Исакова Инна
Когда же наступает момент, с которого вашего малыша можно отдать в профессиональные руки?
Сейчас мы не говорим о занятиях музыкой в детском саду, когда в большой группе дети хлопают, топают и изображают что-то вроде пения – это вид массового развития. Нас интересует индивидуальное, наиболее полное раскрытие музыкальных способностей ребенка.
Время начала музыкальных занятий достаточно индивидуально. Нужно оговориться, что большинство музыкальных школ и педагогов берутся обучать детей, начиная с 6-7летнего возраста, часть педагогов возьмется обучать и «продвинутого» пятилетнего – это считается довольно рано. Можно услышать редкие рассказы о детях, начавших обучение в 3-4 года, но эти дети чаще всего либо имеют родителей-музыкантов, либо причислены к вундеркиндам и часто учатся по стандартным методикам, как бы опережая свой возраст.
И только очень немногие педагоги умеют профессионально заниматься музыкой с совсем маленькими детьми по методикам, соответствующим младшему возрасту.
Итак, с ребенком можно начинать заниматься музыкой примерно в тот момент, когда он адаптирован в детском саду, имея в виду, что в среднем – это возраст 3-4 года. Это очень зависит от общего развития ребенка, от его темперамента и внимания, от развития речи, от усидчивости и интереса к музыке.
Если ваш ребенок способен удерживать внимание в течение 15 минут, то он готов к занятиям. Начинают с короткого урока, постепенно увеличивая время до получаса. Такое вхождение в учебный процесс занимает от месяца до трех. Имеет смысл разбить стандартный час (60 мин) на 3 урока в неделю для начала и по мере привыкания перейти либо на 2 раза по 30 мин, либо на 3-4 раза в неделю по 30 минут – это зависит от ваших задач и особенностей ребенка.
Если речь идет об общем музыкальном развитии, то 2х раз в неделю бывает вполне достаточно. Если же ставится задачей освоение музыкального инструмента, то частое посещение педагога (до 5-6 раз в неделю) дает прекрасное продвижение.
Начальные домашние занятия на инструменте возможны в случае, если родители владеют этим музыкальным инструментом и в состоянии квалифицированно проследить за выполнением всех тонкостей постановки рук.
Бывают случаи и более раннего развития, когда уже в 2-2.5 года дети показывают прекрасные результаты, поэтому если вы хотите начать занятия как можно раньше, то имеет смысл заранее найти подходящего педагога и время от времени показывать ему вашего малыша, чтобы не пропустить этот волнующий момент в его жизни.
Особенности возраста «от 2 до 5» и оценка возможностей ребенка
Что характерно для возраста «от 2 до 5»?
- эмоциональное и непосредственное восприятие мира;
- легкое усвоение любой информации;
- физическая гибкость, быстрое освоение новых движений;
- относительно неустойчивое внимание, переключение его с предмета на предмет;
- мотивы действий, отличные от мотивов взрослого человека (игра) и зависимость желаний от внешних причин;
- неосознанность временных рамок и периодов времени(ребенок живет "здесь и сейчас", не планируя свое будущее и не рассчитывая время в отличие от взрослых).
Мы видим, что присутствуют как явные преимущества перед другими возрастами, так и «неудобства» для педагога.
Тем не менее, дети, начавшие занятия музыкой в раннем возрасте, имеют огромное профессиональное преимущество перед сверстниками, начавшими заниматься в 6-7 лет, при прочих равных условиях. Это происходит благодаря овладению звуковой и двигательной информацией на уровне «родного языка», то есть на уровне подсознания.
В случае если ребенок не станет профессиональным музыкантом, он также получит мощный толчок для развития многих основных навыков, связанных с учебным процессом и общим развитием мозга.
Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки. Как сообщается в журнале «NORDIC JOURNAL OF MUSIC THERAPY» (выпуск 1, Зима 2000г.), ею были определены побочные интеллектуальные эффекты, возникающие в результате музыкальных влияний, такие как:
1. повышение уровня читательских навыков
2. повышение уровня речевых навыков
3. улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач
4. улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей
5. улучшение концентрации внимания
6. улучшение памяти
7. улучшение моторной координации.
