МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
СЕТЕВАЯ ЭТИКА
(Этика и Интернет)
Подготовил: Ковалевский
В.О., студ. III
курса,
Спец.
«Политология»
Проверила: Стародубцева
В.Н.
ДОНЕЦК – 2000
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………….…………………..………………………………………………………….3
1. Сущность и особенности Сетевой этики……..……………………………………..5
2. Основные нормы и принципы этики в Интернет…………………………..……….9
Заключение………………………………………………………………………………..…….15
Список использованных источников и литературы…………………………………….……17
ВВЕДЕНИЕ
Последнее время все сильнее и значимее становятся ранее одиночные
голоса футурологов, уверенных в том, что будущее – это Интернет. Очень
многие сейчас уже связывают информационное общество именно с Интернетом,
как основе новейших информационных отношений. Интернет – это объединяющее
начало, с которого собственно и начался переход к информационному обществу.
Интернет – это генератор идей и новых информационных ценностей.
Данная работа – это не ода Сети, это попытка объективно подойти именно к вопросу об этических нормах, ценностях в Сети. Интернет – это целостный организм, это часть общественных отношений и этика присутствует в нем как и в любой другой отрасли этих отношений. Если бы Сеть не основывалась на эстетических нормах, она бы потеряла свое «человеческое лицо», исчез бы объединяющий элемент, а сам Интернет стал бы лишь инструментом кучки негодяев, преступников, душевнобольных.
Однако, несмотря на некоторую пока еще хаотическую направленность информации в Сети, этике в ней придается уже немаловажное значение. С каждым днем вопрос об этических нормах в Сети приобретает все большую актуальность. Ведь для того, чтобы Интернет стал поистине средством массовой коммуникации людей несомненно нужно придерживаться определенных этических норм и ценностей.
Но что такое Интернет? Многие слышали это понятие, некоторые знают,
что это информационная библиотека и одно из средств международного общения.
Но, к сожалению, лишь немногие из этих многих представляют себе облик и
сущность Сети. Именно с этих позиций вытекает так называемая демонизация
Сети, приписывание многими ей ужасного облика и магической власти,
исключающих к тому же какие-либо этические принципы и нормы.
По некоторым данным объем информационного наполнения глобальной
информационной сети Интернет составил в прошлом, 1998, году около 12
терабайт (12x1012 байт) информации. Поистине, это ни с чем несравнимо!
Информационная емкость легендарной Александрийской библиотеки примерно 1011
байт. Согласно результатам того же исследования, в среднем в Сети ежедневно
появляется полтора миллиона новых страниц - около 20 в секунду.
Информационная перистальтика Сети беспрецедентна![1]
Отсюда вытекает и степень ее этизации. Владелец WEB-страницы если будет заботится о ее популярности и оценке другими пользователями естественно скорее будет придерживаться этических норм, хотя и с некоторой поправкой на особенности Сети.
Итак, понятно, InterNet как средство массовой коммуникации достиг
такого уровня развития и воздействия на общественную жизнь, который требует
государственного вмешательства в виде принятия законов, регулирующих
деятельность, связанную с InterNet, ибо государство выступает защитником
своих граждан, в том числе и от некачественной или аморальной информации.
Однако в то же время, и простые пользователи Сети не должны забывать про
этические нормы. Сейчас в Интернете уже существуют достаточно много WEB-
страниц, чатов и конференций, посвященных данному вопросу. И основная
информация бралась, естественно, оттуда за неимением традиционных
источников и глубоких исследований на бумаге.
По мнению большинства исследователей, данная проблема очень важна как для более упорядоченного развития Всемирной паутины так и для становления нового высоко морального человека – субъекта информационного общества.
С целью определения направления такого регулирования в ряде стран были проведены специальные исследования, созданы общественные объединения, разрабатываются кодексы поведения в InterNet, разрабатывается InterNet- этика, принимаются законы. Все упомянутые документы доступны в InterNet, что делает излишним их пересказ или подробный анализ. Вместе с тем краткая их характеристика дает возможность понять направления развития сетевого законодательства, этики и опыта регулирования InterNet. «Интернациональная» природа InterNet позволяет утверждать, что проблемы законодательного регулирования деятельности в InterNet носят общий характер и одинаковы для всех стран. И именно страх государства перед перспективой иметь рядом с собой такой не контролируемый организм, все-таки способный влиять на сознание граждан, побуждает активно мыслящее мировое сообщество к правовому регулированию InterNet-отношений, в их числе и создание и поддержка сетевой этики.
