Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Проектирование редуктора

Содержание


1. Выбор электродвигателя

1.1 Общий коэффициент полезного действия

1.2 Мощность электродвигателя(предварительная)

1.3 Частота вращения

1.4 Найдем передаточные числа ступеней

2. Определение мощности, частоты вращения и крутящего момента валов редуктора

2.1 Определим мощности

2.2 Определим частоту вращения

2.3 Определим крутящие моменты

3. Проектный и проверочный расчет зубчатых передач

3.1 Тихоходная ступень

3.2 Быстроходная ступень

4. Предварительный расчёт валов редуктора

5. Конструктивные размеры корпуса редуктора

6. Крышки подшипников

6.1. Крышка на быстроходный вал

6.2. Крышка на тихоходный вал

6.3 Крышка на промежуточный вал

6.4 Выбор посадок для внутреннего кольца подшипника

7. Смазывание зубчатой передачи

8. Выбор муфт

9. Расчет подшипников

9.1 Реакции в горизонтальной плоскости

9.2 Реакции в вертикальной плоскости

9.3 Реакции от консольной силы

9.4 Полная реакция в опорах

10. Проверочный расчет вала

10.1 Проверочный расчёт вала на усталостную прочность

10.2 Проверочный расчёт вала по перегрузкам

10.3. Проверочный расчёт вала на жёсткость

11. Расчет шпоночного соединения

Список используемой литературы


1. Выбор электродвигателя


1.1 Общий коэффициент полезного действия


Проектирование редуктора

Где:

Проектирование редуктора-к. п. д. привода;

Проектирование редуктора-к. п. д. муфты;

Проектирование редуктора-к. п. д. цилиндрической зубчатой передачи


1.2 Мощность электродвигателя(предварительная)


Проектирование редуктора кВт

где Р΄эл – предварительная мощность э/д, [кВт] ;

Рвых – мощность на выходе, [кВт] ;

Проектирование редуктора кВт

где Ft = 1700 Н – окружная сила;

v = 0,9 м/с – скорость ленты;

Из таблицы определяем тип и параметры электродвигателя:

Тип 100LB6;

частота вращения Проектирование редуктора;

мощность электродвигателя Проектирование редуктора


1.3 Частота вращения


Частота вращения вала электродвигателя равна частоте вращения вала быстроходной ступени редуктора Проектирование редуктора

Частота вращения вала тихоходной ступени Проектирование редуктора


1.4 Найдем передаточные числа ступеней


Общее передаточное число Проектирование редуктора

Примем передаточное число тихоходной ступени Uт=4

Передаточное число быстроходной ступени Проектирование редуктора

2. Определение мощности, частоты вращения и крутящего момента валов редуктора


2.1 Определим мощности


Проектирование редукторакВт;

Проектирование редуктора;

Проектирование редуктора;

Проектирование редуктора;

где Проектирование редуктора – мощность на валах, Проектирование редуктора – коэффициенты полезного действия упругой муфты и цилиндрической передачи соответственно.


2.2 Определим частоту вращения


Проектирование редуктора;

Проектирование редуктора;

Проектирование редуктора;

Проектирование редуктора

где Проектирование редуктора – частоты вращения на валах редуктора, Проектирование редуктора – передаточное число быстроходной и тихоходной ступеней редуктора соответственно.

2.3 Определим крутящие моменты


Проектирование редуктора;

Проектирование редуктора;

Проектирование редуктора;

Проектирование редуктора

где Проектирование редуктора – крутящие моменты на валах.

Получившиеся результаты расчётов занесём в таблицу 1.


Таблица 1.

Вал

Частота вращения

n, об/мин

Мощность

P, Вт

Крутящий момент Проектирование редуктора

1 950 2156 21,67
2 184,11 1962 101,77
3 46,03 1903 394,82
4 46,03 1865 386,94

3. Проектный и проверочный расчет зубчатых передач


3.1 Тихоходная ступень


Материал колеса – сталь 40X(термообработка-улучшение).

Материал шестерни – сталь 40ХН(термообработка-закалка ТВЧ).

