Склярова Т. В.
Исследованию механизмов психического развития детей в процессе взросления в отечественной науке посвящены работы Л.С. Выготского, В.В.Зеньковского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.С.Мухиной и др.
Общепризнанной теорией психического развития в отечественной возрастной психологии и в педагогической практике явилось культурно-историческое учение Л.С. Выготского, исходной предпосылкой которой выступает идея о соотношении реальной и идеальной форм. В онтогенетическом развитии человека изначально существует идеальная форма, взаимодействующая с реальной: с первых шагов детского развития высшая идеальная форма влияет на становление начальных форм психики ребёнка.
Идеальная форма, по Л.С. Выготскому отражает сложившиеся в ходе исторического развития человечества формы культурного поведения. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны быть освоены ребёнком в процессе его развития. Лишённый взаимодействия с культурными (идеальными) формами растущий человек не сможет развить в себе специфических человеческих качеств.
Реальные формы представляют собой природные свойства человека, являющиеся органической основой развития его психических качеств. Начальные («натуральные») психические функции в ходе развития преобразуются в высшие («культурные») психические функции. Высшие психические функции, такие как понятийное мышление, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, волевое поведение, эмоциональное восприятие и т.п. - становятся новыми образованиями в детской психике в процессе её развития, однако они содержатся в культуре в формах мыслительных образов, социальных норм, ценностных отношений, способов деятельности и т.д.
Принципиальная новизна идеи Л.С.Выготского об идеальной форме заключается в том, что в его понимании социальная среда и её культура воспринимаются не как условие или один из факторов развития детской психики, а рассматривается в качестве источника психического развития (1).
Для В.В. Зеньковского источником психического развития ребёнка является устремление духовного начала к выражению в его душе и теле. Определяя образ Божий в человеке как духовное начало его личности, В.В.Зеньковский характеризует, какими путями проявляется оно в разные периоды детства. Вместе с тем, священник-учёный отмечает, что развитие личности ребёнка происходит при непременном взаимодействии с социальной средой (2). В.В. Зеньковский пишет, что через усвоение языка и культуры происходит развитие своеобразия детской личности, основных душевных сил, творческого начала в ребёнке.
Д.Б. Элькониным были изучены закономерности процесса формирования детской психики и выявлено, что воздействие взрослого на процессы психического развития ребёнка всегда опосредуется собственной деятельностью детей. Причём существует прямая зависимость в освоении детьми операционно-технической деятельности от её осмысления – сначала ребёнок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности и только после этого усваивает способы действия. Деятельность ребёнка способствует формированию его психических систем. Д.Б. Элькониным отмечалось, что «невозможна прямая «пересадка» знания прямо в голову субъекта, минуя его собственную деятельность»(3). В концепции психического развития Д.Б. Эльконина (4) преодолевается один из серьёзных недостатков зарубежной психологии, где постоянно возникает проблема расщепления двух миров – мира предметов и мира людей. В русле российской культурной традиции Д.Б. Элькониным было показано, что человеческая культура содержит в себе единство смысла и операционной деятельности.
Развивая идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности, А.Н. Леонтьев показал, что в основе развития сознания, поведения и в целом всей личности ребёнка лежит как общение языкового типа, так и его предметная деятельность. Только, исходя из «анализа содержания самой развивающейся деятельности ребёнка, может быть правильно понята и ведущая роль воспитания, воздействующего именно на деятельность ребёнка, на его отношения к действительности и поэтому определяющего его психику, его сознание»(5). Благодаря работам А.Н. Леонтьева ведущая деятельность стала рассматриваться в качестве показателя психологического возраста ребёнка.
Традиционным для отечественной психологии является рассмотрение развития психики ребёнка в контексте той культуры, которую он воспринимает из своего окружения и в связи с той деятельностью, которая доступна ребёнку в сотрудничестве с взрослым.
Важное значение для развития личности ребёнка имеет освоение различных уровней культуры человечества. Культура религиозной жизни в этом отношении рассматривается как высший уровень человеческой культуры, вобравший в себя более чем тысячелетний опыт обращения человека и человечества к Творцу.
Очевидно, что в процессе усвоения традиции Православной культуры учёт возрастных особенностей детей имеет двойную ценность.
Во-первых, постижение богодухновенной культуры на каждом этапе онтогенеза способствует более глубокому и разностороннему развитию детской психики и знакомству ребёнка с такими видами человеческой деятельности, которые недоступны в десакрализованной культуре (молитва, пост, покаяние).
Во-вторых, учёт психологических особенностей личностного развития детей в процессе обучения культуре религиозной жизни обуславливает становление гармоничного образа мировосприятия у ребёнка, что в конечном итоге формирует к концу детства устойчивое мировоззрение.
Мировоззрение представляет собой обобщённую систему взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на своё собственное место в нём; мировоззрение – это понимание человеком смысла его жизни, деятельности, позиции, а также истории и перспектив развития человеческого рода (6). Согласно концепции Л.С. Выготского мировоззрение у человека формируется к началу юношеского возраста, однако весь ход предыдущего развития откладывает свои отпечатки на становление мировоззрения.
Существенным фактором, способствующим становлению мировоззрения взрослеющего человека, является самосознание ребёнка.
В работах В.С. Мухиной выявлено, каким образом в процессе психического развития ребёнка им присваивается сложившаяся в истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций, позволяющая воспринимать себя одновременно социальной единицей и уникальной личностью. Структура самосознания личности обеспечивает её целостность, предполагающую сохранение основных смыслов и значений для человека и состоит из пяти базовых звеньев - представлений о своём имени и теле, притязаний на признание, половой идентификации, психологического времени личности и социального пространства личностных отношений(7).
В каждом возрастном этапе детства звенья структуры самосознания личности ребёнка получают своё интенсивное развитие. Обучение ребёнка основам православной культуры, учитывающее становление структуры его самосознания позволит решить проблему интериоризации духовного опыта человечества в соответствии с индивидуальной траекторией развития личности. Более того, религиозная культура обладает дополнительным потенциалом, способствующим развитию структуры самосознания, чего не может обеспечить безрелигиозная культура.