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОЙ ЭТИКИ
Итак, начало Интернет было положено 5 декабря 1969 г., когда три
компьютера в Калифорнии (Лос-Анджелес, Санта-Барбара, Менлоу-Парк) и один
компьютер в штате Юта были соединены друг с другом. Этот момент можно
считать официальным началом ARPAnet - сети, которая в итоге мутировала в
Интернет.
На сегодняшний день в мире существует около 2 млн. серверов и по последним данным около 260 млн. пользователей в Интернет. По прогнозам ведущих компаний Великобритании, 20% их продаж в 2000 году будет сделано непосредственно через Интернет… Таким образом Интернет становится тотальным в планетарных масштабах источником всевозможнейшей информации и средой интерактивного общения. Если ЭТОГО нет в Интернете, значит, ЭТОГО не существует в природе!
За время существования Сети появился огромный, совершенно самостоятельный, неимоверными темпами набирающий в весе социокультурный пласт, ей посвященный, ею же сгенерированный. Здесь есть все необходимое для того, чтобы попытаться в нем (или с его помощью) существовать: наука, философия, искусство, этика, религия, эзотерика, экономика, виртуальный секс, хакеры, "Ассоциация подпольной музыки в Интернете"… Короче, здесь есть абсолютно ВСЕ.
Интернет – это большая сложная транспортно-информационная система из грибовидных (дипольных) структур, шляпка каждой из которых (собственно диполи) представляет собой мозг человека, сидящего за компьютером, в совокупности с самим компьютером, который как бы является искусственным продолжением мозга, а ножки - например, телефонная сеть, соединяющая компьютеры, или эфир, через который передаются радиоволны. В отличие от многих других объектов природы Интернет является уникальным объектом, что создает дополнительные сложности в его исследовании.[2]
Итак, Интернет - объект природы. Причем уникальный. Занятно! Тем более что за этой глобальной экспансией Сети никто не стоит, Интернет никем не контролируется и сознательно никем никуда не направляется в своем развитии.
Если бы в Сети существовали свои собственные реальные формы жизни, то
для части представителей этих сетевых форм жизни белковое человечество
выступало бы в качестве Творца (или Внешнего Ненаблюдаемого Наблюдателя).
Кстати, не такое уж и невероятное допущение.
Многие провидцы, как их называют, принципиально не исключают самой
возможности возникновения жизни собственно в Сети. Так, Стивен Хокинг,
выдающийся современный английский астрофизик и космолог, еще пять лет назад
заявил, что компьютерные вирусы следует считать одной из форм жизни. По его
мнению, хотя компьютерные вирусы не имеют собственного "обмена веществ",
они вполне могут "паразитировать на зараженном компьютере, используя его
метаболизм". Точно так же настоящие вирусы паразитируют на пораженных ими
организмах. "Единственная созданная человеком форма жизни, - подчеркнул
Хокинг, имея в виду компьютерные вирусы, - служит исключительно для
разрушения. Мы создали жизнь по своему образу и подобию".
Интернет как физическое явление развивается самостоятельно, то есть саморазвивается. Понять тип динамики этого процесса еще предстоит.
Естественно, здесь же поднимается вопрос и этики в Интернете. У нового пользователя сети кажущееся отсутствие этики вызывает беспокойство. В действительности сеть есть общество очень этичное, просто лишь этика его слегка отличается от обычной. Вернее будет сказать, что этика в сети слегка опережает в своём развитии этику обычного общества.
Сеть, являясь передним краем внедрения новых информационных и
коммуникационных технологий, пользуется правом изменения и нововведения.
Выделяются зачастую две пересекающиеся посылки сетевой этики, два ее
принципиальных аспекта:
V проявление индивидуальности уважается и поощряется;
V Сеть – это действительно хорошо и ее следует защищать.
