М. А. Ковальчук, А. В. Ковальчук
Современной ситуации развития российского общества соответствует крайне неблагоприятный социальный фон, который характеризуется такими тенденциями, как рост статистической кривой отклоняющегося поведения, в первую очередь молодежи, усиление интереса детей и подростков к употреблению различных психоактивных веществ, в том числе наркотического характера, рост проституции и агрессивного поведения молодых людей, проявление фактов необоснованной жестокости, вандализма, безнравственности.
Особую тревогу взрослых: педагогов, психологов, родителей, медиков, работников правоохранительных органов − вызывает «омоложение» контингента проблемных, трудных, социально дезадаптированных детей, детей, интересующихся наркотическими веществами и начинающих употреблять их.
Естественно встает вопрос: почему у несовершеннолетней молодежи формируется мотивация приобщения к употреблению различных психоактивных веществ, какие факторы обуславливают ее формирование? Что побуждает наших детей проявлять интерес к наркотикам, пробовать и употреблять наркотические вещества?
Первый фактор, на котором бы хотелось остановиться, - это влияние образцов поведения взрослых на растущего человека. Ребенок, усвоив их, воспроизводит в своей жизни. Первые представления о наркотиках у него формируются в детстве на основе наблюдения за поведением взрослых, и в первую очередь родителей. Совсем необязательно, что родители или другие взрослые, окружающие ребенка, употребляют наркотики или проявляют какой-либо интерес к ним. Оказать влияние на проявление интереса ребенка к наркотическим веществам может толерантное отношение взрослых и употребление ими табака и алкоголя. В нашем обществе присутствие алкоголя всегда и везде стало традиционным. Существует целый ряд культурных стереотипов его употребления (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Восприятие и постепенное усвоение ребенком алкогольных обычаев начинается задолго до того, как у него сформируется интерес к употреблению алкоголя, который может перейти и на другие психоактивные вещества. Последовательность перехода от употребления табака и алкоголя к наркотическим веществам выявлена практически во всех долгосрочных исследованиях употребления психоактивных веществ. Конечно, нельзя утверждать, что каждый употребляющий алкоголь или курящий станет наркоманом, но вероятность такого перехода значительно выше у данной категории, чем у тех, кто отрицательно относится к алкоголю и табакокурению.
Следующий фактор, способствующий формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических веществ у детей и подростков, - информационный. Сегодня мы живем во время так называемой «информационной революции», которая заключается в том, что каким - либо образом управлять информационными потоками, которые получает молодое поколение, практически невозможно, причем вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антинаркотическую профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. Возьмем любой из буклетов, которые раздают нашим детям во время лекций и других мероприятий, и представим себя на месте подростка: «Наркотик уничтожит твою душу и свободу», «Употребляя наркотики, ты заболеешь СПИДом» и т.д. Это только два лозунга, содержащиеся в нем. У ребенка появляется вопрос: «Почему? Почему в таких «красках» взрослые все это представляют?». Детям и подросткам зачастую характерно проявлять обратную реакцию, реакцию протеста: « Мне хотят помочь, от меня требуют (в призывной форме), чтобы я этого не делал - значит, надо попробовать». Возьмем другой буклет - здесь использована несколько иная форма: «Хочешь заболеть СПИДом -употребляй наркотики», «Хочешь потерять человеческий облик - попробуй их!». Нет, ребенок не хочет ни заболеть, ни потерять человеческий облик, но он не хочет и сиюминутно делать свой выбор: «Ты за жизнь без наркотиков или с ними?» - «Да или нет?» (сделай сейчас свой выбор - призывно звучит в буклете). Но молодежь привыкла рассуждать, думать, не принимать на веру все, что ей говорят, тем более совсем другого рода информация есть в интернете, находится на страницах многих молодежных изданий и получается от друзей. В ней не содержится призывов, в ней нет междустрочья, содержащего запрет, и мы часто забываем о том, что мнению друзей и своим собственным убеждениям дети склонны больше доверять, чем взглядам и позициям взрослых, поэтому перегруженность информацией и ее назидательный характер часто оказывают обратное действие на растущего человека, побуждая его сделать то, против чего так протестуют взрослые, для того, чтобы получить ответ на возникающие вопросы: «Почему меня так от «этого» оберегают?». Конечно, нельзя однозначно решать вопрос: информировать или нет? Давать информацию детям о наркотиках и их действии на организм человека или нет? Показывать фильмы из жизни наркоманов или нет? Бесспорно - информация нужно, но прежде чем информировать ребенка, необходимо найти тот оптимальный вариант, когда эта информация не будет фактором, способствующим формированию мотивации приобщения к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ.
