Содержание
1. Функции и задачи Госгортехнадзора
2. Экстремальные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения
3. Экологический паспорт промышленного предприятия
Тестовые задания
Список литературы
1. Функции и задачи Госгортехнадзора
Госгортехнадзор России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, на который возложено осуществлении соответствующего нормативного регулирования, специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций.
Госгортехнадзор России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет контрольные и надзорные функции в области:
1) промышленной безопасности в угольной, горнорудной, нерудной металлургической, коксохимической, нефте- и газодобывающей промышленности, при ведении геолого-разведочных и геолого-маркшейдерских работ, строительстве подземных сооружений и подземных объектов транспортного, специального и иного хозяйственного назначения, при ведении взрывных и горных работ, а также пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
2) промышленной безопасности в химической, нефтехимической, нефте- и газоперерабатывающей промышленности, при переработке зерна, хранении зерна и продуктов его переработки и в других отраслях промышленности, где получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, перевозятся и уничтожаются опасные вещества;
3) промышленной безопасности магистральных нефте-, газо- и продуктопроводов, систем газоснабжения природными и сжиженными углеводородными газами, используемыми в качестве топлива;
4) промышленной безопасности подъемных сооружений, паровых и водогрейных котлов, оборудования, работающего под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также технических устройств и оборудования, предназначенных для применения на опасных производственных объектах;
5) разработки, испытания, изготовления в организациях - потребителях взрывчатых материалов промышленного назначения, а также их перевозки, хранения, применения, уничтожения и учета;
6) безопасности гидротехнических сооружений в подконтрольных организациях;
7) рационального использования и охраны недр при добыче и переработке полезных ископаемых (включая гидроминеральные ресурсы и общераспространенные полезные ископаемые), а также при использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (в том числе отработанных горных выработок и естественных подземных полостей для размещения в них объектов экономики);
8) безопасности при перевозке опасных грузов по вопросам, отнесенным к компетенции Госгортехнадзора России;
9) технической безопасности при использовании атомной энергии;
10) безопасности сложных технических систем и комплексов, объединяющих опасные производственные объекты нескольких категорий.
Основной целью надзорной и контрольной деятельности органов Госгортехнадзора России является выявление и пресечение нарушений требований промышленной безопасности и охраны недр.
Надзорная и контрольная деятельность является важнейшим направлением работы Госгортехнадзора России и главным звеном системы государственного регулирования промышленной безопасности.
Надзорная деятельность направлена на реализацию государственной политики в области промышленной безопасности, предупреждение аварий и несчастных случаев на производстве, охрану и рациональное использование недр.
Надзорная деятельность осуществляется Госгортехнадзором России в комплексе с нормативным регулированием промышленной безопасности, специальными разрешительными и другими функциями, реализуемыми в рамках системы государственного регулирования промышленной безопасности (приложение).
Главными принципами функционирования системы государственного надзора в области промышленной безопасности являются:
- системность и планирование надзорной деятельности;
- комплексный подход к осуществлению надзорной и разрешительной деятельности Госгортехнадзора России, нормативного регулирования в области промышленной безопасности и охраны недр;
- рациональность и гибкость организационной структуры;
- четкое распределение задач, прав и обязанностей руководителей и работников органов Госгортехнадзора России;
- единая методология государственного надзора;
- своевременное обращение необходимой информации, ее анализ и использование на всех уровнях системы Госгортехнадзора России;
- непрерывность совершенствования организации и методологии системы государственного надзора;
- гласность и открытость надзорной деятельности;
- обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного надзора.
Надзорная деятельность органов Госгортехнадзора России и их работников планируется и организуется исходя из результатов оценки эффективности функционирования в подконтрольных организациях систем производственного контроля или систем управления промышленной безопасностью в целом.
Результаты такой оценки являются основанием для определения частоты (периодичности), целей и задач контрольных обследований, проводимых органами Госгортехнадзора России, решения других вопросов организации надзорной деятельности, а также определения планируемой и фактической нагрузки на инспекторский состав.
Оценка эффективности производственного контроля или систем управления промышленной безопасностью осуществляется органами Госгортехнадзора России на основании анализа состояния промышленной безопасности, аварийности и травматизма на производстве, количества и характера выявляемых нарушений требований промышленной безопасности, а также результатов экспертизы промышленной безопасности.