На пользователях Интернет это сказывается следующим образом.
В обычном обществе каждый может претендовать на индивидуализм, т.е. личную свободу, но во многих случаях индивидуализм должен идти на компромисс с интересами определенной общности, слоя, достаточно большой социальной группы.
Та же ситуация имеет место и в сети. Вы общаетесь, когда вам хочется и
как вам хочется - разъездов не требуется. География уже не имеет значения.
Ваш собеседник может быть в сети где угодно (и почти где угодно в мире).
Поэтому возможно любое совершенно необычное сообщество. Возможно даже
создание конкурирующих групп. Одни группы могут выбрать «встречи» по e-
mail, другие - по доскам объявлений, третьи - через создание общих файлов,
а некоторые еще как-нибудь. Люди свободны действовать так, как им нравится.
Уже не нужно присоединяться к большой группе, чтобы обладать критической
массой, и поэтому каждый может входить в некоторую более мелкую группу.
Гонения за взгляды и вкусы строго воспрещены, за такие гонения любого могут
выставить из сети. Никто поэтому не скажет, что так делать нельзя. Ценность
информации для человека - личное дело этого человека: ею он может жить и за
нее умереть, другой же не даст за нее и ломанного гроша. В открытом
свободном обществе это должен понимать каждый, но все же многие
пользователи сети, увы, очень нервны, что иногда накаляет страсти и, тем
самым, создает неудобства другим пользователям, что снижает полезность
Сети.
Индивидуализм, в то же время, имеет и обратную сторону. Благодаря ему
сеть является прекрасным местом для поиска разнообразной информации и
встречи с разными людьми. Он же может подвергнуть испытанию вашу
либеральность. Существует великое множество самых разных мнений о
приемлемом поведении. Большую часть времени в сети вы проводите, общаясь
через ваш компьютер с другим компьютером где-то еще. Как вы себя при этом
ведете, другим людям неизвестно. Вы можете, вообще говоря, вытворять весьма
нехорошие вещи, все это остается на вашей, и только вашей, совести.
Конечно, кое-кто все же может узнать о ваших мерзких проделках, например,
оператор сетевого узла, а может и нет. А те, кто все же узнает, станут ли
они заботиться о вашем поведении или оставят все это на вашей же совести?
Ведь у такого поведения есть и другая сторона - страдающая, которой как-
нибудь можете оказаться и вы сами. Например, многие пользователи считают,
что вполне честно заполучить к себе все файлы, до которых они смогут
добраться. Даже до частной переписки, не говоря уже о ваших передовых
разработках. Об этом вам всегда следует помнить, когда вы включаете свою
машину в сеть. Если вы не намереваетесь допускать всех и вся к своим
файлам, вам не следует их помещать туда, куда из сети можно попасть. Лучше
бы, конечно, было, если бы все люди были достаточно воспитаны и
сознательны, но так как коммунизма нам, видно, не видать, то и защита своей
личной информации пока еще звучит актуально.
Активные пользователи Интернета находят его чрезвычайно полезным как для работы, так и для игры, и поскольку доступ в Сеть обычно не требует личных расходов (по крайней мере, больших), они рассматривают эти ценности как нечто, что должно защищать. Угрозы Всемирной паутины исходят из двух общих источников:
> ненамеренное чрезмерное использование;
> политическое давление.
Намеренное чрезмерное использование подразумевает полное осознание последствий такого использования и оценку его целесообразности. Это дело ума, чести и совести человека, решившегося на это. Если он может всем доказать, что такое использование необходимо и оправдано высшими соображениями о благе человечества, что ж, значит надо.
Сети создавались с определенной целью, коммерческое присоединение
производится компаниями в определенных целях. Никто не может преследовать
лицо, которое использует эти соединения не по предназначению, но желание
делать это отбивается по-другому и другими (не владельцами). Если вы
используете компьютер работодателя в небольших личных целях, на это, скорее
всего, посмотрят сквозь пальцы. Небольшие затраты коммерческого сетевого
времени не по предназначению тоже, наверное, будут молчаливо позволены. И
только, если некто делает нечто совершенно непотребное, например,
общегосударственный день сетевой игры или т.п., что начинает создавать
проблемы многим или большие кому-либо, следует принимать меры по пресечению
такого разбазаривания общественного достояния или частной собственности.
