомендуется включать упражнения на повышение самооценки. Семьям предлагалось посмотреть слайды комиксов по проблеме. На этом занятии стимулировалось активное участие детей и взрослых в дискуссии, что позволяло снять запрет с обсуждаемой темы и помогало родителям открыто говорить с детьми о вредных последствиях употребления ПАВ, о возможностях устроить веселый праздник без алкоголя, о необходимости обращаться к специалистам при возникновении проблем в семье и т.д.
В программе согласились участвовать 17 семей из первых классов, закончили программу 11 семей. По отзывам родителей, в семьях произошли существенные изменения во взаимоотношениях, в поведении детей. Некоторые родители впервые узнали, что их дети испытывают чувства злости, обиды, вины. Каждой семье программа помогла лучше понять близкого человека, научила радоваться успехам другого, помогла найти друзей.
Вторая авторская программа — "Обучение жизненно важным навыкам в школе. Программа профилактики злоупотребления ПАВ (работа с родителями)" (авторы Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт, О.Б. Семина). Авторы отмечают, что в работе с родителями учителю необходимо быть готовым к преодолению специфических сложностей:
1) по сравнению с детьми взрослая аудитория, как правило, гораздо более закомплексована и инертна, а значит, труднее поддается воздействию;
2) родительская аудитория считает себя достаточно просвещенной и компетентной, чтобы принимать чужие советы относительно воспитания собственного ребенка, тем более что советы носят обобщенный характер и не учитывают специфических особенностей семей и родительской позиции в них.
План занятий с родителями включает пять тем, изложение учителем каждой из них сопровождается выполнением четырех заданий, обсуждением домашнего задания и завершается рефлексией. Темы занятий ориентированы на развитие родительской поддержки маленького ученика: как помочь ребенку стать увереннее, научиться заботиться о других, делать вместе общие дела, принимать решения и отвечать за сделанный выбор.
Третья программа — "Формирование здорового жизненного стиля. Программа психологической работы с родителями" (авторы Н.Л. Сирота, В.М. Ялтонский, О.В. Зыков и др.). Ее цель — дать родителям знания и навыки, способствующие эффективному, социально-поддерживающему и развивающему поведению в семье и во взаимодействии с детьми. В цикле семинаров восемь занятий. Родители получают знания о психологических особенностях ребенка, о семейных отношениях, осознают собственные ресурсы, анализируют свою семейную ситуацию. Часть из них обращается за помощью к специалистам для решения специфических проблем, а некоторые соглашаются пройти дополнительное обучение ("лидеры-родители"), чтобы осуществлять консультирование и поддержку других семей (16 ч семинара-тренинга).
Рекомендованные Минобрнауки программы адресованы главным образом родителям младших школьников. Они направлены на повышение профилактического потенциала родителей за счет пополнения знаний. Объемы вмешательства не позволяют говорить о формировании навыков, это скорее попытка расшатать привычные стереотипы взаимодействия детей и родителей по наиболее важным аспектам социализации, дать толчок процессам самоанализа и самоконтроля у взрослых. В то же время важно отметить, что антинаркотическая профилактика встраивается в систему мер по укреплению позиций семьи как защитного фактора, препятствующего обращению к ПАВ.
Из доступных нам отечественных программ профилактики только в работе Т.И. Петраковой [10] указывается, что родителей надо не просто вовлекать в активную профилактическую деятельность, но и научить вести диалог со своими детьми о ПАВ. Она не предлагает специальной программы, но излагает логику работы с родителями:
1) преодоление оборонительной позиции родителей, препятствующей восприятию информации о предпосылках алкоголизации и наркотизации подростка: отрицание самой возможности приобщения их ребенка к наркотикам;
2) информирование о наркологической ситуации с анализом отдельных случаев и разбором возможного поведения родителей, а также оценкой их последствий;
3) мотивирование родителей к участию в профилактике (консультирование, формирование групп самопомощи родителей);
4) "соответствующее обучение" родителей-волонтеров для участия в родительских конференциях и специальных тематических собраниях.
Автор считает необходимым обратить внимание родителей на факторы риска приобщения к употреблению ПАВ в окружающей среде (расположение торговых точек, работа правоохранительных органов, охрана учебных заведений, соблюдение правил продажи спиртных напитков, лекарств и т.п.), на необходимость осознания собственного отношения к ПАВ и критического подхода к рекламным объявлениям, песням и поговоркам, анекдотам, материалам СМИ по проблеме. Вместе с тем в программе проводится мысль, что дети в общении с родителями должны получать возможность учиться отстаивать свое мнение и понимать свои потребности. В этой связи упоминается известная игровая обучающая ситуация "упаковка рюкзака на всю жизнь", в которой участвуют взрослые и дети, члены семьи. Она может служить хорошим примером совместного проведения времени детей и взрослых, которых обычно трудно мотивировать на подобную деятельность.
В целом, изучение отечественного опыта включения семьи в программы профилактики наркозависимости свидетельствует о недооценке ее роли и недостаточном внимании к семейным ресурсам и потенциалу. Имеется настоятельная необходимость разрабатывать такие профилактические программы, в которых объектом воздействия выступают все члены семьи, как взрослые, так и дети, а содержание не сводится только к информированию о признаках регулярного употребления ПАВ и его негативных эффектах. С помощью таких программ необходимо добиваться позитивного семейного окружения, развития устойчивых эмоциональных связей и привязанностей между членами семьи, четкого осознания всеми семейных ценностей и адекватной воспитательной антинаркотической стратегии, что в совокупности может быть действенным фактором защиты от приобщения подростков к ПАВ.
Список литературы
1. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. № 4.
2. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М., 2000.
3. Крыжановсная JI.M. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации. М., 2005.
4. Спивахоесная А.С. Детско-родительские отношения. СПб., 2005.
5. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2005.
6. Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы научно-практической конференции. М., 2005.
7. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С.Шпилени. СПб., 2003.
8. Сирота Н.А., Ялтонсний В.М. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения. М., 2004.
9. Родионов В.А. II Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. № 3.
10. Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2007.