Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный экономический университет
Кафедра экономики предприятия и менеджмента
Индивидуальное научно-исследовательское задание
по курсу "Операционный менеджмент"
на тему "Анализ и определение влияния факторов внешней среды
предприятия"
Выполнил: Проверил:
студент 4 к.3 гр. преподаватель
факультета ЭП Милосердов В.Б.
Рубан А.Е.
Харьков 2005
Содержание
1. Характеристика предприятия "филиал "Харьковский агрегатный завод гп "Завод им. В.А. Малышева""
1.1 История. Общая характеристика
1.2 Организация производства и основные технологические операции на предприятии
1.3 Сферы деятельности предприятия
2. Оценка и анализ факторов внешней среды
2.1 Анализ общей ситуации в отрасли
2.2 Факторы прямого и косвенного влияния на предприятие
2.3 Конкурентные преимущества предприятия
Введение
На сегодняшний день моторостроение является очень важной отраслью машиностроения. Достаточно сказать, что человечество не обходится без двигателей ни в промышленности, ни на транспорте, ни в быту. Поэтому я и выбрал объектом своего исследования предприятие "Филиал "Харьковский Агрегатный завод"ГП "Завод им. В.А. Малышева"".
Предмет исследования - внешняя среда данного предприятия.
Целью выполнения этого индивидуального научно-исследовательского задания является анализ внешней среды предприятия, а задача исследования - определение влияния факторов внешней среды на предприятие.
На основе данной работы мы определим все факторы внешней среды и научимся отличать позитивные факторы от негативных с использованием данных по предприятию из отчета по технико-экономической практики. Следует так же заранее сказать, что в связи с недостатком данных, полученных на предприятии, эта работа не может быть выполнена в полном объеме.
1. Характеристика предприятия "филиал "Харьковский агрегатный завод гп "Завод им. В.А. Малышева""
1.1 История. Общая характеристика
ХПЗ (Харьковский паровозостроительный завод) - Завод имени В.А. Малышева - уникальное предприятие с более, чем со 100-летней историей. Данное предприятие основывалось для производства товарных паровозов и частей к ним для развивающихся железных дорог Российской Империи. Был построен к 1 ноября 1897 года.
На сегодняшний день ГП "Завод им. В.А. Малышева" насчитывает более 20 филиалов:
Управление маркетинга и сбыта;
Машиностроительный завод;
Механосборочный завод;
Литейный завод;
Дизельный завод;
Коммерческое управление;
Ремонтно-механическое предприятие;
Энергопредприятие;
Инструментальный завод;
Агрегатный завод и т.д.;
В 1990 году 1000 корпус завода получил статус Агрегатного завода. Это моторостроительный филиал, на котором производятся двигатели и агрегаты к ним.1000 корпус существовал с 1962 г., но уже с 1967 г. он был по существу самостоятельным заводом со своими службами, так что приобретение статуса завода не повлекло за собой больших организационных изменений.
На сегодняшний день Агрегатный завод является современным крупносерийным машиностроительным производством, выполняющим полный цикл механической и термохимической обработки, сборки и испытаний дизелей семейства ТД (5ТДФ, 3ТД и 6ТД) и другой продукции.
На данном предприятии мы видим ярко выраженную линейную организационную структуру с несколькими уровнями управления. На самом верхнем уровне находится Директор филиала. У него сосредоточено управление всеми подразделениями предприятия. На следующей "ступеньке" заместители директора: по МТС (материально-техническому снабжению), сбыту и транспорту; по производству; по кадрам, быту и социальным вопросам; главный инженер; главный экономист и главный бухгалтер. На последней "ступеньке" находятся цеха и отделы предприятия, а именно, 13 отделов, 5 вспомогательных и 5 основных цехов. Отдельно выделена база отдыха на Печенежском водохранилище.
На данном предприятии наблюдается большая текучесть кадров, что связано с неблагоприятным финансовым положением, отсутствием заказов на продукцию.
По состоянию на декабрь 2004 года на предприятии числилось 1596 работников, из которых:
Производственных рабочих - 449;
Вспомогательных рабочих - 634;
Учеников - 3;
Руководителей - 228;
Специалистов - 263.
В 2003 году численность работников составляла 1708 человек. За 2004 год численность работников уменьшилась по сравнению с 2003 годом на 112 человек.
