И. Б. Гриншпун, доцент кафедры психологии развития МГУ, сертифицированный специалист по психодраме.
Е. А. Морозова, спирантка Психологического института РАО, сертифицированный специалист по психодраме.
Единого определения психодрамы не существует. В качестве предварительного определения мы предлагаем использовать то, которое дается в большинстве случаев (с некоторыми различиями формулировок): метод групповой психотерапии, предполагающий использование театрализованной (драматической) импровизации для исследования клиентом своего внутреннего мира, развития творческого потенциала и на этой основе продуктивного изменения отношения к бытию в различных его ипостасях (включая самоотношение) и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия. Вместе с тем, давая подобные определения, многие авторы отмечают их недостаточность и, соответственно, условность (например, психодрама может быть ориентирована на группу). Основные причины возникающих в этой области трудностей можно видеть в следующем. Во-первых, создатель психодрамы Я. Л. Морено рассматривал ее не только как психотерапевтический метод, но - на различных этапах своего творчества - как теологию, форму искусства, науку, философию жизни. П. Ф. М. Келлерман (Келлерман, 1998), подвергший проблему определения психодрамы специальному анализу, усматривает в этом непоследовательность Морено; мы же полагаем, что все эти аспекты, часто упускаемые из вида при рассмотрении психодрамы, чрезвычайно важны для понимания ее существа, и ниже постараемся это показать. Вторая трудность связана с тем, что не существует ясно сформулированной теории психодрамы. Собственно, Морено, по-видимому, и не ставил такой задачи, во всяком случае, если иметь в виду теории традиционного типа. Как многие психологи, ориентированные на экзистенциализм, Морено не выстраивает жесткой системы постулатов и правил работы с ними, введенные им термины явно метафоричны и, следовательно, допускают множественные толкования. (Сказанное не означает отсутствия теоретических представлений, в дальнейшем мы их рассмотрим; однако это означает возможность достаточно вольной их интерпретации и развития, что и происходит.) Еще одна сложность сопряжена с тем, что предложенная Морено терапевтическая система предполагает триединство социометрии, групповой психотерапии и психодрамы (об этом речь ниже), причем это триединство ряд авторов также называет психодрамой или психодраматической терапевтической системой. Естественный вопрос о том, возможно ли -- и в какой мере - рассматривать психодраму отдельно от первых двух составляющих, не находит единого ответа. Если да, то психодраматист может не включать социометрию и групповую психотерапию в свою практику или включать по своему усмотрению на уровне локальных техник; если нет, то обязательна ориентация на работу со структурой группы и групповой динамикой. Соответственно, в качестве субъекта терапевтических изменений может выступать не только индивид (как в приведенном определении), но и группа. Мы не будем обсуждать иные трудности определения психодрамы - читатель может обратиться, в частности, к упомянутой работе Келлермана. Излагая ниже историю психодрамы, ее теоретические и методические аспекты, мы попытаемся прояснить существующее положение вещей. Отметим, что представления о том, что называть психодрамой, варьируют от требований приверженности философским, теологическим, психологическим, терапевтическим представлениям Морено (так называемой классической психодраме} до мнения о том, что психодрамой можно назвать любую практику разыгрывания ролей (Рудестам, 1998). Мы будем преимущественно говорить о классической психодраме.
История психодрамы в первую очередь связана с жизнью ее создателя, и своеобразие личности и жизненного пути Морено непосредственно отразилось на теории и практике его психотерапевтической системы. Необычность же его личности во многом связана с тем, что, подобно Андерсену, говорившему о сказке своей жизни, Морено мог бы сказать: игра моей жизни (игра в самом широком понимании этого слова).
Якоб Морено Леви (впоследствии Джекоб Леви Морено) родился 19 мая или 1889, или 1890, или 1892 года либо в Бухаресте, либо на судне, переправлявшемся через Средиземное море. Столь необычное начало биографии объясняется пристрастием Морено к розыгрышам и мистификациям; в разных источниках фигурируют различные даты, а легенда о рождении на судне, документально ничем не подтвержденная, также исходит от него.
Когда Морено исполнилось пять лет, семья перебралась в Вену В играх собственного детства Морено впоследствии видел источник будущей психодрамы. Знаменитый эпизод этих игр можно считать символичным. Однажды Морено вместе с соседскими детьми играл “в Бога”. Сам Морено играл роль Бога и, восседая на горе из стульев, наблюдал “летавших и певших” вокруг него “ангелов” - приятелей, бегавших возле сложенного из стульев “рая”. “Бог” попробовал взлететь вместе с “ангелами” и, упав, сломал руку. Однако вера в возможность стать Богом впоследствии не покидала Морено - смысл этого утверждения будет ясен в дальнейшем.
Начиная с 1909 года Морено (занимавшийся в то время философией) заинтересовался детскими играми уже в ином плане. Наблюдая за детскими играми в садах и парках Вены, Морено поразился тому, насколько полно дети отдаются процессу воплощения своих фантазий; с другой стороны, его внимание привлекло то, что в ходе развития игр сюжеты и роли начинают повторяться, “консервироваться” (будущая идея “культурных консервов” - продуктов культуры, которые, являясь итогом творчества, обретают стабильность и парадоксальным образом могут оказаться препятствием творчеству). Интерес к детским играм был не пассивен - Морено начал сочинять и разыгрывать с детьми в жанре спонтанной драмы сказки на темы их жизни. Впоследствии в этой работе Морено видел истоки практики ролевой игры, прообраз театра импровизации.
В 1910-е годы Морено завершил высшее образование - сначала философское, затем медицинское. Как медик он перед Первой мировой войной работал с малолетними проститутками, организовав для них группы самопомощи. В этом видится начало групповой психотерапии (термин появился в 1932 году, приоритет в его создании обычно признается за Морено). В 1916 году Морено работал в лагере беженцев в Миттендорфе. Там он обратил внимание на то, что физическое здоровье обитателей того или иного барака зависит от специфики сложившихся между ними межличностных отношений. Тогда родилась социометрия (о ней подробнее ниже), признанная впоследствии теоретической и отчасти методической основой психодрамы. В связи с созданием социометрии Морено получил впоследствии признание как один из основателей микросоциологии, психологии малых групп, социальной психиатрии. С 1919 году, получив докторскую степень, Морено практиковал в Бад-Веслау.
Большую роль в жизни Морено занимало увлечение литературой. В возрасте около двадцати пяти лет он издал два поэтических сборника - “Завещание отца” и “Приглашение к встрече”, причем издал анонимно по аналогии с Библией, у которой нет автора. В это же время, судя по наброскам его автобиографии, он чувствовал желание встать на путь религии, думая уйти в монастырь либо организовать секту. В монастырь он не ушел, так как видел в себе не отшельника, но борца. Секту организовал, но просуществовала она недолго. В 1920-е годы Морено занимался литературно-философским журналом “Даймон”, где сотрудничали Ф. Кафка, М, Шелер, М. Бубер. Можно предполагать взаимовлияние - во всяком случае параллели в идеях Морено и Бубера иногда вполне очевидны.
В 1922 году Морено организовал “театр импровизации” (о нем ниже), функции которого постепенно становились психотерапевтическими. Театр этот явился прообразом психодрамы.
В 1925 году Морено эмигрировал в США. В 1936 году в Биконе он открыл оздоровительный центр со специально для проведения психодрамы построенным театром. Тогда же началось издание журналов и проведение семинаров, где обсуждалась не только психодрама, но и другие психотерапевтические подходы. В конце 1940-х годов организована Американская ассоциация групповой психотерапии и психодрамы. Международные конгрессы по психодраме и социодраме проводятся с 1964 года.
В это же время Морено женится на Зерке Тоймен (с той поры она известна как Зерка Морено), внесшей огромный вклад в развитие психодрамы и продолжающей поныне дело своего мужа после его кончины в 1974 году.
Первоначально психодраматические идеи Морено развивались в рамках его духовных представлений, сопряженных с теологией и космологией. Эти идеи впоследствии сохранятся (во всяком случае у Морено и его апологетов), хотя и обретут более психологизированную форму. Современную ему религию, точнее, религиозную практику Морено критиковал за оторванность от человека. Она, по мнению Морено, обращает человека к результату божественного творения, а не к его процессу. Главное же, по Морено, - стремление к “встрече” с Богом тогда, когда Он пребывает в начале творения и творит. В этом плане основное для Морено понятие - “искра Божья”, космический источник творчества. Спонтанность (это понятие подробнее обсудим позже) в этом аспекте означает активную причастность к божественному творчеству. В человеке живет желание быть Богом, обрести состояние, названное основателем психодрамы “Я-Бог”. Я-Бог - третья стадия эволюции искры Божьей; первая - Он-Бог - воплощена в отделенном от людей Яхве Ветхого Завета, вторая - Ты-Бог - воплощена в Иисусе, богочеловеке, к которому можно “обратиться лично”. Третья стадия - Я-Бог - еще предстоит; Морено полагал возможность ее начала с пробуждением креативности и спонтанности человека, призывая к “нормальной мегаломании”.
