Рефетека.ру / Журналистика

Реферат: Проблема нарушения этических норм журналистики

Министерство образования Российской Федерации

Алтайский государственный университет


Проблема нарушения этических норм журналистики

(реферат)


Выполнил студент группы: 1591з

Колесников Глеб Викторович


Барнаул 2009

Содержание


Введение

Глава 1. «Профессиональная этика журналиста»

Глава 2. «Правдивость и объективность»

Глава 3. «Нарушение этических норм журналистики»

Заключение

Список источников литературы

Введение


Правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, его общественный долг называются моралью.

Профессиональной моралью является модификация общественной нравственности. А наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой.

Выбор темы публикаций, отбор фактов, оценка поведения героев этих публикаций, при этом обязательно проявляется моральное отношение журналиста к тому, о чем он повествует. Все содержимое его работы, от начала до конца предстает как нравственная по характеру деятельность.

В курсе теории журналистики представлены определённые этические (нравственные) нормы, которые являться «ориентиром» для практической журналистской деятельности. Обязанность журналиста за соблюдение этических норм можно рассмотреть структурно, по принципу «трехэтажного дома». На верхнем этаже - профессиональный долг, ответственность, честь и достоинство. Второй этаж занимает производно-этические принципы, в которых отражены требование к поведению журналиста. На нижнем этаже находятся запреты или побуждения, регламентирующие поведения журналиста, т.е. профессионально-этические нормы. Соответственно, проблема нарушения этических норм журналистики кроется, образно говоря, в разрушении этого «дома», проявлением вопиющей некомпетентности журналиста.

Глава 1. «Профессиональная этика журналиста»


Суть профессиональной этики – научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами. Так наряду с «общей» этикой возникает врачебная, юридическая, журналистская и прочая этика.

Профессий, при которых нравственные (этические) нормы входят в саму суть профессиональной деятельности, не так немного. В работе такого рода моральный выбор становится для специалиста сопутствующим во всём. Одной из таких профессий является журналистика.

Профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксированные, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. В их основе лежит представление о наилучшем с этической точки зрения выполнении профессионального долга в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле.

В профессиональной этике складывается некий свод принципов, правел достойного поведения и запретов, фиксируемых либо в «неписанных», либо в разработанных журналистскими организациями «писанных» кодексах чести. Контроль за соблюдением этических норм ведётся, как «изнутри», так и «извне». «Изнутри» - это совесть журналиста, (если она есть) которая в зависимости от характера поведения или заставляет его переживать стыд, самоосуждение, или напротив, вызывает гордость. «Извне» действуют журналистские организации или «суды чести». Существует и общественный контроль за соблюдением журналистами этических принципов.

Грубые и неоднократные, а главное сознательные нарушения норм журналистской этики ставят нарушителя вне рядов профессиональной журналистской деятельности.

Общепринятыми этическими нормами журналистики принято считать:

соблюдение точности фактов, при этом исправление ошибочных сообщений,

выступления против искажения и умалчивания фактов; отстаивание свободы точек зрения; получение информации только честным (законным) путём;

запрет вторгаться в частную жизнь; сохранение конфиденциальности источников информации; запрет брать или давать взятки; запрет на использование информации журналистом в личных (корыстных) целях;

выступления против дискриминации по национальным, религиозным, классовым и другим признакам.

Эти и другие этические принципы положены в основу «Международных принципов профессиональной журналистской этики», которую определили, в 1980-1983 годах представители международных журналистских организаций. С их учётом каждая журналистская организация, будь то национальная, либо региональная, разрабатывает свои этические «кодексы». В 1994 году разработан Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Общие этические принципы находят конкретное воплощение и становятся практическими правилами в тех ситуациях, которые обыденны для практической журналистской деятельности, в ряду следующих отношений:

  1. «Журналист – аудитория», отчетливо проявляется морально-этический уровень сознания и поведения журналиста. Это нравственная обязанность, ясно представляя себе, свою аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному удовлетворению её интересов в сфере информации.

2. «Журналист – источник информации», контакты журналиста со своим источником информации могут носить открытый характер, обязывающий журналиста представится тем лицам, с которыми он вступает в деловой контакт, ознакомляя их с кругом интересующих его вопросов. Скрытый характер получения информации допустим, только при соблюдении прав и законных интересов тех, кто становится объектом наблюдения.

3. «Журналист – персонаж, его произведения», недопустимо в качестве персонажей выбирать родных и близких. Требуются веские причины, чтобы в качестве персонажа выбрать такого человека. При этом в публикации следует объяснить такое решение.

Приводя достоверные факты о реальном человеке, журналист (в отличие от писателя) обязан тщательно взвесить, что и как сообщить о герое, чтобы не нарушить известное правило «прежде всего, не навреди».

4. «Журналист – автор», за каждым письмом стоит человек, требующий к себе чуткого отношения. Не обидеть молчанием или отказом, вовремя тактично дать ответ, указывая на возможные шаги дальнейшего сотрудничества с редакцией.

При подготовке текста к публикации все, даже незначительные поправки следует согласовывать с авторами.

Грубым нарушением этических норм является «заавторство», когда журналист на основе сырых исходных данных предоставленных автором, практически пишет произведение за него.

5. «Журналист – редакционный коллектив», сохранение редакционных профессиональных тайн, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку, выполнение всего того, что необходимо редакции для её успешного функционирования. Разумеется, журналист не должен выступать без согласия с редакцией в других СМИ даже под псевдонимом.

6. «Журналист – коллеги». Строгое распределение обязанностей и соблюдение иерархических отношений между сотрудниками сочетается в журналистике с коллегиальностью и товарищеским взаимодействием. Этическими обязанностями является ощущение себя частью коллектива, ответственным перед ним во всех шагах своей деятельности. Чувство локтя, солидарность, взаимопомощь свойственны всему кругу коллег-журналистов, если речь идет о профессиональных проблемах.

При наличии жестких принципов этические нормы носят менее регламентируемый характер, а правила поведения журналиста определяется едва ли не для каждого конкретного случая. Это важно иметь ввиду, во-первых, чтобы журналисты могли отличать нормы этики от юридических норм и, во-вторых, чтобы они понимали, что этичность или неэтичность их поведения определяется на основе общих принципов в зависимости от той или иной ситуации, и в рамках достаточно широких. Это говорит о том, что журналист обязан обладать высокоразвитым моральным сознанием, знать и руководствоваться общепринятыми нормами этики. Этический анализ и самоанализ – обязательный, хотя и очень сложный, компонент журналистской практики.

Журналистская деятельность, в целом способна очень сильно влиять на общепринятые этические нормы, как положительно, так и отрицательно.

Журналистское сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта.

В своих материалах журналисты рассказывают о нравах общества, о моральных коллизиях и тенденциях, значит, мораль, и моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики.

Журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества, популяризируют его моральные ценности и этические рекомендации, (если это действительно так) помогая нравственному просвещению общества.

Таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали.

При оценке явлений действительности журналисты – создатели текстов, исходят из нравственного опыта человечества, из тех критериев нравственности, которые выработало общество практически на протяжении всего своего существования; следовательно, в журналистике мораль рассматривается как профессиональный «измерительный» инструмент.

Многогранно связанная с общими этическими представлениями, журналистика оказывается задействованной в системе регулирования «общественного организма». Вместе с тем она включена в систему его управления.

Профессиональная журналистская этика не берется за разрешение социальных противоречий, но она способна находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и со своей аудиторией. Отсюда же вытекает такое понятие как долг. Чувство долга определяет ответственность журналиста перед обществом, а точнее - перед аудиторией, для удовлетворения потребностей которой и работает журналист.

В деятельности журналиста профессиональная этика отвечает не только за его поведение. Она помогает ему сориентироваться на такие ценности, как правда и справедливость, определяет «благонамеренные» мотивы служения обществу, дает «ключ» к пониманию другого человека.

Поскольку в журналистике общественные контакты включены в саму суть профессиональной деятельности, то профессиональная этика постоянно побуждает журналиста к самооценке и определяет ее критерии.


Глава 2. «Правдивость и объективность»


Практически во всех журналистских кодексах правдивость и объективность представляют основу профессиональных добродетелей. Эти неопровержимые принципы получают так же более или менее детальную расшифровку. Правдивость повествования журналисты ставят в зависимость от точности и полноты информации о действительности. Профессиональная мораль обязывает журналиста излагать факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи между событиями и не допуская при этом искажений. Общественность должна получить от прессы достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах, об их происхождении, сущности и значении, о положении дел в современном мире.

Объективность можно понимать, как, непредвзятость, беспристрастность, «неангажированнось». Это принцип, к реализации которого необходимо постоянно стремиться, объективность не является жесткой нормой. Он обязывает журналиста не опускаться до выражения эгоистических, частных пристрастий, отображать различные точки зрения. Подтасовка фактов и бездоказательные суждения, вымысел и фабрикация материалов категорически отвергаются профессиональной этикой журналистики. Но только внутренняя ориентация журналиста на правдивость может служить поводом для аудитории, что её не будут вводить в заблуждение.

Нравственная оценка отношения журналиста к аудитории учитывает и общественный резонанс материала, и его реакцию на читательский облик, и мотивы пишущего, и методы, которыми он пользуется при подготовке и написании своего произведения. Право аудитории на истину гарантируется, в первую очередь, осознанием журналиста своей ответственности перед ней и готовность реализовать это чувство, когда он берется за перо.

В «Международных принципах журналистской этики», написано: «Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой

и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности».

Случаи, когда журналист умышленно искажает истину, осуждаются всеми действующими в мире профессиональными кодексами независимо от мотивов, которыми пишущий может объяснить искажения или умолчания. Тем не менее, подобные нарушения происходят часто, поэтому необходимо заботиться о том, чтобы в средствах массовой информации истина была превыше всего.


Глава 3. «Нарушение этических норм журналистики»


Как было ранее отмечено, профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксируемые … положения, т.е. не жестко регламентируемые законодательством, а лишь вопрос нравственного выбора каждого журналиста.

В небольшом американском городке произошел случай. Служащий промышленной фирмы позвонил на местную телестудию. Сказал, что собирается выступить против решения хозяев о ликвидации фирмы и в знак протеста совершить самосожжение. И попросил прислать журналиста с видеокамерой. Этот репортаж был снят и показан.

Имели ли журналисты право такое снимать, пускай даже по желанию самой жертвы?

Вдова погибшего подаёт в суд. Муж бы никогда не совершил такой поступок, уверяет она, если бы не безнравственность и цинизм журналиста. Тот стоял рядом и снимал, пока её муж обливал себя бензином.

- Но ваш муж сам позвонил в отдел новостей, я сообщил в полицию и позвонил редактору. Тот сказал: освещай… я, конечно, ждал, что появится полицейские.… Но вить он погиб не напрасно. После этого фирма открылась вновь.

- А вам не приходило в голову, что снимая самоубийство, вы сами помогли событию произойти?

- Я видел множество трагедий. Солдат разорванных гранатами, голодающих детей. Если бы я думал об этом, то не смог бы выполнять свою работу.

- Но её муж известил и другие телекомпании, - возразил адвокат. - Однако те предпочли отказаться – по этическим соображениям.

- Мы маленькая телекомпания, боремся за свою аудиторию. Такие сюжеты люди хотят смотреть. А если нам диктовать, какие новости показывать, а какие нет, то недолго скатится к тирании.

Оправдания ответчика сводились к нескольким аргументам: Если я стану думать о последствиях, то просто не смогу выполнять свою работу. Никто не в праве нам диктовать, что нам показывать, иначе мы скатимся к тирании. Такие сюжеты люди хотят смотреть.

Сколько раз мы слышали эти аргументы от отечественных журналистов.

На телевидении и в прессе демонстрируются документальные фильмы и статьи, повествующие о деятельности правоохранительных органов. При этом демонстрируются подробные детали совершения чудовищных преступлений. Расчленённые тела, обезображенные до неузнаваемости трупы, и детальное описание того, как это было.

Но наша задача, возражали авторы, в том и состоит, чтобы предотвратить подобные преступления и показать замечательную работу доблестных правоохранительных органов.

А как же дети, которые находятся перед телевизором? Но мы, же заранее предупреждаем: «Авторы приносят свои извинения тем, кому этот фильм покажется слишком жестоким. Не советуем смотреть его детям и людям со слабыми нервами.

Наличие такого предупреждения, вероятно, лучше, чем если бы его не было. Особенно для подростков, подобного рода фраза – искушение.

Подобного рода передачи на телевидении и сводки в прессе, как раз обеспечивают продюсерам желанный рейтинг. Информация - это продукт, у которого есть потребитель. А чем выше прибыль тем, ниже этические границы. С одной стороны этические принципы, с другой – погоню за рейтингом или большим тиражом удобнее выдать за заботу о своей аудитории, сцены насилия – за предупреждения зла. Яд – за лекарство.

На практике журналисты не слишком склонны задумываться над тем, что их произведение иной раз, даже независимо от их истинных целей, срабатывает как детонатор общественных действий.

Вряд ли думали о последствиях своего сюжета репортеры из «Времечко», рассказывая об открытой продаже, в аптечных ларьках, сильнейшего психотропного средства. Журналисты попросту обнародовали подробную информацию, упомянули название препарата, и показали, как он выглядит. Сюжет обернулся рекламой для наркоманов.

О последствиях не задумывались и их коллеги из «Комсомольской правды», рассказывая в статье, «Когда зацветает мак» о подростках, которые, покупали клей (цитировалось название) и дышали им через целлофановые пакеты. «Рецепт» разошелся 16-миллионным тиражом, породив много последователей, и для иных закончился трагедией. «На чьей они совести?».

Сообщение, содержащееся в журналистском произведении, содержит факты необходимые для понимания ситуации, но оно, же обязано исключать побочную информацию, способную вызвать негативные общественные последствия. Иначе журналист оказывается не информатором события, а его подстрекателем, а прогноз обернётся реальностью именно в силу массового оповещения.

«Я увидел в «Новостях», своими глазами, как бабушки покупали по 13 пачек муки. После этого побежал на рынок и купил 6 пачек овсяных хлопьев». Если средства массовой информации создают или усиливают панику, то они действуют антисоциально.

Вопрос: «Что такое профессиональный долг журналиста?». Ответ: «Собирать информацию и сообщать её зрителю и читателю». Вопрос: «Но без нравственной ответственности за то, о чем ты сообщаешь?».

Ответ: «Я отвечаю за достоверность». Вопрос: «Мы говорим о журналистике или о чем-то другом?». Оппоненты, скорее всего, говорили о чем-то другом.

Чувство нравственной, моральной, этической ответственности, судя по всему, не относились ими к числу достоинств, профессии.

Махатма Ганди сказал: «У меня есть только один тиран – и это тихий голос моей совести». Кто решит за каждого журналиста, только он сам.

Добиваясь все более красноречивого изображения трагедий и катастроф в СМИ, многие журналисты не замечают, что главной трагедией является катастрофическое состояние самих СМИ. Настаивая на том что, их передачи и статьи свидетельствуют о росте преступности, предпочитали не видеть, что сами способствуют этому росту, и в первую очередь своей безнравственностью.

Заключение


Очевидно то, что происходит со средствами массовой информации, то же происходит и со страной. Однако со временем всё очевиднее становится другое – происходящее в стране всё в большей мере зависит от СМИ. Не зря ведь средства массовой информации признаны (не официально) «четвёртой властью».

Но возросла ли, в той, же степени и нравственная ответственность журналистов? Ответственность перед обществом, перед массовой аудиторией, перед своими коллегами по цеху, перед человечеством.

Не все журналисты осознают то обстоятельство, что защита нравственных принципов и идеалов, для них обязательна ещё в большей степени, чем для священнослужителя, хотя бы потому что «прихожанами» СМИ выступают все члены общества. Что именно эти ценности определяют не только степень терпимости к многообразию интересов и взглядов зрителей, читателей и слушателей, но и меру нетерпимости к проявлениям пошлости, отсутствию вкуса, жестокосердию, цинизму и тривиальности. Что понятие о нравственной ответственности не допускает подмены всеобщих идеалов, сиюминутными умонастроениями аудитории.

Этически «воспитанный» журналист не позволяет себе, забыть о последствиях своих слов и действий, забыть о том, что его публикации могут сказаться на жизненных судьбах его героев. Бывает, что после неловкого слова в прессе человек с хорошей репутацией вдруг превращается в объект подозрений и пересудов, способных надолго отравить ему жизнь. Речь в данном случае идет о журналистских «неловкостях», в адрес героя. А если журналистские оценки предвзяты, поверхностны, проявлены профессиональной недобросовестностью, тогда и случаются с людьми сердечные приступы.

Журналист может попасть в зависимость от рекламодателя или своего руководства, чьи указания противоречат его этическим принципам. Польстится соблазнами популярности. Журналист не имеет права, становится жертвой собственного тщеславия.

Каждый журналист обязан взвесить все возможные «за» и «против», всякий раз отвечая себе заново на вопросы:

- Не буду ли я завтра испытывать чувство стыда за то, что сказал или от, о чем написал сегодня?

- Смогу ли я пре встречи взглянуть в глаза герою своей публикации?

- Не даю ли я аудитории повод понять меня не в том смысле, который я вкладываю в свой материал?

- Касаясь криминальных сюжетов, не позволяю ли я себе ненамеренно героизировать и романтизировать преступников?

- Всегда ли в ситуации выбора я действую безотносительно к личному интересу и личной пользе?

- Не выступаю ли невольным (сознательным) посредником политических интересов, вынуждающих меня отдавать предпочтения одним в ущерб другим?

- Не оказываюсь ли я орудием пропаганды или носителем клеветы?

- Совпадают ли моё поведение, с моим же представлением об этичной журналистике?

Этические принципы журналистики, однозначны. Для журналиста они все ровно, как присяга солдата или клятва врача.

Список источников литературы


  1. «Введение в теорию журналистики». \ Е.П. Прохоров 2002г.

  2. «Профессиональная этика журналиста». \ Д.С. Аврамов 2000г.

  3. «ТВ – Эволюция нетерпимости». \ С.А. Муратов 2000г.

  4. «Профессия журналист». \ Л.Г. Свитич 1991г.

Похожие работы:

  1. • Профессионально-этические ориентиры в журналистике
  2. • Проблемы формирования этических норм ...
  3. • Этические аспекты юридического сопровождения фирмы
  4. • Создание корпоративного кодекса
  5. • Этические вопросы психологии
  6. • Неэтичная реклама - неизбежное зло. Как с ним бороться?
  7. • Этические нормы рекламы в Интернете
  8. • Кодекс профессиональной этики аудиторов
  9. • Этические основы психотерапии
  10. • Аттестация аудиторов и этические нормы аудиторской ...
  11. • Этический кодекс организации
  12. • Онтосинтез сексуального поведения
  13. • Профессиональная этика журналистов
  14. • Анализ состояния корпоративной этики служащих ...
  15. • Сетевая этика
  16. • Стволовые клетки: этические проблемы
  17. • Этические нормы поведения в реабилитационной ...
  18. • Журналистика как сфера массово- ...
  19. • Этическая свобода как субъективная инициатива журналиста
Рефетека ру refoteka@gmail.com