Введение
Актуальность исследования обусловлена динамичным развитием на современном этапе коммуникативной функции музея, важнейшей составляющей которой являетсяэкспозиционно-выставочная деятельность. В представлении большинства людей музей ассоциируется именнос его экспозицией, так какдля большинства посетителей та огромная научная работа по изучению различных событий и явлений, комплектованию, учету, описанию и обеспечению сохранности музейных фондов, малоизвестна.
Экспозиция является основным, предъявляемым общественности продуктом многопрофильного интеллектуального труда коллектива музея. Именно через неемузей проявляет все особенности своей деятельности как специфического общественного института.
На сегодняшний день районные и муниципальные музеи все чаще пользуются большим интересом со стороны туристов и гостей города, района. Это связанно с развитием рынка услуг в области досуга и отдыха. В условиях жесткой конкуренции музеям приходится в корне пересматривать формы и методы работы с посетителями. Что в первую очередь отражается на экспозиционно-выставочной деятельности – методах преподнесения информации, которые в свою очередь призваны обладать рядом свойств, таких как: доступность, экспрессивность, креативность, коммуникативность, мобильность и динамичность. Лишь продуманная выставка сможет иметь успех у разной категории посетителя, обладая многослойностью и универсальностью. Для этого необходимо тщательное изучение, выявление специфики, разработка новых форм показа для мелких муниципальных музеев.
Город-курорт Белокуриха в 2004году получил статус федерального значения, но к сожалению, на музее это никак не отразилось. Понимая огромное значение и роль музея на данной территории, необходимо привлечь внимание городских властей и спонсоров к проблеме финансирования музея. Музей славится своими богатыми фондами, но в силу отсутствия штатных единиц и ограниченной экспозиционной площадью музей не может полноценно раскрыться в экспозиционно-выставочной деятельности. Необходимость изучения фондов музея и его экспозиционно-выставочной работы вполне обоснована и является главной целью выпускной квалификационной работы.
Задачи выпускной квалификационной работы:
выявить роль научного документирования в формировании стационарной экспозиции исторического музея города-курорта Белокуриха;
проанализировать принципы и методы построения стационарной экспозиции музея
разработать научную концепцию для создания проекта выставки «Культура и быт Алтайцев концаXIX начала XX века»
составить тематико-экспозиционный план выставки
создать электронный макет выставки.
Объект: музей истории курорта Белокуриха.
Предмет: экспозиционно-выставочная деятельность исторического музея города-курорта Белокуриха.
Новизна исследования обусловлена тем, что ранее в рамках ВКР данный музей не рассматривался заключается, во-первых: ванализе экспозиционно-выставочной деятельности музея курортной зоны и во-вторых, изучение данного музея ранее не проводилось.
Практическая значимость работы заключается в разработке проекта выставки «Культура и быт Алтайцев конца XIX начала XX века», которая может быть реализоваться в рамках музея города-курорта Белокурихи, не нарушая единства постоянной экспозиции.
Временные рамки: 1998-2008 гг. Нижняя временная граница обусловлена годом создания стационарнойэкспозиции в музее. Верхняя временная граница – годом разработки проекта временной выставки.
Методологическую базу работы составили труды Каулен М.Е., Никишина Н.А., Труевцевой О.Н., Юреневой Т.Ю., Шмита Ф.И., и мн.др. Ихисследования послужили основой для проведения анализа экспозиционно-выставочной работы исторического музея города-курорта Белокуриха.
Историография. При проведении исследования автором был изучендостаточно широкий круг литературы. В первую очередь были рассмотрены монографии и статьи, посвященныепроблемам экспозиционно-выставочной деятельности в исторических, краеведческих и этнографических музеях. К ним относятся сборники научных статей Российского Института Культурологии посвященные теоретическим проблемам Музейной экспозиции, разработке новых сценариев и концепций. Использован сборник научных трудов зоомузея Института зоологии АН УССР, 1976г.,Барвойнова Е.П.,[11] посвященный проблеме экспонирования в отделах природы в краеведческих музеях. Этой же теме посвящен труд Кызыслова И.С. [16]Продолжая тему, но уже в контексте исторических и этнографическихмузеев можно выделить следующие источники: «Современная историографическая ситуация и проблемы исторических экспозиций музеев» [23] – здесь описываются проблемы доукомплектования этнографических коллекций и определения подлинности исторических памятников. Далее идет более подробная информация о роли подлинных материалов в коллекциях этнографического характера - Рихтер О. «Идеальные и практические задачи этнографических музеев»[22].Завершает данный раздел историографии - сборник под названием «Показ современной жизни народов СССР в этнографических музеях»[21].
При анализе археологических памятников был использован труд Алешковского М.Х. «Изучение и описание археологического музейного предмета (на материалах славяно-русской археологии). [8] Описание научных исследований археологического характера, ведение научной документации, анализа, учета при археологических раскопках. Датировка и преемственность к какому-либо этносу, правильное изъятие из среды и последующая обработка предметов. Продолжая тему научного описания музейного предмета, важно обратить внимание на источник под названием «Атрибуция музейного памятника: Классификация, терминология, методика». [9] Здесь уже более подробно идет речь об атрибуции, ее этапах и правилах.
Конкретно об экспозиции и об ее структуре был проанализирован статейный материал: «Новая экспозиция - новый образ музея», «Музейно-экспозиционный фонд Банка России», «Хранить открыто», журнала «Музей» за февраль2008г., где описываются новейшие разработки в области хранения и экспонирования музейных предметов.[19]
При изучении исторического музея города-курорта Белокуриха, нами были проанализированы публикации местной газеты – «Сибирская здравница», а так же газеты «Аргументы и факты».
В работе использованы материалы из статей газеты «Сибирская здравница» с 1998 по 2000гг.
В №8 за 98г рассказывается об археологических находках найденных на территории древних поселений около подножья горы, они представляли собой предметы домашнего обихода: горшок глиняный для засолки батуна, стеклянную емкость для жидкостей и многое другое.[1]
В №20 за тот же год была опубликована статья о повседневной работе музея и о потребностях музея в больших площадях.[2]
В №2 за 99г рассказывалось о биографии директора музея
Батуевой Тамары Александровны.[3]
В №37 того же года в статье рассказывалось о третьем годе существования музея, о его сотрудничестве с другими музеями: Московским, Кенигсберским, Калининградским, Новосибирским. Велась речь об обмене опытом и ценными находками и сувенирами.[4]
В №20 за 2000 г была напечатана статья под названием «Содружество музеев». Под эгидой празднования международного дня музеев, были представлены достижениямногих выдающихся деятелей таких как А.Л.Мясников – научный руководитель курорта, Г.М.Шершевский и о многих других. Так же были опубликованы выдержки из книги отзывов музея истории Белокурихи.[5]
В №37 того же года говорилось о намерении открытия новыхвыставок: «Накануне юбилея музея мы открыли экспозицию «История музея».».А так же о новых других идеях, которые пока не реализованы в связи с отсутствием дополнительной экспозиционной площадью.[6]
«Аргументы и факты Алтай» в №41 за2004год писали о жизни директора музея Батуевой Тамары Александровны.[7]
Кроме публикаций автором проанализированны труды ученых и медиков, занимавшихся вопросом изучения развития курорта Белокурихи и его целебных радоновых источников. Бенгардт А.А., Остапов А.Д., «Курорт Белокуриха», Барнаул 2000г. . Остапов А.Д., «Курорт Белокуриха»., Барнаул 2003г.Остапов А.Д., Бенгардт А.А., «Белокуриха»., Барнаул 1992г. Остапов А.Д., «Белокуриха – Сибирская Здравница»., Барнаул 1982г. Все эти книги, опубликованы в разные года, но общей темой всех книг является история курорта Белокуриха, развитие и достижения в области радонолечения.[31.42.43.44]
Андреев С.В., «Вопросы курортологии и физиотерапии» 1976,№ 5.,стр.71-77. В этом отрывке говорится о новых видах услуг для отдыхающих курорта. Об адаптации человека, создании всех условий для полноценного отдыха. [11]
Зеров К.И., Сакун К.Н., «Курорт Белокуриха»., Барнаул 1958г. Художественное описание истории курорта.[33]
Комбалов Н.В., «Природа и природные богатства Алтая», Барнаул 1955г. Речь идет оприродном факторе, как об основном источнике здоровья. Об особенностях микроклимата, а так же о природных источниках целебных свойств.[35]
Основой для разработки проекта выставки выступили труды ученых занимавшихся вопросом изучения Алтайских народностей.