В целом же Морено испытал влияние идей и образов, возникших в различных конфессиях. Библию Морено рассматривал как “психодраму Бога”; на него произвели неизгладимое впечатление призывы Иисуса к единству и любви, в Нагорной проповеди он видел пример одной из базовых техник психодрамы - “обмена ролями”; Будда для него воплощал принцип “здесь и теперь”. Собственную позицию Морено обозначил как “позитивную религию”, предполагающую особое измерение личности - космодинамику, сопряженную с божественным творчеством.
Философская позиция Морено эклектична. Легче отследить линии философского влияния, нежели сформулировать в систематизированном виде идеи самого Морено.
Прежде всего отметим влияние экзистенциализма, начиная с идей его предтечи Серена Кьеркегора. Однако Морено ближе не “монологический” экзистенциализм Кьеркегора, а экзистенциализм “диалогический”, ярко воплощенный Мартином Бубером, особенно в знаменитой работе “Я и Ты”. Мы уже отмечали вероятное взаимовлияние Морено и Бубера; Г. Лёйтц приводит примеры текстуальных совпадений, в частности в стихах того и другого. Едины для обоих идея диалога между Богом и человеком, идея равнозначности Я и Ты как условия настоящей “встречи”, размышления об опасности прагматического отношения к Богу как к идолу, обоснование необходимости одновременности встречи и обособленности. Наряду с этим большое впечатление на Морено произвели некоторые идеи Карла Маркса, в частности идея социальной сущности человека и идея отчуждения. Первая явилась основой концепции “социального атома” (об этом ниже), вторая проинтерпретирована Морено не в экономическом плане, а как утрата спонтанности. Отмечается также близость взглядов Морено представлениям Спинозы о многообразии единой Природы, идее Дильтея о понимании как метода наук о духе, позиции Джеймса относительно множественности аспектов реальности, многообразии и роли особого опыта, континууме космического сознания.
Предшественником психодрамы был созданный Морено в 1920-е годы театр импровизации. Как отмечал Морено позднее, непосредственное влияние на него и в плане театра импровизации, и в плане собственно психодрамы оказала русская театральная школа, в особенности идеи К. С. Станиславского и М. Чехова. Из идей Станиславского близки Морено призыв следовать “истине страстей” {у Морено - принцип психологической правды в психодраме) и призыв идти от себя к роли, “поднимаясь до нее”, ставя себя на место персонажей; при этом чувства, переживаемые актером, принадлежат только ему (аналогия в психодраме - проживание вовне своих чувств, в том числе при участии в чужой драме в качестве выбранного на какую-либо роль, то есть “вспомогательного "я"”). М. Чехов в центр внимания ставил сочетание техники игры со спонтанностью переживаний, понимая формулу Станиславского “идти от себя” как задачу найти себя в роли, воплотить в соответствующей форме собственное отношение к жизни. Ведущая роль при этом отводилась интуиции и “душевной технике” актера. Сам же театр импровизации исходил из традиции рождественского мистериального театра. Морено критиковал традиционный театр за ригидность ролей, заранее определенных пьесой или сценарием. Театр импровизации, основанный в 1922 году и не преследовавший поначалу терапевтических целей, предполагал собственно творение драмы и ее оформление по ходу действия. По ходу же действия создавались декорации, импровизировалась музыка, изготавливались маски, актеры общались спонтанно. Направленный терапевтический характер театр приобрел после того, как одной из актрис, страдавшей от домашних конфликтов, в которых она проявляла себя крайне агрессивно (а в театре она играла персонажей нежных и наивных), Морено предложил сыграть роль проститутки. Бурно отреагировав подавлявшиеся чувства на сцене, она стала в обыденной жизни спокойней и смогла наладить отношения в семье. В дальнейшем в театре импровизации шла работа, в частности, с супружескими парами (один из первых опытов семейной психотерапии), отыгрывались социальные, национальные, международные конфликты (прообраз будущей социодрамы).
Как уже отмечалось, трудно говорить о развернутой, четко сформулированной целостной психологической теории, на которой базируется психодрама как метод. Келлерман говорит о влиянии на психодраму прагматизма, психоанализа, бихевиоризма, экзистенциалистской традиции в психологии и др.
С нашей точки зрения, собственную теоретическую базу психодрамы составляют три взаимосвязанных концепции Морено: теория ролей, теория спонтанности и социометрия.
Теория ролей
Отталкиваясь в 20-е годы от театральных представлений о роли (шекспировское “весь мир - театр” было исполнено для Морено символического смысла, свою психиатрию он называл шекспировской), Морено в дальнейшем разработал развернутую теорию ролей, вышедшую за пределы собственно театральной метафоры. Приведем несколько определений роли, данных Морено:
Роль - это единица консервированного поведения.
Роль - это единица синтетического опыта, куда вкраплены частные, социальные и культурные элементы.
Роль - это форма функционирования, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.
Определения вызывают очевидные ассоциации из области бихевиоризма, за исключением второго, адресующегося к более широкой сфере опыта, который включает в себя не только внешние проявления, но и внутренние движения субъекта (переживания, отношения и др.) По сути, речь идет о позиции субъекта относительно бытия, что выражается, в частности, в предложенных Морено ролевых категориях. К первичным ролевым категориям относятся соматические, психические, социальные и трансцендентные роли. Соматические (психосоматические, соматопсихические) роли соотносятся с поведением человека как телесного существа (например, таковы роли “принимающего пищу”, “осуществляющего половой акт”, “сидящего на стуле”}. Психические роли соотносятся со сферой интрапсихических состояний и процессов. Так, речь может идти о ролях “наслаждающегося”, “страдающего”, “задумавшегося”, “растерянного” и др. Эти роли, как отмечает Лёйтц (Лёйтц, 1994), почти всегда выступают коррелятами других ролей, влияя при этом на характер их исполнения.
Социальные роли - это роли, в которых человек выступает в отношении других людей и социальных институтов (роли “друга”, “брата”, “рабочего”, “начальника” и т. п.). Социальным ролям соответствуют ролевые статусы, для каждой из них характерна определенная стереотипность, поскольку они относительно независимы от исполнителя. Вместе с тем человек может в определенных границах отказываться от старых ролей и принимать новые, что в ряде случаев означает саморазвитие.
Представление о трансцендентных (итегративных) ролях было введено Лёйтц; оно соответствует убеждению Морено относительно включенности человека в отношения с Космосом и соотносится с высшими аспектами бытия, в частности с религиозными убеждениями, этикой, высшими чувствами, то есть с идеей о надындивидуальном бытии. Спектр ролей на этом уровне обширен: “любящий”, “творящий”, “сострадающий”, “жертвующий собой”... В одном из примеров Лёйтц такой ролью стала роль Христа, принятая Иисусом из Назарета (Лёйтц, 1994). Зерка Морено (Морено 3., 1998) предлагает несколько иную классификацию ролей: психосоматические, то есть относящиеся к душе и телу, психодраматические, или фантастические, и социокультурные.
В норме в каждый момент жизни (за исключением начальных стадий развития) человек выступает во всех названных ролях. Они взаимопроникают и определяют друг друга, хотя в конкретной ситуации некоторые могут быть более выражены, чем другие.
Роли могут консервироваться, то есть закрепляться в стереотипной форме (понятие “консервированная роль” относится к так называемым вторичным ролевым категориям, так как не обозначает самостоятельного вида ролей). Типичный, но не единственный пример консервированной роли - театральная роль, оставляющая (в традиционном театре) очень мало возможностей для ее спонтанного изменения, вплоть до абсолютной невозможности, например, в театре Но. Консервация ролей препятствует спонтанности; необходимо их обновление, что происходит в Игре, в том числе психодраматической.
Как явствует из вышеизложенного, понятие “роль” в теории психодрамы относится ко всем жизненным проявлениям. В связи с этим развитие человека видится как ролевое развитие (другой его аспект - социоэмоциональное развитие).
Рассмотрение стадий ролевого развития служит обоснованием важнейших техник психодрамы.
Стадии ролевого развития
1. Эмбриональная стадия (матрица органического развития). Первая и на этой стадии единственная роль человека - соматическая роль паразита в материнском теле. Ребенок и мать образуют органическое единство. Уже на этой стадии Морено видит детскую спонтанность, рассматривая рождение как достижение ребенком цели и не разделяя при этом распространенных представлений о психотравмирующем характере появления на свет. В результате рождения соматическая паразитарная роль сменяется соматической ролью новорожденного.
Стадия “первой вселенной”. Эта стадия включает две фазы. На фазе вселенской идентичности ребенок не различает себя и мир, равно как для него нет различия между психикой и сомой. В своей реальности ребенок тождествен с миром. Вместе с тем в отличие от предыдущей стадии ребенок вступает во взаимоотношения с миром, в частности с важнейшей его составляющей - матерью. Теперь мать и дитя образуют интеракциональное единство. В этих отношениях ребенок выступает в психосоматических ролях, самая очевидная из которых - роль воспринимающего пищу. Интеракции с матерью осуществляются благодаря процессам разогрева (активизации), которые разворачиваются в зонах интеракции, включающих на этой стадии определенные телесные элементы ребенка и матери (например, рот ребенка и сосок матери). Разогрев вызывает актуализацию ролей: детской роли сосущего молоко и материнской роли кормящей. В результате возникают взаимные ролевые ожидания. (Разогрев в терапевтическом процессе, бытийный аналог которого только что описан, будет рассмотрен ниже, при обсуждении процедур психодрамы.) В фазе вселенской реальности - во второй фазе первой вселенной - ребенок начинает различать и узнавать людей и предметы.