Данное предприятие имеет большой научно-исследовательский и конструкторский потенциал, основанный на взаимодействии с КБ им. Морозова, но отсутствует возможность проявить данный потенциал в связи с отсутствием заказов на продукцию, а следовательно, и с отсутствием финансирования. Государство по каким-то причинам не финансирует лидера украинского моторостроения ни с помощью государственных заказов ни как-нибудь еще.
1.2 Организация производства и основные технологические операции на предприятии
На данном предприятии применяются единичный и мелкосерийный типы производства, что вызвано практически полным отсутствием заказов на продукцию. Соответственно, применяются партионный и единичный методы организации производства. Хотя оборудование позволяет применять и массовые методы, что связано с тем, что основная доля оборудования была установлена на предприятии еще вы советское время, когда данные двигатели пользовались массовым спросом на железных дорогах и на прочей технике мирного и военного характера.
На данном предприятии имеются следующие цеха основного производства:
1.2 механических цеха;
2. цех топливной аппаратуры;
3. термический цех;
4. сборочно-испытательный цех.
В механических цехах происходят основные операции по обработке сырья и материалов и изготовлению из них деталей (токарная и фрезерная обработка, шлифование, сверление и т.д.).
Цех топливной аппаратуры занимается производством систем подачи топлива и впрыскивания для дизельных двигателей.
В термическом цеху происходит термическая обработка деталей и узлов при высокой температуре.
Сборочно-испытательный цех занимается окончательной сборкой продукции и ее испытанием на специальных испытательных стендах.
1.3 Сферы деятельности предприятия
Данное предприятие производит и переоборудует (информации о танковых двигателях нет):
двухтактные турбопоршневые дизельные двигатели 3ДН, 5ДН, 6ДН.
Назначение: двухтактные многотопливные дизели серии ДН с турбонаддувом и жидкостным охлаждением предназначены для использования в качестве силовых установок в городских и междугородних автобусах; в мощных гусеничных и колесных транспортных средствах; в платформах на воздушной подушке; в строительных, землеройных и дорожных машинах.
малолитражные двигатели серии ДТ.
Назначение: дизели серии ДТ используются в качестве силовой установки на легковых автомобилях, на грузовых автомобилях малой грузоподъемности, на тракторах, на мотоциклах, мотороллерах, снегоходах, малогабаритной сельхозтехнике, электрогенераторах.
двигатели 6ДН под использование в силовых установках дизель-поездов.
Назначение: для использования в качестве силовой установки для пассажирских дизель-поездов с электрической тягой.
двигатели 5ДН под использование в дизель-агрегатах для автомотрис АМЭ (Украина), АДМ (Россия), Х521 (Австрия).
Назначение: источник электроснабжения автомотрисы, предназначенной для проведения ремонтных, аварийно-восстановительных и монтажных работ на контактной сети и воздушных линиях электрифицированных железных дорог.
двигатели 5ДН, 6ДН под использование на катерах.
Назначение: предназначены для работы в качестве силовых установок катеров. Конверсионные двигатели народнохозяйственного назначения серии ДН выполнены на базе отработанной конструкции и технологии серийных двигателей, имеющих мощность 700…1200 л. с.
Предприятие имеет связи с КБ им. Морозова, что позволяет разрабатывать новую продукцию. На территории Украины Агрегатный завод не имеет конкурентов в области моторостроения.
2. Оценка и анализ факторов внешней среды
2.1 Анализ общей ситуации в отрасли
На территории Украины рынок дизельных двигателей представлен, в основном, продукцией западных и российских предприятий. Незначительное количество украинских двигателей не способно конкурировать с импортными. Несмотря на то, что агрегатный завод имеет большой опыт и налаженную организацию производства, по каким-то известным только потребителям причинам импортная продукция находится практически вне конкуренции. Это можно было бы объяснить относительно большой (!) ценой на двигатели харьковского производства, если бы не 1 деталь: основную долю в структуре производственных затрат (себестоимости продукции) предприятия занимают общепроизводственные затраты (от 15 до 45% от всей суммы себестоимости по изделиям и около 20 - 25% по филиалу в целом), величина которых напрямую зависит от объема выпуска, а следовательно и от объема заказов. Качество продукции также соответствует всем требованиям, к тому же она постоянно модернизируется на КБ им. Морозова, с которым у предприятия устойчивые связи, оставшиеся с тех времен, когда КБ входило в структуру "Завода им.В.А. Малышева".
