Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого Война и мир

Сочинение.

"Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне.

И. Кант

План.

I. Мое понимание нравственного идеала.

II. Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

1. Центральная идея романа.

2. Духовные искания Пьера Безухова.

3. Духовные искания князя Андрея.

4. Любовь – неотъемлемая часть характера Наташи Ростовой.

III. Мысль народная в романе.

Каждый из нас, наверное, не раз задумывался о том, что заставляет нас поступать так или иначе. Как мы различаем добро и зло? И, скорее всего, никто не пришел к окончательному ответу. Большинство из нас воспринимает как данное, что убийство – это плохо, а помощь ближнему – хорошо. Добро, по- моему, нельзя определить. Это субъективное понятие и каждый воспринимает его по-своему. Но я надеюсь, есть что-то идеальное, заключающее в себе представления каждого человека – так называемый нравственный идеал, достичь который невозможно. То есть каждое понятие о добре, о нравственном совершенстве – его часть, и, следовательно, любой человек, поступающий соответственно своему собственному, субъективному понятию о добре, будет приближаться к нравственному идеалу.

Вопросы о добре и зле – вечные вопросы философии – не могли не найти отражения в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир", раскрывающем нашему взору целую эпоху, целое поколение людей начала девятнадцатого века. Однако
Л.Н.Толстой, как и любой другой человек, имел свои представления о нравственном идеале. И нам придется считать его представления правильными, так как весь мир романа действует по его законам. Л.Н.Толстой, как противник любых схем, представил нравственный идеал в наиболее простом и понятном виде. Человек должен найти Бога внутри себя, найти ту "другую, лучшую" любовь к ближнему, должен научиться любить жизнь:

"Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий".
К таким выводам приходит Пьер Безухов – один из любимых героев Л.Н.
Толстого, – точнее не приходит, а "кто-то говорит ему эти мысли".
Откровение приходит Пьеру во время плена. Потеряв физическую свободу, Пьер обретает иную, духовную:

"Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня?

Меня? Меня – мою бессмертную душу!"
"Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою … он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания обманули его". Но писатель не считает эти искания бесполезными, наоборот, каждая веха в жизни Пьера привносит свою лепту в тот стройный, гармоничный внутренний мир, каким тот стал после плена. Пьер как бы поднимается по ступеням, и, приподнявшись на одну ступень, он переосмысливает свои предыдущие поступки, то есть он способен к постоянному самоулучшению и самоочищению. В плену Пьер испытывает сильнейшие физические и духовные потрясения: сцена казни пленных, голод, постоянный страх смерти. Они только подтолкнули Пьера к кардинальному изменению мироощущения. Но самым важным событием в плену и во всей жизни Пьера оказалась встреча с Платоном
Каратаевым – таким же пленным, солдатом Апшеронского полка. Платон Каратаев
– "олицетворение всего русского, доброго и круглого". "Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами". Любовь к людям, к жизни, восприятие ее такой, какая она есть, – вот что перенял Пьер у Платона Каратаева.

Другой любимый герой Л.Н. Толстого – Андрей Болконский – так же как и
Пьер приходит к подобному мироощущению после долгих поисков. Основа его характера – гордость – одновременно и достоинство, и слабость. Вся жизнь его – постоянный поиск. Он пытается найти свой Тулон, чтобы обрести славу.
Но желание славы для князя Андрея – желание любви людской. Князь Андрей так же, как и Пьер, поднимается по ступеням. Основные вехи его жизни: светская жизнь, участие в кампании 1805-1807 года, Аустерлицкое сражение, помолвка с
Наташей, Отечественная война – все они имели свое влияние на князя Андрея.
Но прежде чем прийти к "правильному" мироощущению ему приходится пережить ужас смерти, увидеть страдания других людей. Он получает ранение в
Бородинском сражении и попадает на перевязочный пункт, что становится переломным моментом в его судьбе. Он встречает Анатоля Курагина – своего врага, – которому только что отняли ногу, и не испытывает к нему чувства ненависти. Впоследствии он осознает, что, умирая, он "увидал врага своего и все-таки полюбил его". Он "испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета".

"Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех его проявлениях", – вот тот истинно христианский тезис, к которому автор приводит всех своих любимых героев. Наташа Ростова – самый яркий женский образ романа – всю жизнь следует этому утверждению. Любовь к людям, к окружающему миру – ее неотъемлемая часть. Поэтому Л.Н.Толстой, скорее, не ее приводит этому тезису, а с ее помощью ведет к нему остальных.

В соответствии с основами своего мировоззрения, Л.Н.Толстой сближает любимых героев с народом. Высшая похвала Андрею Болконскому – прозвище "наш князь", данное ему солдатами полка. Наташа "умела понять все то, что было … во всяком русском человеке". А Пьер, попав в плен, отказался переходить в офицерский балаган и остался в солдатском, где все те качества, так мешавшие ему в свете: "сила, пренебрежение к неудобствам, рассеянность и простота" – "давали ему положение почти героя". В эпилоге Пьер говорит: "Мы только для того беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности". Здесь мысль народная выходит на высшую ступень – общечеловеческую. Пьер чувствует себя ответственным за устройство мира, за благополучие каждого человека. Он считает, что защитники добра должны объединиться, чтобы противостоять силам зла.

Похожие работы:

  1. • Языковые особенности романа Л.Н. Толстого "Война и ...
  2. • Женский портрет в романе Л.Н. Толстого "Война и мир ...
  3. • Темы сочинений в 2004 году
  4. • Сочинения-2003
  5. • Общественно-политические, нравственный и философские ...
  6. • Темы сочинений за курс средней школы 2002-2003 уч. года (11 ...
  7. • Наполеон и Кутузов в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
  8. • Комплекты тем сочинения для проведения письменного, экзамена ...
  9. • Образ автора в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
  10. • Роман-эпопея Л. Толстого "Война и мир": от ...
  11. • История создания романа "Война и мир"
  12. • Мысль народная" и "мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого ...
  13. • Путь Дмитрия Нехлюдова к христианским идеалам по роману Л.Н ...
  14. • Устремленность к абсолютным началам бытия: роман Л. Н ...
  15. • Из опыта комментирования "Войны и мира" Л.Н. Толстого ...
  16. • Психологизм романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир"
  17. • Женские образы романа Л.Н. Толстого "Война и Мир"
  18. • Проблема счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
  19. • Самый таинственный герой романа Л.Н. Толстого Война и Мир
Рефетека ру refoteka@gmail.com