Рассмотрим как это может быть реализовано в процессе изучения курса «Православная культура», обращаясь к «Примерному содержанию образования по учебному предмету «Православная культура» (8).
Представление о своём имени. «Имя – личное название человека, даваемое ему прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определённому социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу»(9). Психологи подчёркивают, что в условиях современной жизни имя теряет для человека остроту мифологического отношения, сохраняя при этом мощное значение и смысл для его носителя. Имя позволяет ребёнку познавать собственную сущность, так как очень быстро соединяется в сознании с «Я», употребляемого также для обозначения себя самого. Православная традиция наречения ребёнку при крещении имени святого даёт дополнительный параметр самоидентификации ребёнка с личностью его небесного покровителя, у которого, как правило, есть жизнеописание (житие), каноническое изображение (икона) и особая форма личностного обращения к нему (молитва святому). Такого рода личностное обращение ребёнка с носителем его имени обеспечивает сакральное восприятие собственного имени, даёт возможность поддержать в ребёнке его чувство самоуважения, что повышает уровень самооценки. Этим отчасти объясняется стремление большинства детей, даже не крещённых в православии, иметь личную иконку святого того имени, которое носит ребёнок.
В трёх из восьми содержательных линиях «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» представлены темы, отражающие христианское отношение к имени человека – «История православной религии и культуры», «Письменная культура Православия», «Православный образ жизни». Отдельно изучаются темы – «Святые христианской Церкви, их почитание в православной культуре», « Христианские имена», «Святые покровители, празднование именин в Церкви и семье, отличие от дня рождения». На каждом возрастном этапе развития ребёнка восприятие им образа имени живущего рядом человека, имени святого и своего имени обладает важными функциями, формирующими устойчивую структуру его самосознания.
«Тело – не только организм человека в его внешних физических формах и проявлениях; оно – индивидуальный образ, отражение культуры и духовности человека»(10). Тело отражает физические, психические и духовные свойства и особенности человека. Отношение к собственному телу ребёнок формирует посредством отношения к нему близких взрослых людей, отношение к человеческому телу вообще он усваивает через культурные ориентации ближайшего окружения и бытующие в нём традиции. Христианская культура имеет глубокую и самобытную концепцию представлений о телесной сущности человека, как о природе человеческой личности. Отличительной особенностью православного воспитания представлений о человеческом теле и его предназначении является стремление к сохранению телесного и духовного целомудрия. Православная аскетика – наука о сохранении телесной и духовной целостности, учит тому, какими способами человек может научиться управлять своим телом и мыслями, каким образом он может выстроить отношения с другими людьми и Богом. В православном воспитании доминирует метод воспитания целомудрия, заключающийся в том, что информация предоставляется воспитаннику в ответ на его вопросы, а не иначе, когда объяснение взрослого предваряет возможные вопросы ребёнка. Этим обусловлено отсутствие в конфессиональной педагогике православия такой методики ознакомления ребёнка с физической стороной его жизни, которая одинаково удовлетворила бы познавательные потребности ребёнка и сохранила нетронутой те области его самосознания, которые в настоящее время ещё не актуализированы.
В связи с этим, содержание курса «Православная культура» также целомудренно называет основные темы, касающиеся телесной жизни человека, предлагаемые для изучения детям, учитывая их возрастные особенности. В линии «Православная христианская картина мира» рассматриваются следующие темы - «Православная антропология», «Православное христианское понимание единства человеческого рода», «Душевная, духовная и телесная сущность человека», «Сопоставление понимания человека в Христианской Церкви с антропологическими представлениями в других религиях и нерелигиозных учениях», «Духовная сущность греха и его последствия для телесной, духовной и душевной жизни человека», «Обожение человеческой природы». В линии «Нравственная культура Православия» такие темы, как «Сверхъестественность христианских нравственных требований, понятие нравственного подвига», «Православная культура отношения к ближнему, жертва за ближнего в личной жизни, семье, обществе», «Православная христианская культура отношения к болезни и смерти», призваны сформировать у растущего ребёнка отношение к своей телесной жизни, соответствующее христианскому пониманию тела, как необходимой, но не самодовлеющей субстанции человеческого существования.
Потребность в признании является сущностной характеристикой человека. Взрослый человек реализует эту потребность в своей деятельности, признание ребёнка первоначально осуществляется в атмосфере его семейного принятия и любви.
Специалистами подчёркивается, что ребёнку важно чувствовать свою уникальность и неповторимость, его нельзя путать с другим. Для нормального психического развития ребёнка ему предстоит усвоить своё имя, лицо и тело, неслучайность своего появления в этом мире, автономную ценность его существования. Все названные условия способствуют формированию психической устойчивости, субъективного ощущения себя счастливым и любимым ребёнком.
В идеале школа должна также обеспечивать ребёнку условия для его признания. На тех уроках, где происходит становление образа мировосприятия ребёнка, проявление любви к каждому ребёнку должно быть ориентиром для преподавателя. Этим педагогическим правилом можно объяснить успех педагогической деятельности святых праведных отцев Иоанна Кронштадского, Амвросия Оптинского, отца Алексея Мечева, преподававших в школах и гимназиях.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский выработал свою систему преподавания Закона Божия: он спрашивал только тех учеников, которые хотели отвечать, и ставил только пятерки и четверки и никогда не ставил других отметок. Если ребенок не хотел отвечать, он никогда не стыдил, не заставлял, не принуждал. Он стремился вложить в душу ребенка любовь, обеспечивая полное признание каждому ребёнку в классе.
Половая идентификация растущего ребёнка обеспечивается также в основном в его семейном воспитании. К концу раннего возраста дети устанавливает для себя свою половую принадлежность, а в течение первых семи лет интенсивно осваивают поведенческие формы, интересы и ценности своего пола, проявляя различные эмоциональные реакции на сверстников своего и противоположного пола. Необходимость гендерного подхода в воспитании обоснована современной психологией и педагогикой (Кон И.С., Мудрик А.В.). Однако, методы полового воспитания, предлагаемые секулярной педагогикой и психологией, в большинстве своём далеки от сохранения целостности детской психики.