Истинная причина отсутствия заказов (вернее, наличия их небольшого количества), вероятнее всего, кроется в другом аспекте. Но в каком? Это не сможет сказать никто, кроме самих потенциальных потребителей.
Вообще, темпы роста рынка уже не такие большие, как были 10-20 лет назад, что обусловлено наличием большого количества товаров-субститутов, таких как электродвигатели, двигатели на солнечной энергии и т.д.
Можно предположить, что стандартные бензиновые двигатели скоро уйдут с рынка, а их место займут вышеперечисленные или двигатели, например, на рапсовом масле, которые производит и Агрегатный завод.
Конкурентами предприятия на украинском рынке являются такие компании, как немецкий "Mercedes", российский "ЯМЗ", французский "Renault" (это на продукцию "мирного" характера, т.к у нас нет данных о производителях танковых двигателей в мире). Здесь будут рассмотрены именно данные предприятия, так как "Mercedes" и "Renault" являются мировыми лидерами, а "ЯМЗ" мы возьмем, как представителя постсоветского пространства (хотя всего конкурентов гораздо больше). Немного подробнее мы рассмотрим конкурентов при анализе конкурентоспособности предприятия (правда, мы обладаем ограниченным количеством данных о конкурентах). Здесь же скажем, что украинский рынок дизельных двигателей является очень емким и объемным и Агрегатный завод может потеснить некоторые компании с него при грамотной деятельности всего персонала предприятия.
Данная отрасль характеризуется наличием некоторого количества барьеров входа, таких как, в первую очередь, сложность признания новых производителей потенциальными потребителями. Они, лучше, будут покупать уже известные двигатели "Mercedes" и другие, чем двигатели никому не известных марок, которые только что вышли на рынок и качество этих двигателей еще подлежит проверке. Агрегатный завод уже много лет находится на рынке и это, безусловно, большой плюс для него.
Можно предположить, почему на нашем предприятии маленькое количество заказов. С советских времен основные потребители продукции предприятия находились на территории России, а сейчас в России активно поддерживают своего производителя ("ЯМЗ"), хотя и он уступает Агрегатному заводу по некоторым показателям, что будет более подробно видно при анализе конкурентоспособности предприятия.
Технологии, которые применяются в отрасли, являются передовыми, и они постоянно изменяются и модернизируются. При этом, Агрегатный завод не отстает в этом компоненте от конкурентов из Западной Европы.
В целом, можно сказать, что данная отрасль является привлекательной для данного предприятия.
2.2 Факторы прямого и косвенного влияния на предприятие
Вообще, анализ внешней среды предприятия представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для предприятия. Для облегчения определения влияния внешних факторов на предприятие их разделяют на 2 группы:
Факторы непосредственного (прямого) влияния на предприятие;
Факторы опосредованного (косвенного) влияния на предприятие.
Факторы непосредственного влияния прямо влияют на предприятие и испытывают на себе влияние предприятия: поставщики, потребители, конкуренты. К основным факторам косвенного влияния относятся: экономические, политические, технологические, демографические, географические, экологические и социальные.
Начнем анализ с факторов непосредственного влияния (по которым имеем мало информации):
Поставщики. Поставщиками металлов для предприятия являются предприятия, работающие в Донбасско-Приднепровском регионе Украины. Оборудование, в основном, закупается за рубежом, т.к. харьковские предприятия после событий начала 90-х годов XX века перестали быть конкурентоспособными. Точнее, оборудование уже довольно давно не закупалось на предприятии. Данные поставщики пока устанавливают вполне приемлемую цену на ресурсы, но при возможном повышении цен на ресурсы наше предприятие может оказаться перед дилеммой, где покупать сырье, так как уже сейчас цены на украинском рынке близки к мировым.
Потребители. В связи со спецификой продукции, потребителями являются предприятия или организации, а также государства. В дальнейшем уже они распределяют продукцию между физическими лицами (например, комбайны, производимые головным предприятием с использованием дизельных двигателей Агрегатного завода, которые государство затем продавало по специальным ценам фермерским хозяйствам). Мы замечаем, что потребители, в основном, покупают продукцию известных российских и западных компаний, а с чем это связано - не известно. Давление на цены со стороны потребителей не наблюдается, но имеет место выбор продукции других предприятий, наверное, из-за более высокого качества.
Прямые конкуренты. Основные конкуренты перечислены в предыдущем подразделе. Здесь добавим, что они очень влияют на предприятие в той его части, которая занимается двигателями общего предназначения, а не спецпродукцией.