По таблице 3.1 имеем:

для шестерни: Проектирование редуктора;

для колеса: Проектирование редуктораМПа

Отметим что шестерня входит в зацепление 3 раза, колесо 1 раз.

где Проектирование редуктора – твёрдость рабочей поверхности зубьев, Проектирование редуктора – предел текучести материала.

Определим коэффициенты приведения на контактную выносливость Проектирование редуктора и на изгибную выносливость Проектирование редуктора по таблице 4.1, учитывая режим работы №III: Проектирование редуктора; Проектирование редуктора.

Определим число циклов перемены напряжений на контактную и изгибную выносливость соответственно по графику 4: Проектирование редуктора, Проектирование редуктора, Проектирование редуктора.

Ресурс передачи, т.е. суммарное время работы, задано в расчёте, и имеет следующее значение: Проектирование редуктора.

Определим суммарное число циклов перемены напряжений для шестерни и колеса соответственно: Проектирование редуктора, Проектирование редуктора, где:

Проектирование редуктора – частота вращения шестерни; Проектирование редуктора и Проектирование редуктора – число вхождений в зацепление зубьев шестерни или колеса соответственно за один его оборот.

Рассчитаем эквивалентное число циклов перемены напряжений для расчёта на контактную выносливость: Проектирование редуктораПроектирование редуктора, где:

Проектирование редуктора – коэффициенты приведения на контактную выносливость; Проектирование редуктора – суммарное число циклов перемены напряжений для шестерни или колеса.

Найдём эквивалентное число циклов перемены напряжений для расчёта на изгибную выносливость: Проектирование редукторапринимаем NFE1= 4∙106,

Проектирование редуктора, где

Проектирование редуктора – коэффициенты приведения на изгибную выносливость; Проектирование редуктора – суммарное число циклов перемены напряжений для шестерни или колеса.

Определим предельные допускаемые напряжения при действии пиковых нагрузок:

при расчете на контактную выносливость

Проектирование редуктора

Проектирование редуктора

при расчете на изгибную выносливость

Проектирование редуктора

Проектирование редуктора

Определим допускаемые напряжения для расчёта на контактную выносливость: Проектирование редуктора

Определим допускаемые напряжения для расчета на изгибную выносливость:

Проектирование редуктора

Так как HBср1-HBср2=505-285=220>70 и HBср2=285<350, то расчетное допускаемое напряжение:

Проектирование редуктора

Принимаем меньшее значение [σ] H=762,6 МПа

Определим коэффициенты нагрузки на контактную и изгибную выносливость по формулам:

Проектирование редуктора и Проектирование редуктора,

где Проектирование редуктора и Проектирование редуктора – коэффициенты концентрации нагрузки по ширине венца; Проектирование редуктора и Проектирование редуктора – коэффициенты динамической нагрузки (учитывают внутреннюю динамику передачи).

Определим относительную ширину венца:

Проектирование редуктора,

гдеПроектирование редуктора=4

Проектирование редуктора-для косозубых передач и принимаем Проектирование редуктора

По таблице 5.2. и 5.3, схемы 7 расположения зубчатых колёс относительно опор и варианта соотношения термических обработок находим Проектирование редуктора, Проектирование редуктора

Значения Проектирование редуктора определяются по табл.5.6 по известной окружной скорости:

Проектирование редуктора<15, где

Проектирование редуктора=nэд=1410 мин-1– частота вращения быстроходного вала,

Проектирование редуктора=58 – крутящий момент на валу,

Проектирование редуктора=4 – передаточное число данной ступени редуктора, коэффициент Проектирование редуктора определяется по табл.5.4 в зависимости от вида передачи.

Для 8-й степени точности изготовления передачи получим, что

Проектирование редуктора и Проектирование редуктора.

Находим значения коэффициентов нагрузки:

Проектирование редуктора

Проектирование редуктора

Определим предварительное значение межосевого расстояния:

Проектирование редуктора

где ψа = 0,35 – коэффициент ширины передачи.

