Введение
Актуальность. В основе каждого музея лежат его фонды. Комплектование фондов – одна из сложнейших и наименее разработанных проблем современной теории и практики музейного дела. Комплектование фондов в своей общей направленности и в определении задач опирается на принципиальные общественно-политические и научные позиции музея российского общества, обусловленные его местом в системе научных и образовательно-воспитательных учреждений. Это находит отражение в общем подходе комплектования фондов музея в независимости его профиля работы.
Тематика комплектования фондов музея зависит, прежде всего, от профиля и научной направленности музея. Кроме того на тематику комплектования влияет смена задач, которые обычно ставятся перед музеем, затем изменения которые происходили и происходят в науки, - появление новых научных идей, школ, направлений. Не менее важным в тематике комплектования является господствующая в стране идеология. Это обусловлено тем, что музеи всегда служат обществу и выполняют его заказы.
В данной работе автор раскрыл задачи, методы и проблемы комплектования на примере школьного музея.
Цель работы.
Определить критерии отбора предметов музейного значения в процессе комплектования фондов, на примере литературно-краеведческого музея МОУ «Гимназия №27».
Задачи:
1. Раскрыть научные методы отбора предметов музейного значения.
2. Проанализировать работу литературно-краеведческого музея МОУ «ГИМНАЗИЯ № 27» по отбору предметов музейного значения.
Объект исследования: литературно-краеведческий музей МОУ «ГИМНАЗИЯ № 27»
Предмет исследования: анализ отбора предметов музейного значения на примере литературно-краеведческого музея МОУ «ГИМНАЗИЯ № 27»
В работе рассмотрена деятельность музея в период с 2002 года по 2005 год.
Практическая значимость: Так как музей находится в образовательном учреждении, то данное исследование имеет практическую значимость для гимназии №27.
Научная значимость: Данная курсовая работа может послужить дополнительным источником информации по организации и учету научно-фондовой работы в школьных музеях.
Историография. Работа написана на основе изучения и анализа специальной музееведческой литературы, документальных источников и наблюдений автора.
Вопросам музееведения посвящено очень много научных и учебных изданий. Например, в учебном пособии «Музееведение. Музеи исторического профиля » под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные здания.
Сборник «Музееведение. Вопросы научного содержания экспозиций краеведческих музеев» посвящен вопросу качественного совершенствования музейных экспозиций, приведение их в соответствие с современным уровнем развития фундаментальной науки. В статьях сборника рассматриваются также вопросы совершенствования контактов музеев с научными учреждениями и вузами, наиболее эффективного их сотрудничества на всех этапах проектирования музейных экспозиций.
Юренева Т. Ю., в отличие от других авторов, в учебнике «Музееведение» излагает не только теоретические основы музееведения и методику музейной работы, но и историю музеев мира. На обширном фактическом материале автор анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев в различных регионах мира, прослеживает становление и развитие музея как социокультурного института, показывает его место и роль в каждой конкретной исторической эпохе. Также рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская работа, вопросы фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности, и даже менеджмента и маркетинга.
Учебное пособие Тельчалова А.Д. «Основы музейного дела» посвящено одной из актуальных проблем современного гуманитарного образования – подготовке музейных работников разных уровней квалификации. Преподавание теории и истории музейного дела в системе как высшего, так и среднего специального образования сегодня нуждается в подкреплении современными учебными пособиями и материалами. В книге приводятся сведения о развитии музейного дела в России и формировании музейной системы, о классификации музеев и основных музейных технологиях, о направлениях и формах культурно-просветительной работы музеев.
Вопросам истории Сибирских музеев Труевцева О.Н. посвятила несколько научных работ.
В монографии «Общественные и муниципальные музеи Сибири» автор, на основе широкого круга исторических источников анализирует и обобщает опыт возникновения и массового развития общественных музеев Сибири в 1960-90-годы. Используя данные статистических и социологических исследований, анализирует их современное состояние, процесс перехода в муниципальный статус, создает концептуальную модель перспективного развития негосударственных музеев.
В сборнике «Становление и развитие музейного дела в Сибири. Материалы к библиографии» широко представлена литература, раскрывающая становление и развитие музейного дела в Сибири с XIX века до настоящего времени. Наряду с алфавитным каталогом приводятся систематический, хронологический, географический, именной, библиотипологический указатели, позволяющие анализировать процесс накопления информации, влияние социально-политических процессов на развитие музейного дела и научно-исторического представления о нем.