Товары-субституты. Как уже говорилось, к товарам-субститутам относят двигатели на электроэнергии, солнечной энергии и прочих экологически чистых видах энергии. На территории Украины данные двигатели производит только агрегатный завод (на рапсовом масле), а на мировом рынке есть предприятия, производящие также водородные двигатели и т.д. конечно, на данном этапе экологически чистые виды двигателей являются довольно дорогими, но в будущем нашему предприятию необходимо пересмотреть ассортимент и вводить больше таких чистых двигателей, так как, по прогнозам экспертов, они будут вытеснять старые модели с рынка уже через 15-20 лет.
Теперь займемся анализом факторов опосредованного влияния:
Экономические факторы. Их влияние выражалось особенно ярко в начале 90-х гг. XX в. тогда в стране имела место гиперинфляция, неопределенность в налоговой политике государства, соответственно, была на низком уровне платежеспособность предприятий и прочих потенциальных заказчиков на внутреннем рынке, а на внешний рынок предприятие еще не выходило по "советской привычке".
Политические факторы. Также оказывают влияние на деятельность предприятия, так как данное предприятие находится в 100% собственности государства и его пока не коснулась проводимая политика разгосударствления и приватизации. При этом очень сильный государственный контроль, особенно в средине 90-х гг., когда головное предприятие выполняло Пакистанский контракт.
Технологические факторы. На данном предприятии его влияние особенно заметно в связи с тем, что практически все оборудование морально и физически устарело. При этом, технологии и уровень качества продукции на довольно высоком по мировым меркам уровне.
Демографические факторы. Эти факторы практически не оказывают влияние на данное предприятие, так как качество рабочей силы остается всегда на относительно высоком уровне. Идет постепенный процесс омоложения кадров с привлечением специалистов и рабочих, проходивших обучение по специальности уже в независимой Украине. Число потенциальных потребителей так же не зависит от этих факторов в связи со спецификой продукции.
Географические факторы. Они благоволят предприятию, так как оно расположено относительно не далеко от источников сырья, от производителей продукции, которую закупает предприятие (в виде оборудования, материалов и полуфабрикатов и т.д.), от научно-исследовательских и конструкторских организаций. Правда, не очень хорошая экология, но это - "болезнь" всего восточного региона Украины.
Социальные факторы. Имеют наименьшее влияние на предприятие среди всех факторов непрямого влияния. Это связано с тем, что продукция предприятия не социального характера, а носит специфический технический характер и заказчиками выступают не конкретные личности, а предприятия или государство (хотя потребителями могут быть и конкретные физические лица).
Экологические факторы. Они связаны, в первую очередь, с дефицитом некоторых источников сырья и с постоянным подорожанием энергоносителей, а также с загрязнением окружающей среды отходами.
Мы видим, что влияние факторов как внешней, так и внутренней среды очень сказывается на деятельности нашего предприятия.
2.3 Конкурентные преимущества предприятия
Конкурентоспособность.
Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, отражающая отличие процесса развития конкретного предприятия от конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретных общественных потребностей, так и по степени эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Все конкурентные преимущества можно подразделить на 2 группы:
Преимущества низшего порядка. Они не являются следствием целенаправленной деятельности предприятия, базируются на стоимости или доступности факторов производства, обеспеченности широким спектром сырьевых ресурсов. Он могут быть легко воспроизведены конкурентами с относительно небольшими затратами и не гарантируют предприятию стабильного положения на рынке;
Преимущества высшего порядка. Они являются следствием целенаправленной деятельности предприятия и являются трудновоспроизводимыми. Обеспечивают возможность сохранения достигнутых конкурентных позиций на длительный период.
Конкурентоспособность товара - это степень его соответствия на определенный момент времени требованиям потребителей или рынка по характеристикам.
Выделяют следующие основные группы характеристик (параметров конкурентоспособности):
Технические;
Экономические;
Экологические;
Финансовые и т.д.
Для оценки конкурентной позиции товара и фирмы используется оценивание по ключевым характеристикам. При этом производится взвешивание оценок таких факторов для фирмы и ее основных конкурентов на рынке. Проведем оценку конкурентоспособности предприятия в табл.2.1
Конкурентоспособность продукции, к сожалению, мы не сможем рассмотреть, так как обладаем ограниченным объемом данных о предприятиях, которые являются нашими конкурентами.