Проектирование редуктора=4 – передаточное число редуктора;

Проектирование редуктора= 762,6 МПа – допускаемое контактное напряжение;

Проектирование редуктора=1,055 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, определяем по Рис.6.2;

Проектирование редуктора=394,82 Н м– крутящий момент на валу колеса;

По стандартному ряду принимаем а = 100 мм

Определяем рабочую ширину колеса:

Проектирование редуктора.

Ширина шестерни: Проектирование редуктора.

Вычислим модуль передачи по формуле:

Проектирование редуктора,

где Проектирование редуктора=339,26 МПа – изгибное напряжение на колесе; Проектирование редуктора, Проектирование редуктора. Тогда Проектирование редуктора. Из стандартного ряда значений Проектирование редуктора по ГОСТ 9563–60 выбираем значение Проектирование редуктора.

Минимально возможный угол наклона зубьев для косозубой передачи

Проектирование редуктора.

Рассчитываем предварительное суммарное число зубьев: Проектирование редуктора. Округлив это число в меньшую сторону, получаем Проектирование редуктора.

Определяем действительное значение угла Проектирование редуктора и сравниваем его с минимальным значением:

Проектирование редуктора, Проектирование редуктора.

Найдём число зубьев шестерни Проектирование редуктора и колеса Проектирование редуктора, учитывая что минимальное число зубьев для косозубой цилиндрической передачи: Проектирование редуктора.

Итак получим: Проектирование редуктора; Проектирование редуктора.

Найдём фактическое передаточное число тихоходной ступени: Проектирование редуктора. Таким образом фактическое передаточное число совпадает с заданным.

Проверим зубья колёс на изгибную выносливость. Для колеса получим: Проектирование редуктора

где Проектирование редуктора – коэффициент нагрузки при расчёте на изгибную выносливость;

Проектирование редуктора – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, выбираем по табл.6.4;

Проектирование редуктора – коэффициент, учитывающий форму зуба, находится по табл.6.2;

Проектирование редуктора – коэффициент, учитывающий наклон зуба.

Сравниваем полученное значение напряжения с допускаемым напряжением при расчёте на изгиб зубьев колеса: Проектирование редуктора.

Определим диаметры делительных окружностей шестерни и колеса соответственно.

Проектирование редуктора, Проектирование редуктора,

где Проектирование редуктора – модуль косозубых колёс;

Проектирование редуктора – угол наклона зуба;

Проверка: Проектирование редуктора, откуда 40+160=2·100, т.е. 200=200 – верно.

Определим диаметры окружностей вершин зубьев Проектирование редуктора и впадин зубьев Проектирование редуктора. Проектирование редуктора;

Проектирование редуктора;

Проектирование редуктора;

Проектирование редуктора.

Определим силы, действующие на валы косозубых колёс.

Окружная сила:

Проектирование редуктора,

Радиальная сила: Проектирование редуктора,

где Проектирование редуктора – угол зацепления; Проектирование редуктора – угол наклона зуба.

Осевая сила: Проектирование редуктора.


3.2 Быстроходная ступень


Отметим, что поскольку редуктор трехпоточный, то момент на быстроходном валу ТБ=Т2/3=101,77/3=33,923(в данном случае Т2-монент на быстроходной ступени)

Материал колеса – сталь 40X(термообработка-улучшение).

Материал шестерни – сталь 40ХН(термообработка-закалка ТВЧ).

По таблице 3.1 имеем:

для шестерни: Проектирование редуктора;

для колеса: Проектирование редуктораМПа

Отметим что колесо входит в зацепление 3 раза, шестерня 1 раз.

где Проектирование редуктора – твёрдость рабочей поверхности зубьев, Проектирование редуктора – предел текучести материала.

Определим коэффициенты приведения на контактную выносливость Проектирование редуктора и на изгибную выносливость Проектирование редуктора по таблице 4.1, учитывая режим работы №III: Проектирование редуктора; Проектирование редуктора.

Определим число циклов перемены напряжений на контактную и изгибную выносливость соответственно по графику 4: Проектирование редуктора, Проектирование редуктора, Проектирование редуктора.

Ресурс передачи, т.е. суммарное время работы, задано в расчёте, и имеет следующее значение: Проектирование редуктора.