Полная статья Алисы Пушинской «Музыка и мозг ребенка» : http://alicepush.narod.ru/businessmusic.html
Как же найти оптимальное решение – дать ребенку естественно развиваться и вместе с тем начать его обучение?
Многие современные родители говорят, что не хотели бы принуждать свое чадо к серьезным занятиям в раннем возрасте. И действительно, малыши, к которым предъявляются непомерные требования, рискуют перенапрячь неустоявшуюся нервную систему. Примером может служить ребенок, начавший профессиональное обучение в 2.5 года, а в 4 играющий сольные концерты и занимающийся по нескольку часов в день.
Однако важно не впасть и в другую крайность – бывают случаи, когда родители, услышав капризы собственного ребенка о том, что он не хочет идти на урок, думают, что имеют дело с осознанным решением. Но решение в этом случае принимают только родители, перекладывать ответственность на малыша было бы, мягко говоря, преждевременно. У него может быть просто плохое настроение и дело родителей успокоить, отвлечь малыша и не акцентировать его внимание на теме «не хочу», ведь ребенок не видит пока перспективы своего развития, он всего лишь сосредоточен на сиюминутной эмоции, которую необходимо нейтрализовать.
Все дети индивидуальны, поэтому перед началом занятий желательно сделать реальную оценку общего развития малыша.
- время концентрации на одном предмете (от 5 минут до получаса),
- способность и желание слушать другого для получения новой информации,
- основные интересы, общий уровень развития,
- уровень социальной активности,
- количество времени, проводимого в окружении взрослых, занимающихся развитием ребенка,
- физическое развитие: общая координация, есть ли проблемы со спиной, развитость и подвижность пальцев.
Не огорчайтесь, если некоторые пункты из перечисленных не развиты активно, потому что в младшем возрасте все процессы происходят стремительно и возможно наверстать недостающее в короткие сроки.
Если в семье родители занимаются музыкой, то процесс идет более естественно и, вероятно, станет более ранним, чем в случае, когда ребенок вообще не знает, как играют на музыкальных инструментах. Огромная часть информации впитывается подсознательно, а также передается генетически, даже если ребенка не учат специально.
Если для малыша эта область новая, то не стоит сразу загружать его сознание специальной информацией. Постепенное вхождение в мир музыки приведет к лучшим результатам и оставит более позитивное впечатление о начале занятий.
Задачи и формы первых уроков музыки
Каковы задачи самых первых уроков музыки с малышами?
Первый этап самый сложный - вхождение в ритм уроков, привыкание к учебному процессу. Урок музыки – новое явление в жизни ребенка, непохожее на занятия в детском садике, поскольку все внимание направлено только на него и лично от него требуется участие во всех видах занятий.
Тут нужно учесть, что дети бывают разные и понятие «требуется» имеет несколько другой смысл, чем, скажем, по отношению к 6-летнему ребенку и старше. Например, трудно идущие на контакт дети не обязаны сразу активно отвечать на вопросы или выразительно петь. Вполне достаточно, если на первом этапе малыш внимательно слушает, как за него это делает педагог – новая информация все равно усваивается и в какой-то момент проявится активно.
Как вариант для начала занятий хороши маленькие группы из 2-3 человек, в этом случае «ответственность» делится между всеми участниками и в урок вносится оживление. Очень хорошо, когда роль «сотоварища» по уроку сыграет старший брат или сестра из этой же семьи или кто-то из родителей. Малыш чувствует поддержку семьи и чувствует себя более естественно на уроке. Вид семейного участия предпочтителен, поскольку старшие члены семьи подыгрывают младшему, и все внимание уделяется исключительно ему.