Вторая вселенная предполагает различение мира реальности и мира фантазии. В нормальном развитии эта дифференциация необходима (опасность представляет возможная фиксация на одном из этих миров). Такая дифференциация приводит к появлению ролей нового типа - психических и социальных (наряду с уже появившимися психосоматическими).
Третья вселенная (выделенная Лёйтц) соответствует уже обозначенным трансцендентным ролям. Речь идет о новом переживании единства с Космосом, но уже-в отличие от первой вселенной - в форме сознательной ему сопричастности.
Психологические проблемы человека с точки зрения теории ролей
Поскольку психодрама рассматривалась самим Морено не только в медицинском аспекте, но и в более широком, экзистенциальном, мы будем говорить о проблемах человека в широком смысле слова. Психологические проблемы рассматриваются в рамках теории ролей как следствие а) особенностей ролевого развития; б) специфики ролевого репертуара; в) характера взаимоотношений между ролями. Нормальное ролевое развитие предполагает последовательное продвижение от соматических ролей к трансцендентным; один из критериев здоровья зрелой личности - способность действовать одновременно на соматическом, психическом, социальном и трансцендентном ролевых уровнях. Соответственно нарушения ролевого развития проявляются а) в “выпадении” определенного промежуточного ролевого уровня; б) в застое ролевого развития; в) в частичной или полной ролевой регрессии. Поскольку, по Морено, личность образуется ролями (“я” возникает из ролей, а не наоборот), первый вариант означает пробелы в определенных личностных сферах. Так, скачок с соматического уровня на социальный, минуя психический, означает психопатическое развитие с “пробелом” в сфере чувств; скачок с психического уровня на трансцендентный - шизоидное развитие с “пробелом” в сфере социальных отношений (Лёйтц, 1994).
Застой ролевого развития соответствует различной степени психического недоразвития или задержек развития.
При регрессивных тенденциях регрессия направлена к ближайшему уровню или действует скачкообразно. Например, переход с 4-го уровня на 3-й, по мнению Лёйтц, свидетельствует о невротической регрессии, с 3-го на 2-й - о психотической регрессии, с 4-го на 2-й - о возможной шизофренной регрессии, с 4-го на 1-й -- об остром шизофренном психозе.
С особенностями ролевого развития связана специфика ролевого репертуара. Центральным здесь выступает понятие ролевого дефицита, который может быть понят как отсутствие того или иного уровня ролей (при том, что возрастная норма их предусматривает): либо как недостаточность ролевого репертуара внутри определенного уровня, либо как недостаточная освоенность роли. Первичный ролевой дефицит связывается с наследственно детерминированными дефектами развития либо с задержками соматического, психосоциального и духовного развития, детерминированными прижизненно. Вторичный ролевой дефицит сопряжен с разнообразными факторами (биологическими или социальными), детерминирующими патологическую атрофию роли, утрату роли, составлявшей интегративную часть личности, недостаточность ролевого репертуара (например, в новой ситуации) или недостаточность освоения конкретной роли.
Проблемы, связанные со взаимоотношением между ролями, сопряжены с ролевым конфликтом. Различают конфликты интраролевой и интерролевой, интраперсональный и интерперсональный. Интраролевой конфликт. По Морено, практически не существует ролей, не представляющих ролевой кластер, то есть не состоящих из нескольких ролей. Одни роли кластера остаются латентными в момент актуализации других, но оказывают на них влияние (так называемый “кластерный эффект”). При отвержении субъектом части ролевого кластера возникает интраролевой конфликт, который может становиться интрапсихическим (что в данном случае означает вовлечение сферы переживаний по поводу этого отвержения) и приводить к болезненным состояниям либо, не становясь интрапсихическим, иметь прямые социальные последствия.
Интерролевой конфликт предполагает наличие несовместимых или очень различных ролей. Типичный пример - амбивалентность или конфликт ценностей; возможна и ситуация двух или более в принципе не противоречащих друг другу чувств, ценностей и т. п., не могущих сопутствовать друг другу в силу неблагоприятных условий. По сути, интерролевой конфликт выступает как интраролевой по отношению к роли более высокой степени общности. Пример: роль любящего и роль конкурирующего по отношению к роли сына. Интраперсональный конфликт предполагает, что в него вовлечены не только переживания настоящего, но и опыт прошлого, например, конфликт интернализированных в детстве несовместимых типов поведения в отношении одной и той же роли.
Интерперсональный ролевой конфликт разворачивается не интраиндивидуально, а в межличностном пространстве (конфликтны, например, роли доминирующих лидеров членов супружеской пары).
Теория спонтанности
С теорией ролей связаны представления Морено о спонтанности, креативности и действии. Эти понятия наряду с другими некоторые авторы рассматривают как основные понятия психодрамы. Впрочем, эти представления также не свободны от противоречий, что относится, в частности, к такому понятию, как “спонтанность”.
С одной стороны, спонтанность выступает как психологический эквивалент упомянутого выше философско-теологического понятия “искра Божья”, соотносясь, таким образом, с некоей благодатной космической силой (она выступает, в частности, в форме индивидуальной энергии, потенциально доступной чувственному восприятию и контролю). С другой стороны, спонтанность определяется Морено как адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые, то есть как некий конкретный акт, обладающий определенными характеристиками. В то же время Морено и его последователи указывают, что спонтанность может быть и неадекватной, в частности деструктивной (что противоречит предыдущему определению), то есть, по сути, речь идет о самопроизвольности как таковой. Так или иначе, спонтанность может быть по контексту рассмотрена как некоторый энергетический импульс, определяющий направление и специфику возможного поведения, либо как способность непосредственного следования этому импульсу. Спонтанность, по Морено, не накапливается и не сохраняется; она появляется, чтобы быть потраченной “здесь и теперь”, уступив место следующим проявлениям. Спонтанность может находить себе выход либо подавляться. Последнее означает оскудение индивидуального бытия и обеднение личности (“невроз креативности”); вместе с тем высвобождение спонтанности может приводить как к творчеству, так и к деструктивной активности. В этом плане цель психодраматической терапии - высвобождение спонтанности и ее одновременная “разумная интеграция в целостную структуру жизнедеятельности человека” (Лёйтц, 1994). Морено описал независимые формы выражения спонтанности:
• драматическая форма (оживление уже состоявшихся действий, мыслей, чувств, слов);
творческая форма (созидание новых идей, поведения, произведений и т. п.);
оригинальная спонтанность (придание новой формы уже существующему);
адекватная реакция (правильно выбранное по времени,
форме, направленности и интенсивности поведение).
Высвобождению и контролю спонтанности можно научиться с помощью психодраматических техник.
Спонтанность - катализатор креативности (понимаемой как действенное творческое отношение к бытию в различных его ипостасях). Способность творить, по Морено, - фундаментальное человеческое свойство.
Креативность отчетливо проявляется там, где спонтанность и действие базируются на уже имеющихся или вновь рождающихся принципах формирования (Лёйтц, 1994). Психодрама разрабатывалась Морено как средство терапии уже упомянутого невроза креативности, то есть неблагоприятного состояния, связанного с застоем творческого отношения к бытию.
Творческий процесс воплощается в появлении того или иного материального или идеального продукта (в том числе роли; см. выше), который может обретать длительно сохраняющуюся форму, то есть консервироваться. (На уровне человечества речь идет о так называемых культурных консервах - продуктах культуры, фиксированных в форме произведений науки, искусства.) Консервы не содержат уже ни спонтанности, ни креативности; однако оживленные в индивидуальной жизни или в жизни новых поколений, они способны побуждать к творчеству, что осуществляется благодаря разогреву.
Следующее важное понятие - понятие действия. Так же, как спонтанность и креативность, действие - феномен космический; оно - признак материи в целом и живой материи в частности. Как способ человеческого поведения действие старше речевого общения. Глубокие же детские переживания возникают на доречевом уровне развития ребенка, на уровне первой вселенной, да и в целом действия находят лишь частичное речевое воплощение. Человек, по Морено, постоянно испытывает акциональный голод, заставляющий его искать ситуации возможного самовыражения; этот акциональный голод, выступая и как космический феномен, и как индивидуальная потребность, является предпосылкой нормального ролевого развития, заставляя человека принимать роли, исполнять роли и создавать новые. Вместе с тем акциональный голод может быть чрезмерен или, напротив, редуцирован, что препятствует креативному ролевому развитию. В этом плане психодрама оказывается акциональным методом - методом действенного проигрывания событий, не ограничиваясь, как многие другие, рациональной проработкой материала.