Учебное пособие Труевцевой О. Н. «История Сибирского музея» посвящено методологическому анализу музея, как объекта исторического исследования, историографии и источниковедению. Используя широкий круг источников, автор рассматривает процесс формирования исторического знания о музеях Сибири, характеризует его эмпирическую базу, высказывает практические рекомендации по проведению исследований.
В монографии «Музеи Сибири во второй половине XX века» Труевцевой О. Н. Исследуются проблемы методологии, историографии, источниковедения музейного дела; дается эмпирическое описание и теоретическое объяснение системных изменений, происходивших в сибирских музеях во второй половине XX века; предлагается, основанная на историческом опыте и структурно-функциональном анализе современности, модель оптимального функционирования муниципального музея.
О взаимодействии музеев с образовательными учреждениями, о музеях образования вообще, и в частности о школьных музеях писали Панкратова Т. Н. , Чумалова Т. В., Юхневич М. Ю..
Авторы Панкратова Т. Н. и Чумалова Т. В. предлагают содержание и методику проведения музейных занятий с младшими школьниками, которые гармонично вливаются в систему дополнительного образования.
В монографии Юхневича М. Ю. «Я поведу тебя в музей» обобщен материал о музейно-педагогических традициях, которые складывались в России, начиная с середины XIX века. Книга знакомит со взглядами и трудами музейных деятелей прошлого, а также – с работой современных специалистов.
Глава I. Комплектование музейных фондов
Словосочетание «комплектование музейных фондов» появилось в отечественном музееведение в конце 1940-х г.г. и на протяжении трех десятилетий отождествлялось с термином «собирательская работа». Разграничение этих понятий впервые появилось в трудах Н.П. Финягиной и Ю.П. Пищулина, которые определяли комплектование фондов как планомерную и целенаправленную деятельность музея по выявлению предметов музейного значения, их приобретению и систематизации в фондах. Под собирательской работой стала пониматься составная часть комплектования музейных фондов – практическая деятельность по реализации программы комплектования.[9.10]
Таким образом, понятие «комплектование музейных фондов», наполнившись новым содержанием, стало отражать иной уровень работы с музейным собранием - концептуальный.
Научное комплектование фондов представляет собой как теоретическую, так и практическую деятельность музеев, направленную на выявление, сбор и научную организацию музейных предметов, в результате которой возникает собрание памятников материальной культуры. Кроме того эта работа дает возможность получить информацию о духовной стороне жизни людей, так называемого «неосязаемого (нематериального) достояния» человечества: жизнь разных слоев населения, их знания, умения, обычаи, обряды, их представление об устройстве мира и места в нем человека. Собрание памятников и собранные сведения составляют основу для изучения жизни общества.
Главная цель комплектования, безусловно, документирование исторической действительности. Это означает, что через зафиксированные сведения о нематериальной жизни людей и предметов музейного значения в музейном собрании должна создаваться максимально правдивая картина жизни общества на определенном этапе его развития. Главная цель комплектования реализуется в конкретных задачах, основными из которых являются:
выявление в окружающей действительности подлинных памятников истории, культуры, с наибольшей убедительностью отражающих происходящие или происходившие явления и процессы;
приобретение их в собрание музея и формирование источниковой базы для музейной деятельности и профильных наук;
научная организация музейных предметов, включение их в информационный банк данных;
сохранение культурных и природных ценностей и создание условий для их использования в интересах общества.[7.8]
Комплектование является исследовательской работой, это обусловлено тем, что в процессе комплектования происходит поиск, выявление и собирание разнообразных документов (письменных свидетельств, изобразительных материалов, предметов быта, аудио- и видеозаписей). В том числе в комплектование музейного фонда входит работа по первичной обработке памятников, включающая в себя определение памятника, его описание и классификацию.
