Прошлый и этот год ознаменовались рядом серьезных пожаров и аварий на подземных объектах, поднадзорных Ростехнадзору. Государственный горный и государственный пожарный надзор на этих объектах являются взаимопроникающими и тесно взаимосвязанными.
В то же время анализ нормативных документов и ситуации с обеспечением противопожарной защиты этих объектов дает возможность предположить, что в этой сфере имеется немало проблем правового, нормативного, организационного и практического характера. Подтверждением является трагедия, которая 7 сентября 2006 года произошла в ОАО УК «Руссдрагмет» ООО «Дарасунский рудник», расположенном в Читинской области. При выполнении ремонтных работ в стволе шахты произошел пожар. Многочисленные попытки ликвидировать горение не увенчались успехом. В конечном итоге при аварии погибло 25 горняков и 10 получили травмы. Комиссия по расследованию аварии, созданная распоряжением Правительства Российской Федерации №1263-р от 08 сентября 2006 г. установила причины возникновения пожара и гибели людей.
К их числу следует отнести проведение работ повышенной опасности (сварочных работ) в стволе шахты «Центральная», оснащенного деревянной крепью, с нарушениями порядка ведения этих работ, в том числе:
– отсутствием предусмотренного проектом орошения ствола шахты;
– не сообщением работниками, ведущими работы повышенной опасности, старшему горному диспетчеру о возгорании и последующих своих действиях;
– отсутствием на месте ведения работ эффективных средств пожаротушения;
– самостоятельными действиями работников по остановке и запуску вентилятора главного проветривания.
Государственный горный надзор и государственный пожарный надзор на объектах добычи и переработки минерального сырья, а также на объектах подземного строительства осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому атомному надзору (Ростехнадзором). В течение 2006 г. он осуществлялся в 5 577 организациях (на 5% больше, чем в 2005 г., – 5 270 организаций), при этом общее количество таких объектов составило 14 249 (на 3% больше, чем в 2005 г., – 13 750 объектов). Под надзором находились 279 подземных рудников, 6 435 карьеров по добыче руды организаций черной, цветной металлургии и золотодобывающей промышленности, 1 754 обогатительные, дробильно-сортировочные фабрики по первичной переработке общераспространенных полезных ископаемых и агломерационные фабрики, 218 объектов подземного строительства транспортного и специального назначения, а также карьеры по добыче общераспространенных полезных ископаемых.
В 2006 г. было проведено 17 550 обследований поднадзорных горных предприятий, предписано к устранению 127 180 нарушений правил безопасности, приостановлена эксплуатация 1 440 объектов. К ответственности привлечено 6 558 работников (на 12% больше, чем в 2005 г.), 3 791 человек подвергнут штрафным санкциям в соответствии с КоАП РФ. Общая сумма штрафов составила 11 857,2 тыс. руб. Материалы на 156 человек переданы в следственные органы.
Несмотря на увеличение количества поднадзорных объектов и снижение численности инспекторского состава с 286 до 281, показатели интенсивности надзорной деятельности в 2006 г. превысили показатели 2005 г.
Активизировалась работа по привлечению к административной ответственности юридических лиц, нарушивших требования промышленной безопасности. В 2006 г. количество работников, подвергнутых штрафным санкциям, увеличилось на 51% по сравнению с 2005 г., а сумма штрафных санкций увеличилась на 64%.
В 2006 г. происходило наращивание объемов производства с увеличением глубины разработки месторождений полезных ископаемых открытым и подземным способом, сопровождающееся увеличением опасностей, связанных с ухудшением горно-геологических условий.
Недооценка степени опасности ведения горных работ становится следствием упрощенного подхода к оценке деятельности по предупреждению аварийности, травматизма на предприятиях горнодобывающей отрасли, недостаточно эффективной организации функционирования системы производственного контроля.
Система производственного контроля до настоящего времени не получила развития в систему управления промышленной безопасностью на горных предприятиях страны даже в тех регионах, где горнодобывающие предприятия традиционно составляют основу экономики и находятся далеко не в кризисном финансовом состоянии.
В этой связи требуется системное повышение квалификации всех звеньев, задействованных в системе производственного контроля, так как независимо от масштабов предприятия и численности производственного персонала должен быть обеспечен системный подход к управлению промышленной и пожарной безопасностью как к единому объекту управления.
Недостаточно реализуется существующий научно-исследовательский потенциал в вопросах совершенствования систем разработки рудных месторождений, обеспечения противоаварийной защиты предприятий, на большей части горнорудных предприятий текущие и перспективные задачи научно-исследовательского сопровождения отработки месторождений длительное время не решаются.
В известной степени эти обстоятельства способствовали росту уровня аварийности и смертельного травматизма в 2006 г.
В 2006 г. произошло 12 аварий. Количество аварий по сравнению с 2005 г. увеличилось на 3 случая (25%).
