Содержание
1. История Новосибирского краеведческого музея
Введение
Формирование музейной экскурсии и выделение ее в основную форму работы с аудиторией было достаточно сложным и длительным процессом. Однако сегодня нет, пожалуй, ни одного музея, который не строил бы свою культурно-образовательную деятельность преимущественно на основе экскурсий. Положительно можно утверждать, что развитые традиции экскурсионности определяют своеобразие культурно-образовательной деятельности отечественных музеев по сравнению с музеями других стран, где экскурсия не имеет такого преобладающего значения.
Однако, утверждая это, хотелось бы подчеркнуть не только положительные, но и отрицательные стороны сложившейся ситуации. Преобладание экскурсии, известная «зацикленность» на экскурсионных формах популяризации коллекций, в известном смысле, ограничивают освоение музеями других форм, основанных на активном поведении посетителей в пространстве музея. В наших музеях с аудиторией встречается преимущественно экскурсовод, берущий на себя роль руководителя в путешествии по музею, тогда как во многих зарубежных – руководством служат путеводители, «информационные листки» и «листки активности» для школьников, специально подготовленные материалы для учителя и т.д., которые готовит музейный педагог.
Цель данной работы – рассмотреть Новосибирский краеведческий музей.
Задачи:
рассмотреть историю становления и развития;
выявить основные экскурсии;
изучить коллекции.
1. История Новосибирского краеведческого музея
Музей был открыт 20 августа 1920 г. Профиль - родиноведение. Основатель: Акзимиров В.А. (?- 1922). С 1922 по 1932 гг. - директор Максимилиан Краков - геолог, писатель, репрессирован.
Здание построено в 1910-1912 гг. по проекту известного архитектора А.Д.Крячкова. Здесь располагалась городская дума и торговые площади (нижний этаж).
Первые десятилетия отличает активная экспедиционная деятельность, собран богатейший этнографический материал по коренным народам Сибири, старожильческому наследию, сформирована емкая естественнонаучная коллекция, библиотека. Благодаря этому музейные собрания и экспозиции знакомят посетителя с культурой всего Сибирского региона во всем его многообразии. Среди уникальных собраний - коллекция, раскрывающая духовную культуру коренных народов и переселенцев: предметы шаманизма и ламаизма, православная икона и пластика.
С 50-х годов музей участвует в ежегодных археологических экспедициях, скомплектована археологическая коллекция, насчитывающая более 50 тыс.ед. Последние десять лет уникальный материал дало сотрудничество с архивом ФСБ, что дало возможность организовать серию выставок «Сибирь Советская», штрихи к портрету. В настоящее время фонды музея составляют 7150 тыс. единиц хранения, что позволяет обновлять экспозиционные комплексы, создавать новые выставки1.
2. Экскурсии музея
Становление музейной экскурсии стало одним из итогов экскурсионного движения. Постепенно экскурсия приобрела статус ведущей формы культурно-образовательной деятельности отечественного музея. То, как происходило зарождение музейно-экскурсионной деятельности, можно проследить на примере двух крупнейших музеев России, известных и ныне широкой постановкой и высоким уровнем экскурсий2.
Основные экскурсии:
Обзорная экскурсия по Новосибирскому краеведческому музею
Тип: обзорная
Профиль: история и общество, природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Сибирь. Тайны прошлого
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Путешествие в бабушкино детство
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Края во II половине XIX века
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
История Новониколаевска
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Особенности экономического развития Новониколаевска
Тип: обзорная
Профиль: история и общество, наука, техника и отрасли народного хозяйства
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: Любая
«В гостях у сказки». Мы играем и поем
Тип: тематическая
Профиль: развлечения и досуг
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: детская
Сибирь Советская
Тип: тематическая
Профиль: история и общество, наука, техника и отрасли народного хозяйства
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Новосибирск в годы ВОВ
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Природа в Новосибирской области
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залах музея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Экологические проблемы Новосибирской области
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залах музея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Рельеф, климат, почвы Новосибирской области
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залах музея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Удивительный мир насекомых
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залах музея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Древняя флора и фауна
Чарующий мир камня
Развитие органического мира
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залах музея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Историко-краеведческая экскурсия в экспозиционных залах
Описание: Историко-краеведческая экскурсия в экспозиционных залах музея по ул. Ленина 23: Городской быт начала XX века. Сибирский период жизни и деятельности С.М. Кирова. Деятельность Обской группы РСДРП 1904-1909 гг. (Шамшин, Шамшурин, Петухов, Ковальчук).