Важным условием обеспечения эффективности надзорной деятельности является накопление, анализ и комплексное использование информации о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Сбор такой информации осуществляется по результатам обследования опасных производственных объектов, на основании деклараций промышленной безопасности, отчетов, уведомлений и иных документов подконтрольных организаций, заключений экспертизы промышленной безопасности, анализа причин аварий и несчастных случаев на производстве и пр.
В целях реализации государственной политики в области промышленной безопасности органы Госгортехнадзора России при осуществлении надзорной деятельности взаимодействуют с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, общественными и профсоюзными организациями.
Основными формами совместной работы с другими надзорными и контрольными органами являются:
- взаимный обмен информацией;
- совместное проведение обследований подконтрольных организаций;
- выполнение других мероприятий, в том числе совещаний специалистов и собраний трудовых коллективов в подконтрольных организациях с рассмотрением вопросов состояния промышленной безопасности;
- проведение дней безопасности и смотров - конкурсов по промышленной безопасности.
Эти формы работы должны максимально использоваться для пропаганды промышленной безопасности и разъяснительной работы среди работников опасных производственных объектов.
В необходимых случаях при осуществлении надзорной деятельности организуется взаимодействие с научно-исследовательскими, экспертными и проектными организациями, специализированными спасательными подразделениями.[7, с. 3]
2. Экстремальные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения
Безопасность - это такое состояние человека, которое обеспечивает невозможность причинения ему вреда как другими, так и им самим благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать. Безопасность - важная цель жизни человека. Безопасность его деятельности - это средство обеспечения комфортной жизни.
С последними двумя утверждениями согласиться следует, однако определение безопасности имеет ряд уязвимых мест.
Первое, вряд ли безопасность можно отнести только к состоянию человека, исключив при этом связь с внешней средой, состояние которой также влияет на безопасность человека. Второе - опасность человеку исходит не только от других людей, но и от природных факторов. И третье - является спорным утверждение, что безопасность достигается только благодаря наличию у человека соответствующих знаний, умений и навыков. Состояние человека проявляется только в действии, а действие всегда направлено на другие объекты. Действие же не всегда обусловлено знаниями, умениями и навыками, порой привычкой, или интуицией, порой просто повторением действий других людей. Спектр мотивов, используемых человеком для обеспечения безопасности, гораздо шире, чем указано в определении.
Поэтому подойдем к определению понятия "безопасность личности" с применением системного подхода.
Таким образом, с позиций системного подхода каждый человек является объектом, имеющим связи с другими объектами, по отношению к нему внешними. Он взаимодействует с этими объектами с использованием воздействий, которые могут быть:
- воздействиями прямой связи, идущими от человека к внешним объектам и изменяющими их состояние;
- воздействиями обратной связи, идущими от внешних объектов к человеку и изменяющими его состояние.
Особенно следует понять то, что, воздействие обратной связи будет зависеть от состояния внешнего объекта, обусловленного предшествующими прямыми воздействиями на него этого человека, или других людей и объектов. Кроме того, на внешние объекты действуют воздействия возмущения от других объектов, которые могут менять их состояние и параметры воздействий обратной связи от данного объекта к человеку.
Независимо от того, ощущает или осознает человек эти связи, они объективно существуют. Их характер может не нести человеку угрозу при изменении состояния внешнего объекта в определенном диапазоне. Однако вне допустимого диапазона изменение этих параметров может приводить к возникновению и осуществлению угрозы для жизни, здоровья и имущества человека.
В соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций экстремальные условия можно классифицировать следующим образом:
1. В чрезвычайных ситуациях природного происхождения:
- экстремальные условия автономного существования в природе;
- экстремальные условия природных катаклизмов;
2. В чрезвычайных ситуациях техногенного характера:
- экстремальные условия влияния результатов человеческой деятельности;
- экстремальные условия аварий и катастроф;
3. В чрезвычайных ситуациях социального происхождения:
- экстремальные условия бытовых, профессиональных, социальных конфликтов;
- экстремальные условия криминальных ситуаций.
