Научно – исследовательская работа по русской литературе
Минск 2008
Тема: Лингвистический аспект в произведении Л.Н.Толстого «Война и мир». Особенности употребления галлицизмов и просторечий в романе.
Цель: Выявить особенности употребления галлицизмов и просторечий в романе, их место, значение, идейный смысл в воссоздании исторической действительности, характеристике образов героев.
Для достижения цели поставлены следующее задачи:
1.Дать определение галлицизмам и просторечиям и изучить их использование в литературных произведениях.
2.Найти примеры данных языковых явлений в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3.Дать характеристику значению и идеи употребления галлицизмов и просторечий в романе.
Актуальность: Полноценное восприятие творческого наследия писателя невозможно без осмысления литературно – языковых особенностей его произведений, которые отражают тенденции в развитии современного автору общества. Таким образом, чтобы глубже понять не только эпоху, описанную в романе «Война и мир», но и образы героев, их сущность, необходимо знание о месте и значении галлицизмов и просторечий в произведении.
Лев Николаевич Толстой писал роман в 60-е годы XIX, а описывал эпоху начала XIX века. В лексике того времени доминировала тенденция насаждения французской культуры, связанная с усилением интернационального лексического фонда, международных, государственных, культурных и научных связей. В то же время среди интеллигенции, писателей появляется интерес к национальным, «своим» элементам словарного состава.[1] Эти два течения и нашли свое отражение в романе «Война и мир».
Галлицизмы (от лат. gallicus - галльский) - слова и выражения, заимствованные из французского языка или образованные по модели французских слов и выражений.[2]
Создание исторического и местного колорита. Употребление иноязычной лексики при описании обстановки, интерьера, одежды героев.
«Она (Элен) была в шифре и бальном платье», «…надень livree и поедем со мной…» (слова Ипполита), «…он (Тушин) стрелял брандскугелями…», «…пудренные, в чулках и башмаках, ливрейные лакеи стояли у каждой двери…», «…Конвент был настоящей властью…», «автограф», «по бульварам», «подошла к комоду…».
Воссоздание атмосферы общества начала XIX века. Через галлицизмы нашло свое отображение тенденция насаждения французской культуры в обществе в XIX веке.
«…он масон должен быть…», «…готовились, писались брульоны…», «…ретираду произвели в совершенном порядке…», «…между турнирами буриме…», «…надевать роброны…», «…идеи абсолютизма…», «…играли с азартом в преферанс…».
Средство социальной характеристики персонажей. Отображает происхождение и положение героя в обществе.
«Несвицкий угощал офицеров пирожками и настоящим доппелькюмелем», «…Пьер увидел на нем адамову голову, знак масонства…», «…под аккомпанемент…», «…в дорогом колье…», «…блестящий гарнитур…».
Для создания речевой характеристики персонажей. Речевая характеристика – один из способов раскрытия образа героя, его сущности. Используется для показа индивидуальных особенностей героев.
«…у тебя есть масака…» (слова маленькой княжны), «…он (Кутузов) говорил им про золотой мост…» (французская поговорка).
Достижение комических и сатирических эффектов. Высмеивание пороков и недостатков героев, показ «интеллигентности» и «образованности» высших слоев общества.
«Граф (Илья Андреевич Ростов) отдавал приказания … о спарже, свежих огурцах, землянике…», «…сходившее на дежурство и фуражировку…», «…с его (Пьера) корпуленцией…», «…привели какого-то немца и объявили, что это шампиньон…».
Наиболее часто в своей речи используют галлицизмы Василий Карагин, Элен, Анна Шерер, Жули Курагина, Борис Друбецкой, высший офицерский состав, семья Ростовых, семья Болконских и другие герои, меньшей степени. Это свидетельствует о принадлежности данных лиц к тому высшему обществу, которое воспитывалось в духе французской культуры. Кроме французских слов герои используют выражения на французском языке. Вероятно через это автор, с одной стороны, отображает новшества в жизни людей, а, с другой стороны, высмеивает «офранцуживание», отход от традиций и канонов.
Просторечия 1.Обиходный язык (в отличии от литературного как более правильного). 2.Допустимые в литературных произведениях и разговорной речи непринужденные и несколько грубоватые слова и формы, не входящие в нормы литературного языка и имеющие оттенок стилистической сниженности.[3]
Просторечия – одна из форм национального языка, наряду с диалектикой, жаргонной речью составляют устную некодифицируемую сферу общенародной речевой коммуникации – народно-разговорный язык. В просторечиях представлено единство всех языковых уровней, на фоне литературного языка просторечия выделяются в области:
ударения;
произношения;
морфологии;
лексики;
фразеологии;
словоупотребления.