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Площади музея:
экспозиционно-выставочная 3172м2
временных выставок 280м2
фондохранилищ 591м2
Филиал или подчиненная организация:
Барабинский краеведческий музей - M1047
Венгеровский районный краеведческий музей имени П.М.Пономаренко - M1049
Искитимский краеведческий музей - M1050
Колыванский краеведческий музей - M1053
Кочковский краеведческий музей - M1054
Кыштовский краеведческий музей - M1063
Мошковский краеведческий музей - M1065
Народный историко-краеведческий музей г. Татарска - M1066
Черепановский районный историко-краеведческий музей - M1068
Бергульский Дом-музей П.П.Бажова - M1069
Выставочный зал (г. Новосибирск) - M1070
3. Коллекции и проекты
Наиболее ценные (уникальные) коллекции3:
Этнографическая коллекция - 21900 ед.
Коллекция культовых предметов - 300 ед.
Коллекция мебели 18-20 вв. - 230 ед.
Коллекция драгметаллов - 1600 ед.
Коллекция оружия - 350 ед.
Природоведческая коллекция - 1500 ед.
Коллекция узорчатых камней - 500 ед.
Крупные выставочные проекты:
III Красноярская музейная бьеннале, ассоциация "Открытый музей", Красноярск 1999. (1 приз в номинации операторская работа, фильм "Птичьи дети").
Электронные каталоги 1998-2002 гг., фонд "Открытое общество".
Президентский гранд, экспозиционная деятельность, выставка, посвященная 90-летию А.И.Покрышкина.
Окружная выставка "Государственные символы России" 2003.
Межрегиональная выставка "Немцы в истории Сибири, Сибирь в судьбах немцев" 2003.
Выездные и обменные выставки:
"Жизнь, отданная небу". Фотовыставка рассказывает о жизненном пути А.И.Покрышкина, трижды героя Советского Союза, маршала авиации.
Наиболее интересные предметы фондов:
Бубен шаманский (алтайский)
Датировка: Конец XIX - начало XX века
Размер: высота - 64 см., толщина - 12 см., ширина - 55 см.
Техника: дерево, кожа, металл, ткань
Описание: Бубен почти круглый, слегка вытянутый по вертикали. Внутри бубна закреплена деревянная рукоять. В верхней части к ней приклеплен кожаными ремнями железный, горизонтально расположенный стержень. Рукоять является стилизованным изображением "хозяина" бубна. На внешней стороне бубна имеется рисунок красной и белой краской: модель устройства мира
Бубен шаманский (челканский)
Датировка: Конец XIX - начало XX века
Размер: высота - 64 см., толщина - 15 см., ширина - 51 см.
Техника: дерево, кожа, металл, ткань, нить
Описание: Яйцевидный бубен, обтянут кожей, которая пристегана толстой нитью к обечайке. Рукоять вырезана из цельного куска дерева симметрично. Верхняя и нижняя половины изображают в плоскости овальную голову и квадратное туловище. Перпендикулярно расположено плоское возвышение с выемкой на уровне плеч. На лицах закреплено по два круглых металлических глаза.
Пролог старопечатный
Автор: Москва, Печатный двор
Датировка: 1641 год
Размер: 33 X 20cм.
Техника: печать
Описание: Пролог - славяно-русский церковно-учительский сборник литературного характера. Пролог 1641 года - это первое московское печатное издание Пролога. В его основу положен так называемый стишной пролог. Литературной целью составителей Пролога было полное собрание в единое повествование справочно-познавательных рассказов о многих античных, византийский и ближневосточных персонажах.
Четвероевангелие печатное, с приложением указателя дней, в которые читается оно
Датировка: Вторая половина XVIII века
Размер: 31,5 X 19.4
Техника: бумага, доски, бархат, медь
Описание: Имеется несколько владельческих записей.
Сборник слов и толкований на священное писание Ефрема Сирина
Датировка: Конец XVIII века
Техника: бумага, кожа
Псалтырь (или книга псалмов царя Давида)
Датировка: 1787 год
Размер: 30,5 X 20см.
Техника: бумага, доски, кожа
Описание: В 1878 году псалтырь перепечатан в типографии Федора Карташева.
Четвероевангелие старообрядческое
Датировка: Конец XVIII века
Размер: 36,5 X 22, толщина - 16,3см.
Техника: бумага, кожа, дерево
Невеста и дружка, село Нижний Уймон
Тип: графическая работа
Автор: Нагорская Н.Н.
Датировка: 30 июня 1926 года
Размер: 28,1 X 32,5 см.
Техника: бумага, акварель
Описание: На рисунке имеются надписи.
Праздничная одежда староверов. Катя Макарова Железнова, село Нижний Уймон
Тип: графическая работа
Автор: Нагорская Н.Н.
