Виктор Федорович Шаталов разработал многоуровневую систему эффективного обучения в школе, включающую технику представления (опорные конспекты), ускорения усвоения и закрепления материала школьных программ.
Урок- основная форма работы в школе. Так пошло еще от Яна Амоса Коменского (и будет, вероятно, еще очень долго). Урок во всем многообразии его разновидностей - необычайно сложный педагогический элемент. Именно на уроке происходит оценивание знаний ребенка. И тем не менее миллионы детей, возвращаясь из школы, ежедневно слышат от родителей одни и те же вопросы: «Вызывали?» Если «да», то за этим следует другой вопрос: «Что получил?» Реакция будет масса. Однако есть самая существенная, по мнению Шаталова. В ней множество оттенков: от легкого внутреннего волнения до открытого раздражения и негодования. Причина этого - в несогласии с действиями учителя.
Оценки в традиционной методике, отмечает Шаталов, скоротечны, мимолетны. Они скользят по поверхности сознания, не возбуждая в памяти практически никаких остаточных реакций (лист открытого учета знаний, куда заносится оценка, получаемая учеником, но это используется только в тех классах, где не существует тайн классного журнала. Все оценки, полученные ребятами на уроках или во внеурочное время, немедленно заносятся в листы открытого учета знаний и становятся достоянием не только класса, но и всей школы. При обычной современной методике оценки не могут играть такой воспитательной роли, какую они получают при новой).
И все-таки, главный принцип - снять чувство страда с ребенка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного человека. По мнению Шаталова, все дети могут учиться успешно, однако учитель должен иметь большое терпение.
5 основных методических элементов (опорные сигналы, контроль, спорт, решение задач, повторение) являются подсистемами единой методической системы и, взаимно дополняя, подкрепляя друг друга, становятся источником и условием поступательного восхождения учеников по ступеням познания, одновременно включая детей в процесс саморазвития и самовоспитания. Ни одному элементу нельзя отдавать предпочтения, они действуют только вместе.
Так, стоит сделать упор на изучении только теории с помощью опорных сигналов, как развитие продуктивного мышления, не подкрепленное самостоятельной творческой деятельностью при решении задач и упражнений различной сложности, будет подменено механической работой памяти. Точно так же увлечение решением задач или репродуктивным повторением не позволит реализовать все возможности экспериментальной методики, в том числе развивающие и воспитательные. Невнимание к спортивным занятиям нанесет ущерб здоровью учащихся и сведет до минимума их учебную деятельность (как утверждаем Шаталов, за все годы работы в экспериментальных классах никогда не курил ни один ученик. Мозг не может продуктивно работать, постоянно отравляемый никотином. Это знание становится внутренним убеждением каждого ребенка).
То же самое можно сказать и о шестом, еще не названном существенном элементе методической системы, - справедливой и содержательной оценке труда учеников (вспоминается основной принцип социализма: от каждого- по способностям, каждому- по труду). Новая система (система Шаталова) обучения позволяет решить эту становую двуединую задачу педагогики по отношению не только к самим ученикам, но и к учителям.
Выверенная и строгая система оценки труда позволяет объективно и бесконфликтно назвать кто есть кто, раскрывая невиданные ранее горизонты для творческой активности и трудового энтузиазма учителей. Объективность и строгость в оценке могут быть действенными только тогда, когда они базируются на принципе бесконфликтности. Бесконфликтно признанная оценка труда учителя и труда учеников и есть главное психолого-педагогическое звено, которое связывает воедино всю описываемую методическую систему, а путь к успеху в единстве обеспечивает все элементы: опорные сигналы, контроль, спорт, задачи, повторение, оценка труда (опорные сигналы позволяют при наименьшей затрате сил и времени воспроизвести по памяти в устном изложении тот материал, которые требуется знать. Различного рода опорные сигналы, графические образы и схематические конструкции при изложении учебного материала с успехом применяются во многих учебных заведениях- от школ до вузов. Причем за каждую письменную работу по воспроизведению опорных сигналов ежедневно выставляются оценки, и над этой оценкой больше не витает непреклонная власть учителя. За безукоризненно выполненную работу без каких-либо дополнительных требований должна быть выставлена только пятерка, это значит, что у каждого ученика появляется возможность в любой день и на любом уроке начать жизнь сначала. Однако систематические письменные работы и ежедневное оценивание этих работ может приводить к двойкам. Это мощные психологические факторы направленного действия. Шаталов отмечает: если учесть, что любую нежелательную для ученика оценку он имеет право исправить в любой день, то психологическая сила этого становится неотразимой. А чтобы получить отличную оценку за письменную работу, учащемуся вполне достаточно отрепетировать ее дома столько раз, сколько он сам того пожелает. Добавлю, что двойка, полученная на первых уроках учебной четверти, покроет своей «тенью» итоговую оценку за целый квартал. Четвертная же оценка станет одной из составляющих за весь учебный год, это значит, что единственная двойка, выставленная в журнал, будет преследовать ученика на протяжении всего учебного года. Это относится и к задачам, как доказала новая методика, математически бездарных учеников не существует в природе).