Нормально, когда в младшем возрасте внимание на одном предмете держится около 3-5 минут. Задача педагога построить урок из разных видов занятий так, чтобы они чередовали друг друга и естественно переключали внимание ребенка на разные виды деятельности: занятия с игрушками, пение, танец, игру на клавишах, занятия ритмом, прослушивание музыки и т.д. Из таких «кубиков» по 3-5 минут и составляется урок.
При этом педагогу желательно иметь в запасе много разных «кубиков музыкальных знаний» так, чтобы ребенок мог выбрать чем ему больше нравится заниматься в данный момент. Всякое принуждение совершенно исключается, у малыша должно создаваться впечатление, что он выбрал «игру» по собственному желанию.
Для учебного процесса на этом этапе совершенно неважно, в каком порядке будут выстроены «кубики», важнее то, что малыш с удовольствием ими играется, приобретая музыкальный слуховой и ритмический опыт.
Конечно, занятия должны происходить в игровой форме с использованием игрушек, картинок, подвижных игр, образных сравнений, элементов театральности и должны быть наполнены сугубо положительными эмоциями.
Задача педагога – поставить профессиональную цель и перевести ее объяснение на язык игрушек и игр. В этом случае у ребенка закладываются в подсознание правильные музыкальные представления без сложных и скучных для его возраста объяснений.
Например, для объяснения звуковысотности и понятий октав строится домик, в котором живут игрушки, каждая со своим характером, который можно будет определить на слух.
Теперь посмотрим на возраст «от 2 до 5» вцелом и представим задачи, которые могут быть поставлены в этот период перед малышом, учитывая его возрастные преимущества и особенности.
В этот период идет активное формирование речи – родного языка, а также характерно легкое усвоение второго и третьего языков, если предоставляется возможность их изучения.
Музыку в нашем случае нужно рассматривать именно как еще один язык. Активное владение языком предполагает понимание речи на слух, разговор, передачу эмоций с помощью слов, на более поздних этапах – чтение и письмо.
Чтобы качественно овладеть языком необходима языковая среда и активное освоение паттернов – слов и выражений с их проговариванием, а в нашем случае – пропеванием. То есть, первична не игра на инструменте, а именно голосовое воспроизведение музыки, проще говоря, пение. Оно показывает, насколько хорошо усвоены подсознанием интонационные и ритмические музыкальные «слова», и его-то и необходимо развивать в первую очередь.
Результатом активного изучения паттернов (наращивания запаса «слов») станет способность импровизировать голосом, которая перейдет в инструментальные импровизации при освоении музыкальных инструментов. Причем в случае первичности голосового импровизирования ребенок сможет импровизировать на любом музыкальном инструменте при некоторой технической подготовке в будущем.
Кроме умения импровизировать при таком подходе изучения музыки ребенок получит преимущества и при изучении классической музыки. В первую очередь это касается более активной и стабильной ритмики, чистого интонирования (особенный плюс при игре на струнных и духовых инструментах), запоминания и осмысления классических произведений, в первую очередь с точки зрения гармонии, а также при написании музыкальных диктантов и подбора аккомпанемента за счет развития гармонического слуха.
К «языковой среде» относится в первую очередь прослушивание музыки. Если ребенок будет постоянно слушать музыку барокко, то его импровизации в более старшем возрасте будут напоминать этот стиль, если романтическую музыку или джаз – то, соответственно, его импровизации будут содержать ритмические и интонационные обороты этих стилей.
Таким образом, от выбора музыки окружающих ребенка взрослых поначалу зависит его направление развития стилистики импровизационного мышления.
То же самое можно было бы сказать и о репертуаре для пения, однако тут ситуация другая.
Если для прослушивания ребенку можно давать и довольно сложную музыку, то для пения, как правило, детям не дается ничего особенно сложного. Детские песенки в массе просты, а часто и даже примитивны гармонически и не содержат сложной ритмики и интонаций.