Для православного воспитания проблема полового воспитания в настоящее время заключается в недостатке современных христианских целомудренных программ воспитания детей и юношества в сфере отношения полов. Комментируя «Основы социальной концепции РПЦ», протоиерей Николай Балашов сказал: «Следует честно признать: если мы не научимся бережно и целомудренно, но вместе с тем понятно и правдиво, не слишком рано, но и не чересчур поздно рассказывать нашим детям об отношениях полов в том духе, который совместим с нашей верой и нашими представлениями о нравственности, - то неизбежно отдадим это важное дело в руки людей, далёких от христианских нравственных норм»(11).
Работа профессора протоиерея Василия Зеньковского «На пороге зрелости» (12) является в некотором смысле исключением из правил, однако она адресована не детям, а юношеству, и, вместе с тем, написана в традициях православной аскетической литературы. Сам автор подчёркивает в упоминаемой работе, что стремление «соблюдения самого себя» есть, по существу, аскетическое стремление, которое наиболее сильно проявляется в человеке, имеющем идеал. Таким образом, в русле православной традиции, В. Зеньковский соединяет религиозное воспитание с воспитанием телесной культуры растущего человека. Использование материалов названной книги даёт педагогу ориентиры в воспитании телесных проявлений, диапазона возрастной дозволенности обращения со своим телом, не только в плане физических нагрузок, телесных функций и гигиены, но и в плане взаимодействия с представителями своего и противоположного полов. Воспитание целомудрия и сопутствующего ему ценностного отношения к своему телу, ориентировано в православии на достижение высших проявлений человеческой личности в творчестве, семейной жизни и основано на иерархическом подходе к пониманию человеческой личности.
Работы православных педагогов О.Л. Янушкявичене, Р. Янушкявичюс «Основы нравственности» и священника Алексея Мороза, педагога Т. Берсеневой «Уроки добротолюбия» (14) также целомудренно знакомят детей с такими темами, как «Нравственность и пол» (О.Л. Янушкявичене, Р. Янушкявичюс), «О девстве, браке и семье» (священник Алексей Мороз, педагог Т. Берсенева).
В Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура» содержательная линия «Нравственная культура Православия» отражает такие темы, как «Нравственная культура православной семьи», «Запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях», «Духовно-нравственные и психосоматические последствия половой распущенности».
Психологическое время личности составляет важное звено самосознания человека, позволяющее ему адекватно реагировать на свой жизненный путь во времени, представленном прошлым, настоящим и будущим, и переживать в нём своё физическое и духовное изменение. Чем младше ребёнок, тем большее участие в формирование его жизненной перспективы принимает взрослый. Именно взрослый закладывает основы субъективной картины жизненного пути у ребёнка, учит соотносить себя не только с образами прошлого, но и будущего, причём прошлого и будущего, как отдельной личности, так и целой нации и государства.
Изучение курса «Православная культура» в средней школе направлено на достижение целей личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности, содействия формированию картины мира, пониманию жизни человека и общества, адекватному современному уровню познания и культуры, создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции. Эти цели реализуются в таких содержательных линиях, как «Православная христианская картина мира», «История православной религии и культуры», «Письменная культура Православия», «Православный образ жизни», «Православие – традиционная культура русского народа». В рамках регионального (национально-регионального компонента каждый регион Российской Федерации может предложить к изучению в школе сведения о различных сторонах православной культуры региона с учётом исторического прошлого данной территории России, особенностей межкультурных взаимодействий, обусловленных этноконфессиональной структурой населения.
Использование традиций православной культуры оказывает значительное влияние на формирование у детей дополнительного параметра психологического времени личности. Знакомство с историей православия, жизнью и деятельностью святых подвижников земли российской, которое происходит не только по рассказам взрослых, но и в паломничестве к святым местам, где покоятся мощи этих святых, где есть возможность им помолиться, познакомиться с людьми, также пришедшими за духовной поддержкой к святым и почувствовать свою причастность истории и общность с остальными паломниками,- всё это способствует формированию духовного отношения к прошлому своего народа. Посещение монастырей и знакомство с современным укладом монастырской жизни, общение с монахами-насельниками монастырей позволяет сформировать единство восприятия духовной истории и современной духовной жизни россиян. Таким образом, посещение православных храмов и монастырей, паломничество по святым местам, обращение к святым, являющимся конкретными историческими личностями и одновременно настоящими по времени духовными заступниками любого обращающегося к ним в молитве человека, позволяет ребёнку позитивно воспринять единство прошлого, настоящего и будущего своего народа и своё место в нём.
Социальное пространство личности представляет собой условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей, в сферу деятельности и общения. В качестве таких условий В.С.Мухина называет – место, где протекает жизнь человека, стиль и содержание общения, обусловленные принадлежностью к определённой культуре (культурам), внутреннюю позицию самого человека по отношению к истории своего народа. Освоение социального пространства ребёнком происходит посредством накопления представлений о самом себе и своём окружении. «Ребёнок… выделяет значимые для себя опоры, от которых он отталкивается как «от печки»… При этом ребёнку необходимо знать и чувствовать, что он не случаен в этой жизни, не одинок, как все живое на Земле. Конечно, он появился на свет от мамы и папы, а не путём клонирования, как пресловутая овечка Долли. У него есть живущие на этом свете родственники, у него есть предки, далёкие и близкие» (15).
Рассмотренная нами тематика изучения «Православной культуры» свидетельствует о том, что освоение детьми разного возраста основ духовной культуры в целом способствует гармоничному освоению ребёнком социального пространства своей личности.
Для выявления того, каковы механизмы восприятия детьми материалов духовно-нравственного содержания, опишем основные психологические особенности возрастов, наиболее сензитивных в плане обучения культуре религиозной жизни.