4. В чрезвычайных ситуациях экологического характера:
- экстремальные условия экологической обстановки в быту и на производстве;
- экстремальные условия экологической обстановки среды проживания.
В соответствии с этим следует выделить цели безопасности личности, достижение которых должно обеспечиваться обществом:
- создание нормальных социальных условий жизни человека (!);
- минимизация криминальной опасности;
- недопущение аварийных ситуаций и обеспечение готовности к действиям при авариях и катастрофах, стихийных бедствиях и других природных катаклизмах;
- создание условий, исключающих бытовой и производственный травматизм;
- обеспечение экологической чистоты окружающей среды;
- обеспечение сохранения здоровья;
- обеспечение сохранения работоспособности людей и др.
Боль причиняет страдания и отвлекает человека от решения стоящих перед ним задач, лишает способности трезво мыслить и действовать. Волевой человек может справиться с болью и способен на время забыть о ней, сосредоточившись на проблемах выживания. Переутомление и усталость - опасные враги. Они притупляют волю и делают человека уступчивым к собственным слабостям.
Очень важно не только знать о вариантах поведения в экстремальных ситуациях и способах первой медицинской помощи, но и знать описание этих ситуаций, а также рекомендации, как тех или иных ситуаций избежать. И в медицине, и в пожарной безопасности и в антикриминальной защите такое понятие, как "профилактика", остаётся самым надежным средством, как бы это не показалось кому-то банальным.
Конечно, "профилактический" взгляд на опасность не означает, что правильно всего бояться. В некоторых случаях способность человека пойти на риск повышает возможность выживания. Однако, при этом необходимо делать разницу между подлинной отвагой и бездумной готовностью встретиться с опасностью лицом к лицу.
Древние называли чувство меры матерью всех чувств; личное искусство выживания тоже держится на чувстве меры. Ну и ещё, разумеется, на понимании общей методики безопасности. Известный путешественник и человек специалист по выживанию человека Яцек Паокевич (Италия) сформулировал эту методику следующим образом:
- Предвидеть безопасность.
- По возможности, избегать её.
- При необходимости - действовать.
Можно составить очень большой список экстремальных ситуаций, которые могут приключиться практически с каждым в городе либо на природе. Но мы сформулируем, прежде всего, основные положения, которые впоследствии помогут вам избежать попадания в различные чрезвычайные ситуации, какой бы характер они не носили, будь то авария, катастрофа техногенного характера, природная аномалия, криминальная ситуация.
Обратим особое внимание на то, что советы профессионалов, в конце концов, как правило, сводятся к сохранению спокойствия, выдержки и самообладания человеком, попавшего в опасную ситуацию. Не усугублять своё и без того нелёгкое положение паникой, и стараться сделать всё для того, чтобы самостоятельно помочь себе, на худой конец облегчить своё состояние до прибытия профессиональной помощи.[8, с. 54]
3. Экологический паспорт промышленного предприятия
Основные положения
ГОСТ 17.0.0.04-90
Дата введения 15.10.90.
Настоящий стандарт устанавливает основные требования к построению, изложению, оформлению и содержанию экологического паспорта предприятия с целью определения влияния предприятия на окружающую среду и контроля соблюдения им природоохранных норм и правил в процессе хозяйственной деятельности.
1. Общие положения
1.1. Экологический паспорт промышленного предприятия (далее предприятия) - нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием ресурсов (природных, вторичных и др.) и определению влияния его производства на окружающую среду.
1.2. Экологический паспорт предприятия представляет комплекс данных, выраженных через систему показателей, отражающих уровень использования предприятием природных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду.
1.3. В соответствии с действующим законодательством предприятие в своей деятельности по использованию природных ресурсов и воздействию на окружающую среду, планированию и проведению природоохранных мероприятий подконтрольно местному Совету народных депутатов и органам Государственного комитета СССР по охране природы.
1.4. Экологический паспорт разрабатывает предприятие за счет его средств и утверждает руководитель предприятия по согласованию с Советом народных депутатов и территориальным органом Государственного комитета СССР по охране природы, где он регистрируется. 1.5. Основой для разработки экологического паспорта являются основные показали производства, проекты расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешение на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, формы государственной статистической отчетности и другие нормативные и нормативно-технические документ.