Так, интересные материалы о шаманизме алтайцев имеются в статьях и книгах В. И. Вербицкого, публиковавшихся с 1859 г. до конца XIX в. Им подробно зафиксированы моления Улъгену - главному божеству-небожителю и Эрлику - главе злых духов нижнего мира [13]; дана характеристика алтайского анимизма и пр. [14].
В 1860-70-х гг. по Алтаю путешествовал В. В. Радлов. Впоследствии он опубликовал книгу, одна глава которой посвящена шаманизму алтайцев [18]. Попутно нужно отметить, что с его именем связана большая часть того, что было сделано в конце XIX - начале XX в.. в освещении религии тюркоязычных народов [18]. Шаманизм алтайцев изучен частично. В литературе раскрыты в основном обряды и представления телеутов, алтай-кижи и кумандинцев. Духовная культура тубаларов и челканцев практически осталась неисследованной.
Наиболее значительный вклад в исследование верований алтайцев в дореволюционный период внес А. В. Анохин. «Материалы по шаманству у алтайцев», собранные за время путешествия по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Книга состоит из семи глав. В первой дано обобщенное описание алтайских духов, божеств и обрядов, посвященных им; во второй - краткое изложение мифов о сотворении земли и человека; в третьей освещены религиозные представления о человеке, его судьбе после смерти и шаманах; в четвертой перечислены виды жертвоприношений духам; в пятой в общих чертах охарактеризованы бубен и костюм южных алтайцев. Далее приведена запись заклинаний южноалтайских шаманов Полштопа и Мампыя в честь небесных, земных и подземных божеств. Седьмая глава состоит из рассказов о шаманах, с которыми А. В. Анохин встречался. При этом он впервые записал родословные алтайских шаманов. Последние две главы содержат сведения, дающие возможность для выявления локальных особенностей верований этнических групп алтайцев, так как они хорошо паспортизированы. Сведения об анимистических представлениях телеутов - одной из этнических групп южных алтайцев - изложены в статье А. В. Анохина "Душа и ее свойства по представлению телеутов" [10].
В советское время в изучение алтайских верований внесли заметный вклад Л. Э. Каруновская, Н. П. Дыренкова, С. А. Токарев, Л. П. Потапов.
Л. Э. Каруновская провела в 1923 г. интересный полевой эксперимент. По ее просьбе шаман Кондратий Танашев из рода тангды алтай-кижи нарисовал изображение вселенной и "пути шамана" в ту или иную область. Он сообщил также подробные сведения о божествах и духах, местах их обитания, жертвах, приносимых этим духам, и о степени поклонения им (почитают его все роды алтайцев, или группа родов, или один род). Возможно, Л. Э. Каруновская дополнила рассказ шамана полевыми записями от других информаторов). Если же этого не было сделано, то мы имеем работу, отражающую уровень знания шамана, принадлежавшего к одному роду, духов и божеств других алтайских родов и подтверждающую наличие общеалтайского пантеона божеств.[16] (с. 160-183)
Большую научную значимость для исследования представлений телеутов и обрядов, совершавшихся их шаманами, имеют материалы Н. П. Дыренковой собранные в 1931 г. на территории современного Бековского сельсовета Беловского района Кемеровской области. Они были опубликованы лишь в 1949 г. Вначале автор дает сведения о шаманах-владельцах описанных ею бубнов и об информаторах, сообщивших сведения об обрядах изготовления и оживления бубнов [11, с. 107-108]. Затем автор кратко охарактеризовала телеутский шаманизм, "шаманскую" болезнь, меры, которые предпринимали иногда телеуты, "не желавшие, чтобы их родственник стал шаманом". Описываются обряды посвящения в шаманы - обучение его опытным коллегой, весь процесс изготовления бубна и проведение пира в честь этого события. В конце первой части публикации имеются сведения о рисунках на бубне. В основной части труда Н. П. Дыренкова подробно излагает камлание шамана при оживлении нового бубна. В ней последовательно перечислены действия шамана и приведены образцы заклинаний, диалогов с различными духами. После этого автор приводит краткое сообщение о порядке обновления бубна, о том, что делали с ним после смерти его хозяина. В заключение автор дала сжатое описание трех рукояток бубнов и пяти миниатюрных бубнов телеутов, хранящихся в МАЭ АН СССР. В целом уникальное исследование Н. П. Дыренковой имеет огромную ценность для реконструкции обрядов тюрок Сибири, связанных со становлением их шаманов.[15]
В свою очередь, труд Н. П. Дыренковой дополнил Л. П. Потапов, поместивший в том же номере сборника МАЭ краткую статью о бубне телеутской шаманки М. Тодышевой. Он обратил "внимание на некоторые стороны обряда изготовления бубна, преимущественно в той части, которая отсутствует в публикуемых записях Н. П. Дыренковой". Поэтому он привел ранее неизвестные сообщения о духах-покровителях отдельных родов и рисунках на бубне, уточнил полевые материалы Н. П. Дыренковой об изображениях шаманских птиц и коней. Анализируя эти сведения, Л. П. Потапов высказал мысль об эволюции шаманских представлений об изображении коней в ходе превращения шамана из служителя родового культа в служителя общеплеменного. [21, с. 191, 196].
В полевое изучение верований алтайцев заметный вклад внес крупнейший советский религиовед С. А. Токарев. Он совершил три экспедиции на Алтай - в 1930, 1932, 1940 гг., во время которых собирал и материалы о пережитках родового культа у алтайцев. Они легли в основу статьи о божествах и духах, которым поклонялись отдельные роды алтайцев. Ценность статьи в том, что автор установил почитание Ульгена главным божеством-покровителем лишь частью алтайских родов. Он привел также интересные материалы о родовых духах-покровителях [25].
Источниковой базой послужили Книга Поступлений, учетные карточки экспонатов, тематико-экспозиционный план стационарной экспозиции, годовые отчеты исторического музея города-курорта Белокурихи.
Глава 1. Экспозиционно-выставочная деятельность исторического музея города-курорта Белокуриха
Научное документирование как основа экспозиционно-выставочной деятельности.
Одной из важных функциймузея является документирование исторической действительности.Это означает, что через предметы музейного значения и зафиксированную информацию о «нематериальной стороне» человеческой культуры в ходе этой деятельности в музейном собрании должна создаваться сравнительно объективная картина жизни общества и природы на определенном историческом этапе их развития.Это связанно синформационным потенциалом, которым обладает каждый музейный предмет.Но, как показывает опыт, сам музейный предмет может обладать малой долей аттрактивности и экспрессивности. В таком случае прибегают к взаимодействию с другими предметами, т.е. раскрытию информативности экспоната в пространстве экспозиции.Таким образом, научное документирование находится во взаимосвязи с экспозиционно-выставочной работы.