Таблица 2.1
Оценка конкурентоспособности предприятия "Филиал "Харьковский Агрегатный завод" ГП "Завод им.В.А. Малышева"" на рынке.
Показатели |
Вес |
Агрегатный завод |
ЯМЗ |
"Mercedes" |
"Renault" |
||||
Баллы |
Оценка |
Баллы |
Оценка |
Баллы |
Оценка |
Баллы |
Оценка |
||
Качество продукции |
0,25 |
9 |
2,25 |
7 |
1,75 |
10 |
2,50 |
9 |
2,25 |
Репутация предприятия (престиж) |
0,15 |
4 |
0,60 |
3 |
0,45 |
10 |
1,50 |
9 |
1,35 |
Стоимость продукции |
0,30 |
6 |
1,80 |
6 |
1,80 |
2 |
0,60 |
3 |
0,90 |
Современные технологии |
0,1 |
6 |
0,60 |
6 |
0,60 |
9 |
0,90 |
8 |
0,80 |
Производственные мощности |
0,05 |
7 |
0,35 |
6 |
0,30 |
9 |
0,45 |
9 |
0,45 |
Маркетинг |
0,05 |
5 |
0,25 |
7 |
0,35 |
8 |
0,40 |
9 |
0,45 |
Финансовые ресурсы |
0,1 |
2 |
0, 20 |
5 |
0,50 |
9 |
0,90 |
7 |
0,70 |
ИТОГО Конкурентоспособность |
- |
6,05 |
5,75 |
7,25 |
6,90 |
По результатам данного анализа мы увидели, что наиболее конкурентоспособными на рынке являются "Mercedes" и "Renault", а "ЯМЗ" уступает Агрегатному заводу по конкурентоспособности.
Попытаемся построить матрицу "BZB" для нашего предприятия и для компании "Mercedes" (Табл.2.2 и рис.2.1). Данные возьмем из средств массовой информации и "всемирной паутины":
В качестве характеристик мы выберем цену, технические характеристики, престиж и построим профили 2-х предприятий на 1 рисунке.
Таблица 2.2
Исходные данные для постройки матрицы "BZB".
Требования потребителей |
Средневзвешенная рейтинговая оценка характеристик продукции, % |
|||||
Агрегатный завод, (Х) |
"Mercedes", (У) |
|||||
Цена, (1) |
Технические характеристики, (2) |
Престиж, (3) |
Цена, (1) |
Технические характеристики, (2) |
Престиж, (3) |
|
Покупатели, ля которых важна данная характеристика, |
80 |
85 |
15 |
80 |
85 |
15 |
Покупатели, удовлетворенные данной характеристикой |
55 |
55 |
60 |
75 |
90 |
100 |
По результатам анализа можно сказать, что потребители удовлетворены всеми показателями обоих компаний. Другое дело, что количество удовлетворенных качеством показателей компании "Mercedes" выше, чем количество удовлетворенных показателями Агрегатного завода.
Еще раз напомню, что мы оценивали показатели, характеризующие товары "мирного характера" (тракторные и автомобильные двигатели, двигатели для вездеходов и спецтехники), а не танковую продукцию с грифом "секретно".
Заключение
В ходе выполнения данного индивидуального научно-исследовательского задания я познакомился с факторами внешней среды предприятия и их влиянием на деятельность субъекта хозяйствования.
Также я проанализировал влияние данных факторов на деятельность объекта исследования и выяснил, что наибольшее влияние оказывают такие факторы, как экономические, политические и технологические. Я считаю, что отсутствие большого количества заказов на продукцию предприятия можно объяснить тем, что на Украине нестабильная политическая и экономическая обстановка и потенциальные потребители не хотят рисковать, обращаясь к государственному предприятию, так как государство может в любой момент "перекрыть кислород" организации "за ненадобностью".
Влияние факторов прямого воздействия так же заметно. Это выражается в том, что потенциальные потребители выбирают продукцию других предприятий. Поэтому данное влияние наиболее главное из всех, хотя и вытекает из нескольких факторов косвенного воздействия.
Список литературы
Шульга Г.А. "Стратегия предприятия. Конспект лекций" - Х: издательство "ХГЭУ", 2003 г. - 80 с.
"ХПЗ - Завод им.В.А. Малышева.100 лет" - Х: 1995 г. - 540 с.
"Каталог продукции предприятия "Филиал "Харьковский агрегатный завод" ГП "Завод им.В.А. Малышева"" за март 2000 года.
Internet.