Определим суммарное число циклов перемены напряжений для шестерни и колеса соответственно: Проектирование редуктора, Проектирование редуктора, где:

Проектирование редуктора – частота вращения шестерни; Проектирование редуктора и Проектирование редуктора – число вхождений в зацепление зубьев шестерни или колеса соответственно за один его оборот.

Рассчитаем эквивалентное число циклов перемены напряжений для расчёта на контактную выносливость: Проектирование редуктораПроектирование редуктора, где:

Проектирование редуктора – коэффициенты приведения на контактную выносливость; Проектирование редуктора – суммарное число циклов перемены напряжений для шестерни или колеса.

Принимаем NHE1=NHG1=100·106, NHE2=NHG2=20·106.

Найдём эквивалентное число циклов перемены напряжений для расчёта на изгибную выносливость: Проектирование редукторапринимаем NFE1= 4∙106, Проектирование редукторапринимаем NFE1= 4∙106,

где Проектирование редуктора – коэффициенты приведения на изгибную выносливость; Проектирование редуктора – суммарное число циклов перемены напряжений для шестерни или колеса.

Определим предельные допускаемые напряжения при действии пиковых нагрузок:

при расчете на контактную выносливость

Проектирование редуктора

Проектирование редуктора

при расчете на изгибную выносливость

Проектирование редуктора

Проектирование редуктора

Определим допускаемые напряжения для расчёта на контактную выносливость: Проектирование редуктора

Определим допускаемые напряжения для расчета на изгибную выносливость:

Проектирование редуктора

Так как HBср1-HBср2=505-285=220>70 и HBср2=285<350, то расчетное допускаемое напряжение:

Проектирование редуктора

Принимаем меньшее значение [σ] H=658,62 МПа

Поскольку редуктор соосный, то дальнеший расчет имеет свои особенности.

Определим коэффициенты нагрузки на контактную и изгибную выносливость по формулам:

Проектирование редуктора и Проектирование редуктора,

где Проектирование редуктора и Проектирование редуктора – коэффициенты концентрации нагрузки по ширине венца; Проектирование редуктора и Проектирование редуктора – коэффициенты динамической нагрузки (учитывают внутреннюю динамику передачи).

Зададимся значением Проектирование редуктора

Определим относительную ширину венца:

Проектирование редуктора,

гдеПроектирование редуктора=5,16.

При расчете принимается Проектирование редуктора

По таблицам определяем Проектирование редуктора

Проектирование редуктора<15, где

Проектирование редуктора=nэд=184,11 мин-1– частота вращения быстроходного вала,

Проектирование редуктора=33,923 – крутящий момент на валу,

Проектирование редуктора=5,16 – передаточное число данной ступени редуктора, коэффициент Проектирование редуктора определяется по табл.5.4 в зависимости от вида передачи.

Для 8-й степени точности изготовления передачи получим, что

Проектирование редуктора и Проектирование редуктора.

Проектирование редуктораПроектирование редуктора

Проектирование редуктора

Находим значения коэффициентов нагрузки:

Проектирование редуктора

Проектирование редуктора

Межосевое расстояние a=100 мм.

Определим коэффициент ширины быстроходной ступени Проектирование редуктора:

Проектирование редуктора

Принимаем Проектирование редуктора

Определяем рабочую ширину колеса:

Проектирование редуктора.

Ширина шестерни: Проектирование редуктора.

Вычислим модуль передачи по формуле:

Проектирование редуктора,

где Проектирование редуктора=293 МПа – изгибное напряжение на колесе; Проектирование редуктора, Проектирование редуктора. Тогда Проектирование редуктора. Из стандартного ряда значений Проектирование редуктора по ГОСТ 9563–60 подходит значение Проектирование редуктора, но из конструктивный соображений (во избежание неприемлемых чисел зубьев), принимаем Проектирование редуктора.

Минимально возможный угол наклона зубьев для косозубой передачи

Проектирование редуктора.

Рассчитываем предварительное суммарное число зубьев: Проектирование редуктора. Округлив это число в меньшую сторону, получаем Проектирование редуктора.

Определяем действительное значение угла Проектирование редуктора и сравниваем его с минимальным значением:

Проектирование редуктора, Проектирование редуктора.

Найдём число зубьев шестерни Проектирование редуктора и колеса Проектирование редуктора, учитывая что минимальное число зубьев для косозубой цилиндрической передачи: Проектирование редуктора.

Итак получим: Проектирование редуктора, принимаем z1=21;

Получим Проектирование редуктора.

Найдём фактическое передаточное число быстроходной ступени: Проектирование редуктора. Таким образом погрешность составляет 2%, что меньше предельно допустимого значения 4%, т.е. подходит.

Проверим зубья колёс на изгибную выносливость. Для колеса получим: Проектирование редуктора

где Проектирование редуктора – коэффициент нагрузки при расчёте на изгибную выносливость;

Проектирование редуктора – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, выбираем по табл.6.4;

Проектирование редуктора – коэффициент, учитывающий форму зуба, находится по табл.6.2;

Проектирование редуктора – коэффициент, учитывающий наклон зуба.

Сравниваем полученное значение напряжения с допускаемым напряжением при расчёте на изгиб зубьев колеса: Проектирование редуктора.

Определим диаметры делительных окружностей шестерни и колеса соответственно.

Проектирование редуктора, Проектирование редуктора,

где Проектирование редуктора – модуль косозубых колёс;

Проектирование редуктора – угол наклона зуба;

Проверка: Проектирование редуктора, откуда 33,071+166,929=2·100, т.е. 200=200 – верно.

Определим диаметры окружностей вершин зубьев Проектирование редуктора и впадин зубьев Проектирование редуктора. Проектирование редуктора;

Проектирование редуктора;

Проектирование редуктора;

Проектирование редуктора.

Определим силы, действующие на валы косозубых колёс.

Окружная сила:

Проектирование редуктора,

Радиальная сила: Проектирование редуктора,

где Проектирование редуктора – угол зацепления; Проектирование редуктора – угол наклона зуба.

Осевая сила: Проектирование редуктора.


4. Предварительный расчёт валов редуктора


Расчет валов производится по ранее найденным значениям крутящего момента:

Для быстроходного вала определим диаметр посадочной поверхности:

Проектирование редукторамм; Принимаем d=21 мм.

Из таблицы определяем: Проектирование редуктора, откуда получим посадочный диаметр под подшипник, а также диаметр буртика, ограничивающего подшипник:

Проектирование редукторамм, Проектирование редуктора

Для быстроходного вала определим диаметр посадочной поверхности:

Проектирование редукторамм; Принимаем d=42 мм.

Из таблицы определяем: Проектирование редуктора, откуда получим посадочный диаметр под подшипник, а также диаметр буртика, ограничивающего подшипник:

Проектирование редукторамм, Проектирование редуктора

Для промежуточного вала определим:

Проектирование редуктора; Принимаем dK=34/35 (размер посадочных мест под подшипники).

Из таблицы определяем: Проектирование редуктора, откуда получим посадочный диаметр под подшипник, а также диаметр буртика, ограничивающего подшипник:

Проектирование редукторамм, Проектирование редуктора

Диаметр буртика, ограничивающего колесо:

Проектирование редуктора мм.

В данном случае целесообразно нарезать зубья шестерен непосредственно на валах ввиду незначительной разницы диаметров колеса и вала.

Рассчитаем ступицы для валов. Расчет заключается в определении диаметра и длины ступицы.

Для быстроходного вала:

Проектирование редукторамм; Проектирование редукторамм.

Для тихоходного вала:

Проектирование редукторамм; Проектирование редукторамм.

Для промежуточного вала:

Проектирование редукторамм; Проектирование редукторамм.

5. Конструктивные размеры корпуса редуктора


Толщина стенок корпуса редуктора.

Проектирование редукторамм принимаем Проектирование редуктора=7мм

Толщина фланцев корпуса Проектирование редукторамм

Ширина фланца корпуса Проектирование редуктора

Определим расстояние между зубчатыми колёсами и боковыми стенками редуктора.

Проектирование редукторамм, где L-сумма межосевого расстояния и половины диаметров вершин зубчатых колёс.