Комплектование музейного фонда может проводиться по двум направлениям: систематическому – когда осуществляется регулярное пополнение музейного собрания однотипными музейными предметами. Результатом такого комплектования являются типологические коллекции, отличающиеся полнотой и обстоятельностью; тематическому – это комплектование музейного фонда по одной, достаточно узкой теме. Для ее раскрытия используются [10] различные источники: вещественные памятники, письменные, аудио-, видеоматериалы и т.д. Такое комплектование присуще при работе над экспозициями и выставками. Кроме того, этот метод применяется для собирания материалов для монографического показа какого-либо предприятия или для характеристики отдельного известного лица. [7]
Результатом этой работы являются тематические коллекции, группирующие разнотипные предметы вокруг общественно значимых событий или тем.
Комплексное комплектование объединяет задачи систематического и тематического комплектования, что дает возможность проводить полноценное документирование той реальности, которой интересуется музей, удовлетворять запросы экспозиционно-выставочной и образовательной деятельности.
Методика работы музеев в нашей стране в комплектовании музейных фондов в основном совпадает. Это планирование комплектования фондов, которое исходит, как уже отмечалось ранее из научной концепции комплектования и согласуется с конкретными задачами, возникающими в ходе источниковедческих исследований, а также в связи с созданием выставок и экспозиций. Общемузейные планы складываются из заявок фондовиков и экспозиционеров, которые согласовываются между собой в решении наиболее актуальных задач комплектования. Существует так называемый перспективный план, который фиксирует в определенной последовательности организацию поступлений из постоянных источников, перспективы реализации связей с авторами и владельцами предметов интересных для музея, тематику и географию музейных полевых исследований. Здесь же предусматриваются и актуальные сборы по современности. Разработка перспективного плана представляет собой, как организационную, так и исследовательскую музееведческую задачу.[6.7.9]
Перспективный план является основой составления годовых планов комплектования фондов. Которые содержат конкретную разработку заданий перспективного плана на данный год в соответствии с имеющимися в распоряжении музея средств, наличия необходимых специалистов. Годовые планы рассматриваются коллективом и принимаются в составе общего годового плана работы музея.
Таким образом, научная концепция комплектования музейных фондов, являясь составной частью научной концепции музея, содержит обобщенное системное представление о задачах, направлениях, методах комплектования в соответствии с профилем музея и его местом в музейной системе. В ней определяются критерии отбора материалов в фонды с учетом целей и задач музея, а также круг и объем информации, фиксируемой в документах комплектования.
Формы комплектования (этапы приобретения музеем предметов музейного значения)
Формы комплектования представляют собой определенные действия, в ходе которых в музейный фонд приобретаются предметы музейного значения. Это экспедиции, научные командировки, обмен коллекциями между музеями, приобретение предметов в антикварных салонах, непосредственно от организаций и частных лиц и т.п.
Рассмотрим один из наиболее типичных для музеев методов приобретения предметов музейного значения, поступающих непосредственно от организаций и частных лиц. Эта форма комплектования музейного фонда позволяет пополнять уже имеющиеся типологические коллекции, создавать новые типологические или тематические коллекции, отражающие исторические события, быта, науки и т.п. Предметы могут поступать в музей в дар, по завещанию, после конфискации имущества, а также приобретаться на средства музея или спонсоров.
Приток предметов от организаций и частных лиц во многом зависит от энергии и разнообразия форм собирательской работы музея, что находит отражение в его планах научного комплектования, связей музея с производством, учреждениями культуры, административными органами города и края, а также в значительной степени от популярности музея среди населения. Большую роль могут играть рекламные акции музея, такие как выставки новых поступлений, с указанием имен дарителей, выставки, посвященные хорошо известным в городе, крае людям или предприятиям. Выступления сотрудников музея по радио и телевидению с рассказами о коллекциях музея, а также распространения среди населения листовок с указанием предметов, которые музей готов приобрести.
Выявление предметов музейного значения приобретенных таким образом, опирается на многолетние наблюдения над определенными сферами жизни: над группами населения, деятелями культуры, над бытованием и движением антикварных ценностей, над развитием моды и т.д.
Предлагаемые музею материалы проходят сложный путь, обеспечивающий научно обоснованный отбор предметов музейного значения. С советских времен в музеях практикуется предварительный прием предметов на временное хранение, это обязательно фиксируется специальным актом приема за подписью владельца и сотрудника музея. Одновременно записывается легенда, содержащая сведения о предметах, известные передающему лицу: о происхождении предметов, истории бытования, способах применения. Этот документ подписывается владельцем предметов. Легенда помогает выявить музейное значение предметов, но нуждается в проверке в ходе их дальнейшего изучения.