Документирование в историческом музее города-курорта Белокурихаосуществляется в соответствии требованиями теории и методики музейной работы и на основеконкретно разработанных планов. Анализируя документацию музея можно выделить несколько форм комплектования: экспедиции и научные командировки, сотрудничество с коллекционерами; репортажные сборы в момент происходящих событий; дары от частных лиц, предприятий и организаций; приобретение предметов музейного значения у частных лиц.
Экспедиции и научные командировки являютсяосновным источником пополнения фондов. Собранные таким способом материалы составляют большую часть фондового собрания и,соответственно, стационарных экспозиций.Комплектование преимущественно ведется в соответствии с профилем музея, т.е . посвящено характеристике развития курортной зоны.Но, в связи с тем, чтотерритория курорта считается заповедником, сохранившим не только уникальную природу, но и остатки ранних культур и быта древних поселений, наскальные рисунки, различные археологические находки и пр., в фонде музея сформировалась соответствующая коллекция. Данная коллекция имеет комплексный характер не только предметы материальной культуры этнографического и археологического характера, но и собрание шедевров духовного наследия: легенды, поверья и пр. В рамках историко-этнографического и историко-археологического направлений Музей тесно сотрудничает с Горно-Алтайским краеведческим музеем (организуются совместные научные экспедиции).Итогам проделанного документирования стал ряд временных выставок,приуроченных юбилейным событиям Республики Алтай. Так, например, в мае 1999 г была открыта временная выставка, посвященная истории строительства ГЭС на реке Чемал, а в 2000 году с июня по август существовала выставка, посвященная развитию туризма на Алтае.[28]
Так же комплектование осуществляется и посредством сотрудничества с коллекционерами, хотя такие случаи довольно редки. К примеру, директор музея однажды встречалась с коллекционером из г. Бийска, Поповым В.И., который предоставил на временное хранение коллекцию живописи русских художников конца XIX начала XX. Все работы посвящены уникальной природе Алтая. Выставка экспонировалась с февраля по май 2007года. В последующем две картины были переданы музею в качестве дара, это «Утро на реке Катунь» и «гора Белуха» написанные самими В.И.Поповым .
Предметы музейного значения преимущественно поступают от жителей города и района, в качестве дара. Как правило,это фотографии из семейных архивов, письма, личные вещи, ордена, реже живопись и предметы старины. Так, в экспозиции посвященной этнографии представлены предметы утвари: ухват, котелок, полотенце, крестьянский женский костюм.[26,27,28].
Покупка предметов происходит редко, ввиду недостаточности финансовых средств. В 1995 году был выкуплен укоренного жителя ткацкий ручной станок концаXIX.[26]
Тем не менее, в музеесобран обширный материал.Так, на 01.02.2008 г. в фондах исторического музеягорода-курорта Белокуриха на государственном учете состоит 13890 ед.хр. (8790 ед.хр. ОФ и 5100 ед.хр. НВФ).[27] Собранные коллекции использовались не только в созданиистационарной экспозиции, но и позволили расширить тематику и количество временных выставок – только в течение отчетного периода (с января по декабрь 2007 г.), экспонировалось 620 ед.хр. Что же касается историко-этнографической и историко-археологической коллекций, то общее количество предметов приравнивается к 4800 ед.хр. из которых 358 единицпредставлено в экспозиции.[28] Это и фотодокументы, датируемые концомXX века, и письменные распоряжения глав. Начальников администрации города, и личные вещи известных жителей города-курорта и мн.др. p. [27,28]
Давая оценку работе музея, необходимо отметить, что в музее существует только первичная регистрация музейных предметов; сортировка материала по основным категориям: нанесение на предметы учетных обозначений, работа с учетными карточками, составление карточек научных описаний, внесение сведений в коллекционную (инвентаризационную) опись: работа с книгой поступлений (учета фондов), процесс учета и переучета музейных фондов.
Таким образом, материал первого параграфа показывает, что научное документирование исторической действительности является основой экспозиционно-выставочной деятельности. Это связанно с наличием или отсутствием ряда свойств у музейного предмета. Научное документирование призвано анализировать музейный предмет в контекстебудущей выставки или экспозиции. Наглядно показать весь процесс документирования мы постарались на примере исторического музея города-курорта Белокуриха. Анализируя фонды данного музея, мы пришли к выводу, что основным источником пополнения фондов являютсяэкспедиции и репортажные сборы. В результате этой работы были сформированыфонды музея, а именно: основной фонд насчитывает 8790 единиц хранения, научно-вспомогательный - 5100 ед.хр В результате проделанной работы была создана стационарная экспозиция, под названием «История города-курорта Белокурихи». Её мы подробнее рассмотрим в следующем параграфе.
Принципы построения экспозиций в историческом музее города-курорта Белокуриха.
Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений [58].
В музееведении достаточно хорошо разработаны теоретические основы построения экспозиций историко-краеведческого профиля, и это позволяет проанализировать визуальную коммуникацию исторического музея города-курорта Белокуриха. Приемы и методы построения стационарной экспозиции в данном музее - классические. Экспозиция построена в соответствии с хронологией – вся история курорта разбита на временные отрезки, которые характеризуют особо яркие события в истории всей Белокурихи. В каждом экспозиционном комплексе детализированы биографии лиц, внесших особый вклад в развитие, изучение Белокурихи,а так же представлен развернутый материал о процессе развития и жизнедеятельностиБелокурихи в разных политических, экономических и социальных условиях, в контексте исторического развития всей страны.
В историческом музее города-курорта Белокуриха стационарная экспозиция носит название – История города-курорта Белокуриха. Она делится на три раздела. Первый раздел освещает историю города-курорта Белокуриха. Во втором разделе экспозиции представлена этнография, а в третьем - уголок живой природы.
Из известных общих принципов построения экспозиций, таких как научность, комуникативность, предметность музейного показа,в исследуемом музеебыли применены все. Основным принципом построения экспозиции является принцип научности. Он выразился в наличии подлинников, которые являются прямым доказательством свершившегося исторического факта. Построенная таким образом экспозицияна основе научной концепции, с опорой на подлинные материалы, является залогом успеха у разных категорий посетителей. В контексте выставки можно выделить структурные блоки, в которых раскрывается основной материал. Это временные рамки, в которых прослеживается развитие курортной зоны, специфики местной медицины и туризма, исключая годы ВОВ.
Принципы коммуникативностии предметности – так же является неотъемлемым качеством данной экспозиции. Коммуникативность экспозиции выразилась многослойности, которая позволяет ориентировать выставку на разные возрастные группы посетителей. Доминирующим является принцип предметности. Он позволяет наиболее наглядно продемонстрировать, к примеру, материал этнографического характера. Поэтомупредметность – играет важную роль, и кроме информационно-содержательной стороны, в экспозиции представлены подлинные материалы (фотографии, предметы быта, ордена, личные вещи), это существенно обогащает информативность выставки и облегчает восприятие. Так, например,в шестом экспозиционном комплексе, посвященном развитию курорта в послевоенное время, применен показ панорамных фотографий, отражающих красоту достопримечательных мест (родник, гора Церковка, Сосна любви и мн. др) которые при желании может посетить каждый.
Универсальность заключается в том, что на основе экспонируемого материала, разработано несколько программ рассчитанных на разные категориипосетителей. В частности для посетителей-гостей курорта (отдыхающих) больший уклон делается на удивительные места природного заповедника.