В литературном русском языке просторечия – исторически сложившееся речевая система (на базе разговорного московского койне), становление и развитие которого тесно связано с формирование национального русского языка. Появление просторечий в литературных произведениях относят к XVIII – началу XIX веков и связывают с именами Ломоносова и Пушкина.[4]
Место и роль просторечий:
Создание исторического и местного колорита.
«…живые волны солдат, кутасы, кивера с чехлами…», «…Пьер лежал на оттоманке…», «…на чумбурах…», «…ведь это не швальня…», «…денщик рубил огонь…», «…был одет в орарь…», «…в бархатной скуфье», «…во фризовой шинели…»
Противопоставление «высшее общество Петербурга» - «провинциальное общество». Показ отличительных черт между различными слоями общества, их нравами, устоями, духовным аспектом жизни.
«…встретили на прешпекте…», «…старуха в голубом токе…», «…содержали на месячине…», «…в… синей чуйке…», «…два гайдука…и сидельцы…».
Отображение быта и особенности жизни людей. Отображение действительности в соответствии с традиционными принципами жизни русского народа, менталитетом, световосприятием.
«…оглядывая его (Денисова) новый ментик и вальтрап» (сказал Несвицкий), «…лил в подставляемые поочередно крышки манерок…», «…башмаки, сшитые из цибика…», «…горели серники…», «…лошади в хребтугах ели овес…»
Создание образов персонажей, характеристика их как личностей. Через реплики героев, манеру одеваться, особенности поведения раскрывается не только образ героев, но и проявляется самобытный, национальный характер.
«…в своей комлотовой шинели…» (Тушин), «…ты только оттопай зверя…» (граф Ростов), «…из бурьянов помкнули лису…» (граф Ростов), «…от уймища…» (граф Ростов), «…отпазначил…», «…как сомнамбулка…».
Характеристика лиц, предметов, событий в «сниженном» экспрессивном плане.
«…лошадь игреневого меринка…», «…с лисицей в тороках…», «…носили плерезы…», «Чиченка!- кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату», «…то ошмурыгивал цветки полыни »
Отображение самобытной речевой сферы языка в обществе. Отображение «мысли народной».
«…и доктор боялся одного – антонова огня…», «…полуденные губернии…», «…стояли одонья», «…гладуха своего пожалела…», «…веди лошадей в изволок…», «…он сидит в яме…».
Наиболее часто в своей речи используют в своей речи просторечия представители «провинции»: солдаты, низший офицерский состав (Несвицкий, Телянин, Тушин, Кристен и другие), «божьих люди», а также просторечия встречаются в речи Кутузова, представителей семей Болконских, Ростовых (граф Илья Андреевич), речи Пьера.
Таким образом, используя галлицизмы и просторечия, Лев Николаевич Толстой более ярко, красноречиво и полно раскрывает образы героев, самобытность и национальный колорит. Очень тонко высмеивает недостатки некоторых персонажей (Ипполит, Борис, Анатоль), их псевдо интеллигентность, стремление казаться, а не быть.
Использование галлицизмов при описании образов Анны Шерер, Элен Безуховой, «маленькой княжны» и других дам высшего общества помогает показать стремление этих героинь к подражанию западной моде, их духовную ограниченность.
В тоже время, герои, которые используют просторечия (например, граф Илья Андреевич Ростов, Телянин, Тушин, солдаты, Кутузов и другие), являются носителями идей автора. Это люди, за которыми, по мнению Толстого, будущее России.
Наличие наравне с галлицизмами просторечий в языке повествования о жизни в Петербурге, Москве, Лысых Горах и т.д. свидетельствует о появлении в повседневной жизни новых понятий и веяний, но при этом подчеркивает сохранение «народного духа».
Кроме этого, данный языковой прием - средство пародирования литературных стилей, что проявляется в синтезе двух направлений - карамзинистского (борьба с книжными элементами) и шишковистского (борьба с разговорными элементами).[5]
Советский энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия» 1989г
Б.Н.Головин. «Введение в языкознание» 3-е издание, Москва «Высшая школа» 1977г
Т.А.Амирова, Б.А.Ольховиков, Ю.В.Рождественский «История языкознания» 2-е издание, Москва «АСАДЕМА» 2005г.
Л.Г.Зубкова «Общая теория языка в развитии», Москва «Издательство Российского университета дружбы народов» 2003г