Далее предметы подвергаются экспертизе специалистов музея, а если есть необходимость – то и других учреждений, дающих письменные заключения.
На основании акта приема, легенды, заключений специалистов и собственных наблюдений члены фондово-закупочной комиссии музея решают вопрос о приеме или возврате предметов, о включении принимаемых предметов в фонд музейных предметов или в фонд научно-вспомогательных материалов. Решают вопрос о стоимости закупаемых предметов, и все это фиксируется в специальном протоколе.
После получения музеем согласия владельца на передачу предметов на предлагаемых условиях, за определенную стоимость составляется акт о приеме предметов на постоянное хранение. Данный акт утверждается директором, о чем свидетельствует его подпись и печать музея. Далее предметы вносятся в Книгу поступлений фонда музейных предметов или фонда научно-вспомогательных материалов и передаются соответствующим хранителям фондов по специальным передаточным документам.[9.10]
Таким образом, выше были даны общие сведения о научном комплектовании музейных фондов. Рассмотрены задачи, методы и способы комплектования, система учета и документирования данного процесса.
Процесс комплектования можно разделить на этапы, последовательность которых может быть достаточно изменчивая. Приведем наиболее значимые: 1) выделение интересующих музей исторических фактов или фактов современной жизни; 2) определение объектов действительности в качестве объектов музейного изучения с целью комплектования фондов; 3) выявление предметов музейного значения; 4) окончательная экспертиза предметов музейного значения; и наконец, 5) их приобретение музеем и придание им статуса музейного предмета.
Отбор предметов музейного значения
Выявление предмета музейного значения начинается еще в процессе его извлечения из среды, в которой он находится. Это могут быть вещественные, письменные, изобразительные, фото-, видео-, кино-, фонопамятники.
Отбор предметов музейного значения – это решение вопроса о том, что из созданного людьми с наибольшей полнотой отражает документированную музеем реальную действительность той или иной эпохи. Выявление и отбор предметов музейного значения проводится по темам. В основе отбора лежит систем критериев, наиболее значимыми из которых являются информативность – способность отражать, а так же воплощать процессы, происходящие в обществе и природе; репрезентативность – это способность предмета музейного значения с наибольшей полнотой среди однотипных предметов отражать эпоху, явление, среду. Эти два критерия требуют наиболее объективного взгляда на предмет с целью выявления в нем, прежде всего отражения ушедшего времени и иной культуры. Кроме того предмет музейного значения , а в будущем как музейный предмет, должен вызывать воздействия на эмоциональную сферу человека. Такими свойствами предмета музейного значения являются: экспрессивность – это такие качества, как древность, необычность, или наоборот узнаваемость, связь данного предмета с известными именами или событиями и т.п.; следующее свойство, влияющее на эмоции человека-это аттрактивность, способность музейного предмета привлекать внимание за счет своих внешних характеристик, как эстетическими достоинствами, так и притягивать внимание своими размерами – гигантскими или крошечными, необычностью форм или уродством.
Классификация предметов музейного значения, предметы музейного значения принято классифицировать по типам, разделяя в зависимости от способа фиксации информации на письменные, вещевые, изобразительные, кино-, фото- и фоноисточники. Следующей единицей классификации музейных предметов выступает вид, который определяется на основании общих существенных признаков (материал, техника, функциональное значение и др.). Так, предметы, относящиеся к типу вещественных источников, будут подразделяться по материалу (дерево, металл, стекло, кожа, ткань, керамика и т.д.), по функциональному назначению (культовые предметы, оружие, орудия труда, одежда и т.д.). В рамках одного вида выделяют разновидности: например, вид «керамика» подразделяется на грубую керамику, фаянс, фарфор. Более мелкими классификационными единицами являются группы, например: вид – металл, подвид – цветной металл, группа – медь.
Разные типы предметов музейного значения в разной степени обладают теми или иными свойствами.
Исходя из специфики конкретного музея, направление его деятельности, особенностей его собраний и отдельных коллекций наряду с этими общими критериями используются и частные критерии, обращается внимание на авторство вещи, материал, из которого она изготовлена, технику ее изготовления, ее размеры, форму и т.п.
В процессе комплектования фондов важным является изучение предмета, как части предметного мира, как документа своей эпохи. Это этап предварительный, но имеет неоценимое значение, так как должен ответить на вопрос, имеет ли предмет музейное значение. В дальнейшем изучении предмета в составе музейных фондов раскроет музейное значение предмета, всесторонне рассмотрит его в контексте с другими музейными предметами.
Подход к отбору предмета музейного значения во многом зависит от его возраста. Для предметов прошлого, давно ушедших из употребления, особенно важно становиться определение времени его возникновения и подлинности, что позволяет судить, насколько они редки. Это требует знания истории видов предметов, истории применения материалов, стилистических особенностей эпох. Также необходимы знания тех признаков предметов, которые удостоверяют их подлинность: с клеймами, фабричными знаками, надписями, датами, эмблемами, монограммами, авторскими подписями – на вещественных и изобразительных предметах; с подписями, печатями, штампами, экслибрисами – на письменных предметах.
Эти важнейшие признаки получают полное раскрытие при дальнейшем изучение предмета в процессе фондовой работы, однако и на этапе отбора без их первоначальной расшифровки обойтись нельзя.
Этих сведений уже вполне достаточно для решения вопроса о значении предмета для пополнения систематической или тематической коллекции, собрания уникальных предметов, мемориальных ценностей музея. При рассмотрении предметов далекого прошлого, таким образом, вывод об их музейном значении может быть сделан на основании немногих существенных признаков.
Иначе обстоит дело с предметами нового времени и особенно современности. Возможность широкого выбора заставляет всесторонне рассматривать каждый современный предмет, прежде чем сделать заключение о его музейном значении и целесообразности отбора именно этого предмета для фондов музея. Ниже автор делает попытку выделить основные вопросы, которые приходится решать в процессе такого отбора, и отметить ряд особенностей, относящихся к современным предметам.
В ходе работы необходимо определить материал, из которого изготовлен предмет, в частности для того, чтобы решить вопрос о его способности длительно храниться в музее. Это требует специальных знаний материалов, красителей и их свойств, а также современных возможностей консервации и реставрации.
Важный момент – рассмотрение сохранности предметов с точки зрения их дальнейшего хранения в музее и полноты возможного зрительного восприятия их информации не только в данный момент, но и с учетом проведения реставрации.
Серьезную проблему для музея при отборе современных предметов составляет сохранение его принципиальной заинтересованности в первоисточниках социальной информации. Быстрое развитие общественных коммуникаций создает опасность наполнения музейных фондов описательными и изобразительными материалами коммуникативного назначения.
В данном параграфе были рассмотрены критерии отбора предметов музейного значения в процессе формирования фондов. Рассмотрены основные признаки и функции, которыми должен обладать предмет музейного значения.
Таким образом, в данной главе были рассмотрены способы, формы, методы, принципы комплектования, система документального учета комплектования, критерии отбора предметов музейного значения. Следует отметить, что именно такой научный подход к комплектованию музейных фондов, будет способствовать систематизации музейных предметов очищению «запасников от мусора».
Глава II. Критерии отбора предметов музейного значения на примере литературно-краеведческого музея МОУ «Гимназия №27»
2.1. Научно-исследовательская работа музея
Литературно-краеведческий музей официально был открыт 10декабря 1960г., на основе литературного кружка. Идея создания принадлежит Остертаг Людмиле Михайловне, которая стала первым руководителем музея. На данный момент руководителем музея является Трубникова Надежда Николаевна. Музей собирает и экспонирует материалы о литературной и культурной жизни г.Барнаула и Алтайского края в прошлом и настоящем. В нем собранно и систематизировано более 7500 единиц хранения. В музее существует стационарная экспозиция – «Алтай литературный», которая делится на 7 разделов:
1.Алтай в годы давние.
2.Первый натиск бури.
3.20-30 годы ХХ столетия. Литература и искусство.
4. Поэты и писатели Горного Алтая.
5. Современная литература Алтая.
6.Из прошлого русской литературы.