Частную собственность разбазаривать Вам никто из капиталистов не даст.
Несообразное использование происходит не только в виде игр или других развлечений. Оно может происходить и в форме неразумного использования доступных ресурсов. Сеть совсем не призвана подменять неудовлетворительное пользовательское оборудование. Например, технически возможно использовать доступный удаленный диск в другом полушарии, оправдываясь тем, что ваш наниматель не хочет купить винчестер за $333 для вашей рабочей станции, морально же это совершенно неприемлемо. Вполне возможно диск вам требуется для проведения ценного исследования, но плата за такое использование памяти через сеть совершенно непомерна. Сеть создана для облегчения доступа к уникальным ресурсам, а не для бесплатного доступа к рядовым.
Большинство продвинутых пользователей и владельцев сетей вполне
нормальные люди, ничто человеческое им не чуждо. Они, как и другие, с
удовольствием играют в игры, читают новости. В сети они работают регулярно.
Если они видят, что работа сети начинает как-то портиться безо всяких
видимых причин, они изучают это. Обычно это весьма квалифицированные
специалисты и далеко не глупые люди: если они обнаруживают, что в данном
районе сетевой поток вдруг возрос на порядки (в десять, сто, раз), они
понимают, что это далеко неспроста, совсем не случайность. Им захочется
узнать причину. Если вы и есть эта причина и ваше использование
неприемлемо, скорее всего, вы получите вежливое послание по e-mail с
просьбой прекратить такое поведение. Потом вы можете получить менее
вежливые послания, в конце концов, кто-нибудь свяжется с вашим местным
«сетевиком». Вы можете кончить полной потерей доступа или же вашим
работодателям или общине впредь придется больше платить за доступ, что их
вряд ли осчастливит.
Саморегулирование важно также и из-за политики, окружающей сеть. Никто в здравом рассудке не станет полагать, что сеть живет вообще без проблем и злоупотреблений. Однако, если эти проблемы не разрешаются самим сетевым сообществом, а выносятся в печать и на обсуждение в высших кругах власти, всем только хуже.
Стоит еще перечислить некоторые сферы, считающиеся в сети «политически вредными» и которых, соответственно следует избегать:
* чрезмерные игры;
* чрезмерное несообразное использование;
* злобное, надоедливое и иное антиобщественное поведение;
* умышленное вредительство или вмешательство в дела других, в их оборудование и программное обеспечение;
* обнародование файлов непристойного содержания.[3]
Очень трудно выбивать субсидии для сети в государственном бюджете, если как раз перед слушаниями о финансировании средства массовой информации рассказывают общественности о злоупотреблениях в сети. Например, Сеть клеймят рассадником секса, насилия и порнографии. И так как файлов такого содержания в Сети действительно наверное больше всех, то, с одной стороны, значит так и есть, а с другой работы над сетевой этикой ведутся уже все упорнее и глубже.
2. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ В ИНТЕРНЕТ
Итак, мы рассмотрели наиболее общие, уже сложившиеся особенности
Сетевой этики. Однако еще раз следует подчеркнуть, что Интернет-этика
находится пока что только в стадии своей разработки и становления, вовлекая
в свои проблемы все новых и новых пользователей, представителей услуг (так
называемых «провайдеров»), целые социальные группы и слои и, наконец,
самого государства. Выстраивая цепочку элементов Сетевой этики следует
опереться на этику обычную, естественно, постараясь ее экстраполировать на
особенности Интернет.
В чем же состоит закономерность и потребность развития Сетевой этики?
Стоит обратиться к истории морали. Каждый народ, свершивший позже великие
деяния, в начале своей истории отбрасывал одряхлевшие и изжившие себя
законы предков и сам устанавливал свои, новые. Именно эти законы и рождали
новый великий народ.[4]
Информационное же общество просто обязано создать новые законы, потому что оно живёт в совершенно новой среде – Сети. И сеть, поскольку она является первой и наиболее яркой представительницей информационных отношений, имеет на это право.