Удельный вес аварийности в горнорудной промышленности и при строительстве подземных сооружений различного назначения в 2006 г. составил 5,7% общего количества аварий на предприятиях, поднадзорных Ростехнадзору (всего 212 случаев).
Число аварий на предприятиях горнорудной промышленности, поднадзорных территориальным органам Ростехнадзора, в 2006 г. по отношению к 2005 г. возросло на 25%. Всего в 2006 г. произошло 12 аварий, в число которых включены и пожары на подземных объектах.
Материальный ущерб от аварий составил 1 109,808 млн руб. против 22,406 млн руб. в 2005 г. (10,997 млн руб. в 2004 г., 21,012 млн руб. в 2003 г. и 27,1 млн руб. в 2002 г.), что характеризуется большой степенью разрушений сооружений и выхода из строя технических устройств, возникших в результате допущенных аварий.
В результате аварий в 2006 г. травмировано 29 человек, из них погибли 26 человек.
Не были допущены аварии на дробильно-обогатительных фабриках, но произошел рост аварий на подземных и открытых горных работах: 4 аварии произошло при добыче драгметаллов, 3 аварии произошло при добыче никеля, 2 – в организациях агрохимического комплекса.
По одной аварии произошло в организациях черной металлургии, по добыче строительных материалов и в строительном комплексе.
Анализ показывает, что аварии в 2006 г. произошли в основном по организационным причинам – из-за неэффективности или отсутствия производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, нарушения правил безопасности, технологической и трудовой дисциплины, неосторожных или несанкционированных действий исполнителей работ.
Готовность ВГСЧ к ведению аварийно-спасательных работ
Горноспасательное обслуживание объектов горных работ обеспечивается силами и средствами отраслевых военизированных горноспасательных служб ФГУ «Управление ВГСЧ в строительстве», ФГУП «СПО «Металлургбезопасность», горноспасательными частями фирмы «Агрохимбезопасность» в составе ОАО «Агрохиминвест», а также ООО «Противоаварийная служба ВГСЧ Сибири», обслуживающей объекты транспортного строительства.
В настоящее время под их надзором находится 651 опасный производственный объект, обслуживание объектов ведется профессиональными военизированными горноспасательными частями.
Обозначились позитивные тенденции в деятельности горноспасательных частей в вопросах замены устаревшей дыхательной защитной аппаратуры, табельного горноспасательного оснащения, оперативного автотранспорта и обновления нормативных технических документов.
Возрос уровень компьютеризации при разработке планов ликвидации аварий в горноспасательных частях.
Вместе с тем отсутствуют системные меры по созданию единой компьютерной сети для формирования банка данных по объектам ведения горных работ и профилактике возникновения аварий на обслуживаемых горнодобывающих предприятиях, прежде всего в ФГУП «СПО «Металлургбезопасность» и ФГУ «Управление ВГСЧ в строительстве».
В числе проблемных вопросов, требующих дальнейшего решения, следует отметить дальнейшее развитие тенденции на создание негосударственных профессиональных горноспасательных формирований, объективно возникающих в рыночных условиях для обеспечения свободы выбора услуг горноспасательных подразделений. Однако в ряде случаев сохраняются условия для монопольного горноспасательного обслуживания и отсутствует здоровая конкуренция на рынке спасательных услуг, а правовой механизм создания горноспасательных формирований должным образом не регламентирован.
Наряду с недостаточной оснащенностью шахт и рудников современными автоматизированными средствами пожаротушения следует отметить недостаточный уровень эффективности системы производственного контроля предприятий, формализм, проявляемый командным составом ВГСЧ в организации работ по предупреждению подземных пожаров.
Для повышения эффективности надзорной и контрольной деятельности на объектах горнорудной, нерудной промышленности и подземного строительства, снижения уровня аварийности и травматизма, обеспечения промышленной безопасности на поднадзорных предприятиях и производствах, по мнению Ростехнадзора, необходимо:
1. Активизировать работу надзорных органов территориальных управлений Ростехнадзора с руководителями подконтрольных горнодобывающих организаций (управляющих компаний) по внедрению систем управления промышленной безопасностью.
2. Повысить качество и объективность расследований несчастных случаев и аварий, обеспечить контроль за выполнением мероприятий, предлагаемых комиссиями по расследованию.
3. Ввести в практику надзорной деятельности проведение внеочередной аттестации руководителей организации и службы производственного контроля после происшедшей аварии или несчастного случая со смертельным травматизмом.
4. Обеспечить контроль за безопасными условиями эксплуатации автомобильного и железнодорожного технологического транспорта на объектах открытых горных работ.
5. Усилить контроль за ведением открытых горных работ в части выполнения нормативов вскрышных работ и подготовленных к выемке запасов в части обеспечения безопасности горных работ.
6. Повысить требовательность к горнотехническим инспекторам в вопросах организации и функционирования противопожарной защиты объектов подземных горных работ, а также готовности горноспасательных формирований к решению возложенных уставных задач.
При подготовки статьи использованы материалы годового отчета о деятельности Ростехнадзора в 2006 году.