7.Их имен не смолкнет слава (по ВОВ)
Художественное оформление и тематическое расположение экспозиционного материала выполнено в соответствии с профилем музея. Экспонаты размещены в стеклянных витринах, напольных и настенных с наличием текстов и аннотацией. [1.2.3.4]
План обновления стационарной экспозиции рассчитан на 5-7лет.
Временные выставки так же осуществляются в соответствии с годовым и учебным планом. Для временных выставок выделена отдельная витрина.
В переносных выставках музей использует только копии экспонатов. Такие выставки не раз проводились в краевом архиве – выставка посвящалась Г.М.Пушкареву, в краевой библиотеке – выставка знакомила с биографией В.Я.Шишкова.
Литературно-краеведческий музей участвовал в городском конкурсе «Признание», посвященный 70-летию Алтайского края, на конкурсе музей представлял выставку под названием – «История Алтая глазами творцов Алтая».
Музей находится на втором этаже гимназии. Занимает один экспозиционный зал, площадью 47,9кв. м. Для защиты музейных предметов от воздействий света и тепла в процессе их хранения, окна задрапированы плотными портьерами, нем пропускающими солнечные лучи, имеется центральное отопление.
Условия экспонирования и консервации. На сегодняшний день отдельного фонда хранилища нет. Хранение производится в коробках, папках которые хранятся в шкафах.
Температура воздуха в музее +16 – 18 градусов С. Постоянно проводится влажная уборка помещения, для поддержания оптимальной влажности воздуха в помещении, освещение люминесцентное. [2.3.5]
В музее также имеется и ведется учетная документация.
Планы
Книга приказов и положений
Инвентарные книги (основного и научно-вспомогательного фондов)
Журнал учета посетителей
Книга отзывов
Программа, разработанная руководителем музея на 5-летний период обучения.
Вновь принятые экспонаты сразу же заносят в книгу Основного фонда, в данной книге ведется учет особо ценных книг, книг с дарственными надписями, либо книги ценные для музея данного направления (литературно-краеведческие, или книги написанные об Алтае). В основном фонде на данный момент, насчитывается около 7500 единиц хранения, в научно-вспомогательном - 18 000 единиц.
Отчет по всей проделанной работе производится раз в полгода перед руководителем Центра Отечественной культуры. О поступивших в музей ценных материалах информируют Государственный музей истории литературы и искусства края (ГМИЛИК).
Музей ведет тесное сотрудничество с библиотеками, архивами, союзом писателей, со студией Арт.
В музее ведется экскурсионно-массовая работа. Администрация гимназии регулярно контролирует работу музея, завуч по воспитательной работе оказывает помощь в проведении встреч с писателями и поэтами Алтая, ветеранами войны и труда, а также в проведении праздников, экскурсий, лекций, бесед.
Одна из положительных тенденций в работе литературно-краеведческого музея – познавательная деятельность учащихся с музейными фондами, они самостоятельно изучают материалы музея , а затем готовят доклады и сообщения к урокам, конференциям, олимпиадам, тем самым, развивая навыки творческого мышления, учатся давать оценку творческим работам товарищей.
За последний год Литературно-краеведческий музей пополнил фонды:
- основной фонд – 52ед.хр.
-научно-вспомогательный – 47 ед.хр.[2.3.5]
Итак, выше был дан краткий обзор научно-фондовой работы Литературно-краеведческого музея МОУ «Гимназия №27». В музее соблюдаются хоть и не все нормы учета и хранения экспонатов, но тем не менее проводится большая работа в этом направлении по совершенствованию и оптимизации процесса хранения и учета. Главной проблемой является отсутствие достойного помещения, а так же невозможностью расширения штата для продуктивной работы в музее, так как вся работа по сути выполняется одним специалистом и руководителем музея Трубниковой Надеждой Николаевной.
2.2. Критерии отбора предметов музейного значения в Литературно-краеведческом музее МОУ «Гимназия № 27»
В связи с тем, что музей является школьным, его финансовое обеспечение зависит целиком от школы, музей не располагает возможностью пополнения своих фондов путем закупки. Основным источником пополнения фондов остается дарения и собирательская деятельность. Существует так же обмен экспонатами между музеями одного уровня или организациями занимающихся коллекционированием и экспонированием.