Следующий фактор мы назвали индивидуально - психологическим. Каждый человек имеет сильную или слабую волю, умеет управлять или нет своими эмоциями, у кого-то сформированы умения и навыки преодолевать жизненные трудности, у кого-то они отсутствуют, поэтому можно выделить ряд признаков личност-но-характерологических свойств, которые как в отдельности, так и в совокупности могут стать побуждающим элементом, способствующим формированию мотивации приобщения к употреблению наркотиков, а именно:
- низкая толерантность к фрустрациям, то есть незакаленность в отношение жизненных трудностей, нервозность и переживания при малейших сложностях, препятствиях, неудачах и т.п.;
- наличие комплекса неполноценности, ущербности, некрасивости, особенно в сочетании с желанием признания и вхождения в группу «полноценных» и утвердившихся;
- чрезвычайное стремление к независимости, высвобождение из-под опеки старших (в том числе родителей, учителей), особенно при желании противопоставить себя нормам, правилам, порядку, обществу, закону и т.д.;
- недостаток родительской любви и заботы, особенно если в семье имеются (или были ранее) лица с алкогольной или наркотической зависимостью;
- отсутствие ответственности перед собой, неспособность быть хозяином своего слова, особенно со склонностью к лживости, обманам, нечестности;
- замкнутость, стеснительность, робость и нерешительность, чувство несамодостаточности, замаскированная тревожность, страх, боязливость;
- легкомыслие и поверхностность в общении, неспособность к глубоким чувствам и устойчивым межличностным привязанностям (в том числе при кажущейся общительности);
- недостаточная адаптивная способность мобилизовываться и делать усилия, обдумывать обстоятельства и делать выбор, шаблонность в образе жизни и подчиняемость стилю, моде, рекламе, псевдокультуре. Еще один фактор, на котором хотелось бы остановиться. Мы назвали его «социальный инфантилизм». Как показывают не только наши, но исследования различных ученых и наблюдения практиков, у многих молодых людей отмечается отсутствие или слабое развитие таких качеств, как жизненная зрелость, самостоятельность. Можно наблюдать у молодых людей несформированность жизненных целей и, в целом, отсутствие понимания смысла жизни, неразвитость коммуникативных и адаптивных умений, преобладание гедонически-потребительс-ких установок над потребностью учиться, трудиться, самосовершенствоваться. Присутствие у ребенка данных качеств, на наш взгляд, способствует формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ.
На формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических веществ существенное влияние оказывают также потребности ребенка, такие как потребность в общении со сверстниками (быть вместе со всеми, вести себя так, как ведут другие, чувствовать свою общность с другими), исследовательская потребность (узнать, «что это»? любознательность, любопытство, желание попробовать самому), потребность быть взрослым (подражание более старшим сверстникам, более сильным, более известным, особенно кумирам, лидерам.) Реализуют имеющиеся потребности дети и подростки в процессе общения и совместной деятельности со сверстниками, поэтому ребенок никогда не попробует наркотики в одиночку. Обычно это происходит в компании друзей на молодежных тусовках, дискотеках, вечеринках, в процессе коллективного отдыха.
Естественно, что рассмотренные нами факторы, способствующие как самостоятельно, так и в совокупности формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ, не исчерпывают всех возможных факторов. Мы остановились на наиболее определяющих, не затронув генетических, конституциональных, психологических, экономических факторов, в связи с тем, что коррекцию влияния рассмотренных нами факторов на формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ возможно осуществить психолого-педагогическими средствами в ходе взаимодействия различных институтов воспитания. Проблема формирования мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ у несовершеннолетней молодежи - проблема комплексная. Значительная роль в ее решении принадлежит системе образования. Любое образовательное учреждение обладает целым рядом возможностей для организации работы, связанной с коррекцией действия факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ у учащихся. Это:
- возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением;
- влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся в ходе организации воспитательной работы с ними;
- доступ к семьям школьников для анализа и контроля ситуации;
- наличие комплексной группы специалистов для организации профилактической работы: педагоги, психолог, социальный педагог, школьный врач;
- возможность организации работы по выявлению детей групп риска, склонных к наркотизации;
- возможность организации досуга детей и подростков и их занятости.
Следующий вопрос, на котором нам хотелось бы остановиться в своей статье, касается периодов, когда наиболее вероятно у молодых людей формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ. Такими являются периоды, когда ребенок переходит с одной стадии развития на другую. Первым большим критическим периодом для детей является время, когда они поступают в школу. Происходит смена ведущего вида деятельности, вынужденное сдерживание двигательной активности ребенка, он должен адаптироваться в новой группе детей. И хотя в литературе и на практике отмечены единые случаи употребления детьми младшего школьного возраста наркотических веществ, работа по коррекции действия факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ, должна осуществляться и в этом возрасте. При переходе из начальной школы в средние классы дети часто сталкиваются с такими новыми для них социальными задачами, как необходимость находиться одному в большой группе сверстников. Как раз на этой стадии раннего подросткового периода они чаще всего сталкиваются с употреблением наркотиков в первый раз. Позже, с началом обучения в старших классах и профессиональных учебных заведениях, юноши и девушки встают перед новыми социальными, психологическими и образовательными проблемами, так как уже готовятся к будущей самостоятельной жизни. Эти непростые задачи могут привести к употреблению сигарет, наркотических веществ и злоупотреблению алкоголем. Когда повзрослевшие молодые люди поступают в вуз, создают семью или начинают работать, они вновь подвержены действию факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что работу по коррекции действия факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению психоактивных веществ несовершеннолетней молодежью, необходимо начинать с формирования личностной и социальной компетентности молодого человека, то есть с развития у него позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения.
Для того, чтобы ребенок сумел сделать правильный выбор, он должен уметь управлять своими эмоциями, адекватно вести себя в стрессовых и конфликтных ситуациях, оценивать себя, свои действия и поступки, действия и поступки других людей, уметь принимать ответственные, социально одобряемые решения.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru