А.В. Павлова
Перед курсом социальной педагогики во все времена и для всех поколений будет стоять двойственная цель: с одной стороны, необходимо познакомиться с настоящим положением педагогической мысли, с другой стороны, нужно все время отдавать себе отчет в исторической перспективе движения этой мысли. Методы и предпосылки социальной педагогики требуют анализа и оценки по существу, но оценивать их правильно можно лишь с учетом исторических условий их развития.
Так, вера в силу разума, в прогресс, вера в школу – все, что может быть обобщено одним термином просвещенчества, захватила научную мысль в ХVIII – XIX веках и держалась в ней достаточно прочно до сих пор. Правда, уже в конце ХVIII века это течение получило сильные удары сначала со стороны романтического направления, а затем и чисто религиозного, но и до сего времени остается сильным то направление, где религии противопоставляется не ее отрицание, не чистый атеизм, но вера в то, что можно без Бога устроить жизнь. Чистый атеизм легко соединяется с равнодушием и потому особой творческой активной силы не имеет, но атеизм, оплодотворенный гуманизмом, стремится вытеснить христианство и иногда преуспевает в этом.
В настоящее время борьба двух сил чрезвычайно обострилась. Эти полюса можно охарактеризовать как две культурные ориентации, обладающие творческими порывами, и в борьбе этих ориентаций проигрывает педагогика. В ней мы наблюдаем или наивное сочетание религии и гуманизма, или педагогический натурализм, веру в естественное природное раскрытие души, как бесконечной возможности. В научном творчестве мы встречаем людей, которые сочетают личную религиозность с религиозным безразличием в научной установке; другая группа или пытается подменить настоящую религию ложной и в зависимости от этого строить научную установку, например, коммунизм, или же пытается создать объективную науку безотносительно к какой бы то ни было религии.
В педагогике положение иное: религиозные мотивы хотя и сохраняют свое значение для многих педагогов, но в общем имеют на педагогику малое влияние. Так, по крайней мере, было до сих пор.
Мы полагаем, что должен наступить новый период, который будет эпохой христианской педагогической мысли и практики, хотя именно в педагогической деятельности христианизация мысли особенно трудна, ибо она неминуемо должна выйти из рамок теории в практику и жизнь.
Как вариант христианизации педагогической мысли мы предлагаем путь смысловой педагогики.
Ученик вряд ли способен запомнить расфасованную по урокам информацию, но он должен обрести смысловую картину мира. Ученику ни к чему наизусть знать закон Бойля-Мариотта, но он должен уметь принимать решения, без боязни вступать в среду неопределенности и изменчивости.
Задача образования – приобщение ребенка к общечеловеческой культуре. Образование – средство развития личности, а не накачка информацией.
Лучшие школы России ведут обучение детей по методикам Эльконина, Давыдова, Занкова, в духе Штайнеровской педагогики, исповедуют культурно-историческую педагогику развития, о которой мы ведем разговор. Социальная природы школы позволяет сделать вывод, что ее социальные силы должны быть использованы в педагогическом процессе.
Из сказанного видно, что педагогика не есть техника, но – искусство, не только потому, что первая добродетель педагога есть воспитательное воздействие, но и потому, что педагогика есть творческая работа. Здесь творческое использование детского материала достигает высшей формы.
Современная эпоха характеризуется тем, что дети хотят быть не объектом своих действий, а субъектом своих действий. Здесь мы предлагаем две идеи: нужно, чтобы школа была единым духовным организмом. С другой стороны, необходимо, чтобы перед ребенком были открыты возможности разностороннего выражения его энергии и созданы условия его духовного самоуправления.
Современная эпоха обнажила и заострила основные проблемы нашего времени, и педагогическая мысль начинает осознавать себя стоящей не перед частными проблемами школы, а перед основной и первостепенной проблемой истории и культуры. Связывание педагогических проблем с темами современности и есть та плодотворная сила, которая определяет собой творческое настроение педагогической мысли. Проблемы педагогики не могут быть до конца поняты автономно, они должны быть связаны с общими вопросами нашего времени. Идея связывания школы и жизни, раскрытие в теории и живом творчестве пути целостной школы и есть задача нашего времени. Русская педагогика стоит на пороге грядущего торжества духовных сил над социальной действительностью. В построениях российской педагогики уже намечены основные предпосылки для понимания школы, для того ее построения, которое, вобрав в себя итоги исканий отечественных педагогов, найдет вечные и прочные основы воспитания в единении с гуманизацией и христианизацией.