Датировка: 1926 год
Размер: 37 X 28,5 см.
Техника: бумага, акварель
Описание: Надписи на рисунке.
Девушки в будничной одежде. Село Верхний Уймон
Тип: графическая работа
Автор: Нагорская Н.Н.
Датировка: 13 июля 1926 года
Техника: бумага, акварель
Описание: Надписи на рисунке.
Тунгус (Каргасокский район Томского округа, юрты Капкэс)
Тип: графическая работа
Автор: Нагорная Н.Н.
Датировка: 1925 год
Размер: 42,3 X 28,3 см.
Техника: бумага, угольный карандаш
Слепой остяк (Каргасокский район Томского округа, юрты Каргалдай)
Тип: графическая работа
Автор: Нагорная Н.Н.
Датировка: 1925 год
Размер: 50,5 X 31,7 см.
Техника: бумага, угольный карандаш
Портрет мальчика - остяка 3,5 лет - Сигита Зырянова (Каргасокский район Томского округа, юрты Каргалдай)
Тип: графическая работа
Автор: Нагорная Н.Н.
Датировка: 8 июля 1925 года
Размер: 34,6 X 25,2 см.
Техника: бумага, угольный карандаш
Всего в музее 7150000 единиц хранения
Заключение
Экскурсия объединяет, как правило, «группу ищущих знаний» (И.М. Гревс), которая представляет собой некое социально-психологическое единство. Его основа – общий интерес, настрой на восприятие, который экскурсовод должен закрепить и реализовать. Сосредоточенность группы в пространстве, общность переживаемых эмоций способствуют возникновению на экскурсии особого психологического климата, характерного для всех форм публичности. Это приближает экскурсию к театральному спектаклю или концерту, где каждый из воспринимающих не может не ощущать себя частью единого организма. Чувства, которые возникают у экскурсантов, усиливаются на экскурсии коллективностью переживаний. Однако, чтобы группа подчас незнакомых людей начала ощущать себя как некое единство, необходим еще один персонаж – экскурсовод.
Поэтому следующий признак музейной экскурсии – руководство экскурсовода, который призван помочь в обретении желаемых знаний и впечатлений. Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованный характер, т.к. ее ход целиком подчиняется его замыслу и воле. Организующими признаками музейной экскурсии являются ее тематичность: всякая экскурсия имеет тему, в рамках которой осуществляется творчество экскурсовода, а также наличие маршрута: ему следует экскурсовод, раскрывая ту или иную тему.
Однако главным признаком музейной экскурсии, на чем особенно настаивали Н.А. Гейнике и А.В. Бакушинский4, следует признать приоритет зрительных впечатлений, живое созерцание, наблюдение. Поэтому экскурсовод уделяет преимущественное внимание показу, который сопровождается необходимыми словесными пояснениями – рассказом.
Восприятию объектов показа, в нашем случае – музейных экспонатов, способствует качество, которое Б.Е. Райков определял как моторность: экскурсия обязательно предполагает двигательную активность экскурсантов, их перемещение и созерцание объектов в различных ракурсах5.
Все названные признаки роднят музейную экскурсию с экскурсиями других типов. Отличается она от них главным образом тем, что проводится в пространстве музея (по территории, экспозиции или фондохранилищу), а, следовательно, специфика ее определяется характером музейной среды и экспонатов. Поэтому экскурсия в естественнонаучном музее будет отличаться от экскурсии в музее художественном, а экскурсия в музее-заповеднике обретет свои очертания по сравнению с экскурсией в краеведческом музее. Однако качество экскурсии в любом музее зависит, прежде всего, от того, насколько экскурсовод владеет экскурсионным методом как таковым и учитывает в своей деятельности новые тенденции и запросы аудитории.
Список литературы
Бакушинский А.В. Исследования и статьи. – М., 1981.
Гнедовский М.Б. Музей и образование. Материалы для обсуждения. – М., 1987.
К истории отечественной экскурсионной школы. Реферативный обзор публикаций второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1992.
Хозяйство русских в коллекциях Новосибирского областного краеведческого музея: Каталог. - Новосибирск, 1996
www.museum.ru
1 www.museum.ru
2 Гнедовский М.Б. Музей и образование. Материалы для обсуждения. – М., 1987.
3 Хозяйство русских в коллекциях Новосибирского областного краеведческого музея: Каталог. - Новосибирск, 1996
4 Бакушинский А.В. Исследования и статьи. – М., 1981.
5 К истории отечественной экскурсионной школы. Реферативный обзор публикаций второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1992.