Считается, что у маленького ребенка ограничены возможности голоса небольшим диапазоном, поэтому он не сможет петь «взрослые» песни. Отчасти это правильно, но сложность музыки не ограничивается лишь диапазоном звучания. Совершенно реально сочинить для малышей разнообразные гармонически и ритмически детские песни, однако, к сожалению, современные профессиональные композиторы очень редко обращаются к жанру песни для самых маленьких. (Некоторые все же создают необходимый музыкальный материал для профессионального развития малышей).
Таким образом, с детства создается разрыв между «языковой средой» (прослушиванием музыки) и «изучением слов» - пением интонационных и ритмических паттернов.
Именно из-за этого природная способность импровизировать встречается относительно редко даже у людей, обучающихся музыке, а с годами часто исчезает. Сложность программ возрастает, обучение музыке сводится к заучиванию длинных текстов, которыми невозможно оперировать, как словами. У детей при осознании сложных музыкальных текстов часто встречаются проблемы, которые бы не возникли, если бы ребенок свободно владел языком импровизации (то есть неким «набором музыкальных слов»).
Каков же выход? Как открыть ребенку путь к свободному владению музыкальным языком?
Во-первых, раннее обучение музыке способствует более глубокому и основательному проникновению в музыкальный мир, поскольку открытое сознание маленького ребенка способно охватить любые, сложные на первый взгляд, вещи.
Малышу совершенно неважно, что запомнить – марки машин, китайский язык или, например, сложный синкопированный ритм. Он пока еще не знает, что это сложно!
Во-вторых, музыкальный материал для пения должен правильно соответствовать поставленным задачам. Конечно, все упражнения-попевки должны быть со словами и выражать какие-то эмоции или ситуации, понятные малышу, который будет воспринимать их, как очередную игру.
Поначалу песенки будут чрезвычайно кратки и находятся в небольшом диапазоне голоса. Этим будет достигнуто несколько целей:
Легкость выучивания. В младшем возрасте длинные песни или произведения вызовут скуку и потребуют довольно много времени на этапе осознания целиком, поэтому коротенькие песенки-попевки сослужат роль интонационных и ритмических упражнений. На коротком материале легче добиться желаемого качества чистоты интонирования, а маленький диапазон наиболее естественен для младшего возраста.
Второй этап – расширение диапазона голоса и гармонического восприятия. Выученные попевки легко транспонируются практически в любую тональность, поэтому пение их по полутонам вверх, а затем и по квинтовому кругу расширят голосовые возможности и послужат первыми гармоническими упражнениями.
Конечной целью станет прочное усвоение подсознанием малыша этих попевок в качестве музыкальных «слов» для дальнейших импровизаций, поэтому материал должен быть подобран с учетом постепенного усложнения «языка» в направлении выбранной стилистики, например, джазовой.
Параллельно с освоением коротких попевок идет выучивание более длинных песенок, соответствующих возрасту и также содержащих элементы желаемого стиля будущих импровизаций.
Изучение ритмики похоже на освоение малышом кубиков с буквами. Уже знакомые на слух ритмические длительности и их сочетания выделяются в игрушечные ноты-длительности, позже – в ритмические карточки длиной в 1 такт, из которых потом можно будет составлять различные ритмические фразы-«лего». Их хорошо проговаривать на разные слоги, возможно, от лица разных персонажей, чтобы опять же привнести элементы игровой театральности.
Многократное повторение ритмических фигур со зрительным представлением длительностей станет основой для читки ритма в будущем, а также для более прочного осознания «слов» ритмической импровизации.
При развитии ритмики используются любого вида сопутствующие движения, танцы, топанье, хлопанье и игра на шумовых инструментах, а также первое ансамблевое музицирование, когда у каждого участника ансамбля может быть своя ритмическая партия (1-2 повторяющихся такта). На более продвинутом этапе ее можно выписать крупными нотами, содержащими ранее изученный ритмический материал.
Изучение нот в младшем возрасте необязательно и может быть отложено в большинстве случаев до более поздних времен (5-6 лет). 5 лет – «солидный» возраст, если ребенок начал заниматься музыкой в 3 года и имеет двухгодичный слуховой опыт.