Анализируя по более конкретным принципам построения экспозиции, можно выделить два принципа – это комплексно-тематический и хронологический. [58,42] По хронологическому принципу выстроен первый раздел экспозиции, посвященный истории развития курорта. Это четко прослеживается в последовательности экспозиционных комплексов и их названиях: «У самых истоков», конец XVIII начало XIX века. Открытие минеральных вод, первые поселенцы, Довоенный период истории Белокурихи. (1900-1945г.), Белокуриха в военное лихолетье (1941-1945г.), послевоенный период (1946-1956г.), вековой юбилей Сибирской здравницы (1958-1969г.), всесоюзная здравница (1970-1980г.). [приложение 1]
Второй раздел экспозиции под названием – «Этнографический уголок»,выполнен с помощью комплексно-тематического принципа, и представляет собой собрание предметов крестьянского быта конца XIX начала XX века. Он выразился в подборке предметов, посвященных характеристике крестьянского быта. Он органично сочетает между собой разные по своим параметрам экспонаты, образуя единый комплекс, посвященный этнографии. В выставке применен целый ряд экспозиционных приемов, таких как прием «взаимной документации», прием организации предметов,требующих рассмотренияс близкого расстояния, с возможность непосредственного контакта с экспонатом.
Третий раздел устроен по тому же конкретному комплексно-тематическому принципу. Онвключил в себя чучела птиц и животных, которые обитают на территории курорта и в близлежащих районах. Интересен в данном случае задействованный экспозиционный прием организации «экспозиция в окне». Он позволяет таким образом обособить и выделить выставку, заставляя как бы заглянуть в иное пространство и время.[36]
Отдельным вспомогательным элементом в общейстационарной экспозиции является макет-карта территории курорта. Это навигационная действующая модель, включающая в себя точное расположение объектов в масштабе 1:10. в макете предусмотрена электродинамика, которая обеспечивает имитацию электрического освещения в зданиях.
Анализируя по конкретным и общим принципам построения экспозиции мы пришли к выводу, о том, что в историческом музее города-курорта Белокуриха преобладают все общие принципы, основным из которых является принцип научности. По конкретным принципам построения автором выделены два принципа: комплексно-тематический и хронологический.
1.3. Методыпостроения экспозиции
Успех построения любой экспозиции зависит от методов используемых в процессе ее создания. Современная наука выделяет несколько методов, таких как систематический, ансамблевый, музейно-образный, тематический и образно сюжетный метод.[36,58] Разделение на методы связанно с определенной тематикой экспозиции. Ведь для каждой выставки характерны свои нюансы, которые возможносгладить или наоборот подчеркнуть, повернуть под другим ракурсом и рассмотреть более детально.В музее истории города-курорта Белокуриха, использован тематический методс элементами ансамблевого показа. Это выразилось в собрании материалов, посвященной теме истории курорта, а так же направленность на развитие этой истории: с чего все начиналось, как появились первые санатории и к чему пришли сейчас. Ансамблевый метод показа выразился во включении в общую канву исторических событий отдельных элементов экспозиции в виде этнографического уголка и уголка живой природы. Данный метод позволяет воспроизвестиместо, время и атмосферу прошлого, например, этнографический уголок передает убранство крестьянской избы конца XIX начала XX веков, а уголок живой природы показывает представителей живой природы в единстве экосистемы. Такой подход к показу является очень доступным для восприятия,и обладает повышенной аттрактивностью и ассоциативностью.
Специфика подачи материала выразилась в экспозиционно-художественном решении. Кроме применения конкретных методов и принципов в построении экспозиции, существует необходимость сокращения и обобщения материала в целях экономии экспозиционного пространства. Но, в общем, и целом удалось сохранить целостность истории и не упустить важных моментов. В экспозиции задействованы все экспозиционныe пояса, и даже нижний экспозиционный пояс делится на два, это делается для экономии места, но в тоже время нельзя сказать, что предметы расположены скучено. Наоборот такая мобильностьрасположения предметов помогает сосредоточится, и получить целостное впечатление. Верхний ярус занимают панорамные фотографии больших размеров, которые довершают процесс знакомства с историей курорта изображением достопримечательных мест.
Таким образом, музей истории города-курорта Белокуриха, к настоящему времени не располагает достаточными средствами для проведения полноценной экспозиционно-выставочной работы. Нельзя оставить без внимания, тот факт, что особое влияние рекреационного фактора в работе музея вносит некоторые особенности не только в подборе и презентации материала, но и в специфике проведения экскурсий и других музейных мероприятий
Анализируя архитектурно-художественное решение стационарной экспозиции, мы постарались выявить основной стиль оформления, раскладки материалов.Первый раздел стационарной экспозиции выполненведином цветовом решении (в коричнево-бежевых тонах), особо значимые события для курорта выделены на тон ярче общего цвета. Экспозиция выполнена в виде стандартных стендов и витрин, основным материалом для музейного оборудования является дерево и его промышленные разновидности (ДВП, ДСП, фанера). При построении стационарной экспозиции соблюдались основные правила и нормы построения. Строго выделенный экспозиционный пояс позволяет сконцентрировать внимание. Этого добились с помощью использования нейтральной цветовой гаммы на протяжении всех разделов, лишь раздел о годах Великой Отечественной войны выделен красноватым оттенком, что не противоречит общему художественному решению. А так же четкая компоновка и симметричная раскладка материала, позволило экспозиции стать удобной для обозрения и изучения. В пределах экспозиционного поясарасполагаются экспонаты небольшого формата - документы, вещи, фотоматериалы, которые необходимо рассматривать с близкого расстояния. Нижняя граница экспозиционного пояса проходит в 70 - 80 см. от пола, верхняя - 2,2 - 2.5 м. от пола.[32.17]. В общем стиле выполненысопроводительные тексты и этикетаж.
Второй раздел экспозиции, выполнен в виде фрагмента крестьянской избы, в которой предметы расположены в соответствии с их функциональным назначением. Здесь представлены предметы кухонной утвари,мебель (стол, скамья), орудия труда (виллы, грабли и т.д.). Здесь же расположены предметы культовой атрибутики (икона, лампадка).
В третьей части, представлена большая витринав виде вольера, где представлены чучела животных и птиц. Дополняют картину искусственно воссозданный природный ландшафт, с применением засушенных трав, мха и веток.
Первый раздел экспозиции, посвященный истории города-курорта Белокурихи, состоит из нескольких экспозиционных комплексов:
Первый экспозиционный комплекс повествует об открытии целебных источников местными жителями, о начале изучения территории региона, о первых научных открытиях сделанныхучеными из Бийска и Барнаула. Раздел включает в себя предпосылки развития курортной зоны иприродоохранной деятельности в данном регионе. Комплекс представлен фото документами, письменными источниками, археологическими находками.(фрагмент зуба мамонта, коллекция монет 1860-1916г., указ Петра I)
Во втором экспозиционном комплексе идет речь строительстве первого деревянногосанаторного комплекса, включившего корпуса для проживания, а так же первую радонолечебницу. Здесь освещена историяразвития сферы коммуникаций с соседними городами, обслуживания первых отдыхающих, появление первых радоновых ванн и эммонаций для лечения больных. Здесь представлен подлинный документ о проведении научной экспертизы, проводимой учеными из г.Барнаула, о содержании минеральных веществ полезных для организма, документ датируется началом XX века. Кроме того, представлен обширный фотоматериал по началу застройки курорта жилыми корпусами для больных, организация термальных ванн (которые являются прототипом современных радоновых ванн),открытие первой радонолечебницы. Весь материал сопровожден пояснительным текстом, выдержками из газетных статей того времени. Например, статья П. Тырышкина под названием «Работает за двоих» повествует о нарастающих темпах строительства новых жилых корпусов.
Третий экспозиционный комплекс посвящен существованию курорта в военное время. Белокуриха приютилавоспитанников лагеря Артек, чтоявилось огромным событием в жизни курорта. В честь этого исторического события, на территории курорта был установлен памятник «Артековцам». Здесь представлены атрибуты советского времени (флаг СССР, горн, пилотка, и др) и личные вещи принадлежавшие воспитанникам лагеря. Особое внимание занимают фронтовые письма, трагические истории в лицах, сопровождаемые фотографиями и личными документами, вещами, которые принадлежали местным героям, участникам Великой Отечественной Войны. В экспозиции представлены боевые патроны, гильзы, каска, немецкий пистолет, фляга для воды и многое другое.
Четвертый экспозиционный комплекс рассказывает о послевоенном периоде, когда раненные и инвалиды войны съезжались со всей страны для реабилитации и лечения. Данный комплекс представлен большим количеством медицинских заключений, сделанных во время и после реабилитации участников ВОВ. Представлены черно-белые фотографии процесса реабилитации – «урок физкультуры», «ручной массаж», «групповая гимнастика на улице».
В пятом экспозиционном комплексе идет речь о юбилее «Всесоюзной Здравницы». Развитие курорта идет быстрыми темпами, большой прирост населения, стремящегося попасть на курорт, бьет все рекорды. Осваивание новых территорий для строительства санаториев. Развитие медицинского обслуживания, стечение лучших умов в этой области, со всей страны. Создание научных консилиумов, открытых заседаний посвященныхпроблемам медицинского характера. Здесьпредставлены письменные, фото-кино источники о поразительных результатах, которые впервые заинтересовали ближнее зарубежье. Тут же расположены статьи о целебных источниках курорта и инновациях в области лечения различныхзаболеваний. Представлены сведения о первом съезде ученых, несколько проектов застройки курорта и его озеленении. Наиболее интересными, на наш взгляд,экспонатами оказались подлинники таких предметов как: атлас клинической микроскопии, датированный 1972г.;микроскоп известной фирмы «Цейз», Ч\б фотографии с изображением водных процедур- принятие радоновых ванн с использованием «душ-массажа» 1961г.[52,57,63]
В шестой экспозиционный комплекс включена информация о международной известности курорта, как о «Всесоюзной здравнице». Вековой юбилей обозначен серьезными достижениями в области медицины и курортологии. Курорту присвоено звание всесоюзного значения, чтосказалось на дальнейшем развитии «здравницы». В комплекс воли фото материалы о совершенствовании и развитии курортной зоны в целом, представлены документы и личные вещи наиболее известных врачей, руководителей. Кроме прочего здесь представлены вещи данной эпохи: патефон 1953г., футляр для перенесения лампы 1971г.
Все шесть экспозиционных комплексов построены по одинаковымэкспозиционный приемам: прием «взаимной документации»; расположение экспонатов, требующих рассмотрения с близкого расстояния.
Существуют так же и временные экспозиции, которые организует музей в честь праздников или тех или иных событий связанных с жизнью города и курорта. Так, например, проводилась выставка ДПИ, где демонстрировались предметы вышивки, шитья, резьбы по дереву. Преимущество таких выставок в том, что они могут размещаться не только в пространстве самого музея, но и демонстрироваться в санаториях, где выставка могла бы невольно привлекать внимание отдыхающих в данном санатории. Кроме того, у музея существует договоренность со многими санаториями, включая детские, которая позволяет иметь постоянный организованный приток посетителей в музей.
Выше дано описание стационарной экспозиции исторического музея. Она существует уже более 10лет. В основу экспозиции легли подлинные материалы и предметы историко-культурного значения. Так же присутствие копийного и научно-вспомогательных материалов, элементов в виде аннотаций, объяснительных текстов, деталей дизайнерского решения, помогают дополнить и раскрыть экспозицию.
Итак, в заключительном параграфе первой главы, рассматривались общие сведения по применениюметодов в экспозиционно-выставочной деятельности. В ходе анализа стационарной экспозиции исторического музея города-курорта Белокуриха, выявлены основные методы построения экспозиции, такие как тематический метод с элементами ансамблевого показа.Рассмотрены экспозиционные приемы и общее архитектурно-художественное решение стационарной экспозиции.
Подводя итоги первой главы, автор пришел к выводу о том,организация экспозиционно-выставочной работыисторического музея города-курорта Белокуриха характеризуется деятельностью по научному документированию. Мы попытались проанализировать экспозиционно-выставочную работу исторического музея города-курорта Белокуриха, как результат научно-фондовой работы проделанной за все время существования музея.
Что в свою очередь позволило создать не только стационарную, но и временные выставки. Взяв за основу научный подход, мы попытались выделить методы, принципы, а так же функциональныеособенности стационарной экспозиции. Необходимо отметить, что изучаемая экспозиция носит вполне традиционный характер представления и оформления материалов, ведь именно такой подход к построению экспозиции достаточно твердо укоренился в сознании людей, понимающий экспозицию как музейную. Выработанные десятилетиями формы и методы экспонирования материалов, приняли облик системного построения экспозиции. Ее главные отличия: четкость, краткость, выдержанность форм и цветовой гаммы, недостаточное внимание к художественному решению. Все это, по нашему мнению, привело к тому, что музей стал терять общественный интерес, в лице молодежи – самой значительной части посетителя. По нашему мнению, нужно отходить от стандартов построения экспозиции в плане оформительского и художественного решения, но этот переход должен осуществляться аккуратно и постепенно, сохраняя при этом главные принципы научности и историзма. Именно такой вариант экспозиции представлен в следующей главе, где мы попытались учесть анализ проектирования стационарной экспозиции.
Глава 2. Проектирование виртуальной выставки
2.1 Научная концепция
Стационарная экспозиция музеяистории города-курорта Белокурихи, состоящая из трех разделов,имеетлогическую завершенность. Она посвящена непосредственно самой истории возникновения и развития курортной зоны на территории Белокурихи, отдельной частью экспозиции выступает раздел по живой природе. Также в экспозиции представлены материал этнографического и археологического характера, освещающие материальную и духовную культуру русского населения данной местности. Но в связи с тем, что культура русского населения не развивалась обособленно, а находилась в непосредственномконтакте с культурой коренного населения (алтайцев) то, было бы вполне логично дополнить комплексы стационарной экспозиции временной выставкой, освещающей материальную и духовную культуру алтайцев.[14,15,16,19] Тем более что в фондах накоплен достаточно обширный материал по данной теме, привезенный с этнографических и археологических экспедиций.Актуальность проектируемой выставки связана сразвитием туризма на Алтае. В частности это территория Белокурихи и Горного Алтая,соседствующие друг с другом. Исходя из этого, целесообразно показать не только традиционную русскую культуру, но и алтайскую, внося тем самым особый колорит в стационарную экспозицию. Данная выставка позволит объединить и задействовать разные этнографические и археологические предметы в единую гармоничную, структуру, которая в свою очередь, послужит общеобразовательным и просветительским целям. Кроме того, выставка сыграет большую роль в усвоении общего материала, в плане исторического развития региона всоседстве с другой культурой,различие этнографических и религиозных аспектов – все это послужит, с одной стороныобъективному восприятию разных типов культур расположенных на одной территории, и пониманию совместного существования в синхронномдиалоге культур, с другой. [48]
Выставкабудетносить временный характер, более тогоона будет вполне самостоятельной для персонального показа. Планируя создать выставку «Культура ибыт Алтайцев концаXIX начала XX века» мы руководствовались спецификой оформления самостоятельных выставок второго раздела общей экспозиции. Именно такая тематическая свобода второго раздела, позволила создать выставку по отдельной теме. Основной причиной создания новой выставки будет являться большая коллекция предметов по данной теме, хранящаясяв фондах музея. Цель выставки - познакомить посетителя с древней культурой Алтайцев конца XIXначала XX века. Она достигается путем решения нескольких задач:показать предметы материальной культуры и быта, раскрыть смысл религиозных обрядов через демонстрациюкультовой атрибутики, осветитьисторию кочевых поселений на территории Горного Алтая. Источниками экспозиционных материалов для создания новой выставки явились предметы найденные в этнографических и археологических экспедициях на территории Горного Алтая, либо подаренные экспонаты музею от коренных жителей, в редких случаях обмененные экспонатыиз других музеев. Существует литература, научные труды ученых, которые занимались этим вопросом изучения древней культуры Алтайцев, именно на эти источники мы опирались при создании выставки.
Важно отметить, что существует необходимость доукомплектования выставки, это связанно с утратой многих экспонатов в процессе, либо перевозки либо саморазрушения от времени. А так же отсутствия в фондах музея наиболее редких экземпляров культовой атрибутики, но, тем не менее, это не повлияло на содержательность выставки, и некоторые предметы пришлось заменить новоделами.
Тема выставки звучит как, «Культура ибыт Алтайцев конца XIX началаXXвека».Именно этот временной отрезок наиболее ярко отражает развитие культа. Потому как, в то время происходит плавное ассимелирование народа, что привело к развитиютрадиционной культуры и быта. [10,15,16]
Тема довольно обширна и включаетв себя несколько под тем, особо значимые и яркие мы постарались осветить. Главной и ведущей темой являетсякультовые религиозные обряды, или как принято называть в научных кругах «явление шаманизма». Так же представлен материал этнографического характера: предметы быта, одежды, орудий труда. Открывает выставку короткийэкскурс в историю изучения самой территории и алтайской культуры.
Безусловно, данной темой интересовались ученые, и она достаточно полно освещена в специальной литературе.Так в частности в выставку включены труды ученых, которые занимались изучением данного вопроса. Приведем несколько имен ученых-исследователей:конецформыначалоформы В. И. Вербицкий, В. В. Радлов, Н. Н. Малов. В советское время в изучение алтайских верований внесли заметный вклад Л. Э. Каруновская, Н. П. Дыренкова, С. А. Токарев, Л. П. Потапов, В. П. Дьяконова, Ф. А. Сатлаев, Л. В. Чанчибаева.
В выставке задействованы все общие принципы музейной экспозиции. Главным, из которых становитсяпринцип предметности, который выражается обилием аутентичных материалов. Способность выражения информации заложенной в вещественных памятниках, очень облегчает процесс усвоения и запоминания материала. Тем более, что сами по себе предметы обладают большой аттрактивностью и экспрессивностью.
Конкретным принципом выступает комплексно-тематический принцип, это выразилось в подборке предметов как в степени принадлежности к изучаемому этносу, так и их функциональному назначению.Задействовано несколько экспозиционных приемов, таких как прием «взаимной документации» и расположение экспонатов, требующих рассмотрения с близкого расстояния, в пределах наиболее удобного для обозрения .Это достигается путем демонстрации подлинников с возможностью доступа к экспонатам, а так же четкость разработанной концепции выставки позволяет ставить научные вопросы, ответы на некоторые из нихможно получить из самой выставки. Это могут быть вопросы, связанные с этнографическими, историческими, археологическими, теологическимии многими другими аспектами.
Основным методом построения выставки станет метод тематического с элементами ансамблевого показа. По замыслу автора именно такой показ станет наиболее доступным и полным для восприятия.Основная категория посетителей является отдыхающими разных возрастов.
На основе выставки можно проводить мероприятия посвященные древним культовым праздникам, проводить мастер-классы по созданию предметов быта и обрядовых масок и т.д.
Выставка имеет три взаимосвязанных между собой экспозиционных комплекса. Но в силу применения выше указанных методов и принципов структурной организации, четкой градации не существует.
Первый экспозиционный комплекс под названием "История региона" является вводной частью знакомства посетителя с культурой Горного Алтая. Здесь рассказывается о климатических, природных, территориальных особенностях, древних поселениях, этническом составе данного региона. Раздел представлен в основном фото документами, полевыми записями археологов, статьями из СМИ. Большое внимание уделено уникальным природным объектам, а так же территориальным особенностям горной местности, все это представлено с помощью фотографий и панорам. Прием "взаимной документации" явился основным в данном разделе. Кроме того, в данном разделе представлены предметы утвари, орудия труда, предметы охоты. Все эти предметы найдены в результате археологических экспедиций, о которых и идет речь в первом разделе. По методам структурной организации экспонатов здесь можно выделить тематический метод показа, посвященный теме истории, а так же необходимо выделить принцип предметности и универсальности. Раздел представленгоризонтальной стеклянной витриной, цвет стенда – оттенки светло-коричневый. Нейтральный цвет, по замыслу автора должен отдаленно напоминатькожу животного, натянутую на каркас жилища или бубна.
Второй экспозиционный комплекс посвящен культуре и быту. Здесь представлено жилище Алтайцев – зимник, показанное снаружи, но имея большой оконный и двернойпроем, есть возможность как бы заглянуть во внутрь жилищаи увидеть некоторые предметы внутреннего убранства. Используемы прием «экспозиции в окне», автор углубляет и детализирует пространство экспозиции. Здесь же представлены традиционный женский и мужской костюм северных алтайцев. Раздел выполнен на фоне вечернего горного пейзажа, где нарисован один из распространенных типов жилищ - зимник, а в оконные и дверной проемы вмонтированы большие фотографии изображающие внутреннее убранство.
Третий экспозиционный комплекс - является главным разделом выставки. Здесь представлена фигурашамана у импровизированного костра в окружении животных. Наличие мелкого скота в выставке указывает на характер занятий алтайцев – это кочевое скотоводство и охота. Дополнительным элементом станет береза, потому как в шаманизме оно имеет особое сакральное значение. Согласно поверью, вовремя транса душа шамана выходит из тела и взбирается вверх по черным полоскам березы, как по ступенькам. Дерево – это своеобразный проводник от земного мира к небесному. Настоящий шаманский костюм одет на куклу-манекен, находящегося в действие религиозного обряда – камлания.Тем самым, автор хотел выразить атмосферу таинственного явления культа, которое совершает шаман под покровом ночи при свете живого огня. Данный раздел выставки будет дополнен звуковым сопровождением – шаманскими напевами, а для большей концентрации внимания во время просмотра данного раздела будет отключаться свет. Так же предусмотрены дополнительные спецэффекты, такие как внезапная дымовая завеса, света декорация, все это в совокупности должно произвести впечатление и передать атмосферу древнего религиозного культа. Данный раздел станет заключительным и послужит закреплению усвоенного материала. По нашему мнению, выбранная тема для временной выставки является довольно обширной, и при наличии подлинных экспонатов становится достойной внимания разных групп посетителя.
Напомним, что выставка нуждается в доукомплектовании вспомогательными материалами, таких как – фрагмент ствола березы, чучела животных, манекен,банера с изображением зимника, увеличенных фотографий интерьера жилища. Исходя из этих соображений мы не стали указывать их в ТЭПе.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, наличие подлинников в музее по данной теме. Это и стало основной причиной создания временной выставки посвященной культуре и быту Алтайцев. Кроме того, поставленная цель : показать культуру и быт соседнего региона в сравнении иконтрасте с русской народной культурой, вполне реализовалась, так как примененные принципы и методы в обоих случаях совпали («Этнографический уголок» и «Культура и быт Алтайцев конца XIX начала XX века»). Нововведения, такие как свето- и звуко- декорация послужат дополнительным средством воздействия на формирование общего впечатления посетителей. В архитектурно-художественном решении было решено отдать предпочтение ансамблевому методу показа, так как воссозданная атмосфера события или времени создаетэффект присутствия, что в свою очередь обладает большой долей аттрактивности и экспрессивности.
2.2. Тематико-экспозиционный план
№ |
Название раздела тематическая структура |
Перечень экспозиционных материалов | Инв.№ |
Размер |
Примечание |
1 | История Алтайского региона |
1.Статья Даниила Литвинцева «Однажды на Диком востоке» об экспедиции ученых в районе горы Белухи 2. дневник участника экспедиции на территории Республики Алтай (Район села Майма). Фролова Н.Н. 1995г. 3. карта Республики Алтай. (1995г) 4. документ «воспоминания из экспедиции на Алтай» Археологическое описание Находок сделанное археологом Спегиным А.В. во время раскопок проводимых на территории Республики Алтай (Район села Майма). 5. альбом. Змельцина И.Н.,участникаучастника экспедиции на территории Республики Алтай (Район села Майма).1995г. (зарисовки художника простым карандашом) 6. фотография жилища кумандинцев район Кучурлинского озера, 1995г.,цв., сюжетная 7.фотография г.Белуха, 1995г., цв.,сюжетная 8.фотография аула южных Алтайцев в районе реки Байгол. (лев.приток Бии) 1995г., Ч\Б.док.,1972г 9.фотография реки Байгол 1995г., Ч\Б.док.,1972г 10.фотография кумандинского мальчика, Цв., сюжетная 1998г., 11.фотография Коренного жителя Тукаева Ж.Б. с.Майма 2005г. |
102Нв.Ф. 1013 О. 177Нв.Ф. 154О.Ф. 166О.Ф. 168О.Ф. 169О.Ф. 170О.Ф. 171О.Ф. 172О.Ф. 173О.Ф. |
3листа/ А-4 15 листов\А-4 110\30см полевая тетрадь А-5, 22листа А-4, 48листов 10\15см. 10\15см, 10\15см, 10\15см 10\15 10\15см |
(Журнал ГЕО,№5,2008, стр 171-184) подлинник, дар дар, от краеведческого музея г. Горно-Алтайска Подлинник переданный в дар музею женой А.В.Спегина, Галкиной О.М. Из личного архива коренного жителя Горного Алтая Тукаева Ж.Б. копии фотографии из городскогоархива |
2 | Быт и культура Алтайского народа |
12Чегедек - особого покроя женская одежда (длинная безрукавка с положения) поверх рубахи или шубы.1995г., с.Майма 13.мужской костюм с головным убором с.Майма 1995г.. 14. наплечная лента с.Майма 1995г.. 15.Скалка деревянная с резьбой на концах с.Майма 1995г. 16.деревянная кадушка с.Майма 1995г. 17.Чесалка с.Майма 1995г.. 18.бурдюк для хранения воды с.Майма 1995г.. 19.чан железный с.Майма 1995г.. 20.селки с.Майма 1995г.. 21.колчан 5 стрел лук с.Майма 1995г.. 22. Арчмак, арчымак -кожаная седельная или вьючная сума с.Майма 1995г.. 23.конецформыначалоформы топор с.Майма 1995г.. |
1025 О.Ф. 1026 О.Ф. 1032О.Ф 1044о.ф 1045о.ф 1046о.ф 1047о.ф 1048о. 1049 о.ф 1050О.Ф. 1051-1056О.Ф 1057о.ф 1052о.ф 1053о.ф |
42 размер. 44размер 110\25см 30см\6см-диаметр 45\27\30см 5\8см объем 1м куб. объем 5литров объем 5метров куб. 50/15см 25см 30см 30\40см Древко 45см |
материал дерево материал дерево материал кость материал кожа материал сплав металла материалнити изготовленные из тростника наконечники из сплава свинца и меди, древко деревянное(новоделы) материал: баранья кожа Материал:дерево, сплав железа |
3 | Культовая атрибутика |
24.конецформыначалоформыКермежек, (курмежек) - изображение(фигурка божества) 25.Шаманский бубен северных алтайцев (кумандинцев) 1995г. 26.Шаманский бубен южных алтайцев (Алтай-Кижи)1995г. 28.мужская курительная трубка найдена археологами в районе реки Байгол.1995г. 29.женская курительная трубка 1998г. 30конецформыначалоформ Маньяк -шаманский костюм с навешенными на нем кружками и фигурами, конецформыначалоформысделан из кожи козла, конецформыначалоформымаленький лук со стрелами для отпугивания духов. На спине рясы пришиты шкуры животных и два медных круга дар музею от краеведческого музея г. Горно-Алтайска 1998г конецформыначалоформы33.маска шаманская (злого духа)конецформыначалоформы 35-42. фигурки диких зверей 43-50. медные колокольчики 37.железный нагрудник конецформыначалоформы38.Мужской головной убор |
112О.Ф 111 О.Ф 104 О.ф 109 О.Ф. 120О. 191 О 116О.Ф. 117 о.ф 1105О.ф. 1010 О.ф. |
4\3\2 см в диаметре 40с 60с 56см 43см 40-42размер шкуры до 40см, круги 5см.куб. 42/38см 1,5/2,5см 2,5/3см 30\30см 25/30/15см |
Материал: дерево материал: дерево, кожа, лоскутки ткани, мех материал: дерево дар музею от краеведческого музея г. Горно-Алтайска Материал: кожа украшен бахромой из перьев черных и коричневых сов материал: мех – соболя, лисы материал: железо, сплав меди Мтериал: дерево Материал: кость Материал: сплав меди и железа Материал: сплав меди и железа Материал: войлок, украшеный полосками кожи и меха с33-38 - дар музею от краеведческого музея г. Горно-Алтайска 1998г |
Заключение
Выпускная квалификационная работа выполнена по достоверным источникам непосредственно из самого музея. Так же осуществлялась огромная помощь в систематизации материала со стороны директора музея, Батуевой Тамары Александровны. Работа охватывает весь период существования стационарной экспозиции с 1998 по 2008 год. Все источникии публикации о музее истории города-курорта Белокурихи, были изучены и проанализированы. Произведена работа с книгами поступлений, книгой основного и вспомогательного фонда.Просматривался черновой вариант тематико-экспозиционного плана существовавшей выставки, но демонтированной в связи с переездом в другое помещение.
Был поднят архив редакции газеты «Сибирская здравница» с целью выявления публикаций о музее. Ее материалы тоже косвенно включены в работу
Поставленные цель и задачи в начале выпускной квалификационной работы, были реализованы в параграфах двух глав. Была произведена характеристика экспозиционно-выставочной работы исторического музея города-курорта Белокуриха. В ходе достижения поставленной цели выяснилось, что организация экспозиционно-выставочной работыисторического музея города-курорта Белокуриха характеризуется деятельностью по научному документированию. Оно заключается в пополнении фондов путем организованных экспедиций и репортажных сборов. Взяв за основу научный подход, мы попытались выделить методы, принципы, а так же функциональныеособенности стационарной экспозиции. Экспозиция делится на три раздела, каждый из которых построен по своим принципам и методам, но общими принципами характерными для всей экспозиции, можно считать принципы научности и предметности.На основе анализа стационарной экспозиции, опираясь на фонды музея, мы попытались разработать новую выставку. Наличие подлинников стало основной причиной создания временной выставки посвященной культуре и быту Алтайцев. Выставка отвечает интересам широкогокруга посетителей, так как обладает свойствами аттрактивности и экспрессивности. Этих свойств добились путем применения принципа предметности, научности, а так же использования метода ансамблевого показа в сочетании с задействованнымэкспозиционным приемом – «экспозиция в окне».
В соответствиис учетной документацией был разработан тематико-экспозиционный план выставки. На его основе был спректирован макет, сочетающий в себе не только раскладку материалов, но и демонстрацию архитектурно-художественного решения. Макет выставки имеет вид трехмерного изображения,сделанного с помощью компьютерной 3-D программы, с применением элементов программы Corel Draw.
Параллельно с выставкой, разработанные программы смогут привлечь внимание детей и взрослых, посредством проведения древних праздников, мастер классов, платных автобусных экскурсий, что само по себе повысит авторитет музея, как не только просветительской, но и рекреационно-туристической направленности.
Таким образом, данная выставка оживит общую атмосферу экспозиции и станет дополнительным элементом стимулирования посетителя для похода в музей.
Список источников и литературы:
«Сибирская здравница» № 8 1998г., стр2
«Сибирская здравница» № 20 1998г., стр2
«Сибирская здравница» № 2 1999г., стр2
«Сибирская здравница»№37 (73) 1999г., стр. 2.
«Сибирская здравница» №20(108)2000г. («Содружество музеев»)
«Сибирская здравница»№37 2000г., стр. 2.
«Аргументы и факты. Алтай» № 41’ 2004г., стр. 3.
Алешковского М.Х. «Изучение и описание археологического музейного предмета (на материалах славяно-русской археологии)/Изучение музейных коллекций. М., 1974. С. 78-116 (Сб. научных тр. / НИИ культуры. Вып. 21).
Атрибуция музейного памятника: Классификация, терминология, методика. Справочник//Российский этнографический музей/ Под ред. И.В. Дубова. СПб., 1999;
А. В. Анохин. «Материалы по шаманству у алтайцев» 1929, с. 253-269
Андреев С.В., «Вопросы курортологии и физиотерапии» 1976,№ 5.
Барвойнова Е.П сб. н.тр.Зоомузея Института зоологии АН УССР, 1976г
Вербицкий, 1886, с. 1-12
Вербицкий, 1893, с. 43-77
Дыренкова, 1949
Каруновская, 1935, с. 160-183.
КызысловаИ.С.Русская этнографическая экспедиция.05-О1-18027е. ИЗА РАН
Radloff, 1893
Малов, 1924, с. 1.
«Музеум»№5 2008
Потапов Л.П., 1949
Показ современной жизни народов СССР в этнографических музеях.,М-1985 (Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация ГБЛ, вып. 3).
Рихтер О. Идеальные и практические задачи этнографических музеев.
Пер. с нем. //Казанский музейный вестник, 1921, №3-6
Современная историографическая ситуация и проблемы исторических экспозиций музеев.,М., 2002
Токарев, 1947
Интервью с директором музея Батуевой Т. А.
Книга поступлений 2000-2008г.
Годовой отчет за 2007г.
Андреев С.В., «Вопросы курортологии и физиотерапии» 1976,№ 5 стр.71-77.
“Актуальные вопросы деятельности общественныхмузеев”. -М. 1980г.
Актуальные проблемы фондовой работы музеев / / Труды НИИК. N~90. М., 1980; N~99. М., 1981.
Бенгардт А.А., Остапов А.Д., «Курорт Белокуриха», Барнаул 2000г.
Зеров К.И., Сакун К.Н., «Курорт Белокуриха»., Барнаул 1958г.
Краеведческие записки, вып.3, -Барнаул 1999г
Комбалов Н.В., «Природа и природные богатства Алтая», Барнаул 1955г.
Каулин М.Е. «Музейное дело России»., изд. «ВК»., М-2003г.
Кучин М.И., «Полезные ископаемые Западной Сибири»., Новосибирск 1934г.
Курлов М.Г., «Целебные источники и озера Сибири. Труды института исследований Сибири»., 1919г.
“Музееведение” под ред. К.Г.Левыкина., -М. 1988г.
Мансуров А.А.«Место научно-исследовательской работы в музеях» // Советский музей, 1931, № 3, с. 32),
Музейные средства, знаки и символы» // Музейная экспозиция. - М., 1997. - С. 37-54.
Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система. –М., 1998
Остапов А.Д., «Курорт Белокуриха»., Барнаул 2003г.
Остапов А.Д., Бенгардт А.А., «Белокуриха»., Барнаул 1992г.
Остапов А.Д., «Белокуриха – Сибирская Здравница»., Барнаул 1982г.
РевякинВ.С., «География Алтайского края»., Барнаул 1989г.
Труды Томского областного краеведческого музея Томск 2002 г.
Сотникова М.П., изд. -дрофа М-2004
Сборник трудов Государственного политехнического музея. - М. 1992 г.
Б.А.Столяров, Н.Д.Соколова, Н.А.Алексеева “Основы экскурсионного дела”. -С-П. 2002г.
Труевцева О.Н.Проблемы исторических экспозиций школьных музеев Барнаула. Барнаул., 2002;
14.Тельчаров И.А. «Основы музейного дела» изд. Омега-Л., М-2005г.
Титов В.С., «Радоновая эманация в термах деревни Ново-Белокурихи», Книжная летопись, 1919г.,№4.
Тыжнов Н., Верещагин В., «Алтайский сборник Заподно-Сибирского отдела Русского Императорского Географического Общества»., Барнаул 1908г.
Фарсова К.Р. Содержание фондовой работы.- М., 2005.
Финягина Н.П. Состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы/Музейное дело в СССР, М., 1975;
Хербст В.А., Левыкина К.Г., Музееведение. Музеи исторического профиля. Изд.Высшая школа М-88г.
Шапошников А.И., «Белокурихинские целебные источники»., Барнаул 1916г.
Шулепова Э.А. «Основы музееведения»., изд. Едиториал УРСС., М-2005г.
Л.М.Шляхтина, С.В.Фокин “Основы музейного дела”. -С-П. 2002г.
Шмит Ф.И. Музейная экспозиция. М., 1999;
Шмаров А.А. Мир музея. М., 2005;
Шляхтина Л.М., С.В.Фокин “Основы музейного дела”. С-П 2002.
Эфиндеев Б.А., Верещагина Г.Н., Бункова Е.Ю., «Вопросы курортологии и физиотерапии»., 1983г. (стр.198-202).
”Электронный век и музей”. Омск 2003 г.
Юшин Е.Е. Музейные экспозиции. М., 2006;
Юнин О.Р. Структура музейных фондов. М., 2004;
Юлаева Н.О. Научно-исследовательская работа музеев. СПб., 2005;
Юренева Т.Ю. «Музееведение»., АкадемическийПроект., М-2003г
Юхневич М.Ю.“Я поведу тебя в музей”
Ялова Е.К. Школьные музеи сегодня. М., 2002;
Яновская Ф.С. Музейное дело в России. Самара., 2003.