Социометрия
Социометрия - эмпирически разработанное Морено учение о межличностных отношениях. Истоки его, как уже говорилось, коренятся в опыте взаимодействия с беженцами в конце Первой мировой войны. Морено выделил две силы, действующие в отношениях между людьми, - притяжение и отталкивание, проявляющиеся как симпатия и антипатия. Для изучения действия этих сил в реальных группах был создан социометрический тест, целью работы с которым было выявление динамических глубинных социоэмоциональных структур (при этом понятия “притяжение” и “отталкивание” были трансформированы соответственно в “выбор” и “отвержение”). В общем виде социометрический тест предполагает осуществление каждым членом группы выборов и/или отвержений в отношении других членов группы по заданному критерию (критериям).'Формы, в которых осуществляются выборы и отвержения, равно как и предлагаемые критерии, весьма разнообразны и диктуются конкретными особенностями групповой ситуации и целями работы. Важное условие такого тестирования - личностная заинтересованность каждого члена группы в познании и продуктивном изменении глубинной социоэмоциональной структуры, в которую он включен; тогда социометрическая процедура конструктивна, служит оптимизации системы отношений и личностному продвижению каждого члена группы, а заявленным выборам и отвержениям можно доверять. Социометрический тест может использоваться как собственно диагностическая процедура, и в этом качестве он получил значительное развитие в социальной психологии. В этом случае показателями выступает количество сделанных и полученных каждым участником и сделанных в целом внутри группы выборов и отвержений, их интенсивность, взаимность, устойчивость и др., что выражается так называемыми социометрическими индексами - индивидуальными и групповыми. Результатом социометрической диагностики обычно выступает социограмма - своего рода рентгеновский снимок группы, где в графической символической форме отображены отношения между членами группы - каждый член группы изображается символически (в традиционном варианте в зависимости от пола кружком или треугольником с обозначенным внутри именем или условным номером), а специфика отношений между членами группы выражается посредством соединительных линий различного типа. Практикуется как построение социограммы группы в целом, так и микрогрупп, а также индивидуальных социограмм, отображающих систему внутригрупповых отношений, связанных с одним из участников. Полученные данные составляют основу для терапевтической работы с социальными отношениями.
В то же время социометрическая процедура может быть непосредственно частью терапевтической работы, служа активизации чувств участников группы (то есть выступая в роли разогрева) либо - при соответствующей организации обратных связей и их обсуждения - в качестве особого опыта переживаний, психодраматически прорабатываемых как таковые или как символизация отношений иного порядка - социальных и интрапсихических.
С социометрией связаны представления Морено о социальном атоме, определяемом как наименьший элемент структуры отношений. Центром социального атома выступает конкретный индивид, но, с точки зрения Морено, обособленный индивид - это социальная фикция; в социальный атом входят все отношения человека с окружающими, которые в определенный момент так или иначе с ним значимо связаны в эмоциональном, социальном, деловом, культурном плане. В социальный атом входят не все знакомые индивида (так называемый “объем знакомств”), а лишь те, кто в силу значимости отношений перешагнул “порог социального атома”. В социальный атом входят также люди, связанные с индивидом желаемыми (но еще не реальными) отношениями; они образуют, так сказать, внешнюю оболочку вокруг ядерных отношений. Социальный атом изменчив - в нем могут появляться новые люди, а те или иные в силу различных обстоятельств могут исчезать; он способен к регенерации, то есть к восполнению потерь. Однако с возрастом или в связи с иными причинами компенсации могут затрудняться, а потери могут быть невосполнимы; тогда Морено говорит о социальном умирании, что может приводить к болезненным последствиям физического плана (вплоть до летального исхода). Взаимные выборы - это сцепление социальных атомов. Работа с социальным атомом строится на основе так называемого социометрического перцептивного теста, предполагающего, что индивид, символически обозначив лиц из своего социального атома, определяет по отношению к ним свои выборы и отвержения и предполагаемые выборы и отвержения со стороны каждого из них, символизируя тем самым воспринимаемое отношение к себе со стороны значимых других. Важным показателем (часто - признаком психического здоровья) выступает адекватность этих перцепций, проверяемая в большинстве случаев на основе собственно социометрического теста.
Упомянутые социоэмоциональные силы - притяжение и отталкивание - приводятся в действие отношениями трех типов, обозначаемых как перенос, вчувствование и теле.
Перенос в психодраме трактуется в смысле, близком к психоаналитическому, - как нереалистическое восприятие другого с позиций собственных бессознательных желаний, ожиданий, обусловленных предшествующим опытом отношений с другими людьми, особенно в раннем детстве. При переносе нет реального понимания другого; здесь нет Встречи.
Вчувствование (эмпатия) в психодраме рассматривается как воображаемое принятие роли другого. Выделяют два его компонента - когнитивный и эмоциональный, которые в оптимальном варианте находятся в равновесии, что дает возможность относительно полного и целостного видения реальности другого и, соответственно, адекватного поведения. Способность к эмпатии в психодраме развивается благодаря изображению других людей. Чем интенсивнее вчувствование, тем более роль другого воспринимается как часть себя самого. Вместе с тем вчувствование - односторонняя форма отношений.
Теле - двусторонний (или даже многосторонний) развернутый модус человеческих отношений, Встреча двух или нескольких людей, взаимовчувствование, взаимопроникновение, одновременное преодоление разделяющих психологических пространств. Теле предполагает адекватное видение другого; на нем может быть основано как взаимное притяжение (тогда взаимоотношения креативны), так и видение несовместимости.
Рассмотренные теоретические представления Морено дают основания для следующих обобщений, имеющих непосредственное отношение к практике психодраматической терапии.
Критерии психического здоровья (в полном, экзистенциальном смысле) - спонтанность и креативность, адекватность реагирования на ситуацию и способность к выработке новых адекватных средств реагирования, богатство и гармоничность ролевого репертуара, адекватность восприятия себя, других и отношения к себе со стороны других, взаимодействие с другими на основе вчувствования (эмпатии) и теле.
Соответственно основные задачи психодраматической терапии - высвобождение спонтанности, ее конструктивное направление, обогащение и гармонизация ролевого репертуара, проработка ролевых конфликтов различного типа с целью личностной интеграции.
Способ решения названных задач - особым образом организованное групповое терапевтическое действие, стержнем которого является ролевая игра в форме, близкой к театральной; группа выступает как развивающееся терапевтическое сообщество, движущееся в направлении взаимоотношений по типу теле. По ходу этой работы участники проживают ситуации; “консервы” (в частности, консервированные роли) становятся начальным материалом для творческого продвижения, обогащения ролевого репертуара и оптимизации межличностных взаимодействий; возникающий катарсис (очищение) может рассматриваться не только как особое эмоциональное состояние, но и как освобождение от неадекватных экзистенциальных ограничений, налагаемых прошлым опытом (“Каждый истинный Второй Раз есть освобождение от Первого”).
Психодрама как практика
Психодраматическая группа
Хотя психодраматические техники возможно применять и в индивидуальной работе, общепризнано, что они гораздо эффективнее в форме групповой терапии, что соответствует классическим психодраматическим принципам Морено, утверждавшего, что психодрама предполагает терапию в группе, посредством группы, для группы и терапию самой группы.
Оптимальное количество участников и состав психодраматической группы определяются прежде всего ее предназначением и адресатом.
Для собственно терапевтических групп обычно рекомендуется состав из 6-9 человек. Учебные группы и группы личностного роста могут включать большее количество участников - 8-15 (Рудестам, 1998), однако практика показывает, что возможна эффективная работа и с большими группами (до 20 человек) даже в классическом варианте; в неклассических же вариантах допускается работа и с большими залами, как, например, плэй-бэк театр (театр обратной связи). Часто указывается на целесообразность гетерогенного состава группы (по полу, возрасту, социальному статусу, характеру недугов и т. д.); впрочем, указывается и на ограничения в этом отношении, которые должны соотноситься с задачами психодраматической группы (например, психопатические личности могут нарушать групповую ситуацию, слишком большая разница в возрасте между отдельными членами может порождать специфические проблемы при межличностном общении, распределении ролей в группе и т. п.). В целом же гетерогенность дает возможность обогащения опыта каждого участника за счет исполнения разнообразных новых для него ролей и обеспечивает более полное и адекватное моделирование жизненных ситуаций и социума. В ряде же случаев определенная гомогенность группы определяется самим ее предназначением, например, в группах для наркотизирующихся подростков, матерей-одиночек и т. д.