Изучение гармонии. У взрослого слово «гармония» вызовет сложные теоретические ассоциации, для ребенка же она может стать увлекательной игрой.
В любом случае начальное восприятие клавиатуры обязательно для осознания музыкальной теории, и гармония не является исключением. Расстояния между клавишами, их «рисунок» в начальных играх должны стать основой для построения простейших аккордов на клавиатуре.
Для ребенка будет проще начать изучение гармонии с буквенных аккордов, а не с принятой в классической музыке системы функций T – S – D. Узнавание аккорда «в лицо» на клавишах, различие на слух мажора и минора, а также количества звуков в аккорде с их проигрыванием и пропеванием – вполне доступные вещи для 2го года обучения.
Для образного восприятия аккорда можно использовать карточки с разноцветными картинками и рассказами, а примеры «сочинения» мелодии по звукам аккорда на клавишах станут любимой игрой малыша, которая приоткроет дверь в мир сознательного творчества.
Связи аккордов между собой со временем удобно показать на квинтовом круге. Естественно, он должен быть достаточно большой, чтобы вместить в себя отдельные карточки с буквенными названиями аккордов для сопоставления их ребенком.
Правило учебных пособий: чем младше ребенок, тем крупнее и красочнее должны быть пособия.
Однако, самое важное при изучении гармонии – это слуховое восприятие аккордов и способность раскладывать их на отдельные звуки голосом. Это станет базой для голосовых, а затем и инструментальных импровизаций.
Развитие музыкальной эмоциональной выразительности и активное музицирование в младшем возрасте
Что отличает хорошего музыканта? Умение передавать глубокую эмоционально насыщенную информацию через отточенную технику.
К этому многие музыканты идут годы, но как часто мы видим «спортсменов от музыки» - техническое совершенство на фоне бедной выразительности. Упущена главная составляющая, цель музыкального развития.
С годами техническое мастерство, технический музыкальный прогресс идут вперед, сейчас подростки играют труднейшие программы, требования и конкуренция возрастают. Выигрывают же самые музыкальные исполнители.
Увлеченные идеей раннего музыкального развития, мы задаемся вопросом: а можно ли культивировать именно музыкальность у маленьких детей так, чтобы передача образов и эмоций через музыку стала для них простой и естественной с самых первых шагов в музыке и на всю жизнь? (Известно, что навыки и понятия, приобретенные ребенком до 5 лет, будут основополагающими для него на всю жизнь, во многом определяют его характер и поведение.)
Не секрет, что очень часто в традиционном школьном музыкальном обучении над трактовкой музыкального произведения начинают работать после освоения необходимых технических навыков. Если же что-то не получается, то часто вообще музыка остается «за бортом». Как не допустить такой печальной картины?
Нужно отметить, что не только профессиональные музыканты нуждаются в умении выражать свои эмоции и образы через музыку. Для домашнего музицирования это является главным условием, иначе оно просто теряет всякий смысл. Умение и привычка выражать свои эмоции через музыку могут стать незаменимым терапевтическим средством против жизненных сложностей и помогают обрести душевное равновесие.
Итак, мы говорим о возрасте от 2х до 5ти лет, когда главная движущая сила развития ребенка – это игра. Эмоции малышей непосредственны, выражать их по любому поводу естественно для этого возраста. При прослушивании музыки ребенок будет испытывать яркие эмоции, но мы сейчас говорим о задаче активного музицирования.
Казалось бы, до него еще далеко, ведь дети не играют ни на каком музыкальном инструменте, а самые талантливые из них только начинают обучение музыке и пока не владеют достаточным набором технических навыков.
Но кто сказал, что музыка – это только то, что записано нотами?
Мы предлагаем методику игр-импровизаций на клавишах, доступных любому малышу. Совершенно неважно, какие ноты при этом будут использоваться, главными средствами выразительности станут высотные регистры, длительности звуков и характер исполнения.