Всё же, отбрасывая старое, надо всегда брать из него его мудрость, тщательно отыскивать заложенные в нём рациональные зёрна и бережно их сохранять. Это логически исходит из особенностей Сети и закономерно перерастает в ее Законы. Именно поэтому некоторые исследователи выделяют три пересекающиеся посылки сетевой этики:
. анархия, точнее личная свобода;
. здоровый консерватизм;
. инстинкт сохранения популяции в целом.
Анархия означает, что каждый волен делать всё, что ему будет угодно,
если это не вредит другим членам общества, не ущемляет их интересов.
Совершенно естественная посылка. Если вы не делаете ничего, что меня
напрягает, мне должно быть абсолютно всё равно, что вы там делаете, – это
Ваше Личное Дело.
Инстинкт самосохранения абсолютно необходим, ибо без него само
общество может прекратить своё существование. Система устойчива только
тогда, когда имеется отрицательная обратная связь. Это означает лишь то,
что сетевое сообщество должно беречь и защищать свою среду обитания – Сеть.
Мы же заботимся об охране окружающей среды. Механизм этой заботы несколько
схож с заботой о Сети.
Здоровый консерватизм означает бережное отношение к уже достигнутому, умелое его использование для своего развития. Причем «здоровый» здесь имеется ввиду как произошедший от слова «здоровье».
Однако все это проистекает из сущности и особенностей Сетевой этики. А
что же конкретно делается в Сети для становления этических норм и
принципов? Кроме того, что последнее время организовывается все больше
конференций, чатов, личных WEB-страниц пользователей и провайдеров по
данной проблеме, сеть и множество различных концепций и даже теоретических
программ и моделей сетевых норм и ценностей. Пройдя стадию своего
свободного обсуждения, в котором может принимать участие каждый желающий
(ограничением выступает только языковой барьер), эти, уже официальные,
документы Сети выставляются в готовом виде на всеобщее обозрение и
предполагают теперь только наличие оценок и соответствующих комментариев
пользователей.
Логично, что садясь за компьютер и начиная работать с Сетью, человек
как бы экстраполирует свой образ на Интернет, закономерно создается двойник
и пускает его в Сеть. Этот двойник проявляется, прежде всего, в различных
группах новостей, в конференциях, чатах, а также в своей переписке. Но
свобода всегда приходит нагая. Отправляя в виртуальные странствия
"двойника" своей существующей личности, мы подспудно и всегда хотим для
него только одного – добра. Это аксиома. Но как бы мы не надеялись на
лучшее, нам не удается усовершенствовать этого двойника так, как мы хотим.
Наши темные стороны, наша ограниченность и нетерпимость, закостенелость во
взглядах и тщательно скрываемые в повседневной жизни комплексы служат ему
плохую службу.
Дело усугубляется еще и тем, что Сеть развращает нас кажущейся анонимностью и возможностью вынырнуть из нее в любой момент. Для того, чтобы понять почему анонимность и возможность выхода без последствий являются кажущимися следует показать два основных аспекта.
Первый аспект – технический. Специалисту в области сетевых коммуникаций, облеченному в соответствующие "хардверные" и "софтверные" доспехи, не составляет особого труда отследить абсолютно любого, независимо от способа его вхождения в Сеть и протокола работы. Сеть умеет защищаться от потенциальной и реальной угрозы. Нарушитель будет изолирован от нее – раньше или позже.
Аспект второй – личностный. Мы привыкли к устному диалогу,
составляющему основу, львиную долю современных коммуникаций. Интонация,
обстановка и выражение лица собеседника порой несут больше информации о
нем, чем собственно содержание беседы как таковое. В Интернете такого
"сенсорного" компонента мы лишены начисто. Пока лишены. Можно возразить,
что существуют телефонные разговоры по Сети (против которых, кстати, уже
ведут серьезную войну лидеры традиционных проводных телефонных
коммуникаций), сетевое радио и телевидение. Да, это так, но дело в том, что
мы – и утверждающие, и возражающие, - понимаем, что письменная речь, без
возможности видеть и слышать собеседника, еще надолго останется главным
способом общения в Интернете. Да и нагота пресловутой Свободы так
привлекательна.
Ажитация и несдержанность некоторых личностей приводят к созданию в
Сети групп, которые всеми правдами и неправдами ведут долгие войны друг
против друга по самым мельчайшим и немыслимым поводам. И вроде бы и ничего
страшного (воюют, ну и пусть воюют), однако беда в том, что остальные,
большинство, которым, как потребителям информации не имеет значения ее
форма, смотрят на потасовку и испытывают от нее неприятные ощущения. Еще
большая беда в том, что всю эту убогость видят десяти-пятнадцатилетние
жители Интернета. А если они подумают, что в Сети, так принято?! Каков
тогда будет портрет следующего поколения пользователей Сети?[5]
В этой связи стоит привести один из наиболее упорядоченных сейчас в
Сети документов относительно Сетевой этики, но следует сразу заметить, что
хоть он и приводится на некоторых сайтах как законченный документ, однако
работа на проектом все еще продолжается. А оригинал этого Кодекса (как
свода законов) можно найти на сайте http://www.zip.com.au/. В то же время,
при желании его обсудить или прислать замечания надо это делать по адресам
aus.org.efa и comp.org.eff.talk.
Итак, одна из первых, в первом приближении законченных, версий Кодекса поведения в Сети. Предназначение настоящего документа состоит в том, чтобы предоставить этический стандарт, с помощью которого можно будет оценивать нормативы государств и корпораций в отношении Интернета и связанных с ним многопользовательских коммуникационных сетей. Основные его создатели отметили сразу же, что документ этот не создан с намерением быть использованным в качестве законодательства; он создан с целью оценки законодательств.
Кодекс можно условно разделить на 2 основных раздела: Сетевые права и
Сетевая этика, но оба они основаны, прежде всего на становлении именно
культуры поведения в Сети.
Первый раздел «Права» представляет права, принадлежащие каждому взрослому участнику Интернета. Законы или нормативы, нарушающие эти права, угрожают свободам личности, собственности, безопасности и способности противостоять притеснениям для всех участников Интернета.
Сюда входят:
. Права на Коммуникации;
. Права на Сохранение Тайны;
. Права на Юрисдикцию;
. Права на Доступ;
. Право на Администрирование.
Права на коммуникации включают в себя:
1) Право принимать любую информацию из любого источника.
2) Право каждого лица контролировать и лицензировать интеллектуальную собственность, инвестированную в его собственное оригинальное произведение, но не в алгоритмы или любую другую собственность математики.
3) Право передавать (распространять) любую информацию любому человеку, ограничиваемое только правами интеллектуальной собственности.
4) Право публиковать любую информацию в любом нередактируемом
(немодерируемом) сетевом форуме, а также предоставлять любую информацию в любой редактируемый сетевой форум, ограничиваемое только правами интеллектуальной собственности.
Права на Сохранение Тайны представляют собой:
А) Право каждого лица отказать в разглашении любой информации, им созданной или полученной.
Б) Право каждого лица зашифровывать, расшифровывать или трансформировать любым путем любую информацию, им созданную или полученную.
В) Право каждого лица отказать в разглашении имен источников информации, им переданной или полученной.
Г) Право наблюдения за другими только по их предшествующему согласию.
Д) Право игнорировать информацию любой природы.
Права на Юрисдикцию состоят из:
- Право каждого лица отвечать только по законам и нормативам, которые применимы к нему в связи с его физическим местоположением.
- Право искать обращение за помощью закона против организаторов действий и других деяний, которые могут повлечь ущерб, но не против любого промежуточного лица, организации или посредника.
Права на Доступ выражены следующими положениями: o Право доступа к любой информации в любой общественной сфере, ограничиваемое только ее ценой. o Право каждого лица на доступ к любому сообщению, записи, акту, нормативу или закону, которые могут быть применены к нему, или которые были созданы – полностью или частично – его представителями или агентами, ограничиваемое только
Правом на Сохранение Тайны.
Право на Администрирование включает в себя: o Право, будучи модератором редактируемого (модерируемого) форума, наблюдать и принуждать участников форума соблюдать устав этого форума. o Право системного администратора запретить доступ в эту систему любому лицу по любой причине, в рамках действующих контрактных обязательств. o Право лица, будучи родителем или законным представителем несовершеннолетнего, контролировать информацию, доступную несовершеннолетнему.
Второй раздел несколько больше и посвящен, как уже упоминалось основным принципам сетевой этики. Здесь выработаны и представлены этические стандарты, которые обеспечивают выполнение изложенных выше прав. Сразу же в документе присутствует оговорка, что эти этические стандарты не гарантированы и не могут быть гарантированы законами, так как любой закон, который обеспечивает такие гарантии, будет нарушать одно или более чем одно изложенное выше право.
Состоит данный раздел из:
. этики терпимости;
. этики доверия;
. этики предупредительности и
. этики регуляции.
Этика Терпимости, прежде всего состоит в том, что: o неэтично подавлять высказывания других, даже в том случае когда эти высказывания впрямую оскорбляют ваши собственные взгляды и веру; o неэтично беспокоить других или угрожать другим; o неэтично апеллировать к беспристрастным (судебным) инстанциям для разрешения спора до того как применены все переговорные и посреднические средства с целью предотвращения вреда и несправедливости.
Этика Доверия выражается в следующем:
. неэтично публично распространять высказывания, изображения или мнения других без их согласия;
. неэтично неверно представлять себя, свои наблюдения и мнения или высказывания других;
. неэтично запрашивать или передавать информацию, созданную посредством принуждения или другим способом, попирающим свободу, за исключением предшествующего соглашения с жертвами подобной практики или, в случае их смерти, недееспособности или неизвестного местонахождения, соглашения с их законными представителями или наследниками;
. неэтично пренебрегать адекватными предупреждениями, сопровождающими любую информацию, которая может быть неверно оценена наивным лицом, воспринимающим информацию; или подвергнуть этого воспринимающего опасности либо испортить удовольствие от восприятия для остальных.
Этика Предупредительности заключается в том, что o неэтично передавать информацию лицам и форума, определенно не согласным с такой информацией; o неэтично выражать несогласие с ценой использования коммуникационной сети и дискового пространства для сохранения информации.
Этика Регуляции состоит из некоторых предписаний:
* представителям государств и корпораций неэтично пренебрегать или противодействовать гарантиями законов или нормативов правам, изложенным в первой части настоящего документа;
* представителям государств и корпораций неэтично представлять или утверждать любыми гарантиями законов этические принципы, изложенные во второй части настоящего документа;
* этично обозревать, обсуждать, уточнять и пропагандировать права и этические нормы, представленные в настоящем документе.[6]
Настоящий документ был разработан на основании суждений и дискуссий со
многими участниками Интернета из различных стран и представляющих различные
культуры; его создание и развитие поддерживается и пропагандируется EFA,
EFF и CPSR.
Данный документ содержит в себе основные принципы и нормы сетевой этики, однако даже не зная его, каждый пользователь, желая еще большего развития Сети, должен придерживаться хотя бы некоторых, ему наиболее подходящих этических норм. А так как виртуальный портрет среднестатистического Интернет-пользователя уже сложился, то возможно, уже можно говорить о том, что этические нормы в Сети займут отнюдь не последнее место.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, из всего вышеизложенного можно определить главный, претендующий
на доминирование принцип Всемирной паутины – Noli nocere («Не навреди»).
Коротко и ясно. Однако, как много смысла заложено в этой мудрой фразе.
Свобода одного пользователя Интернет заканчивается там, где начинается
свобода другого. Но не нужно ограничивать себя, свою свободу, запирать свое
"я" в клетку. Однако, в то же время, каждый раз, перед поступком – словом,
действием – следует подумать, чтобы не ограничить свободу своего Ближнего.
В Сети он может быть и дальним – Земля большая. Но «дальним» по расстоянию,
зато «ближним» по духу и интересам.
Жители Интернет-пространства – это новый, информационный социальный слой, достаточно массовая группа; это специфическое, построенное на принципах объединения интересов надгосударственное образование, а его так называемая анархия – возможно это новейшая форма общественной жизни, за которой будущее.