Как правило, психодраматические группы собираются регулярно на протяжении некоторого времени, длительность которого, равно как частота встреч и продолжительность каждой встречи, определяется контрактом между участниками группы и ведущим. Практика здесь весьма разнообразна: возможны встречи на протяжении нескольких дней подряд и много реже; возможна однократная работа, после которой группа расформировывается (это нетипично, но может диктоваться конкретными задачами - например, учебно-демонстрационным характером занятия) или она может продолжаться годами; продолжительность каждой встречи, включающей один или несколько сеансов, может занимать от 30-40 минут (что также не слишком типично, но может определяться конкретными обстоятельствами, например, выделенным для подобных занятий часом учебного времени в учебных заведениях) до нескольких часов, вплоть до “марафона”. Общие рекомендации в этом отношении затруднительны - слишком разнообразен может быть состав групп и их задачи; в большинстве случаев, тем не менее, встречи должны быть достаточно частыми, чтобы не терялось “групповое чувство” и не утрачивали актуальности переживания предыдущей встречи, их количество должно быть достаточным для того, чтобы группа получила возможность развития, а длительность каждой встречи должна обеспечивать условия для глубокой проработки индивидуальных и групповых проблем. Практика показывает, что при такой постановке вопроса целесообразны встречи не реже раза в неделю, каждая продолжительностью не менее полутора-двух часов для клиентских групп и несколько более для учебных, предполагающих, помимо клиентской работы, еще и аналитическую.
Психодраматические группы могут быть закрытыми и открытыми, то есть не допускать свободного выхода членов из группы и/или вхождения новых членов или допускать то либо другое. Это также определяется контрактом; специфика работы в обоих случаях во многом та же, что при других видах групповой психотерапии.
Участники группы руководствуются определенными предварительно оговоренными принципами, к которым относятся, в частности, принцип конфиденциальности (неразглашение за пределами группы того, что произошло во время встречи, - Морено даже применял специальную клятву которую давал каждый новый член группы) и принцип безоценочных суждений, то есть принципы, сходные с теми, что применяются в любой форме гуманистической психотерапии. Желательно, чтобы члены группы постепенно или сразу перешли к общению на “ты”. Не приветствуется желание называться чужим именем, так как это препятствует Встрече.
Группа - развивающийся социальный организм, становящийся психотерапевтическим сообществом, в котором усиливается взаимная открытость и доверие; этому способствует регулярная психодраматическая проработка внутригрупповых проблем, соотносимая с особенностями групповой динамики, отслеживаемой ведущим на основе социометрии, наблюдений и рефлексии по этому поводу членов группы. В этом плане уместно говорить о степени терапевтической зрелости группы, в зависимости от которой строятся действия терапевта. Отметим при этом, что ориентации на работу с групповой динамикой, адекватной идеям Морено, придерживаются далеко не все психодраматисты. Многие предпочитают работать в группе только с индивидуальными проблемами, игнорируя или почти игнорируя проработку групповых.
Основные элементы психодрамы
Морено выделял пять основных элементов психодрамы. К ним относятся протагонист, ведущий, вспомогательные (дополнительные) “я”, зрители и сцена (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998).
Протагонист
Протагонист -это тот член группы, который на данном групповом занятии оказывается центральным субъектом психодраматического действия, выступая, по словам Морено, как драматург, режиссер и актер в одном лице. На протяжении всего занятия он исследует собственную личность и взаимоотношения. С помощью ведущего и других членов группы он на основе особых техник (см. ниже) осуществляет импровизационную постановку сцен собственного опыта, разнообразно проживая “здесь и теперь” сцены своей социальной и внутренней жизни, реальные или воображаемые, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему; он получает возможность изменить свое понимание и отношение к себе, событиям и людям. Протагонист выступает в качестве клиента; терапевтом выступает ведущий. В психодраме, где в ряду основных ценностей называют спонтанность и творчество, протагонист обладает большой свободой: он вправе избирать тот психодраматический путь, который сочтет нужным, отказываться от предложений ведущего, назначать исполнителей на любые роли и менять назначаемых на роли членов группы. Его свобода ограничивается лишь некоторыми очевидными требованиями, например, при физическом взаимодействии с партнерами не причинять им боли (такая опасность может возникнуть в силу особого характера психодраматических переживаний).
Ведущий
Руководитель психодраматической группы называется ведущим. Он организует деятельность группы, управляя занятием, побуждая участников к исследованию своих психологических проблем, к игре, “определяя вместе с протагонистом направление процесса и создавая условия для постановки любой индивидуальной драмы” (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 26), помогая перевести чувства и мысли на язык сценического действия. На нем лежит ответственность за то, как протекает данное занятие и весь цикл занятий, он отвечает за всех членов группы. Функции, обязанности и основные задачи ведущего следующим образом удачно обобщены Д. Киппером (Киппер, 1993) (таблица приводится в сокращении).
Таблица 1
К личности ведущего предъявляется ряд требований. Сам Морено говорил о методической компетентности, искренности, открытости и мужестве, достаточном, чтобы справляться с непредвиденными ситуациями, о творческой фантазии и гибкости. По его словам, ведущий должен быть самым спонтанным человеком в группе. П. Холмс и М. Карп, обсуждая спонтанность ведущего и его задачу воодушевлять других, указывают на то, что ведущий должен:
иметь твердый и оптимистичный взгляд на потенциал группы;
быть уверенным в себе и создавать ощущение, что в группе происходят какие-то позитивные изменения;
творить моменты, когда все становится возможным: ведущий должен быть в состоянии создать атмосферу волшебного творчества;
создавать атмосферу, в которой неизвестное, непроговоренное, нерожденное, неслучившееся оказывается столь же важным, как и все, что в жизни произошло;
обладать подлинным ощущением игры, удовольствия, свежести и уметь воплощать и юмор, и пафос;
знать изначальные идеи, мечты и фантазии Морено и быть способным воплотить их в действии;
иметь склонность к риску; уметь оказывать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать клиента на терапевтическую работу;
уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 19-20).
Иногда ведущих двое - ведущий и со-ведущий (ассистент). Они заключают между собой контракт относительно распределения ролей и в зависимости от него по очереди работают с группой или с различными частями группы либо, прервав действие, совещаются относительно дальнейшего.
Вспомогательное “я”
Вспомогательное “я” (партнер, вспомогательное лицо) - член группы, избранный протагонистом для исполнения той или иной роли (в том числе, быть может, роли самого протагониста) в его драме. 3. Морено говорит о пяти основных функциях вспомогательных “я”:
войти в роль, нужную протагонисту, будь то иллюзия, галлюцинация, животное, предмет, идея или ценность, голос, часть тела, дублирование частей личности протагониста;
следовать восприятию протагониста, по крайней мере вначале;
понимать природу взаимодействия между протагонистом и своей ролью;
понимать взаимодействия и отношения и, по возможности, выносить их на сцену;
вести пациента к более удовлетворительным отношениям и взаимодействиям (Морено 3., 1998, с. 268).
С точки зрения Лёйтц (Лёйтц, 1994), вспомогательные “я” выполняют троякую задачу. Во-первых, они изображают реальных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протагонисту, и становятся носителями его переносов и проекций (а играя самого протагониста, они становятся представителями его “я”); во-вторых, они являются посредниками между ведущим и протагонистом, оказывая помощь тому и другому и выступая в известном смысле как ко-терапевты (в некоторых случаях возможно задействование специально подготовленных ассистентов, выступающих в роли вспомогательных “я”). В-третьих, они выполняют социотерапевтическую функцию.
Вспомогательные “я” в своих действиях спонтанны, однако, как уже указывалось, первоначально следуют тому, чем наделил их протагонист; в дальнейшем же их спонтанность может либо поощряться протагонистом и ведущим, либо ограничиваться тем или другим; первым, если это противоречит его видению ситуации и он не готов к ее включению в свою драму, вторым, если он усматривает в ее проявлениях в конкретном случае опасность для терапевтического процесса; драма всегда строится в интересах протагониста.
Желательно, чтобы каждое вспомогательное “я” играло в драме только одну роль; на практике, однако, возможно исполнение и нескольких ролей; новая роль может возникнуть при переходе к новой сцене или просто в связи с недостатком исполнителей.
Зрители
Зрители - те члены группы, которые на данном занятии не принимают непосредственного участия в драме в качестве исполнителей ролей. Они находятся за пределами пространства сценического действия и выступают в качестве аудитории, реагируя на происходящее на сцене, однако иногда с разрешения или по инициативе ведущего могут участвовать в дублировании (см. ниже о техниках психодрамы).
Сцена
Сцена - пространство, на котором разворачивается сценическое действие. В простых вариантах это пространство обозначается внутри круга (этот вариант используется нечасто, так как возникает смешение группового и сценического пространства) или образуется размыканием первоначального группового круга в полукруг, благодаря чему очерчивается условная граница развертывания психодраматического действия.
(Конкретное расположение этого пространства определяется, как правило, по желанию протагониста.) Возможны, впрочем, и иные варианты, например, использование реальной сцены, если группа работает в залах наподобие театральных (например, в актовом зале школы) или в специально подготовленных для этого помещениях, как это было у самого Морено в терапевтическом театре в Биконе, где сцена не просто наличествовала, но представляла собой трехъярусную конструкцию (каждый ярус имел округлую форму) с полукруглым балконом над ней; различные этапы работы ведущего с протагонистом происходили на различных ярусах (на первом ярусе происходило вхождение в само пространство психодрамы, на втором - разогревающая беседа, на третьем же, имевшем диаметр четыре метра, происходило само психодраматическое действие). В целом речь идет о некоем пространстве, достаточно просторном для осуществления перемещений и взаимодействий и свободном от предметов, которые могут им помешать. Предметы могут вводиться на сцену по ходу действия по инициативе протагониста или по предложению ведущего, выступая как в своем непосредственном качестве, так и символически. В качестве простейшего реквизита используются стулья, верхняя одежда участников, любой доступный материал; помимо этого, психодраматист может использовать специально подготовленные полосы разноцветной материи, грим, краски, пластилин, бумагу - вообще все, что сочтет возможным и целесообразным на той или иной фазе психодраматического процесса.