Так например, благодаря взаимовыгодному сотрудничеству с Алтайским отделением союза писателей фонд пополняется новыми произведениями алтайских авторов. Студия Арт подарила новое издание «Письма с фронта любимым». В этом издании освещается тема ценного экспоната литературно-краеведческого музея, книжечка стихов из концлагеря Бухенвальд, переданная в дар музею от алтайского писателя.
Одним из последних ценных предметов, поступивших в музей, стала книга нашего земляка Г.Д.Гребенщикова., эмигрирующего в Рим, потом в Париж, позже в США. Книга носит название – «Былины о Микуле Буяновиче», которая была написана в Париже, а печаталась уже в США, в штате Конектикут в личной типографии Гребенщикова.
Главным источником пополнения экспонатов остается поисковая деятельность руководителя музея и учащихся.
Учитывая литературно-краеведческую направленность музея, круг экспонирования сужается, давая тем самым более детальную, глубокую обработку избранной темы, но даже не смотря на это, обзор тем и направлений в литературно-краеведческой области остается достаточно широк.
Критерием отбора предметов музейного значения для Литературно-художественного музея остается главным образом уникальность литературного издания или источника. Уникальность в свою очередь может проявляться в разных формах: принадлежность предмета (книги) известному человеку, книги (источники) первых годов издания, книги с пометками известных личностей, книга с которой связанна определенная история и многое другое.
Безусловно, что в следствии отбора, в основной фонд попадают не все предметы, лишь наиболее ценные с точки зрения истории, литературы, уникальности издания. Такой анализ предмета производит сам руководитель музея, опираясь на опыт своих коллег из других музеев, руководствуясь профилем своего музея. Надо сказать что в школьных музеях система отбора экспонатов упрощена, в силу своего статуса, но тем не менее остается важным с точки зрения образовательно-воспитательного и эстетической точек зрения.
Таким образом, критерии отбора предметов музейного значения могут быть очень разнообразными и индивидуальными для каждого музея. Профиль музея определяет лишь первую стадию отбора предметов, затем идет детальное изучение самого предмета и его истории. Именно такой научный подход к определению ценности предмета для музейной коллекции, способен объективно дать оценку предмету музейного значения в системе культурных ценностей.
В данной главе была дана характеристика научно-фондовой работы Литературно-краеведческого музея МОУ «Гимназия №27», рассмотрены способы пополнения фондов и критерии отбора предметов музейного значения в данном музее.
Заключение
Курсовая работа выполнена по достоверным источникам непосредственно из самого музея. Так же осуществлялась большая помощь в сборе материала руководителем Литературно-краеведческого музея МОУ «Гимназия №27» . Курсовая работа охватывает весь период работы музея, от его создания до сегодняшних дней. Была произведена работа с книгами поступлений и уставом музея.
В работу включена информация о сегодняшнем состоянии фондов в музее, о том какая работа проводилась по комплектованию. Так же в работе затронуты проблемы школьного музея.
Был дан анализ критериям оценки предметов музейного значения, как научного подхода к задачам пополнения музейных фондов, так и в рамках школьного музея.
Будущее Литературно-краеведческого музея МОУ«Гимназия №27» определится заинтересованным руководством города, которые могут решить вопросы предоставления достойного помещения, выделение денежных средств на художественное оформление экспозиций музея и достойное хранение экспонатов. Решение этих вопросов создаст условия для пропаганды, рекламы музея среди населения города и всего края. Это даст возможность привлечь посетителей, а так же людей, которые помогут пополнить фонды музея новыми экспонатами.
Список источников и литературы
Книга поступлений О.Ф. за 2006г.
Устав музея
Годовой отчет по фондовой работе музея (2006)
Книга поступлений
Казакова С.Ф. «Научное комплектование фондов музеев».,М-2002г.
Каулен М.Е. «Музейное дело России»., изд. «ВК»., М-2003г.
«Музеи мира»., изд. «Эксмо-Пресс»., М-2002г.
Тельчаров И.А. «Основы музейного дела» изд. Омега-Л., М-2005г.
Хербст В.А., Левыкина К.Г., Музееведение. Музеи исторического профиля. Изд.Высшая школа М-88г.
Шулепова Э.А. «Основы музееведения»., изд. Едиториал УРСС., М-2005г.
11. Юренева Т.Ю. «Музееведение»., Академический Проект., М-2003г.
23