Испытав определенные эмоции при исполнении импровизированной музыки, ребенок запомнит их и сохранит в дальнейшем, когда будет играть по нотам и при более профессиональном импровизировании. Это интересный феномен, о котором говорят духовные учителя: одно из самых интересных явлений...- это то, что духовное ощущение не забывается. То, что ты наиграл, прочувствовал однажды, остаётся в ощущениях и потом в любой момент можно повторить это ощущение без предварительного "вспоминания". Этим чувством потом можно свободно "манипулировать", создавая разные и тончайшие оттенки этой эмоции.
Для младшего возраста, как уже говорилось выше, характерно конкретное восприятие, поэтому необходимо присутствие персонажей. Чаще всего в этой роли будут выступать игрушки, но возможно это будут люди и животные, знакомые ребенку, также с успехом могут быть использованы иллюстрации к детским книжкам.
На клавишах (это самый доступный ребенку инструмент, вместе с тем имеющий массу средств выразительности в отличие от детских ударных инструментов, например, ксилофона) организуется музыкальный импровизационный театр.
Роль педагога в этом процессе первостепенна, потому что всякая импровизация должна иметь под собой прочную смысловую базу. В данном случае ставится задача через игру заложить основы ритмики, различия регистров, сочетания одноголосия и многоголосия, видов прикосновения (штрихов), а главное – непосредственности исполнения, эмоционально привязанного к сюжету.
В таком «театре» очень хороша импровизационность сюжетов, когда ребенок активно участвует в создании образов и чувствует радость от творческого процесса. Очень важно дать ему в самом раннем возрасте ощущение самостоятельного творчества, поддержать и развить детскую фантазию и направить ее в сторону музыки.
Как в этом возрасте формируется речь? Ребенок слышит разговоры взрослых, слушает сказки, смотрит мультфильмы и пр. Формируется пассивный запас слов, который постепенно переходит в актив – ребенок начинает отвечать, задавать вопросы, а затем сам что-то рассказывать, фантазировать, сопровождать свои игры комментариями.
По сути это речевые импровизации с использованием знакомого словарного запаса и основанного на собственных эмоциях и образах.
Тот же процесс развития мы попытаемся перенести в музыку.
Слушание «взрослой» музыки сопоставим с взрослой речью, которая будет пока до конца не понятна, однако насыщена эмоциями, воздействующими на психику в первую очередь (мало эмоциональная музыка вряд ли будет привлекать малыша). Отдельные слова-интонации при этом будут откладываться в пассивный запас слов при многократном прослушивании.
Общение же с педагогом музыки можно сопоставить с родительским влиянием, когда родители говорят с малышом на понятном ему языке и ждут от него ответной словесной реакции, то есть формируют активный запас слов.
Основные приемы и этапы активного речевого развития:
- повторение слов и фраз за взрослыми
- односложные ответы на вопросы типа кто? что? где?
- выучивание наизусть стихов и песенок
- дополнение фраз (особенно рифмованных) логичным окончанием
- более развернутые ответы на вопросы после прочтения книжек
- совместное сочинение историй, сказок или рифмовок
- разговоры на различные темы
Обратите внимание на то, что при этом любой родитель инстинктивно преувеличивает свое эмоциональное исполнение или разговор с малышом, ведь это так естественно, чтобы вызвать его улыбку или ответную реакцию. Речь замедляется, а эмоции становятся яркими и выпуклыми, как под увеличительным стеклом и часто сопровождаются движениями или жестами. Это именно то, что нужно для лучшего усвоения материала в младшем возрасте.
В нашем случае «набором слов» станут различные ритмические фигуры, исполненные различными штрихами в различных регистрах. Ритмические фигуры будут соотнесены со словами персонажей или с характером их движения.
Например, обезьяна (малая октава) будет медленно и тяжело прыгать:
И сердиться: где мой банан?
А мышонок (последняя октава) будет испуганно пищать: я не знаю.
В другом случае мышонок будет выглядывать из норки перед прогулкой, разведывая обстановку:
Кто тут есть? Кошка тут?