Первый опыт интеллектуального знакомства ребёнка с традициями православия возможен в возрасте после 4 лет. Психологически это обусловлено переживанием ребёнком кризиса трёх лет и появлением первых проявлений волевого поведения ребёнка. Научившийся ориентироваться и действовать в предметном окружении ребёнок начинает иначе воспринимать самого себя и своё ближайшее окружение. Сутью кризиса трёх лет по мысли Л.С. Выготского являются две взаимосвязанные тенденции – тенденция к эмансипации, к отделению от взрослого и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возрастающая самостоятельность и активность ребёнка свидетельствует об изменении его аффективно-волевой сферы. С этим и связано завершение «материнской школы», которое обычно и происходит на границе третьего и четвёртого года. Девиз детей этого возраста «Я сам!» является величайшим достижением в развитии их психики. Возраст дошкольного детства предполагает освоение ребёнком многообразия человеческих проявлений в окружающем ребёнка мире, в том числе и постижения азов религиозной культуры своей семьи и своего народа. Делать это надо будет самому, но при помощи взрослого.
Период дошкольного детства называют временем символизма, так как логические мыслительные операции только еще формируются в интеллекте, опираясь на внешние объекты. Символ, как мостик от одной реальности к другой, позволяет ребенку в четырех-, пятилетнем возрасте соединять объекты и понятия. Наиболее отчетливо это проявляется в детской игре. Палка может быть символом ружья и коня, камушки – пищей, деньгами, лекарством и т. д. Многие психологи называют игровую деятельность ведущей в дошкольный период. Совместно с игрой в этом возрасте развивается изобразительная деятельность, элементарный труд, зарождаются начатки учения в форме освоения культурного наследия человечества – воспринимаются и запоминаются сказки, мифы, постигается музыка.
Социальная ситуация развития обусловлена двумя серьезнейшими новообразованиями, сложившимися к началу этого возраста. Во-первых, координация движений позволяет быть более свободным и настойчивым, также совершенствуется чувство языка. Это и позволяет развиваться воображению, творчеству, которое, в свою очередь, развивает в ребенке чувство инициативы. Э. Эриксон определяет чувство инициативы как базисное «для реалистического ощущения ребенком собственных амбиций и целей» (16).
Основной характеристикой мышления дошкольника является его эгоцентричная направленность. Впервые детский эгоцентризм был охарактеризован в работах Ж. Пиаже. Скрытая умственная позиция ребенка, проявляющаяся в тенденции «мир вокруг меня», определяет основные проявления эгоцентризма. Прыгающий мальчик любуется окружением и обращается к маме: «Смотри, мама, как деревья прыгают!» Ребенок уверен в том, что солнце специально слепит его, луна следует за ним во время прогулок, а такой ветер на улице потому, что деревья качаются.
Расшатывание эгоцентризма – одна из важнейших воспитательных задач дошкольного возраста. Постепенно, чаще в игре, происходит координация эгоцентричной позиции с позициями других участников игры. В связи с этим происходит и эволюция детских игр – от игры «рядом, но не вместе» к совместной игре и, как к вершине, – к игре по правилам. Эгоцентризм уступает место децентрации, когда ребенок научается осознавать свое «я» в качестве субъекта. После этого уже возможно отделение субъекта от объекта, которое позволяет соотносить свою точку зрения с позициями других людей. К концу дошкольного возраста у ребенка должно вызреть умение не рассматривать свою позицию как единственно возможную. Это необходимое условие для начала школьного обучения.
В дошкольном возрасте бурно работает воображение. Границы реального и виртуального миров зачастую не различаются. В этом возрасте ребенок может начать рассказывать реально произошедшую с ним историю и незаметно для самого себя уйти в область фантазирования. Часто это приводит к казусам, когда пяти-, шестилетка «вольно» пересказывает родителям, о чем шла речь на занятиях в детском саду или воскресной школе. Специалисты рекомендуют различать детскую ложь и фантазирование. Фантазирование рождается зачастую там, где ребенок не в состоянии логически освоить реальность и принять, соединить в своем изложении всю совокупность причинно-следственных связей. В таком случае говорят о том, что реалистический рассказ психологически неправдоподобен для ребенка, потому что он многого не понимает.
У детской лжи есть свои мотивы (17). Этими мотивами являются: «избегание наказания, стремление добыть нечто, чего иначе не получишь, защита друзей от неприятностей, самозащита или защита другого человека, стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих, желание не создавать неловкую ситуацию, избегание стыда, охрана личной жизни, защита своей приватности, стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть»(18). Исследования детской лжи показывают, что ребенку лгать о предметах проще, чем о чувствах, особенно своих (предмет не относится ко мне, и потому с ним проще оперировать, чувства принадлежат мне, и их труднее превратить во что-то иное).
Имя. В дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать, что у него есть его собственное имя. Благодаря имени и местоимению «Я» ребёнок научается выделять себя как персону, имя позволяет ребёнку представлять себя обособленно от других, в некотором роде даёт основания для осознания своей исключительности.
Имя и достоинство человека начинают соединяться в сознании ребёнка через восприятие духовного материала (житий, сказаний и т.п.) и посредством реальных отношений с другими людьми. В дошкольном возрасте происходит целостное включение в самосознание ребёнка имени в контексте его духовной индивидуальности.
Внешний телесный образ. В этом возрасте происходит овладение мимикой и телесной экспрессией. В общении с взрослыми ребёнок усваивает мимику через идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается. Многочисленные действия, совершаемые ребёнком под руководством взрослых, представляют собой не просто мускульную работу, но формируют у ребёнка сложную интегральную связь между телесным чувством равновесия и координации в пространстве, зрением, осязанием и в конечном итоге позволяют ощущать совместный результат своих телесных усилий и эмоциональных переживаний. Вследствие этого даже самые простые двигательные акты конструируют у ребёнка образ действия и позволяют дифференцировать эти действия.