Минимальное расстояние между зубчатыми колёсами, дном и крышкой предполагается равным Проектирование редуктора и равно 41,6мм.

Корпус редуктора имеет две боковые и одну верхнюю крышки.

Боковые крышки крепятся к корпусу винтами с потайной головкой, диаметры которых определяются по формуле: Проектирование редукторамм. Принимаем диаметр винтов равный 8мм (М8). Количество винтов принимаем 10 на каждую крышку.

6. Крышки подшипников


6.1. Крышка на быстроходный вал


Крышки подшипников изготовляют из чугуна марки СЧ-15. Определяющим при конструировании крышки является диаметр отверстия в крышке под подшипник, и все остальные параметры принимают по таблице после определения этого параметра.

По таблице определим параметры для крышки быстроходного вала:

Проектирование редукторамм,Проектирование редукторамм,Проектирование редукторамм,Проектирование редуктора.

Креплении крышки к корпусу осуществляется винтами с потайной головкой.

Толщина фланца при креплении крышки винтами

Проектирование редукторамм.

Толщина центрирующего пояска Проектирование редукторамм.

Диаметр фланца крышки определяем по формуле Проектирование редукторамм.

Расстояния от поверхности отверстия под подшипник до оси крепёжного болта принимается приблизительно равным диаметру винта:

Проектирование редукторамм.


6.2. Крышка на тихоходный вал


Определим параметры для крышки тихоходного вала по таблице:

Проектирование редукторамм, Проектирование редукторамм,Проектирование редукторамм.

Толщина фланца при креплении крышки винтами:

Проектирование редукторамм.

Толщина центрирующего пояска Проектирование редукторамм.

Диаметр фланца крышки определяем по формуле:

Проектирование редукторамм.

Расстояние от поверхности отверстия под подшипник до оси крепежного болта:

Проектирование редукторамм.


6.3 Крышка на промежуточный вал


Конструктивные размеры крышек промежуточного вала принимаются равными размерам крышки быстроходного вала. Отличительной чертой является отсутствие сквозного отверстия под выход вала, а также отсутствие дополнительного места под манжету.


6.4 Выбор посадок для внутреннего кольца подшипника


Поле допуска внутреннего кольца подшипника, выбирается по ГОСТ 520-71. Так как в редукторе внутренние кольца подшипников всех валов вращаются, а наружные стоят на месте, то имеет место местное нагружение, следовательно подшипник монтируют с зазором, что позволяет уменьшить износ внутренних дорожек.

Для внутреннего кольца подшипника быстроходного вала принимаем размерПроектирование редуктора. Для внешнего кольца подшипника быстроходного вала, который монтируется в корпус редуктора, принимаем размер: Проектирование редуктора.

Для внутреннего кольца подшипника тихоходного вала принимаем размерПроектирование редуктора. Для внешнего кольца подшипника тихоходного вала, который монтируется в корпус редуктора, принимаем размер: Проектирование редуктора.

Для внутреннего кольца подшипника промежуточного вала принимаем размерПроектирование редуктора. Для внешнего кольца подшипника промежуточного вала, который монтируется в корпус редуктора, возьмём размер: Проектирование редуктора.

7. Смазывание зубчатой передачи


Для смазывания передач широко применяют картерную систему. В корпус редуктора заливают масло так, чтобы венцы колес были в него погружены. Колеса при вращении увлекают масло, разбрызгивая его внутри корпуса. Масло попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей.

Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла и чем выше контактные давления в зацеплении, тем большей вязкостью должно обладать масло. Поэтому требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости колес.

Контактные напряжения:

Проектирование редуктора

Частота вращения промежуточного вала Проектирование редуктора.

Круговая частота и окружная скорость.

Проектирование редуктора

По таблице 11.2 [2 c.173] выбирается марка масла И-Г-А-32.

И – индустриальное

Г – для гидравлических систем

А – масло без присадок

32 – класс кинематической вязкости

В соосных редукторах при расположении валов в горизонтальной плоскости в масло погружают колеса быстроходной и тихоходной ступеней.