А затем отправится в гости к обезьяне или к медведю по ступенькам вниз:
Кошки нет! Я иду гулять!
Очень важно то, что параллельно с запасом музыкальных паттернов, которые послужат впоследствии материалом для более сложных и осмысленных импровизаций, формируется исполнительский аппарат.
При таких детских импровизациях ученик сидит на коленях у учителя, который играет его руками поначалу все, а затем только подает идеи исполнения и поправляет в случае надобности.
Ненавязчиво, без теоретических объяснений постановки, на этом этапе возможна «лепка» рук: контроль свободы плеч, расслабление рук и передача их правильных и техничных движений.
Каждый персонаж соотнесен с определенной октавой, в начале их не должно быть слишком много. Вначале по характеру звучания, а затем запоминая звуковысотность каждой октавы, ребенок формирует понятия «высоко-низко» и «выше-ниже». Он начинает определять их на слух в парах, диапазон таких пар постепенно сужается до пределов одной октавы (в конце концов останавливаясь на первой), в которой начинается второй этап активного музицирования – пение.
Не будем сейчас касаться развития чистоты интонирования, это отдельная тема. Здесь же необходимо отметить, что в пении маленький ребенок наиболее активно и осознанно может музицировать, используя не ноты, а способность понимать мелодию на слух и воспроизводить ее голосом по памяти.
На более высоком уровне развития гармонического слуха возможна импровизация голосом. К этому нужно стремиться в музыкальном развитии ребенка, т.к. умение импровизировать голосом говорит о высоком качестве музыкального мышления и подсознания, которое можно соотнести с умением ребенка говорить, общаться на музыкальном языке.
Очень важно то, что и в пении знакомых песен, и в импровизации ребенок может свободно выражать свои эмоции. Педагог может работать над воспитанием таких главных музыкальных понятий, как чистота интонации, фразировка, динамика, выразительность и образность (см. статью о сольфеджио для взрослых).
Впоследствии все эти понятия и ощущения с легкостью будут перенесены в игру на музыкальном инструменте, подобно тому, как дети-билингвы легко учат второй (параллельный) язык, владея смыслом слов на одном (материнском) языке.
Еще одним важнейшим аспектом является то, что с вокальным детским репертуаром ребенок может рано начать выступать перед публикой. Закладываются основы артистизма, умения и желания обмениваться своим эмоциональным настроем со слушателями.
На фоне довольно распространенной «болезни сцены» среди взрослых музыкантов и учащихся музыке ранние навыки артистизма невозможно переоценить. В младшем возрасте дети очень любят выступать перед родителями и друзьями, получая ответные восторженные отзывы. Тем же детям, которые более стеснительны и замкнуты от природы, рекомендуется пение в группе – там они тянутся за лидерами и чувствуют более сильную энергетику и поддержку товарищей, отчего приобретают уверенность и желание выступать.
Излишне говорить, что всяческие попытки ребенка музицирования и публичного выступления должны быть горячо поддержаны взрослыми, в первую очередь родителями.
Роль родителей в музыкальном воспитании их чада не должна сводиться лишь к приведению его на уроки музыки. Искренняя заинтересованность в процессе занятий, а также личный пример будут очень хорошо влиять на малыша. Присутствуя на уроках музыки вместе с ребенком, родители могут осмысливать и применять к себе идеи и приемы музицирования. Малыши энергетически тесно связаны с родителями, особенно с матерью, и подсознательно будут «считывать» усвоенную мамой информацию, что сделает процесс усвоения материала ярче и активнее.
Огромную роль для эмоционального развития ребенка играет и общее его развитие. Запас понятий и сюжетов сказок из детских книг и фильмов дает педагогу музыки большую свободу в музыкальных импровизациях на различные сюжеты, поэтому раньше других будут музыкально развиваться дети с высоким общим уровнем развития.
Если малыш начинает обучение на музыкальном инструменте до 5-6 лет, то образное преподавание материала и сюжетное мышление – это залог успеха и любви к инструменту.