Притязание на признание проявляется как в общении с взрослыми, так и в общении со сверстниками. В процессе реализации потребности на признание появляются основания для развития негативных личностных образований у детей, таких как ложь и зависть.
Нереализованное притязание на признание может приводить к тому, что ребёнок нарочито придумывает неправду. В неоднозначных ситуациях происходит столкновение непосредственных импульсивных желаний детей и требований взрослого, в результате чего ребёнок также может начать изобретать способы нарочитого искажения правды. «Ложь может возникнуть как побочное следствие развития потребности в признании, потому что волевая сфера ребёнка недостаточно развита для последовательного выполнения поступков, ведущих к признанию… В воспитании ребёнка акцент должен делаться не на снижении притязания на признание, а на придании правильного направления развитию этой потребности» (19).
Зависть как чувство досады на успех другого тоже является атрибутом развития притязаний на признание. Зависть вызывается тем, что начиная с 5-6 лет ребёнок может оценивать внешние социальные отношения со сверстниками и своё реальное положение в этих отношениях. «Уже в детстве ребёнок должен научиться испытывать чувство стыда за свою склонность ко лжи и зависти» - пишет профессор В.С. Мухина. Покаянное чувство может быть воспитано только в религиозной культуре. Поэтому уроки православной культуры для детей дошкольного возраста можно рассматривать в качестве основы, полагающей профилактику и преодоление таких пагубных наклонностей личности, как ложь и зависть.
Половая идентификация в дошкольном возрасте проявляется в отождествлении себя с физическим и психологическим полом мужчины и женщины и стремлением соответствовать принятым в культуре образцам мужского и женского поведения. Уже в четырёхлетнем возрасте проявляется глубинное психологическое отличие в ориентациях мальчиков и девочек. Дети делают различия в выборе игрушек для себя, отказываются надевать одежду, предназначенную для другого пола, проявляют больший интерес к деятельности взрослых своего пола. Знакомство с сокровищницей христианской агиографии дает детям дошкольного возраста образцы святого поведения и образа жизни, как мужчин, так и женщин. Таким образом, половая идентификация ребёнка осуществляется не только на бытовом, но и на культурном и духовном уровнях.
Психологическое время личности в дошкольном возрасте оформляется преимущественно посредством узнавания собственной истории жизни и мало соотносится с историей культурой своей семьи, народа, Отечества. Для формирования жизненной перспективы ребёнка дошкольного возраста необходимо заинтересованное участие взрослого.
Социальное пространство личности дошкольника оформляется посредством таких условий жизни и развития ребёнка, которые определяют значение и смысл прав и обязанностей человека. Ребёнок стремится получить одобрение взрослого и существенное значение в его поведении имеют положительные образцы поведения. Психологами (В.В. Абраменкова, В.С. Мухина) подчёркивается значимость этических эталонов в формировании личности ребёнка до 7 лет. Потребность соответствовать положительным образцам поведения возникает в том случае, когда тот или иной поступок или иные формы поведения приобретают для ребёнка определённый личностный смысл. Этим обусловлена эффективность представления ребёнку позитивных образцов поведения на примерах конкретных личностей – исторических, мифологических, современных. Однако яркость эмоциональной окраски негативных образов также притягательна для дошкольника, отчего весьма часто он стремится соотносить себя и свое поведение с отрицательными героями. В этом отношении определяющей дальнейшее поведение ребёнка оказывается позиция взрослого, его оценка присвоенного ребёнком отрицательного образа.
Окончание возраста второго детства обусловлено кризисом семи лет. Основное новообразование, вызывающее этот кризис – утрата детской непосредственности. Появление рефлексии, которая вклинивается между внутренней и внешней жизнью ребёнка, приводит к тому, что его поведение может резко измениться. Если до этого внешнее поведение ребёнка непосредственно выражало происходящие в нем процессы - «что думаю, то и говорю, и делаю», то теперь мышление развилось настолько, что можно «увидеть себя со стороны». В.В. Зеньковский (20) пишет о том, что в этом возрасте определяются и оформляются правила и законы, объективно предстоящие человеку и подлежащие исполнению, идеи «нормы» и «долга». Важной психологической и нравственной задачей для ребёнка становится задача определения себя «внутреннего» и соотнесения с тем, каким «я» должен быть во внешних проявлениях. Это возраст первого знакомства растущего человека с самим собой. Л.С. Выготский отмечает, что у ребёнка дошкольного возраста нет ещё настоящей самооценки и самолюбия, а к началу школьного возраста возникает обобщённое отношение к самому себе, которое остаётся одним и тем же в разных ситуациях и даёт основания для самооценки и самолюбия. Уровень запросов человека к самому себе, к своему успеху, положению, возникает, по мысли психолога, именно в связи с кризисом семи лет. В процессе него зарождается очередное новообразование воли – способность соотносить свои внутренние переживания с внешними моральными правилами и установками. Внутренняя борьба в человеке, которая выражается в противоречии переживаний и выборе собственных переживаний, становится возможной только в кризисе семи лет. Появление этих качеств в психике является показателем готовности ребёнка к сознательной исповеди, как началу осознанной работы над собой «внутренним». В связи с этим начинают проявляться требовательность к себе, предпринимаются осознанные попытки самонаблюдения, саморегуляции, самонаказания. Возникает опосредованность поведения определёнными правилами. Именно появление этих качеств в психике ребёнка является показателем его готовности к сознательной исповеди, как к началу осознанной работы над собой «внутренним».
О готовности ребёнка к исповеди, опыте работы священника с детьми написал протоиерей Владимир Воробьёв в книге «Покаяние, исповедь, духовное руководство» (21).