В заключении отмечу, что В.Ф. Шаталов выдвинул и реализовал уникальную идею "борьбы с двойками", которые, как правило, традиционные учителя предпочитают не замечать, когда пытаются "реализовывать" некоторые методы, и тем самым оказываются неспособными реализовать его систему.
Взрослые, считает Виктор Федорович, должны быть предельно внимательны ко всем мелочам, окружающим ребенка: на его поведение и характер могут повлиять и мимоходом брошенное слово, и безобидный стишок во время физкультминутки. Портит детей и похвала – закладывает программу избранности. Парадокс в том, что в традиционной школе используются только наказания, а отметки выставляются слишком редко и не отражают истинной картины знаний ученика, не стимулируют его работы. В школе Шаталова на каждом уроке каждый ученик получает пятерку. А если что-то недопонял или недоучил, любой имеет возможность исправить оценку, пересдавая именно эту тему, а не закрывая ее хорошо выученной следующей. Домашние задания тоже отличаются от традиционных, рассчитанных на гипотетического среднего ученика, – слишком легкие для сильных и непомерно трудные для слабых. Шаталов же предлагает давать задание для самостоятельной работы сразу на полгода, чтобы каждый работал в удобном ему темпе. Школьные дневники отменены за ненадобностью, как и классные журналы. Свои педагогические принципы Шаталов воплотил, работая с разновозрастной экспериментальной группой детей с четвертого по седьмой класс, приезжавших к нему за десятки километров по два раза в неделю. Им понадобилось чуть больше месяца для изучения курса геометрии за седьмой класс. Еще четыре месяца – и освоена геометрия за девятый.
Что касается самих работ В.Ф. Шаталова, то они содержат около 4000 оригинальных педагогических, психологических и дидактических приемов и новшеств, поскольку педагогический стаж Виктора Федоровича Шаталова более 50 лет (за 40 лет педагогических исследований и экспериментов издано около 30 книг В.Ф. Шаталова. Многие из них переведены на 17 языков мира).
Своими работами он вскрыл огромные резервы методики обучения: освоение самых сложным предметов в школе (физика, математика, например) можно облегчить и сократить время на обучение в два-три, и более число раз!). Изобрел несколько важнейших психолого-дидактических методологических приемов (максимально эффективное использование времени учащихся, "опорные конспекты", "плашки" и проч.). В.Ф. Шаталов выдвинул и реализовал уникальную идею "борьбы с двойками", которые, как правило, традиционные учителя предпочитают не замечать, когда пытаются "реализовывать" некоторые методы, и тем самым оказываются неспособными реализовать систему В.Ф. Шаталова.
За тридцать лет на семинарах с системой В.Ф. Шаталова познакомилось около 500 тысяч учителей в России, и около 400 тысяч педагогов на Украине. То, что руководство образованием этих стран препятствует переходу на систему В.Ф. Шаталова, свидетельствует о глубоком кризисе нравственности в среде традиционных педагогов, которые своей беспринципной цеховой солидарностью, сохранением крайне устаревших методов и убогих программ, отстающих на три столетия от современных требований, уничтожили таланты, здоровье, подлинную творческую энергию и инициативу многих поколений выпускников школ, фактически сгубили Россию и Украину.