Основные виды психодрамы
Различают психодраму, центрированную на протагонисте, и психодраму, центрированную на группе. Психодрама, центрированная на протагонисте, предполагает, что групповая работа ориентирована на его проблемы; с помощью ведущего и партнеров он, выступая как главное действующее лицо, исследует свой внутренний мир или отношения за пределами группы. Этот вид психодрамы в целом наиболее типичен, и дальнейшее описание будет строиться преимущественно относительно него. Психодрама, центрированная на протагонисте, может быть интрапсихической (ориентированной на его внутренние конфликты и предполагающей работу с чувствами, субличностями, идеями и пр.) либо интерпсихической (ориентированной на проработку межличностных отношений за пределами группы).
Психодрама, центрированная на группе, ориентирована на проработку межличностных отношений в группе, то есть на работу с групповой динамикой. Базой для такой работы является социометрия. Психодрама такого рода может определяться актуальным состоянием группы “здесь и теперь”, то есть спонтанными конфликтными проявлениями или запросами на прояснение внутри групповых отношений на первой стадии психодраматического процесса - при разогреве (см. ниже), либо планироваться ведущим, считающим важной проработку групповых проблем на данной стадии развития группы и в этом случае организующим соответствующий разогрев, например, в форме социометрического тестирования.
Кроме того, говорят о психодраме, центрированной на теме, предполагающей, что в отсутствие актуального внутригруппового конфликта или протагониста возможна работа с общей для всех членов группы темой. В этом случае участники в предложенной ведущим форме (например, в форме виньеток, то есть постановки небольших сценических эпизодов) поочередно работают с данной темой, привлекая других.
Основные фазы психодрамы
В классической психодраме описываются три стадии: разогрев (разминка), собственно действие (игра) и обмен чувствами или шеринг (от английского to share - делиться). Морено говорил также о четвертой стадии - анализе, который предполагался как ориентированное на познание дополнение к стадии обмена чувствами, включающее рассмотрение точности ролевой игры, интерпретацию и т. п. Вместе с тем Морено эту стадию специально не описывал, в связи с чем чаще всего рассматриваются три названные стадии. В качестве особой стадии иногда рассматривается процесс-анализ (анализ хода терапевтического процесса, действий ведущего, групповых и индивидуальных событий, возможных вариантов и направлений движения); он считается обязательным в работе учебных психодраматических групп и по усмотрению ведущего может включаться в работу терапевтических групп и групп личностного роста, хотя в целом это не считается обязательным. Кроме того, говорят об особой процедуре деролинга, то есть снятия ролей со вспомогательных “я”, иногда выделяя эту процедуру в особую стадию, хотя по поводу порядка ее следования относительно шеринга нет единого мнения. Мы рассмотрим три классические стадии, ориентируясь, как уже было сказано, на психодраму, центрированную на протагонисте.
Разогрев
Разогрев может быть определен как процесс активизации членов группы для участия в предстоящем действии. Как уже говорилось, Морено полагал такие процессы необходимыми для совершения любого действия и вне терапевтической работы (начиная с интеракций младенца с матерью). П. Холмс (Холмс, 1997) выделяет следующие основные функции разогрева в психодраматической группе:
• он способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы;
• он облегчает общение между участниками, усиливая чувство доверия и групповую сплоченность (К. Рудестам обращает, в частности, особое внимание на преодоление членами группы страха показаться наивными, неинтересными, беспокойство по поводу актерских способностей и др.);
• он помогает членам группы сконцентрировать свое внимание на личностных проблемах, с которыми они хотели бы поработать на предстоящем занятии.
Длительность, темп и интенсивность разогрева зависят от многих факторов: оттого, насколько знакомы между собой участники группы, от особенностей групповой динамики в целом и состояния взаимоотношений на данный момент, от физического и психического состояния участников группы, зрелости группы, силы сопротивления и др.
По Морено, процесс разогрева (не только в психодраме, но в целом) приводится в действие физическими или душевными стартерами. К физическим стартерам относят движения различного типа (ходьба, бег, танцы, дыхание, пение и т. п.), к душевным - различные переживания, образы, побуждения, интеракции и т. п. Стартеры того и другого типа могут побуждать как физические, так и душевные явления. В психодраме разогрев предполагает некоторые организуемые ведущим события, служащие “запуску” активности его самого и членов группы.
Разогрев ведущего. Ведущий должен быть достаточно разогрет, чтобы выстраивать свои действия, адекватно и гибко реагируя на происходящее в группе и - конкретно во время драматического действия - с протагонистом, вспомогательными “я” и аудиторией. Следовательно, началу работы с группой должен предшествовать разогрев ведущего. Он может осуществляться в различной форме, включая физическую активизацию посредством легкой разминки, воспоминания о событиях предшествующей встречи, представления образов участников группы, мысленных разговоров с ними; он продолжается во время предваряющих работу взаимодействий с участниками (например, во время приветствий), а в дальнейшем - одновременно с разогревом группы.
Разогрев группы. Начальные моменты разогрева группы заключены уже в первых моментах занятия, когда участники группы сидят в кругу и ведущий обращается с просьбой к каждому рассказать (или сообщить в иной, предложенной ведущим форме) о своем состоянии и ожиданиях от занятия. Уже на этом этапе могут выявиться потенциальные протагонисты, либо непосредственно заявляющие о своем желании выступить в этой роли, либо отмечаемые про себя ведущим по косвенным признакам. Затем включается разогрев на основе избранных ведущим техник. Техники разогрева разнообразны; здесь открывается широкое поле для творчества ведущего. Они могут быть первоначально ориентированы на повышение физической активности участников в индивидуальной форме или в форме физических взаимодействий (телесно ориентированные упражнения, игры, танцы и пр.), на интрапсихическую сферу (представление, воспоминание, осознание и предъявление эмоционального состояния и т. п.), интерпсихическую сферу (прояснение отношений, в том числе с возможным использованием социометрии, разговоры и т. п.); возможен последующий переход к комбинированным действиям различной сложности (например, постановка небольших сцен всей группой или в подгруппах, импровизации на заданную тему, этюды по типу актерских, групповое сочинение и разыгрывание историй и т. п.). Разогрев может быть общим в том смысле, что целью его является общая активизация участников группы, либо тематическим, призванным актуализировать переживания определенного типа, важные, с точки зрения ведущего, на данном этапе группового развития, соотносимые с тематикой предыдущей встречи или по каким-либо иным соображениям; разогрев может быть ориентирован на группу в целом либо (несмотря на то, что в нем задействована вся группа) неявно ориентирован по содержанию и интенсивности на отдельных членов группы, заранее определенных ведущим как потенциальные протагонисты.
Чаще всего в результате разогрева выявляются потенциальные протагонисты (несколько или один), которые в кругу, куда члены группы возвращаются после разогрева, выражают желание выступить в этой роли вербально или по просьбе ведущего выдвигаясь ближе к центру круга (часто то и другое). Если претендентов на роль протагониста несколько, осуществляется выбор протагониста. Как правило, при этом каждый потенциальный протагонист по просьбе ведущего кратко обозначает тему, с которой хотел бы работать; выбор протагониста может осуществлять группа (каждый член группы в предложенной ведущим форме выражает поддержку одному из потенциальных протагонистов, и тот избирается социометрически “большинством голосов”), либо потенциальные протагонисты решают это между собой, либо (что реже) выбор осуществляет ведущий, но во всех случаях необходимо, чтобы группа высказала протагонисту поддержку. В подобной ситуации неизбежно определенное разочарование несостоявшихся протагонистов, которое, однако, при терапевтической зрелости группы не скажется принципиально негативным образом на дальнейшей работе в силу понимания участниками группы принципов психодраматической работы и ценности проживания любого опыта, в том числе в ходе исполнения роли в чужой драме или в качестве зрителя. Помимо того, что эти члены группы имеют возможность отреагировать свои чувства на том же занятии в роли вспомогательного “я” (принцип правды чувства) и во время шеринга., они имеют возможность предъявить свои проблемы - те же или иные, - став протагонистами на следующих занятиях. Если же подобные события вызывают осложнения межличностных отношений (явный или скрытый деструктивный конфликт), они в определенный момент по инициативе самих членов группы или ведущего могут стать предметом психодраматической проработки. По мере продолжения работы на последующих занятиях могут выявиться члены группы, реже других выдвигающиеся на роль протагониста или не выдвигающиеся вообще, или выдвигающиеся, но почти либо совсем не избираемые; по усмотрению ведущего это также может быть материалом для проработки.
Разогрев протагониста. Выдвижение члена группы на роль протагониста не означает, что он оптимально разогрет; по усмотрению ведущего осуществляется дополнительный разогрев протагониста или, напротив, его “охлаждение”, если он разогрет настолько, что аффективное состояние помешает построению психодраматического действия. В любом случае проводится дополнительная работа с протагонистом, завершающаяся уточнением проблемы, с которой тот хотел бы работать.
Психодраматическое действие
Стадия психодраматического действия обычно начинается с того, что ведущий просит протагониста определить сценическое пространство и приглашает его на сцену. Далее, уже в этом пространстве, он еще раз уточняет с протагонистом тему (протагонист определяет ее несколько более развернуто - фокусировка проблемы) и ожидания протагониста от работы, то есть заключается контракт. Отметим, что по ходу работы контракт может открыто или неявно меняться; например, проблема, которая виделась протагонисту как межличностная, может в действительности, как это выявится по ходу действия, оказаться внутриличностной, и, соответственно, запрос на прояснение реальных отношений может стать формулируемым или неформулируемым запросом на работу с внутренним конфликтом; переформулирование контракта по инициативе протагониста или ведущего либо фиксируется по ходу работы, либо констатируется на заключительной фазе.
Вслед за фокусировкой проблемы протагонисту предлагают вспомнить ситуацию из собственного опыта, с ней соотносимую. Чаще всего это оказывается реальная ситуация из недавнего прошлого, но это может быть сон, фантазия, литературная ассоциация или что-то еще - протагонист волен в этом отношении, как, впрочем, и во всех остальных. После краткого обозначения ситуации или по ходу рассказа о ней протагониста просят приступить к ее постановке. Для этого он при помощи условного реквизита организует пространство, воссоздавая значимые элементы ситуации (это может быть, например, комната, в которой происходят события, и ее обстановка) и вводит действующих лиц (которыми могут быть не только люди, но и животные, вещи, чувства, фантастические персонажи и вообще что угодно в зависимости от содержания сцены), назначая по мере возникновения ролей их исполнителей из числа членов группы, находящихся вне сценического пространства (вспомогательные “я”). В своем выборе протагонист не должен непременно руководствоваться соображениями относительно идентичности пола, внешнего сходства и т.д.; выбор осуществляется интуитивно, часто на основе теле. Равным образом его не должна заботить мысль о том, что избираемый на ту или иную роль может быть обижен выбором. Обычно первоначально избирается член группы, предназначенный для исполнения роли самого протагониста; часто его называют двойником или дублем. Как правило, он вводится в действие не сразу, а с согласия протагониста приглашается ведущим на сцену при необходимости, в частности, при работе в технике “зеркала” (см. ниже), хотя может так и не принять участия в действии. Остальные вспомогательные “я” вводятся на сцену по мере назначения на роли, взаимодействуя с протагонистом и друг с другом на основе предлагаемых ведущим техник, о которых будет рассказано ниже. Протагонист при помощи ведущего и вспомогательных “я” осуществляет постановку сцены, наделяя персонажи словами и действиями или позволяя вспомогательным “я” действовать спонтанно, или комбинируя то и другое.
Уже при постановке первой сцены у хорошо разогретого протагониста может возникнуть инсайт; в этом случае по согласию между протагонистом и ведущим драматическое действие может завершиться, и процесс переходит на заключительную стадию шеринга. Чаще, однако, первая сцена, порождая новые чувства и ассоциации, приводит к постановке следующей сцены, в ходе чего осуществляется углубление и обогащение чувств и отношений протагониста. В классической психодраме такой следующей сценой обычно бывает сцена из отдаленного прошлого протагониста (вспомнить такую сцену просит ведущий или она возникает у протагониста спонтанно), чаще всего из детства; считается, что, прорабатывая детские истоки нынешних чувств и отношений, протагонист тоньше и глубже понимает их природу. Как отмечает Холмс (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998), каждая сцена драмы должна соответствовать всплывающим в памяти протагониста эпизодам его прошлого. Не имеет значения при этом, воспроизводит ли та или иная сцена реальные события и характеры прошлого. В психодраме мы имеем дело с “дополнительной реальностью” и не с реальными героями, а с интроектами (Лёйтц, 1994). Кроме того, драма может перейти в пространство так называемой “сверхреальности”, то есть в пространство заведомо невозможных в прошлом или будущем отношений и событий (например, новорожденный может разговаривать с матерью, возможна беседа с оставившим мир человеком и т. п.).
В этом странствии по своему прошлому возможно обнаружение базовой сцены, где произошла психическая травма, связанная с заявленной проблемой. На этом этапе вероятен катарсис (не обязательно бурно протекающий и вообще, вопреки широко распространенному мнению, не обязательный, хотя, несомненно, его возникновение имеет сильный терапевтический эффект и оттого желательно) и инсайт, то есть действие достигает своего пика. После этого возможно возвращение к исходной сцене; изменившееся отношение к ситуации позволяет, если это необходимо, осуществить психодраматическое изменение настоящего (в сценической реальности) и опробовать возможные до того не видевшиеся способы поведения и стили отношений в будущем (так называемый “ролевой тренинг” в случае интерпсихической драмы и проработка отношений между протагонистом и его субличностями или чувствами в случае интрапсихической драмы).
Психодраматическое действие не обязательно подчинено описанной схеме, хотя она широко используется. Его построение во многом определяется спонтанностью протагониста, ведущего и вспомогательных “я”; предварительные сценарии - в прямом смысле этого слова - отсутствуют. Некоторые моменты построения действия прояснятся ниже, при рассмотрении психодраматических техник.
В зависимости от индивидуального стиля ведущего, особенностей протагониста, его опыта и специфики заявленной им темы и протекания драмы взаимодействие между ведущим и протагонистом может быть различным. Так, ведущий может быть инициатором происходящих событий, активно предлагающим протагонисту направления и способы продвижения, либо может следовать за протагонистом; он может работать в непосредственной близости к протагонисту или на дистанции; вступать с ним в контакт “лицом к лицу” или находиться за его спиной и т. д.
Шеринг
Термин “шеринг” используется различными авторами в несколько разных значениях. В широком смысле он употребляется для обозначения всей завершающей стадии психодраматической процедуры (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998); в узком смысле - для обозначения одного из элементов завершающей стадии, содержащей “непосредственное постпсиходраматическое сопереживание с протагонистом” (Лёйтц, 1994), выражение членами группы близости и сочувствия протагонисту в непосредственной вербальной или невербальной форме или на основе идентификаций. Мы будем говорить о шеринге в широком смысле.
После завершения действия члены психодраматической группы садятся в круг {то есть события происходят в групповом пространстве) и приступают к завершающей стадии психодрамы, в общем обозначаемой как шеринг. На этой стадии присутствующие делятся друг с другом переживаниями и ассоциациями, возникшими по ходу драмы. Важным условием является отсутствие интерпретаций того, что было продемонстрировано протагонистом во время драматического действия, его проблем и способов подхода к ним; в противном случае протагонист, воспринимающий это как попытку судить его, теряет контакт с группой. Щеринг преследует несколько целей. Во-первых, протагонист, вернувшись в пространство групповых отношений, должен выйти из роли, сыгранной на сцене (равно как и вспомогательные “я”). Во-вторых, он должен, включаясь в процесс обмена чувствами и ассоциациями, ощутить, что его проблема эмоционально разделяется другими и, следовательно, не является только его проблемой, а он не уникален в своих переживаниях. В-третьих, групповая поддержка позволяет ему войти в состояние эмоциональной стабильности, способствующее самопринятию и возможности смотреть в будущее (Киппер, 1993). В-четвертых, полученные протагонистом обратные связи помогают ему увидеть проблему глубже и объемней, соотнося ее с чужим опытом переживаний. В-пятых, в процессе шеринга протагонист децентрируется, сочувствуя другим в их переживаниях. В-шестых, члены группы имеют возможность отреагировать собственные - иногда очень тягостные - чувства, возникшие по ходу исполнения ролей в драме или в позиции зрителя. Наконец, шеринг способствует углублению видения и чувствования членами группы друг друга, их взаимоприянтию и групповой сплоченности. В связи со сказанным шеринг часто обозначается как стадия интеграции (Рудестам, 1998). Шеринг предполагает несколько процедур; различают шеринг из ролей (ролевая обратная связь) и шеринг “от себя” (идентификационная обратная связь); первый, как правило, предшествует второму.
Шеринг из ролей предполагает, что члены группы, выступавшие как вспомогательные “я”, поочередно описывают чувства, возникавшие у них при исполнении ролей: тех, на которые их назначил протагонист, и в роли самого протагониста при обмене ролями; равным образом протагонист делится своими переживаниями в тех ролях, которые он играл. Подобная процедура позволяет протагонисту прояснить скрытые от него возможные аспекты ситуации и реальности чувств прототипов участвовавших в сценах персонажей. При шеринге из ролей часто возникает раздвоение описаний на то, что участник испытывал непосредственно в роли, то есть выступая в лице того или иного персонажа {например, “Как твоя мать, я чувствовал раздражение”), и на то, что он испытывал по отношению к этой роли {“Мне было очень тяжело играть твою мать”). Последнее, по сути, означает нечто промежуточное между шерингом из ролей и шерингом “от себя”.
Шеринг из ролей целесообразно завершать деролингом, то есть символическим снятием ролей со вспомогательных “я”. Деролинг осуществляет протагонист, поочередно подходя к вспомогательным “я” и произнося примерно следующее: “Ты больше не... (называется роль), ты... (называется реальное имя члена группы)”. Считается, что эта процедура важна, так как позволяет членам группы “освободиться” от ролей, выступая в дальнейшем “от себя” и не неся остатков ролевых переживаний, часто тягостных, во вне-групповое пространство.
Шеринг “от себя” предполагает обмен чувствами, которые члены группы испытывали, идентифицируясь с протагонистом или с кем-то из персонажей его драмы, а также воспоминаниями из собственного опыта, возникшими по ассоциации с драмой, и чувствами по поводу этих ситуаций. На этом этапе возможность поделиться чувствами получают и те члены группы, которые не принимали непосредственного участия в действии, выступая в роли зрителей (иногда рекомендуют начинать шеринг “от себя” именно с них). О значении этой процедуры сказано выше. Кроме того, шеринг “от себя” предполагает выражение чувств по отношению к протагонисту, сочувствие ему, принятие его {шеринг в узком смысле слова).
Основные техники психодрамы
Техники психодрамы разнообразны, и существует множество подходов к их классификации. Три техники являются классическими, их рассматривал как основные Морено. Это техника “дублирования”, техника “зеркала” и техника “обмена ролями”. Мы рассмотрим их, дополнив теми, что, помимо названных, выделил Киппер (Киппер, 1993), предложивший одну из наиболее полных классификаций. Техники, о которых пойдет речь, в основном относятся к стадии психодраматического действия (поэтому мы будем говорить о протагонисте и вспомогательных “я”), однако некоторые из них - или их элементы - могут использоваться и на стадии разогрева.
Дублирование предполагает временное присоединение к протагонисту другого члена группы, выступающего как его alter ego; его функция - поддержать протагониста и помочь ему выразить его актуальное состояние, например, озвучивая подавляемые протагонистом мысли и чувства (или давая начало озвучанию, которое продолжает протагонист). Протагонист вправе принять или отвергнуть сказанное дублем (в первом случае он повторяет высказанное им); во всех случаях дублирование помогает протагонисту в его продвижении в ситуации и самоосознании. В качестве дубля может выступить и сам ведущий, и ко-терапевт, и - по инициативе ведущего либо по собственной инициативе с согласия ведущего и протагониста - любой член группы, включая зрителей. Дубль действует на основе эмпатии, иногда для лучшего вчувствования копируя позы и жесты протагониста. Чаще всего он во время дублирования располагается за спиной протагониста в непосредственной близости к нему, прикасаясь к нему и произнося свои слова как “внутренний голос”; однако в зависимости от особенностей протагониста он может занимать и другие пространственные позиции, например, взяв его за руку и ведя за собой в случаях фобических расстройств.
Техника зеркала предполагает, что протагонист со стороны наблюдает за разыгрыванием поставленной им сцены, а его роль исполняет другой участник группы. В целом задача этого вспомогательного “я”, выступающего в качестве живого зеркала, состоит в том, чтобы по возможности более точно копировать поведение протагониста; но иногда оказывается важным акцентирование некоторых элементов его поведения, что осуществляется с позволения или по инициативе ведущего. Основное предназначение техники - позволить протагонисту более объективно отнестись к своей позиции в отношениях с окружающими или увидеть свою внутреннюю ситуацию.
Во время обмена ролями протагонист временно принимает роль, отданную им вспомогательному “я”, а вспомогательное “я” в это время играет роль протагониста. Техника служит децентрации, дает возможность прожить чувства введенного персонажа “изнутри” и увидеть - благодаря вспомогательному “я” - собственную реакцию на него. Затем каждый возвращается к исходной роли. Такой обмен ролями во взаимодействии протагониста со вспомогательным “я” может быть многократным, например, при разыгрывании взаимодействий, когда протагонист, поочередно принимая ту и другую роль, обе наделяет словами (вспомогательное “я”, как правило, при смене ролей повторяет слова и действия, только что произнесенные и осуществленные протагонистом, но возможны и спонтанные слова и действия).
Киппер относит названные техники к специфическим базовым техникам, дополняя их еще шестью. Отметим, что обозначенные ниже техники могут частично пересекаться. Театральные аналоги этих техник очевидны.
Самопредставление предполагает короткое ролевое действие или серию действий, в которых протагонист представляет себя или кого-то иного из своего социального атома. Вариантом самопредставления Киппер считает монодраму, то есть вариант драмы, в которой все роли играет протагонист {вспомогательные “я” не вводятся). Исполнение роли, как следует из названия, означает акт принятия роли кого-то другого - не обязательно человека, а, как говорилось, животного, субличности, части тела, предмета, понятия и т. д.
Диалог в специфическом понимании Киппера предполагает, что во взаимодействии между двумя членами группы каждый играет роль самого себя, что важно, например, при психодраматической работе с конфликтующими между собой супружескими парами.
Монолог означает, что протагонист вслух выражает свои чувства и мысли, как бы советуясь сам с собой. Монолог может выглядеть как комментирование своих действий на разных этапах драмы. Реплики в сторону. Техника предполагает, что протагонист прерывает свои действия или слова, отворачиваясь в сторону и обращаясь вовне (“ни к кому”) с иными словами, содержательно и интонационно выражающими его истинные, но скрытые в данной сцене чувства.
Техника пустого стула. Протагонист в данном случае взаимодействует с какими-то воображаемыми персонажами (все в том же широком понимании этого слова, но чаще всего речь идет о людях), не вводя вспомогательных “я”, а используя вместо каждого из них пустой стул. Это целесообразно, например, если протагонист не готов встретить ситуацию в собственно драматической форме в силу ее субъективно угрожающего характера.
Помимо названных “специальных” техник Киппер выделяет так называемые общие базовые техники. В данном случае речь идет об отношении элементов психодраматической практики к “универсальным величинам” времени и действительности.
Шаг в будущее предполагает разыгрывание ситуации из ожидаемого или воображаемого (желаемого или нежелаемого) будущего.
Возврат во времени предполагает воссоздание картин прошлого, но разыгрываемых, соответственно принципам психодрамы, “здесь и теперь”.
Тест на спонтанность означает, что ведущий при помощи вспомогательных “я” стремится поставить протагониста в неожиданную ситуацию; эпизоды, отражающие такие ситуации, подготавливаются заранее, включая действия вспомогательных “я”, планируемые как независимые от действий протагониста. Протагониста же просят действовать как можно естественнее.
Техника “сновидение”. Содержание сновидения разыгрывается, как если бы это была реальная ситуация; при этом задача работы со сновидением видится не только в толковании его символов и понимании смысла (не в психоаналитическом, а в экзистенциальном плане) но и в том, чтобы научить протагониста видеть более приятные сны, если данный сон и сходные с ним его мучают.
Психодраматический шок - техника, используемая при работе с психотическими приступами (галлюцинациями и видениями) и применяемая по окончании приступа. Протагониста просят воспроизвести галлюцинацию при помощи вспомогательных “я”, словно вернувшись в нее.
Гипнодрама означает, что с определенного момента ведущий начинает гипнотическую индукцию, распространяемую только на протагониста и не распространяемую на вспомогательные “я”; драматическое действие при этом осуществляется по обычным принципам. Гипнотическое состояние протагониста поддерживается вплоть до шеринга. С точки зрения Киппера, техника может быть использована и в терапевтических, и в диагностических целях.
Мы представили краткий очерк психодраматических техник, каждая из которых имеет особенности применения и свои противопоказания; кроме того, возможны (но не всегда) комбинации техник. Объем материала не позволяет осветить их подробнее; мы отсылаем читателя к указанной ниже литературе.
В заключение отметим, что психодрама относится к тем методам, которые при общем описании “теряют жизнь”. Пожалуй, более, чем в любом другом виде психотерапии, вдохновение и интуиция, сопричастные искусству, оказываются здесь решающими.
Барц Э. (1997) Игра в глубокое. - М.: Класс.
Блатнер Г. (1993) Психодрама, ролевая игра, методы действия. - Пермь.
Келлерман П. Ф. М. (1998) Психодрама крупным планом. - М.: Класс.
Киппер Д. (1993) Клинические ролевые игры и психодрама. -М.: Класс.
Лейтц Г. (1994) Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. - М.: Прогресс.
Морено 3. Т. (1998) Психодрама: ролевая теория и концепция социального атома // Эволюция психотерапии. - М.: Класс. Т. 3, с. 256-279.
Морено Я. (1993) Театр импровизации. - Красноярск: Фонд ментального здоровья.
Психотерапевтическая энциклопедия (1998) / Под ред. Д. В. Карвасарского. - СПб.: Питер.
Рудестам К. (1998) Групповая психотерапия. -- СПб.: Питер.
Холмс П. (1997) Классическая психодрама // Психодрама: вдохновение и техника. - М.: Класс, с. 25-36.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.terpsy.ru