Конечно же, ясно и понятно, Интернет – это особое место. Живя по законам человеческим, он повторяет нашу реальность. Однако, это повторение не есть слепым и невдумчивым копированием. Человек в Сети старается быть намного лучше, чем на самом деле. В Интернете он воплощает неудавшиеся планы и нереализованные идеи обыденной жизни. Здесь пользователь строит тот идеал, на который всю жизнь хотел быть похож, и который жаждет и приемлет вся его сущность. Но не стоит, в то же время, забывать – "я" в жизни и "я" в Сети – это тоже две стороны одной медали, два стороны одной сущности, два аспекта одной проблемы.
В заключение нельзя не сказать и о роли и диалектики этических норм и
все более популярной коммерции в Интернет. Так формируется экономика
Интернет, а ведь можно сказать, что именно экономика есть причиной, а этика
есть следствием. Поэтому и уместно этим подытожить всю вышеизложенную
информацию. То есть, говоря о каких-либо моральных ценностях в Сети,
этических нормах и установках, о которых было сказано уже в работе немало,
следует и уделить внимание пока еще острой проблеме взаимодействия этики и
капитала.
В последнее время правительства многих государств стараются ограничить свое финансирование Всемирной паутины за счет возрастания доли коммерческого капитала. Здесь выделяются два аспекта проблемы – личностный и коммерческий.
Первый заключается в том, что многие пользователи, несмотря на прекращение финансирования Интернет хотели бы, чтобы расходы на подключения оплачивались не из их кармана. Именно поэтому во многих учреждениях, через которые пользователь использует Сеть могут потребовать соблюдения определенных правил. Мы уже размышляли о свободе в Сети, и здесь пользователю, возможно, придется пожертвовать ее частью, чтобы сохранить это субсидируемое подключение.
Коммерческий аспект, в свою очередь, основывается том, что финансовые
дела должны вестись так, как это принято в Интернет. И хотя культура
взаимоотношений в Сети находится, как уже не раз упоминалось, еще в стадии
становления и этические нормы еще не получили стабильности, в сети еще живы
традиции откровенного неприятия проявлений меркантилизма по отношению к
Интернет и во взаимоотношениях через него. Навязывание рекламы в Сети
сейчас полуофициально запрещено, что вырабатывает определенное Интернет-
сознание: престиж компании раз проделавшей это сильно падает. Реклама
отнюдь не исключается, но она должна носить чисто информационный характер.
В принципе как и вся предлагаемая информация в Сети.
В этом и заключаются сущность, особенности, основные нормы и принципы
Сетевой этики, от которых, а точнее от их достаточно бурного сейчас
развития будет зависеть, каким будет выглядеть Интернет завтра: грязным,
аморальным, упадочным или сущностью красоты глобального человеческого
общения и взаимоотношений. Вот она – проблема развития сегодняшней Сети!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. http://1001.vdv.ru/books/
2. http://www.alexa.com/
3. http://www.bolizm.ihep.su/
4. http://ng.ru/99-12-15/5_internet.html
5. Михаил Басин, Ипполит Шилович. Синергетика и Internet. - С.-Пб.:
Наука, 1999, с. 29.
6. Крол Эд. Все об Internet: Пер. с англ. – К.: Торгово-издательское бюро
BHV, 1995 – 592 с.
7. Ницше Ф. Сочинения. В 2-х т. Т.1. Как говорил Заратустра.– М.: Мысль,
1990 г.
-----------------------
[1] http://www.alexa.com/
[2] Михаил Басин, Ипполит Шилович. Синергетика и Internet. - С.-Пб.: Наука,
1999, с. 29.
[3] Крол Эд. Все об Internet: Пер. с англ. – К.: Торгово-издательское бюро
BHV, 1995 – 592 с.
[4] Ницше Ф. Сочинения. В 2-х т. Т.1. Как говорил Заратустра.– М.: Мысль,
1990 г.
[5] http://1001.vdv.ru/books/
[6] http://www.zip.com.au/~pete/ere.html