После кризиса семи лет начинается школьный возраст, ведущей деятельностью в котором является учёба. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребёнок ничего в них не меняет. Предметом изменений становится он сам. Впервые ребёнок выполняет деятельность, которая поворачивает его на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Важным показателем процесса обучения является изменение духовного опыта человека. Православный смысл такого изменения определяется словом «покаяние». В книге «Православная педагогика» (22) прот. Евгений Шестун определяет обучение как частный случай покаяния. В таком отношении к учёбе для верующего ребёнка не будет поля для развития тщеславия и самодовольства, каких бы успехов он ни добился. Постижение знаний, как тайны Божьего Творения сопряжено с благоговением и обязательно в позитивном плане отразится на духовной жизни ученика. И совсем иначе протекает учебный процесс в ситуации, подогреваемой развитием самовыражения и самоутверждения школьника. В этом случае могут быть хорошие знания предметов, но такая мотивация к учёбе пагубно сказывается на духовном развитии растущего человека. «Очень трудно иметь в научной среде дело с бывшими вундеркиндами, которые затем оказались бесплодными научными сотрудниками»(23) - написал профессор и протоиерей Глеб Каледа. По его мнению настоящая учёба подобна молитве и не имеет ничего общего с удовлетворением собственного тщеславия. «Бродя по лесу, сплавляясь в лодке сквозь тайгу, находясь на ослепительных горных вершинах хочется петь «Хвалите имя Господне». Красота бытия во всех её проявлениях – от Космоса при созерцании ночного неба до мельчайших существ при рассмотрении раковинок радиолярий и диатомей в оптическом или электронном микроскопах – встаёт перед нами при изучении природы»(24).
Признание учебной деятельности ведущей в младшем школьном возрасте основывается на том, что дети в этом возрасте являются активными исследователями всего нового. Поэтому и лучшей наградой за учение призваны быть новые знания, которые приобрёл ученик. Специалисты отмечают, что внешние подкрепления, например, похвала и одобрение, оказываются не лучшей мотивацией учения (25). Учебный процесс, имеющий характер путешествия по неизведанной стране, где на каждом шагу поджидают удивительные открытия, позволит выработать у ребёнка устойчивую мотивацию к учёбе. К тому же взаимоотношения с взрослыми не будут опосредоваться школьными оценками. Иногда происходит так, что родители выстраивают свои отношения с детьми, исходя из их школьных успехов или неуспехов. «Меня мама не любит, у меня пятёрок мало». В рисунках первоклассников часто можно встретить «красивенькие пятёрочки» и мрачные чудовища-двойки или тройки. Оценка, по словам В.А. Сухомлинского, становится идолом. Одной из педагогических задач в этом возрасте становится свержение идола, который подменяет обращение взрослого к личности ребёнка, оцениванием его отдельных качеств - памяти, мышления, внимания, воли.
Говоря об учебной деятельности в этом возрасте, необходимо отметить важнейшие направления в преодолении трудностей, которые встречаются у ребёнка в процессе учения. Первым серьёзным фактором становится отношение взрослого к ребёнку. Оно не только не должно быть опосредованным школьными отметками, оно обязательно должно быть в целом позитивным по отношению к ребёнку. Психологи отмечают часто встречающуюся ошибку во взаимодействии взрослого и ребёнка – ребёнка хвалят за отдельные проявления его личности – хорошо выполнил поручение, правильно сделал уроки, красиво нарисовал, а порицается зачастую вся личность ребёнка – «какой же ты неумеха!», «ну почему ты такой невнимательный?», «вечно ты всё перепутаешь» и т. п (26). Необходимым условием осознания ребёнком и утверждения своего «Я» является положительная оценка его личности. При этом порицание негативного поведения, плохих поступков, конечно должно иметь место в воcпитательном процессе, но оно относится к одному из проявлений ребёнка, а не ко всей его личности.
Вторым важным моментом в трудностях школьной учебы становится ориентация на ошибки. Вся деятельность ребёнка оценивается взрослыми в контексте сделанных им ошибок. «Ребёнок всеми силами стремится избежать ошибки, но страх перед нею вызывает такой чрезмерный контроль, что последний ограничивает ребёнка, сдерживает его инициативу и творчество» (27). Рассмотрение взрослым ошибки с точки зрения её познавательного значения и преходящего характера позволит ребёнку не делать её мерилом действия, а точкой отсчёта для работы над собой.
Третьим моментом, обуславливающим трудности школьного обучения, является обесценивание взрослым детских достижений. Если взрослые объясняют причины школьных успехов везением, случайностью, лояльностью педагога и т.п., ребёнок утрачивает стимул к проявлению активности. Одобрение и поддержка взрослого даже при самом незначительном успехе помогает преодолевать школьные невзгоды.
Четвёртым моментом специалисты называют сокращённую жизненную перспективу у ребёнка. «Она проявляется в том, что у ребёнка возникают ситуативные интересы, он легко поддаётся влиянию других, как бы не умеет, да и не стремится воспринимать свои действия как относительно независимые от других. Такие дети малоинициативны, не могут самостоятельно организовать собственное поведение, во всём ждут подсказки взрослого и ориентируются на сверстника. Развитие самостоятельности таких детей – дело довольно трудоёмкое. Оно требует от родителей умения дозировать, а потом и постепенно сокращать до минимума помощь ребёнку»(28).
Общение со сверстниками также претерпевает существенные изменения для младшего школьника. Теперь они совместно усваивают новые знания. Многочисленные эксперименты по усвоению учебного материала позволили сделать выводы о том, что знания эффективнее усваиваются во взаимодействии ребёнка со сверстниками, чем с учителем. В отношениях с взрослым для ребёнка неизбежно разделение функций – взрослый даёт задание, контролирует и оценивает ребёнка. Возникает парадокс – ребёнок до конца не может освоить действия, поскольку некоторые компоненты этого действия так и остаются за взрослым. Кооперация со сверстниками позволяет иначе интериоризировать знания. В группе сверстников отношения равноправные и симметричные, а в общении с учителем существует иерархия. «Ж. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой. Только благодаря разделению точек зрения равных ребёнку лиц – сначала других детей, а позднее, по мере взросления ребёнка, и взрослых, подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, логический и нравственный реализм»(29).