8. Выбор муфт


Для передачи крутящего момента от вала электродвигателя к быстроходному валу и предотвращения перекоса вала выбираем упругую втулочно-пальцевую муфту, крутящий момент которой передается пальцами и упругими втулками. Ее размеры стандартизированы и зависят от величины крутящего момента и диаметра вала.

Используя ранее рассчитанные диаметр выходного вала редуктора и величину крутящего момента на нем, выбираем для передачи крутящего момента от выходного вала редуктора на приводной вал зубчатую муфту. Ее размеры стандартизованы по ГОСТ 5006-55.


9. Расчет подшипников


Рассчитаем подшипники на тихоходном валу, для этого определим силы нагружающие подшипник.

Силы действующие в зацеплении: Проектирование редуктора

Проектирование редуктора=1645Н

Проектирование редуктора=376Н

Т=394.8Нм

Определим радиальную нагрузку на вал от втулочно-пальцевой муфты

Проектирование редуктораН

Где l-расстояние от зубчатого сочленения до торца муфты


9.1 Реакции в горизонтальной плоскости


Проектирование редуктора

Так как нагрузка приложена точно к середине вала то Проектирование редуктора и значит Проектирование редуктора

Проектирование редуктора

Проектирование редуктора

9.2 Реакции в вертикальной плоскости


Проектирование редуктора


Проектирование редуктора

Проектирование редуктора


9.3 Реакции от консольной силы


Проектирование редуктора

Консольная нагрузка:

Проектирование редуктора

Реакции опор от консольной нагрузки Проектирование редуктора

Проектирование редуктора


9.4 Полная реакция в опорах


В расчете принимаем наихудший вариант действия консольной силы Проектирование редуктора

Проектирование редуктора

Предварительный выбор подшипника

Проектирование редуктора– диаметр внутреннего кольца,

Проектирование редуктора– диаметр наружного кольца,

Проектирование редуктора– динамическая грузоподъёмность,

Проектирование редуктора– статическая грузоподъёмность.

Проектирование редуктора – предельная частота вращения при пластичной смазке.

Линия симметрии шестерни совпадает с линией симметрии относительно которой установлен подшипник, а значит суммарную реакцию опоры на один подшипник можно найти как:

Проектирование редуктора - Это реакция от сил действующих на один подшипник.

Эквивалентная нагрузка в этом случае вычисляется как:

Проектирование редуктораН

Проектирование редуктора=1 так как вращается внутреннее кольцо

Проектирование редуктора - коэффициент безопасности. Проектирование редуктора-температурный коэффициент.

Проектирование редуктора<e следовательно Х=1 Y=0

Базовую долговечность работы подшипника определяют по формуле:

Проектирование редуктора; где n-число оборотов вала в минуту,

Проектирование редуктора, где Проектирование редуктора-динамическая грузоподъёмность, а Проектирование редуктора - эквивалентная нагрузка приведённая выше.

Итак Проектирование редуктора. Степень три выбираем для шарикового подшипника. Тогда Проектирование редуктора часов. А требуемый ресурс 10000 часов, значит можно сделать вывод, что подшипники подходят.


10. Проверочный расчет вала


10.1 Проверочный расчёт вала на усталостную прочность


Необходимые данные: Проектирование редуктораН; Проектирование редуктораН

Определим реакции опор в вертикальной плоскости.

1. Проектирование редуктора,Проектирование редуктора, Проектирование редуктора. Отсюда находим, что Проектирование редуктора.

2. Проектирование редуктора,Проектирование редуктора, Проектирование редуктора. Получаем, что Проектирование редуктора.

Определим реакции опор в горизонтальной плоскости:

3. Проектирование редуктора, Проектирование редуктора, Проектирование редуктора, получаем, что Проектирование редуктора.

4. Проектирование редуктора, Проектирование редуктора, Проектирование редуктора, отсюда Проектирование редуктора.