1.6. Экологический паспорт не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности.
1.7. Для действующих и проектируемых предприятий составляют экологический паспорт по состоянию на 01.01.90 и дополняют (корректируют) его при изменении технологии производства, замене оборудования и т.п. в течение месяца со дня изменений, хранят на предприятии и территориальном органе Государственного комитета СССР по охране природы.
1.8. Заполнение всех форм экологического паспорта обязательно. Допускается включать дополнительную информацию по заполнению паспорта в соответствии с требованиями территориальных органов Госкомприроды СССР или по согласованию с ними.
1.9. Гриф экологического паспорта определяется руководством предприятия в установленном порядке.
2. Структура и содержание экологического паспорта предприятия
2.1. Экологический паспорт предприятия состоит из разделов, расположенных в следующей последовательности:
1) титульный лист;
2) общие сведения о предприятии и его реквизиты;
3) краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия;
4) краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков;
5) сведения об использовании земельных ресурсов;
6) характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов;
7) характеристика выбросов в атмосферу;
8) характеристика водопотребления и водоотведения;
9) характеристика отходов;
10) сведения о рекультивации нарушенных земель;
11) сведения о транспорте предприятия;
12) сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.
2.2. Краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия включает:
характеристику климатических условий;
характеристику состояния, включая фоновые концентрации в атмосфере;
характеристику источников водозабора и приемников сточных вод, фоновый химический состав вод водных объектов.
2.3. Характеристика водопотребления, водоотведения, состояния водоочистных сооружений отражает объемы, удельные нормативы, состав, качественные и количественные значения содержания загрязняющих веществ в сточных водах предприятия. Отдельно в виде справки с указанием времени, объемов и состава приводят данные о залповых и аварийных сбросах (сливах) загрязняющих веществ, в том числе в почву, водные объекты, канализационные сети, на очистные сооружения, отстойники, отдельные емкости и т.п.
2.4. Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется предприятием на основании действующих нормативно-технических документов.
2.14. Сведения об эколого-экономической деятельности предприятия включают данные о затратах на природоохранные мероприятия, их эффективности и основываются на действующих методах оценки. Данные о платежах предприятия за загрязнение окружающей среды. [9]
Тестовые задания
Критерий опасности и вредности любого вещества
а) Концентрация его в воздухе
б) Концентрация его в природной среде
в) Содержание вещества в воде и почве
г) ПДК
д) Содержание вещества в продуктах питания
Ответ: г) ПДК
2. В каких единицах измеряется ПДВ вредного вещества в воздухе?
а) Мг/л
б) Мг/куб.м
в) Г/кг
г) Кг/куб.м
д) Г/л
Ответ: б) Мг/куб.м
3. На сколько классов по величине ПДК подразделяются все вредные вещества?
а) Шесть
б) Пять
в) Три
г) Четыре
д) Десять
Ответ: г) Четыре
4. В каких единицах измеряют уровень звукового давления?
а) В фонах
б) В сонах
в) В децибелах
г) В герцах
д) В килогерцах
Ответ: в) В децибелах
5. Каким нормативным документам регламентируются параметры микроклимата?
а) СН 245-71
б) СНиП 1-4-80*
в) Правилами по техники безопасности
г) ГОСТ 12.1.005-88
д) Закон РФ «Об основах охраны труда»
Ответ: б) СНиП 1-4-80*
Список литературы
Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности – 2-е изд., перераб. доп. - М.: «Дашков и Ко»., 2004. – с. 678 ил.
Безопасность жизнедеятельности/Под ред. С.В. Белова и др. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2005. – 288с.
Безопасность жизнедеятельности / Под ред. М.И. Богомолова М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Ю.Д. Дмитриева. М.: Издательство «ПРИОР», 2004.
Муравьева Л.А. Безопасность жизнедеятельности – 2-е изд., перераб. доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Покрута Ю.Б. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для ВУЗов. М.: Центр ОСЬ-2004.
Положение о надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора России. Принят 26.04.2005, №РД 04 – 354 – 00.
Энциклопедия. Личная безопасность. Под ред. Володина В.А. Издательство Аванта +, Москва 2006г. 448 стр.
9. Сайт из интернета envi.narod.ru