Ориентация на «правильность», стремление соответствовать некоторым образцам (поведения, чувства, мысли), делает детей в этом возрасте восприимчивыми к любым технологиям. Быстро и умело перенимаются модели – внешнего поведения, физических упражнений, операционных навыков управления техникой – от велосипеда до компьютера. Эта тенденция в позитивном своём направлении позволяет развиться трудолюбию. Но она же таит в себе опасность чрезмерного «зацикливания» на внешних правилах и образцах. Стремясь соответствовать всем предписаниям, ребёнок начинает относиться ко всем остальным также с повышенными требованиями, зачастую впадая в «фарисейство». Такие дети требуют четкого выполнения неких предписаний и от своих сверстников и от взрослых. Порой взрослые сами же нарушают те правила, которым они учили ребенка, и в этой ситуации возникают конфликты и непонимание. А порой получается так, что ребенок, стремясь соблюсти все правила, предписанные взрослыми, в какой-то момент ослабевает под этим непосильным грузом. Тогда он может начать жить своей «тайной» жизнью.
Основным направлением в духовно-нравственном развитии в младшем школьном возрасте становится ученичество. Специфика психологической характеристики в этом возрасте обусловлена именно тем, что ребёнок готов и нуждается в том, чтобы учиться. В этом контексте весьма актуальным становится выбор методов взаимодействия взрослого и ребёнка. Необоснованное преобладание равноправного взаимодействия учителя и учащегося негативно отражается на процессе духовно-нравственного становления младшего школьника.
Имя. В младшем школьном возрасте ребёнок начинает дифференцировать степень доброжелательности отношения к себе по тому, как к нему обращаются одноклассники и учителя. Свою приязнь к другим людям он учится оформлять в приветливые формы общения и обращения к сверстникам по имени и к взрослым - по имени-отчеству. Вместе с этим, младший школьник учится принимать и другой тип обращения к себе – по фамилии. По мысли В.С. Мухиной «только полноценно звучащее имя и принимаемая окружающими как данность фамилия обеспечивают ребёнку чувство собственного достоинства, уверенность в себе, дают возможность поддерживать его в притязаниях на признание»(30).
Внешний образ. Традиционная культура предъявляет к телу сложившиеся требования, которые дети усваивают преимущественно в младшем школьном возрасте. В это время дети знакомятся с «правильными» позами телодвижения, требованиями к осанке, посадке головы, - всем тем, что создаёт этнический и культурный тип физической представленности человека.
Притязание на признание. Также как и в дошкольном возрасте формируется в основном в отношениях со сверстниками и взрослыми. Выше было указано, что в основном потребность в признании реализуется ребёнком посредством учебной деятельности и отмечены ведущие линии формирования позитивного образа себя в учёбе. Притязание на признание среди близких и учителей побуждает и принуждает ребёнка к развитию усидчивости, навыков самоконтроля и самооценки. Однако нереализованная потребность в признании может приводить к появлению таких негативных проявлений в личности младшего школьника, как хвастовство, либо уныние, стремление к нездоровой конкуренции со сверстниками.
Половая идентификация в младшем школьном возрасте проявляется в стремлении детей утверждать себя как мальчик или девочка. Мальчик знает, что он должен быть смелым, не плакать, не боятся боли, уметь терпеть. Все эти образцы он воспринимает, подражая мужчинам, стараясь вести себя так, как свойственно представителю сильного пола. Девочка знает, что она должна хорошо выглядеть, быть приветливой, доброй, сострадательной. Она приобщается к рукоделию, домашней работе, уподобляясь знакомым женщинам.
Психологическое время личности ребёнка младшего школьного возраста уже начинает вбирать в себя более отдалённую перспективу, как прошлого, так и будущего. Наряду с историями из собственной жизни младший школьник воспринимает историю своего рода, своего города, страны. Это позволяет ребёнку соотносить свой собственный жизненный цикл с жизнью своего народа и способствует формированию этнокультурной идентичности.
Социальное пространство личности младшего школьника обусловлено усвоенными им правами и обязанностями, которые открываются ему как в семейной, так и в школьной жизни. Развитый младший школьник усваивает в практике общения с взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов определённые нормы поведения. Знание норм поведения само по себе ещё не обеспечивает нравственного развития личности. В практике общения должны сложиться привычки правильного поведения. «Привычка – вторая натура», начинает формироваться именно в младшем школьном возрасте. Способность к сопереживанию и ответственность так же, как правило, формируются у детей в этом возрасте.
Завершается младший школьный возраст оформлением такой структуры самосознания, которая позволяет ребёнку самостоятельно и системно познавать самого себя. Способность самосознания является центральным новообразованием начала подросткового возраста, вызывающей по Л.С. Выготскому кризис 13 лет. Кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от других людей присущими качествами. В этот период подросток выбирает из многообразия себя «внутреннего». Становление соподчинения мотивов является новообразованием воли. Ведущая деятельность следующего за кризисом 13 лет возраста - общение, социально значимая деятельность. Параметры этих видов деятельности зависят от того, каким образом растущий человек выстроил собственную иерархию ценностей и какие приоритеты для себя выбрал. Важным фактором в этом выборе является то, какие воспитательные принципы преобладали до этого в воспитании ребёнка. Не то, что говорили, а как делали воспитатели и родители. В этом возрасте подросток определяет для себя существенные стороны собственного самосознания, которые и позволяют ему осуществлять процесс соподчинения мотивов. Если этого не происходит в самосознании подростка, потребность в автономии и самоопределении находит своё гипертрофированное выражение во внешнем поведении подростка. Это может приводить к конфликтам с родителями и педагогами. Скрепление себя определёнными обязательствами помогает растущей личности обрести волевой стержень. Таким образом, говоря о воспитании воли в этом возрасте можно обозначить границы её становления. С одной стороны для подростка существует неминуемая необходимость скрепить себя обетами и это та грань, которую нарушить нельзя. С другой стороны – содержание обязательств, даваемых самому себе, зависит только от самой личности подростка. В этом случае родители и наставники помогают родиться истинному самосознанию личности, но само рождение – результат работы развивающейся личности.