Эпюры моментов от сил будут иметь вид:


Проектирование редуктора


Проектирование редуктора Проектирование редуктора

Суммарный изгибающий момент:

Проектирование редуктора

Нормальные напряжения изменяется по симметричному циклу, а касательные по пульсирующему. Для симметричного цикла амплитуду нормальных напряжений можно найти по формуле:

Проектирование редуктора, где М – изгибающий момент, W – момент сопротивления изгибу для данного опасного сечения равен:

Проектирование редуктора

Для определения касательных напряжений воспользуемся формулой:

Проектирование редуктора; где Т - крутящий момент, а Проектирование редуктора - момент сопротивления кручению, учётом того, что в опасном сечение вал внутри со шлицами а снаружи гладкий вал, получим:

Проектирование редуктора

Амплитуда нормальных напряжений изгиба: Проектирование редуктораМПа. Среднее напряжение Проектирование редуктора

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений в опасном сечении:

Проектирование редуктораМПа.

Коэффициент запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:

Проектирование редуктора; Проектирование редуктора

Где Проектирование редуктораМПа - предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле. Проектирование редуктораМПа. - придел выносливости при симметричном цикле кручения.

Проектирование редуктора и Проектирование редуктора-коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения тела при изгибе и кручении; Проектирование редуктора - коэффициент влияния шероховатости тела.

Коэффициенты чувствительности к асимметрии цикла примем равными: Проектирование редуктора.

Коэффициент влияния поверхностного упрочнения, для закалки в ТВЧ: Проектирование редуктора

По таблицам приложения выбираем: Проектирование редуктора. После выбора всех коэффициентов и определения напряжений получим:

Проектирование редуктора; Проектирование редуктора

Общий коэффициент усталостной прочности: Проектирование редуктора.

Допустимое значение для S=1.5 .2.5 Можно сделать вывод, что запас прочности вала значительно превышает допустимое значение прочности.


10.2 Проверочный расчёт вала по перегрузкам


Проверим статическую прочность при перегрузках, определим её по формуле: Проектирование редуктора, При Проектирование редуктора напряжения могут увеличиваться в 2.2 раза и составят:

Проектирование редуктораМПа

Проектирование редуктораМПа

Проектирование редуктора МПа

Эквивалентное напряжение в опасном сечении:

Проектирование редуктораМПа. Условие прочности выполняется.

10.3. Проверочный расчёт вала на жёсткость


Из условий работы зубчатого зацепления получаем наибольшее напряжение

под колесом. Поскольку из конструктивных соображений был принят диаметр вала больше расчетного, то расчет на жесткость проводить нецелесообразно.


11. Расчет шпоночного соединения


При передачи с вала крутящего момента возникают напряжения сечения σсм, а в продольном сечении шпонки напряжение среза τ.

У стандартных шпонок размеры b и h подобранны так, что нагрузку соединения ограничивают не напряжение среза, а напряжение смятия. Поэтому расчет шпонок проведем на напряжение смятия.

Рассчитаем шпоночное соединение наиболее нагруженного вала редуктора – тихоходного вала, где установлена шпонка 10х8х40 ГОСТ 23360-78.

σсм=Ft/h*lp≤ [σсм], где

Ft=2T/db

[σсм] =0.5στ=0.5*320=160 МПа.

Тогда σсм=4T/db*h*lp≤ [σсм], где

σсм - расчетное напряжение смятия

Т – крутящий момент

db - диаметр вала

lp – рабочая длина шпонки

h – высота шпонки

[σсм] – допускаемое напряжение смятия

στ – предел текучести материала

σсм=4*395000/35*8*40=121 МПа < [σсм] =160 МПа

Условия несмятия шпонки выполняются, следовательно шпонка выбрана правильно.


Список используемой литературы


М.: М.Н. Иванов. Детали машин. М.: "Машиностроение", 1991.

П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов – Конструирование узлов и деталей машин. "Высшая школа", 1985.

В.И. Анурьев – Справочник коструктора-машиностроителя, т.1. М.: "Машиностроение", 1980.

В.И. Анурьев – Справочник коструктора-машиностроителя, т.2. М.: "Машиностроение", 1980.

В.И. Анурьев – Справочник коструктора-машиностроителя, т.3. М.: "Машиностроение", 1980.

Рефетека ру refoteka@gmail.com