Самосознание как вершина высших психических функций не только делает возможным более глубокое познание других людей и себя, но и перестраивает весь внутренний мир подростка, что проявляется в его интересах, ценностях и поведении в целом.
Имя. В подростковом возрасте имя ребёнка подвергается особым испытаниям. Как отмечено в исследованиях В.С.Мухиной, оно зачастую заменяется кличкой, беспощадно оценивающей его индивидуальные свойства или вовсе обесценивающей его личность. Депривируя ценностное отношение к именам друг друга, подростки жестко отстаивают своё право на приемлемое обращение к себе по имени с должным уважением и соответствием нормам культуры социального окружения.
В психологическом времени личности в период подростничества происходят изменения, связанные с реорганизацией представлений о самом себе. Многие исследователи отмечают усиливающееся значение прошлого и будущего в самосознании отрока. Так как ребёнок постепенно начинает брать на себя позиции взрослого, важным объектом его размышлений становится будущее. Подростки начинают осознавать своё «Я» как изменяющееся во временной перспективе собственной жизни, что свидетельствует о связи психологического времени с новым видением себя в отрочестве.
Социальное пространство как следующий компонент структуры самосознания в концепции В.С. Мухиной для подростка предстаёт в реальности общения. Особое значение и смысл приобретают для него обязанности и права, которые существуют в социальном пространстве отношений взрослых и, отдельно,- в подростковой субкультуре. Подросток стремится овладеть всем диапазоном социального пространства – от подростковых групп до политической жизни страны. Подростки ориентированы на развитие в себе чувства ответственности за себя и других, на необходимость самостоятельного выбора в обыденной жизни, в экстремальных ситуациях, а также на осуществление гражданского выбора.
Изучение самосознания в подростковом возрасте в отечественной психологии идёт в русле исследования его содержания: интересов, ценностных ориентаций, ценностей. Л.С. Выготский назвал проблему интересов подростка «ключом ко всей проблеме психологического развития подростков». В своей работе «Педология подростка» (1931) он дал такое определение: «интересы – целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций». По мнению учёного, на первой фазе подростничества происходит разрушение и отмирание установившейся прежде системы интересов. Этот период совпадает с негативной фазой подростничества. В позитивной фазе данного возраста созревает новое ядро интересов. Учёный выделил несколько доминант – основных групп наиболее ярких интересов подростков:
- «эгоцентрическая доминанта» - интерес к собственной личности;
- «доминанта дали» - установка на обширные, перспективные масштабы;
- «доминанта усилия» - тяга к сопротивлению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, негативных явлениях;
- «доминанта романтики» - стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.
Увлечения подростка очень подвержены влиянию социального окружения, особенно сверстника и увлечённого взрослого, значимого для отрока.
Л.И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются более широкие, новые интересы, личные увлечения и стремление занять более «взрослую» позицию в жизни. Личностные интересы характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более напряжёнными и устойчивыми становятся. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремлённым, а, следовательно, внутренне более собранным и организованным. «Недаром Л.С. Выготский возражая принятому в психологии взгляду, говорил, что подростка характеризует не слабость воли, а слабость целей» (31).
Освоение ценностей православной культуры способствует формированию у подростков такой структуры самосознания, в которой становление ценностности «Я» внутренне связано с интересами других людей и может быть соотносимо с образом Творца.
Таким образом, к концу детства складываются основные структуры самосознания вырастающего ребёнка. На формирование ведущих звеньев самосознания человека, таких как его имя, образ тела, притязание на признание, психологическое время и социальное пространство личности,- оказывает значительное влияние та культура, которую воспринимает ребёнок из своего окружения и те виды деятельности, которые доступны ему в сотрудничестве с взрослыми.
Постижение ребёнком основ православной культуры в период, начиная с 4 лет и до начала юношеского возраста (15-16лет) способствует формированию таких установок в самосознании личности, которые не могут быть сформированы посредством десакрализованной культуры.
1. Слободчиков В.И., Исаев Е.М. Психология развития человека. М.: «Школьная пресса», 2000. С.95.
2. В.В.Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С.104.
3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: «Тривола», 1995. С.187.
4. Эльконин Д.Б.Детская психология.- М.,1960.
5. Леонтьев А.Н. Избран.психолог.произв.: В 2т.Т.1. М.,1983. С.285.
6. Мухина В.С.Феноменология развития и бытия личности.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.-640с. С.386.
7. Мухина В.С.Феноменология развития и бытия личности.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.-640с. С.386.
8. «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» //Сб.Религия и школа в современной России. М.: «Планета 2000», 2003. С.156-207.
9.Там же. С.387.
10. Там же. С.388.
11. Балашов Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной концепции Русской Православной Церкви.- М.: Даниловский благовестник, 2001. С.16.
12. Зеньковский В., профессор, протоиерей. На пороге зрелости. Беседы с юношеством о вопросах пола. М.,Б.и.,1991. – 48с.
13. О.Л.Янушкявичене, Р.Янушкявичюс. Основы нравственности. М.: «Православная педагогика», 2005.
14. Священник Алексей Мороз, педагог Т.Берсенева. Уроки добротолюбия. СПб., 2004.
15. Мухина В.С.Феноменология развития и бытия личности.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.-640с. С.400.
16. Эриксон Э. Идентичность: кризис и юность. – М., 1996.С.125.
17. Экман П. Почему дети лгут? – М., 1993.
18. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. –Екатеринбург, 1999.С.429.
19. Мухина В.С.Возрасная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М., «Ака демия», 2002. С.220.
20. В.В.Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. С.115.
21. Протоиерей Владимир Воробьёв. Покаяние, исповедь, духовное руководство. М., 1997
22.Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. М.,2001.С.36
23. Протоиерей Глеб Каледа. Домашняя Церковь. М., 2001. С.99
24. Там же. С.98.
25. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С.499.
26. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М., 1992. С.131.
27. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-Екатеринбург, 1999. С.455.
28. Там же. С.456.
29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,1995. С.265.
30. Мухина В.С.Возрастная психология. М.: «Академия», 2002. С.288.
31. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995. С.241